Суть рассказа мертвые души. Анализ поэмы «Мертвые души» (Н.В


Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Тема

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”.

Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Композиция

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

Главные герои

Жанр

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3875.

1. Жизненный путь Чичикова.
2. Цель и средства героя.
3. Жизненная цепкость дельца.

От трудов праведных не нажить палат каменных.
Русская народная пословица

Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли вообще быть однозначным образ, воссозданный в художественном произведении талантливым мастером?

Жизненные приоритеты Чичикова - это ценности новой эпохи, ценности капитализма, идущего на смену феодально-крепостническому укладу, сохранявшемуся на Руси слишком долго по сравнению с другими странами Европы.

Жизненный путь Чичикова, при всем желании, нельзя назвать легким и приятным. Раннее детство гоголевского героя было невеселым и однообразным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Гоголь ни словом не обмолвился о каких-либо играх, обычных для ребенка: нет, лишь бедность и труд - вот воспоминания, вынесенные Чичиковым из раннего детства.

Не отличались яркостью впечатлений и школьные годы героя: однако именно в это время начали раскрываться его практические таланты. Отец, отвезший сына в школу, дал ему напутствие, которое сын хорошо запомнил и которому по мере сил старался следовать: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь... Больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете».

Юный Чичиков мастерски придумывал разнообразные способы получения прибыли: он ничего не потратил из денег, оставленных ему отцом, а наоборот, приумножил их. Его усилия, направленные на то, чтобы угодить учителю, тоже не пропали даром. Хотя он и не блистал особыми способностями в науках, «при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Карьера Чичикова до того, как он занялся скупкой «мертвых душ» - это вереница падений и взлетов, явивших во всей силе живучесть и предприимчивость натуры этого персонажа.

Гоголь неоднократно упоминает о чистоплотности и аккуратности своего героя, о том, что Чичиков всегда хорошо одет и держится благопристойно. Даже в то время, когда начинающий молодой чиновник служил на незначительной должности, он выгодно отличался от своих сослуживцев тем, что «умел сохранить опрятность, порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях». Контрастом внешней презентабельности героя выступают те средства, которые он пускает в ход для достижения своей цели. Однако сразу нужно отметить, цель у Чичикова вполне естественная: он хочет иметь семью, детей, жить в достатке и комфорте. Ничего преступного в такой цели, конечно, нет. Неразборчивость же в средствах, ведущих к ее достижению не столько проявление личной порочности Чичикова, сколько следствие мощного влияния на него среды, в которой он развивался. Наставление отца «копить копейку» было живо воспринято умом ребенка: о том же, какими способами позволительно это делать, а какими - нет, речи не было. Открытый разбой, грабеж, убийство, конечно, в глазах Чичикова являются преступлениями. Что же касается разнообразных экономических махинаций, то их герой Гоголя рассматривает как вполне нормальный способ ведения дел. Снова нужно подчеркнуть: не один Чичиков придерживался такого мнения. Вспомним гоголевского городничего из комедии «Ревизор». Он тоже искренне был убежден, что взятки и казнокрадство являются едва ли ни божьим установлением.

В подобном взгляде на жизнь виноват не столько сам Чичиков, сколько система управления Россией в целом, царящее повсеместно почтительное отношение к людям, имеющим деньги, независимо от того, каким путем они их приобрели, и пренебрежительное отношение к тем, у кого нет денег, даже если они честно служили родине, не жалея сил и жизни, как например капитан Копейкин. Действиями Чичикова в первую очередь руководит естественное желание выбиться из бедности, обеспечить себе надежный тыл. Когда Чичиков сокрушается, что лишился должности в таможне после махинаций с контрабандистами, он рассуждает так: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает на должности? все приобретают. Несчастным я не сделал никого, я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы, не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что ж другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?» Нельзя сказать, что эти рассуждения вовсе лишены справедливости: в самом деле, ведь кто-то и больше Чичикова присвоил, и живет в свое удовольствие, не испытывая ни малейших угрызений совести или какого-либо беспокойства со стороны властей.

Гоголь показывает многие положительные черты своего героя. Так, Чичиков обладает огромным запасом терпения. Чего только не приходилось ему сносить, особенно в начале своей карьеры: однообразие канцелярской деятельности, пьяные физиономии других чиновников, равнодушие первого начальника к рвению молодого чиновника. Сколько раз казалось, удача благоприятствовала Чичикову, а затем его постигал крах, и приходилось все начинать сначала. «Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть». Те диковинные махинации, в которые пускается Чичиков, свидетельствуют о его уме, предприимчивости и смелости.

По натуре Чичиков - авантюрист. Он из тех людей, которые во все времена неотступно следовали к цели, невзирая на препятствия. Однако лишь немногие избирают цель, труднодостижимую в своей возвышенности, как например духовное очищение, творческая самореализация или улучшение жизни общества. Цель подавляющего большинства людей гораздо скромнее - это жизнь в достатке, здоровье, крепкая семья. Трагедия Чичикова в том, что при своих незаурядных практических талантах он не может реализовать их в деятельности, которая одновременно была бы и законной, и достаточно прибыльной. Бессмысленно обвинять Чичикова в правовом нигилизме: то поведение, которое демонстрирует герой Гоголя, является лишь воспроизведением образцов, господствующих в обществе, его воспитавшем.

Подсказанный Пушкиным сюжет «Мертвых душ» был привлекательным для Гоголя, так как давал ему возможность вместе с их героем, будущим Чичиковым, «проездиться» по всей России и показать «всю Русь». Социальная проблематика «Мертвых душ» интегрируется проблемой духовного состояния, а точнее, бездуховности «современного» и прежде всего «русского человека». В письмах Гоголь разъясняет, что вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ », что действительный и единственный предмет «художества» их автора есть «человек и душа человека», причем «современный человек» и «нынешнее состояние» его «души».

Поэма «Мертвые души» — реалистическое произведение. Принципы художественного реализма были сформулированы Гоголем в отступлении о двух типах писателей. Свое творчество писатель относит к критическому направлению. Очевидна его историческая ограниченность, которая выражается в том, что «плодовитое зерно» русской жизни таилось для Гоголя не в социальных, демократических тенденциях развития «действительности», а в национальной специфике духовной «природы» русского человека. Гоголь писал в период кризиса крепостничества в России. Изображая помещиков и чиновников, Гоголь воспользовался сатирическим описанием, социальной типизацией, а также общей критической направленностью. Большое внимание автор уделяет описаниям природы, усадьбы, дома, интерьера, деталям портрета. Через сатирические описания автор характеризует героев, обращая внимание на детали. Соотносятся различные планы: лирическое отступление о птице-тройке и описание поездки по плохим русским дорогам.

Поэма восходит к традициям древнего эпоса, где во всех противоречиях воссоздавалось целостное бытие. Под «поэмой» писатель подразумевал «меньшего рода эпопею… Проспект учебной книги словесности для русского юношества. Герой эпопей — частное и невидимое лицо, однако значительное во многих отношениях для наблюдения души человека». Лирические отступления, которые являются элементами поэмы, в «Мертвых душах» отражают авторское восприятие действительности. Сам Гоголь называл произведение не только поэмой, но и романом, однако для этого произведению не хватает любовной интриги. В поэме присутствуют элементы плутовского, авантюрно-приключенческого и социального романа.

Сюжет и композиция поэмы

Отчетливо выделяются три композиционных звена: показ поместных владений (главы 2—6), изображение жизни губернского города, губернских чиновников (главы 7—10), повествование о жизненной судьбе главного героя поэмы.

Дорога во всех ее значениях — композиционный стержень повествования, объединяющий его пространственные координаты (русский губернский город) с временными (движение брички) в символ «всей Руси» и ее пути от крепостнической мертвенности к великому будущему.

Образ Чичикова и его идейно-композиционная роль оказывают влияние на сюжет поэмы. Поэма стилизована под описание путешествия, отдельные фрагменты жизни Руси объединены в целое. Ёсли рассматривать роль образа, то она заключается в характеристике предпринимателя-авантюриста. Как следует из биографии героя, он использует для своих целей или положение чиновника, или мифическое положение помещика. Композиция поэмы построена по принципу «замкнутых пространств»: усадьбы помещиков, город.

Символично и самоназвание поэмы — «Мертвые души». Его буквальное, связанное с сюжетом значение — не только вычеркнутые из ревизских списков умершие крестьяне, именуемые на языке официальных документов «душами». Кроме того, это и омертвелые души владельцев живых и мертвых крестьянских душ, таящие возможность своего пробуждения.

Тема родины и народа в поэме

Гоголь говорит, что крестьяне в массе своей невежественны, забиты и ограниченны: дворовая девчонка Коробочки не имеет представления, где право, где лево; Петрушка и Селифан тупы и ленивы; дядя Митяй и дядя Минай только на то и способны, что рассуждать, доедет ли бричка Чичикова до Москвы и Казани. Однако Гоголь выдвигает мысль о том, что русский народ имеет таланты и творческие способности: в лирическом отступлении о русском языке, в отступлении о птице-тройке, в характеристике «ярославского расторопного мужика».

«Урок царям» преподан автором «Мертвых душ» «Повестью о капитане Копейкине» Время ее действия точно обозначено: «через шесть лет после французов». Это время разгара александровской реакции, время Аракчеева и зарождения декабристского движения. Капитан Копейкин — один из участников войны 1812 года, которого последовавшая за ней реакция превратила из защитника Отечества в разбойничьего атамана. Об угрозе революционного «бунта» в России и напоминает «Повесть о капитане Копейкине». В лирических отступлениях о Руси и о птице-тройке Гоголь высказывает свое отношение к будущему России. «Русь, куда же несешься ты?» Этот вопрос обращен не к «гордому коню» — символу русской государственности, а к «птице-тройке» — символу национальной стихии русской жизни, ее грядущего и всемирно-исторического самоопределения.

Замысел поэмы «Мертвые души» и его воплощение. Смысл заглавия поэмы. Тематика

Замысел поэмы относится к 1835 году. Сюжет произведения подсказал Гоголю Пушкин. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1841 году, а опубликован в1842 году под заглавием«Похождения Чичикова, или Мертвые души».

Гоголь задумал грандиозное сочинение, в котором он собирался отразить все стороны жизни России. Гоголь писал В.А.Жуковскому о замысле своего произведения: «Вся Русь явится в нем».

Замысел «Мертвых душ» сопоставим с замыслом «Божественной комедии» Данте. Писатель намеревался написать произведение в трех томах. В первом томе Гоголь собирался показать негативные стороны жизни России. Чичиков – центральный герой поэмы – и большинство других персонажей изображены в сатирическом ключе. Во втором томе писатель стремился наметить для своих героев путь к духовному возрождению. В третьем томе Гоголь хотел воплотить свои представления об истинном бытии человека.

С замыслом писателя связан и смысл заглавия произведения. Само название «Мертвые души» заключает в себе, как известно, парадокс: душа бессмертна, значит, она никак не может быть мертвой. Слово «мертвый» используется здесь в переносном, метафорическом значении. Во-первых, речь здесь идет об умерших крепостных крестьянах, которые в ревизских сказках числятся как живые. Во-вторых, говоря о «мертвых душах», Гоголь имеет в виду представителей господствующих сословий – помещиков, чиновников, души которых «омертвели», оказавшись во власти страстей.

Гоголю удалось завершить только первый том «Мертвых душ». Над вторым томом произведения писатель работал до конца жизни. Последний вариант рукописи второго тома Гоголь, по-видимому, уничтожил незадолго до смерти. Сохранились лишь отдельные главы двух первоначальных редакций второго тома. К написанию третьего тома Гоголь не приступал.

В своем произведении Гоголь отразил жизнь России первой трети XIX века, быт и нравы помещиков, чиновников губернского города, крестьян. Кроме того, в авторских отступлениях и в других внесюжетных элементах произведения затрагиваются такие темы, какПетербург, война 1812 года, русский язык, юность и старость, призвание писателя, природа, будущее России и многие другие.

Основная проблема и идейная направленность произведения

Основная проблема «Мертвых душ» – это духовная смерть и духовное возрождение человека.

Одновременно Гоголь, писатель с христианским мировоззрением, не теряет надежды на духовное пробуждение своих героев. О душевном воскресении Чичикова и Плюшкина Гоголь собирался написать во втором и в третьем томах своего произведения, однако этому замыслу не суждено было осуществиться.

В «Мертвых душах» преобладает сатирический пафос : писатель обличает нравы помещиков и чиновников, пагубные страсти, пороки представителей господствующих сословий.

Утверждающее начало в поэмесвязано с темой народа : Гоголь восхищается его богатырской силой и живым умом, его метким словом, всевозможными талантами. Гоголь верит в лучшее будущее России и русского народа.

Жанр

Сам Гоголь в подзаголовке к «Мертвым душам» назвал свое произведениепоэмой .

В составленном писателем проспекте «Учебной книги словесности для русского юношества» есть раздел «Меньшие роды эпопеи», где характеризуется поэма какжанр, промежуточный между эпопеей и романом .Герой такого произведения –«частное и невидное лицо». Автор ведет героя поэмы сквозьцепь приключений , чтобы показатькартину «недостатков, злоупотреблений, пороков».

К.С.Аксаков увидел в произведении Гоголячерты древней эпопеи . «Древний эпос восстает перед нами», – писал Аксаков. Критик сравнивал «Мертвые души» с «Илиадой» Гомера. Аксакова поразили и грандиозность замысла Гоголя, и величие его воплощения уже в первом томе «Мертвых душ».

В поэме Гоголя Аксаков усмотрел мудрое, спокойное, величавое созерцание мира, свойственное древним авторам. С такой точкой зрения можно отчасти согласиться. Элементы поэмы как жанра воспевающего мы обнаруживаем прежде всего в авторских отступлениях о Руси, о птице-тройке.

В то же время Аксаков недооценил сатирический пафос «Мертвых душ». В.Г.Белинский , вступив в полемику с Аксаковым, подчеркивал прежде всегосатирическую направленность «Мертвых душ». Белинский увидел в произведении Гоголя замечательныйобразец сатиры .

В «Мертвых душах» присутствуют также черты авантюрно-приключенческого романа. Главная сюжетная линия произведения построена на авантюре главного героя. В то же время любовная интрига, столь важная в большинстве романов, в произведении Гоголя отнесена на второй план и выдержана в комическом ключе (история Чичикова и губернаторской дочки, слухи о возможном ее похищении героем и т.д.).

Таким образом, поэма Гоголя – сложное в жанровом плане произведение. «Мертвые души» соединяют в себе черты древнего эпоса, приключенческого романа, сатиры.

Композиция: общее построение произведения

Первый том «Мертвых душ» представляет собой сложное художественное целое.

Рассмотрим сюжет произведения. Как известно, он был подарен Гоголю Пушкиным. В основе сюжета произведения лежитавантюрная история приобретения Чичиковым мертвых душ крестьян, которые по документам числятся живыми. Подобный сюжет согласуется с гоголевским определением жанра поэмы как «меньшего рода эпопеи» (см. раздел о жанре).Чичиков оказываетсясюжетообразующим персонажем. Роль Чичикова сродни роли Хлестакова в комедии «Ревизор»: герой появляется в городе NN, производит в нем переполох, поспешно удаляется из города, когда ситуация становится опасной.

Отметим, что в композиции произведения преобладает пространственный принцип организации материала . Здесь обнаруживается принципиальное отличие между построением «Мертвых душ» и, скажем, «Евгения Онегина», где «время расчислено по календарю», или «Героя нашего времени», где хронология, напротив, нарушена, а в основе повествования лежит постепенно раскрытие внутреннего мира главного героя. В гоголевской же поэме в основе композиции оказываются не временная организация событий и не задачи психологического анализ, а пространственные образы – губернский города, помещичьи усадьбы, наконец, вся Россия, необозримые просторы которой предстают перед нами в отступлениях о Руси и о птице-тройке.

Первую главу можно рассматривать в качестве экспозиции всего действия поэмы. Читательзнакомится с Чичиковым – центральным персонажем произведения. Автор дает описание внешности Чичикова, делает несколько замечаний относительно его характера и привычек. В первой же главе мы знакомимся свнешним обликом губернского города NN, а также с его обитателями. Гоголь дает краткую, но весьма ёмкуюсатирическую картину жизни чиновников .

Со второй по шестую главы писатель представляет читателюгалерею помещиков. В изображении каждого помещика Гоголь придерживается определенного композиционного принципа (описание усадьбы помещика, его портрет, интерьер дома, комические ситуации, важнейшие из которых – сцена обеда и сцена купли-продажи мертвых душ).

В седьмой главе действие вновь переносится в губернский город. Важнейшие эпизоды седьмой главы –сцены в казенной палате иописание завтрака у полицеймейстера.

Центральный эпизод восьмой главы – бал у губернатора. Здесь получает развитиелюбовная интрига , намеченная еще в пятой главе (столкновение брички Чичикова с коляской, в которой сидели две дамы, одна из которых, как оказалось впоследствии, была дочерью губернатора).В девятой главе слухи и сплетни о Чичикове разрастаются. Основными их распространителями становятся дамы. Наиболее устойчивый слух о Чичикове состоит в том, что герой собирается похитить губернаторскую дочку.Любовная интрига переходит таким образом из сферы реальной в сферу слухов и сплетен о Чичикове.

В десятой главе центральное место занимает сцена в доме полицеймейстера. Особое место в десятой главе и в произведении в целом занимает вставной эпизод –«Повесть о капитане Копейкине». Заканчивается десятая глава известием о смерти прокурора.Сцена похорон прокурора в одиннадцатой главезавершает тему города .

Бегство Чичикова из города NN в одиннадцатой главезавершает основную сюжетную линию поэмы.

Персонажи

Галерея помещиков

Центральное место в поэме занимает галерея помещиков . Их характеристике посвящены пять глав первого тома – со второй по шестую. Гоголь показал крупным планом пять персонажей. Это Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Все помещики воплощают собой мысль о духовном оскудении человека.

При создании образов помещиков Гоголь широко использует средства художественной изобразительности, сближающие литературное творчество с живописью: этоописание усадьбы, интерьер, портрет.

Важны также речевые характеристики героев,пословицы , выявляющие суть их натуры,комические ситуации , прежде всегосцена обеда и сцена купли-продажи мертвых душ.

Особую роль в произведении Гоголя играют детали – пейзажные, предметные, портретные, детали речевых характеристик и другие.

Кратко охарактеризуем каждого из помещиков.

Манилов – человеквнешне привлекательный, доброжелательный , расположенный к знакомству,общительный . Это единственный персонаж, который до конца хорошо отзывается о Чичикове. Кроме того, он предстает перед нами какхороший семьянин , любящий жену и заботящийся о детях.

И всё же главные черты Манилова – этопустая мечтательность, прожектерство, неумение вести хозяйство. Герой мечтает построить дом с бельведером, откуда открывался бы вид на Москву. Он также мечтает о том, чтобы государь, узнав об их дружбе с Чичиковым, «пожаловал их генералами».

Описание усадьбы Манилова оставляет впечатление однообразия: «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Интересна деталь пейзажной зарисовки – беседка с надписью «Храм уединенного размышления». Эта деталь характеризует героя как человека сентиментального, который любит предаваться пустым мечтам.

Теперь о деталях интерьера дома Манилова. В кабинете его была прекрасная мебель, но два кресла были уже несколько лет обтянуты рогожей. Там же лежала какая-то книжка, все время заложенная на четырнадцатой странице. На обоих окнах – «горки выбитой из трубки золы». В некоторых комнатах вовсе не было мебели. На стол подавался щегольской подсвечник и рядом ставился какой-то медный инвалид. Все это говорит о неспособности Манилова вести хозяйство, о том, что он не может довести до конца начатое дело.

Рассмотрим портрет Манилова. Внешность героя свидетельствует о слащавости его характера. На вид он был человеком довольно приятным, «но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Герой обладал привлекательными чертами лица, однако во взгляде его было «передано сахару». Герой улыбался, как кот, которого пощекотали пальцем за ушами.

Речь Манилова многословна, витиевата. Герой любит произносить красивые фразы. «Майский день... именины сердца!» – приветствует он Чичикова.

Гоголь характеризует своего героя, прибегая к пословице: «Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Отметим также сцену обеда и сцену купли-продажи мертвых душ. Угощает Манилов Чичикова, как заведено в деревне, от всей души. Просьба Чичикова продать мертвые души вызывает у Манилова удивление и высокопарные рассуждения: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?»

Коробочку отличаетлюбовь к накопительству и одновременно «дубинноголовость ». Эта помещица предстает перед нами как женщина ограниченная, с прямолинейным характером, несообразительная, бережливая до скупости.

В то же время Коробочка впускает Чичикова ночью к себе в дом, что говорит о её отзывчивости игостеприимстве .

Из описания усадьбы Коробочки мы видим, что помещица заботится не столько о внешнем виде усадьбы, сколько об успешном ведении хозяйства, о достатке. Чичиков замечает благополучие крестьянских дворов. Коробочка – практичная хозяйка .

Между тем в доме у Коробочки, в комнате, где поместился Чичиков, «за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»; все эти предметные детали подчеркивает страсть помещицы к собиранию ненужных вещей.

Во время обеда на стол ставятся всевозможные домашние припасы и выпечка, что свидетельствует о патриархальных нравах и гостеприимстве хозяйки. Между тем Коробочка с опаской принимает предложение Чичикова о продаже ему мертвых душ и даже едет в город, чтобы узнать, почем нынче мертвые души. Поэтому Чичиков, используя поговорку, характеризует Коробочку как «дворняжку на сене», которая сама не ест и другим не дает.

Ноздрев мот, кутила, мошенник, «исторический человек», так как с ним всегда случается какая-нибудь история. Этого персонажа отличают постоянноевранье, азарт, нечестность ,панибратское обращение с окружающими его людьми,хвастливость , склонность к скандальным историям.

Описание усадьбы Ноздрева отражает своеобразие характера ее владельца. Мы видим, что герой не занимается хозяйством. Так, в его поместье «поле во многих местах состояло из кочек». Лишь псарня у Ноздрева в порядке, что свидетельствует о его страсти к псовой охоте.

Интересен интерьер дома Ноздрева. В его кабинете висели «турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: “Мастер Савелий Сибиряков”». Среди деталей интерьера отметим также турецкие трубки и шарманку – предметы, отражающие круг интересов персонажа.

Любопытна портретная деталь, говорящая о склонности героя к разгульной жизни: один бакенбард у Ноздрева был несколько гуще другого – следствие кабацкой драки.

В рассказе о Ноздреве Гоголь использует гиперболу: герой рассказывает, что он, будучи на ярмарке, «один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского», что свидетельствует о склонности героя к бахвальству и лжи.

За обедом, во время которого подавались отвратительно приготовленные блюда, Ноздрев пытался напоить Чичикова дешевым вином сомнительного качества.

Говоря о сцене купли-продажи мертвых душ, отметим, что предложение Чичикова Ноздрев воспринимает как повод для азартной игры. В результате возникает ссора, которая лишь случайно не заканчивается избиением Чичикова.

Собакевич – этопомещик-кулак , который ведет крепкое хозяйство и в то же время отличаетсягрубостью ипрямолинейностью . Этот помещик предстает перед нами как человекнеприветливый ,неуклюжий ,плохо отзывающийся обо всех. Между тем он дает необычайно меткие, хотя и очень грубые характеристики чиновникам города.

Описывая усадьбу Собакевича, Гоголь отмечает следующее. При постройке господского дома «зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина», поэтому дом получился несимметричным, хотя и очень прочным.

Обратим внимание на интерьер дома Собакевича. На стенах висели портреты греческих полководцев. «Все эти герои, – замечает Гоголь, – были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу», что вполне соответствует внешнему виду и характеру хозяина усадьбы. В комнате стояло «ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь… Каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич”».

Гоголевский персонаж и внешностью своей также напоминает «средней величины медведя», что свидетельствует о грубости, неотесанности помещика. Писатель отмечает, что и «фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Не случайно героя характеризует пословица: «Неладно скроен, да крепко сшит». В рассказе о Собакевиче Гоголь прибегает к приему гиперболы . «Богатырство» Собакевича проявляется, в частности, в том, что его нога обута «в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу».

Гоголь использует гиперболы и при описании обеда у Собакевича, который был одержим страстью к обжорству: к столу был подан индюк «ростом с теленка». В целом же обед в доме у героя отличается неприхотливостью блюд. «У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует», – заявляет Собакевич.

Обсуждая с Чичиковым условия продажи мертвых душ, Собакевич усердно торгуется, а при попытке Чичикова отказаться от покупки намекает на возможный донос.

Плюшкин олицетворяет собойскупость, доведенную до абсурда. Это старый, неприветливый, неопрятный и негостеприимный человек.

Из описания усадьбы и дома Плюшкина мы видим, что хозяйство у него в полном запустении. Жадность погубила и благосостояние, и душу героя.

Внешность хозяина поместья невзрачная. «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать, – пишет Гоголь. – Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».

Особое значение при создании образа Плюшкина приобретает предметная деталь. На бюро в кабинете героя читатель находит гору разных мелочей. Здесь множество предметов: «куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек какой-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов». Такую же кучу мы находим в углу комнаты Плюшкина. Как известно, психологический анализ может приобретать разные формы. Например, Лермонтов рисует психологический портрет Печорина, открывая внутренний мир героя через детали внешности. Достоевский и Толстой прибегают к обширным внутренним монологам. Гоголь воссоздает состояние души персонажа преимущественночерез предметный мир. «Тина мелочей», окружающая Плюшкина, символизирует его скупую, мелочную, «высохшую», как забытый лимон, душу.

На обед герой предлагает Чичикову сухарь (остатки пасхального кулича) да старую наливку, из которой Плюшкин собственноручно извлек червячков. Узнав о предложении Чичикова, Плюшкин искренне радуется, так как Чичиков избавит его от необходимости платить подати за многочисленных крестьян, умерших или убежавших от скупого хозяина, который морил их голодом.

Очень важно отметить, что Гоголь прибегает к такому приёму, как экскурс в прошлое героя (ретроспекция ): автору важно показать, каким герой был раньше и до какой низости опустился теперь. В прошлом Плюшкин – рачительный хозяин, счастливый семьянин. В настоящем – «прореха на человечестве», по выражению писателя.

Гоголь в своем произведении сатирически изобразил различные типы и характеры русских помещиков. Их имена стали нарицательными.

Отметим также значение самой галереи помещиков , символизирующей процесс духовной деградации человека . Как писал Гоголь, его герои «один пошлее другого». Если Манилов обладает некоторыми привлекательными чертами, то Плюшкин являет собой пример крайнего оскудения души.

Образ губернского города: чиновники, дамское общество

Наряду с галереей помещиков важное место в произведении занимает образ губернского города NN. Тема городаоткрывается в первой главе ,возобновляется в седьмой главе первого тома «Мертвых душ» изавершается в начале одиннадцатой главы.

В первой главе Гоголь даетобщую характеристику города . Он рисуетвнешний облик города , описывает улицы, гостиницу .

Городской пейзаж однообразен . Гоголь пишет: «Сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных». Любопытны некоторые вывески, например: «Иностранец Василий Федоров».

В описании гостиницы Гоголь использует яркиепредметные детали , прибегает к художественнымсравнениям . Писатель рисует потемневшие стены «общей залы», тараканов, выглядывающих, как чернослив, изо всех углов комнаты Чичикова.

Городской пейзаж, описание гостиницы помогают автору воссоздать атмосферу пошлости , царящую в губернском городе.

Уже в первой главе Гоголь называет большинство чиновников города. Этогубернатор, вице-губернатор, прокурор, полицеймейстер, председатель палаты, инспектор врачебной управы, городской архитектор, почтмейстер, некоторые другие должностные лица.

В описании города, губернских чиновников, их характеров и нравов заметна ярко выраженная сатирическая направленность. Писатель подвергает резкой критике российскую бюрократическую систему, пороки и злоупотребления чиновников. Гоголь обличает такие явления, какбюрократизм, взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, а такжепраздный образ жизни, чревоугодие, склонность к карточной игре, пустословие, сплетни, невежество, тщеславие и многие другие пороки.

В «Мертвых душах» чиновники изображены гораздо более обобщенно, чем в «Ревизоре». Они не названы по фамилиям. Чаще всего Гоголь указывает должность чиновника, делая тем самым акцент на социальной роли персонажа. Иногда указываются имя и отчество действующего лица. Мы узнаём, чтопредседателя палаты зовутИван Григорьевич ,полицеймейстера – Алексей Иванович, почтмейстера – Иван Андреевич.

Некоторым чиновникам Гоголь дает краткие характеристики . Например, он замечает, чтогубернатор был «ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну» и «вышивал иногда по тюлю».Прокурор имел густые брови и подмигивал левым глазом, как будто приглашал посетителя выйти в другую комнату.

Полицеймейстер Алексей Иванович , «отец и благотворитель»в городе, подобно городничему из «Ревизора», в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. В то же время полицеймейстер умел завоевать расположение купцов, которые говорили, что Алексей Иванович «хоть оно и возьмёт, но зато уж никак тебя не выдаст». Понятно, что полицеймейстер покрывал махинации купцов. Чичиков отзывается о полицеймейстере следующим образом: «Какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист… до самых поздних петухов». Здесь писатель использует приемиронии .

Гоголь дает яркое описание мелкого чиновника-взяточника Ивана Антоновича «кувшинное рыло», который со знанием дела берет у Чичикова «благодарность» за оформление купчей крепости. Иван Антонович имел замечательную внешность: вся середина лица его «выступала вперед и пошла в нос», отсюда и прозвище этого чиновника – мастера взятки.

А вот почтмейстер «почти» не брал взяток: во-первых, ему и не предлагали: не та должность; во-вторых, он воспитывал только одного сынишку, и казенного жалованья в основном хватало. Характер Ивана Андреевича был общительный; по определению автора, это был«остряк и философ».

Что касается председателя палаты , то он знал наизусть «Людмилу» Жуковского. Прочие чиновники, как замечает Гоголь, тоже были «люди просвещенные»: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Здесь Гоголь опять прибегает к приемуиронии . Например, об игре чиновников в карты автор замечает, что это «занятие дельное».

Дуэлей, по замечанию писателя, между чиновниками не было, потому что, как пишет Гоголь, все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли.

В центре «Повести о Капитане Копейкине», рассказанной почтмейстером в десятой главе, два персонажа: это инвалид войны 1812 года, «маленький человек» капитан Копейкин и«значительное лицо» – высший чиновник, министр, не пожелавший помочь ветерану, проявивший к нему черствость и равнодушие.

Лица из чиновничьего мира возникают и в жизнеописании Чичикова в одиннадцатой главе: это сам Чичиков, повытчик, которого Чичиков ловко обманул, не женившись на его дочери,члены комиссии по строительству казенного здания,сослуживцы Чичикована таможне, другие лица из чиновничьего мира.

Рассмотрим некоторые эпизоды поэмы, где наиболее ярко раскрываются характеры чиновников, их образ жизни.

Центральный эпизод первой главы – сцена вечеринки у губернатора. Уже здесь выявляются такие черты губернского чиновничества, как праздность, любовь к карточной игре, пустословие . Здесь же мы находим отступление о толстых и тоненьких чиновниках , где писатель намекает на неправедные доходы толстых и мотовство тоненьких.

В седьмой главе Гоголь возвращается к теме города. Писатель с иронией описываетказенную палату . Это «каменный дом, весь белый как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей». О суде автор замечает, что это «неподкупный земский суд»; о судейских чиновниках он говорит, что у них «неподкупные головы жрецов Фемиды». Меткая характеристика чиновников дается устами Собакевича. «Все они даром бременят землю», – замечает герой. Крупным планом показанэпизод взятки : Иван Антонович «кувшинное рыло» мастерски принимает от Чичикова «беленькую».

В сцене завтрака у полицеймейстера раскрываются такие черты чиновников, какчревоугодие илюбовь к выпивке . Здесь Гоголь вновь прибегает к приемугиперболы : Собакевич один съедает девятипудового осетра.

С нескрываемой иронией описывает Гоголь дамское общество . Дамы города были «презентабельны », по замечанию автора. Особенно ярко женское общество обрисовано в сценахбала у губернатора . Дамы выступают в «Мертвых душах» какзаконодательницы мод и общественного мнения. Особенно очевидным это становится в связи с ухаживанием Чичикова за губернаторской дочкой: дамы возмущены невниманием Чичикова к ним.

Тема дамских сплетен получает дальнейшее развитие вдевятой главе, где автор крупным планом показалСофью Ивановну иАнну Григорьевну – «даму просто приятную» и «даму, приятную во всех отношениях». Благодаря их стараниям рождается слух о том, что Чичиков собирается похитить губернаторскую дочку.

Центральный эпизод десятой главы встреча чиновников у полицеймейстера , где обсуждаются самые невероятные слухи о том, кто же такой Чичиков. Этот эпизод напоминает сцену в доме городничего в первом действии «Ревизора». Чиновники собрались, чтобы выяснить, кто такой Чичиков. Они вспоминают о своих «грешках» и одновременно произносят самые невероятные суждения о Чичикове. Высказываются мнения, что это ревизор, изготовитель фальшивых ассигнаций, Наполеон, наконец, капитан Копейкин, о котором рассказывает собравшимся почтмейстер.

Смерть прокурора , о которой говорится в конце десятой главы, – символический итог размышлений автора поэмы о бессмысленной, пустой жизни города. Душевное оскудение коснулось, по убеждению Гоголя, не только помещиков, но и чиновников. Любопытно «открытие» обитателей города, сделанное в связи со смертью прокурора. «Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал», – с иронией замечает писатель.Картина похорон прокурора в одиннадцатой главе завершает рассказ о городе. Чичиков восклицает, наблюдая похоронную процессию: «Вот, прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг… а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови».

Таким образом, создавая образ губернского города, Гоголя показал жизнь российского чиновничества, его пороки и злоупотребления. Образы чиновников, наряду с образами помещиков, помогают читателю понять смысл поэмы о мертвых, искаженных грехом душах.

Тема Петербурга. «Повесть о капитане Копейкине»

Отношение Гоголя к Петербургу уже рассматривалось при анализе комедии «Ревизор». Напомним, что Петербург был для писателя не только столицей самодержавного государства, в справедливости которого он не сомневался, но и средоточием худших проявлений западной цивилизации – таких, как культ материальных ценностей, псевдопросвещение, тщеславие; кроме того, Петербург в представлении Гоголя – это символ бездушной бюрократической системы, принижающей, подавляющей «маленького человека».

Упоминания о Петербурге, сравнения жизни губернской с жизнью столичной мы находим уже в первой главе «Мертвых душ», в описании вечеринки у губернатора. О ничтожности гастрономических тонкостей Петербурга по сравнению с простой и обильной пищей провинциальных помещиков, «господ средней руки», автор рассуждает в начале четвертой главы. Чичиков, размышляя о Собакевиче, старается представить себе, кем бы стал Собакевич, если бы он жил в Петербурге. Рассказывая о бале у губернатора, автор с иронией замечает: «Нет, это не губерния, это столица, это сам Париж». С темой Петербурга связаны и замечания Чичикова в одиннадцатой главе о разорении помещичьих имений: «Всё полезло в Петербург служить; имения брошены».

Наиболее ярко тема Петербурга раскрывается в «Повести о капитане Копейкине» , которую в десятой главе рассказывает почтмейстер. «Повесть...» основана нафольклорных традициях . Один из ееисточников народная песня о разбойнике Копейкине . Отсюда элементысказа : отметим такие выражения почтмейстера, как «сударь ты мой», «знаете», «можете представить себе», «в некотором роде».

Герой повести, инвалид войны 1812 года, отправившийся в Петербург просить «монаршей милости», «очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать: некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада». Это описание Петербурга напоминает нам о гиперболических образах в сцене вранья Хлестакова в комедии «Ревизор»: капитан видит в роскошных витринах«вишенки – по пяти рублей штучка», «арбуз-громадище».

В центре «Повести» – противостояние «маленького человека» капитана Копейкина и«значительного лица» – министра, который олицетворяет собой бюрократическую машину, безразличную к нуждам простых людей. Любопытно отметить, что самого царя Гоголь ограждает от критики: в момент приезда Копейкина в Петербург государь находился еще в заграничных походах и не успел сделать необходимых распоряжений о помощи инвалидам.

Важно, что автор обличает петербургскую бюрократию с позиций человека из народа. Общий смысл «Повести…» заключается в следующем. Если власть не повернется лицом к нуждам народа, неизбежен бунт против нее. Не случайно капитан Копейкин, не найдя правды в Петербурге, сделался, по слухам, атаманом шайки разбойников.

Чичиков, его идейно-композиционная роль

Образ Чичикова выполняет две основные функции –самостоятельную икомпозиционную . С одной стороны, Чичиков – этоновый тип русской жизни, тип приобретателя-авантюриста. С другой стороны, Чичиков – этосюжетообразующий персонаж ; его похождения составляют основу сюжета произведения.

Рассмотрим самостоятельную роль Чичикова. Это, по словам Гоголя, хозяин, приобретатель .

Чичиков – выходец из среды бедного и незнатного дворянства . Это чиновник , выслуживший чин коллежского советника и скопивший свой первоначальный капитал, занимаясь казнокрадством и взятками. Одновременно герой выступает в роли херсонского помещика , за которого он себя выдает. Чичикову необходим статус помещика для приобретения мертвых душ.

Гоголь считал, что дух наживы пришел в Россию с Запада и приобрел здесь уродливые формы. Отсюда преступные пути героя к материальному благоденствию.

Чичикова отличает лицемерие . Творя беззаконие, герой заявляет о своем уважении к закону. «Закон – я немею перед законом!» – заявляет он Манилову.

Следует отметить, что Чичикова привлекают не деньги сами по себе, а возможность богатой и красивой жизни . «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вот что беспрерывно носилось в голове его», – пишет Гоголь о своем герое.

Погоня за материальными ценностями исказила душу героя. Чичиков, подобно помещикам и чиновникам, может быть отнесен к числу «мертвых душ».

Рассмотрим теперь композиционную роль образа Чичикова. Это центральный персонаж «Мертвых душ». Главная его роль в произведении – сюжетообразующая . Эта роль связана прежде всего с жанром произведения. Как уже отмечалось, Гоголь определяет поэму как «мень­шего рода эпопею». Герой такого произведения – «частное и невидное лицо». Автор ведет его сквозь цепь приключений и перемен, чтобы показать картину современной жизни, картину недостатков, злоупотреблений, пороков. В «Мертвых душах» приключения такого героя – Чичикова – становятся основой сюжета и позволяют автору показать отрицательные стороны современной ему российской действительности, человеческие страсти и заблуждения.

В то же время композиционная роль образа Чичикова не исчерпывается одной лишь сюжетообразующей функцией. Чичиков оказывается, как это ни парадоксально, «доверенным лицом» автора. В своей поэме Гоголь смотрит на многие явления жизни России глазами Чичикова. Яркий пример – размышления героя о душах умерших и беглых крестьян (седьмая глава). Эти раздумья формально принадлежат Чичикову, хотя здесь явно ощутим взгляд самого автора. Приведем еще один пример. Чичиков рассуждает о расточительстве губернских чиновников и их жен на фоне народных бедствий (восьмая глава). Понятно, что обличение непомерной роскоши чиновников и сочувствие простому народу исходят от автора, однако вложены в уста героя. То же можно сказать об оценке Чичиковым многих персонажей. Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой», Собакевича «кулаком». Ясно, что эти суждения отражают взгляд на этих персонажей самого писателя.

Необычность такой роли Чичикова заключается в том, что «доверенным лицом» автора становится отрицательный персонаж . Впрочем, эта роль понятна в свете христианского миропонимания Гоголя, его представлений о греховном состоянии современного человека и о возможности его духовного возрождения. В конце одиннадцатой главы Гоголь пишет о том, что во многих людях есть пороки, делающие их ничуть не лучше Чичикова. «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» – задает вопрос и себе, и читателю автор поэмы. В то же время, намереваясь во втором и в третьем томах своего творения привести героя к духовному возрождению, писатель тем самым выражал надежду на духовное возрождение всякого падшего человека.

Рассмотрим некоторые художественные средства создания образа Чичикова

Чичиков – тип усредненный . Это подчеркивается описанием внешности героя. Гоголь пишет о Чичикове, что он «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, но и не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так чтобы слишком молод». Чичиков носит фрак брусничного цвета с искрой. Эта деталь внешнего облика героя подчеркивает его стремление выглядеть прилично и одновременно производить хорошее о себе впечатление, иногда даже блеснуть в свете, пустить пыль в глаза.

Важнейшая черта характера Чичикова – умение приспособиться к окружающим, своего рода «хамелеонство». Это подтверждается речью героя. «О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его», – пишет Гоголь. Чичиков умел рассуждать и о лошадях, и о собаках, и о добродетели, и о выделке горячего вина. С каждым из пяти помещиков Чичиков говорит по-разному. С Маниловым он беседует витиевато и высокопарно. С Коробочкой Чичиков не церемонится; в решительный момент, раздраженный ее бестолковостью, он даже сулит ей чёрта. С Ноздревым Чичиков осторожен, с Собакевичем деловит, с Плюшкиным немногословен. Любопытен монолог Чичикова в седьмой главе (сцена завтрака у полицеймейстера). Герой напоминает нам Хлестакова. Чичиков воображает себя херсонским помещиком, говорит о разных улучшениях, о трехпольном хозяйстве, о счастье и блаженстве двух душ.

В речи Чичикова нередко встречаются пословицы . «Не имей денег, имей хороших людей для обращения», – говорит он Манилову. «Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай», – рассуждает герой в связи с неудачной аферой в комиссии по постройке казенного здания. «Ах я Аким-простота, ищу рукавицы, а обе за поясом!» – восклицает Чичиков по случаю пришедшей ему в голову идеи скупать мертвые души.

Большую роль в создании образа Чичикова играет предметная деталь. Шкатулка героя – это своеобразное зеркало его души, одержимой страстью к приобретениям. Бричка Чичикова тоже образ символический. Она неотделима от образа жизни героя, склонного к разного рода приключениям.

Любовная интрига в «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», оказывается на втором плане . В то же время она важна как для раскрытия характера Чичикова, так и для воссоздания атмосферы слухов и сплетен в губернском городе. Разговоры о том, что Чичиков якобы стремился похитить губернаторскую дочку, открывают череду небылиц, сопровождающих героя вплоть до момента его отъезда из города.

Получается, что сплетни и слухи о герое тоже важное средство создания его образа. Они характеризуют его с разных сторон. По мнению обитателей города, Чичиков – это и ревизор, и изготовитель фальшивых ассигнаций, и даже Наполеон. Тема Наполеона в «Мертвых душах» не является случайной. Наполеон – это символ западной цивилизации, крайнего индивидуализма, стремления достичь цели любыми средствами.

Особое значение в поэме приобретает жизнеописание Чичикова, помещенное в одиннадцатой главе. Назовем основные этапы и события жизненного пути Чичикова. Это безрадостное детство , жизнь в бедности, в атмосфере семейного деспотизма; оставление родительского дома и начало учебы, ознаменованное напутствием отца: «Больше всего береги и копи копейку!». В школьные годы героя увлекли мелкие спекуляции , не забывал он и о подхалимстве перед учителем, к которому впоследствии, в трудную минуту, отнесся весьма черство, бездушно. Чичиков лицемерно ухаживал за дочерью престарелого повытчика с целью продвижения по службе. Потом он занимался «облагороженными» формами взяточничества (через подчиненных), воровством в комиссии по строительству казенного здания ,после разоблачения – мошенничеством во время службы на таможне (история с брабантскими кружевами). Наконец, он затеял аферу с мертвыми душами.

Вспомним, что почти все герои «Мертвых душ» изображены писателем статично. Чичиков (как и Плюшкин) является исключением. И это не случайно. Гоголю важно показать истоки душевного оскудения своего героя, которое началось в самом его детстве и в ранней юности, проследить, как страсть к богатой и красивой жизни постепенно разрушала его душу.

Тема народа

Как уже отмечалось, замысел поэмы “Мертвые души” состоял в том, чтобы показать в ней «всю Русь». Основное внимание Гоголь уделил представителям дворянского сословия – помещикам и чиновникам. В то же время он коснулся и темы народа .

Писатель показал в «Мертвых душах» мрачные стороны жизни крестьянства – грубость, невежество, пьянство.

Крепостные люди Чичикова – лакей Петрушка и кучер Селифан нечистоплотны, необразованны, ограниченны в своих умственных интересах. Петрушка читает книги, ничего в них не понимая. Селифан отличается пристрастием к выпивке. Крепостная девка Коробочки Пелагея не знает, где правая, где левая сторона. Дядя Митяй и дядя Миняй не могут распутать упряжь лошадей, запряженных в два экипажа.

В то же время Гоголь отмечает талантливость, творческие способности русского народа, его богатырскую силу и вольнолюбивый дух. Особенно ярко эти черты народа отражены в авторских отступлениях (о метком русском слове, о Руси, о птице-тройке) ,а также в рассуждениях Собакевича об умерших крестьянах-умельцах (это кирпичник Милушкин, Еремей Сорокоплёхин, который, занимаясь торговлей, приносил оброку по 500 рублей, каретник Михеев, плотник Степан Пробка, сапожник Максим Телятников ); в размышлениях Чичикова о купленных мертвых душах , которые выражают позицию самого автора (кроме уже названных крестьян Собакевича, герой упоминает беглых крестьян Плюшкина, в частности Абакума Фырова , которого, вероятно, занесло на Волгу; он стал бурлаком и отдался разгулу вольной жизни).

Гоголь отмечает также и бунтарский дух народа. Писатель считает, что если произвол властей не будет остановлен, если нужды народа не будут удовлетворены, то возможен бунт. О таком взгляде автора свидетельствуют по крайней мере два эпизода в поэме. Это убийство мужиками заседателя Дробяжкина , который, будучи одержим блудной страстью, приставал к девкам и к молодым бабам, и история капитана Копейкина , который, вероятно, стал разбойником.

Важное место в поэме занимают авторские отступления :сатирические ,публицистические ,лирические ,философские и другие. По своему содержанию близки к отступлениям некоторыерассуждения Чичикова, передающие авторскую позицию. Как отступление можно рассматривать и такой внесюжетныйэлемент , какпритча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче в одиннадцатой главе.

Помимо отступлений, важную роль в выявлении авторской позиции играет«Повесть о капитане Копейкине», рассказанная почтмейстером (десятая глава).

Назовём основные отступления, содержащиеся в первом томе «Мертвых душ». Это размышления автора о толстых и тоненьких чиновниках (первая глава, сцена вечеринки у губернатора); его сужденияоб умении обращаться с людьми (третья глава); остроумные авторские замечанияо здоровом желудке господ средней руки (начало четвертой главы). Отметим также отступленияо метком русском слове (конец пятой главы),о юности (начало шестой главы и отрывок “Забирайте же с собою в путь…”). Принципиальное значение для понимания авторской позиции имеет отступлениео двух писателях (начало седьмой главы).

К отступлениям можно приравнять рассуждения Чичикова о купленных крестьянских душах (начало седьмой главы, после отступления о двух писателях), а такжеразмышления герояо праздной жизни сильных мира сего на фоне несчастий народа (конец восьмой главы).

Отметим также философское отступление о заблуждениях человечества (десятая глава). Завершают список отступлений авторские размышления в одиннадцатой главе:о Руси («Русь! Русь!.. Вижу тебя…»),о дороге, о страстях человеческих. Особо отметимпритчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче и отступлениео птице-тройке , завершающее первый том «Мертвых душ».

Рассмотрим некоторые отступления более подробно. Размышления автора о метком русском слове завершает пятую главу поэмы. В силе и меткости русского слова Гоголь видит проявление ума, творческих способностей, таланта русского народа. Гоголь сравнивает русский язык с языками других народов: «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Рассуждая о русском языке и о языках других народов, Гоголь прибегает к приемуобразного параллелизма : множество народов, живущих на земле, уподобляется множеству церквей на Святой Руси.

В начале шестой главы мы находим отступление о юности . Автор, рассказывая читателю о своих дорожных впечатлениях в юности и в зрелые годы, замечает, что в юности человеку свойственна свежесть мировосприятия, которую он впоследствии утрачивает. Самое печальное, по мысли писателя, заключается в том, что человек с течением времени может утратить и те нравственные качества, которые были в нем заложены в юности. Недаром тему юности Гоголь продолжает в дальнейшем повествовании, в связи с рассказом о Плюшкине, о его духовной деградации. Автор обращается к юношеству с трепетными словами: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Отступление о двух писателях , открывающее седьмую главу, тоже построено на образном параллелизме . Писатели уподобляются путникам: писатель-романтик – счастливому семьянину, писатель-сатирик – одинокому холостяку.

Писатель-романтик показывает лишь светлые стороны жизни; писатель-сатирик изображает «страшную тину мелочей» и выставляет ее на «всенародные очи».

Гоголь говорит о том, что писателя-романтика сопровождает прижизненная слава, писателя-сатирика ждут упреки и гонения . Гоголь пишет: «Не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров».

В отступлении о двух писателях Гоголь формулирует собственные творческие принципы, которые впоследствии получили наименование реалистических. Здесь же Гоголь говорит о значении высокого смеха – ценнейшего дара писателя-сатирика. Участь такого писателя – «озирать» жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» .

В отступлении о заблуждениях человечества в десятой главе заключена главная идея «Мертвых душ», составляющая сущность христианского миропонимания Гоголя. По мысли писателя, человечество в своей истории часто уклонялось от истинного пути, начертанного Богом. Отсюда заблуждения и прошлых поколений, и нынешнего. «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги. Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди», – пишет Гоголь. Жизнь гоголевских героев – помещиков, чиновников, Чичикова – представляет собой яркий пример человеческих заблуждений, уклонения от правильного пути, потери истинного смысла жизни.

В отступлении о Руси («Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…») Гоголь созерцает Россию из далекого Рима, где, как мы помним, он создавал первый том «Мертвых душ».

Автор поэмы сравниваетприроду России с природой Италии.Он сознает, что русская природа ,в отличие от роскошной итальянской, не отличается внешней красотой ; в то же время бесконечные российские просторы вызывают в душе писателя глубокое чувство.

Гоголь говорит о песне , в которой выражается русский характер. Писатель размышляет также о беспредельной мысли и о богатырстве , свойственных русскому народу. Не случайно свои раздумья о Руси автор завершает словами: «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»

Притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче и по форме, и по содержанию напоминает авторское отступление. В образах отца и сына – Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича – отражено гоголевское понимание русского национального характера. Гоголь считает, что существуют два основных типа русского человека – тип философа и тип богатыря . По мысли Гоголя, беда русского народа заключается в том, что и мыслители, и богатыри на Руси вырождаются. Философ в своем современном состоянии способен только предаваться пустым мечтам, а богатырь – разрушать всё вокруг себя.

Завершает первый том «Мертвых душ» отступление о птице-тройке. Здесь Гоголь выражает свою веру в лучшее будущее России, он связывает его с русским народом: недаром упоминаются здесь умелец – «ярославский расторопный мужик» – да удалой ямщик , лихо управляющий несущейся тройкой.

Вопросы и задания

1. Дайте полное заглавие «Мертвых душ». Расскажите об истории создания поэмы. Что писал Гоголь о замысле своего творения Жуковскому? Удалось ли писателю в полной мере осуществить свой замысел? В каком году был завершен и в каком опубликован первый том произведения? Что вы знаете о судьбе второго и третьего томов?

Прокомментируйте название произведения. Какой здесь заключен парадокс? Почему словосочетание «мертвые души» трактуется как метафорическое?

Назовите основные темы гоголевской поэмы. Какие из этих тем освещаются в основном повествовании, какие – в отступлениях?

2. Как вы можете определить главную проблему произведения? Как она связана с христианским миропониманием Гоголя?

Какой пафос преобладает в гоголевской поэме? С какой темой связано утверждающее начало?

3. Какое жанровое определение дал Гоголь «Мертвых душам» в подзаголовке к произведению? Как трактовал этот жанр сам писатель в проспекте «Учебной книги словесности для русского юношества»? Черты каких жанров увидели в «Мертвых душах» К.С.Аксаков, В.Г.Белин­ский? Чем произведение Гоголя напоминает авантюрно-приключенчес­кий роман?

4. Кто подарил Гоголю сюжет «Мертвых душ»? Как сюжет произведения связан с гоголевским пониманием жанра поэмы? Какой персонаж произведения является сюжетообразующим и почему?

Какой принцип организации материала преобладает в произведении Гоголя? Какие пространственные образы мы здесь находим?

Какие элементы первой главы относятся к экспозиции? Какое место в произведении занимает галерея помещиков? Назовите основные эпизоды последующих глав, раскрывающие образ губернского города. Какое место в композиции произведения занимает любовная интрига? В чем ее своеобразие в поэме?

Какое место в «Мертвых душах» занимает жизнеописание Чичикова? Какие внесюжетные элементы поэмы вы можете назвать?

5. Кратко охарактеризуйте галерею помещиков. По какому плану рассказывает Гоголь о каждом из них? Какие художественные средства использует писатель при создании их образов? Расскажите о каждом из помещиков, изображенных Гоголем. Выявите значение всей галереи.

6. В каких главах «Мертвых душ» освещается тема города? Расскажите об экспозиции образа города в первой главе. Какие описания, характеристики она включает?

Перечислите максимальное число чиновников города, называя их должности и фамилию и отчество, если они указаны автором. Дайте общую характеристику чиновников и каждого в отдельности. Какие человечески страсти, пороки они олицетворяют?

Перечислите главные эпизоды, раскрывающие тему города, выявите идейно-композиционную роль каждого из них.

7. В каких главах и в каких эпизодах «Мертвых душ» упоминаются Петербург, петербургская жизнь? В какой главе, кто из персонажей и в какой связи рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»? К какому фольклорному источнику она восходит? В чем своеобразие повествования в рассказе о Копейкине? Каким рисуется здесь Петербург? Какой художественный примем использует здесь автор? Каков основной конфликт в «Повести...»? Какую идею хотел донести автор до читателя, включая историю с Копейкиным в основной текст «Мертвых душ»?

8. Какие функции выполняет образ Чичикова в «Мертвых душах»? Какой тип русской жизни он представляет? Какова композиционная роль Чичикова, в чем необычность этой роли? Рассмотрите художественные средства создания образа героя, приведите примеры этих средств; особое внимание уделите жизнеописанию героя.

9. Какие стороны жизни народа раскрываются в «Мертвых душах»? Расскажите о крепостных слугах Чичикова, об эпизодических персонажах – представителях народа. Назовите крестьян-умельцев из числа «мертвых душ», проданных Чичикову Собакевичем, кратко охарактеризуйте их. Назовите беглого крестьянина Плюшкина, возлюбившего вольную жизнь. В каких эпизодах «Мертвых душ» содержатся намеки на способность народа к бунту?

10. Перечислите все известные вам авторские отступления и другие внесюжетные элементы «Мертвых душ». Подробно рассмотрите отступления о метком русском слове, о юности, о двух писателях, о заблуждениях человечества, о Руси, притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, а также отступление о птице-тройке. Каким предстает в этих отступлениях автор произведения?

11. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Художественные средства и приемы в поэме “Мертвые души”» (пейзаж, интерьер, портрет, комические ситуации, речевые характеристики героев, пословицы; образный параллелизм, сравнение, гипербола, ирония).

12. Напишите сочинение на тему: «Разновидности и художественные функции деталей в “Мертвых душах” Н.В.Гоголя».

Сочинение по тексту:

Всегда ли цель оправдывает средства? Именно этот вопрос задаёт русский писатель Николай Васильевич Гоголь в предложенном мне тексте.

Рассуждая о данной проблеме на страницах поэмы «Мёртвые души», автор рисует двойственный образ главного героя. С одной стороны, у него (Чичикова) огромное желание "жарко заняться службою, всё победить и преодолеть. " Мы видим самоотверженного, терпеливого и ограничивающего себя во всех нуждах человека. С другой стороны, писатель уточняет, при помощи каких средств достиг герой своей цели: он "принялся угождать во всяких незаметных мелочах" своему начальнику, начал ухаживать за его дочерью и даже пообещал на ней жениться. Автор показывает, что для достижения успешной карьеры Чичиков пренебрегает законами морали: он лжив, расчетлив, лицемерен и циничен. Не случайно в финальной части фрагмента Н.В.Гоголь подчеркивает, что нравственный «порог» был самым трудным и после этого герою не составляло большого труда обманывать, угождать и подличать ради достижения своих целей. Так автор предупреждает читателя: свернуть с нравственного пути легко - трудно на него вернуться. Гоголь предлагает задуматься: стоит ли идти против общечеловеческих принципов, становиться негодяем даже ради достижения желанного?

Безусловно, я согласна с этой точкой зрения и считаю, что стремление достичь желаемого любой ценой не только не приводит к счастью и благополучию, но и может сказаться на жизни других людей.

Обосновать свою точку зрения я бы хотела, обратившись к роману Льва Николаевича Толстого "Война и мир". На примере его героини Элен Курагиной, женщины безупречной внешней красоты и лоска, мы понимаем, к чему может привести эгоистичное стремление добиться своего. Охотясь за богатством графа Безухова, она добивается своего: выходит замуж за Пьера, становится одной и самых богатых женщин Петербурга. Но брак не приносит счастья молодым людям: Элен не любит своего мужа, не уважает его, продолжает вести привычный образ жизни. Мы видим, как циничный расчет героини приводит к краху семьи. История Элен и Пьера заставляет задуматься о том, есть ли смысл добиваться желанной цели любыми средствами.

Свою позицию мне бы хотелось обосновать, обратившись к рассказу Ричарда Матесона "Нажмите кнопку". Перед нами среднестатистическая семья Льюис. На первый взгляд, мы не можем упрекнуть Артура и Норму в бездуховности, ведь сначала предложение мистера Стюарта обменять жизнь незнакомого человека на пятьдесят тысяч долларов вызывает у супругов отвращение, негодование. К сожалению, уже на следующий день героиня начинает всерьез задумываться над заманчивым, на её взгляд, предложением агента. Мы видим, как в этой тяжелой внутренней борьбе побеждает мечта о путешествиях по Европе, новом коттедже, модной одежде... Читая этот рассказ, понимаешь, что неумение расставить приоритеты, отказ от общепринятых ценностей губителен для человека: ценой желаний Нормы оказалась жизнь ее мужа Артура. Таким образом Ричард Матесон показал, к чему может привести стремление достичь желаемого любой ценой.

Произведения Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и Р. Матесона позволяют понять, что человек не должен ставить перед собой цели, достижение которых требует отказа от общечеловеческих законов нравственности.

Текст Н. В. Гоголя

Выйдя из училища, он не хотел даже отдохнуть: так сильно было у него желанье скоро приняться за дело и службу. Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год. Но ре-шился он жарко заняться службою, всё победить и преодолеть. И, точ-но, самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслы-ханное. Между другими чиновниками не мог не быть замечен и отличен Чичиков, представляя во всём совершенную противоположность и бла-гообразием лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреб-лением никаких крепких напитков.

Но при всём том трудна была его дорога. Он попал под начальство уже престарелому повытчику, который был образ какой-то каменной бесчувственности и непотрясаемости. Казалось, не было сил человече-ских подбиться к такому человеку и привлечь его расположение, но Чичиков попробовал. Сначала он принялся угождать во всяких неза-метных мелочах: рассмотрел внимательно чинку перьев, какими писал он, и, приготовивши несколько по образцу их, клал ему всякий раз их под руку; сдувал и сметал со стола его песок и табак; завёл новую тряп-ку для его чернильницы; отыскал где-то его шапку, прескверную шап-ку, какая когда-либо существовала в мире, и всякий раз клал её возле него за минуту до окончания присутствия; чистил ему спину, если тот запачкал её мелом у стены. Но всё это осталось решительно без всякого замечания, так, как будто ничего этого не было сделано. Наконец, он пронюхал его домашнюю, семейственную жизнь: узнал, что у него была зрелая дочь, с лицом невзрачным, точь-в-точь как у повытчика. С этой-то стороны придумал он навести приступ. Узнал, в какую церковь при-ходила она по воскресным дням, становился всякий раз против неё, чисто одетый, накрахмаливши сильно манишку, и дело возымело ус-пех: пошатнулся суровый повытчик и зазвал его на чай! И в канцелярии не успели оглянуться, как устроилось дело так, что Чичиков переехал нему в дом, сделался нужным и необходимым человеком, закупал муку, и сахар, с дочерью обращался как с невестой, повытчика папенькой и целовал его в руку. Все положили в палате, что в конце февраля, перед Великим постом, будет свадьба. Суровый повытчик стал даже хлопотать за него у начальника, и через несколько времени Чичиков сам был назначен повытчиком на одно открывшееся вакантное место. В этом, казалось, и заключалась главная цель связей его со старым повытчиком, потому что тут же сундук свой он отправил сек-ретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире. Повыт-чика перестал звать папенькой и не целовал больше его руки, а о свадьбе так дело и замялось, как будто вовсе ничего не происходило. Однако же, встречаясь с ним, он всякий раз ласково жал ему руку и приглашал его на чай, так что старый повытчик, несмотря на вечную неподвижность и чёрствое равнодушие, всякий раз встряхивал головою и произносил себе под нос: «Надул, надул, чёртов сын!»

Это был самый трудный порог, через который перешагнул он. С этих пор пошло легче и успешнее. Он стал человеком заметным. Всё оказалось в нём, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах.

(По Н. В. Гоголю)

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...