Тире между подлежащим и сказуемым примеры 5. Урок "Тире между подлежащим и сказуемым" (5-й класс)


Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.

Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.

Упражнение 2.

Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.

Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).

Упражнение 3.

Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. На что нужно при этом обращать внимание?

Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт). Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб). Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда - то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин).

Упражнение 4.

Запишите данные предложения и сделайте вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.

Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский). Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов). Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). Константин Бальмонт тоже символист. Демьян Бедный не символист.

Упражнение 5.

Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

О б р а з е ц: Ученье - свет , а неученье - тьма . [сущ . - сущ .], а [сущ . – сущ .].

1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

Упражнение 6.

Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

1. Дома города точно груды грязного снега. 2. Земля под ними чёрная голая. 3. Деревья садов как бугры. 4. Он скептик и материалист. 5. Жизнь прожить не поле перейти. 6. Жить народу служить. 7. Летний дождик одно только удовольствие. 8. Дважды два четыре.

Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.

В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила». Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей современной ему действительности.

Упражнение 8.

Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.

1) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.

Упражнение 9.

Объясните, используя толковый словарь С.И. Ожегова (или какой-либо другой), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать.

Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

Упражнение 10.

Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

I. 1. Общение с книгой - высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык - это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны - триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть - самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк - первое правило вежливости», - любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать - это не только узнавать факты. Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).


II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», - сказал офицер (Паустовский).


Упражнение 11.

Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Упражнение 12.

Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

1. В каком предложении не ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

3. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.

4. В каком предложении ставится тире?

1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря - белый медведь.
2) Иметь разборчивый почерк - первое правило вежливости.
3) Элен красива внешне, а княжна Марья - внутренне.
4) Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Лето припасает - зима поедает.
2) Легкие судороги - признак глубокого чувства - пробежали по его широким губам.
3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - везде.
4) Жизнь - подарок, которого мы не просили.

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» 5 класс

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

    повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;

    закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;

    выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

    Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

    Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.

    Задачи:

    обучающие:

    Формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

    Формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

    Формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;

    развивающие:

    Развивать творческие способности учащихся;

    Научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже;

    воспитательные:

    Формирование интереса к русскому языку;

    воспитание бережного отношения к слову.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки - помощники; маршрутный лист урока , тест.

Ход урока

    Организационный момент. Доброе утро, уважаемые ребята и гости. Я надеюсь, оно действительно доброе. А с добром и работа спорится. Давайте проведём сегодняшний урок так, чтобы все мы получили удовольствие и подарок, а подарком будет новое полученное знание.

Запишем число, классная работа , а тему урока вы озвучите сами (только чуть позже), а пока для нее оставьте строчку.

Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию» /Слайд/

- Записываем пословицу в тетрадь и объясним её смысл.

На уроке нам будет нужен маршрутный лист, где вы будете выставлять себе оценки за выполненные задания.

    Синтаксическая 5-минутка.

На доске. Падают с ветки з…л…тые м..нетки. Это загадка.

Запишем её в тетрадь. Отгадайте загадку.

Это листья.

К доске – 3 ученика

Какие буквы на месте пропусков? Пропускаем 2 строчки.1 уч –синтакс разбор, 2 уч –выписать и разобрать сл.соч, 3 уч – морфол.разбор прил

3 Повторение материала предыдущих уроков .

Индивидуальное задание по теории. 1 уч-ся– рассказать о подлежащем, 2-й уч-ся – рассказать о сказуемом.

Для всех- Фронтальная работа

Поймай грам основу / Слайд /

Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены

1. .

2.Оно сверкало лучами солнца.

3Анютины глазки душисты.

4.Десять делится на два

5.Зима- прекрасное время года.

( Самопроверка. Ключ на доске. )

Обратимся к заданиям у доски. Проверка индивидуальных заданий у доски

    Синтаксический разбор предложения

    Проверка выписанных словосочетаний иих разбора

    Морфологический разбор прилагательного (индивидуально)

Рассказ уч-ся о подлежащем и сказуемом по индивидуальным карточкам

/ Карточка №1

За поворотом дороги показалось море.

Залив был великолепен

Карточка№2 Ландыш свеж и душист. Весна – прекрасное время года. /

    Кроссворд на повторение изученного по синтаксису как переход к теме урока

Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения .
Кроссворд / Слайд/

1.

П

У

Н

К

Т

У

А

Ц

И

Я

2.

С

И

Н

Т

А

К

С

И

С

3.

П

Р

Е

Д

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

4.

С

К

А

З

У

Е

М

О

Е


1 . Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается?
4. Один из главных членов предложения называется…

Ребята, давайте определим тему нашего урока! Поможет вам фраза, которую я произнесла вначале урока.

Удивление путь к познанию

Выделите в этом предложении подлежащее и сказуемое.

И так, тема нашего урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».

- Записываем тему урока в тетради и на доске.

5.Объяснение нового материала . /Слайд/

Ребята, возникает вопрос, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Сформулировать правило нам поможет таблица с предложениями . Слайд

1 . В лесу ж и вут разные птицы.

2.Их кр а сота ра с ковывает мысли поэтов, художников.

3.А внезапное п о явление и исчезновение в определенное время года п о ражает уч ё ных.

4. Сн е гири – гости зимние.

5. Грачи – это друз ь я весны.

6.Вороб ь и – наши постоянные соседи.

-Чем различаются предложения 1-го столбика от предложений 2-го столбика

Тире

Выпишите грамматические основы из 2 столбика, подчеркнув их.

снегири

гости

грачи

друзья

воробьи

соседи

- В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Я предлагаю вам провести исследование самостоятельно или с помощью подготовленных мною вопросов –подсказок . (карточки-подсказки)

Учащиеся работают в группах. Слайд

1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)

2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое

3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».

Группы высказывают свои предположения по проблемному вопросу.

Обратимся ещё раз к грам основам. Чем они выражены?

Появляется запись:

сущ.И.п. - сущ. И.п.

Так когда ставится тире между главными членами предложения?

(когда оба главных члена выражены сущ. В И.п.)

- Сверимся с учебником : параграф 52, стр. 65-правило. Прочитаем правило в учебнике, сравним его с нашим выводом.

(Чтение правила в учебнике)

6. Физминутка

Упражнение для глаз «Лови снежинку»

Рассказ учителя о пунтуационном знаке ТИРЕ /Слайд/

Оказывается, черточка в русском языке называется по-разному (на доске запись:

Черточка

Пунктуация Орфография

Знак разделения Соединительная черта между частями слова

Тире Дефис

Ребята, не путайте эти два понятия. Тире – это знак пунктуации. А о дефисе мы поговорим с вами позже, когда будем изучать орфографию.

Тире - удивительный знак препинания. Он применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов. /Слайд/

7. Первичное закрепление . /Слайд/

Задание. Найди тире.

1.Воспитанный человек

А) вежливый и скромный;

Б) читает много книг;

В) пример для других;

Г) интересен людям.

2. Книга

А) хранит удивительные открытия;

Б) лучший советчик;

В) сопровождает нас всю жизнь.

Самопроверка Ответы

1-В

2 - Б

8. За страницами учебника. Опережающий материал . /Слайды/

Когда еще ставится тире? Есть ли исключения?

Памятка /карточки-подсказки/

Тире ставится

Если сущ в им. п. – сущ в им. п.

Молчание – знак согласия.

2. Если в предлож. есть слова

ЭТО или ВОТ.

Чтение – вот(это) лучшее учение.

3. Если числит. в им. п –

числит. в им. п

Дважды два – четыре

4. Если н. ф. глагола –

н.ф. глагола

Жить – родине служить.

5 . Если н.ф.глаг – сущ. В им. П.

Хорошо учиться – наша задач а.

Тире не ставится

Если подлежащее выражено

местоимением

Он прекрасный человек.

2. Если перед подлеж. стоит НЕ

Бедность не порок

3. Если перед подл. стоит КАК

Наш двор как сад

9. Закрепление / Слайд/

Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.

Образец. Мой отец строит дома. – Мой отец (сущ.,им.п.) кто такой?– строитель ( сущ., им.п.).

    Моя мама шьёт одежду.

    Старший брат учится в институте.

3. Наш дедушка лечит зверей.

- Работа с толковым словарем учебника (стр.305-307). Нужно объяснить значение слов с помощью вспомогательного слова ЭТО (работа по рядам: 1 ряд – партер, 2 ряд – прерии, 3 ряд – планёр) / Слайд /

10. Итоги урока .

Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимостью?

Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире. Есть еще один способ проверки. Если между подлежащим и сказуемым можно поставить слово – помощник «это», то перед этим словом нужно поставить тире : «Удивление – путь к познанию»

Домашнее задание на доске: §34 памятки вклеить в словарь, выучить. Запишите 3-4 предложения о ваших родных – чем они занимаются, какие у них увлечения, или упр 167 /Слайд/

Задание №5 в маршр листе.

11. Самостоятельная работа . /Карточки/

Самостоятельная работа по вариантам. На карточках записаны предложения. Необходимо отметить только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически

1 вариант

1. Лес пахнет дубом и сосной.

2. Глинка великий русский композитор.

3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.

5. Мой папа водитель.

6. Я поднялся и посмотрел кругом.

2 вариант

1. Бамбук самый легкий материал.

2. Мы изучаем историю и литературу.

3. Лев царь зверей.

4. Долгий осенний закат догорел.

5. Моя мама швея.

6. Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

12. Рефлексия . /Слайд/

Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли? Что еще нового узнали? Дополните предложения

Какой знак препинания помогает нам?

Сегодня я понял …

Мне понравилось на уроке …

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире.

Оценки : Ребята! Большинство из вас очень хорошо работали, все ваши ответы будут учтены. Я проверю ваши маршрутные листы и тесты, которое выполняли самостоятельно и выставлю оценки в журнал, с учетом ваших ответов на уроке.

Рефлексия – определение настроения (по смайликам)

В сказке «Морозко» Мороз спрашивает:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

А я хочу узнать, комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?

Дети показывают смайлики .

- Спасибо за урок, ребята.

Карточка №1

Найти главные члены предложения. Рассказать о подлежащем

За поворотом дороги показалось море.

Залив был великолепен

Карточка№2

Найти главные члены предложения. Рассказать о сказуемом

Ландыш свеж и душист.

Весна – прекрасное время года.

Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым" (5-й класс)

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Технологии: игровая; компьютерная; личностно-ориентированная;

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.
  • формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013; интерактивная доска;

Ход урока

1. Организационный момент. (. 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

Разминка.

Вспомните, что изучает синтаксис.

Что такое словосочетание?

Назовите виды словосочетаний?

Как грамматически связываются словосочетания?

1. Игра «Третий лишний.» (4, 5,6,7 слайд) + Словарная работа

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. Вставьте пропущенные буквы. Один человек работает на интерактивной доске.

а) пришла з.ма, х. лодная з. ма, пришла рано;

б) в. селые с. нички, с. нички и поп. лзни, кл. вали корм;

в) возле дер. ва; прол. тела мимо; х. лодный вет. р;

г) вес. ло играть, бегать и прыгать, в. селый д. нек.

2) Найдите соответствия. (слайд)

2 группы карточек со словами. Нужно составить 2 предложения. Работают две команды: желтые и зеленые.

На желтых карточках: не, На, ленись, уроке

На зеленых карточках: мы, предложении, о, знаем, Что

На красных карточках: знаки препинания.

Учащиеся строятся в соответствии с порядком слов в предложениях.

  1. Определите, какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Назовите грамматическую основу.

  1. Какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Что вы знаете о предложении? (Ответы учащихся.)

Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?

Сегодня предстоит узнать новое о сказуемом.

Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (11слайд)

Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Тест слайд 12

3. Объяснение новой темы.

Наблюдение над синтаксической ролью имени существительного.

Выпишите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд 15

1.Дуб сломал ураган.

2. Этот край очень скромен.

3. Первые листики зелёные.

4. Рысь – опасный хищник.

Чем выражено подлежащее и сказуемое в последнем предложении?

В форме какого падежа употреблено подлежащее? Сказуемое?

1) Наблюдение над предложениями (18 слайд)

Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

§ 5.1

Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве - тяжёлая штука (Ч.); Следующая станция - Мытищи; Московские игры - прекрасная академия спортивного творчества (газ.).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения: Геометрия - отдел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел;

2) в предложениях книжно-письменных стилей (научного, публицистического, официально-делового), содержащих характеристику, оценку предмета или явления: Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; Разоружение - веление времени;

3) в предложениях тождества (подлежащее и сказуемое выражают одно и то же понятие): Москва - столица России;

4) после однородных подлежащих: Казань, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Астрахань - крупнейшие города Поволжья;

5) при структурном параллелизме частей предложения: Усердный в бригаде - клад, ленивый - тяжёлая обуза;

6) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старшая сестра его - учительница; Старшая сестра - его учительница.

Примечание. В ряде случаев тире обычно не ставится:

1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи: Моя мать инженер; Мой брат школьник;

2) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что и т. п.: Речи как речи (Фурм.); Звёзды будто мелкие алмазы; Облака словно сказочные чудовища; Сегодня небо точно море.

Отступления от этого положения у писателей-классиков и у современных авторов связаны с прежними пунктуационными нормами или с желанием подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом: Твои речи - будто острый нож (Л.); Такая фраза - всё равно что большой шлем в ералаше (Т.); Эта девушка - как праздник! (Аж.); Срок войны - что жизни век (Тв.);

3) если перед сказуемым стоит отрицание не: Офицер этот не чета вам (Фед.); …Уссурийский тигр совсем не сказка, явь почти (Март.); Бедность не порок (пог.); Сердце не камень (пог.); Аналогия не доказательство.

Постановка тире в этом случае имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое: Но объяснение - не оправдание (М.Г.); Его взгляды на семейный этикет - не предрассудок ли это?;

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз, частица: Дубава, кажется, друг Корчагина (И.О.); Риск, как известно, дело благородное; Необдуманный поступок вообще шаг опасный; Сергеев теперь известный художник; Пихта тоже дерево смолистое; Март только начало весны. Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий: Иванов - хороший шахматист; Иванов, кажется, неплохой шахматист (наличие вводного слова); Иванов теперь опытный шахматист (наличие наречия); Иванов тоже известный шахматист (наличие союза); Иванов только начинающий шахматист (наличие частицы);

5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения: Степан нам сосед (Ш.); Коля мне друг;

6) если сказуемое предшествует подлежащему: Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.); Славное место эта долина! (Л.); Живописный народ индийцы (Гонч.); Неплохой ученик этот мальчик. Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное деление предложения на два состава: Славные люди - соседи мои! (Н.); Удивительное дело - сон (Т.); Психологический курьёз - моя мать (Ч.); Ловкая штучка - умишко человеческий (М.Г.); Гроб - дорога (Тв.);

7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (Гол.); Два сапога пара (пог.).

§ 5.2

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола (инфинитивом) или если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой - неопределенной формой глагола: О решённом говорить - только путать (М.Г.); Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.); Конечно, это большое искусство - ждать (Соб.); Чай пить - не дрова рубить (посл.);Заставить меня свернуть с правильного пути - дудки!; Писать посредственные вещи - на это не нужен никакой талант (инфинитив в функции именительного темы, сказуемое выражено целым предложением); Казалось бы, чего проще - написать ответное письмо (ср.: Написать ответное письмо - дело простое ).

Но (при инверсии и отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать! (Долм.)

§ 5.3

Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Поймать ерша или окуня - это такое блаженство! (Ч.); Спорт и культура - вот два ключа к радости, красоте (газ.); Понять - значит простить; Самая поздняя осень - это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришв.) - в роли сказуемого выступает целое предложение.

§ 5.4

Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой - числительным либо оборотом с числительным:Двадцать лет - хорошая вещь (Сим.); Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.); Трижды пять - пятнадцать; Скорость - шестьдесят километров в час.

§ 5.5

Тире ставится между подлежащим, выраженным не определенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием (категорией состояния) на -о, при наличии паузы между главными членами предложения: Уступить - позорно (Тендр.); Это очень несносно - переезжать (Гонч.); Это ужасно - струсить в последний момент; Это чертовски весело - кататься на лодке [ср. без паузы: Кататься на лодке весело; Судить человека в немилости очень легко (Л.Т.)].

§ 5.6

Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: И женщина и мужчина - пятак пара (Ч.); А крыльцо - дай бог иному князю (А.Т.); Заработок у него теперь - будь здоров; Серёжа - седьмая вода на киселе и вам и мне.

§ 5.7

При подлежащем, выраженном словом это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия либо отсутствия паузы после него. Ср.:

Это - начало всех начал. - Это неплохое начало; Это - одиночество (Ч.). - Это дом Зверкова (Г.).

§ 5.8

Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - формой именительного падежа существительного: Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.); Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.).

Тире в этом случае ставится:

1) при логическом подчеркивании: Я - страница твоему перу. Всё приму. Я белая страница. Я - хранитель твоему добру… (Цв.);

2) при противопоставлении: Я - фабрикант, ты - судовладелец (М.Г.); Она - сплошной клубок нервов, а он - воплощение олимпийского спокойствия;

3) при структурном параллелизме предложений или частей предложения: Без тебя я - звезда без света. Без тебя я - творец без мира (Бр.); Мы - люди беспокойные, ибо мы - в ответе за планету, Двое людей, он и она, шли рядом: он - молодой человек в тёмном костюме, она - молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье;

4) при инверсии главных членов предложения: Герой этого спектакля - я ; Пример тому - он.

§ 5.9

Тире не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой - существительным в форме именительного падежа или личным местоимением: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты; Эта книга чья?; Вы кто?

§ 5.10

Тире обычно не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый… (П.); Земля велика и прекрасна (Ч.); Вишнёвый сад мой! (Ч.); Небо без единого облачка; Люди здесь необыкновенной доброты.

Тире перед сказуемым-прилагательным ставится:

1) при логическом или интонационном членении предложения: Зрачки - кошачьи, длинные (Ш.); Высота возле разбросанных домиков хутора - командная (Каз.);

2) при наличии однородных сказуемых: Ритм суворовского училища - чёткий, быстрый, военный (газ.); Он сильно изменился: походка, движения, черты лица, даже взгляд - мягче, спокойнее, проще;

3) при структурном параллелизме частей предложения: Ночь - тёплая, небо - синее, луна - серебристая, звёзды - блестящие.

§ 5.11

В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого: Посейдон - в древнегреческой мифологии бог морей; Пегас - считается символом поэтического вдохновения.


§ 6. Тире в неполном предложении

§ 6.1

Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете - ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой - третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.); Мужики - за топоры… (А.Т.); И это вы - при дочери? (Фед.); А в двери - бушлаты, шинели, тулупы… (М.); За ночным окном - туман (Бл.); Олимпийский огонь - на нашей земле! (газ.); В роли обиженных - маленькие дети; И затем - минутная тишина; Арбузов и дынь - горы; Коров - две; В ответ - полное молчание; Впереди - А. Карпов.

При отсутствии паузы в эллиптических предложениях тире не ставится: А в доме стук, ходьба… (Гр.); Вдруг передо мною рытвина глубокая (Л.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); У Хохла пожар! (М.Г.); Револьвер на стол! (Тр.); Справа дверь в соседнюю комнату, слева выход на террасу (так оформляются ремарки в пьесах); В этом вся суть.

§ 6.2

Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Её [литературы] красота - в истине, её главное значение - в правде (Кор.); Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчишки (А.Т.); Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушка (С.-Щ.); Здесь - овраги, дальше - степи, ещё дальше - пустыня, в другом конце - леса, болота, мох (Фед.); Тёркин - дальше. Автор - вслед (Тв.); И над этим плугом - все мечтанья, и под этим плугом - вся земля, и душа - как в первый миг свиданья, и душа - как парус корабля (Бл.); О, я хочу безумно жить, всё сущее - увековечить, безличное - вочеловечить, несбывшееся - воплотить! (Бл.); Забора - нет. Ворот - нет. Границ - нет. Перед домиком - цветник, ограда, позади - усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.); Молочный суп - на первое, блинчики с творогом - на второе.

§ 6.3

Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных - в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части: Лыжникам - хорошую базу; Массам - культуру; Молодёжи - образование. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

§ 6.4

Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто - чему?», «кто - куда?», «что - куда?», «что - как?», «что - где?» и т. п.: Мастера искусств - молодёжи; Туризм - для всех; Отряды - в путь; Герои - рядом; Заботы и радости - пополам; Новые книги - нарасхват.

§ 6.5

Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо (Т.); За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние - медленно, ближние - вперегонку (А.Т.); Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова - резче, аргументы - непримиримее (Гол.); Мир освещается солнцем, а человек - знанием (посл.); Подберите ещё несколько примеров, каких - не имеет значения; У него в глазах - как бы поскорее отделаться от меня; Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, - непреклонностью; Мы взялись за дело весело, они - даже с энтузиазмом; Трудно было установить, кто из них был прав, кто - виноват (ср. без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват); Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, - против (ср.: Одни голосовали за, другие против ); Идти дальше через трясину было опасно, оставаться - тоже; Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из лёгких металлов - только сплавы титана; Предстояли большие строительные работы, а главное - сооружение водопровода; Вы здесь уже давно, а я - только несколько дней; Одни работают, понимая своё дело как общее для всех, другие - стараясь извлечь выгоду только для себя; Пассажиры… рассовывали чемоданы, сумки, свёртки, переносили подушки, кто - чтобы лечь головой от окна, кто - чтобы головой к окну (Роз.); Карманы были двойные: внутренний - из полотна, внешний - из серого коленкора (Юг.); Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка - два атома водорода, а один атом алюминия - три атома водорода.

При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Ч.); Из нашей батареи только Солёный пойдёт на барже, мы же со строевой частью (Ч.); Алёша смотрел на них, а они на него (Дост.); У вора один грех, а у нас с хозяином десять (Остр.); …Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леон.).

§ 6.6

Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена и даже без пропуска: Они смотрели друг на друга: Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством (Гонч.); В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой - в радиорубке, третий - в геологической партии, четвёртый - в море, пятый - в небе, на скрещении воздушных дорог (Горб.); В зале говорили свидетели - торопливо, обесцвеченными голосами, судьи - неохотно и безучастно (М.Г.).

§ 7. Интонационное тире

§ 7.1

Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен. Ср.:

Ходить - долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например после тяжелой болезни). - Ходить долго - не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой);

В случае нужды - прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). - В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).

Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения: …Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет - мелкой, миска - плоской (Цв.); Пошли в клуб - почитать, поиграть в шашки, потанцевать - тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым (ср. также: Беру бинокль - наблюдать}; Все любили его - за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа; К станции приближались пешеходы - с узлами, мешками, чемоданами - однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему: Я - что, это вы крупный специалист (ср.: Он что - не согласен на отъезд?).

§ 7.2

Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения: И щуку бросили - в реку (Кр.); Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл - Швабрин (П.).

§ 8. Соединительное тире

§ 8.1

Тире ставится между двумя или несколькими слова ми для обозначения пределов («от…до»):

1) пространственных: Беспосадочный перелёт Москва - Хабаровск; Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск - Лбищенск - Сахарная - Гурьев (Фурм.);

2) временных: Крестовые походы XI-XIII веков; Репертуар театра на январь - март;

3) количественных: Рукопись объёмом десять - двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10 - 12 ); Груз массой 300 - 350 тонн; 5 - 7-кратное превосходство.

§ 8.2

Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.: Физический закон Бойля - Мариотта; Матч Карпов - Каспаров; Матч «Торпедо» Москва - «Металлист» Харьков.

§ 8.3

Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними: Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура - человек - окружающая среда» (газ.); Вчера - сегодня - завтра.

Класс: 5

Аннотация урока: формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003; интерактивная доска; раздаточный материал; Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. - М.: Азбуковник, 1999.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение . 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

1) Третий лишний. (2, 3, 4, 5 слайд)

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.

а) пришла зима, холодная зима, пришла рано;

б) веселые синички, синички и поползни, клевали корм;

в) возле дерева; пролетела мимо; холодный ветер;

г) весело играть, бегать и прыгать, веселый денек.

2) Найдите соответствия. (6 слайд)

Вспомните, что изучает синтаксис.

Что такое словосочетание?

Назовите виды словосочетаний?

Как грамматически связываются словосочетания?

Что такое предложение? Приведите примеры.

Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры.

Какие предложения бывают по интонации?

Может ли предложение быть без главных членов?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Чем они могут быть выражены? Ваши примеры.

Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (7 слайд)

Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

3. Объяснение новой темы.

1) Наблюдение над предложениями (8 слайд)

На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?

Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

Сделайте вывод.

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 65).

Физкультминутка.

4. Закрепление.

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений (раздаточный материал на каждого ребёнка).

Доброе начало половина дела.

Семь загадочное число.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

Детство это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. Обобщение.

Назовите главные члены предложения?

Чем они могут быть выражены?

Когда между главными членами ставится тире?

* Работа по учебнику. Выполнение упражнения 167 (пользуясь Толковым словарем, нужно объяснить значение слов).

6. Домашнее задание. Упражнение 169.

7. Выставление оценок за урок. (9 слайд)

8. Рефлексия.

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Чтобы правильно ставить знаки препинания…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Выбор редакции
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...

Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...