Спидвей на льду


Спидвей на льду – не самый известный вид спорта. Он экстремален и травматичен: спортсмены на треке получают повреждения, не совместимые с жизнью, чаще, чем, например, в скалолазании или автогонках. С 1930-х гг. зимние гонки существовали в качестве хобби для обычных мотогонщиков. Однако к 1960-х гг. этот вид спорта вошел в состав дисциплин, курируемых Международной федерацией мотоспорта. По нему стали проводить чемпионаты мира.

Распространенность тех или иных видов спорта определяется природно-климатическими условиями. Нет ничего удивительного в том, что серфинг – король спорта на Гавайях и в Австралии, а мотогонки на льду – удел спортсменов северных широт. Это такие страны, как: Россия, Швеция, Финляндия, Австрия. Крупные соревнования проводятся также в Германии и Нидерландах.

Особенности мотоциклов для гонок по льду

На первый взгляд, мотоциклы для спидвея на льду похожи на обычные гоночные. Но отличий много.

Главные из них:

  • более жесткая рама;
  • длинная колесная база.

Объем двигателей мотоциклов, участвующих в международных соревнованиях – 500 см³. В менее ответственных случаях используют двигатели 125, 250, 350, 450 см³. Исторически сложилось так, что в мотоциклах для гонок на льду использовались двигатели производства чешской компании «Jawa». По традиции они доминируют и сегодня.

Другие особенности мотоциклов:

  • двухклапановый двигатель;
  • коробка передач с двумя скоростями;
  • топливный бак до 4 л;
  • используемое топливо – метанол.

Основное отличие, которое бросается в глаза: резина с крупными металлическими шипами, делающими возможной скоростную езду по льду. Благодаря хорошему сцеплению колеса с полотном, тяга мотоцикла настолько сильна, что пришлось заменить четырехцилиндровый двигатель на двухцилиндровый.

На переднем колесе шипов – до 150, на заднем – до 200. Ширина шины – 28 мм. Большая половина заднего колеса и часть переднего – закрыты специальными пластиковыми крышками. Делается это для снижения риска получения травм.

Правила гонок

В целом, правила похожи на обычные мотогонки. Четыре гонщика, командно или индивидуально, делают четыре круга по треку. Длина дистанции может быть различной – до 1700 м (425 м х 4 круга). Выигрывает тот, кто приходит на финиш первым. Второе и третье места распределяются соответственно.


При проведении чемпионатов с серией заездов применяются бальные оценки: 3 балла даются за первое место и далее, соответственно, до 0 – за четвертое. Гонщики участвуют в нескольких заездах, некоторые – выбывают из соревнования. Баллы оставшихся суммируются. Победитель выявляется по конечному результату.

Чемпионаты и победители

Российские гонщики в личных и командных соревнованиях традиционно занимают не только первые, но и вторые, и третьи места. В таблицах, приведенных ниже, привен пофамильный список первых мест в личных чемпионатах мира и Европы по спидвею на льду. Если в скобках рядом с фамилией не указано другого гражданства, то этот человек – россиянин. Для второго и третьего мест указано только гражданство победившего спортсмена.

Таблица. Победители в личных чемпионатах мира 2000-2015 гг.

Год проведения

Победители

1 место

2 место

3 место

Дмитрий Колтаков

Даниил Иванов

Николай Красников

Дмитрий Буланкин

Виталий Хомичевич

Пер-Олоф Серениус (SWE)

Кирилл Дрогалин

ИТОГО

15 – Россия

1 – Швеция

14 – Россия

1 – Германия

1 – Австрия

15 – Россия

1 — Австрия

Примерно такая же картина наблюдается и в личных чемпионатах Европы 2000-2015 гг.

Год проведения

Победители

1 место

2 место

3 место

Сергей Карачинцев

Василий Несытых

Игорь Сайдуллин

Василий Косов

Юнир Базеев

Андрей Шишегов

Дмитрий Буланкин

Франц Цорн (AUS)

Дмитрий Хомицевич

Дмитрий Буланкин

2005

Максим Захаров

Дмитрий Буланкин

Максим Захаров

RUS

Владимир Фадеев

2000

Юрий Поликарпов

ИТОГО 15 – Россия

1 – Австрия

15 – Россия

1 – Австрия

10 – Россия

3 – Австрия

1 – Швеция

1 – Финляндия

1 – Чехия

Как видно из таблиц, за последние 16 лет Россия уступила первенство в мировом и европейском чемпионате по мотогонкам лишь 1 раз в каждом виде соревнований – в 2002 и в 2008 гг., соответственно. Спидвей на льду – это последний вид спорта, в котором Россия уверенно и обоснованно имеет преимущество до сих пор.

Несколько слов следует сказать о Николае Красникове, который сделал многое для обеспечения российского первенства в зимних мотогонках. Будучи юным 17-летним мотоциклистом, он становится серебряным призером на европейском чемпионате. В 19 – занимает третье место на мировом чемпионате. В 20 — становится чемпионом мира и удерживает пальму первенства восемь лет подряд. В 28 лет Николай получил серебро на европейском чемпионате. Поняв, что чемпионом нельзя оставаться всегда, он завершил свою спортивную карьеру, сохранив за собой звание абсолютного рекордсмена в экстремальных мотогонках на льду.

Спидвей на льду представляет собой одну из разновидностей мотоциклетного спорта. Главным отличием от мотокросса и обычных кольцевых гонок является трек, представляющий собой овал с диаметром примерно 260-400 метров с ледяным покрытием.

Как спорт спидвейокончательно укоренился в двадцатых годах прошлого века. Примерно через 15-20 лет зарекомендовал себя и спидвей на льду - первые гонки такого характера были проведены в СССР в 1940 году.

Скорость на спидвей-треке, как правило, находится в районе 70-80 км/ч, а на коротких участках достигает 110 км/ч. Из-за высоких скоростей, плохого сцепления с дорогой и повышенной травмоопасности спидвей на льду и соревнования в этом виде спорта признаны экстрмальными. Возможно, именно в этом кроется недостаточная распространенность столь зрелищного вида спорта.

В основном спидвей бывает классическим и зимним. Зимой левая и немного правая стороны колес мотоцикла экипируются шипами, длина которых строго регламентирована - не более 28 мм от уровня шины. Шипы устанавливаются именно с левой стороны, так как движение происходит против часовой стрелки. Для зимнего спидвея в целях безопасности обязательно наличие защитного крыла на колесах (для предотвращения возможных травм).

Мотогонки на льду: спидвей

В России первые соревнования были проведены в 1940 году. А в 1960-м уже был проведен Кубок с участием команд сборной Чехословакии, Швеции и Финляндии. Первый чемпионат мира был проведен в 1966 году, а это на 20 лет позже чемпионата по обычному спидвею.


В отличие от спидвея на гаревом покрытии, спидвей на льду сопряжен с огромнейшим риском для здоровья. Шипы на колесе могут задеть упавшего участника, нанеся ему сильнейшие травмы. Из прочих отличий от стандартного спидвея можно выделить 2-клапанные двигатели (вместо 4-клапанных при обычном спидвее), коробка передач оснащена двумя скоростями для лучшего вхождения в повороты, отсутствуют обтекатели, присутствуют передняя и задняя подвески.

Правила проведения состязаний

Как проходят соревнования-спидвеи? Гонки на льду проходят на треке с участием четырех человек. У каждого участника свой особый цвет. Правилами допускается обмен стартовыми дорожками между гонщиками одной команды. Состязание состоит из четырех кругов, при этом за фальстарт спортсмена исключают из заезда.

За победные места дают очки: за первое место - 3 очка, за второе - 2, за третье - 1 очко, за четвертое - 0 очков. Количество заездов в командных соревнованиях около 15, в личных первенствах - от 18 до 21.


Если соревнования по спидвею на льду командные, то в 13 заездах гонщики выступают по жеребьевке, а в последних двух тренер команды самостоятельно решает, какого спортсмена поставить. Если по результатам жеребьевки гонщику нужно выйти на старт дважды, он имеет право отдохнуть между заездами в течение пяти минут. В остальных случаях участнику нужно добраться до линии старта за две минуты, иначе он будет исключен.

Экипировка

В экипировку гонщика входит костюм из плотных материалов, шлем с очками, которые меняются после каждого круга, перчатки, ботинки с железной набойкой на левой подошве (из-за движения против часовой стрелки для сохранения равновесия нужно выставлять ногу).


Также в защиту входят наколенники, налокотники и жилет для торса. Известны случаи, когда не соблюдавшие технику безопасности спортсмены сильно травмировались или гибли во время мотогонки на льду. Спидвей не зря является экстремальным видом спорта. Частые падения всегда сопровождают соревнования, ведь дорожное покрытие специально рассчитано на умелых водителей.

Мотоциклы для спидвея делятся на 3 класса:

  • 125 кубических сантиметров;
  • 250 кубических сантиметров;
  • 500 кубических сантиметроы.

Спидвей как спорт в России

В СССР спидвей на льду был достаточно развит, чего нельзя сказать про нынешнее время. Сегодня положение спидвея в России и странах СНГ оставляет желать лучшего, несмотря на всю свою кажущуюся доступность. Соответственно, это отразилось и на спортивных результатах: команда сборной России долгое время не занимала призовых мест на чемпионатах мира, и только в 2009 году получила четвертое командное место, а в этом году в Берлине наша сборная стала абсолютным чемпионом, обогнав команды Австрии и Чехии.

Мотогонки на льду - разновидность мотогонок, проводящаяся на покрытом льдом овальном треке.

Особенности

Гоночная трасса аналогична трассе для гаревых мотогонок, часто соревнования проходят на тех же самых треках, только покрытых льдом. Иногда соревнования проводятся на замерзших озёрах. Гонщики едут против часовой стрелки по треку, длина которого составляет от 260 до 425 метров. Правила и структура гонок также аналогична соревнованиям в классическом спидвее.

Конструкция мотоциклов

В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы «Ява » Девишов, однако после середины 1990-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской «Явой». Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в гаревых гонках: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами - на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.

Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. В соответствии с техническим регламентом шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхностью шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые, и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории мотогонок на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.

Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс.

История

В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам - они выделились в отдельный вид спорта.

Мотогонки на льду в СССР и России

Первый раз в СССР на публике на лёд выехал Сергей Бучин. Произошло это в январе 1939 года. 9 января того года в газете «Красный спорт » была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду.

Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б) .

Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.

Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся.

Соревнования в СССР и России

Первые чемпионаты СССР и России по мотогонкам на льду проводились в 1959 году, спустя двадцать лет после первого появления мотоцикла на льду. Тогда же состоялись первые международные соревнования: против гонщиков из Чехословакии.

Выбор редакции
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...