Урок литературы герой нашего времени история создания. Уроки по "Герою нашего времени"


Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин - герой своего времени?»

1. Дать нравственно-психологическую характеристику (портрет) главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Проследить, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина.

2. Определить нравственно-психологические особенности поколения 30-х годов XIX века в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

3. Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки).

4. Продолжить развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус

Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания

Метапредметные:

Смысловое чтение

Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение

Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

Актуализация проблемы: «Трагедия жизни Печорина и его поколения»

Личностные:

Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;

Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;

Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

Ход урока

1.Организационный момент.

Настрой. Деление класса на 5 групп. Знакомство с правилами работы в группе и распределение ролей.

Целеполагание (каждый учащийся ставит перед собой цель - запись в тетради и смайлик - настроение сегодня на уроке).

2.Формулировка цели и задач урока.

Вступительное слово учителя

Итак, изучение романа «Герой нашего времени» завершено. Мне хотелось, чтобы вы сами подвели итоги знакомства с этим произведением, показали глубину понимания смысла, который М.Ю.Лермонтов вложил в свое произведение. (слайд 1)

В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов с грустью говорит:

Печально я гляжу на наше поколенье.

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно….

Как вы понимаете смысл этих строк.

(выслушиваются ответы учащихся) (слайд 2)

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» важна и интересна для изучения проблема потерянного поколения. У каждого поколения свои особые черты и своя судьба. Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века, опираясь на материал романа, романа «о времени и о себе».

Попытаемся ответить на вопрос: Печорин герой своего времени?

Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Что вы можете сказать о сюжете и фабуле романа? (слайд 3,4)

Выстраивание композиции романа по

Фабуле - (события в литературном произведении в их последовательной связи).

«Тамань». (Печорин полон жизни, энергии, способен на сочувствие).

«Княжна Мери». (Активно добивается цели).

«Фаталист».(Не способен на элементарное движение к человеку).

«Бэла».(Ищет спасение в любви, добивается, но судьба распоряжается иначе…)

«Максим Максимыч». (Прошлое ему неприятно).

Предисловие к журналу Печорина. (Умер где-то в Персии).

Такое выстраивание композиции для создания психологического романа.

Эволюция героя не происходит, так как повествование о герое заканчивается смертью.

3. Работа над новым материалом.

Дети работают в группе. Каждая группа работает над отдельной повестью из романа «Герой нашего времени». На исследование текста повести отводится 10 минут. Группа должна на листах бумаги схематично изобразить ответы на поставленные вопросы, сделать вывод, каждый вывод подкрепляется цитатами из текста.

Задача для групп. (слайд 5)

1) Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или деталей его поведения.

2) Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте).

3) Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят.

4) Проследите, изменяется ли характер героя на протяжении повести. Если да, найдите объяснения или причины этих изменений.

5) Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты.

«БЭЛА» (слайд 6)

Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?

В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?

За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?

Любовь к Бэле для Печорина не прихоть распущенного сердца, а попытка вернуться к миру искренних чувств «детей природы». Доминирующими чертами характера Печорина являются «глубокая, постоянная печаль», постоянная усталость и холодность. Мы видим, что он доверяет Максиму Максимовичу, но невольно служит причиной смерти Бэлы. Герой очень болезненно переживает гибель черкески, хотя и не хочет этого показать. Бодрая душа Печорина стремится к деятельности, требует непосредственного, живого движения, воли, энергичного проявления жизни - он натыкается на чеченские пули, ищет забвение в любви, рискованных приключениях, смене мест. Но все это лишь поиски выхода, попытки развеяться, забыть о гнетущей «большой пустоте».

«Максим Максимыч» (слайд 7)

Кто описывает портрет Печорина? Почему?

Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу?

Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина?

Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?

Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

Внешне Печорин кажется равнодушным ко всему на свете, но в душе не может простить себе, не может спокойно вспоминать историю с Бэлой. Не надеясь на понимание Максима Максимовича, убегая от душевной боли, Печорина преследует пустота и осознание того, что жить так вряд или нужно, примирение он получает разве что в горькой иронии над самим собой: «...а все живешь - из любопытства: ждешь чего-то нового... Смешно и досадно!».

«Тамань» (слайд 8)

Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?

На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»?

Предполагаемые ответы учащихся.

Герой в повести еще молодой и неопытный, чувства его живые, пылкие и внезапные, он под влиянием каких-то мыслей или событий может не спать. Люди для Печорина являются интересными, жизнь зовет его навстречу опасности и неизвестному. Из-за своей доверчивости он попадает в ловушку, устроенную ундиной. Попытка сблизиться с контрабандистами становится безрезультатной не только потому, что они не могут признать Печорина своим человеком, но и потому, что разгадка тайны вызывает у него разочарование. Пылкий интерес к жизни сменяется отчуждением и равнодушием.

«Княжна Мери» (слайд 9)

Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»?

Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина - это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.

Предполагаемые ответы учащихся.

В обычном для себя окружении, в кругу социально близких людей, герой демонстрирует всю силу своих умений. Здесь он - хозяин жизни, здесь ему является понятным и доступным любое желание, он легко предусматривает события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, сама судьба помогает ему. Печорин заставляет кого угодно «снять маску», оголить душу. Вместе с тем он приходит к поискам новых стимулов жизненного поведения, новых моральных норм, так как старые, принятые им добровольно, уже не удовлетворяют его. В повести автор ярко демонстрирует путь падения и подъем своего героя, в конце которого Печорин остается одиноким. Его все, каждый по-своему, ненавидят, он сам собой пренебрегает. Однако повесть заканчивается на светлой лирической ноте: духовные поиски Печорина, процессы его внутреннего развития длятся.

«Фаталист» (слайд 10)

Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?

Как Печорин испытывал судьбу?

О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?

Предполагаемые ответы учащихся.

В повести у Печорина нет ни друзей, ни врагов. Мысли о судьбе человека так захватывают Печорина, что ему не до Насти, «хорошенькой дочери» урядника, у которого он живет. Печорин освобождается от увлечений и человеческих взаимоотношений, речь идет лишь о том, что решает жизнь человека: его воля или судьба. Все персонажи делятся на тех, кто верит в судьбу, и тех, кто в нее не верит. Печорин сам решил подвергнуть испытанию судьбу и понял: его победа над казаком - это не случай, а точный расчет, сила, ловкость, ум. И хотя все внешне выглядело фатальным, Печорин фаталистом так и не стал.

4. Слово учителя. Выводы.

Прочитав роман, мы с уверенностью можем сказать, что Лермонтов ставил перед собой цель не просто показать судьбу героя, а нарисовать портрет целого поколения.Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. В эпилогеглавный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. То есть автор , через размышления главного героя выражает свое восприятие героя и ситуации, точка зрения автора не совпадает полностью с точкой зрения героя……

5. Самостоятельная работа учащихся.

«Печорин - герой своего времени» (слайд 11)

Печорин - герой своего времени.

Печорин - не герой.

Мог ли быть Печорин героем нашего времени?

Обсуждение 5 минут.

Выступления учащихся, отстаивание своего мнения.

Запись выводов в тетрадь. (слайд 12)

Лермонтовский герой - сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

Проблема «потерянного поколения» впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Основная идея произведения - проблема потерянного, поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи.

6. Рефлексия. Выставление оценок. (слайд 13)

Я оказывается не знал… - теперь знаю…

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что тебе понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?

7. Домашнее задание.

Написать эссе. (слайд 14)

1. «Что было бы, если бы Печорин не знал о заговоре против него?»

2. «Что было бы, если бы Печорин признался в любви Мери?»

3. «Как бы я поступил на месте Печорина при встрече с Максим Максимычем?»

Данные об авторе

Смирнова Ирина Олеговна

Место работы, должность:

ГОУ СОШ №316

Город Санкт-Петербург

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Цель урока:

  • проанализировать особенности романа
  • раскрыть образ Печорина через взаимоотношения с другими персонажами
  • проследить, как на фоне жизни простых людей выступает противоречивость Печорина

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

«Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»

Учитель русского языка и литературы Смирнова И.О.

Цель урока:

Оборудование: презентация к уроку

Когда был написан роман?

(с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

В чем состоит композиционная особенность романа?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке)

Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Назовите главы в хронологическом и сюжетном порядке.

Почему в романе сюжет и фабула не совпадают?

Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица - Максима Максимыча; от 2-ого лица - офицера-повествователя), а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица - самого Печорина).

2. -Как же был воспринят роман и его главный герой читающей публикой?

Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного.

Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Критики стремились доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Николай 1 дал убийственный отзыв о романе: «За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом».

Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.

Мы должны разобраться, почему отзывы столь противоречивы. Поможет нам в этом «Предисловие» к роману.

3. Давайте прочитаем «Предисловие» к роману.

Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете самой важной для читателей?

(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).

Конечно, читатели обиделись, что им в пример ставят безнравственного человека!

А ведь дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится 6 его значений, два из которых наиболее употребительны.

Я предлагаю вам следующие определения.

1 - Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2 - Главное действующее лицо литературного произведения.

3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Какого значения не заметили критики, обрушившие на роман Лермонтова упрёки в безнравственности его героя?

(Третьего!)

Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему - тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению - вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!

- Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Идейный кризис - кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения - все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Потребность понять “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию - характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

В 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Лермонтова, как представителя поколения 30-х годов 19 века интересуют человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности - центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по изучению романа .

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого - значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять - это и есть, собственно, цель нашего урока.

4. Первая глава, с которой мы знакомимся, - «Бэла».

В ней Печорин показан среди горцев.

От чьего лица ведётся повествование?

(Сначала - от лица русского офицера, приехавшего на Кавказ. Это первый повествователь. Затем - от лица Максима Максимыча - героя-рассказчика).

Но о Печорине мы узнаем далеко не сразу.

Каждую главу, кроме самой последней, Лермонтов будет открывать ПЕЙЗАЖЕМ.

Прочитаем его.

Многие писатели первой половины 19 века, представители романтизма , утверждали, что европейский разочарованный герой может излечиться от скуки и скепсиса через общение с «естественными людьми», через любовь к прекрасной горянке, через любование нетронутой природой.

1)- ПЕРЕД НАМИ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ, ПЕЙЗАЖ.

Романтический или реалистический пейзаж видим мы? Докажите свою точку зрения.

(Реалистический Этот пейзаж яркий, другие -грустные, но главное -ТОЧНЫЕ).

Путешественники остановились на ночлег в дымной сакле.

Для русского человека, оказавшегося на Кавказе, не только природа, но и жизнь горцев будет выглядеть экзотично.

Расскажите о жизни и быте горцев.

Как относятся наши герои к увиденному?

(Офицеру- повествователю - жалко, М.М. осуждает: «Преглупый народ!»)

Мы прочитали уже страниц 5 главы, а ни Бэлы, ни Печорина до сих пор не видим. Ход повествования нетороплив. Это была ЭКСПОЗИЦИЯ. Но вскоре всё меняется. Начинается ЗАВЯЗКА: мы узнаем о Печорине.

Прочитаем первый портрет героя

Что мы узнаём из этого отрывка?

(Возраст - 25,ему кто-то велел остаться в крепости, ЭПИТЕТЫ с суффиксами оценки, СТРАННОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ )

Как М.М. относится к Печорину? Как мы понимаем это?

(Суффиксы оценки, предлагает свою дружбу)

2)- Далее мы узнаём о событиях повести и знакомимся с такими героями, как Казбич и Азамат. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Расскажите об этих героях (портрет, характер).

(рассказ ученика о Казбиче, Азамате)

Какую роль в жизни этих героев сыграл Печорин?

(сломал их жизни)

Какой вывод о характере главного героя мы можем сделать?

(Печорин - человек, повинующийся своим мимолетным желаниям и страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой моралью. Люди для него - объект эгоистических “экспериментов”).

3)- Печорин хочет выкрасть Бэлу. Почему он хочет сделать это? Он влюблён?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»

Бэла понравилась Печорину, он привык получать то, что ему нравится. Печорин вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, сумел сделать так, Бэла влюбилась в него. Но девушка быстро наскучила ему, он мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее.

Любил ли Печорин Бэлу? Рассчитывал ли Печорин на столь трагический конец? Как он реагирует на происшедшее?

(Печорин НЕ УМЕЕТ любить. Настоящая любовь диктует человеку заботу о том, кого он любит, волнение за него, желание принести радость. А Печорин ЗАНЯТ СОБОЙ! Ему хочется более насыщенной жизни.

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно... »)

Считал ли Печорин в истории с Бэлой себя виноватым? (нет)

Когда Бэла умирает, Лермонтов пишет: «Я вывел Печорина вон изкомнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражалоособенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец онсел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете,больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и

засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»

Через 3 месяца Печорина перевели в другой полк, и с М.М. они расстались.

4) - С каким чувством рассказывал М.М. о Печорине? Кем стал для него Печорин?

В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого офицера “странным”.

Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое.

Почему Максим Максимыч и Печорин при их взаимной искренней симпатии не понимают и так никогда не поймут друг друга?

Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу.

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

Домашнее задание: как раскрывается образ Печорина в главе «Максим Максимыч».

Индивидуальное задание: Образ Максим Максимыча

МБОУ «Безыменская СОШ» Олейник Т.В.

Открытый урок литературы

Класс 9

Учитель: Олейник Татьяна Васильевна.

МОУ «Безыменская СОШ»

Грайворонского района

Белгородской Области

Тема: «Так что же за человек этот Печорин?»

Урок-эпилог к роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель : создать условия дляформирования умений и знаний по выявлению основных проблем в

главном герое Лермонтова «Герой нашего времени»;

способствоватьформированию умений и навыков художественного пересказа и развитию

памяти и мышления у учащихся;

привитие любви к произведениям Лермонтова.

Оборудование:

Портрет поэта;

    рабочие тетради;

Тип урока - литературный суд.

Замечания к уроку:

Учащиеся получили задание

Урок строится как урок – суд.

Учитель должен умело ввести их в урок, а ученики, обратившись к дополнительной литературе, вспоминают суждения критиков.

Урок был проведён в 9 классе, поэтому в конспекте даны возможные ответы, сделаны выводы.

Ход урока.

Слово учителя. Вот и пришло время, ребята, подвести вас к заключительному выводу: «что же за человек этот Печорин?» Вопрос «кто он? логически вызывает другой: «в какое время он жил?» Печоринское время - 30-е - 40-е годы XIX века. Помните, как герой скажет: «Я имел несчастие родиться в один прегадкий вечер».

Оказывается, в России были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастье, когда, говоря словами Герцена, «кругом никто и ничто не знало живого человека». Поколение Печориных было слишком юным, чтобы 14 декабря выйти на Сенатскую площадь. Оно увидело только казни и ссылки, научилось молчать, сдерживая слезы, выучилось скрывать свои мысли.

Россия превратилась в грандиозную казарму. Преследовалось свободомыслие. Какой трагической стала судьба передовых людей!

Наступил 1840 год. В свет вышел роман Лермонтова. На него посыпались обвинения. И тогда автор решил сказать свое слово.

В предисловии я объясняю, как необходимо принимать роман и главного героя. Читатели обиделись на меня, что в пример им поставили «такого безнравственного человека», потому что одни поняли буквально название романа. Другие посчитали, что в образе Печорина я изобразил самого себя. Я возражаю и говорю, что «Герой нашего времени» - «это портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном их развитии».Я считаю, что уже довольно кормили людей сластями… нужны другие лекарства, едкие истины.

В мою задачу входит указать болезнь времени,а как её излечить – это уж бог знает!

Учитель : Вот и подошли мы к теме нашего урока. Сегодня вы должны будете убедиться в том, что у Печорина действительно были «необъятные» нравственные силы, породившие в нем глубокую безысходную грусть, что трагедия героя - в его одаренности, незаурядном интеллекте, не нашедшем себе отзвука в эпоху реакции. Итак, из показаний господина Печорина

Печорин : «И может быть, я завтра умру! Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Учитель : А что же истинно? Это мы и выясним сегодня. Каков же Печорин? В чем вина, а в чем беда его? Посмотрим на него глазами тех, кто с ним разделял дни жизни, глазами автора, кто о нем прекрасно рассказал, критика В.Г. Белинского, а также собственными глазами.

Секретарь суда : Предоставляется слово следствию: «Сегодня в литературном суде слушается дело господина Печорина Г. А

В ходе следствия установлено, что Печорин, будучи от природы умным, наблюдательным человеком, глубоко разбирающимся в людях, приносит только несчастье им. Он бесцельно вмешался в жизнь и дела мирных контрабандистов в Тамани. Нарушил покой горцев: отнял у Казбича самое дорогое - коня, сделал бездомным абреком Азамата, стал виновником смерти Белы и ее отца, обидел близкого человека Максима Максимыча, разбил жизнь Мери, убил на дуэли Грушницкого. «Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой. Мы убедились, что он никого не согрел своим сердцем, а только принес страдания. Всего этого достаточно, чтобы дело передать в суд».

Судья: Ну что ж, господа, приступим. В зале присутствуют все, кто хоть какое-нибудь отношение имеет к Печорину. У обвинения и защиты есть вопросы к обвиняемому?

Прокурор: Скажите, Печорин, что привело Вас на Кавказ? Охота к перемене мест?

Печорин : Конечно, нет. Я был выслан из Петербурга за дуэль. По дороге, к месту своей новой службы задержался в Тамани, где случайно столкнулся с контрабандистами. Будучи от природы любознательным, я решил постигнуть тайны их жизни. Но меня ждало горькое разочарование: оказывается, в этой романтической истории не было никаких тайн. Я понял: их деятельность обусловлена жизненной необходимостью. Поверьте, я никому не хотел зла.

Прокурор: Да, поступок Ваш бесцелен. Обратите внимание, к какому страшному выводу приходит обвиняемый: «Какое мне дело до радостей и горестей человеческих!» Не правда ли, это жестоко?

Адвокат: Я протестую, господин прокурор! Печорин - романтик. Простая девушка ему представляется ундиной, сказочным существом. В своем приключении он видит что-то таинственное, неизведанное. Именно это влекло его горячую, жаждущую нового, натуру. Он так молод, неопытен.

Ему все интересно, он должен чем-то занять себя, наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы деятельностью без всякой цели. Он смел, отважен, ищет любви, ему понравилась таинственная девушка.

Что же тут плохого? Кстати, он сам попал в ловушку и чуть не погиб. А все потому, что ему интересны сами люди. Он хочет узнать тайну для себя, а не для коменданта. Вдумайтесь в его признание: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!» Это, бесспорно, вызывает сочувствие.

Прокурор: Я хочу продолжить. После какой-то военной экспедиции Печорину разрешили пользоваться водами в Пятигорске. Он в кругу людей, социально близких ему. Казалось бы, отдыхай и не омрачай жизнь окружающих. Но нет, и здесь Печорин показал полное равнодушие к человеческим страданиям.

Судья: Попрошу вызвать свидетельницу - княжну Мери.

Мери: Я влюбилась в Печорина и, конечно, не могла предположить, что он не ответит взаимностью. Я думала, что он боится препятствий со стороны моих родителей, поэтому и не делает мне предложения. Но оказалось, что он просто не любит меня.

Адвокат: Господа, разве можно судить человека за то, что он честно признается, что не любит. Я думаю, что это только возвышает Печорина в наших глазах.

Прокурор: Скажите, Печорин, для чего вы добивались любви Мери? Чтобы потом отвергнуть ее? Это же жестоко.

Печорин : Если вы думаете, что я добивался любви Мери из мелких эгоистических побуждений, хотел посмеяться над ее чувствами, то глубоко ошибаетесь. Я просто хотел вырваться из лицемерного светского круга, найти смысл в чем-то чистом и светлом. Но я ничего не добился. Я уже во всем разочаровался. Не верю даже в дружбу. У меня нет никаких идеалов. Это скверно. А потому не жаль и умереть, тем более «потеря для мира небольшая», «да мне и самому порядочно скучно!»

Адвокат: Господа! Как трагически звучат эти слова. Мне понятно состояние Печорина. Вспомните людей его круга, их нравы. В их среде нет места для серьезных раздумий, духовной жизни, нет места благородству и честности, и Печорин не ищет связи с этим обществом. Он слишком умен и выше окружающих, но он одинок. И в этом его трагедия. Тоска бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина.

Прокурор: Скажите, Печорин, зачем Вы вышли на дуэль?

Печорин: Я долго наблюдал за Грушницким и понял, что тот надел на себя маску во всем разочарованного страдальца, и эта шутовская комедия меня начала раздражать. Грушницкий оскорбил во мне человека, привыкшего строго судить самого себя и других. Я понял, что конфликт неотвратим.

Адвокат: Поймите, господа, здесь не пустая интрига, а глубокая человеческая драма. Фальшь илицемерие заставили моего подзащитного выйти на дуэль. Он в глубоком разладе с самим собой и другими и обречен на раздвоенную жизнь.

Судья: Попрошу вызвать свидетеля Вернера.

Вернер: Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям. Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Перед дуэлью с Грушницким, где я был секундантом Печорина, я предупредил его, что пистолет его не будет заряжен. Но это его не смутило. Меня удивило спокойствие Печорина, но еще больше поведение на дуэли: он предложил по одному выстрелу, а один из дуэлянтов должен был стоять на краю горной площадки, так что даже при легком ранении смерть для него была неминуема. Первым стрелял Грушницкий и промахнулся. Печорин же перед выстрелом приказал зарядить свой пистолет. То, как хладнокровно он убил человека, поразило меня. Печорина я считал своим другом, но после дуэли я не мог подать ему руки.

Прокурор: Благодарю господина Вернера за показания. Мы еще раз убедились, какой циничный человек Печорин. Он способен на убийство, не умеет ценить настоящей дружбы, черствый и холодный.

Адвокат: Господа судьи, я протестую против такого вывода и вызываю свидетельницу княгиню Веру.

Вера : Я много лет знаю Печорина. Это благороднейший человек. Он любил меня как собственность, как источник радостей и тревог. Я не стану обвинять его. Я многое поняла, общаясь с ним. Он глубоко несчастлив, в нем есть что-то особенное, ему одному свойственное. Он лучше других мужчин. Что бы он ни говорил, его власть непобедимая. Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно,. Ничей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто не старается уверить себя в противном.

Адвокат: Господа! Можем ли мы после всего услышанного обвинить Печорина во всех несчастиях. Наверное, вы убедились, что перед нами незаурядный человек, обладающий таинственной силой, нравом гордым и непобедимым. Такой человек может внушить любой женщине глубокую любовь. Но он не был понят людьми. Отсюда Печорин одинок и несчастлив. Все его поступки, авантюры - стремление разуверить себя в трагизме своей судьбы.

Прокурор: Я не могу согласиться с господином адвокатом. Отношение к Вере как раз убеждает нас в обратном. Вере он приносит одни страдания, разбивает сердце Мери, хладнокровно убивает Грушницкого. Этот человек приносит окружающим только несчастье. В подтверждение моих слов прощу вызвать свидетеля Максима Максимыча.

Максим Максимыч: Я простой человек, но могу сказать, что Печорин - странный человек, хотя и славный малый.

Меня он сильно обидел - такой холодной была наша последняя встреча. Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит... да и нельзя иначе!.. Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!»

Бэла

Повествование ведется от лица рассказчика (автора заметок). Однажды он ехал на перекладных из Тифли­са. По дороге он встретился со штабс-капитаном Мак­сим Максимычем. Познакомившись и разговорившись, они остаются ночевать в одном из аулов из-за метели. Максим Максимыч стал рассказывать разные истории из службы (он служил еще при Ермолове). Разговор зашел о Печорине Григории Александровиче. Он при­ехал служить в крепость под началом Максима Макси­мыча. Штабс-капитан дал такую характеристику Пе­чорину: «Славный был малый,... только немножко странный». Иногда целый день в дождь проводит на охоте - и не устанет, не замерзнет. А иногда уверяет, что от сквозняка может простудиться. Вздрагивает от стука ставни, хоть и на кабана ходит в одиночку.

Прожил Печорин в крепости год, и штабс-капитан рассказал собеседнику один случай.

Недалеко от крепости жил мирской князь, у него был сын лет пятнадцати, который часто бывал в крепос­ти. Мальчишка был очень вспыльчивый, его часто под­дразнивали, и он очень «был падок на деньги». Од­нажды князь пригласил Максима Максимыча и Печо­рина на свадьбу своей старшей дочери. Они пошли, так как были кунаками князя.

На свадьбе Печорин обратил внимание на красавицу, младшую дочь князя Бэлу. Но ею любовался и Казбич, которого подозревали во многих разбойных делах. У него был прекрасный конь, Карагез, не раз выручавший сво­его хозяина; этого коня многие пытались украсть.

Азамат предлагает Казбичу за коня украсть свою сестру Бэлу, зная, что Бэла очень нравится Казбичу. Максим Максимыч случайно услышал этот разговор и потом передал его Печорину.

В результате разговора Азамата и Казбича возника­ет стычка, Казбич уезжает.

В последующие дни, когда Азамат приезжал в кре­пость, Печорин каждый раз расхваливал коня Казби­ча. Затем предлагает Азамату в обмен на Бэлу коня Карагеза. Азамат соглашается. На следующий день ве­чером Азамат привез в крепость Бэлу, а наутро крадет коня в то время, когда Казбич сидит у Печорина.

Казбич был убит горем, когда узнал о краже. Часо­вой сказал, что Азамат отвязал коня и ускакал на нем. Казбич хотел отомстить, но Азамат скрылся.

Бэла дичилась Печорина. Он делал ей подарки, но она все же не подпускала его к себе. Он уверял, что любит ее. Наконец, он сказал ей, что уезжает, чтобы найти свою смерть, что если она его не любит, ему боль­ше незачем жить. Бэла не выдерживает и бросается Печорину на шею. Она сказала, что любит Печорина с первой встречи.

Казбич убивает отца Бэлы, посчитав, что с его согла­сия Азамат украл коня. Бэле сказали о смерти отца некоторое время спустя.

Утром рассказчик и Максим Максимыч отправля­ются в путь. Максим Максимыч рассказывает оконча­ние этой истории. Он привык к Бэле, привязался к ней, как к дочери.

Печорин всегда любил охоту, он стал часто уезжать из крепости, и Бэла стала без него скучать. Она думает, что Печорин больше ее не любит. Максим Максимыч утешает ее.

Однажды, когда Бэла и Максим Максимыч гуляли по крепостной стене, они увидели Казбича. Когда об этом рассказали Печорину, он посоветовал Бэле не хо­дить на крепостной вал.

Максим Максимыч стал замечать, что Печорин уже не любит Бэлу. Вызвав его на откровенный разговор, он услышал, что у Печорина несчастный характер, прино­сящий несчастья другим. В молодости Печорин наслаж­дался всеми удовольствиями, «которые можно достать за деньги», он говорит о том, что ему опротивел высший свет, любовь красавиц, «которая оставляя сердце пус­тым». Им овладела скука, он отправился на войну на Кавказ. Но и там ему тоже стало скучно. Увидев Бэлу, он подумал, что она - ангел, посланный судьбой, но любовь дикарки ему приелась так же быстро, как и любовь кокеток.

Однажды Максим Максимыч и Печорин отправились на кабана. Охота была неудачной, и Максим Максимыч предлагал вернуться. Но Печорин не хотел возвращать­ся без добычи. Кабана им все же не удалось убить. Ког­да они подъезжали к крепости, раздался выстрел. Это Казбич похитил Бэлу. Они бросились в погоню за ним. Печорин ранил коня Казбича, и Казбич ранил Бэлу кинжалом. Бэла мучилась два дня, бредила, ее лихора­дило, потом она умерла. Печорин, когда его решил уте­шить Максим Максимыч, неожиданно засмеялся. Бэлу похоронили за крепостью. Печорин долго болел, а по­том перевелся в другой полк в Грузию.

Прокурор: Вот еще одна жертва. Мы должны осудить его строго.

Адвокат: Я прошу вызвать главного свидетеля - автора, господина Лермонтова.

Прокурор: Господа! Вот и Лермонтов подчеркнул, что в Печорине собраны пороки, а не достоинства.

Адвокат: Да, пороки, но почему-то господин прокурор опустил слова «целого поколения». Почему же мы должны обвинять одного только Печорина? Прошу вызвать свидетеля защиты господина Белинского.

В. Г. Белинский: Господа! Обратите внимание на название романа. Печорин - действительно герой своего времени, то есть 30-х годов XIX века. Общественными условиями жизни я объясняю его эгоизм, его безверие, разочарование. Но у него есть критический ум, порывы искреннего чувства. Интеллект героя богат и многогранен, но возможности дать ему общественно полезное направление ничтожны. Деятельный по натуре, Печорин лучшие силы души и ума вынужден тратить по мелочам. Спасая себя от скуки, он порой дорого расплачивается. Печорин - незаурядная личность, но обществу он не нужен. Он всегда одинок, потому постоянно грустит. Грусть его сильнее, чем у Онегина Характер Печорина деятельный, кипучий, а жизнь, окружающая его, мертва и однообразна. Если Онегин «скучает», то Печорин «страдает».

Судья: Благодарим господина Белинского. Суд считает необходимым заслушать и обвиняемого.

Печорин: Пробегая в памяти все свое прошедшее, я спрашиваю себя: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе своей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных. Я утратил навек пыл благородных стремлений. И с той поры сколько раз я играл роль топора в руках судьбы!

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. Да, я любил только для себя, для своего удовольствия. Я давно живу не сердцем, а головой. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, простится с вами навеки, а второй... второй...

Учитель: Ну что ж, сегодня в литературном суде мы выслушали обвинения, защиту, свидетелей Печорина. Настала пора и вам, ребята, дать свою оценку Печорину

Итог урока. (высказываются учащиеся, делая выводы).

Что же за человек этот Печорин?

Из всего сказанного и прочитанного можно сделать вывод, что Печорин полон энергии, но направляет её на заурядные обстоятельства, и от этого она становиться разрушительной. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, сделался по его же словам, «нравственным калекой».

Печорин не может найти себе применения. Он растрачивает себя на мелочные дела, подставляет себя под пули, ищет забвения в романах. Для Печорина характерно резкое противоборство страстей. Он глубоко страдает от того, что понимает свою противоречивость между глубиной и целостностью натуры и «жалкостью действий», им совершаемых. Он чувствует в своей душе «силы необъятные, но не может найти им применение». Это и делает Печорина одним из лишних людей, т.е. типичным представителем 30-х годов 19 века.

Его волнуют многие вопросы жизни, он задумывается над философскими проблемами размышляет о добре и зле, жизни и смерти. Его критические высказывания, глубокое понимание человеческих отношений и характеров ставят его в ряд с умнейшими людьми эпохи. Даже черты внешности Печорина позволяют нам заметить признаки яркой личности, которая резко выделяется среди окружающих: он крепок физически, что естественно сочетается со светскостью, и в нём чувствуется какая-то внутренняя сосредоточенность и уверенность в себе. О противоречивости этого образа говорит очень важная деталь, отмечаемая автором – глаза Печорина, не смеялись, когда он смеялся. Его преследует скука и осознание недостаточности такой жизни, какую он ведёт. Печорин становиться «злым гением»для многих людей: толкает на путь преступления Азамата и Казбича, из-за него гибнет Бела, страдает княжна Мери, нарушается привычный ход контрабандистов. Вера, единственная женщина, которую он любит, несчастна, а Максим Максимович, искренне привязанный к Печорину, глубоко переживает его черствость.

Печорин расценивает своё поколение как людей, скитающихся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, неспособных к великим жертвам, ни для благо человечества, ни для собственного счастья.

Таков наш герой - рождённый для высокой цели, но вынужденный жить в томительном бездействии или попросту рассчитывать на себя.

«Это Онегин своего времени». Я думаю, что вы убедились в том, что это благородный, умный человек. Он бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду. Горько обвиняет себя в своих заблуждениях.

Печорин - часть того мира, который он сам отрицает, и в этом его трагизм. Время, конечно, подлежит обсуждению, но и каждый из нас, находящийся в этом времени, подлежит тоже обсуждению.

Григорий Александрович Печорин – герой переходного периода, когда идеалы прошлого разрушены, а новые ещё не успели сформироваться. Лермонтов отмечает, что Печорин –«точно портрет, но не одного человека, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким представлением Лермонтов подчеркнул реалистический подход к проблеме личности и общества.

Домашнее задание: Творческого характера. Дать письменное рассуждение по вопросу:

«Неужели у Печорина было назначение на земле – разрушать чужие надежды?»

(Ребята должны увидеть

двойственность натуры Печорина,

его душевного одиночества, постепенного «истощения жара души»)


Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Ирина Валентиновна, я сегодня проведу у вас урок литературы.
- Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (подарочные коробочки) А как вы думаете, что может быть внутри этих коробочек?
Слайд 2 (оказывается, всё, что угодно) вот так и первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
- Как вы считаете, в течение нашей работы мы сможем узнать друг о друге хоть немного? (Да) Иногда, ребята, и целой жизни не хватит, чтобы разглядеть характер человека, понять его мысли, причины его тех или иных поступков.
Я вижу вас впервые, но, тем не менее, уверена, что мы найдём общий язык и наша с вами работа будет успешной.
2. Вызов.
- Посмотрите на слайд 3, из какого произведения взята эта фраза? (Поэма Лермонтова «Мцыри»).
- Как связана поэма Лермонтова с его романом «Герой нашего времени»? Обратите внимание на вопрос. Он является ключевым. (автор попытался раскрыть душу героя, его переживания, раскрыть причину его поступков)
- К какому жанру принадлежит это произведение? Давайте вспомним, что значит
«психологический роман»? (Психологический романэпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков) ватман прикреплён к доске
-Лермонтов в своём романе попытался выступить в роли психолога. Кто такой психолог? (специалист, который занимается изучением поведения человека в различных ситуациях, пытается понять причины того или иного поведения и т.д.) Вот и вы сегодня тоже попытаетесь выступить в роли психологов.
2. Вызов. Приём «Дерево предсказаний» (ватман с деревом уже на доске)
- Итак, ещё раз посмотрите на основополагающий вопрос и попробуйте спрогнозировать, чем мы сегодня будем заниматься? Для этого возьмите листочки, запишите свои прогноз, зачитайте вслух и прикрепите к «дереву предсказаний». (ответы учащихся записываются на листочках и прикрепляются к «Дереву предсказаний»)
- Кто этот герой? (Печорин) А теперь я открываю вторую часть темы, прочитайте её: «Загадка образа Печорина»
3. Целеполагание. Слайд 4
- Итак, о ком же мы будем говорить, чей образ анализировать? Тема нашего урока «Загадка образа Печорина». Сформулируйте, пожалуйста, задачи урока:
- Обобщить знания по образу Печорина
- Попытаться выяснить, в чём загадка образа главного героя
- Создать психологический портрет Печорина
4. Осмысление.
А) Приём «Ассоциации» 2 мин
- Посмотрите на слайд 5, какие ассоциации возникают у вас при виде этих людей? Каким одним словом можно их назвать? (герои). Я предлагаю двум группам поработать со словарями, найти словарную статью слова «герой», а остальные ребята ответьте мне, кто же такой герой в вашем понимании?
Б) Работа со словарём (2 группы находят словарные статьи, пока высказывают свои предположения другие дети) Слайд 6
- Слово герой имеет несколько значений. Какое из них подходит Печорину?(работа со словарём, обсуждение в группе)
- выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги;
- главное действующее лицо литературного произведения;
- лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания;
- лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды.
Вывод. Все значения слова герой, кроме первого, применимы к нашему противоречивому персонажу и человеку.
В) Приём «Шесть шляп мышления»
-Итак, слово герой является ключевым в названии романа Лермонтова. Стержень романа – раскрытие чрезвычайного характера. В различных эпизодах Печорин всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние героические черты, а внутренний душевный мир.
- Вы уже много знаете о Печорине: этот герой вызывает самые противоречивые чувства и отношения. Выразить своё отношение к герою вы сможете, используя приём «Шесть шляп мышления». Слайд 8
- Выйдите по одному представителю от группы и выберите понравившуюся вам шляпу. Слайд 8 (прокомментировать каждую шляпу)
- В каждой шляпе карточка с заданием. В течение 5 мин вам нужно выполнить своё задание, определить, кто из группы выйдет отвечать, и, надев шляпу, представить образ Печорина согласно выбранному типу мышления. (работа групп проходит с музыкальным сопровождением)
- А чтобы гости не скучали, им тоже предстоит выполнить творческое задание, как и группе, выбравшей зелёную шляпу.
Г) Афиширование ответов (слайды 9 - 14)
1 группа(белая): Противоречивость (совершал порой необдуманные, противоречивые поступки)
2 группа(красная): Страстная натура. Лермонтов написал реалистическое произведение, но сам по натуре был романтиком. Поэтому и в Печорине бушуют страсти, которые тщательно скрываются самим героем. (побледнел, похудел, плакал)
3 группа(чёрная): Эгоизм, равнодушие к окружающим
4 группа(жёлтая): Самоанализ, самопознание
5 группа(зелёная): Герой своего времени
СинквейнПечорин
Одинокий, странный (эгоистичный, противоречивый)
Скучает, разочаровывается, не прощает
Герой своего времени (стремится к самопознанию или играет с чувствами людей)
Загадка (или противоречивость(чие)герой своего времени)
Расшифровка первых букв слова «натура» с указанием черт характера главного героя:
Н- настойчивый
А – амбициозный,
Т - твёрдый
У - умный
Р - решительный
А - активный
6 группа(синяя): Загадочность
- Итак, полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет нам делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. Но характер этого героя, основные черты которого мы записали на доске, является отражением того времени, в котором жил наш герой. В этом характере есть как тёмные, так и светлые стороны.
5. Подведение итогов. Социализация.
- У Лермонтова не было такой задачи: рассказать нам историю человеческой жизни. У него была другая задача: «история души человеческой» должна была открыться перед читателем. Лермонтову нужно было найти форму раскрытия сложного, противоречивого характера героя, поэтому он и показывает Печорина через призму двойных рам.
- Слайд15 В «Бэле» мы видим Печорина как бы из окна, через двойные рамы рассказов Максима Максимыча и его спутника.
- Слайд 16 В «М.М.» одна рама открывается: уже не два человека, а один рассказывает о своём впечатлении от Печорина.
- Слайд 17 В «Тамани» - окно настежь: сам герой рассказывает о себе читателю, но пока ещё не раскрывает своих душевных движений – мы много узнаём о событиях и довольно мало - о чувствах и мыслях героя.
- Слайд 18 Только в последних двух повестях – «Княжна Мери» и «Фаталист» - душа героя раскрывается перед нами вполне: в его дневниковых записях.
Слайд 19 И всё же, говоря словами великого русского критика Белинского, «Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа», потому что нельзя до конца постичь человеческую душу.
- Давайте ещё раз обратимся к чертам характера Печорина. Какие из них могут проявлять в наших современниках? А какие - в вас?
– Слайд 20 Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
- Чего не должно быть в человеке? Того что разрушает душу – ЗЛА.
6. Рефлексия.
- Давайте вернёмся к нашему «Дереву предсказаний», совпали ли ваши прогнозы с тем, чем мы занимались на уроке? Решили ли мы те задачи, которые ставили перед собой?
- Слайд 21 А теперь оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха: выберите нужный для вас уровень и прикрепите туда человечка.
Домашнее задание. Слайд 22 Эссе «Мой Печорин» или сочинение рассуждение «Кто для меня является героем нашего времени? »
- Я благодарю вас за активную и плодотворную работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов в изучении литературы, а также успешной сдачи экзаменов!


Приложенные файлы

  • #1

    Спасибо огромное, Инесса Николаевна! Низкий поклон за такую трудоемкую работу! Всего Вам самого наилучшего, здоровья и успехов во всем!

  • #2

    Инесса Николаевна, огромная благодарность за ваши материалы. Вы просто кладезь для учителей литературы. Всего вам самого хорошего.

  • #3

    Спасибо большое за Ваш бескорыстный труд!! Здоровья Вам и благополучия!

  • #4

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за материал! Счастья Вам в Новом году и всегда!

  • #5

    Крупное произведение лучше не разыгрывать, все выглядит мягко говоря не очень. Ну кому нужна такая игра?
    Другое дело драма, вот там можно выпустить свой "пар", эмоции, даже если будет карикатурно, все равно будет допустимо.

  • #6

    Уважаемая Инесса Николаевна,сердечное спасибо Вам за Ваш труд,за Ваше творчество и за Вашу щедрость!

  • #7

    Поклон Вам за прекрасные материалы, за ваш труд, за открытость души!!!

  • #8

    Спасибо за прекрасно подобранный материал, за творческий подход и профессионализм.

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна! Ваш сайт всегда выручает меня! Великолепные уроки! Даю почти без изменений!

  • #10

    Инесса Николаевна! Большое спасибо за интересный материал по роману "Герой нашего времени".

  • #11

    Инесса Николаевна! Я первый год преподаю литературу, и Ваш сайт стал для меня просто спасением. Интересные разработки, много дополнительных материалов. Большое Вам спасибо за Ваш труд!

  • #12

    Рукасуева Ангелина Митрофановна (Sunday, 24 December 2017 07:39 )

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна!Присоединяюсь к словам незнакомой мне Людмилы:Поклон Вам за прекрасные материалы, за ваш труд, за открытость души!

  • #13

    Дикалова Надежда Ивановна (Monday, 15 January 2018 13:00 )

    Очень богатый материал, большое спасибо!

  • #14

    Инесса Николаевна! Благодарю Вас за богатый материал! Такая прекрасная возможность увидеть и показать детям те "волшебные места", о которых они прочитали.
    Здоровья Вам и творческих открытий!

  • #15

    Инесса Николаевна! Большое спасибо за Ваш сайт и прекрасный материал!

  • #16

    Инесса Николаевна, большое Вам спасибо! Ваши материалы очень помогают в работе. Это просто бесценная помощь! Здоровья Вам крепкого, вдохновения, и пусть всё у Вас будет хорошо!

  • #17

    Спасибо огромное, Инесса Николаевна, за интересный материал, за Ваш труд. Здоровья и творческих успехов!

  • #18

    Ядыкина Марина Владимировна (Wednesday, 28 November 2018 21:29 )

    Инесса Николаевна! Большое спасибо за Ваш богатый материал! Будьте здоровы и в постоянном поиске новых идей!

  • #19

    Спасибо за интересный и познавательный материал

  • #20

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо за предоставленный материал. Всех благ Вам!!!

  • #21

    Огромное спасибо за Ваш труд!!! Творческих успехов и сил для плодотворной работы!!!

  • #22

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо, это все огромный труд, которым выделитесь так открыто. Творческих успехов Вам и благодарных учеников!

  • #23

    Спасибо за Ваш труд!! Выручаете каждый раз)

  • #24

    Огромное спасибо за такой изумительный материал! Постоянно пользуюсь!

Выбор редакции
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...