Урок «Образ Чичикова. «Кто же он? Стало быть, подлец? Конспект урока литературы "Образ Чичикова


Разделы: Литература

Цель урока для учителя: создать условия, способствующие формированию целостной оценки литературного героя.

1) Обучающая: продолжить формирование умения давать всестороннюю оценку литературному герою;

2) Развивающая: развивать коммуникативную культуру обучающихся;

3) Воспитывающая: формировать ценностное отношение к литературному герою, воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.

Оборудование: портреты Чичикова и помещиков, высказывания литературоведов о Чичикове, схема Фогельсона, текст поэмы “Мёртвые души”, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, таблицы: “Автор о своём герое”, “Что сближает Чичикова с помещиками”, “Чем отличается Чичиков от помещиков”, “Качества Чичикова, которые способствовали его карьерному росту”.

План урока

I. Актуализация опорных знаний (инсценирование эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”) - экспозиция (ввод в тему урока).

II. Вычленение проблемы урока: “Кто же такой Чичиков: “подлец”, “приобретатель” или…?”

III. Исследование проблемы

3.1.Чичиков в понимании критиков.

3.2.Чичиков глазами помещиков и чиновников города N N: “приятный человек”.

3.3.Что сближает Чичикова с помещиками?

3.4.Чем Чичиков отличается от помещиков?

3.5.Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту?

3.7.Можно ли назвать Чичикова “мертвой душой”? (Анализ двух эпизодов: сцены встречи с блондинкой и сцены на балу).

3.8.Есть ли надежда на возрождение героя?

3.9.Почему так противоречив образ Чичикова?

3.10.Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: написание сочинения по теме урока.

Ход урока

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский

I. Экспозиция (ввод в тему урока).

Урок начинается с инсценирования эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”.

Сюжет рассказа достаточно прост: герой, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из “Мёртвых душ”, невольно задумывается над вопросом: “А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова? Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю. … Русь- тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…”

Этот вопрос измучил главного героя рассказа Василия Шукшина Романа Звягина.

Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову, главному герою поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, не ослабевает и сейчас.

В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг неё не затихают споры?

Ответ на данный вопрос кроется в высказывании молодого Чернышевского: “Этот характер самый трудный”.

В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собой и впечатления разные и чувства противоположные.

Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?

С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”

И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”

Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?

II. Вычленение проблемы урока. Сообщение темы и цели урока.

Именно так звучит тема нашего сегодняшнего урока.

Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.

III. Исследование проблемы.

3.1. -Предоставляем слово литературоведам.

В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.

С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.

В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.

М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.

И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.

В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.

Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.

3.2. -Что скажут о Чичикове герои поэмы?

Послушаем тех, у кого Чичиков покупал мёртвые души.

Слово Манилову!

Манилов: “Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. - Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Коробочка: “А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут.

Послушаем, что скажет о Чичикове Ноздрёв.

Ноздрёв: “Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Ещё хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья! Хотите знать, кто Чичиков?! Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю, такая, право, ракалия. Я думал было прежде, что он хоть сколько-нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.

Михайло Семёнович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Собакевич: “Чичиков - хороший человек.

Слово Степану Плюшкину! А вы что скажете о Чичикове?

Плюшкин: “Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном. Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мёртвые души. И что мы услышали?! “Приятнейший, образованнейший человек”, “плут”, “такая дрянь”, “великодушный”. Мнения разные, но в целом – хороший человек.

А что скажут чиновники города NN: губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты?

Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.

Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.

Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.

Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.

Выслушаем мнение дам о Павле Ивановиче Чичикове.

Дамы города NN: “Павел Иванович Чичиков?! Любезнейший и обходительнейший человек.

И здесь прозвучали отзывы самые лестные.

Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.

В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление.

3.3. - Итак, что же сближает Чичикова с помещиками - “небокоптителями”?

  • Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а солгать способен не хуже Ноздрёва)
  • Чичиков не заботится об общественном благе. (Вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности)

Таким образом, Чичиков является “собирателем” отрицательных черт всех помещиков.

3.4. - Чем Чичиков отличается от помещиков?

  • У Чичикова есть прошлое. (Это и “кисло-неприютное” детство, и первые уроки бережливости, и годы учения, годы службы в казенной палате и на таможне, до той минуты, когда Чичикову пришла мысль о приобретении мертвых душ)
  • Чичиков, в отличие от помещиков, размышляет, пытается проанализировать свои поступки. (После одной из своих неудач – увольнения с таможни за контрабанду – размышляет: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? …. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?”)
  • Характер Чичикова дан в развитии. (От события к событию растёт в нём жажда наживы)
  • Чичиков обладает энергией и волей.
  • Чичиковым “не овладело скряжничество и скупость”. (“В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками”)
  • Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями.

Таким образом, Чичиков, в отличие от помещиков, наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице.

Перед вами схема Фогельсона. (смотри приложение 1)

На ней отражены основные вехи жизненного пути Чичикова, история его взлётов и крушений. Они неотвратимо сменяют друг друга. Но, обратите внимание, после очередного крушения Чичиков снова достигает вершины, делает карьеру.

3.5.- Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту, а, следовательно, и обогащению?

  • Умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать “дело”, приносящее прибыль. Практичность, изобретательность.
  • Целеустремленность.
  • Умение вести “дела” (из разряда нечистых).
  • Умение поддерживать разговор широта интересов.
  • Знает человеческую психологию. (Чичиков легко перевоплощается и легко переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чём ни себе, ни своим целям.)
  • Умеет произвести приятное впечатление.
  • Типичная внешность делового благополучного человека.
  • Мимикрия, приспособляемость. (Оказываясь в новой обстановке, в любой среде он сразу же приобретает ее цвет, ее окраску, всюду становясь “своим”, близким человеком. Постоянная приспособляемость прекрасно отшлифовала Чичикова: резкие, острые черты чужды его облику, печать какой-то обтекаемости лежит и на его внешнем портрете)
  • Умение выстоять “под ударами судьбы”.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению.

Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, исключая взгляд автора на главного героя, то получится портрет интересного делового человека.

Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Деньги – единственная цель его жизни. Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши.

Таким образом, сфера действий для Чичикова не имеет особого значения. Ему важен результат. Чичиков ни во что не верит, кроме денег. Моральной оценки своим действием он не даёт. Может быть, попытка проанализировать свои поступки была однажды, после конфискации наворованного на таможне: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда…”. Но это, скорее всего, попытка оправдать себя.

На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека, который раньше любил его. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу.

“Не загляни автор поглубже в душу Чичикова, не шевельни на дне её того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровенных мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радёшеньки и приняли его за интересного человека”, - пишет о своём герое Н.В.Гоголь.

Но благодаря проницательному, испытывающему взгляду автора главный герой предстал в ином, истинном свете. Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой она подаётся, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.

Какие условия способствовали развитию в Чичикове жажды наживы? (Повсюду распространено казнокрадство: взятки, поборы. Истинным хозяином становится капитал).

Как относятся к тем, кто имеет капитал? (Одно это слово рождает “нежное расположение подлости”. Управляют другими те, кто владеет капиталом, а капитал управляет теми, кто управляет другими)

Итак, мы стали свидетелями того, как жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привела к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души.

3.7. Возникает вопрос: “Чичиков - мёртвая душа?”

Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту поэмы.

Давайте вспомним, о чем рассуждает Чичиков в 7-ой главе? (Он рассуждает о купленных крестьянах).

С Чичиковым, по словам Гоголя, происходит что-то необычное.

Что именно? (“Когда взглянул он потом на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”)

Обратите внимание: “Чичиковым овладело чувство”!

- Может ли такое случиться с тем, кто, по мнению П. Антокольского, “мертвая душа”?

Мнения литературоведов по данному вопросу разделились.

Некоторые считают, в том числе и В.Г.Белинский, что эти мысли чужды Чичикову и что их по существу высказывает автор поэмы, лишь слегка прикрываясь своим героем.

Другие литературоведы полагают, что в натуре Чичикова есть какие-то светлые начала, которым он, правда, не дает ходу, но которые обуславливают появление у него иногда серьезных раздумий о жизни.

Итак, мы переходим к следующему спорному вопросу: “Наделяет ли Гоголь своего главного героя живыми человеческими чувствами?”

По данному вопросу мнения критиков разделились, поэтому мы сейчас снова обратимся к тексту поэмы и, заняв позицию спорящих сторон, попытаемся обосновать их точки зрения.

Первая группа, опираясь на текст поэмы, будет доказывать, что человеческое чувство не чуждо Чичикову. Вторая группа, ссылаясь также на текст, будет доказывать обратное. (Анализируются два эпизода: сцена встречи с блондинкой на дороге и сцена на балу.)

Анализ данных эпизодов ещё раз подчёркивает двойственность главного героя поэмы. С одной стороны, главный герой “осмотрительно-охлаждённого характера”. С другой стороны, эти два эпизода приоткрывают что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала “на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа. “И Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов, - говорит Гоголь и продолжает, - но слово поэт будет уж слишком”. Обратите внимание, как Гоголь осторожен, как он постоянно уточняет себя: смущение, но “не чувство любви”, похож на “поэта”, но не “поэт”.

Интересно трактует этот эпизод Ю. Манн: “И все же, - пишет критик, – какое необычайно высокое переживание для пошлого Чичикова. И насколько оно сильнее его реакции при 1-й встрече с незнакомкой! Здесь Чичиков почувствовал себя “чуть–чуть не гусаром”. Это, кстати, не ускользнуло от внимания молодого Чернышевского. В своем дневнике будущий критик сделал пометку: “Дивился глубокому взгляду Гоголя на Чичикова, как он видит поэтическое или гусарское движение его души”. “Наконец, - продолжает Ю.Манн, при первой встрече Чичикова с блондинкой подчёркнуто, что не Чичиков, а другой, “только что начавший жизненное поприще”, неподвижно застыл бы при взгляде на красавицу. “Долго стоял бы он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль”.

А теперь?.. Теперь испытать подобное пришлось Чичикову.

О чем это говорит?

“Чичиков, конечно, не поэт”,- говорит Гоголь. Его переживание несравнимо слабее и мельче. Кроме того, это редкие, исключительные минуты его жизни. Но эти минуты были! И это важно!

Интересную оценку истории с губернаторской дочкой на бале даёт Игорь Петрович Золотусский, наш современник: “Разве не она подвела его окончательно? Разве не на ней он срезался и выпустил из рук, может быть, уже готовое порхнуть ему в руки счастье? Не пренебреги Чичиков вниманием городских дам, всё было бы прекрасно… А он рассиропился, на балу свои чувства выказал и тут же был наказан”.

Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала, - по мнению Золотусского, - способность Чичикова на живое движение души.

3.8. Есть ли надежда на возрождение героя?

И эти необычные минуты в жизнеописании Чичикова, его способность откликаться на женскую красоту сверкают в I томе как дальние предвестия будущего возрождения. Я говорю о замысле Н.В.Гоголя провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению.

Имея за спиной прошлое, Чичиков мог иметь и будущее. “И может быть, - пишет Гоголь, - в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес”.

И этой верой Гоголя в способность русского человека измениться, верой в потенциальные возможности его души предопределено не только центральное место Чичикова в I томе, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах. Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом.

3.9. Почему так противоречив образ Чичикова?

Но как не верил Гоголь в духовное возрождение своего героя, его исправление во II главе давалось с трудом. И, как вы знаете, за 9 дней до смерти он сжигает чистовик 2 тома.

Почему это случилось?

“Много, слишком много обещано, - писал Белинский после выхода I тома, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того нет ещё и на свете”. Против Гоголя была сама жизнь да ещё его талант, бескомпромиссно последовательный и верный правде.

А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” Запишите высказывание того литератора, чья точка зрения вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.

Итак, прозвучали разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков способен на живые человеческие чувства, но сознательно подавляет их, подчиняя всю свою жизнь приобретению, обогащению. Страсть к наживе захватила всё его существо.

3.10. Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

Есть ли у Чичикова литературный предшественник? (Молчалин)

Чем похож Чичиков на Молчалина?

* Оба следуют заветам отца.

* Умеют приспосабливаться к людям.

* Оба играют роль влюблённого затем, чтобы облегчить себе путь к богатству.

* После взлётов героев неизбежно следует падение.

* Производят приятное впечатление на окружающих.

* За внешней привлекательностью скрываются низменные, подлые характеры.

- “Молчалины блаженствуют на свете!” Можно ли отнести эти слова к Чичикову? (Да. Его идеалы и кажущаяся быстрота их достижения привлекательны всегда и в современном мире тоже).

IV. Итоги урока (диалог-беседа).

Чичиковы живучи. Их самоотверженность и терпение позволяют им постоянно возрождаться.

Как вы думаете, почему этот образ вечен? (1) цель – обогащение – привлекательна 2)привлекает быстрота достижения цели.)

- Страшны ли Чичиковы? (Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути).

I АОЗ

1.Слово учителя.

Мы с вами почти заканчиваем изучение большого произведения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». И давайте вспомним некоторых героев поэмы.

2. Мотивация. Кроссворд.

Догадайтесь: о ком идет речь?

1.Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

2 - 6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс ).

3.… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка ).

4.…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

5.Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

7.Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

Ч

И

Ч

И

К

О

В

Какое ключевое слово мы получили? (Чичиков)

Правильно. И сегодня на уроке речь пойдем об этом герое гоголевской поэмы.

II ФНЗ

Слово учителя.

Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор. Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя?

Гоголь - мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова?

- Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича.

Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1гл.)

Итак, Чичиков приезжает в город NN . Но, зачем? Цель его визита. Но, прежде, чем ответить посмотрим отрывок видео «Чичиков в трактире».

Чичиков навещает помещиков. И прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Посмотрим отрывки некоторых визитов Чичикова к помещикам и дадим им слово, как же они относятся к Павлу Ивановичу Чичикову.

Визитка героя .

Помещик Манилов-

бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на сладенькую болтовню»

в «Храм уединенного размышления»

на берегу озера в поместье Маниловка.

«Чичиков у Манилова» (видео)

Манилов: «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизонькой своим посещением… уж, такое право, доставил наслаждение… майский день …именины сердца… Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Визитка героя

Помещица

Коробочка Настасья Петровна-

коллежская секретарша,

«дубинноголовая»,

суеверная и ограниченная,

всегда ждёт вас в своей деревеньке

и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Коробочка: А? Тот приезжий - то! Купил он тогда мертвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому наверное и плут.

Помещик Ноздрёв:

кутила, картёжник и болтун-

с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,

потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

«Чичиков у Ноздрева» (видео)

Визитка героя.

Ноздрев: Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то ей - богу повесил бы его на первом дереве. Еще хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья. Хотите знать, кто Чичиков? Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что он двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю. Я думал было прежде, что он хоть сколько - нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним никак нельзя говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности. Прямо Собакевич, такой подлец!

Манилов: Михайло Семенович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Помещик

Собакевич Михайло Семёнович-

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах,

будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич : Чичиков - хороший человек!

«Чичиков у Плюшкина» (видео)

Плюшкин: Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве - то упущения… да и лошадей корми сеном.

Учитель: Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар - мертвые души. И что мы услышали? Приятнейший, образованнейший человек, плут, такая дрянь, великодушный. Мнения разные, но в целом - хороший человек. Как вы думаете, чем Чичиков отличается от помещиков?

Да, правильно. У Чичикова есть прошлое и о нем мы узнаем в 11 главе. Но, так же в 11 главе Гоголь ставит перед читателем интересный вопрос по отношению к Чичикову: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Давайте попытаемся ответить на это вопрос. Для этого обратимся к главе 11и поработаем с текстом по плану.

План

Детские годы Чичикова.

Учеба в училище.

Служба в казенной палате.

Служба на таможне.

Изобретение нового способа обогащения.

Как проходило детство Чичикова? Что рассказывает Гоголь о происхождении и
детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

- Как воспользовался Чичиков советом отца?

Как прошли его школьные годы?

- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

Учитель: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др.

Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

Служба в казенной палате.

С чего началось служебное поприще Чичикова?
- Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Учитель: Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

Участие в строительной комиссии.

Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?

Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне
- Как складывалась его карьера в качестве таможен ного чиновника?
- Почему она закончилась крахом?

Учитель: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичикова — это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость.

Изобретение нового способа обогащения

Учитель: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»
И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

- «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно.

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы П.И.Чичикове.

Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

- Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале?

Итог урока.

Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

Гоголь задает вопрос читателям.

(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Вывод: Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.

Духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Душа Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи вв.


Побужденный признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.



















Кукрыниксы гг М.Шагал гг Манилов




П.Боклевский 1875 год Кукрыниксы гг Ноздрев


Кукрыниксы гг А.Агин 1846 год Собакевич












Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно, чтобы господа такого рода, то есть не так чтобы толстые, однако ж и не то чтобы тонкие, способны были к любви; Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово "поэт" будет уже слишком.




Один говорил, что Чичиков Делатель государственных ассигнаций, и потом сам прибавлял:"а может быть, и не делатель";другой утверждал, что он чиновник генерал-губернаторской канцелярии, и тут же присовокуплял: а впрочем, черт его знает, на лбу ведь не прочтешь". Чиновники










Итак, припряжем подлеца! Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего Угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете.Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.


Стало быть подлец? Надул учителя Надул повытчика Пустился на другие спекуляции Особенных способностей к какой - нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностью; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Чичиков вдруг постигнул дух начальника И в чем должно состоять поведение.


Цель Чичикова Экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды – вот что беспрерывно носилось в голове его. И все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим. Оказались кое-какие излишества: он завел довольно хорошего повара, тонкие голландские рубашки. Маленький человек?








Страсть – накопительство Кто ж зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем? И что я теперь? Куда я гожусь? какими глазами я стану смотреть теперь в глаза всякому почтенному отцу семейства? Как не чувствовать мне угрызения совести, зная, что даром бременю землю, и что скажут потом мои дети? Вот, скажут, отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!"

Образ Чичикова

Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, - признавался писатель Пушкину. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - помещиков, чиновников, крестьян. Объясняя замысел “Мертвых душ”, Гоголь писал, что образы поэмы - “ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других”. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова, и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру, показывает помещиков по принципу все более сильного их оскудения и морального падения. Мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова сменяет «дубинноголовая» Коробочка, безалаберного враля и шулера Ноздрева - неуклюжий хозяйственный Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - жадный скряга, «прореха на человечестве» - так называет Плюшкина Чичиков.

Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж - Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. О происхождении и формировании его характера мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал похвальные отзывы учителей. Окончив учёбу, он поступает в казенную палату, где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится «своим человеком». Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но для Чичикова деньги - средство, а не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную задачу, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность.

Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.

Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Он может поддержать любой разговор и при этом говорит “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.” К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой особый подход. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.

В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов: он так же обходителен и чувствителен. Чичиков отлично знает, как произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные душевные излияния. Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. Коробочку деликатностью не проймешь, и Чичиков после долгих попыток вразумить ее “вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта”. При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, разговаривает с Чичиковым на «ты», и тот ведет себя так, словно они старые закадычные приятели. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, будто не сомневаясь в правдивости услышанного. При встрече с Собакевичем прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. “Его не собьешь, неподатлив!” - думает про себя Собакевич. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.

Своей поэмой Н. В. Гоголь ввел в литературу понятие “мертвые души”. Мертвыми были не только те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен так говорил об этом: “Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”.

Безусловно, поэма Гоголя “Мертвые души” – одно из величайших произведений XIX века. Белинский назвал поэму “истинно национальным произведением”. Гоголь сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, делая из них бессловесных рабов, но и помещиков, превращая их в тунеядцев, живущих за чужой счет. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственнического мира, заключенная в творениях писателя, не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Урок 5

Н.В. Гоголь « Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Цели : продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы, охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова, формировать у обучающихся умения составлять характеристику персонажей, формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование : таблицы, учебник, текст поэмы « Мертвые души», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока : урок - анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты : учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать главного героя Чичикова, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

III . Мотивация учебной деятельности

Учитель: В 11 главе Н.В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла « добродетельному» герою:» Нет писателя, который бы не ездил на нем верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало» Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди -подлецы. Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряженной тройкой, которая несется вдаль? Обратимся еще раз к главному герою. Этот образ является связующим звеном между главами. Что же мы знаем о нем?

IV . Работа над темой урока

А) Чтение эпизода « Чичиков в трактире»

Каким вы увидели П.И. Чичикова?

Б) Чтение эпизода « Встреча Манилова и Чичикова»

Каким вы видите в этом эпизоде Чичикова?

Начинается знакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманиловку», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру—открытом всем ветрам... покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций! пять-шесть берез небольшими купами... Под двумя из них была беседка... с надписью: "Храм уединенного размышления"... вляли две бабы, которые, картинно подобравши платья... ° ли п° колени в пРУДе" влача... бредень». Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается доволь-претенциозная и одновременно жалкая картина. Сам Манилов встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до притор-ти навязчиво. О нем автор говорит, что Манилова можно оха-актеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Манилов первоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и дело вводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны. В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраивая не то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое. Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Он ни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили свое существование». Чичиков озадачивет Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?! Интересен и образ Чичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». Павел Иванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить перед Хозяином, принимая его манеру поведения. Чичикову важно доиться своей цели — собрать как можно больше душ умерших крестьян, не прошедших ревизской сказки. Он задумал гранди-°3Ную аферу и теперь идет напролом к своей цели. Для него не существует нравственного барьера, который бы нельзя было обойти. Гоголь сумел увидеть нарождающийся класс капиталистов и гениально изобразил отдельных его типов. Писатель ним из первых увидел неприглядное «лицо» капитала и зал его «во всей красе» в поэме «Мертвые души».

2. Аналитическая беседа

В чем сходство и различие в характерах Чичикова и каждого помещика. В каких ситуациях герой ведет себя как помещики? Чем Чичиков принципиально отличается от помещиков?

Благодаря каким качествам Чичикову удается завоевать симпатии помещиков? В чем секрет его обаяния?

Кто такой капитан Копейкин? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?

Как связаны с названием произведения образы помещиков и Чичикова?

Есть ли в поэме « живые души»? Кто они?

Какова роль в поэме» Повести о капитане Копейкине»?

3. Коллективная работа над составлением таблиц « Павел Иванович Чичиков», « Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками»

Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование
а) наказ отца
б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
- слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
- накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче;
- выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;
- был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

Служба
а) начало службы
б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь¬ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо¬роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб¬ретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»
Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

омещик и его отличительная черта

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Коробочка - мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.

Ноздрев - самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

4. Мини-дисскусия

Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

При каких условиях могла появиться такая личность?

Насколько такой герой интересен современному читателю?

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Чичиков - герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей - пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

VI . Домашнее задание

Творческое задание: Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию «И еще одна причина… препятствовала вступлению Гоголя в область романа: Гоголь миновал женский характер во всей его глубине» Согласны ли вы с этим утверждением?

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...