Сочинение на тему: роль учительницы в жизни ребенка (по рассказу в. г


Разделы: Литература

Класс: 6

Цель урока : знакомить с приемом сравнительной характеристики – антитезой, дать характеристику литературным героям.

Задачи:

  1. образовательная : учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
  2. развивающая: развивать память, внутреннюю и монологическую речь, логическое мышление, творческие способности;
  3. воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство собственного достоинства и милосердия на примере героев художественного произведения.

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы анализировали образ главного героя из рассказа В.Г.Распутан «Уроки французского» и составили схему, которая характеризует героя. Дома вы подобрали цитаты из текста к этой схеме.

Мы выделили следующие черты характера героя(Приложение 1. Слайд 1 ):

  • стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
  • жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
  • чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).

Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером ).

III. Мотивационное введение.

Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?

Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Приложение 1. Слайд 2.) Запишем в тетради число и тему урока: «Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика».

Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).

IV. Новый материал.

Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?

Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? (Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).

Я подобрала иллюстрации художника Гальдяева к этому рассказу (Приложение 1. Слайд 3). Подходят ли они к этому эпизоду? Почему?

Давайте устно опишем учительницу и ученика.

Меня впечатлил рассказ Валентина Распутина "Уроки французского", написанный простым и доступным языком. Он повествует о послевоенных годах и о жизни мальчика, который учиться в школе. Ему с трудом дается французский язык. Оказавшись в бедственном положении, мальчик получает помощь от учительницы французского.

Автор рассказа показывает замечательные качества героев. Это видно в поступках учительницы, которая бескорыстно заботится о своем ученике. Она не ищет выгоды и не думает только о себе. В трудных жизненных ситуациях немногие протягивают руку помощи. Делая добро, многие люди не получают ничего взамен, как и эта учительница. Она была уволена из-за того, что старалась делать добро. С нами может случиться так же. Важно не отчаиваться и помогать людям. В данном произведении мы видим, что преподаватель французского не сосредотачивался на своем предмете. Для этой женщины был важен сам человек и условия, в которых он живет. Она проявила понимание и сделала то, что могло бы облегчить жизнь ученика. Это учит нас тому, чтобы мы проявляли понимание к людям, видели в них хорошее и проявляли на деле свое сочувствие.

Действие рассказа происходит в послевоенные годы, школа находится в райцентре, куда едет учиться мальчик. Это непростые условия и ему приходится выживать и при этом учиться. Именно та учительница, предмет которой ему дается с трудом, проявляет к нему доброту. А близкий человек, знакомая его мамы, не проявляет такое сочувствие.

В каждой строчке произведения автор старается сделать акцент на высоких нравственных поступках героев. Мальчик, несмотря на застенчивость и робость, проявляет непревзойденную смелость и твердость духа. Учитель, несмотря на богатое положение и свой статус, проявляет смирение и учит мальчика на дому. Она делает для него своего рода подарок.

В эти годы люди сталкиваются со многими трудностями, но в то же время автор старается нести положительное и сосредоточивается на прекрасных картинах. Описание деревни и дворовых игр придают рассказу красивые тона.

Валентин Распутин знает, что такое жить в деревни и Сибири. В рассказе видны ноты глубоких деревенских оттенков. Эта история напоминает каждому человеку похожие ситуации в их жизни.

Мне понравился рассказ "Уроки французского". Такие "уроки французского" были главными в жизни героя, а не само знание этого языка. Я считаю, что поступки героев подают пример. Это один из лучших рассказов, потому что учит правильным вещам. Учит тем вещам, о которых не учат в школе. В данном же случае, роль отдельных учителей в жизни каждого ребенка на всю жизнь оставляет след. Всем нам запоминается тот учитель, который проявил живой интерес именно к тебе.

Вариант 2

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества.

Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами, но находит возможность отправить старшего сына продолжать обучение в районной школе. Его считали «башковитым», местные жители даже иногда обращались к нему за помощью, но в родной деревне была только начальная школа.

Мальчик переезжает в райцентр, к тете Наде, знакомой его матери, для поступления в пятый класс, но живется ему там несладко. В большом семействе не рады лишнему рту, редкие посылки из дома обворовываются и «ученик» голодает. Страдая малокровием, приходится покупать молоко на единственные пять рублей. От отчаяния, начинает играть с местными мальчишками на деньги, а те избивают его за частые выигрыши. Учеба в новой школе дается легко, кроме изучения французского. Учительница, узнав причину побоев ученика, решает помочь и приглашает к себе домой, под предлогом дополнительных занятий. Школьник старательно исправляет свое произношение и привыкает к новому человеку, но гордость не позволяет принимать жалость Лидии Михайловны. Когда все попытки накормить ребенка тщетны, она идет на хитрость, начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Директор школы, узнав о неподобающем поведении молодой учительницы, увольняет ее. Она навсегда уезжает к себе на Кубань.

«Уроки французского» - это невероятно трогательный, щемящий душу рассказ. Читатель словно «погружается» в реалии того времени, когда светлому будущему только предстояло наступить. В основе произведения лежит реальная история из жизни автора, поэтому имя главного героя не указывается. Но, не смотря на обезличивание, он имеет ярковыраженый характер. Мальчик страдает малокровием, голодает, часто бывает избит, находится вдалеке от близких и чувствует себя совершенно лишним в чужой семье, будто сама жизнь проверяет его на прочность и он с честью проходит все испытания. Читатель глубоко сопереживает ребенку. Но герой удивляет нас своей силой воли и моральными качествами. Играя с ребятами на деньги, не тратит выигрыш бездумно, а покупает пропитание. Он бескорыстный, играет, только из-за острой нужды и ни под каким предлогом не принимает помощь от посторонних.

Учитель французского приезжая и отличается от местных. Главному герою она кажется статной, будто из другого мира, он стыдится своего «положения» перед ней. Лидия Михайловна стала единственным неравнодушным человеком для маленького мальчика, оказавшимся далеко от дома, в жестоком мире. Ее, самоотверженность и сильное желание помочь восхищают, заставляют верить в людей.

Валентин Григорьевич сохранил в своем сердце и пронес через всю жизнь теплые воспоминания о Лидии Михайловне. Мальчик вырос и стал знаменитым русским писателем, но не забыл самый главный урок, который она ему преподала – быть человеком!

Несколько интересных сочинений

    Мечты могут работать как во вред, так и на благо. Фантазии о том, что никогда не сможет сбыться, с одной стороны могут стать фактором движения человека, могут заставить его двигаться вперёд, а особенно если его окружение настойчиво твердит

    Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.

  • Сочинение Характеристика 3 братьев в сказке Конек-горбунок 4 класс

    Тема семьи занимает важное место в литературе. Без описания близких герою лиц, его характеристика не может быть полной. Поэтому Пётр Ершов начинает повествование в своей сказке «Конёк-горбунок

  • Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

    Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

  • Нравственные итоги в пьесе Гроза Островского

    Пьеса «Гроза « была написана в 1859-м году. В ней А.Н. Островский на протяжении всего произведения поднимает разные нравственные проблемы. В пьесе описан маленький провинциальный городок Калинова

Герой рассказа - маленький мальчик - попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. "Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь", - говорит герой.

Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в "чику" - азартную игру на деньги. Мальчику нужно было выиграть рубль, чтобы купить баночку молока. "Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока... обедал и садился за уроки".

Учился он хорошо. Только с французским не ладилось из - за произношения. И вот появляется человек, который помогает герою с изучением французского, последовательно и терпеливо занимается с мальчиком, направляя его внимание на настоящие ценностные ориентиры. Это Лидия Михайловна.

Почему же именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Ведь "в школе сколько угодно было ребят, которые говорили ничуть не лучше, чем я". Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым и узнала, что ребята играют на деньги. Тогда она решила во что бы то ни стало помочь ему.

Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку и правильному произношению французских слов, она научила его жить самостоятельно. Учительница привязалась к нему и стала заботиться о нем, как о родном сыне, потому что видела, как он скучает по дому, оставшись один в новой обстановке, и ему все чуждо, незнакомо. Они стали друзьями и узнали внутренний мир и состояние души друг друга.

Главным достижением Лидии Михайловны было не то, что она научила мальчика французскому языку, - она научила его разбираться в себе, своем душевном состоянии, привила ему чувство справедливости, вселила уверенность в собственных силах и помогла не бояться проявлять себя.

Ярина Елена Револьдовна 1 год назад

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. 8 класс

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. 8 класс

  1. Цель урока:
  2. раскрыть душевный мир героя рассказа;
  3. показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
  4. обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  5. показать неординарность учительницы;
  6. воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значения слов «урок», «нравственность»); компьютер, проектор.Методические приемы:

беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, работа в группах, демонстрация презентации, игровой момент, фрагмент кинофильма "Уроки французского". Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства.В.Г. Распутин

Ход урока:

1. Организационный момент. 2. Слово учителя.Учитель:На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня в процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: постараемся раскрыть душевное состояние главного героя, обсудим основные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе, поговорим о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, сыгравшей в жизни мальчика немаловажную роль. (Запись даты, темы урока, эпиграфа) О фактах биографии и творчества В.Г. Распутина мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями, в роли которых выступите вы сами. Я прошу выйти сюда исследователя и читателя, ребят, которым на предыдущем уроке были даны индивидуальные задания: подготовить сообщения о детстве В.Распутина, о том, какие впечатления детства нашли отражение в его произведениях, об истории создания рассказа «Уроки французского». А вы сейчас выступите в роли журналистов и зададите ребятам вопросы, подготовленные вами дома.3. Слово членам пресс-конференции (элемент ролевой игры). В ход урока включены электронно-образовательные ресурсы, в данном случае на экране демонстрируется презентация.Журналист:У меня вопрос к исследователю творчества В.Г.Распутина. Скажите, как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?Исследователь:В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.Журналист:Вопрос к читателю. Расскажите о детских годах В. Распутина.Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.Учитель:Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему? Исследователь:Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.Журналист:Вопрос читателю. Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?Читатель:Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание о детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним». Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.Учитель:Спасибо нашим участникам пресс-конференции. Вы можете занять свои места в классе. 4. Беседа по вопросам.Учитель:В предисловии к рассказу «Уроки французского» В.Г.Распутин заметил: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Сегодня мы будем учиться нравственности. Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своём произведении. Он надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своём будущем. - О чём говорит название рассказа «Уроки французского»? (О школе, уроках, сверстниках) -Кому адресовано вступление? (чтение вступления учителем) (Себе, читателю, учителям) - От чьего лица ведётся повествование? Почему? (От первого лица. Автор изложил свою биографию – автобиографию) - Кто является главным героем рассказа? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет.) - Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне) - Назовите приметы тяжёлого времени. (В рассказе описано тяжёлое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, т.к. зимой деревья вымерзают.) -Как жилось мальчику в родительском доме? Найдите ответ в тексте. (с.134 «Жили мы без отца, жили совсем плохо…» 5. Работа в группах О том, насколько внимательно вы читали первую часть рассказа, нам станет известно после работы над кроссвордом. Все слова, являющиеся ответами на кроссворд, вам встретились в рассмотренном нами фрагменте рассказа. Каждая группа (ряд) получает кроссворд и заполняет его.Вопросы: 1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны. 2. Злак для выпечки хлеба. 3. Добавка к картошке жителей деревни весной. 4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль. 5. Имя шофера. 6. Крестьянское поселение. 7. Центр административного района. 8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа. 9. Прозвище, данное герою в деревне. - Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их. («Чтобы учиться дальше…. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь » с.133; «И мать, наперекор всем несчастьям…ждут меня, голубчика, на новом месте» с.134). -Какие же это испытания? (Разлука с домом, с матерью, тоска по дому, постоянный голод, отсутствие друзей, страдания от одиночества) -Всякий ли ребёнок может выдержать такое? -Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует продукты? Найдите ответ в тексте. («Кто потаскивал – тётя Надя ли… если она услышит правду» с.135-136; Мальчик наделён чувством собственного достоинства. Он не может оскорбить подозрением другого человека.) -Найдите отрывок на с.135 «Мать, приехавшая в конце сентября…» Прочитайте его и ответьте на вопросы: легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.) - Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю.Работа с Толковым словарём: Урок- 1. Учебный час, посвящённый какому-н. предмету. 2.Перен. Нечто поучительное, из чего сделать вывод для будущего.6.Закрепление изученного: -Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».

Почему же наш герой не уехал домой? - Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки). -Почему он всегда готовился к урокам? («Относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» с.134) - Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни» с.135) - Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока). - Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал. Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих» (слайд № 5) -Найдите отрывок на с.141, который начинается словами: «Не в склад! – объявил Вадик». Прочитаем его по ролям. (Рассказчик, Вадик, Птаха) (до слов «…который вертелся тут же».) -Почему нашему герою пришлось «смириться»? -Записываем третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь». (слайд №6) -Продолжаем чтение по ролям дальше (до конца этой части рассказа). - Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведёт себя герой во время избиения? - Запишем четвёртый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся» (слайд №7)7. Работа в группах: - А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения. Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя. 1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой». 2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку». 3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»Ответы учащихся: 1. Вадик. 2. Тишкин. 3. Птаха.8. Продолжение беседы: -Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика? -Как в школе узнали об игре на деньги? («И что случилось? – спросила она…» с.143) -Чего так боялся наш герой? («За игру на деньги у нас в два счёта могли выгнать из школы».) -Смог бы директор «выжать слезу» из него? -Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…» с.145)Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика. Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловне тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…» с.149) Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность.) А сейчас давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма «Уроки французского», снятого на киностудии «Мосфильм» в 1978 году. (Просмотр отрывка из кинофильма, эпизод «Посылка») Почему Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком у себя дома? (Учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить). Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок) Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок») Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы) Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться. - Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей). - Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (Выражение записано на доске).Слово учителя.Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. - Почему же рассказ назван «Уроки французского»? (Название «Уроки французского» говорит не только об обучении иностранному языку пятиклассника, но и о ценности нравственных уроков, преподнесённых ребёнку учительницей.) -Какой главный урок преподала учительница? -Записываем пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей» (слайд №8)Учитель: - На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание). Доброта – вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека, и я надеюсь, что вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту. Подведение итогов. Оценка учащихся.

Д/з. ответить на вопросы

Уткина Елена Александровна
учитель русского языка и литературы,
МОУ "Басинская ООШ" Астраханская область Лиманский район с. Басы

[email protected]

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Цель урока:

  • раскрыть душевный мир героя рассказа;
  • показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
  • обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  • показать неординарность учительницы;
  • воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значение слова «нравственность»); запись песни «Куда уходит детство», компьютер, проектор.

Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, демонстрация презентаци , игровой момент, прослушивание музыки, кадры из кинофильма "Уроки французкого" (презентация) , выразительное чтение стихотворения.

Хорошего сердца и правильной
души так не достает нам, что чем больше
наши герои и мы будем жить, тем лучше
для нас будет.
В.Г. Распутин

Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам. Литература, на мой взгляд, -
это прежде всего воспитание чувств. И прежде
всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа. В процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: поговорим о душевном состоянии главного героя, затем речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, а завершим разговор обсуждением основных, нравственных, проблем, поставленных автором в рассказе. А о жизни В.Г. Распутина мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями.

(прослушивание куплета песни «Куда уходит детство»)

  • Слово членам пресс-конференции (элемент ролевой игры).

В ход урока включены электронно-образовательные ресурсы , в данном случае на экране демонстирируется презентация.

Журналист: Сейчас мы прослушали отрывок из песни. Скажите, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?

Исследователь: В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири - тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.

Учитель: Ребята, расскажите о детских годах В. Распутина.

Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Журналист: Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?

Исследователь: Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Журналист: Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Исследователь: Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

  • Краткое сообщение об основных темах в творчестве В.Г. Распутина (презентация).
  • Беседа по вопросам.

Учитель: перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе, вспомним узловые его моменты. Читатели, я обращаюсь к вам. Вы можете воспользоваться цитатным планом, выполненным дома.
- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).(Слайд 2,3).
- Каковы были успехи героя рассказа в школе? (слайд 4) (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! - хуже всякой болезни».).(слайд 5)
- Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). (слайд 6)
- Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»), (слайд 7)

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

  • Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…») (слайд 7)
  • Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить);(слайд 8)
  • Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок);(слайд 8)
  • Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»);(слайд 9)
  • Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).(слайд 10)

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюженные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Учитель:
- На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).

Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (Выражение записано на доске).

Слово учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» - спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта - вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель? На доске выделены как положительные качества, так и отрицательные. Какие же нравственные качества привлекают вас больше всего?
- понимание;
- человеколюбие;
- отзывчивость;
- гуманность;
- доброта;
- справедливость;
- честность;
- сострадание.

Вы указали все качества, присущие каждому учителю. Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов. Одно сейчас прочитает наша ученица.
Хочу оставить я на память о себе
Вот эти строки, посвященные тебе:
Ты той товарищ, моя муза,
Мой кровный брат и даже мать
Легко шагать с тобой по жизни:
Ты научил меня писать,
Любить себя и верить в чудо,
Быть к окружающим добрей
Заботиться о лучшем друге,
Не обижаться на людей.
Все эти истины простые
Познал с тобой я наравне,
И хочу сказать: «Учитель!
Ты самый лучший на земле»

Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

  • Подведение итогов. Оценка учащихся.
  • Д/з. Написать мини-сочинение на одну из тем «Учитель XXI», «Мой любимый учитель». По желанию (и возможности) учеников дается задание на подготовку обзора Интернет-ресурсов на данную тему.
Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...