Тема лучший инновационный образовательных проектов. Творческий проект "инновации в образовании"


Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

Инновационным проектом является сложная система действий, направленных на достижение определенных целей в развитии науки и техники. Они связаны между собой исполнителями мероприятий, сроками и ресурсами. Инновационной программой называют комплекс связанных между собой инновационных проектов, а также проектов, которые направлены на поддержку деятельности с данным направлением. На данный момент популярность набирают инновационные проекты в ДОУ, примеры которых вдохновляют на создание новых воспитательных программ.

Уровень научно-технической значимости

Инновационные проекты, а также технические решения и идеи, которые они реализуют, могут иметь следующие уровни научно-технической значимости:

  • модернизационный (базовая технология не подвергается кардинальным изменениям);
  • новаторский (конструкция нового продукта существенно отличается от прежнего);
  • опережающий (конструкция создана благодаря опережающим техническим решениям);
  • пионерный уровень (появляются новые технологии и материалы, которые ранее не существовали).

Уровень значимости инновационного проекта определяет сложность, масштаб, особенности продвижения результатов процесса и состав исполнителей. Это повлияет на содержание управления проектом.

Классификация инновационных проектов

Инновационные проекты можно классифицировать следующим образом:

1. По характеру целей:

  • конечные;
  • промежуточные.

2. По периоду реализации:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

3. По потребностям, которые удовлетворяет проект. Они могут ориентироваться на создание новых или удовлетворение имеющихся потребностей.

4. По типу инноваций (создание нового или усовершенствование продукта, реорганизация структуры управления и пр.).

5. По степени принимаемых решений могут иметь такой характер:

  • фирменный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • международный федеральный.

6. По масштабности выполняемых задач:

  • монопроекты - проекты, которые выполняются одной компанией в строгих финансовых и временных рамках, причем имеют однозначную инновационную цель;
  • мультипроекты - комплексные программы, направленные на достижение сложных целей;
  • мегапроекты - многоцелевые программы, которые объединяют в себе ряд мультипроетов, которые связаны одной сложнодостижимой целью.

Каждый проект проходит через определенные ступени своего развития от возникновения до своего завершения. Их совокупность образует его жизненный цикл. Его принято разделять на фазы, их - на стадии, после чего - на этапы. Они различаются в зависимости от системы организации работ и сферы деятельности.

Разработка инновационного проекта

При создании инновационные проекты проходят реализации и завершения. Стоит обратить внимание на основные этапы:

  • формирование идеи;
  • исследование возможностей;
  • подготовка документации для заключения контракта;
  • подготовка документации для оформления проекта;
  • работы по реализации программы;
  • мониторинг экономических показателей.

На стадии разработки уделяют внимание успешности и результативности проекта. При этом детали его существования в этот момент не слишком важны. Для них особенно важна новизна, конкурентоспособность, лицензионная защита и наличие патента. Кроме того, инновационные проекты требуют инвестирования средств, направляемых на совершенствование бизнеса.

Реализация инновационных проектов

Большинство организаций применяют внутренние и наружные источники финансирования одновременно. Внутренними источниками являются их собственные средства, которые в основном образовываются от реализации активов или являются страховыми сумами и амортизационными отчислениями. Наружные источники финансирования включают в себя привлеченные и а также финансирование из регионального или федерального бюджета.

Риски

Инновационные проекты являются программами с наиболее высоким риском для инвестиций. По этой причине их создателям стоит реально оценивать свои возможности. Самыми привлекательными для инвестиций будут программы, направленные на продвижение готовых Проекты, связанные с продвижением новых технологий, отличаются повышенным риском, так как для них намного сложнее создать маркетинговую концепцию.

Проблемы с финансирование возникают в том случае, если проект имеет незавершенную стадию поисковых исследований. При их проведении есть большая вероятность получения негативного результата.

Классификация рисков

Риски инновационного проекта являются неопределенностью, которая зависит от принятых решений, и их реализация выполняется спустя некоторое время. Частью предпринимательских решений является оценка рисков. Для их классификации целесообразно применить блочный принцип, который предусматривает распределение рисков по категориям, группам, видам и пр. Риски инновационных проектов можно классифицировать следующим образом:

  • По возможности предсказуемости: предвиденные и непредвиденные.
  • По наличию умышленного создания.
  • По времени обнаружения.
  • По месту обнаружения.
  • По способу обнаружения.
  • По причинам появления.
  • По виновникам появления.
  • По длительности действия.
  • По возможности страхования.
  • По методам устранения последствий.
  • По этапам технологического процесса.
  • По условиям производства.
  • По установленным ценам.

Для оценки риска инновационного проекта требуется определить степень научно-исследовательских работ, соответствие программы рыночной стратегии компании, а также маркетинг. Классификация, оценка и изучение рисков потребуются для управления ими.

Оценка эффективности инновационного проекта

Эффективность проекта данного вида с точки зрения его участников можно определить соответствующими показателями их участия. Стоит рассмотреть ее оценку со стороны инновационного вуза, который ответственный за реализацию проекта, а также привлекает посторонних участников и дополнительное финансирование. Оценка эффективности инновационного проекта основана на таких принципах:

  • применяются цены на услуги, ресурсы, товары, которые предусмотрены проектом или установлены на рынке;
  • денежные потоки должны быть рассчитаны в тех же валютах, которые предусмотрены программой на оплату продукции и покупку ресурсов, после чего они будут по текущему курсу пересчитаны в рубли;
  • в расчетах необходимо учитывать прибыль от финансовой и инвестиционной деятельности, а также применять схему финансирования проекта;
  • необходимо учитывать вклады в дополнительные фонды и доходы, полученные от них.

В процессе расчета показателей эффективности участия компании, стоит принимать во внимание денежные средства, независимо от того, являются ли они собственными или заемными. Платежи по займам будут называться оттоками, а заемные средства - притоками.

проекта с учетом рисков эффективности

Стоит рассмотреть разработку инновационного проекта с учетом оценки его эффективности. В качестве образца можно взять пример проекта ООО «ЭкоЗдрав». Компания осуществляет свою деятельность в г. Красноярск. Проект направлен на изготовление и сбыт безреагентных и безкартриджных установок, которые предназначены для очистки питьевой и сточных вод. На данный момент они не имеют аналогов.

Предварительные исследования рынка показали, что потребность в данных установках достаточно велика. Согласно подсчетам, она составляет 25 000 штук, что является всего десятой частью возможных покупателей. Опираясь на данную информацию, компания планирует выпустить установки в количестве 10 тыс. штук в год, что будет вполне обоснованным.

Для оценки эффективности необходимо найти чистый приведенный доход (NPV) с помощью цен и суммы средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Применяется следующая формула:

WACC=(E/K)*y+(D/K)*b*(1-t),

где E - собственный капитала, D - размер заемного капитала, K -сумма инвестированного капитала, y - предпологаемая доходность собственного капитала, b - предполагаемая доходность заемного капитала, t - ставка налога на прибыль.

Для данной компании показатель составит:

WACC=(188/2000)*0.72+(1812/2000)*0.28*(1-0.2)=0.270624

Если взять уровень инфляции в 7%, который был установлен на момент разработки проекта, можно получить дисконтирующий множитель в 0,340624.

По плану объемы прибыли составят 448060 руб. в первый год, 3229925 руб. - во второй, и 3919425 руб. - в третий. С их учетом необходимо рассчитать показатели, на основании которых будет оценена эффективность инновационного проекта.

Чистый приведенный доход, рассчитанный на ближайшие три года(NPV):

NPV1 = 448060/1.340624- 2000000 = - 1665782.5

NPV2 = 448060/1.340624+ 3229925/(1.340624)^2 - 2000000= 131343.21

Индекс рентабельности вложений (PI):

PI = (448060/1.340624+ 3229925/〖(1.340624)〗^2)/2000000 = 2131343,21/2000000 = 1.0656

Внутренняя норма рентабельности (IRR):

IRR = r_1+NPV(r_1)/(NPV(r_1)- NPV(r_2)) (r_2-r_1)

Стоимостью капитала r1 берется 20%.

Тогда IRR = 0.3+255859,8/(255859,8- 131343,21) (0.340624-0.3)=0.383475

Можно сделать вывод, что рассчитанная норма рентабельности превышает значение стоимости капитала. Таким образом, реализация данного инновационного проекта будет целесообразной.

Инновационные проекты в бизнесе

На сегодняшний день инновационные проекты в бизнесе успешно завоевывают мировой рынок. Это объясняется тем, что современному потребителю не так просто понравиться. Если компания будет повторять своих конкурентов, она со временем утратит свою популярность. По этой причине любой бизнес нуждается в нововведениях. Лучше всего, если это будут действительно инновационные проекты, а не обновление старых технологий, товаров или услуг.

Активно видоизменяется благодаря развитию научно-технической сферы. С данной точки зрения, бизнес требует к себе внимания. Кроме того, инновации должны признаваться обществом. Если им не будет принят разработанный инновационный проект, пример которого был продемонстрирован потребителям, он не принесет никакой выгоды.

Польза инноваций в бизнесе

Стоит отметить, что инновации в бизнесе требуют существенных интеллектуальных, финансовых и трудовых затрат. К тому же вкладываться придется не только в проект, но и в сотрудников компании. Инновации в предпринимательской деятельности могут быть техническими, управленческими, административными, экономическими и организационными.

Среди основных инновационных проектов данного рода можно назвать компьютеризацию. Они помогают создавать базы банных, проводить выполнение расчетов с помощью Интернета, использование компьютерных программ для работы и рассылки электронных писем. Кроме того, предприниматель сможет создать коммерческий сайт или интернет-магазин.

Таким образом, проекты данного рода в бизнесе позволяют усовершенствовать процедуру развития, предоставления услуг, продажи и пр. К тому же процесс будет существенно упрощен и займет меньше времени. Это означает, что бизнес будет иметь большую рентабельность.

Инновационные проекты в школе

Перед родителями нередко встает вопрос о том, куда отдать ребенка, в обычную школу, гимназию и лицей. Большинство из них определяются быстро, но понятие «инновационная школа» для них редко знакомо. Несмотря на это, все современные образовательные учреждения можно назвать таковыми. Это обусловлено тем, что большинство учебных планов составляется с учетом инноваций.

Совсем не обязательно отдавать ребенка в инновационную школу, ведь и в традиционном заведении реализуется инновационный педагогический проект. Но все же в них будет сделан акцент на формирование способности детей к самостоятельному приобретению знаний.

Использование инновационных технологий в школе позволяет индивидуально подобрать программу обучения для каждого ребенка, что положительно сказывается на его возможностях. К тому же у детей будет больше рвения к учебе, так как их можно будет заинтересовать. Что же такое инновационный проект в школе? Пример - применение в процессе образования различных программ. С их помощью можно положительно повлиять на получение и усвоение знаний.

Инновационный проект: пример

Дабы окончательно разобраться в том, что представляет собой инновационный проект, стоит рассмотреть конкретный пример. Компания Electrolux Design Lab проводила в 2013 году студенческий конкурс в Китае. На нем выпускник института анимации Квинг Цзи представил свой проект, который был направлен на улучшение сна человека. Им была разработана клеточная подушка в виде зеленной массы. Она способна обеспечить не только оптимальный отдых, но и защиту от вредных бактерий. В данном случае инновационный проект, пример которого представлен, предусматривает изобретение совершенно новой и сложной технологии.

В состав подушки вошли клетки алоэ, которые поглощают угарный газ и выделяют кислород. По этой причине, люди, которые на ней спят, не имеют проблем с дыханием. Клетки алоэ способны устранить любые вредоносные бактерии вокруг себя. Данный инновационный проект, пример которого был описан, стал успешным, но при желании создать что-то новое, можно подготовить программу не столь сложную. Она может содержать обновление уже существующей технологии.

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа № 1

Инновационный проект

«Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

Занимаемая должность:

Учитель начальных классов

Место выполнения работы: МОУ СОШ № 1

Г. Красный Кут

2010 год

  1. Обоснование актуальности проекта. 3
  2. Цель и задачи педагогического проекта. 5
  3. Деятельность в рамках проекта:

I этап – изучение литературы по исследовательской

И проектной деятельности. 6

II этап – планирование работы с учащимися на

Основании результатов психолого-

Педагогической диагностики. 8

III этап – описание полученных результатов. 9

IV этап – результативность проекта. 11

IV . Использованная литература. 14

Успех в педагогике

Бывает только общим.

(народная мудрость)

I. Обоснование актуальности проекта.

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. В настоящее время сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель должен заботиться о формировании у ученика определённого набора компетенций, способности к саморазвитию.

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности, минимакса и вариативности, принцип творчества, актуализации субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе.

При решении любой образовательной проблемы, мы не можем обойтись без взаимодействия с семьёй, без разнообразного сотрудничества с родителями. Потому что, основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие её ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.

Очень важно увидеть учителю и показать родителям, как сказывается и в чём может проявляться их заинтересованность в успехе ребёнка, ведь родители на практике очень часто довольствуются пассивной ролью в учебно-воспитательном процессе в школе.

В связи с этим, в настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностное развитие ребёнка.

Есть мнение, что в первом классе исследовательская деятельность не предусмотрена, так как это проблематично: дети слишком малы для проектирования. Считаю, эта деятельность возможна, более того, в ней есть необходимость у всех участников образовательного процесса. Все мы знаем, как тяжело первокласснику и его родителям адаптироваться в школе, а учителю заинтересовать ученика и его родителей совместной учебной деятельностью.

На мой взгляд, совместная с первоклассниками и их родителями исследовательская деятельность – эффективный путь решения проблемы.

II. Цель и задачи педагогического проекта.

Цель проекта – организовать совместную с учащимися и их родителями исследовательскую и проектную деятельность, и проследить, как она влияет на личностное развитие первоклассников.

Задачи проекта :

  1. Изучить методику совместной с родителями исследовательской и проектной деятельности, для начальной школы и предложить алгоритм совместной деятельности с родителями.
  2. Проводить психолого-педагогическую диагностику класса
  3. Показать образовательный результат совместной исследовательской деятельности учащихся, учителя и родителей.
  4. Показать эффективность коллективных проектов по сплочению классного коллектива учащихся, родителей и учителя.
  5. Разработать детско-взрослый проект по программе «Разговор о правильном питании», в течение всего года.

Ожидаемый результат :

  1. Осуществление разнообразных форм участия родителей в проектной деятельности школьников:
  1. мотивационная - подбадривает своего ребёнка, показывает собственную заинтересованность;
  2. информационная – помощь в поиске нужной информации;
  3. организационная – распределение времени, планирование деятельности ребёнка;
  4. техническая – монтаж материала.
  1. Личностное развитие первоклассников, формирование ключевых компетентностей учащихся при решении проблем: информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной и компетентности взаимодействия.
  1. Рост активности родителей в совместной деятельности в школе и стиля определения взаимодействия учителя с учениками, с родителями.

III. Деятельность в рамках проекта.

I этап – изучение литературы по исследовательской и проектной

Деятельности.

Знакомясь с литературой по теме, и работами учителей из разных городов России, сделала вывод, что эта тема не только актуальна в настоящее время, но и очень популярна в педагогической среде. Накоплен большой опыт, выпущена методическая литература, в которой можно найти ответы на многие вопросы.

Учителя из г. Омска МОУ «Гимназия № 140», Т.В. Коробейникова и Е.В. Митрясова ведут свой рассказ, начиная с истории педагогики:

«…Идея использования исследования, известна со времён Сократа. Организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставил в положение исследование определённой проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце llX века».

Представитель классической дидактики К. Д. Ушинский, выделял два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания и «учение активное» - посредством собственного опыта.

И хотя он не включал в текущий учебный процесс элементы будущего материала, но значение перспективы в целом понимал. Это выразилось в одном из дидактических правил обучения «от известного к неизвестному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому». На мой взгляд, К.Д. Ушинский был прав. Сегодня мы больше опираемся на «учение активное», так как современные дети более открытые, их любознательности, стремление наблюдать, самостоятельно делать открытия - можно только позавидовать.

Е.В. Кривобок и О.Ю. Саранюк, из г. Волгограда, составили тематическое планирование внеурочного времени по классам на учебный год, где исследовательской деятельности уделяется особое внимание. Они считают, что

«исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельное умозаключение. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование».

Очень интересны работы доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета – А.И.Савенкова. Особый интерес представляет методическое пособие « Методика исследовательского обучения младших школьников». Именно в ней есть ответы на многие вопросы. А.И.Савенков убедительно говорит о значимости работы педагога в этом направлении, что очень важно, и о готовности ребёнка к этой деятельности.

«…Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условие для исследовательского обучения».

Вместе с тем, недостаточно материала о том, как исследовательская деятельность влияет на личностное развитие ребёнка младшего школьного возраста.

С первого класса ребёнок благодаря своей любознательности имеет небольшой жизненный опыт, а значит, есть и возможность активизации интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого ещё «исследовательским». Важную роль в этой деятельности играет не только учитель, но и родители, психолог, социальный педагог. Но методических предложений по этой проблеме практически нет. На основании изученного, можно предложить следующий алгоритм совместной деятельности с родителями.

Алгоритм работы с родителями по проекту:

  1. Родительское собрание « Что такое проектная деятельность».

Выбор темы проекта и разработка плана действий.

  1. Участие родителей в детско-взрослом проекте

«Разговор о правильном питании»:

  1. поиск информации (учитель+ученик+родители);
  2. консультирование родителей и детей в ходе проекта

(повышение личной уверенности);

С) обсуждение и подведение итогов.

3. Защита результатов работы групп и направление проекта на

Областной конкурс по программе «Разговор о правильном питании».

II этап – планирование работы с учащимися на основании результатов психолого-педагогической диагностики.

По данным психологического теста их можно разделить на две группы – это флегматики (11ч.) и сангвиники (9ч.). Учащиеся таких групп проявляют настойчивость в доведении своих дел до конца. Они наиболее успешны в деятельности. Ведущее полушарие – левое (в классе 18 левополушарных и 2-правополушарных ребёнка), а значит, для них нужна строгая работа по алгоритму. И по утверждениям психологов у левополушарных детей очень хорошее стремление к самостоятельности, проникновение в глубину знаний, очень высокая потребность к умственной деятельности. Это те дети, с которыми эта работа может быть успешной с первого класса. Утверждения психологов меня убедили: перед такими учениками нужно ставить новые интересные задачи, их нужно постоянно включать в активную деятельность. Создание проектов и исследование – это их «конёк», потому что есть настойчивость, интерес довести дело до конца и стремление к самостоятельности, что послужит целенаправленному личностному развитию младших школьников. А значит, в работе с классом рекомендованы эвристический, проблемный, исследовательский, проектно-творческий методы.

Этому способствует и Образовательная система « Школа 2100», по которой преподаю десять лет. Она ориентирована на создание современного личностного образования в массовой школе.

Психолого-педагогические данные были учтены мною в организации работы над проектом: при формировании групп по интересам. С этими рекомендациями психолога я и начала совместное родительское собрание с учащимися класса.

III этап – описание полученных результатов.

Важно было объяснить детям и родителям:

Зачем это нужно?

Что такое проект?

Что такое исследование?

Обсуждение проходило в два этапа:

Детям предлагалось это выполнить в классе на уроках окружающего мира и технологии;

Родителям в домашних условиях (фотографирование детей, посещение с ребёнком библиотеки - с целью поиска информации).

Что может первоклассник, который ещё и читать то не умеет? Берусь поспорить – всё! Ведь дети в современном мире гораздо любопытнее и в первом классе имеют уже, хотя и маленький, но жизненный опыт. Они знают множество овощей, фруктов, ягод, которые не только видели на картинках, но и пробовали на вкус. Им предстояло выяснить:

Какая от них польза? Зачем человеку употреблять их в пищу?

Дома с родителями ученик вырезал картинки с овощами и фруктами из детских журналов. В библиотеке собирались стихи, загадки, статьи. Вот здесь заинтересовались не только дети, но и родители. Среди мам и пап, и их семей начались дискуссии, (это можно было слышать при встрече на консультациях):

Какой из овощей самый полезный?

Сколько фруктов может съесть наша семья за месяц?

Какое открытие сделали для себя, когда искали самый полезный овощ

или фрукт для человека?

Интересные открытия делали и сами для себя первоклассники:

  1. все овощи и фрукты полезные;
  1. многие овощи и фрукты очень давно были завезены из других стран для дальнейшего выращивания в нашей местности;
  2. в одном овоще или фрукте несколько витаминов;
  3. яблоко нужно есть полностью, так как в самой сердцевине находятся семечки, а в них содержится йод, который нужен для человека;
  4. чтобы наш организм работал как «часы», нужно есть тыкву, и т. д.

Когда информации набралось достаточно много – все вместе сели за стол переговоров – как оформить, чтобы было не только интересно, но и полезно. В результате получилась наглядная «энциклопедия», сделанная руками первоклассников и их родителями.

IV этап – результативность проекта.

Каждая семья вносила посильный вклад в общее дело. Кто-то выступал организатором, кто-то исполнителем, а значит, становились самостоятельными и ответственными. Многие семьи стали общаться, делиться советами. Дети увидели себя и своих одноклассников в качестве хорошего и знающего друга. Родители чаще стали ходить в школу, им стало интересно не только как учится их ребёнок, но и чем занимается после уроков. Родители поняли, что для роста здорового и умного ребёнка нужно потребление овощей и фруктов. Многие семьи изменили своё домашнее меню, все дети ежедневно получают горячее питание в школе, так как это активно поддерживают родители. Результатом деятельности в рамках проекта « «Овощи и фрукты – полезные для первоклассника продукты», является посещаемость учащимися школы - 98% учащихся посещают школу без пропусков (речь идёт о пропусках по уважительной причине). Они здоровы – это очень хорошо.

Через беседы с учащимися, родителями; наблюдая за их деятельностью в ходе коллективной работы; по завершению обучения в первом классе были сделаны ряд выводов. Более 50% учеников класса смогли планировать свои действия, делать рефлексию собственного поведения, испытали потребность в получении признания одноклассников. Работа в условиях проекта позволила расширить взаимоотношения между учащимися. Серьёзно подходили к работе, овладели правилами работы с книгой, толковыми словарями, энциклопедиями. Дети включали в работу членов семьи, что позволило родителям взглянуть на своего ребёнка с другой стороны; увидеть, что он хочет, чем заинтересован, к чему стремится.

Интересны были заключительные беседы с учащимися и родителями. Это не только возможность обмениваться мнением, но и подвести итоги исследования, систематизировать полученные знания, увидеть ошибки; спрогнозировать дальнейшую работу. Для более точного результата исследования каждый ученик отвечал, чему он научился или где ещё возникают затруднения.

- Трудно ли было заниматься исследованием в ходе проекта?

Дети отвечая, называли конкретные трудности, например:

  1. мне трудно, потому что я мало читаю, иногда не понимаю смысл слов. А ещё нужно быть внимательным и наблюдательным.
  1. А мне даже интересно, ведь можно сделать открытие, которое совсем рядом с тобой.

Мы все прекрасно знаем, что успешная совместная работа с родителями возможна при едином понимании целей и задач. Ведь необходимо формирование единого образа мира ребёнка. По итогам работы проведены анкеты и проанализированы мнения всех сторон участников образовательного процесса по единообразным вопросам. Результаты были изучены, и на родительском собрании предложено их обсудить. Были определены успехи каждого из детей и проблемы, над которыми нам вместе необходимо поработать.

Анализ проводился персонально по каждому ребёнку, затем было сделано обобщение по всему классу. В виде таблицы «Сформированности умений». (см. Приложение 1).

Интересны и выводы психолога (тестирование проводилось в марте 2009 года по методике С.Р. Немова «Социально-психологическая самоаттестация группы, как коллектив»). Класс, как коллектив, является сплочённой, дружной командой. Учащиеся стараются быть вместе, все задачи, поставленные перед классом, решают дружно, сообща. Дети слаженно и организованно делают любое начатое дело и доводят его до конца. На первом месте учащихся ставятся интересы класса в целом, а не собственные. У 80% учащихся всегда преобладает жизнерадостный тон настроения. Они полны энергии, активны, испытывают чувство гордости за коллектив. В классе царит атмосфера заботы, доверия, каждый из ребят в коллективе уверен в себе, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Все эти факты свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в классе.

Детско-взрослый проект был отправлен на Областной конкурс по программе «Разговор о правильном питании». По итогам конкурса наш дружный коллектив стал лауреатом и в награду мы получили Диплом от министерства образования Саратовской области.

Первый учитель и семья должны стать для ребёнка крепкой опорой для дальнейшего успеха. Наряду с динамикой в сформированности личностных характеристик в сравнении с первым годом обучения, отмечаю развитие потребности ребёнка в признании окружающих не только одноклассников, но и ребят с параллельных классов; проявляется творческое отношение к действительности.

Исследовательская и проектная деятельность создаёт условия для познавательного развития детей; воспитывает чувство симпатии к сверстникам и интерес к их поступкам; способствует овладению различными способами действий с целью развития самостоятельности; способствует развитию воображения и творческих проявлений младших школьников. А значит и влияет на целенаправленное личностное развитие младших школьников.

Ученик научиться действовать может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке и во внеурочное время, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов.

В работе с родителями невероятно важно «понимание», союз и понимание с родителями дают неограниченные возможности педагогу.

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «понимание».

Использованная литература:

  1. Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.
  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
  3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара. Издательство «Учебная литература», 2004.
  5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006, с.14
  6. Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса// Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006, с.38

    ПРОЕКТ " МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МБОУ СОШ 5 ИМ.К.П.ФЕОКТИСТОВА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА»




    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ Наша предназначение – дать каждому участнику образовательного процесса возможность определить область своей успешности и реализовать личностный потенциал, удовлетворить образовательные потребности, ожидания и запросы. Основным приоритетом модели инновационной образовательной модели общеобразовательного учреждения «Школа – территория успеха» является формирование личности, полноценно подготовленной к успешному функционированию в условиях современной социально-культурной ситуации, стремящейся и способной оказывать влияние на изменение этой ситуации в соответствии со своими социально значимыми жизненными принципами и ценностями. Успешная личность – это, прежде всего, личность активная, способная реализовать свой творческий и личностный потенциал в наиболее предпочтительной для нее сфере, свободно адаптирующаяся в социуме.


    КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ, ПОЛОЖЕННАЯ В ОСНОВУ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА Неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает и при умелом воздействии можно развивать эти таланты и воспитывать одаренных детей. Одарённость проявляется в успешности, в какой - либо деятельности, а потому важно, чтобы ребенок развивался в среде, способствующей развитию его дарования. Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь.


    МОДЕЛЬ (ОБРАЗ) ШКОЛЫ Школа которая развивается вместе с городом, областью, государством Территория которая является социальным институтом и открыта для эффективного взаимодействия с социумом успеха где создаются условия для сохранения и укрепления здоровья которая формирует гражданское сознание личности где учатся активно и достойно в которой интересно учиться детям, работать творческим педагогам в сотрудничестве с родителями и социальными партнерами в которой успешным является каждый ученик, где помогают каждому реализовать свой потенциал





    Вовлечение всех обучающихся в общественно- полезную деятельность с целью их успешной социализации Создание развивающего комплекса в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных секций, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности Создание модели конкурентоспособной школы, предоставляющей качественные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственных стандартов образования. Совершенствование структуры инновационной деятельности школы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся. Модернизация государственно- общественного управления школой, обеспечивающее инвестиционную привлекательность школы. Задачи Проекта


    ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ - ПОДПРОГРАММЫ « Введение ФГОС II поколения» «Развитие системы внеурочной деятельности и дополнительного образования»» «Здоровая школа» « Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшего школьника» «Одаренные дети» «Гражданином быть обязан». « Система школьного детского самоуправления». «Обеспечение государственно-общественного управления школой». «Семья» « Предшкольная подготовка»


    СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ «ЗОНЫ УСПЕШНОСТИ» Индивидуализация учебного процесса Создание ситуации успешности Организация коллективной деятельности и работа в группах сотрудничества Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся Развитие внеурочной деятельности и системы дополнительного образования Активные формы и методы образовательного процесса Организация профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса Социализация учащихся






    РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС НОО Проектные мастерские Творческие площадки: Театральные студии; «Музыкальная капель» Спортивные секции: «Волшебный мяч»; Спортивные игры Исследовательские лаборатории: «Умники и умницы»; «Я живу в России»; «Азбука здоровья»; «Занимательный английский»; «Мой друг компьютер»; Лего


    Развивающий комплекс ООО Клубы: Краеведческий клуб «Истоки» Проектные площадки: «Имена героев на карте города»; «Химия вокруг нас»; «Азбука здоровья» «Зеленая тропа»; «Звездное небо» Трудовые мастерские: «Живи, мой друг книга» Исследовательские лаборатории: «В мире слов»; «Путешествие в мир английского языка»; «Занимательные опыты по химии»; «Лекарственные травы» Исследовательские лаборатории: «В мире слов»; «Путешествие в мир английского языка»; «Занимательные опыты по химии»; «Лекарственные травы» Спортивные секции Творческие объединения: Театральные студии; «Музыкальная капель»; Изостудия «Радуга»

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...