Управление разумом и раджа йога. Раджа йога (полная версия)


Изначально раджа-йога — цепь ученической преемственности (парампара), когда Господь Кришна передал ведические знания богу Солнца Вивасвану, а он за тем своему сыну и далее знание передавались только от царя к царю. Отсюда родилось это название: раджа — царь, йога — связь.

Впоследствии раджа-йогой стали называть тех, кто сумел осознать свою духовную природу и посредством медитации сумел обуздать свой ум, свои чувства, взять над ними контроль, стать царём своего ума.

Возможно, это связано с тем фактом, что данная практика является одной из разделов "Бхагават-Гиты ", которую и передал Кришна богу Солнца на заре эпохи создания Вселенной.

Основной целью практики раджа-йоги является осознание своей духовной природы и восстановление связи с Всевышним посредством медитации и постоянном памятовании о Боге.

Одними из тех, кто наиболее активно занимается данной практикой, является Всемирный Духовный Университет Брахма — Кумариса, правда поклонение у них идёт безличному аспекту Шивы, которого они считают Богом (одно из направлений шиваизма в индуизме).

Частично данное учение изложено в 6 главе "Бхагават-Гиты. Как она есть " и входит в 4 последние ступени аштанга-йоги , которая входит в состав дхьяна-йоги :

  1. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами.
  2. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума.
  3. Дхьяна — медитация.
  4. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

Во 2 стихе 6 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Знай же, о сын Панду: то, что называют отречением от мира, по сути дела, и есть йога, или воссоединение со Всевышним, ибо йогом можно стать, только избавившись от стремления к чувственным удовольствиям".

Для того же, чтобы отказаться от чувственных удовольствий , на первом этапе человек отстраняется от контакта с их объектами. Он принимает отречение (санньясу). Затем, обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.

Такой человек подчинил свой ум и сделал его своим лучшим другом, так как ум может быть и злейшим врагом, если не контролировать его.

Человек, обуздавший свои чувства, осознавший свою природу, больше не видит разницы между счастьем и горем, между радостью и печалью. Он равно относится ко всему и ко всем.

Третий и четвёртый этап раджа-йоги описывается в 13-15 стихах "Бхагават-Гиты. Как она есть " следующим образом:

"Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога".

После этого, благодаря чистоте ума , человек обретает способность видеть своё истинное "Я ", и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными качествами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее. Такой человек уже не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями.

Такой вид самадхи называется на санскрите асампрагьята-самадхи .

Чтобы добиться успеха на этом пути, необходимо идти по нему с решимостью и верой, так как данная практика достаточно сложна для нашего века. Умы людей в наш век слишком обеспокоены из-за того, что постоянно сталкиваются с объектами чувственных наслаждений.

Для занятия раджа-йогой необходима жизнь в уединённом месте, полный отказ от секса и других чувственных удовольствий, постоянное погружение в медитацию. Однако на такое способны единицы. Вот почему данный вид йоги рекомендован не всем и преимущество отдаётся все таки практике бхакти-йоги, конечная цель которой та же, что и в раджа-йоге .

Считают управление дыхательной системой . От нас требуется ощутить неприметнейшие движения, происходящие в нашем теле: мы приучили свой ум наблюдать происходящее вовне нас, не замечая того, что происходит внутри. Чтобы управлять этими неприметными движениями, нужно прежде всего заметить их. Нервные импульсы идут через весь организм, наполняя жизнью и активностью каждую мышцу, но мы ничего не чувствуем. Йоги же утверждают, что можно научиться следить за ними. Каким образом? Контролируя движения легких. Если достаточно долго делать это, то можно начать контролировать и менее заметные движения.

Что нужно для упражнений пранаямы: сядьте прямо, тело должно быть распрямлено. Хотя спинной мозг не прикреплен к позвонкам, он все же находится внутри них. Не распрямившись, вы не даете распрямиться и освободиться и спинному мозгу. Всякий раз, когда вы пытаетесь медитировать, не выпрямив позвоночника, вы наносите себе вред. Три части тела - грудь, шея и голова - должны постоянно составлять прямую линию, и вы скоро обнаружите, что научиться держаться прямо не труднее, чем дышать. Затем нужно взять под контроль нервы. Мы уже говорили, что нервный узел, управляющий дыханием, в известной степени оказывает воздействие на нервную систему в целом, поэтому так важно приучить себя дышать ритмично. Наше обычное дыхание вообще не имеет права именоваться так, оно чрезвычайно неравномерно, не говоря уже о естественных различиях в том, как дышат мужчины и женщины.

Итак, первое упражнение заключается в том, чтобы просто-напросто размеренно вдыхать и выдыхать. Это гармонизирует организм. Через некоторое время полезно будет прибавить к этому повторение священных слов, таких, как «Ом»19 или других . В Индии вместо счета раз-два-три-четыре употребляются символические слова, поэтому я и советую повторять в уме «Ом» или другое священное слово. Пусть слово «Ом» входит в вас или выходит из вас вместе с дыханием, ритмично, гармонично, и вы скоро почувствуете, как ритм охватывает все ваше тело. Только тогда вы поймете, что такое настоящий отдых. По сравнению с этим ощущением даже сон не дает такого отдыха. Успокоятся самые истрепанные нервы, и вы почувствуете, что никогда раньше не отдыхали так хорошо.

Первые результаты упражнений скажутся на выражении лица - исчезнут резкие складки и, по мере того как успокаиваются мысли, спокойствие проступит и на лице. Затем изменится голос, он станет красивее. Мне не приходилось встречаться с йогом, чей голос не был бы приятен. Но до этих изменений должно пройти несколько месяцев, однако, после того как в течение нескольких дней вы проделывали простые дыхательные упражнения, вам нужно перейти к более сложным. Медленно наполните легкие через ида, левую ноздрю, сосредоточенно следя за сопутствующими нервными импульсами. Следите за тем, как вы направляете нервный импульс вниз по позвоночному столбу, где импульс сильно и резко раздражает последний нервный узел, основной лотос, треугольный по форме, в котором и находится Кундалини. Задержите там импульс. Представьте себе, что вместе с медленным выдохом вы направляете этот нервный импульс вправо и через пингалу выводите его сквозь правую ноздрю. Это упражнение покажется вам немного трудней; для облегчения лучше всего закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно втягивать воздух через левую, затем, зажав обе ноздри большим и указательным пальцами, представить себе, как вы направляете нервный импульс вниз по сушумне и он ударяет по ее основе, а потом отнять палец от правой ноздри и выдохнуть воздух. Теперь медленно вдохните через эту ноздрю, держа левую закрытой указательным пальцем, и снова закройте обе ноздри. Людям, выросшим не в Индии, где к этим упражнениям приучают с детства и у детей разрабатываются легкие, такое дыхание дается с трудом, поэтому лучше начинать с четырех секунд, постепенно увеличивая время: четыре секунды на вдох, шестнадцать - на задержку дыхания и восемь - на медленный выдох. Это и составляет пранаяму. Одновременно нужно думать о базовом лотосе, треугольном по форме, сосредоточить внимание на этом нервном центре. Воображение может оказать здесь большую помощь. Следующий вдох делается медленно, но за ним сразу следует выдох, также медленно, затем идет задержка дыхания на тот самый счет, что и раньше. Разница в том, что в первом случае дыхание задерживается на вдохе, во втором - на выдохе. Второй вариант легче. Упражнение с задержкой дыхания на вдохе нельзя делать больше, чем четыре раза утром и четыре раза вечером. Со временем можно наращивать и число упражнений, и время задержки дыхания. Вы сами почувствуете, когда у вас появятся силы для этого, кроме того, упражнения должны доставлять вам удовольствие. Постепенно и осторожно наращивайте счет от четырех до шести, если чувствуете, что в силах сделать это, но помните, что нерегулярные упражнения могут принести вред здоровью.

Из трех вышеперечисленных процессов очищения нервов первый и последний не составляют ни труда, ни опасности. Чем дольше вы делаете первое упражнение, тем спокойнее вы становитесь, пока наконец вы не сможете просто произнести слово «Ом», даже во время работы, и оно успокоит вас. Если серьезно заниматься упражнениями, то наступит день, когда пробудится Кундалини. Кто просто делает упражнения дважды в день, скоро испытает некоторое успокоение тела и духа, а также обретет приятный голос, но лишь те, кто пойдет дальше этого и испытает пробуждение Кундалини, те начнут преображаться, и книга знания откроется перед ними. Собственно говоря, вам больше не потребуется обращаться к книгам за знанием, ваш ум станет книгой, содержащей в себе все знание. Я уже рассказывал о токах ида и пингала, струящихся по обе стороны позвоночного столба, и о сушумне, расположенной внутри него. Они есть у каждого животного, у всех позвоночных, но йоги считают, что даже у обычного человека сушумна закрыта и, в то время как ида и пингала распределяют энергию по организму, ее действие не ощущается.

Сушумна открыта только у йогов. Когда она открывается и энергия поднимается по ней, мы выходим за пределы чувственных восприятий, обретаем сверхчувственные, сверхсознательные качества, выходим из границ интеллекта в пределы, недосягаемые для логических построений. Главная цель йоги - открытие сушумны, вдоль которой расположены нервные центры, или, выражаясь метафорически, лотосы. Ниже всех помещается муладхара, ею заканчивается спинной мозг, затем выше идет свадхистхана, третий лотос - манипура, четвертый - анахата, пятый - вишудха, шестой - аджна, и седьмой, тысячелепестковый лотос сахасрара, помещается в головном мозгу. Пока что нас будут интересовать только два лотоса, нижний и верхний - муладхара и сахасрара, потому что энергия должна быть высвобождена из муладхары и доставлена в сахасрару. Йоги утверждают, что из всех видов энергии человеческого организма наивысшей является та, которую они называют оджас.

Оджас находится в мозгу, и чем его больше, тем сильнее, умнее и духовно крепче человек. Вот два человека: один излагает прекрасным языком прекрасные мысли, но они не волнуют сердца, у другого - ни мыслей, ни слов, но он завораживает людей, и каждое его движение исполнено силы. Это и есть проявление оджаса.

Оджас присутствует в каждом человеке, но в разной степени. В принципе все силы организма становятся оджасом в своем наивысшем проявлении. Надо помнить, что это только вопрос трансформации. Энергия, действующая вне нас в виде электричества или магнетизма, преобразуется во внутреннюю энергию организма, точно таким же образом мускульная сила может преобразовываться в оджас. Йоги считают, что та часть человеческой энергии, которая выражается через сексуальную деятельность или сексуальные помыслы, легко преобразуется в оджас, при условии, что ею управляют. Поскольку же преобразование происходит через муладхару, то йоги уделяют особое внимание именно этому центру. Йог старается собрать всю свою сексуальную энергию и обратить ее в оджас. Поднять оджас и накопить его в мозгу может только воздержанный мужчина или женщина, поэтому воздержание и считается высшей добродетелью. Человек и сам чувствует, что от невоздержания сникает его духовность, он утрачивает и силу ума, и моральную стойкость. Вот почему все мировые религии, давшие человечеству гигантов духа, утверждают принцип строгого воздержания, вот почему существуют монашеские ордена, для вступления в которые необходим обет безбрачия.

Необходимо соблюдать строгую чистоту мысли, слова и дела, без этого раджа-йога становится весьма опасной и может привести к безумию. Как может человек надеяться стать йогом, если, выполняя предписания, он все же ведет недостаточно чистый образ жизни?

19. Ом - священный, или «вечный слог», употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания. Он называется символом высшей святости; составляющие этот слог звуки («а», «у», «м») ассоциируются с индуистской триадой богов (а соотносится с хранителем мира Вишну, у - с разрушителем мира Шивой, м - с богом-творцом Брахмой). Во многих Упанишадах «вечный слог» Ом осмысливается с большой подробностью. Например, Шветашварата-упанишада называет сосредоточение на слоге Ом способом достижения Брахмана, I, 1-13; в Мундака-упанишада он сравнивается со стрелой, что всегда достигает цели, т. е. единения с наивысшим, 11,2,3. В Мандукья-упанишада слог Ом означает различные состояния сознания: а - бодрствование; у - сон со сновидениями; м - сон без сновидений; а весь слог Ом есть турия, наиболее совершенное, т. е. вечное состояние сознания, Мандукья-упанишада, 5-7. Можно переводить слог Ом как «истинно», «да будет так» (аминь).

Раджа йога – это один из четырех основных путей йоги. Она направлена на работу с человеческим разумом – основным источником материального мира. Вся наша жизнь, с ее радостями и разочарованиями – это не что иное, как результат умственной деятельности. Разум является королем этого мира. Он контролирует все человеческие желания и действия, и именно от него зависит . Если разум находится в шатком, нестабильном положении, личность становится очень уязвимой. В таком состояние любая неудача может стать непреодолимой преградой на пути к счастью. И только если человек достигнет абсолютной чистоты сознания и научится контролировать свой разум, он сможет добиться гармонии и успеха. Как это сделать знает Раджа йога.

Ступени упражнений Раджа йоги

Практика Раджа йоги предполагает прохождение восьми основных ступеней или уровней, каждый последующий из которых может быть преодолен только после того, как полностью освоен предыдущий. Первая ступень – Яма – заключается в самоограничении и отказе от плохих поступков. Она направлена на борьбу с проявлениями насилия, лжи, алчности, воровства и лености. Второй уровень носит название Нияма. Он заключается в том, чтобы посвятить себя духовным практикам. На третьей и четвертой ступени раджа йога (Асане и Пранаяме) происходит объединение разума с телом, которое становится возможным благодаря специальным тренировкам и дыхательным упражнениям. С пятого уровня, Пратьяхара, начинается Раджи йога. Этот этап направлен на непосредственную работу с разумом. Главная его цель – увеличить силу воли и достичь умственного сосредоточения.

Вторая ступень Раджи йоги (и шестая в целом) – это Дхарана. На ней человек учится сосредотачивать ум и распоряжаться своим вниманием. Очередной этап Раджи йоги – Дхиана – это медитация. Между ним и предыдущим уровнем – очень малозначимая грань. Дхарана плавно перетекает в Дхиана и заканчивается Самадхой, последней степенью Раджи йоги, ведущей к просветлению и достижению абсолютной гармонии.

Раджа йога — упражнения для начинающих

С учетом особенностей раджи йоги, упражнения для начинающих направлены на и осмысление себя. Они должны выполняться в тихой, комфортной обстановке. Первое, предлагаемое нами для освоения Раджи йоги упражнение для начинающих, выглядит следующим образом:

  • расслабитесь и попытайтесь сосредоточится на своих внутренних ощущениях;
  • замедлите ход собственных мыслей, постарайтесь осознать каждую из них;
  • остановите мысли вовсе.

Второе, входящее в комплекс Раджи йоги упражнение для начинающих, выполняется после освоения первого. По своей сути оно заключается в начале медитации. Для нее лучше использовать технику дза-дзен. Необходимо принять позу лотоса, распрямить спину и избавиться от мыслей. Далее необходимо сосредоточиться на дыхании, погружаясь во вдох и выдох. Постепенно нужно отключиться от внешнего мира, погрузившись в себя. &1

Практика этого пути йоги предполагает восемь ступеней или уровней, причем к каждому следующему можно переходить только тогда, когда полностью освоен предыдущий. Естественно, для новичка упражнения будут самыми простыми – ступень Яма. Практика заключается в отказе от плохих поступков, ограничении себя. Направлена на борьбу с алчностью, ленью и другими пороками. Постепенно, проходя все ступени, вы дойдете до пятого – здесь начинается непосредственная работа с разумом.

Раджа йога предполагает ограничение самого себя, отказ от плохих поступков и слов, то есть полностью направлена на создание «чистого человека».

Упражнения в йоге называются асанами. Они схожи по сути и технике выполнения с буддийскими пранаямами, включают в себя телесные упражнения и дыхательную практику. Считается, что в прошлом система йоги была намного более сложной, однако знания к нашему времени частично утеряны. Собственно, раджа йога относится к заключительной ступени познания человека. Тот, кто прошел этот путь, обладает пониманием мира и навыками глубокого анализа себя и других. Конечно, главная часть Раджа йоги - это медитации, но это не означает, что в ней не используются асаны. Первый шаг на пути духовного развития – обучение специальным практикам ума и медитативным техникам.

Каждое упражнение раджа йоги представляет собой своеобразное переосмысление мира и анализ самого себя.

Йога проста для понимания, начинающему следует осмысливать себя и освобождать ум от лишних мыслей. Первое упражнение проводится в максимальном комфорте, в тишине дома. Расслабьтесь и сосредотачивайте внимание внутри себя. Постепенно замедляйте движение мыслей, пытайтесь осязать каждую мысль и останавливать её. В идеале мыслей вообще не останется. В практике йоги считается, что контроль собственных мыслей – один из способов влияния на бессознательное.

Следующее упражнение – сосредоточение. Когда вы научитесь контролировать мысли, настает пора вызывать положительные мысли и думать о важных вещах, а не о тех, которые приходят сами собой. Садхан должен избавиться от ненужной памяти и ассоциаций, он подчиняет мысль себе, а не наоборот. Тот, кто постигнет эту технику, не нуждается в контроле тела. Никакие окружающие воздействия не повлияют на него, в том числе – жар или холод. Такой человек может называться властелином собственного сознания.

Третье упражнение для практикующих раджа-йогу - это медитация. Новичкам лучше всего подходит дза-дзен, но это не стопроцентное правило. К примеру, мастер может указать на совершенно другую технику. В простейшем варианте – выпрямите спину и сядьте в позу лотоса, если можете. Руки складывают космическую мудру. Практикующий постепенно избавляется от мыслей, следит за дыханием и погружается во вдох и выдох. Связь с реальностью постепенно ослабевает, медитирующий не помнит времени и забывает себя. Практика медитации – одна из главных в йоге. Именно с её помощью можно добиться вершины постижения себя и принятия бессмертного «я».

У этого термина существуют и другие значения, см. Раджа-йога (значения) .

Раджа-йога (буквально «королевская йога») возникла из практики хатха-йоги . Практика силы и энергии, которая ведет ученика к ступеням медитации , созерцания и самореализации.

Ступени Раджа-йоги

Раджа-йога также известна как Аштанга-йога (восьмеричный путь йоги, который ведет от хатха- к раджа-йоге ), потому что она организована в восьми частях:

  1. Яма - самоконтроль.
  2. Нияма - дисциплина.
  3. Асана - физические упражнения.
  4. Пранаяма - дыхательные упражнения.
  5. Пратьяхара - изъятие чувств из внешних объектов.
  6. Дхарана - концентрация.
  7. Дхьяна - медитация.
  8. Самадхи - полная реализация.

Яма и нияма контролируют страсти и эмоции йога, помогают жить в согласии с ближними. Асаны сохраняют тело здоровым и сильным, в согласии с природой. В конце концов йог освобождается от телесного сознания. Он подчиняет себе тело, превращая его в подобающее вместилище для души. Первые три ступени являются внешним поиском (бахиранга садхана ).

Две следующие, пранаяма и пратьяхара, учат адепта регулировать дыхание и тем самым контролировать ум. Это помогает освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени йоги считаются внутренним поиском (антаратма садхана ).

Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Йог не ищет Бога в небесах, зная, что Он внутри, что Он - Антаратма (Внутреннее Я). Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом. Эти ступени называются духовным поиском (антаратма садхана ).

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...