Уведомления. «Радением и неусыпными трудами»


Сегодня благодаря архивам и летописям мы можем узнать многое об истории городов, в которых мы живем. Но, к сожалению, не всегда можно точно сказать, когда и по каким причинам возник город, вычислить первые постройки. Зачастую не представляется возможным даже понять, кто был первым градоначальником и принимал важнейшие решения о развитии города в той или иной сфере. Но Екатеринбург не из их числа.

Доподлинно известно, когда, кем и с какой целью создавался Екатеринбург. Памятник этим двум людям, Василию Никитичу Татищеву и Вилиму Ивановичу де Геннину, сегодня радует всех жителей столицы Урала. Официально датой появления Екатеринбурга считается 1723 год. Но его история, неразрывно связанная с именами этих людей, началась еще до этой даты.

Весной 1720 года В. Н. Татищев приехал сюда с целью развития горных заводов, которых в те годы здесь насчитывалось довольно много. Добрая половина современных городов Свердловской области образовалась благодаря промышленности. Татищев занялся в первую очередь Уктусским заводом. Вскоре после изучения местности стало ясно, что его реформирование невозможно, и необходимо строительство нового предприятия, а вместе с тем и создание административного центра. Было подобрано конкретное место на берегу Исети, но возник конфликт с крупными промышленниками тех времен — Демидовыми. Оказалось, что они являлись собственниками этих земель. Итогом этой истории стал донос, суд и последующее оправдание Татищева.

К строительству завода и развитию города Василий Никитич смог приступить только в 1723 году. К этому времени к нему присоединился В. И. де Геннин. Благодаря ему город и был назван в честь Екатерины. Памятник основателям Татищеву и де Геннину находится в , недалеко от . Открыт он был к 275-летию города.

Народные названия, топонимы

  1. БИВИС & БАТХЭД - Во-первых, их то же двое. Есть много парных скульптур, но только при виде этой вспоминается Бивис и Батхэд. А так же одно из обьяснений слова Болван - это Баклан

Памятник основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину появился в 1998 году, в честь 275-летия города. Если бы Татищев и де Геннин узнали, что спустя почти три века они будут стоять рядом, они, наверное, этому не поверили бы, да ещё и обсмеяли бы наглеца, способного предположить такое — отношения у них были весьма обострёнными. Но на памятнике они стоят рядом, устремив взгляд на Исторический сквер , откуда когда-то начинался город. Не будем отрицать — и тот, и другой сделали для его развития немало.

Конкурс на памятник основателям Екатеринбурга был объявлен в 1997 году, в преддверии 275-летнего юбилея города. Из присланных работ выбрали проект скульптора Петра Чусовитина — заслуженного художника РСФСР. Он родился в 1944 году в деревне Шипелово Белоярского района Свердловской области. Учился сначала в Свердловском художественном училище (наставниками были Мосин и Брусиловский), затем окончил Строгановское художественное училище (Москва).

Отношения отцов-основателей были далеко не дружественными. А как же иначе — Василий Татищев должен был быть единоличным основателем города и уже в 1721 году начал строительство завода. Но у него возник конфликт с Демидовыми — те обвиняли Василия Никитича в финансовых махинациях, взяточничестве и казнокрадстве. Василий Никитич даже был под следствием, но обвинения потом сняли.

Пётр I не стал отстранять Татищева с должности, а направил в строящийся город де Геннина, поручив ему приглядывать за строительством. Поэтому, разумеется, они друг друга, мягко говоря, недолюбливали. Хотя де Геннин, разобравшись в деле, признал, что Татищев во всём поступал справедливо.

Памятник, несмотря на критическое отношение многих горожан, стал знаковым местом в городе — здесь проводятся митинги, праздники. Здесь собирается молодёжь. Несколько раз он подвергался актам вандализма. Памятник регулярно отмывают от граффити и надписей. Обилие их связывают с тем, что это место облюбовали скейтбордисты. В июле 2010 года неустановленные личности надели на головы отцам-основателям картонные коробки с изображением Бивиса и Баттхеда. Как шутникам удалось остаться незамеченными, непонятно, учитывая, что коробки появились утром, а высота памятника — почти десять метров.

За памятником закрепилось множество названий, придуманных горожанами. Одно из самых популярных - «Бивис и Баттхед», в честь героев одноимённого мультсериала. Ещё одно прозвище - «Двое из ларца» - из-за одинаковых лиц. Фото Яны Белоцерковской.

Отцы-основатели

Георг Вильгельм де Геннин родился в Нижней Саксонии в 1676 году. В 1697-м он был приглашён в Россию. Участвовал в Северной войне . В Петрозаводске управлял Петровскими заводами в 1713-1721 годах. Там де Геннину установлена мемориальная доска. В 1721 году назначен главным на строительстве Сестрорецкого завода . Но заканчивалась стройка уже без него — в апреле 1722 года Пётр отправляет его на Урал. За двенадцать лет работы здесь построил девять заводов, в том числе давший начало Екатеринбургу. В России де Геннин просил называть его Виллим Иванович.

Василий Никитич Татищев родился в 1686 году в Псковском уезде. В 1720 году ему было поручено освоение Урала — его отправили сюда, чтобы разведать, где можно построить заводы и начать их возведение. Изначально Татищев хотел реорганизовать уже существующий Уктусский завод . Однако быстро понял, что его необходимо перенести на реку Исеть. Также он выбрал место для строительства завода около деревни Егошиха, тем самым положив начало Перми. Активно занимался просветительской деятельностью, открывал школы. Именно благодаря ему появилась знаменитая

Сегодня в арбитражном суде будут рассматривать иск скульптора Петра Чусовитина и Ассоциации правообладателей к предпринимателю Марине Чеботаевой об использовании изображения памятника Татищеву и Де Геннину . До этого они уже взыскали деньги с издательства и производителя конфет . Оказалось, что имущественные права на памятник оформлены администрацией города, а вот авторские права принадлежат скульптору Петру Чусовитину, который сейчас живет в Москве.

Печатать и публиковать фото монумента теперь стало опасным делом, но мы все-таки рискнем и в этом не коммерческом материале расскажем об истории памятника, о том, кто и почему протестовал против памятника и как не заплатили за работу скульпторам-исполнителям.

Как к Татищеву в пару поставили Де Геннина

В 1995 году мэрия решила, что в Екатеринбурге должен появиться памятник отцам-основателям города. Это была уже вторая попытка увековечить Василия Татищева и первая - Вильгельма Де Геннина.

Татищев - человек, который придумал построить на Исети завод, вокруг которого впоследствии вырос Екатеринбург. Как вспоминал бывший главный архитектор города Сергей Луканин, в 1982 году председатель исполкома городского совета народных депутатов, по-современному мэр, Павел Шаманов поручил Главархитектуре провести конкурс на размещение памятника Татищеву. Его выиграл проект скульптора Андрея Антонова и архитекторов Демидова и Незнанского. Поставить памятник хотели у дома сталинского ампира на улице Воеводина в Историческом сквере.

Наш проект утвердили, и Антонов начал работать, сделал скульптуру в глине в натуральный размер, осталось только сделать форму, отлить... И тут случился 1991 год, это дело отложили. А когда пришла новая команда городской власти, решили ставить памятник Татищеву и Де Геннину вместе, заново искали авторов, хотя тот проект уже был практически готов. Помню, в то время в «Вечерке» («Вечернем Екатеринбурге». - Прим. ред. ) вышла заметка Виталия Воловича о том, зачем проводить новый конкурс, когда уже был принят проект. Но тем не менее.

Вспомнили о монументе в 1995 году, и тогда решено было в пару Татищеву поставить Вильгельма Де Геннина. В 1722 году Де Геннин в ранге генерал-майора стал главой горнозаводской администрации на Урале и сыграл решающую роль в появлении Екатеринбурга. Именно он настоял на том, чтобы железоделательный завод был построен, хотя против выступал уральский промышленник Никита Демидов. При этом Татищев и Де Геннин друг друга недолюбливали и вряд ли при жизни могли подумать, что будут стоять рядом, отлитые в бронзе.

На конкурс заявились шесть скульпторов: Константин Грюнберг (автор памятника Жукову и мемориала «Черный тюльпан»), Петр Чусовитин, Валентина Соколова, Наталья Гринева, А. Булыгин и О. Бессонов. В музее архитектуры и промышленной техники Урала устроили выставку проектов, посмотреть на них могли все желающие.

Победителя определило тайным голосованием жюри из чиновников, архитекторов и скульпторов под руководством мэра Аркадия Чернецкого. В 1997 году подвели итоги конкурса. Пять членов жюри отдали голоса за проект Петра Чусовитина (согласно документации конкурса, соавторами проекта были архитекторы Овечкин и Дубровин), двое за проект Соколовой, один за проект Гриневой. Одновременно жюри голосовало за месторасположение будущего памятника. Был еще вариант Геологической аллеи в Историческом сквере, но победило место у водонапорной башни.

Как рассказывает писатель Дмитрий Карасюк, прямо перед местом, где сейчас стоит памятник, по приказу Татищева в 1738 году сожгли на костре татарина Тойгильды Жулякова за то, что, насильно крещенный, он вернулся из православия в ислам. Годом позже на этом же месте была сожжена башкирка Кисябика Байрясова.

Это были последние сожжения в российской истории. А потом на месте, где по приказу Татищева так казнили людей, поставили ему памятник. Но те, кто выбирал место, скорее всего, об этом не знали, - говорит Карасюк.

В победившем проекте Чусовитина у Татищева и Де Геннина не было головных уборов (это видно на фото выше). По словам Дмитрия Карасюка, кто-то из принимавших работу спросил: «А как их отличить-то?». И тогда на Де Геннина надели шляпу.

Как известный спортсмен днем прыгал с парашютом, а ночью делал Татищева и Де Геннина. И не получил денег

Петр Чусовитин, уроженец Свердловской области, к тому моменту давно живший в Москве, приехал в Екатеринбург, и началась работа.

Александр Петров тогда был художником-керамистом на творческо-производственном комбинате, который стал подрядчиком по созданию памятника. Работы по основному направлению не было, Петрову предложили на этом проекте стать мастером: обеспечивать исполнителей глиной, дранкой, деревом, металлом, подготавливать леса в цехе (высота памятника - 4,2 метра), следить за дисциплиной (время было трудное, говорит он, многие выпивали, не выходили на работу) - в общем, делать всё, чтобы процесс не останавливался.

Процесс создания памятника он описал так:

Автор дает скульптуру в малом варианте, после этого изготавливается каркас в натуральную величину, на него накидывается глина, дальше скульпторы-исполнители работают по глине: формируют ноги, голову, шляпу, складки. Скульптор принимает у них работу, сам доделывает, что считает нужным, и сдает её комиссии.

Одним из создателей памятника был будущий четырехкратный чемпион мира по парашютному спорту Валентин Прокопьев. Поработать скульптором-исполнителем его позвал друг отца Анатолий Старыгин, до этого они уже несколько раз делали ледовые городки. Днём Валентин прыгал с парашютом, а ночью работал в мастерской. Отсыпался в самолете после прыжков.

Мы с Анатолием Степановичем делали Де Геннина, - рассказывает он. - Чусовитин дал нам модель 1,6 метра, кстати, она была без шляпы. Шляпу сделали потом, чтобы выделить одну из фигур. Мы путем масштабирования самостоятельно сделали из глины модель в натуральную величину. Комиссия ее приняла. После этого начали отформовывать, то есть делать точно такую же модель, но из гипса. Работа кропотливая и очень интересная, она очень увлекла, всё своё свободное время проводил там. Вторая бригада, которая делала Татищева, ушла, и нас попросили спасти ситуацию, выручить и закончить его, чтобы успеть в срок. Так что Татищев от пояса и выше - тоже наша формовка и отливка.

Работали всю осень, зиму и весну, закончили 15 мая 1998 года. Пётр Чусовитин позже говорил в интервью «Литературной России»:

Ког­да я де­лал в Ека­те­рин­бур­ге мо­ну­мент Та­ти­ще­ву и Де Ген­ни­ну, я го­во­рил на­чаль­ни­кам (мэ­ру го­ро­да, гу­бер­на­то­ру Росселю), что мож­но, ко­неч­но, сде­лать и за три дня, но это бу­дет не па­мят­ник ос­но­ва­те­лям го­ро­да, а Дед Мо­роз со Снегурочкой.

Часть денег за работу Прокопьев и Старыгин, которого уже нет в живых, так и не получили. Они долго судились, выяснилось, что администрация города расплатилась с комбинатом, который нанимал скульпторов-исполнителей, автор тоже получил гонорар, но деньги, предназначенные исполнителям, до них дошли не все.

На двоих мы недополучили 64 миллиона неденоминированных рублей, - говорит Валентин Прокопьев. - В силу неопытности мы работали без договора, но был наряд - задание. Проиграли три процесса, не смогли доказать, что комбинат нам должен.

Мне это непонятно. Надо, наоборот, гордиться и показывать, что этот памятник - лицо города. Когда мы работали над ним, было очень приятно осознавать, что нас уже не будет, а памятник будет стоять.

Автор проекта Пётр Чусовитин сейчас живет в Москве и с журналистами на эту тему общается только через Ассоциацию правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), которая и подает иски.

Говорить, что автор запрещает публиковать изображения, неправильно. Эти произведения можно использовать всем, получив разрешение правообладателя, и стоит это копейки, - сказал представитель ассоциации. - Пример: для публикации на 1/8 полосы в книге или путеводителе тиражом до 3 тысяч экземпляров ставка авторского вознаграждения - 350 рублей единоразово.

Как везли гранит с Украины и покрывали памятник секретной краской

В мае 19 гипсовых частей памятника отдали для отливки на Уралмашзавод. Параллельно шла работа над площадкой и постаментом памятника. Основу из 300 кубометров бетона делали уральские строители.

Непростой здешний рельеф подсказал творческой группе архитектора Евгения Лугового расположить площадку так, что она как бы поднимается вверх двумя короткими, но широкими лестничными маршами и вместе с тем широко распахнута, соответствуя масштабам всего того, что ее окружает, - писал в мае 1998-го «Вечерний Екатеринбург».

Детали двух выполненных под старину фонарей отлили в Каслях. Серый гранит для постамента привезли с Сибирского карьера. Три блока из красного гранита для пьедестала и основания памятника обработали в Днепропетровске и в готовом виде привезли в Екатеринбург. В июне устанавливать их приехала бригада каменотесов под руководством Николая Голобородько, она же обрабатывала камень при строительстве храма Христа Спасителя в Москве и делала постамент памятнику княгине Ольге в Киеве. Между гранитными плитами проложили свинцовые прокладки, чтобы уберечь камни от сдвигов и осадков.

В газетах тогда писали, что фрагменты постамента и гранит будут покрывать специальной краской, рецепт которой держится в секрете. Известно лишь, что в ее основе лежит пчелиный воск.

Как искали для памятника другое место и спорили, кто важнее - Татищев или Де Геннин?

Не всем архитекторам понравился памятник, споры не утихали, даже когда уже был выбран проект Чусовитина и определено место установки.

Член екатеринбургского союза художников, искусствовед Георгий Зайцев писал в январе 1998 года в «Уральском рабочем»: «Не знаю, кто представлял мэру историческое обоснование для памятника, но парное решение скульптуры все-таки изначально лженаучно: Де Геннин и Татищев не были ни товарищами по работе, ни единомышленниками, ни равновеликими людьми в деле основания и строительства нашего города. На один постамент ставить две эти фигуры нельзя». По его словам, «Де Геннин приказывал, а Татищев выполнял его приказы».

Обозреватель «Уральского рабочего» Тамара Курашова на это отвечала, что измерять вклад этих двух людей в основание и развитие Екатеринбурга нельзя, у каждого своя роль. Но все же провела некоторое сравнение, и оно оказалось в пользу Василия Никитича: «Как посчитала Нина Петровна Архипова, известный географ-популяризатор, много лет занимающаяся татищеведением, Татищев строил Екатеринбург в первое свое пребывание на Урале в общей сложности почти 2,5 года. Геннин - только в его отсутствие, то есть пять месяцев».

Скульптор Геворкян замечал, что предложенный проект - вольный повтор памятников Герцену и Огареву, Минину и Пожарскому. Зайцев вопрошал: «Неужели никто не заметил, что в памятнике нет никакого художественного образа?». Впрочем, говорил он, это относится и ко всем остальным проектам, участвовавшим в конкурсе.

Были у него претензии и к месту установки, самому, на его взгляд, неудачному из предложенных: «Мало того что солнце полдня будет освещать фигуры сзади, что они будут «парить» над водосбросом Исторического сквера. Но своей задней частью они будут обращены ко входу в часовню во имя святой Екатерины, что, сами понимаете, не совсем удачно».

Скульптор Виталий Беляев, например, предлагал разделить Татищева и Де Геннина и поставить их у самого водосброса по краям.

А вот эти слова Зайцева сегодня кажутся очень знакомыми: «Как-то мы забываем, что исторический центр города - это не чей-то дворик, где можно установить то, что понравилось двум или трем десяткам пусть и уважаемых людей, а не населению города. Памятники ставятся на века, нам будет стыдно перед потомками за наши просчеты».

Не утихали разговоры даже в апреле, всего за четыре месяца до установки памятника. Нужно ли вообще его ставить и тем более на этом месте, обсуждали общество краеведов, клуб знатоков города, кафедра ДПИ УГППУ.

На защиту и памятника, и места встал главный архитектор города Сергей Луканин:

«…А. Чернецкий в начале 1995 года объявил открытый конкурс на памятник основателям города и место его размещения. Прошло три года с этого момента, и сегодня люди, называющие себя патриотами города, решили, что всё, что сделано скульпторами и архитекторами, выполнено плохо, совсем не так, как надо. Но если ты знаешь, как надо, я считаю, участвуй в конкурсе, участвуй в общественном обсуждении. Ведь возникает вопрос, где были все те, кто сегодня забрасывает мэра города письмами: «А может, рано вести стройку, а может, провести еще один конкурс?».

Как памятник поставили и всё-таки полюбили

Разговоры утихли, и 14 августа 1998 года, к 275-летию Екатеринбурга, памятник отцам основателям города торжественно открыли. На церемонии присутствовали губернатор Эдуард Россель и мэр Аркадий Чернецкий.

Надпись у подножия гласит: «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В. И. Де Генину Екатеринбург благодарный, 1998 год». Правда, стоят фигуры наоборот: слева Де Геннин, а справа Татищев. Хотя по большому счету это и не важно, горожане воспринимают Татищева и Де Геннина как одно целое. Их называют Бивисом и Баттхедом, заботливо укутывают в шарфики, проводят возле них митинги и пикеты, да и просто назначают рядом с ними встречи.

В 2015 году Татищева и Де Геннина приодели -

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории Екатеринбурга и Евгения Бурденкова.

Из-за главного символа города судят нескольких предпринимателей. Иски за якобы незаконное использование изображений памятника подала организация по коллективному управлению авторскими правами, которая заключила договор о передаче полномочий со скульптором Чусовитиным как с единственным автором архитектурного объекта. Однако на стороне ответчиков выступили наследники коллег и сами коллеги скульптора, принимавшие непосредственное участие в работе над монументом..

Памятник раздора

Уже год на Урале тянутся судебные разбирательства между ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) и предпринимателями, которые якобы незаконно использовали изображения памятника Татищеву и де Геннину, размещая их в разных видах печатной продукции.

Первое дело ассоциация выиграла в мае. Тогда Свердловский арбитражный суд обязал ответчика - издательство «Фест Хэнд» - заплатить 10 тысяч рублей за снимок памятника, опубликованный в бумажном гиде по достопримечательностям Екатеринбурга и близлежащих городов.

Дальше одно за другим последовали и другие неутешительные для ответчиков решения. Пермский предприниматель пострадал за набор открыток, где на одной изображается вышеупомянутый объект. ООО «Евразия» наказали за то, что те напечатали бронзовых Татищева и Де Геннина на коробке конфет вместе с другими достопримечательности города. ИП Марина Чеботаева использовала фото памятника в гиде и тоже предстала перед судом.

В сентябре 17-й арбитражный апелляционный суд решил полностью пересмотреть иски УПРАВИС к предпринимателям. С жалобами на решения Арбитражного суда Свердловской области обратились не только ответчики. К делу подключились наследники соавторов памятника: дочь Германа Дубровина - Наталия Анфалова и внук Алексея Овечкина - Олег Овечкин.

Наследники решили, что Петр Чусовитин не имел права без согласия их и других соавторов монумента заключать договор с УПРАВИС и объявлять себя единственным автором. Также они считают, что можно свободно использовать изображения памятника, который стоит в открытом для свободного посещения месте, и выступают против того, чтобы с кого-то взимались за это деньги.

Позицию наследников Германа Дубровина и Алексея Овечкина поддержали и другие члены команды, что работала над созданием памятника. Архитекторы Евгений Луговой и Юрий Сычев направили в апелляционный суд свои отзывы.

Корреспонденту сайт удалось пообщаться с Юрием Сычевым и узнать интересные факты о том, как в Екатеринбурге появился памятник отцам-основателям города.

Знак Весов и красный гигант из Украины

Памятник Татищеву и де Геннину установили в августе 1998 года. Монумент стал жемчужиной, завершающей архитектурный ансамбль Плотинки. Событие приурочили к 275-й годовщине со дня основания Екатеринбурга. Над проектом работал авторский коллектив, в состав которого входили скульптор Петр Чусовитин и архитекторы Герман Дубровин, Евгений Луговой, Алексей Овечкин и Юрий Сычев.

Фигуры отлили из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш» и собрали из 19 частей.

Удивительно, но авторам удалось не только сделать абсолютно непохожих друг на друга людей чуть ли не близнецами, но и «примирить» их. Ведь известно, что при жизни основатели города не особо ладили и вряд ли бы согласились долго терпеть такое соседство.

Работа над созданием памятника была довольно трудной, вспоминает Юрий Григорьевич. В те времена компьютерные программы для архитекторов и дизайнеров были редкостью, а компьютеры роскошью, поэтому все приходилось рисовать руками и высчитывать в голове. (Сегодня оригиналы чертежей Сычева хранятся в музее на малой родине архитектора в Курганской области. - Прим. ред.)

Юрий Сычев, архитектор:

Я все рисовал на огромных масштабов кальке. Чтобы понимать, как памятник будет выглядеть не на картинке, а вживую, приходилось фантазировать. Например, мы вырезали копии скульптур на картоне и приматывали к черенкам лопат. Рабочие эти конструкции держали неподвижно, пока я рассчитывал нужную высоту. Размеры и форму каждой плиты отчерчивал и высчитывал отдельный специалист. Все должно было быть четко, мы не могли позволить себе ошибиться.

Изначально задумывали использовать для постамента цельный кусок мрамора. Найти такого гиганта удалось на Украине. Однако во время обработки что-то пошло не так и в камне образовалась трещина. Пришлось выкручиваться: пилить глыбу на три части и скреплять. Между плитами положили свинцовые прокладки, чтобы уберечь от сдвигов.

У полукруглой скамьи, что расположилась за памятником, тоже необычная история. Идей оформления пространства было много, рассказывает Юрий Григорьевич, но творческий коллектив не утвердил ни одну. Между тем сроки поджимали, нужно было придумать решение. Однажды перед сном Сычев обратился с мольбами к небесам и к покойным товарищам, чтобы подали идею. Той ночью архитектору приснились весы.

Юрий Сычев:

Когда-то знак Весов помог Юрию Сычеву создать произведение искусства. Теперь весы, что принадлежат богине правосудия Фемиде, помогут восстановить справедливость в этой истории, надеется архитектор.

Спор ни о чем

Юрий Сычев:

Исковые требования УПРАВИС к предпринимателям Юрий Григорьевич считает необоснованными и тоже собирается выступать за свободное использование изображений памятника.

Юрист фирмы «Юста Аура» Марина Иванова, которая представляет интересы наследников соавторов памятника, рассказала, что полный состав авторов памятника уже установили и документально подтвердили. Во все судебные процессы представили архивные документы, из которых следует, что над созданием объекта работали еще четыре человека помимо Чусовитина, в том числе и Юрий Сычев.

Марина Иванова, юрист фирмы «Юста Аура»:

Скульптор Чусовитин не имел права единолично распоряжаться общим исключительным правом на памятник. Это право принадлежит ему наряду с другими соавторами и их наследниками. Договор между УПРАВИС и Чусовитиным, на основании которого поданы иски к ответчикам, нарушил авторские права третьих лиц и является ничтожным.

ИП Марина Чеботаева и издательство «Фест Хэнд» подали в Свердловский арбитражный суд и 17-й арбитражный апелляционный суд встречные иски. Ответчики требуют признать сделку недействительной в части распоряжения совместным исключительным правом на памятник Татищеву и де Геннину.

Если эти встречные иски удовлетворят, иски УПРАВИС к предпринимателям удовлетворить будет невозможно, отметила Марина Иванова.

Это означает, что к спору применима норма п. 2 ст. 1276 ГК РФ. Она разрешает свободно использовать произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, расположенные в месте, открытом для свободного посещения. Эта норма допускает воспроизводить и распространять изготовленные экземпляры, сообщать о них в эфире или по кабелю, доводить до всеобщего сведения в форме изображения, поясняет юрист.

Смогут ли город и предприниматели использовать изображения памятника отцам-основателям бесплатно, покажет ближайшее заседание суда. Подождем до 29 октября.

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...