Теория мотивации абрахама маслоу. Теория мотивации по А


1. Теория иерархии потребностей Маслоу..................................................... 2

2. Основные проблемы в теории мотивации Маслоу.................................. 7

3. Применение теории Маслоу......................................................................... 8

Заключение...................................................................................................... 17

Список использованной литературы........................................................... 18

1. Теория иерархии потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу один из известнейших представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении.

Абрахам Маслоу проанализировал и выделил главные элементы мотивации в основополагающей теории, посвященной проблеме человеческой мотивации. Согласно Маслоу, мотивация - это внутреннее поведение, побуждающее индивид предпринимать какие-либо действия. Мотивация лежит в основе стимуляции индивида по удовлетворению потребностей.

Согласно Маслоу, мотивация - это внутреннее поведение, побуждающее индивид предпринимать какие-либо действия. Мотивация лежит в основе стимуляции индивида по удовлетворению потребностей.

Маслоу основывает свою теорию мотивации на целом ряде идей, определяющих человеческое поведение:

Потребности людей бесконечны

Как только человек удовлетворяет одни свои потребности, у него немедленно появляются другие. И процесс этот бесконечен и продолжается до самой смерти.

Удовлетворенные потребности не воздействуют на мотивацию

Лишь неудовлетворенные потребности могут заставить человека действовать. Голодающего человека можно заставить что-то делать, если обещать ему еду, но такое предложение не вызовет никакой мотивации у человека, три дня пирующего на банкете. Воздух не мотивирует поведение людей до тех пор, пока этого воздуха достаточно.

Неудовлетворенные потребности побуждают человека действовать

Только неудовлетворенные потребности могут оказывать сильное воздействие на человеческое поведение. Возникшая потребность может заставить человека предпринять неординарные усилия для ее удовлетворения.

Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.

У каждого человека существует своя собственная иерархия потребностей и своя собственная оценка степени важности этих потребностей.

Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.

Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.

Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.

Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.

Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.

Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.

Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей , которые представлены на рис. 1.

Рис. 1. Пирамида Маслоу

Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.

Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе.

Потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

2. Основные проблемы в теории мотивации Маслоу

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).

Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения.

На основе систематизации и объединения в определенную совокупность потребностей, форм их проявления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу.

Таблица 1.

Пример связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения

Группы потребностей

Форма проявления потребностей

Средства удовлетворения потребностей

Самовыражение

Стремление к достижению результатов

Предоставление творческой работы

Признание и самоутверждение

Желание занимать определенное положение в коллективе

Присвоение рангов или званий

Принадлежность и причастность

Стремление к установлению дружеских отношений

Поощрение создания неформальных групп

Безопасность

Стремление к предотвращению опасных изменений

Создание системы страхования

Физиологические потребности

Желание регулярно и качественно питаться

Создание легко доступных систем питания

3. Применение теории Маслоу

Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.

Тем не менее, несмотря на уверенность автора в неприменимости его теории к реальным людям, теория иерархии потребностей Маслоу пережила уже тысячи (а может быть – десятки тысяч) попыток применить ее к реальной жизни в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования труда. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом в силу индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Действительно, голодный художник, испытывающий голод, т.е. “физиологическую потребность низшего уровня”, не перестанет рисовать свои картины, т.е. удовлетворять “потребность высшего уровня”. Таким образом, потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня.

Для разрешения “проблемы голодного художника” многие исследователи применяли различное выделение потребностей (мотивирующих факторов) в обособленные группы. К известным базовым теориям можно отнести:

“Теорию СВР” Алдерфера, разделившего потребности на потребности в существовании “С”, потребности взаимосвязей “В” и потребности роста “Р”. Движение между потребностями может происходить как “вверх”, так и “вниз”. Таким образом может быть описан “голодный художник”, но для построения единой системы, применимой к реальной группе людей следует описать ценности каждого из них, что очень трудоемко. Кроме того, система ценностей человека в течение жизни меняется, и такие описания следует повторять;

“Теорию приобретенных потребностей” МакКелланда, выделившего три группы потребностей, приобретенных человеком с опытом – потребность в причастности, потребность в успехе и потребность во власти. Это – потребности высшего уровня, существующие параллельно и независимо друг от друга. За счет их параллельности и независимости достигается “отстройка” от иерархии, т.е. последовательности, но недостатком этой теории является ее применимость исключительно к высшему управленческому звену организации;

“Мотивационно - гигиеническую теорию” Герцберга, выделившего две группы факторов – “гигиенических” и “мотивирующих”, что, практически, повторяет иерархичность потребностей. Кроме того, результаты воздействия гигиенических и мотивирующих факторов различны для разных индивидуумов, границы между ними размываются. Несмотря на существенный вклад в понимание мотивации, “гигиеническая теория” так и осталась чисто теоретическим вкладом в понимание специалистами основ менеджмента. Справедливости ради надо отметить, что теория Герцберга стала основой для большого количества других мотивационных теорий, которые можно обобщить термином “гигиенические”.

Список теорий может быть продолжен, но, так или иначе, подавляющее большинство авторов (Адамс, Портер, Лоуренс, Врум, Лок, Гриффин, Хакмен, Олдхэм и др.) приходит к выводу, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания существуют параллельно, не противореча друг другу, а являясь взаимным дополнением, причем для каждого индивидуума сочетание факторов мотивации и потребностей уникально. Исследователям, заинтересованным в более тщательном изучении этих теорий, следует в первую очередь обратить внимание на школу Л.С. Выготского – незаслуженно забытого крупнейшего русского психолога начала века (почему и забыт – после переворота 1917г. теории мотивации рассматривались другие), впервые выдвинувшего предположение о параллельности и независимости мотивирующих факторов. Школа Выготского продолжается его современными последователями в России, что дает надежду на развитие национальных теорий мотивации, отражающих менталитет отечественного работника.

Особенностью всех указанных выше, неуказанных и новых подходов к моделированию системы мотивации и стимулирования труда является попытка связать мотивирующие факторы, которые могут быть инициированы как моральными, так и материальными стимулами.

Необходимо отметить, что эта задача может быть решена в рамках применения модели Маслоу.

Для взаимосогласования идей, развивавших и дополнявших иерархическую теорию потребностей, в том числе теорию Выготского о параллельности и независимости мотивирующих факторов, и одновременного рассмотрения воздействия моральных и материальных систем стимулирования, предлагается рассмотреть типичное состояние систем мотивации на предприятиях.

Обилие теорий и подходов, имеющих некую общность, может быть интегрировано в некую единую понятийную систему только путем моделирования существующего состояния неких реальных объектов, что позволит выявить общую для всех теорий и подходов сущность, “отфильтровав” разногласия и разночтения. Для этого удобно использовать “пирамиду Маслоу”, как наиболее полную с точки зрения концептуального или обобщенного описания потребностей.

В целях такого моделирования, позволяющего определить место и роль моральных и материальных стимуляторов, удобно применять “пирамиду Маслоу”, повернутую на 90° (Рис. 2).

Рис. 2 Трансформация "пирамиды Маслоу"

При такой трансформации “пирамиды Маслоу” мы получим диаграмму количества (объема) потребностей, удовлетворяемых организацией с типовой (Рис.1) системой оплаты труда. Обоснованием корректности такого подхода является то, что любая организация – суть отражение общества, для которого “пирамида Маслоу” справедлива, императив.

Рис.2 дает нам принципиально иное понимание задач систем мотивации персонала организации. Справедливость и непротиворечивость теорий Выготского, Врума, Портера, Герцберга, Адамса и других, говорит нам о том, что организация должна предусматривать параллельную мотивацию по всему спектру мотивирующих факторов – от высших до низших (по Маслоу).

Параллельное мотивирование предусматривает придание системе управления таких характеристик, которые позволили бы любому работнику получать удовлетворение по всем категориям потребностей, указанным в теории Маслоу. Таким образом, противоречия между иерархическими теориями и теориями параллельности потребностей снимаются.

Несомненно, каждый работник имеет собственную систему ценностей, определяющую уникальный набор и соотношение мотивирующих факторов. Поэтому система мотивации в организации должна предоставлять работникам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых каждый работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей ценностью.

Такой подход обычно сталкивается с недоумением менеджеров – “что же, вкладывать деньги и ресурсы в превращение организации в собес, или кружок Умелые руки?”. Отнюдь нет. Цели системы стимулирования должны соответствовать целям предприятия во-первых (и, если потребуется предприятию, должен быть создан кружок кройки и шитья), и во-вторых, должны предусматривать обеспечение функций, процессов и процедур деятельности предприятия необходимыми и достаточными компетенциями. А в рамках привлечения и удержания компетенций необходимо предусматривать наиболее комфортные для работника условия труда – как с точки зрения удовлетворения потребностей “физиологических”, так и по всему спектру пирамиды Маслоу.

Таким образом, основной задачей системы мотивации должно стать превращение “треугольника” перевернутой пирамиды Маслоу в прямоугольник, - т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации.

При рассмотрении полученной модели (Рис.2 и Рис. 3), задачи различных мероприятий, составляющих объект управления системы мотивации и стимулирования труда, проявляются со всей очевидностью. Более того, место и роль организационных, моральных и материальных факторов стимулирования труда может быть отражена графически (Рис.4).

Рис. 3 Графическое отображение задач системы мотивации


Рис. 4 Место и роль факторов стимулирования труда

Некоторые потребности могут и должны удовлетворяться только материально, что-то – только морально, но подавляющая часть потребностей может быть удовлетворена только комбинацией моральных (в т.ч. организационных, т.е. заведомо заложенных в системе управления) и материальных факторов. При этом важным является то, что различные категории работников должны мотивироваться по разному. Соотношение морального и материального стимулирования для бухгалтерии и отдела продаж должно быть принципиально различным. Определение этого соотношения лежит в тщательной формулировке целей конкретного подразделения или работника в разрезе общих целей компании. Поскольку работников – много, и целеполагание для каждого из них должно быть в русле общих целей организации, то логично предположить существование некой общей системы мотивации, применимой к каждому работнику. Факторы стимулирования и мотивации труда могут быть классифицированы по формулировкам потребностей в иерархии по Маслоу:

· Потребность в самовыражении. Одна из наиболее критичных потребностей. Известно, что творчество является “метамотиватором” наравне с “поиском истины”, “служением другим” и “опекой”. Такие “метамотиваторы” необходимо держать под контролем, а еще лучше – управлять ими. Для решения этой задачи следует использовать:

Организационные рычаги (линия 1), такие как вменение в обязанности топ менеджеров и творческих специалистов работы (участия) в составе комиссий, советов, комитетов или рабочих групп, ведение проектной работы;

Нематериальные (линия 2) методы стимулирования персонала в части формирования клубов, кружков, команд, любительских театров и т.д. К сожалению, многие менеджеры не считают это эффективным вложением денег. Тем не менее, формирование общих целей (спортивных, соревновательных, созидательных, творческих и т.д.) существенно влияет на общий командный дух коллектива, сплачивает и мотивирует его.

Материальные методы (линия 3) – стимулирование рационализации и изобретательства (блаженной памяти БРИЗ), кружков качества, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д. При справедливой оценке творческого вклада работника его лояльность и стремление работать для компании существенно повышается.

· Потребность в уважении и признании. В основном такая потребность существует у менеджмента компании, для которого движущей силой является статус. Характерно то, что основное мотивирующее (или демотивирующее) воздействие оказывает, в основном, сравнение с работниками соседнего предприятия. В рамках управления этой потребностью следует применять:

Организационные рычаги (линия 1), показывающие менеджеру возможность профессионального роста и достижения более высокого общественного положения (статуса), что является основным при стимуляции менеджеров;

Нематериальные рычаги (линия 2), такие как название должности (статус), почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;

Материальные методы (линия 3) – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д.

Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий имидж компании, бюрократические аксессуары с наименованием либо знаком компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж.

· Потребность в принадлежности к определенной социальной группе, причастности, поддержке. Этот фактор важен для всех работников организации, при этом в сознании различных работников могут быть различные целевые социальные группы, к которым они хотели бы принадлежать. В рамках управления этим фактором применимы:

Нематериальные рычаги (линия 2), такие как участие в управлении (пусть только видимое), система обратной связи с управленцами, встречи с руководством, участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам, почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;

Материальные методы (линия 3) – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.

Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы, корпоративные мероприятия и праздники.

Организационные рычаги (линия 5) – информирование общественности о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.

· Потребность в безопасности и защите. Важный фактор, существенно влияющий на лояльность работника, его приверженность организации и стойкость в критические периоды. Для управления этой потребностью требуется применять:

Материальные методы (линия 3) – конкурентный уровень оплаты труда, позволяющий делать страховые материальные сбережения, “белая” зарплата (позволяющая привлекать долгосрочные кредиты – но это отдельная тема), поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.

Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий узнаваемый общественностью имидж сильной и динамичной компании, прижизненный почетный общественный статус работника успешного современного предприятия и его поддержка, корпоративные мероприятия и праздники.

Организационные рычаги (линия 5) – информирование общественности и коллектива о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.

· Физиологические потребности. Основа для заключения трудовых соглашений. При этом необходимо понимать, что под термином “физиологические потребности” должно пониматься нечто большее, чем условия концлагеря или ИТУ. Цивилизация существенно увеличила те потребности, которые у Маслоу получили наименование “физиологических”. Более того, существует разделение таких потребностей по странам и регионам. Для современного определения таких потребностей следует использовать понятие “социального статуса” работника определенной квалификации с учетом исторически сложившихся условий на конкретном рынке труда. Но это уже другая история, не входящая в круг рассматриваемых вопросов. Для управления этой потребностью следует:

Формировать материальное стимулирование (линия 3) таким образом, чтобы средняя материальная оценка труда работника не была ниже существующей на рынке для специалиста его квалификации. Есть и иной подход, связанный с рыночным определением материальной составляющей мотивации. Если взять объем работ, требуемый компанией за 100%, то исполнение 75% должно оплачиваться в пределах среднерыночной стоимости специалиста. Иначе говоря, среднее исполнение (по объему и качеству) работ, должно соответствовать среднему уровню зарплаты такого специалиста. Резерв по объему работ, и, соответственно, оплаты труда позволит, создать здоровую конкуренцию и привлекать тех, кто готов выполнять 100 и более %%, зарабатывая, при этом, больше, чем аналогичный специалист в другой компании.

Заключение

Практика применения теории мотивации Маслоу свидетельствует о ее эффективности. По мере роста человека и его становления иерархия потребностей претерпевает изменения в зависимости от степени их удовлетворения.

Поскольку удовлетворение физиологических потребностей (например, таких как пища) является кратковременным, они доминируют над нами по нескольку раз в день. Мы постоянно ощущаем колебание этих потребностей в имеющейся иерархии вверх и вниз.

Описанная Маслоу теория мотивации является динамической моделью. В общем, в процессе того, как индивидуум растет и развивается, у него меняется иерархия ценностей. Нет людей с абсолютно установившимися потребностями. Потребности постоянно видоизменяются.

После 1942 года базовые идеи Маслоу подвергались неоднократной доработке как самим автором, так и другими исследователями. Однако концепция Маслоу о том, что уровни в иерархии потребностей непостоянны и границы между ними размыты, остается неизменной.

Физиологические потребности чаще всего удовлетворяются вне пределов работы, но на деньги, заработанные во время работы. Поэтому очевидно, что для человека становится необходимым заработать достаточно денег, чтобы достигнуть определенного стандарта в жизни как в настоящем, так и в будущем.

Если люди, которыми мы руководим, действуют на уровне вторичных потребностей, нам необходимо внимательно проанализировать методы, которые могут мотивировать этих людей. Это важно помнить, так как многие методы для развития мотивации применимы к людям с первичными потребностями.

Пример. Сотрудник видит, что в отделе, где он работает, происходит сокращение штата, поэтому нервничает, опасаясь сокращения. В этой ситуации менеджер вполне может разрешить проблему, сказав, что сокращение данному сотруднику не угрожает. Такие действия менеджера будут способствовать продуктивной работе этого человека и созданию нормальной ситуации на период сокращений.

Список использованной литературы

1. Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2000. – 321 с.

2. Галенко О.А., Страхова С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. – М.: ПРИОР, 1998. – 256 с.

3. Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 365 с.

4. Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998. – 678 с.

5. Соловьёв И.В. Менеджмент. – М.: Экономика, 1998. – 349 с.

6. Цандер Э. Практика управления. – М.: 1999. – 348с.

7. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала организации: Учебно-практическое пособие – М.: Дело, 2000. – 272 с.

8. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – М.: ГАУ, 1993. – 289 с.

9. Кохно П.А. Управление стимулированием. – М.: Экономика, 1993. – 236 с.

Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2000. – 321 с.

Мескон.М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2000. – с.114



Наверняка многие директора задумывались о мотивации своих сотрудников, ведь если правильно не поощрять и не стимулировать труд своих подчиненных, их трудоспособность будет падать, а, следовательно, и не будет перспектив развития компании.

Зачастую, когда мы слышим о мотивации персонала, то на ум приходит лишь такой критерий как заработная плата. Да, он до сих пор является одним из основных, но его недостаточно. Так давайте попробуем разобраться, какими способами можно мотивировать работу своих сотрудников?

Чтобы ответить на выше поставленный вопрос, нужно сначала понять, для чего все-таки необходима мотивация персонала в вашей компании:

  • 1.Объединение интересов руководства и работников (и тем, и другим нужны доход и стабильность)
  • 2.Устранение большой «текучки кадров»
  • 3.Привлечение новых работников
  • 4.Формирование сплоченного коллектива
  • 5.Увеличение трудоспособности

После того, как мы выявили причину, то можно подходить к следующему пункту – способы мотивации. Мотивации бывают двух видов: материальные и нематериальные.

Рассмотрим сначала первую группу. Материальная мотивация является самой распространенной в компаниях. Ведь она включает в себя премии, денежные вознаграждения, путевки и подарочные сертификаты, которые каждый сотрудник хотя бы раз получал. Если делать ставку лишь на материальный вид мотивации, то вряд ли можно добиться у своих сотрудников полной заинтересованности к своей работе.

Нематериальный вид мотивации каждый руководитель может выбрать сам, их огромное множество, и также можно придумать что-то свое. Одними из самых распространенных способов этого вида являются мотивирующие совещания, похвала, доска почета, корпоративы и т.д.

Чтобы понять, как мотивировать конкретного сотрудника, нужно знать какие потребности для него являются ведущими. В этом нам должна помочь пирамида потребностей Абрахама Маслоу.

1.Физиологические потребности:

Для сотрудников из данной категории нужен комфортный уровень заработной платы, который позволить содержать важные для них аспекты жизни в благополучном состоянии.

Способы мотивации (в основном только материальные):

  • Увеличение зарплаты
  • Премии
  • Перспектива повышения

2.Потребность в безопасности:

Главными страхами таких работников являются увольнение и банкротство компании. Вся негативная атмосфера будет подавлять их работу.

Способы мотивации:

  • Увеличение зарплаты
  • Предоставление дополнительного отдыха

3.Потребность в принадлежности:

Таким сотрудникам важно чувствовать одобрение и поддержку от коллег и руководства, а также всегда находиться в социуме.

Способы мотивации:

4.Потребность в признании:

Если для сотрудника важна данная группа, то необходимо оценивать всю его работу по достоинству и не обделять вниманием.

  • награждение особыми знаками отличия или грамотами
  • публичная благодарность
  • занесение на доску почета

5.Потребность в самовыражении:

Этим сотрудникам важно заниматься творческой работой и решать сложные и нестандартные проблемы. Такая потребность подходить для креативных работников.

  • Возможность высказывать свое мнение
  • Удобный и свободный график работы
  • Повышение квалификации и участие в мастер-классах

В следующей статье читайте про теорию мотивации МакКлелланда:

Если данная статья оказалась для Вас полезной, подписывайтесь на новости и вступайте в нашу группу ВКонтакте.

В наши дни различные методики развития личности как нельзя популярны. Это, с одной стороны, обусловлено развитием и доступностью психологических знаний, а с другой, востребованность такого рода продуктов научных исследований стимулирует эти самые исследования. Среди них не последнюю роль имеют различные теории мотивации, помогающие эффективно достигать поставленных целей.

Мотивация

Каждый человек имеет те или иные потребности. Последние могут представлять собой как различные индивидуальные нужды, так и базовые потребности, заложенные в нас природой или социальными условиями. Психологи старательно изучают эти вещи, потому что осознание своих потребностей и правильное распределение ресурсов для их достижения служит фундаментом эффективной деятельности. Здесь встает вопрос о мотивации - факторах, которые стимулируют личность стремиться с той или иной степенью к удовлетворению своих нужд.

Теория мотивации Абрахама Маслоу

Среди всех мотивационных теорий, нет, пожалуй, на сегодняшний день столь же популярной, как теория американского исследователя психологии Абрахама Маслоу. Впервые его идея увидела свет в 1943 году в работе «Теория мотивации индивида». Согласно теории мотивации Маслоу, основополагающим базисом мотивации являются нужды человека. Последние он подразделяет на пять групп, которые выстраивает в иерархическом порядке.

Пирамида потребностей Маслоу

Внизу этой лестницы располагаются самые приземленные, биологические потребности - пища, питье, дыхание, секс и сон. Следом идут нужды, связанные с безопасностью. Для человека это означает не только нужду в личной неприкосновенности, но также и потребность в финансовой стабильности, социальной обеспеченности, уверенности в окружающих. К слову сказать, концепция мотивации Маслоу этим и выделяется из числа прочих мотивационных теорий его времени, что рассматривает человека как социальный феномен, а не только как биологическое существо.

Следующая по счету ступень потребностей включает в себя как раз наиболее общественно-значимые нужды - общение, любовные отношения, причастность к тем или иным социальным группам, стремление быть кому-то нужным и чувствовать внимание.

Четвертая ступень объединяет потребности личности в самоутверждении. Здесь и нужда в общественном признании, и в авторитете у окружающих, в стремлении продвигаться по карьерной лестнице и тому подобных вещах.

Наконец, пятая ступень характеризуется самыми благородными стремлениями личности. В круг этих потребностей входят желание самореализации, жажда творчества, весь спектр духовных ценностей.

Дифференциация пирамиды потребностей

Согласно теории мотивации Маслоу, все пять ступеней пирамиды объединяются в две группы следующим образом: первые две ступени составляют диаду так называемых врожденных, базовых, первостепенных нужд человека. Остальные составляют триаду второстепенных, социально-обусловленных потребностей. Такая оценка говорит не о фактической важности тех или иных потребностей для человека как социального феномена, а только относительно их важности для жизнеобеспечения. Другими словами, для биологического существования достаточно удовлетворения только первых двух или даже только самой первой ступени потребностей. Но без удовлетворения этих потребностей невозможно достичь более высоких уровней, без которых, в принципе, можно прожить.

Реализация потребностей

Что касается того, как нужды удовлетворяются в жизни человека, то модель мотивации Маслоу предлагает поэтапное продвижение снизу вверх. То есть вышестоящие в иерархии потребности актуализируются и могут быть удовлетворены только после того, как человек разобрался с нижестоящими ступенями. Поэтому для людей не существует универсальной мотивации - она целиком зависит от того, на каком уровне развития находится тот или иной человек. Этот аспект теории мотивации Маслоу также существенно отличает ее от других мотивационных моделей, предлагаемых разными авторами.

Физиологические потребности

Потребности первой ступени, называемые физиологическими, как было уже сказано, представляют собой первостепенные нужды человека. Это доминанта, которая полностью завладевает вниманием и усилиями человека, в том случае, если круг ее потребностей остается неудовлетворенными. В тот момент, когда нужды этого порядка будут в полной (или хотя бы достаточной) мере достигнуты, произойдет автоматическое смещение потребностей на более высокий уровень.

Потребности в безопасности

Безопасность - это обобщающий знаменатель для нужд второй ступени пирамиды Маслоу. Теория человеческой мотивации также относит этот уровень к первостепенным потребностям. Важно понять, что под безопасностью понимаются не только такие условия окружающей среды, когда физическому здоровью и жизни человека ничто не угрожает, но также и забота о сохранении этих условий в будущем. Более того, данный уровень учитывает потребность в материально-финансовой безопасности - потребности в деньгах, жилье, в свободе, безопасности перед законом. Эта группа потребностей также требует стабильности в отдаленной временной перспективе.

Потребности в социализации

Когда первые две ступени в достаточной мере удовлетворены, то мотивация, по Маслоу, переносит свой фокус внимания выше, к третьей ступени пирамиды, на которой располагается широкий спектр потребностей в социализации и общении. В первую очередь, это, конечно же, потребность в дружбе, романтических отношениях и родственных связях. Человеку требуется некая социальная общность, где он может почувствовать себя своим. Также он испытывает сильнейшую потребность в любви, которая бы превосходила по содержанию только лишь сексуальную связь. Эти потребности формируют родственные узы, семьи, устойчивые социальные группы.

Потребности в самоутверждении

Что касается четвертой группы, то теория мотивации потребностей Маслоу подразделяет их на две категории.

  1. Первая группа так или иначе связывается с понятием «достижение». Это стремления, которые дают личности чувствовать свою силу, влияние, самодостаточность, независимость и так далее.
  2. Помимо стремлений к достижениям, выявляются также потребности, связанные с понятием «престиж». Это вторая подгруппа четвертой ступени, которую выделяет Абрахам Маслоу. Мотивация и личность в целом здесь оказываются в связке с такими вещами, которые обеспечивают хорошую репутацию, социальный статус, общественный авторитет и вес в глазах других людей.

Оставаясь недостаточно удовлетворенными, эти четыре группы потребностей способствуют появлению и развитию у личности депрессии, невротических процессов. Человек начинает чувствовать себя неудачником, никчемным и неприспособленным к миру. И наоборот, удовлетворенные нужды заставляют человека чувствовать свою полезность и значимость, что является залогом психологического комфорта и психического здоровья индивида.

Потребности в самореализации

В ситуации, когда первые четыре группы потребностей не вызывают проблем, человек все равно может почувствовать нужду в чем-то более высоком - в гармонии с собой, с миром. Этот спектр нужд заставляет поэта писать стихи, скульптора - ваять, а художника - писать полотна. На данном этапе человек нуждается в самореализации, то есть в актуализации своего внутреннего потенциала, исполнении своего предназначения. Этот круг потребностей включает искусство, религию, мистические практики, филантропию, благотворительность и т. д. Мотивация, по Маслоу, характеризуется здесь определенной взаимосвязью содержания потребностей данного уровня с интеллектуальными способностями личности. Чем выше развит интеллект, тем более серьезны и глубоки потребности на вершине пирамиды.

Особенности теории мотивации Маслоу

При изучении и тем более практическом применении разработок Маслоу важно помнить, что некоторые ступени пирамиды могут меняться местами в иерархической лестнице от индивида к индивиду. Другая особенность состоит в том, что лестница потребностей имеет циклический характер. То есть, согласно Маслоу, теория человеческой мотивации предполагает многократное прохождение всей иерархии потребностей - каждый раз на более высоком уровне с более значимыми и серьезными требованиями.

Теория Маслоу и менеджмент

В различных программах бизнес-тренингов пирамида Маслоу нашла широкое применение как хорошая мотивация персонала. Маслоу при этом отводится роль первооткрывателя и авторитетного исследователя в этой области. Однако на самом деле его гипотеза несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд. А знаменитой пирамиды как таковой в его работах нет вообще. Она впервые появляется в 1970 году в одном из немецких переложений его важнейшего труда в данной области (Абрахам Маслоу, «Мотивация и личность», 1954 г.).

Критика пирамиды потребностей

Ряд ученых отрицают наличие серьезных оснований, позволяющих принимать пирамиду потребностей Маслоу в качестве рабочей теории. Во-первых, они подчеркивают, что свои доводы Маслоу не подтверждал экспериментами. А во-вторых, те люди, которых он все-таки исследовал, относились к идеальным категориям так называемых счастливчиков, у которых все потребности были удовлетворены в надлежащее время. Таким образом, известный психолог остался далек в своих работах от реальной жизни большинства людей. Тем не менее, по своей значимости и практической полезности (это показал опыт ее использования) гипотеза Маслоу - довольно содержательная теория мотивации. Маслоу до сих пор остается одним из влиятельнейших теоретиков личностного развития в плане мотивационных технологий.

Введение

1. Теория А. Маслоу

2. Иерархия потребностей

3. Характеристика самоактуализации

Заключение

Библиографический список


Абрахам Маслоу (1908-1970), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.

Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

С легкой руки Абрахама Маслоу понятия мотива и потребности, самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии.

Целью данной работы является изучение теории мотивации А. Маслоу.

Задачей работы является изучение понятий: «мотив», «потребность», а также рассмотрение иерархии потребностей, теории самоактуализации; сути теории А. Маслоу и ее значения для дальнейшего развития психологии и смежных наук.


Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей . Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы , как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация .

Жизнь человека определяется его потребностями . Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь. Эта парадигма реализует системный принцип развития, т.е. движение снизу вверх от простого к сложному.

Исходным пунктом теории Маслоу выступает пересмотр понятия инстинкта. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей (basicneeds), которые имеют инстинктоидную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. Маслоу выделяет пять групп потребностей:

1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);

2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);

3) потребности в контактах и любви;

4) потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и

5) потребность в самоактуализации .

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» . Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются»

Низшие потребности - начиная с физиологических - являются одновременно и более насущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и т. д. Вообще потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Базовыми именуют только потребности от физиологических до уважения и самоуважения включительно. Высшую потребность вместе с новыми когнитивными (познания) и эстетическими потребностями в системе Маслоу именуют метапотребностями (психологическими потребностями – когнитивными и эстетическими и потребностями самореализации).

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью , если она удовлетворяет следующим условиям:

"1. Ее отсутствие ведет к заболеванию.

2. Ее наличие предотвращает заболевание.

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности.

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать".

Люди могут знать или не знать о своих базовых потребностях. среднего человека, - пишет Маслоу, - они намного чаще не осознаются, чем осознаются... хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их." Поведение, как отмечалось выше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения.

2. Иерархия потребностей

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

· Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет:

«Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет... О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым ».

· Потребности безопасности и защиты

Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д.

Таким образом, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей. Иначе говоря, если человек сыт и в тепле в текущий момент, но не имеет никого рядом и, ни рубля в кармане, ни знакомого в городе, или пребывает на необитаемом острове с куском хлеба и ведром воды, то он, прежде всего, подумает, чем будет обеспечен завтра. Он начнет искать воду, пропитание, кров на ночь и т.п. И его тревога не исчезнет, пока все проблемы, включая защиту от диких зверей или опасных людей, не будут решены на обозримое будущее.

Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

Неуверенные или невротичные взрослые ведут себя во многом подобно неуверенным детям. "Такой человек, - говорит Маслоу, - ведет себя так, как будто ему почти всегда угрожает большая катастрофа. На обычные ситуации он реагирует так, как если бы происходили чрезвычайные события... Взрослый невротик как будто все время боится, что его отшлепают. " Неуверенный субъект нуждается в порядке и стабильности и всячески стремится избежать странного и неожиданного. Психологически здоровый субъект также ищет порядка и стабильности, но это для него, в отличие от невротика, не вопрос жизни и смерти. Зрелый индивид вместе с тем проявляет интерес к новому и таинственному.

· Потребности принадлежности и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперь субъект "..будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным ".

Теория мотивации Маслоу – один из наиболее полных методов классификации человеческих потребностей. Американец Абрахам Маслоу предложил свое видение, согласно которому качество жизни человека зависит от того, насколько полно удовлетворены его потребности в разных сферах существования. Сегодня эта теория является одной из самых популярных в менеджменте. Ее содержательные моменты используют специалисты разных стран при работе с людьми.

Пирамида Маслоу

В основе теории Маслоу – пирамида потребностей, которая по сути является отображением иерархии необходимых человеку вещей.
Другое название – лестница Маслоу, не случайно. По мнению автора, изложенному в первой редакции теории, человек реализует свои желания постепенно – поднимаясь с одной ступеньки на другую. Пока «нижний» ряд потребностей не удовлетворен, перейти на более высокий уровень не получается.
Важный момент: сам Абрахам Маслоу не раз обращал внимание на то, что его теория отображает развитие потребностей людей в целом, как общества. Но каждый человек индивидуален, а это значит, что никаких единых жестких схем, которые можно было бы «приложить» ко всем людям без исключения, просто не существует.

Иерархическая суть

Если обратить внимание на содержательные моменты теории Маслоу, становится очевидным, что она как бы отражает иерархическую систему построения общества в современном мире. Поэтому «лестницу Маслоу» четко ассоциируется с пирамидой власти, основанной на наличии того или иного объема материальных ценностей у того или иного человека. Чем больше ценностей, тем больше власти.

Такая особенность объясняет, почему теория Маслоу весьма популярна среди тех, кто обладает иерархическим мышлением. Она нравится людям, убежденным в том, что успех человека строится на конкуренции. Чем активнее и успешнее он будет конкурировать с другими людьми, тем выше к вершине пирамиды окажется. Соответственно, тем счастливее себя должен ощущать. Большая часть наших современников так и живет: ставя галочки в своем списке достижений. Галочки общепринятые, банальные: дом, работа, семья, ребенок, деньги… Увы, счастливыми назвать себя могут при этом немногие, несмотря на материальное благополучие и полный «перечень» положенных для счастья стереотипных вещей.
Многие современные теории развития человека и общества переросли такой подход, полагая, что конкуренция – непродуктивный путь. Общество может развиваться намного более эффективно, если откажется от конкуренции, на первый план поставит уникальность каждого человека, его способность к проявлению своих талантов – умение творить.

Духовное развитие

Тем не менее теория Абрахама Маслоу в свое время внесла значительный, важный вклад в развитие гуманистической психологии в годы после Второй мировой войны.
Заслуга ученого в том, что он сумел предложить новые содержательные теоретические и практические подходы, которые развили психологию в другом направлении, отличном от психоанализа и бихевиоризма.
В основе теории потребностей – стремление людей расти духовно, развивать свою личность. Его пирамида объясняет, как появляются разные потребности, как человек переходит от одних потребностей к другим. Это помогает понять мотивы действий человека.

Физиология и духовность

Согласно предложенной Абрахамом Маслоу теории, у человека есть несколько групп потребностей: физиологические и духовные. Обычно индивид двигается от более простых к более сложным, возвышенным.

В основании пирамиды – инстинктивные потребности: есть, пить, удовлетворять сексуальное влечение, спать.

Второй уровень – безопасность (жилье, одежда), порядок… На третьей ступеньке лестницы находится потребность любить и быть любимым.

Четвертый уровень предполагает реализацию желания быть признанным в обществе, вносить что-то свое в развитие цивилизации, получать за это вознаграждение. Наконец, пятый, самый верхний уровень, предполагает удовлетворение потребностей в самоактуализации.

Поступательное движение

Например, если у человека не хватает еды, он не сможет думать о самоуважении и реализации в обществе. Дело в том, полагает автор, что при отсутствии удовлетворения какой-то потребности цель ее удовлетворить становится доминирующей для человека. Другие свои потребности он может просто не замечать, они ему пока не интересны.

Имея в достаточном количестве еду, воздух, воду и секс, человек начинает думать о безопасности. Сюда относится желание иметь одежду, защищающую от холода, а также жилье, где можно укрыться от непогоды. Стремление получать хороший доход, накапливать деньги тоже относится ко второму уровню в иерархии Маслоу. По сути, все это служит для создания и усиления уверенности в том, что все нужды первого уровня будут удовлетворяться стабильно, постоянно, максимально долгое время. Отсюда – желание стабильности, некоторой привычной рутины, которая успокаивает.

Любить и принимать любовь

Перейдя на новый уровень, человек будет стремиться реализовать свое желание любить и быть любимым. Теперь эта цель захватит его практически целиком. Человек забудет, что когда-то, пока его «низшие» нужды не были реализованы, он смотрел на любовь как на что-то необязательное и вообще несуществующее.

Он начинает искать взаимопонимания у других людей. Смешивать это с сексуальным влечением Маслоу считает неверным. Желание любить и быть любимым он предлагает рассматривать как потребность в принятии. Здесь он расходится с Зигмундом Фрейдом, который выводит любовь из сексуального влечения.
По мнению Абрахама Маслоу, если человек не научился любить и принимать любовь, ему сложно развиваться как личности. Он утверждает, что нехватка любви равноценна недостатку витаминов или минералов. Наблюдения за маленькими детьми доказывают, насколько это верно.

Автор предлагает свой взгляд на разные типы любви. Первый, любовь дефицитарная, руководствуется стремлением получить что-то. Она исходит от эгоистичных желаний. Второй вид любви – дающая любовь: в ее основе – понимание ценности и уникальности каждого человека. При этом нет желания использовать другого для удовлетворения своих потребностей. Содержательные аспекты любви в первом и втором случае радикально противоположны.

Адекватная самооценка

Научившись любить и принимать любовь, люди хотят уважения. Оно делится на самоуважение и одобрение со стороны других людей.

Самоуважение включает уверенность в себе, компетентность, мастерство, адекватность, достижения, свободу.
Когда другие люди уважают, это значит получение признание и принятия, внимания, репутации, статуса.

Интересно, что при наличии адекватной самооценки человек увереннее в себе – он действует в обществе более продуктивно, чем тот, у кого самооценка занижена.
Когда у человека реализовано самоуважение, он уверен, чувствует свою полезность.

Верхний уровень

Верхняя ступенька лестницы Маслоу – самоактуализация. Автор предлагает такое определение этого понятия – желание стать тем, кем можешь быть. Предполагается, что здесь все способности, таланты, потенциал личности полностью реализованы.

Достичь пятого уровня, говорит, Маслоу, удается немногим людям уже потому, что подавляющее большинство просто не видит своего потенциала. Люди боятся своих талантов, потому что страшатся своего же успеха.

Другой фактор, препятствующий раскрытию способностей – необходимость иметь окружение, где можно проявить свой потенциал полностью. Это начинается еще в детстве: если ребенок растет в безопасной, дружелюбной среде, ему легче развиваться.

Индивидуальный подход

Пока основные (те, что внизу пирамиды) потребности не удовлетворены, человеку не до «возвышенных» вещей – так считает автор теории. Он бросает свои силы на решение вопросов обеспечения себя и своей семьи едой, жильем, сексом и так далее. По мнению Маслоу, изложенному в первых версиях теории, без удовлетворения первичных потребностей двигаться выше невозможно.
Процесс поступательной реализации нужд человека, говорит автор теории, может нарушаться. Это происходит не так редко. Иногда начинается удовлетворение высших желаний, когда низшие еще не реализованы.

Однако позже Маслоу не раз отмечал, что потребности могут возникать параллельно: в безопасности и любви, в еде и самоуважении и так далее. В современном мире далеко не у всех людей все базовые потребности удовлетворяются полностью. Тем не менее это не мешает им чувствовать желание любить, быть полезным обществу. Просто у них еще остаются желания с первых ступенек лестницы.

Фокус на задаче

К середине 1950-х годов теория Маслоу эволюционировала. Он разделил все потребности на две большие группы: нужды и самоактуализация (развитие).
Ученый вывел несколько особенностей людей, которые уже идут по пути самоактуализации:

  • они более адекватно воспринимают реальность, комфортнее чувствуют себя в ней;
  • принимают себя и других;
  • действуют спонтанно, просто и естественно;
  • сфокусированы на задаче, а не на себе;
  • нуждаются в уединении;
  • не зависят от влияния общества и культуры;
  • могут давать свежую оценку происходящему;
  • обладают мистичностью, имеют опыт нахождения в высших состояниях;
  • чувствуют сопричастность, единение с другими;
  • строят более глубокие отношения;
  • демократы по характеру;
  • разграничивают средства и цели, добро и зло;
  • проявляют философский, добрый юмор;
  • занимаются творчеством;
  • сопротивляются культурации.

В это же время он отказался от жесткой иерархии потребностей, выражавшейся в том, что более высокие желания могут появляться лишь после реализации более «низких».
Признал, что большая часть людей наделена способностью самоактуализироваться. Проявлением самоактуализации он назвал переживания экстаза – в творчестве, любви.

Следовать своим желаниям

Главное условие проявления самоактуализации – понимание себя, своей природы, своих способностей.

Плюс умение следовать своим желаниям.
Это не всегда бывает просто. Человек, вставший на путь личностного развития, нередко сталкивается с непониманием других людей, с различными трудностями. Общество стремится всех подогнать под ясный шаблон. Если кто-то выбивается, становится оппозиционером.
Преодолеть сложности, уверен Маслоу, можно, если научиться выстраивать эффективное взаимодействие с внешним миром, в то же время сохраняя некоторое отчуждение внутри себя.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...