Томас гейнсборо биография и картины художника. Школьная энциклопедия


То́мас Ге́йнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Юбера-Франсуа Гравло, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746-1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто .

В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля , который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

Приблизительно в 1750 году Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко Ипсуич.

В Ипсуиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.

В 1752 году у Гейнсборо родилась вторая дочь - Маргарет.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса - оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Томас Гейнсборо - английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Он известен также своей графикой. Этот живописец выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени - Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Вместе с другим художником - Ричардом Вильсоном - Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы.

Томас Гейнсборо: биография. Детство

Мы не знаем даты рождения художника, известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге - семнадцатого мая 1727 года. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Мать звали Сюзанной. Томас был девятым ребенком в семье. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Оригинальное здание сохранилось, и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем.

Учеба

Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз.

Женитьба и начало карьеры

На одной из первых картин, которую художник подписал, изображена собака породы бультерьер на фоне пейзажа. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Там он и поселился. Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Поэтому художник вынужден был вернуться в Седбери. Там он жил до 1749 года. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Родители назвали ее Мэри. Пейзажи продавались плохо, и Томас все больше концентрируется на портретах. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.

Период жизни в Бате

В 1759 году семья Гейнсборо решается на новый переезд. Они поселяются в Бате. Это модный курорт, куда приезжали знаменитые и богатые люди. Там же жили две сестры мастера. Судьба наконец-то улыбается художнику. Он впечатлен портретным стилем голландских живописцев, особенно Ван Дейка, становится большим поклонником этого художника и тщательно изучает его творчество. Многое из техники Ван Дейка Томас Гейнсборо использует в будущем.

Художник начинает неплохо зарабатывать, поскольку получает известность как автор прекрасных портретов. Титулованная знать с деньгами дает ему заказы. Их поступает так много, что Томас не справляется с работой, и в конце концов даже заболевает от перенапряжения. Местная газета ошибочно сообщает о его смерти. В 1761 году живописец начинает посылать свои работы на выставки в Королевское Общество Искусств в Лондоне. Для привлечения внимания публики он выбирает портреты известных и знатных людей.

Лондонский период

В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов. Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Но с 1780 года его влияние усиливается. Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. В последние годы жизни живописец рисует много простых пейзажей.

Друзья и биографы уверяли, что художник Томас Гейнсборо был честным и искренним человеком. Его письма к близким представляют собой образец неплохого литературного стиля того времени, хотя читать он не очень-то любил. Второго августа 1788 года живописец умер. Говорят, что напоследок художник сказал, что уйдет на небеса, в компанию к Ван Дейку. Его похоронили в церкви святой Анны в Кью (Суррей), куда часто ходила молиться королевская семья.

Томас Гейнсборо: творчество, основные черты

Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» - своеобразная проба кисти в этой области. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением - зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.

Портреты

В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Но живописец не следовал ему - был слишком индивидуален. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Портреты он писал для того, чтобы зарабатывать деньги, но это не значит, что он не вкладывал в них душу. Он часто рисовал тех же людей, что и его соперник Рейнолдс, и, таким образом, мы можем видеть разницу между этими живописцами. Например, актрису Сару Сиддонс Гейнсборо, в отличие от своего оппонента, изобразил без всяких аллегорий и римских декораций. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус, интеллект, обаяние и красота.

В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка», используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Такие цвета часто оттеняют белизну и свежесть женской кожи, а их умело поданные мазками переливы придают людям на картинах изящество и утонченность. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой - вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.

Пейзажи

Английская природа и ее воплощение на холсте - вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми. Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи. Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник.

Лес, поле, роща или старинный парк - все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы - поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».

Групповые картины

Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. На одной из них изображены аристократы, на другой - обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир. Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма.

Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727–1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.

Герцогиня де Бофор, 1770-е
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Портрет Сары Бакстон, 1777
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати.

Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).


Утренняя прогулка, 1785
Национальная галерея, Лондон


Портрет актрисы Сары Сиддонс, 1785
Национальная галерея, Лондон


Сэр Эндрью с женой, 1749
Национальная галерея, Лондон

Картина Томаса Гейнсборо «Сэр Эндрью с женой».
Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять, что он только что возвратился с охоты. Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрью – на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Роберт Эндрью и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом, истинным его призванием было изображение английской природы. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа – пейзаж старинного парка или лесной опушки,– становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.

В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784–1785, Лондон, Национальная галерея). Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.

Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (?) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика.

В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни; его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.

Помимо портретов в рост, поясных, погрудных, Гейнсборо писал парные и групповые портреты, иногда сближающиеся с жанровыми сценами. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени. В мастерски исполненных, композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, связывающих людей, их близость к природе, их мечтательность, и это роднит его образы с героями литературных произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины. Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи. Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», около 1775–1777, Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 века и прежде всего искусство Констебля.

Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734–1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне все же малозначительных. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.


Томас Гейнсборо (1727 - 1788)
Даже среди выдающихся талантов, которыми был богат его век, Гейнсборо выделяется одаренностью своей натуры: гениальный живописец, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Его полотна исполнены с такой непринужденной естественностью, с такой искренностью чувства и свободой кисти, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника. В отличие от Рейнолдса, дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия, в особенности Ватто. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.

Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины», изображая обычно не более двух персонажей. При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, как у Хогарта, сколько пейзажем. В изображениях супругов Эндрюс (1748-1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле - гордость запечатленных хозяев; во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой. Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности и простосердечной искренности. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. Чистыми и незамутненными остаются краски окружающего мира, придавая особую светоносную силу полотнам мастера. В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем.

"Портрет четы Эндрюс" 1748-1749

В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. В Бате, где он поселился, его ждало совершенно иное общество. Цвет английской знати, актеры, музыканты, приезжавшие на воды, стали теперь его заказчиками. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах, и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Талантливая музыкантша изображена сидящей у столика, заваленного нотами, с английской гитарой на коленях. Несколько вызывающий по тем временам двойной S-образный разворот фигуры подчеркнут каскадом складок и кружевных оборок роскошного белого платья. Контрастируя с бегло написанным красным занавесом на заднем плане, одежды героини придают картине приподнятое, с оттенком бравурности звучание. Все искусство Гейнсборо пронизано музыкальностью, которая наделяет его композиции ритмической и тональной мелодичностью. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. 1763-1764, Лондон, Кенвуд-Хаус), полный непринужденности, не лишенный, однако, и кокетства, тонко уловленного художником.

"Голубой мальчик. Портрет Джонатана Баттла" ок. 1770

В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, считая, что портрету нужны блеск и отделка, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности.
Чтобы схватить будущее изображение в целом, не рассеивая внимания на частности, художник начинал писать в затемненном помещении. По мере продвижения работы он усиливал освещение и, определив общие контуры композиции, позу модели, приступал к более тщательной моделировке лица и головы. Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, розовый или серовато-желтый, который усиливал светоносную силу его колорита. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Он пользовался очень длинными кистями, что позволяло, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта, передавать на холсте целостное впечатление от образа. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Добиваясь нужного эффекта, он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Рукой мастера двигала гениальная интуиция, с которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте.

"Герцогиня де Бофор" 1770-е

Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни.

"Дочери художника, бегущие за бабочкой" Ок. 1756

В Лондоне, куда Гейнсборо переехал в 1774 году, художник написал самые глубокие и поэтичные свои произведения. Созданные им образы часто проникнуты меланхолией, в них начинают проявляться романтические настроения. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775-1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Пейзажи с изображением бегущих облаков, таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, каждый сосредоточен на себе, лица лишены эмоциональности, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности.

"Портрет Мери Грэм" 1775-1777

"Портрет миссис Филип Тикнесс"

"Портрет Мэри Гейнсборо, дочери художника"

"Портрет дочерей художника с кошкой"

"Портрет Молли и Пэгги с рисовальными принадлежностями"

""Софья Шарлотта Шеффилд"

"Портрет миссис Шеридан" 1785

" Утренняя прогулка" (The Portrait of Mrand Mrs William Hallett) 1785

В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, чтобы уединиться и писать пейзажи, считая это главным своим призванием. В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур. Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок - изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. Ландшафты достоверны в каждой своей детали, хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности. Подобно композитору, он аранжировал свои пейзажи, согласуясь с собственными представлениями о прекрасном. Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, которые он сооружал на столе в своей мастерской: из кусочков пробки и угля он делал передний план, для среднего поля использовались глина и песок, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой. Затем, при воплощении на холсте общего замысла, его фантазия превращала все это в картины природы, полные, по словам Констебла, тишины, нежности и любви. Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, которым подчинены земля и небо, фигуры людей и животных. Художника волнуют эффекты освещения, способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня и погоды. В своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду - ветер гонит облака, шелестит листвой, дали подернуты дымкой, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света. В поздних пейзажах, как и в портретах, манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, которая достигает апогея в серии картин на стекле, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь.

"Вид близ деревни Корнард"

"Заход солнца, отдых почтовых лошадей"

"Деревенская девочка с собакой и кувшином"

"Лесоруб, флиртующий с пастушкой"

"Поездка на рынок"

"Портрет актрисы Сары Сиддонс"


"Портрет графини Мэри Хов"

"Портрет Хенедж Ллойд с сестрой"

"Johann Christian Fisher"

"Johann Christian Вach"

"Augustus John third Earl of Briston"

"Carl Friedrich Abel"

"Portrait оf Colonel John Bullock"

"George Lord Vernon"

"Richard Hurd Bishop of Worcester"

"James Christie"

Творчество Гейнсборо занимает важное место в развитии европейской живописи на пути к романтическому и реалистическому пейзажу. Полотна мастера, отмеченные столькими новациями, содержащие в себе глубокий нравственный и эмоциональный заряд, исполненные аристократизма и изящества в сочетании с тонким психологизмом и блеском живописи, поистине стали олицетворением английской национальной школы искусства XVIII столетия.

Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1759 г.

Англия XVIII века прославилась выдающимся графиком, портретистом и пейзажистом – Томасом Гейнсборо, ставшим одним из наиболее ярких художников, увековечивших живопись и направление рококо в искусстве тогдашней Англии.


Дата рождения живописца не известна доподлинно, но крещен он был в мае 1727 года. Его семья была рабочей, отец Джон зарабатывал продажей сукна, а мать Сюзанна, вероятно, занималась домашним хозяйством. Талант мальчика Томаса проявился еще в детстве. Не смотря на многочисленность семейства, а было в семье отца Гейнсборо девять детей, среди которых юный художник был младшим сыном, Томас был отдан в столичную школу, где обучался живописи. На тот момент ему было 13 лет, но свое существование мальчик обеспечивал самостоятельно.


Жизнь в Лондоне была очень насыщенной и плодотворной. Живя в доме серебряных дел мастера, юноша брал уроки графики у самого Гюбера Франсуа Гравело, преподававшего в Академии святого Мартина. Томас занимался и самообразованием, зарабатывая написанием и продажей пейзажей и портретов. В то время художник работал на Бойделла – известного английского гравера. «Халтура», которая позволяла мастеру делать хоть какие-то сбережения, не прошла даром. Его рука окрепла, художественное чутье преобразило привкус дилетантства в работах, а в 1745 году он открывает собственную мастерскую, в которой поселяется и начинает по-настоящему творить.


Ранние работы Гейнсборо, к сожалению, угадываются только по стилю, так как не были подписаны. Одной из первых работ в 1745г. с названием стала картина с бультерьером и надписью «Замечательно умный пёс». И это одно из самых сочных обозначений творения художника, остальные работы имели лаконичные имена: «Лес Гейнсборо» (1748г.), «Чартерхаус» (1748г.), «Портрет четы Эндрюс» (1749г.), последняя работа впервые заключила в себе тесное соединение пейзажа и портретной живописи.

Замечательно умный пёс. 1745

Лес Гейнсборо. 1748

Чартерхаус. 1748

Портрет четы Эндрюс. 1749

Одно из первых творений, в котором художник открывает умение передавать подлинную красоту природы, фактурность, глубину тени и трепет листвы, - картина «Лес Гейнсборо». Работы маслом первой половины творческого пути Томаса Гейнсборо своей тягучестью и прозрачностью напоминают акварель.

Несмотря на прекрасные пейзажи, Томас получает репутацию гениального портретиста. Отправной точкой на получение многочисленных заказов стали портреты приятеля Уильяма Уоллестона, а далее графа Джерси и его сына. После переезда из Ипсвича в курортный городок Бат, художник продолжает писать известных людей, но вместе с тем проявляет нетерпение к организаторам его выставок. Пользуясь безграничной репутацией и славой Гейнсборо, позволяет себе проявлять характер и критиковать Королевскую Академию. Результат – выставки, но уже у себя дома.

Позднее творчество Томаса преображается под влиянием Рубенса, и манера письма становится более легкой и беглой. Увлечение портретами перекидывается на женских особ высшей аристократии: «Портрете миссис Шеридан», «Портрет миссис Робинсон» (1781г.), в которых вновь происходит объединение портрета и пейзажа.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...