Тема сказки царевна лягушка анализ. Анализ сказки царевна-лягушка


Русская народная сказка "Царевна-лягушка"

Жанр: народная волшебная сказка.

Главные герои сказки "Царевна-лягушка"

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану
План пересказа сказки "Царевна-лягушка"
  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.
Кратчайшее содержание сказки "Царевна-лягушка" для читательского дневника в 6 предложений:
  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую
Главная мысль сказки "Царевна-лягушка"
В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.

Чему учит сказка "Царевна-лягушка"
Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.

Отзыв на сказку "Царевна-лягушка"
Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.

Признаки волшебной сказки в сказке "Царевна-лягушка"

  1. Волшебные превращения - в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник - клубочек
  3. Волшебные существа - баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.
Пословица к сказке "Царевна-лягушка"
Не по виду суди,а по делам гляди.
Умел сказать, умей и ответ держать

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Царевна-лягушка"
Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят.
Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото.
Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила.
А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться.
Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами.
Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына - от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать.
Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать.
Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет.
И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии - лягушонка в коробчонке едет.
Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками - озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками - гостей облили, да костями закидали.
Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему.
Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком.
Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил.
Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит.
Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка - ее селезень поймал, яйцо в воду упало - его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей.
Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Царевна-лягушка"

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая - это волшебница, заколдованная своим отцом, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах - рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.

Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый - Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка - это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. Описание Василисы Премудрой дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини - Василиса - говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Образ Василисы в других русских сказках

Описание Василисы Премудрой можно найти не только в сказке о царевне-лягушке. Она изображается и в других произведениях русского народа. Например, можно вспомнить сказку о Василисе и Бабе-яге. Сходный образ выступает под именами Марьи Моревны, Елены Прекрасной и Марьи-царевны. Все эти героини обладают мудростью и волшебными знаниями, в частности способностью перевоплощаться. Это позволяет отождествить их.

Сказка - ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье - быть помощницей и поддержкой своему мужу.

Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать, ведь он хорошо завуалирован.

Читая любую из сказок, человек попадает в сказочный, чудесный мир, который полон чудес и волшебства. Кажется, что читатель попадает в мир со своими законами, отличными от тех к которым мы привыкли. Весь этот мир настолько увлекает в себя, что просто невозможно провести параллель между реальностью и сказочным миром.

В любой из сказок, даже если главные герои в ней предстают животными, то все равно на них проецируются человеческие отношения. Сказка – отличный способ показать людям со стороны их желания, отношения с близкими и родными, нетерпеливость и самое, наверное, главное их пороки.

Так вот, хочу поведать вам о моей самой любимой сказке, в которой также есть скрытые человеческие тайны. Название данной сказки «Царевна-лягушка». Возможно, многие станут говорить о том, что она рассчитана на аудиторию с младшим дошкольным возрастом, но для меня ее сюжет весьма интересен и поучителен.

В сюжете описывается жизнь царя, у которого было три сына. Вот однажды пришло время им жениться, но найти свою суженную они не могли. Вот и пришло им в голову решение, пустить каждому по стреле, в чей двор она упадет, та супругой и станет, решили они. Двум старшим сыновьям достались девицы под стать, а вот младшему не повезло. Его стрела угодила в болото к лягушке. Но делать было нечего и он забрал ее к себе во дворец.

Во дворце царь невестушкам уготовал испытания и самое интересное, что наша Царевна-лягушка справлялась с ними просто на отлично! Царевич же увидел, что красавица скидывает с себя шкуру лягушки, а после опять ее одевает и принимает решение спалить ее. Не захотел он поговорить с супругой и терпеть больше не хотел шкурку эту. Тем самым он обрек себя на испытания перед кощеем, дабы вернуть возлюбленную.

В данной сказке много доброты, честности, преданности, взаимопомощи. Царевич не оставил лягушку на болоте, а выполнил указ батюшки и принес ее домой. Звери помогали Царевичу найти дорогу к Кощею из-за доброты его.

Данная сказка научила меня вести диалог с близкими мне людьми, ведь иногда можно наломать таких дров, что потом долго все исправлять. Данная сказка учит прислушиваться к родным и всегда проявлять честность и преданность.

Сочинение рассуждение для 5 класса

Несколько интересных сочинений

    Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

  • Анализ сказки Премудрый пискарь Салтыкова-Щедрина сочинение
  • Евгений Онегин - лишний человек сочинение 9 класс

    Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации

  • Три дня на воле Мцыри сочинение

    Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение. Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь

  • Критика о рассказе Господин из Сан-Франциско Бунина и отзывы о произведении

    Горький обращаясь в письме к Бунину писал, что с большим трепетом читал рассказ Господин из Сан-Франциско. Писатель считал Бунина великим поэтом и писателем, самым лучшим в своей полной суеты жизни.

Победа добра и вопрос аутентичности
Издатели 90-х, памятуя о высоком воспитательном статусе сказок, с готовностью стали их переиздавать, при этом гордо сообщая читателям, что сказки в новых сборниках несколько отличаются от советских версий - деталями, концовками, целыми эпизодами, так что теперь можно наслаждаться сказками во всей их «полноте и подлинности».

Результат оказался неожиданным: открывая, к примеру, полный сборник сказок братьев Гримм, родители в ужасе его захлопывали. «Подлинная версия» «Золушки» в изложении немецких собирателей фольклора, слишком сильно отличалась от знакомой сказки Шарля Перро (приглаженной усилиями советских переводчиков и редакторов) и от популярного кинофильма, снятого по пьесе Евгения Шварца. «Победа добра» в «аутентичных» сказках братьев Гримм, как правило, отягощалась описаниями возмездия, очень похожего на средневековые пытки. А вскоре выяснилось, что это в полной мере относится и к знаменитым собраниям сказок Афанасьева.

Тут и возник вопрос: зачем детям весь этот ужас - гриммовский или афанасьевский? И чему все-таки «учат» народные сказки?

Взять ту же «Курочку Рябу»: понимает ли маленький ребенок, о чем эта сказка? А взрослый?

Иными словами, вопрос о народных сказках вдруг невероятно осложнился. И я предлагаю сознательно закрепить за ним статус сложного, требующего осмысления и переосмысления.

И еще, по-видимому, нужно отказаться от широких обобщений вроде «народные сказки влияют на…», «народные сказки полезны (или вредны)», а рассматривать каждую сказку в отдельности - как отдельное произведение, к созданию которого приложили руку и бесчисленные безымянные сказители, и собиратель фольклора, и переводчик, и редактор.

Загадочный дар Ивана-царевича
Сегодня у нас есть конкретный повод поговорить о русской народной сказке «Царевна-лягушка» из сборника А. Афанасьева - издательство «Нигма» выпустило в свет книгу с одноименном названием и с иллюстрациями Татьяны Мавриной.

Сразу скажу, что «Царевна-лягушка» - сказка, которая не относится к категории ужасных. Это не значит, что она совсем не страшная. Ее мир устроен по-особенному, привычные причинно-следственные связи в нем отсутствуют, а над сказочными персонажами довлеет ощущение фатальности.(Взять, хотя бы, начало сказки: царским сыновьям пришло время жениться, и потому они должны взять по стреле и выстрелить из лука: куда стрела упадет, туда и надо сватов засылать. И когда стрелу Ивана-царевича подбирает лягушка, царь выносит свой приговор сыну: «Женись! Знать, судьба твоя такая».) В этом мире возможны неожиданные превращения, а «на краю» обитают существа иного мира - Кощей Бессмертный и Баба-яга.

Но этого страха в меру. Как раз столько, чтобы привлечь внимание ребенка и сделать повествование интересным. А интерес возникает вместе с эмоциональным напряжением.

Баба-яга - страж границы между мирами - не покушается на жизнь героя, а помогает ему. Кощей Бессмертный воспринимается с бОльшим напряжением: это он велит Василисе Премудрой три года ходить лягушкой. Это к нему возвращается Василиса после того, как сгорает ее лягушачья кожа, и поэтому Кощей является помехой счастью Ивана-царевича. Но никакого активного зла Кощей Бессмертный не затевает. Он страшен исключительно в силу своего «статуса» - как царь ИНОГО мира (или мира мертвых). Т.е. в целом сказка «бескровна», и в ней отсутствует агрессивное зло.

Но и ее главный герой - Иван-царевич - тоже пассивен. Если он куда-то передвигается, то лишь в том направлении, которое ему «указывает» судьба или чья-то другая воля. Необходимость делать то, что ему самому непонятно, он принимает как данность. И даже Кощея Бессмертного он одолевает не в бою (как это следовало сделать богатырю), а с помощью «открытия удаленного доступа» и вполне бытовых действий, оказывающихся частью тайного ритуала.

То есть все возникающие перед Иваном-царевичем проблемы разрешаются отнюдь не благодаря его активности, силе, удали или смекалке, а скорее так, как это бывает во сне. Что же тогда делает его героем? В чем его особенность? Почему только он из трех царских сыновей «отмечен» именем, а двое других - просто «братья»?

Иван-царевич обладает даром входить в соприкосновение с волшебным. Благодаря этому дару он постоянно - и совершенно невольно, словно во сне, - заступает за границы обычного, «здешнего» мира и становится обладателем удивительных сокровищ. Поэтому во время сватовства, с которого начинается сказка и которое больше похоже на гадание, именно его стрела попадает к лягушке-квакушке, что вызывает насмешки старших братьев. Им-то куда как повезло, ведь их женами-избранницами стали боярыня да купчиха. Но Иванова лягушка - это заколдованная царская дочь. (Больше того, она ведь не «обычная» царевна: Василиса Премудрая - дочь Кощея Бессмертного, владыки Иного мира, и сама могущественная волшебница, превосходящая мудростью своего жестокого отца.) По той же причине Иван-царевич получает волшебную помощь от встречного старика и от Бабы-яги, слышит голоса животных и птиц и «обращает» их в своих помощников.

И как раз эта удивительная способность героя близка и понятна ребенку четырех-шести лет.

Воображение и мышление
Что такое период четырех-шести лет? Кроме всего прочего, что происходит в это время с ребенком, это еще и расцвет так называемой «режиссерской игры».

Ребенок расставляет на разных поверхностях маленькие игрушки. Игрушки куда-то перемещаются, как-то друг с другом «общаются», ребенок в это время что-то шепчет, бубнит, имитирует какие-то звуки. Классик отечественной психологии Лев Выготский считал, что в такой игре создается «мнимая ситуация» - т.е. ситуация, существующая только в данный момент и только благодаря работе детского воображения.

А еще именно между четырьмя и шестью годами у нормально развивающегося ребенка возникает запрос на сказки, на самые разные сказки, авторские или неавторские, но обладающие общим отличительным свойством: в них отсутствует непроходимая грань между реальностью и воображаемым миром, а вещи обладают способностью к превращению, к необъяснимому преобразованию.

Сказочные тексты и детская игра связаны между собой, как курица и яйцо. Сказочные тексты - источник, поставляющий образы и сюжетные ходы для игры. Игра - то, что помогает проживать прочитанное, продлевать сюжеты, придумывать новые. Игра - это сказка собственного сочинения. И она, безусловно, расширяет возможности восприятия текстов.

И то, и другое вместе работает на развитие воображения.

Но что это такое - воображение - мы не очень понимаем. То есть не очень понимаем, в чем его смысл. Мы, конечно, ласково называем детей «фантазерами» и иногда пересказываем друг другу детские фантазии как забавные казусы. Но в глубине души (да и на поверхности) мы считаем воображение «украшательством» и чем-то мало относящимся к жизни. Скорейшее развитие «мышления» ребенка заботит нас гораздо больше. И потому мы предпочитаем сказкам энциклопедии, а детской игре - организованные занятия в каком-нибудь интеллектуальном центре раннего развития.

Но парадокс заключается в том, что именно воображение лежит в основе мышления, составляет его фундамент. Как правило, под мышлением мы понимаем мышление рациональное, способность к анализу. Это очень важная функция. Но такое мышление, как правило, оперирует лишь известными матрицами. А мышление креативное, способное вывести за пределы матрицы, непременно связано с нарушением привычным границ. С необъяснимым «превращением» вещей. И оно опирается именно на воображение. Но даже если мы имеем в виду не интеллектуальные открытия, а вполне понятные операции - такие как чтение или счет в уме, то и они немыслимы без развитого воображения.

Собственно, поэтому все психические силы организма в дошкольный период и брошены на развитие воображения. Воображение - это, по мнению отечественных психологов, главное новое психическое качество, которое обретает ребенок к периоду обучения в школе. А овладение рациональным мышлением - это уже следующий этап. Конечно, отсюда вовсе не следует, что воображение после шести лет перестает развиваться. Просто оно перестает занимать главенствующее место, к нему добавляются новые важные элементы.
И это не значит, что мышления не существует до пяти-шести лет. Но в жизни дошкольника оно играет несколько иную роль, чем в жизни школьника или взрослого человека. И если не угнетать детское воображение, лишая его в дошкольном возрасте необходимой пищи - игры и сказок, это пойдет на пользу мышлению.

Чему «учит» сказка
Возвращаясь к «Царевне-лягушке». Как уже было сказано, отличительная черта главного героя этой сказки - способность вступать в контакт с волшебным, «нездешним». То есть главный герой вхож в другие пространства точно так же, как ребенок вхож в пространство игры. Превращения существ и предметов (лягушки - в девушку, косточек от жареной птицы - в лебедей), присутствие такого «необычного объекта» как избушка на курьих ножках, в образе которой совмещаются несовместимые на первый взгляд элементы, - все это очень напоминает детскую игру с игрушками: комбинирование случайных деталей, использование предметов-заместителей (палочка - это ножик, цветочки - содержимое супа, веревочка - хвост) и т.п.

Основное превращение - лягушки в царевну - происходит в сказке за счет «сбрасывания» лягушечьей кожи. Что это, как не «переодевание»? Способ превращения, уже известный ребенку по играм и детским праздникам.

А тайна Кощея? «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Это же известный с раннего детства «принцип матрешки». Как можно достичь «успеха»? Выполняя действия в некоторой заданной последовательности. Эту последовательность надо запомнить и воспроизвести.

И даже странная атмосфера фатальности, в которой действуют герои сказки, воспринимается ребенком как нечто более или менее знакомое. Поскольку причинно-следственные связи открываются ему постепенно, с развитием рационального мышления, он постоянно оказывается в ситуации заданных отношений и непонятных запретов. Его безопасность и благополучие в первые годы жизни зависят не от понимания причин того или иного явления, а от доверия к окружающим взрослым и послушания. Иными словами, сказке есть за что «уцепиться» в опыте ребенка, на что наложиться.

А вот куда эта сказка может его «продвинуть»? Какую весть она ему несет?

Сказочный «урок» связан как раз с той ситуацией, когда Иван-царевич пытается вести себя «рационально» и сжигает лягушечью кожу. Ну, и действительно: его жена оказалась красавицей, если она снова наденет свою кожу, то он, Иван-царевич, этой красоты лишится. Значит, надо этому помешать - уничтожить кожу. Вроде бы совершенно верная логическая цепочка. Но с единственным недостатком - неправильной посылкой. Рациональное, на первый взгляд, поведение Ивана-царевича рассматривается в сказке как своеволие, потому что в основе его «разумных рассуждений» лежит эгоистическое желание устроить все так, как ему хочется, не соотнося это желание с обстоятельствами другого, не выясняя причин поведения другого, а точнее другой - Василисы Премудрой. В результате он лишается всего.

Чтобы вернуть потерянное, он должен вновь обратиться в слух: довериться своему умению общаться с иным, волшебным.

А после этого можно сказать о ее потрясающем ритме и поэтичности, об очень экономном, но выразительном сказочном языке, который нельзя назвать архаичным. Он звучит вполне современно, а слова вроде «закручинился», «взгадать», «разубранный» только придают ему колоритности, поскольку их значение сразу ясно из контекста.

Работа художника-иллюстратора
Иллюстрации Татьяны Мавриной, безусловно, создают новое измерение сказки. Кроме художественных достоинств, они несут много познавательных «этнографических» деталей, которые в тексте не описываются: костюмы во всем их многообразии - от рубахи до пиршественного наряда (и каждый персонаж одет по-своему, в соответствии со своим статусом - к примеру, по костюму Василисы Премудрой сразу можно угадать в ней именно царскую дочь); постройки (дом боярский и купеческий), посуда, нарядный пирог, напоминающий тульский пряник; стол, уставленный посудой на пиру, гусляр -на картинках много такого, о чем в сказке ни слова, но что придает ей «материальность» и даже вводит в исторический контекст. Как-то так получается, что сказочные события разворачиваются в стилизованной Древней Руси.

А кое-где иллюстрации еще и оказывают восприятию спасительную поддержку. К примеру, на картинке лягушка, поймавшая стрелу, - в короне. В тексте нигде не говорится, что лягушка, на которой женился Иван-царевич, была как-то отмечена. Лягушка и лягушка. Это его и «кручинило». Но корона помогает нам примириться со случившимся. Мы чуть раньше Ивана-царевича узнаем, что все не так просто с его невестой.

Или дуб, на котором Кощей схоронил свою смерть. Дуб этот, оказывается, необъятных размеров. Иван-царевич рядом с ним выглядит букашкой. А вот Кощей - жалкий, но явно не добрый.

Иными словами, иллюстрации Мавриной - это своя и достаточно вольная интерпретация сказки.

Но ведь сказка-то - народная! Кто как хочет, тот так и рассказывает.

Марина Аромштам

В русской народной сказке главный герой – младший сын царя Иван. Начинается сказка с того, что царь решил трех своих сыновей женить, а жен для себя выбирать сыновьям пришлось необычным способом. Каждый из них пустил из лука стрелу. Куда стрела упала, там и жену искать следует. У двух старших братьев стрелы попали на боярский, да на купеческий двор. Там они и жен себе нашли. А у Ивана-царевича стрела улетела на болото, там ее лягушка и подняла.

Пришлось Ивану на лягушке жениться. Братья над ним подсмеивались, да недолго так продолжалось. Царь задание дал – всем женам сшить ему рубашки за одну ночь. Когда опечаленный Иван-царевич рассказал жене про задание, она посоветовала ему ложиться спать, а сама лягушачью кожу скинула и обернулась Василисой Премудрой. Наутро рубашка была готова, и обрадованный Иван повез ее во дворец, к отцу. Привезенная им рубашка царю понравилась больше других.

Дал царь второе задание – испечь для него хлеб. И опять лягушка превратилась в Василису Премудрую, да хлебом занялась. Наутро ее хлеб опять царю больше всех понравился. Велел он сыновьям явиться на царский пир вместе с женами. Иван опять загрустил – как же он с лягушкой на пир явится? А жена велела ему не печалиться, одному на пир ехать, а она позже явится.

Только гости на пиру за стол сели, раздался шум и грохот, подъехала карета и вышла из нее Василиса Премудрая, красотой своей всех так и сразила. На пиру она чудеса показывала — озеро сотворила, и лебеди в нем плавали. А Иван улучил момент, съездил домой и спалил лягушачью кожу.

Но Василиса Премудрая, узнав об этом, сильно расстроилась и сказала Ивану-царевичу, что теперь искать ее придется у Кощея Бессмертного. Превратилась она в кукушку и улетела.

Пришлось Ивану в дальнюю дорогу собираться. Шел он долго и повстречал человека, который дал ему волшебный клубок. Куда клубок катится, туда и идти надо.

По дороге Иван-царевич встретил медведя, хотел его убить, но медведь попросил его о пощаде и сказал, что пригодится. Позднее Ивану повстречались селезень, заяц и щука, и он тоже пощадил их, не стал убивать.

Набрел он на избушку Бабы Яги. Та ему и поведала, как Кощея одолеть. Оказывается, смерть Кощея была спрятана в сундуке на высоком дубе. Пошел Иван-царевич искать этот дуб. А как нашел, тут и звери ему пригодились. Медведь дуб повалил, сундук разбился. Из него заяц выскочил, да его другой заяц догнал. Тогда из зайца утка вылетела, но ее селезень перехватил. Утка та яйцо выпустила, оно в море упало. Но щука яйцо нашла и принесла его Ивану. Разбил Иван-царевич яйцо, достал из него иголку и отломил у нее кончик. Тут и Кощею конец пришел. А Иван нашел Василису Премудрую во дворце Кощея, и с ней домой воротился.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Царевна-лягушка» состоит в том, что за своё надо уметь постоять. Каким образом? Избавился Иван от ненавистной лягушачьей кожи раньше времени — тем самым совершил ошибку. Вынуждена была жена его к Кощею Бессмертному вернуться. Но Иван проявил твёрдость, сумел постоять за своё — и добился положительного результата — вернул Василису Премудрую. Сказка учит действовать согласованно, по взаимной договоренности, а не совершать опрометчивых поступков.

Сказка «Царевна-лягушка» учит нас своего добиваться. Совершил ошибку — исправляй! Сказка учит проявлять участие и милосердие к окружающим. Иван-царевич не стал губить животных, и они ему добром отплатили, помогли с Кощеем справиться.

В этой сказке мне понравилась Баба-Яга. В отличие от других сказок с ее участием, здесь Баба-Яга не только не причинила никому зла, но и оказала неоценимую услугу главному герою – подсказала ему, как Кощея Бессмертного одолеть.

Какие пословицы подходят к сказке «Царевна-лягушка»?

Сумел ошибиться — сумей исправиться.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Дорогу осилит идущий.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...