Составление рассказа по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна


Тема урока: подготовка к сочинению по картине В. Н. Бакшеева «Голубая весна». (2 часа)

Цель урока: подготовиться к написанию сочинению.

Ход урока.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Ф. Тютчев.

I . Вступительное слово учителя. Беседа.

Сегодня мы поговорим о весне.

Какие первые признаки весны мы отмечаем в природе?

Как называют весну поэты, художники, музыканты? Какими поэтическими эпитетами награждает её народ? (Утро года, голубая весна, весна- красна).

Задача: сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине, посвященной этой теме.

II . Прослушивание фрагмента пьесы Э. Грига «Утро».

Почему я взяла в качестве музыкального эпиграфа к уроку именно эту пьесу Грига? (Светлый, нежный характер мелодии, чувство пробуждения счастья, природа постепенно оживает, наполняется жизненными соками).

III . Работа по картине.

Рассмотрим репродукции картин Герасимова «Лёд прошел» и Бакшеева «Голубая весна».

Тема их общая, но картины весны показаны на них по-разному.

Определите, какова тональность этих картин.

(У Герасимова – ранняя весна: еще лежит кое-где снег, голые деревья, холмы, земля. Небо мутное, сероватого цвета. Общий тон картины – серый. Эта картина ассоциируется с начальным фрагментом пьесы Грига).

(У Бакшеева – пробудившаяся весна. Общий тон картины – голубой: голубое небо, голубоватые стволы берез, голубоватые тени на траве. Белые стволы берёз, как струи на фоне неба. Это расцвет весны, но еще не полная весна).

Вот как описывает весну этой поры М. Пришвин:

«У нас весна начинается прибавкой света.

Январь, февраль, начало марта – это всё весна света...Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света, травы, леса, весны человека.

Когда после снежной зимы разгорится весна света, все люди возле земли волнуются, перед каждым встаёт вопрос, как в этом году пойдёт весна, - и каждый год весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая».

Почему Пришвин ставит в один ряд весну света, травы, леса и весну человека?

Почему ни одна весна не похожа на другую, не бывает точно такой, как другая? (человек растёт, меняется и его восприятие природы).

Мы видим, как по – разному увидели весну Герасимов и Бакшеев.

Какую же из двух картин мы выберем для работы по ней?

Картина Василия Николаевича Бакшеева. Вот что сам художник говорит о той мелодии природы, которая вызвала в нём замысел картины «Голубая весна». Обратите внимание, какие детали подмечает художник:

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Всё наполнено теплым воздухом. Пахнет прелым листом, кое – где пробивается зеленая трава; по бокам просёлочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах…Кругом раздавалось пение птиц.

Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные - с распустившимися почками – верхушки берёз, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато- лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Всё наполнено тёплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

А вот что пишет о картине друг художника, написавший о нём книгу:

«Самое основное – это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием. Оно подобно симфонической поэме и создаёт особое звучание пейзажа.

Смотришь на эту картину, и перед тобой встаёт голубая весна не только именно этого уголка природы, а весна всей земли, всех её необъятных просторов. И глаз невольно, сам собой, охватывает и все безмерное море неба, и всю эту прелую землю с весенними тенями, и всё кружево тянущихся вверх березок. Первое ощущение от «Голубой весны» - это то, что березы на картине как бы растут на ваших глазах, устремляются вверх.

Бакшеевская «Голубая весна» и воспринимается как воплощение огромной человеческой мечты.

На какие детали в их высказываниях вы обратили внимание? (Тон, стройные берёзки, простор)

IV . Подготовка к сочинению. Сочинение по картине Бакшеева «Голубая весна». Заголовок: «Здравствуй, утро года», «На тропинках весеннего леса».

Тема: «Голубая весна». Главная мысль: Прекрасна весна, весна – это утро года. Она наполняет сердце радостью и ожиданием счастья.

Объекты описания: весна, берёзовая роща, тонкие белые стволы, небесная лазурь, свет, прозрачные тени, воздух, мелодия, кружево теней, радость пробуждения.

Давайте составим план сочинения и подберем рабочие материалы.

План.

    Голубая весна пришла после долгого ожидания тепла и света.

    Давай пройдём по ещё не просохшим тропинкам берёзовой рощи.

    Вся картина пронизана очарованием неба.

    Ароматный, свежий воздух переполняет грудь.

    Кажется, что пение птиц, движение воздуха сливаются в симфонию весны.

    Вместе с природой ощущается радость пробуждения.

Рабочие материалы.

Тонкие белые стволы; устремлённые вверх, к свету, растут на глазах, кружево теней на траве.

Создаёт основное звучание пейзажа, тончайшие переходы от тёмно-синего, фиолетового до светло-бирюзового, почти белого.

Запах прелой листвы, медовый запах, воздух струится, омывая тонкие стволы деревьев.

Упоительная музыка, очаровательная мелодия переполняет души.

Пробуждение новой силы, хочется жить.

V . Выполнение работы в музыкальном сопровождении.

VI . Проверка паписанного.


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

15.12.2015

Составление рассказа по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Степахина Людмила Александровна, учитель –логопед МДОУ « Детский сад № 24 г.Рязани

План-конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми логопедической подготовительной к школе группы.

Цель :

Организовать деятельность детей по формированию умений строить монологическое высказывание описательного типа.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний и представлений о понятиях характеризующих явления природы весной, обогащать речь детей новым познавательным содержанием;
  • уметь составлять небольшой рассказ по картине, опираясь на образец, данный логопедом;
  • способствовать воспитанию интереса к речи; приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать; задавать вопросы и строить ответ) и монолога (умение излагать свои впечатления о картине грамматически правильно, связно, образно);
  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • создавать условия для развития речемыслительной деятельности посредством специальных дидактических игр и упражнений;
  • -организовать практическую деятельность по овладению дошкольниками грамматически правильной диалогической и монологической речью;
  • - создать условия для деятельности детей по овладению обобщающими понятиями по заданной теме.

Ожидаемые результаты в виде целевых ориентиров:

Дети знают:

  • о структурных особенностях текста (начало, середина, конец);
  • об особенностях построения речевого высказывания в ситуации выражения своих мыслей, в процессе общения с педагогом, со сверстниками;
  • об изменениях, происходящих в неживой и живой природе весной (снег растаял, реки освободились от льда, земля становится суше; прибавляется день; ярко светит солнце, пробуждаются деревья, животные);

Дети умеют:

  • употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и познавательной ситуацией, связывать их по смыслу;
  • использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, вести диалог в соответствии с определенными правилами, умеют составлять описательный рассказ по картине в виде монологического высказывания;
  • устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; обобщать знания, выстраивать доказательства при описании природных явлений;
  • использовать свои знания об изменениях в природе при ответах на вопросы, в процессе рассуждений, при описании картины.

Оборудование: проектор, репродукция картины В.Бакшеева «Голубая весна»; опорные сигналы; ватман тонированный, смайлики; магнитная доска (фланелеграф)», «дерево оценок».

Предварительная работа: пополнение словаря, грамматических форм, организация наблюдений воспитателем, родителями; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

1. Орг. момент

Игра «Почемучка»

Я «Почемучка». Очень любознательная, люблю задавать вопросы. Сможете ответить на мои вопросы?

Почему весной тает снег?

Почему весной набухают почки? (Почему появляются насекомые? Почему бегут ручьи?...)

Решение речевой задачи. Мотивация к познавательной деятельности.

Вопросы к детям. Вовлечение их в познавательную деятельность

2. Объявл.

Вводная беседа: мы будем составлять рассказ о весне по картине. Выполнять речевые упр. Рисовать. Действовать сообща, вместе.

Слушание

Вводная беседа.

3. Упр. «Подбери слово»

К слову подобрать признаки весенней погоды (согласование сущ с прилаг).

Весна какая?

Радостная, дружная, ранняя, солнечная…

Солнце какое?

Яркое, теплое, ласковое

Небо какое?

Ясное, голубое, высокое

Воздух какой?

Теплый, душистый

(Почки на деревьях какие?- набухшие, смолистые

Трава какая?- прелая, пожухлая, местами зеленая…)

Речемыслительная деятельность

Вопросы (3-4) к детям

Комментирование.

4. Упр. «Нарисуем красками весеннее настроение»

Коллаж о весне из индивидуальных рисунков детей. Вопрос: «Какое настроение получилось?»

Выполнение задания стоя. Коллективная познавательная и продуктивная деятельность

Совместная познавательная и продуктивная деят-ть с детьми.

5. Показ картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Показ и рассматривание картины

Дети сидят на ковре перед экраном. Рассматривание картины.

Восприятие картины.

Показ картины ч/з проектор

6. Беседа по картине

Что вы видите на картине?

Какое время года изображено на картине?

Какое настроение вызывает у вас картина?

Придумайте название картины

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассуждения, ответы, детей

Вопросы к детям.

Комментирование.

Выражение своего отношения к картине.

7. Физминутка «Весну закликаем!»

Ау-ау, приди весна с радостью…

Повороты вправо-влево.


8. Рассказ-описание по картине

Картина Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна». Послушайте рассказ о ней: «Радостна весна в лесу!..»

Слушание рассказа. Рассматривание картины

Рассказ-описание по картине. Комментирование

9.Составление рассказов в группах.

Работа в 2-х группах (равных по интеллектуальным и речевым возможностям): коллективное обсуждение структуры рассказа по картине «Голуб. весна» с использованием картинок-символов (начало, середина, конец рассказа).

Помощь. Вопросы по структуре рассказа. Указания. Пояснения.

Инд помощь.

10.Рассказы детей по картине

Выступление рассказчика-представителя от группы

Познавательная деятельность. Общение детей со сверстниками.

Инд. помощь. Словесные указания, грамм. поправки. Оценка деятельности

11.Заключительная беседа с выводами

Какую картину мы рассматривали?

Как составляли рассказ в группах? Как рассказывали о картине? Поделитесь впечатлениями, выберите для себя смайлик.

Аналитическая деятельность.

12.Рефлексивная оценка

Дети оценивают свою деятельность с помощью «Дерева оценок»

Самооценка.

Совместная аналитическая деятельность.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

3. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО Изд. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.

4. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А. Фокиной. - М.: Перспектива, 2013.

5. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /авт-сост. Г.В. Чиркина. - М., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Василий Николаевич Бакшеев
«Голубая весна»

Радостна весна в лесу! С каждым днем природа все больше и больше пробуждается ото сна. Лес наполнен теплым душистым воздухом; пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая травка, смолой пахнут набухшие почки. На переднем плане изображены березы. Причудливо переплетаются их верхушки на фоне голубого неба. Тонкие, бело-розовые веточки освещены ласковым солнцем. По земле от деревьев тянутся голубовато-лиловые тени. По влажной земле в ложбинке течет весенний ручеёк. Чуть поодаль, среди берез стоят веселые озорные елочки. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! …

Презентация к занятию во вложении (pptx, 1MB)

Конспект совместной образовательной деятельности «Голубая весна» с использованием нетрадиционной техники рисования и ИКТ-технологий.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».

Тема: «Голубая весна».

Возрастная группа: средняя.

Вид деятельности: изобразительная (нетрадиционное рисование).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, физическое развитие.

Цель: развитие изобразительного потенциала дошкольников средней группы средствами нетрадиционных техник рисования.

Образовательные:

1. Знакомить детей с творчеством Василия Бакшеева на примере картины «Голубая весна».

2. Расширять представления детей о способах получения новых цветов и оттенков при работе с гуашью.

3. Учить передавать весеннее настроение в своих произведениях.

4. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, видеть и понимать отличия в работах различных авторов.

Развивающие:

1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, художественный вкус, эмоциональные чувства, образное эстетическое восприятие, цветовосприятие.

2. Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные умения.

3. Развивать мелкую моторику рук, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, стремление к достижению результата.

2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы, эмпатию.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор с экраном, мольберт, крупное изображение березы, клеенки для каждого стола;

Раздаточный материал по количеству детей (листы альбомной бумаги размером А5 с наклеенными «стволами» из малярного скотча, наборы гуаши, кисти, непроливайки с водой, салфетки, фломастеры).

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Педагог предлагает всем детям собраться в центре групповой комнаты.

Кто хочет со мной немного поиграть? Подходите, не стесняйтесь! Молодцы. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем:

Станем рядышком, по кругу, и протянем руку другу.

Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся!

Ребята, какое сейчас время года? (Ответ детей: весна).

Правильно, пришла долгожданная весна. А как вы догадались? (Дети перечисляют приметы весны)

Какие вы умницы, всё знаете. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и послушаем весну, её легкие шаги. (Включается на компьютере весенняя музыка)

Дети слушают весенние звуки (пение птиц, капель, журчание ручья) и называют их источник.

Вся природа радуется теплому весеннему солнышку: и животные, и растения, и люди. Давайте его позовём к нам в гости:

Солнышко, колоколышко,

Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди!

Нам в поле бежать, весну встречать!

2. Основная часть.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Появляется картина Василия Бакшеева «Голубая весна»)

Что на нём изображено? (Ответы детей) Правильно, весна в березовой роще. Это пейзаж Василия Николаевича Бакшеева. Как вы думаете, почему эту картину автор назвал «Голубая весна»? (Ответы детей)

Большую часть картины занимает небо. Обратите внимание на его цвет. Кажется, что Василий Николаевич нарисовал прозрачный, чистый весенний воздух. И эта голубизна подчеркивается нежными красавицами берёзками.

Ребята, как вы думаете, какое настроение хотел нам передать автор картины? (ответы детей). Давайте с вами попробуем нарисовать похожую картину, наполненную таким же прекрасным весенним настроением.

Дети садятся за столы, приготовленные к работе с краской.

Мы с вами превращаемся в настоящих художников. Для того чтобы наша картина получилась красивой и весенней, нужно найти подходящий оттенок голубого цвета. Давайте смешаем на палитре голубой и белый цвет, посмотрим, какие у нас получатся оттенки. (Дети смешивают краски, находят подходящий вариант) Молодцы!

Давайте встанем и дадим нашим пальчикам отдохнуть:

Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьётся.

Теперь можно приступать к рисованию картины. Присаживайтесь на свои места.

Перед вами лежат листочки. На них приклеены полосочки малярного скотча. Давайте представим, что это наши березки. Обратите внимание, что работу нужно размещать вертикально! Закрасим всю поверхность листа разными оттенками голубого. Смотрите на картину Василия Николаевича, как он распределял оттенки неба. Приступайте к работе. Не забывайте ополаскивать кисти в воде, промакивать лишнюю влагу салфеткой.

Дети рисуют под сопровождение весенней музыки.

Молодцы, у всех получились красивые работы. Пока они будут высыхать, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять -

Нам пора букет собрать!

Раз - присели, два - присели -

В руках ландыши запели!

(Дети повторяют за взрослым движения по тексту)

Ребята, наши картины высохли. Давайте аккуратно снимем с них скотч. (Воспитатель помогает детям)

Посмотрите, как красиво получилось. Каким кристальным, воздушным выглядит наше небо! Только чего-то не хватает нашим березкам. Что нужно им добавить? (Ответы детей)

Правильно, на стволах нужно дорисовать горизонтальные черные черточки. Не забудем нарисовать нашим березкам и длинные веточки. Посмотрите, какая красивая березка к нам пришла в гости. (Воспитатель крепит к мольберту изображение березы). Давайте дорисуем эти элементы черными фломастерами.

3. Заключительная часть.

Дети заканчивают свои работы и приносят их на выставку, любуются своим творчеством, делятся впечатлениями.

Смотрите, ребята, какие разные картины у вас получились. Все они наполнены весенним настроением, радостью пробуждающейся природы. Вы настоящие художники. Все ваши работы увидят родители и наши сотрудники. Пусть они тоже порадуются весне!

Вам понравилось рисовать природу? Какие мы смешивали краски? Зачем? С творчеством какого художника мы познакомились? (Ответы детей)

Спасибо за прекрасные картины! Давайте вместе уберем наши рабочие места.


«Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».
Бакшеев Василий Николаевич.


Василий Николаевич Бакшеев
Голубая весна
Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе.
Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

Выбор редакции
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...