Сколько носят черный платок после похорон отца. Что можно и нельзя делать родственникам после похорон


Проходит церемония похорон, заканчиваются обязательные дни поминовения, и близкие покойному начинают задаваться вопросами:

  • Траур. Сколько длится траур по умершему?
  • Будет ли пристойно появиться в светлой одежде на людях?
  • Можно ли посещать различные мероприятия?
  • Сколько длится траур?
  • Спустя какое время можно вновь выходить замуж вдове или жениться вдовствующему супругу?

Мы живём в обществе и потому внешнее соблюдение традиций очень важно. Ниже приведены различные мнения на этот счёт. Какой точки зрения придерживаться – решать вам.

Сколько длится траур

В различных культурах определяется разный временной промежуток для выражения своего горя. Также интересны предписания о том, как носить траур.

Древняя Греция

В античной Греции вдова была обязана носить чёрные одежды всю свою жизнь. Только если она вторично выходила замуж, тогда могла сменить одеяние на другое. Мужчины носили на рукаве чёрные повязки и не брились 40 дней.

Древний Рим

В Древнем Риме траур по детям устанавливался в соответствии с количеством прожитых ими лет. Если ребёнку на момент смерти исполнилось 7, то родители скорбели 7 месяцев. Максимальным сроком считалось 10 месяцев. По прошествии вдова уже могла выходить замуж, а близкие родственники снимали чёрные одежды.

Средневековая Франция

В Средневековой Франции вдовствующая королева не должна была год покидать комнаты, где услышала печальную весть. Знатным дамам также предписывалось первые 6 недель находиться на опустевшем супружеском ложе в знак выражения своей печали. Если сестра скорбела по брату, то только первые 9 дней она проводила в постели, а остальное время до 6 недель лишь сидела на чёрной материи. К мужчинам этикет был не настолько суров. Им было достаточно повязать на руку чёрную повязку и носить её в течение полугода.

Древний Китай и Корея

В Китае и Корее срок траура по близкому достигал 3-х лет. На протяжении этого времени можно было носить одежды из небеленного холста, а за завтраком ставили дополнительный прибор для покойного.

Япония

В Японии самыми важными считаются первые 49 дней после смерти. Родные истово молятся, чтобы душа усопшего обрела спокойствие и переродилась в Чистой Земле. Также в Стране Восходящего Солнца принято скорбеть в связи с кончиной императора или членов его семьи. Общенациональный траур длится год.

Сколько носят траур в зависимости от конфессиональной принадлежности

Самым строгим считается иудейский траур . Он разделён на 4 периода:

  • Онен – от смерти и до совершения погребения. Действия родственников направлены исключительно на организацию надлежащих проводов в иной мир.
  • Шива – первая неделя после смерти. На домочадцев налагается целый ряд запретов: стричь ногти, выходить из дома, изучать Тору, работать, мыться, одевать чистую одежду или кожаную обувь.
  • Шлошим – с 8-го по 30-й день. Уже разрешается выходить из дома, наносить женщинам косметику, а мужчинам подрезать бороду и усы.
  • Четвёртый период принято соблюдать лишь по умершим родителям. Он длится до годовщины со дня смерти.

Буддистские традиции предписывают носить траур по родителям и близким родственникам 100 дней. Если родственник дальний – скорбят об ушедшем 49 дней. В это время облачаются в платья серого цвета различных оттенков.

В странах ислама строго регламентировано поведение женщин в первое время после смерти супруга. Им нельзя носить украшения, делать причёски, красить волосы, использовать ароматизированные средства для ухода, ночевать вне дома. Допустимые цвета в одежде: белый, лиловый, чёрный и тёмно-зелёный. Траур по мужу длится 4 лунных месяца и 10 дней. По остальным родственникам – всего 3 дня. Мужчины в знак скорби не снимают головной убор при проведении церемонии погребения.

Православные священники не любят слова «смерть», «умерший». Чаще всего в речи они заменяют их на «успение», «усопший». Покойный до 40-го дня именуется «новопреставленным». В этот период покинувший бренную землю предстаёт пред Господом и лишь молитвы живущих могут склонить чашу весов при выборе, куда ему отправиться: в Ад или в Рай. Потому в христианстве строгий траур длится именно 40 дней. Выражать свою печаль о потере принято не стенаниями или плачем, а молитвами, обращениями к Богу, размышлениями о бренности бытия и воспоминаниях о благочестивых поступках почившего вечным сном. Спустя это время разрешается снять траурную повязку с головы. Впрочем, если вы чувствуете, что горе ещё теснится в вашем сердце, то можете дальше носить чёрный шарф или косынку до истечения года. Вдова решает сама, когда ей снять траур – через 2 года или сразу после поминальной трапезы.

Траур по умершему в наше время

В наше время траура определяется скорее религиозными верованиями и традициями региона.

К соблюдению религиозных канонов в наши дни относятся не столь трепетно. Если в сельской местности ещё придерживаются давних устоев, то городская жизнь налагает свои ограничения. Например, принятый во многих офисах дресс-код не предполагает наличие чёрной повязки. Это может оттолкнуть покупателей или потенциальных клиентов.

При невозможности явно носить траур по умершему родственнику можно решить данную проблему следующими способами:

Отказаться от внешней атрибутики . Для покойного важнее не то, что о вас подумают окружающие, а то, что вы реально думаете об ушедшем от вас навсегда.

Носить чёрную косынку или ленту вне работы . Достаточно сложно, но возможно для целеустремлённых людей.

Заменить цвет скорби . Наряду с чёрным, белый и красный также символизируют печаль и горе от невосполнимой утраты. У народности каракалпаков во время траура надевают синие одежды. Мусульманская женщина может одеть фиолетовое или тёмно-зелёное платье.

Возможно, вам будет интересно:

Траур (от немецкого trauern - оплакивать) - форма внешнего выражения горести, вызванной утратою близкого существа, общественного бедствия, смертью государственного или общественного деятеля. У народов самых различных рас можно заметить сходные траурные обычаи: ношение одежды особого цвета, раздирание одежды, обрезание волос, самоизувечения всех видов, посты, само-убийства, громкие причитания и восхваления покойника, множества табу (энциклопедия Брокгауза и Эфрона). Это слово имеет еще одно значение - определенного цвета одежда или ее деталь, надеваемая в знак скорби.
Траурные обычаи возникли в глубокой древности и дошли до наших дней, в чем-то изменившись, в чем-то оставшись неизменными. Они, в первую очередь, зависят от исторических, культурных, религиозных традиций того или иного народа. У некоторых это, в понимании европейца, нечто экзотическое, порой, дикое. Кому-то, напротив, дикими кажутся цивилизованные традиции траура. У разных народов разные сроки траура. Сходство, в том, что самый длинный срок траура всегда для вдовы (реже - для вдовца). Уменьшение срока происходит пропорционально уменьшению степени родства. Цвета траура также различаются.
О том, как горюют (или горевали) об умерших разные народности в разные времена и пойдет речь в этой публикации.
ТРАУР В ДРЕВНОСТИ

Если говорить о древних языческих традициях траура, то у большинства народов они похожи. Траур, как правило, длился недолго, но был очень показательным. Проявлялась эта показательность в самоистязаниях, которые практиковались повсеместно. В Древней Греции женщины, оплакивавшие близких родственников, срезали волосы и царапали себе ногтями до крови лицо, а иногда и шею. Мужчины тоже стригли волосы в знак уважения к умершему и скорби о нем. Такой обычай не был чужд и Древнему Риму. В Древней Спарте , славившейся своими суровыми законами, траур продолжался одиннадцать дней. На двенадцатый следовало принести жертву богине земледелия и плодородия Деметре и перестать плакать. В Риме нельзя было носить траур по ребенку, которому не было еще трех лет. По детям старше этого возраста (до десяти лет) можно было носить траур столько месяцев, сколько лет ребенок жил. Срок вдовства составлял десять месяцев. После чего женщина или мужчина могли вступать в новый брак. Древние иудеи, филистимляне, моавитяне и арабы , оплакивая смерть близкого человека, выбривали себе плешь на голове (женщины обрезали волосы), брили бороды и наносили себе увечья. Арабские женщины, кроме этого, срывали верхнее платье, били себя обувью. Турки в знак траура резали лица ножами так, что кровь текла струями, смешиваясь со слезами. Обычай раздирать ногтями лицо существовал у ассирийцев, армян, скифов, гуннов, славян. Скифы и гунны , помимо этого, брили волосы. У скифов обряд самоистязания был жесток: они отрубали куски ушей и стрелами пробивали левую руку. Славяне относились к себе более гуманно. У них, кроме расцарапывания лица, было принято громко выражать свое горе по умершему - кричать и причитать. Древние скандинавы также расцарапывали лицо и громко причитали. Кроме того, по случаю траура они надевали кольца, которые были амулетами и, по поверью, предохраняли от любого вреда, который могла нанести душа покойного.
Особого разговора заслуживают траурные обычаи народов Африки, Америки, островной Азии и Австралии. Многие из них сохранились до наших дней.
В Африке, помимо отрезания волос и расцарапывания лица, до сегодняшнего времени практикуется обрубание пальцев, посыпание головы пеплом, громкие рыдания. В племени киси (Либерия) женщины покрывают тело толстым слоем грязи и раздирают ногтями грудь. В некоторых племенах Южной Африки вдову запирают на месяц в изолированном помещении, а по истечении этого срока она, прежде чем вернуться домой, должна сбросить свою одежду, вымыть все тело и острым камнем сделать порезы на груди, руках и ногах.
Широко практиковались случаи самоистязания в индейских племенах Северной Америки . Среди обрядовых действий: стрижка волос, их подпаливание на погребальном костре, протыкание рук, ног стрелами и ножами, намазывание лица углем, посыпание его пеплом от сожженного тела покойного. Чем сильнее любовь к умершему, тем глубже порезы, наносимые на тело. Индейцы считали, что душевная боль уходит сквозь телесные раны.
На острове Таити ближайшая родственница покойного прокалывала зубом акулы макушку своей головы в нескольких местах, кровь собирали на кусочки холста, которые затем бросали в гроб. Таким же образом собирали и слезы. Процедура эта повторялась в течение нескольких дней. На Гавайских островах, когда умирал король или великий вождь, люди срывали с себя платья, выбивали дубинкой или камнем глаза и зубы, выдергивали волосы, жгли и резали тело. Похожие традиции существовали на островах Тонга, Самоа, Маркизских , а также в племени маори из Новой Зеландии. В Новой Гвинее до сих пор близкие родственницы умершего совершают «биси» - обмазывание глиной всего тела.
Но нигде обычай самоистязания живых в честь умерших не практиковался с большей систематичностью и суровостью, чем у аборигенов Австралии . У племен Западной Виктории вдовец оплакивал жену три месяца. Через каждую ночь он рыдал, перечисляя ее добрые качества, раздирал ногтями лоб, обмазывал белой глиной лицо и голову. Если он любил ее особенно нежно, то делал на груди горящим куском коры ожоги в три ряда. Вдова проделывала все это в течение года. Дети в трауре по родителям делали порезы на бровях. Отец, оплакивая ребенка, рассекал томагавком кожу на голове, мать прижигала грудь и живот горящей головней.
В других племенах траур выражался похожими способами с той лишь разницей, что, в отличие от мужчин, увечивших себя не слишком сильно, женщины увечили себя с головы до ног.
В племени арунта (Центральная Австралия), мужчина, оплакивая своего тестя, должен был разрезать себе плечо, в противном случае жена его могла быть отдана другому, чтобы укротить гнев духа против непочтительного зятя. Кровь, вытекавшая из ран при всех этих траурных истязаниях, наносилась на тело покойного или стекала в могилу. Эти обычаи дошли до наших дней.
С древнейших времен стали появляться и цвета траура. В Египте таким цветом был синий. А в Междуречье было два цвета траура. Объяснялось это тем, что, в зависимости от имущественного и социального статуса, жители Двуречья делились на две категории. Первая категория - дети земли (низкое происхождение). Их траурным цветом был багрово-желтый, поскольку их хоронили как сурков в норе. Нора спящего сурка была усыпана зернами (потому такой цвет). Вторая категория - чада неба (высокое происхождение). После смерти они уподоблялись угасшему солнцу. Цветом их траура был черный.
ТРАУР В АЗИИ
Теперь поговорим о современных традициях траура. Наиболее тесно они примыкают к древним в Азии. Поскольку Азия - большой континент, разделим его на три части: Дальний Восток, Центральная Азия, Ближний Восток. Конечно, такое разделение весьма условно, поскольку в настоящее время представленные народы могут жить не только в тех местах, где они жили в начале своей истории.
Траур на Дальнем Востоке
Самое большое государство в этой части Азии - Китай. Основная религия - конфуцианство, которое предполагает особое почитание в отношении родителей. В Древнем Китае после кончины отца все погружалось в траур: первые три дня никто не ел, женщины не причесывались, снимали с себя обувь и украшения. Сидеть полагалось только на полу, возле гроба, в который укладывали любимые вещи главы семейства, в том числе книги и драгоценности. К гробу подносили угощения, постоянно жгли благовония. По старинной традиции, изготавливали куклу - двойника покойного: сворачивали кусок белого шелка и перевязывали так, чтобы получились голова, руки, ноги и туловище. На ночь куклу укладывали спать, утром сажали за стол и «кормили», а во время похорон торжественно несли впереди гроба. Потом двойника усопшего водружали в храм предков. Траур по отцу и матери длился три года. Чиновники на это время уходили со службы с сохранением жалования и правом возвращения на должность по окончании траура. Три года не справлялись свадьбы и семейные праздники. Родственники умершего не участвовали ни в каких развлечениях. В течение 27 месяцев со дня смерти родителя дети не должны были надевать ни шелк, ни сатин, ни одежды красного цвета. Самые почтительные дети принимали различные обеты: спали на рогоже, терпели жару и холод. Срок траура жены и наложниц по мужу также составлял три года; мужа по жене - пять месяцев; по наложнице жена не носила траура, а муж соблюдал его лишь в том случае, если наложница родила ему сына. Траур в современном Китае, конечно же, претерпел некоторые изменения, но основные его принципы соблюдаются до сих пор. Цвет траура здесь - белый.
Сосед Китая - Корея. Поскольку она тоже испытала большое влияние конфуцианства, то правила траура там были схожи с китайскими (с некоторыми различиями). В течение всего времени траура следовало носить специальную одежду из простого небеленого холста. Цвет одежды в связи с этим был серовато-белым. Наиболее продолжительный траур носил ближайший старший потомок, который вместе со своей женой находился в трауре три года. Любопытно, что траур невестки по свекрови длился три года, в то время как по родной матери - всего год. Испокон веков корейцы верили, что душа покойного остается в доме с семьей. Каждый день в течение месяца они ставили еду перед поминальной дощечкой - хонпек, где было написано имя умершего. Начиная со второго месяца, первого и пятнадцатого числа ставили только завтрак. Продолжалось это год. Обряд подношения еды в первую годовщину смерти назывался «сосан». Утром этого дня после специального омовения хозяева дома подготавливали ритуальную посуду и специальную еду. На рассвете совершали обряды, которые включали ритуальные кормления усопшего, сопровождавшиеся многочисленными поклонами и монотонными песнопениями. Во вторую годовщину смерти совершался похожий ритуал, носивший название «тхэсан». Оставшийся год траур выражался ношением специальной одежды и отсутствием праздников. Срок траура был сокращен в 60-е годы ХХ века, так как военное правительство рассматривало продолжительный траур и сопровождавшие его жертвоприношения как разорительные мероприятия,
противоречившие тогдашней политике поощрения сбережений. В настоящее время, в соответствии с корейскими законами, продолжительность траура по родителям ограничена ста днями, но наиболее распространенным является 49-дневный траур. В течение этого периода родственники умершего должны воздерживаться от увеселений. Регулярное ношение традиционной траурной одежды прямо запрещено нынешним законом (хотя на похоронах ее надевают), но, по новой традиции, женщины во время траура носят ленточку из холста в прическе или, реже, на одежде, а мужчины прикрепляют такую же ленточку к пиджаку.
Японский траур - это переплетение буддистских, синтоистских и конфуцианских традиций. В течение 49 дней родственники умершего молятся о его перерождении в Чистой Земле. Буддизм утверждает, что со времени смерти до нового рождения проходит именно такой промежуток. Домочадцы покойного облачаются в траурные одежды, убирают обычную утварь, занавеси, ширмы, заменяя их траурными. Синтоизм считает траурными цветами оттенки серого: от светлого до темного. Чем более тесными узами был связан человек с покойным, тем темнее должно быть его платье. К концу траура можно носить более светлую одежду, чем в начале. Срок траура зависит от степени родства и некоторых других обстоятельств. По отцу, матери, мужу (до недавнего времени еще и по императору, сюзерену) - год. По деду и бабке с отцовской стороны - шесть месяцев, по прадедам с отцовской стороны, деду и бабке с материнской стороны, дядьям и теткам с отцовской стороны, жене, братьям, сестрам, родителям мужа - три месяца, по прочим родственникам - месяц, по совсем дальним родственникам - семь дней. По окончании срока траура возвращается обычное убранство, совершаются очистительные обряды, надеваются обычные одежды.
Траур в Центральной Азии
В некоторых странах этого региона траурные традиции похожи на те, которые существуют на Дальнем Востоке, во многих их диктует ислам (о мусульманском трауре будет сказано ниже). А пока остановимся на нескольких необычных для нас моментах, присущих странам, расположенным в Центральной Азии.
В Индии умерших принято кремировать. На следующий день после кремации пепел, оставшийся от тела, собирают в специальный сосуд, отвозят к истокам Ганга и погружают в священные воды (такая процедура обязательна не для всех, а только для очень религиозных людей). В течение следующих двенадцати дней соблюдается траур, в это время в доме умершего принимают родственников и соболезнующих. Для этого из гостиной выносят всю мебель, так как во время траура все должны сидеть на полу. Родственники и друзья покойного обязательно должны нанести его семье визит соболезнования. Цвет траура в Индии - белый.
В Казахстане, согласно традиции, по умершему в течение длительного времени носится траур, а его вдова или мать обязаны стенать. Вдова год носит черные одежды, повязав голову белым платком. В этот период поют погребальные песни, которые звучат перед восходом солнца и на закате, а также при приближении человека, приехавшего выразить соболезнование. Как видно из описания наряда вдовы, в траурной гамме казахов присутствует как черный, так и белый цвет.
Цвет траура у каракалпаков (народности, живущей в Узбекистане) - синий.
Траур на Ближнем Востоке
В этой части публикации рассмотрим траурные традиции мусульман и иудеев.
В исламе траурные ограничения касаются только женщин. В Коране траур обозначен арабским словом «хидад», что означает «запрещение, отказ». Для мусульманских женщин существует два вида траура: по мужу и по всем остальным.
В период траура овдовевшая мусульманка не имеет права вторично выйти замуж. Этот период начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до нее позднее, и длится четыре лунных месяца и десять дней. В это время женщине запрещается: использовать косметику; красить волосы; носить одежду из шелка и окрашенную в яркий цвет (вообще цвета траура в исламе белый и лиловый, но допустим темно-зеленый и черный); носить украшения; делать прически (можно лишь расчесывать волосы); использовать духи и благовония; проводить ночь вне дома. Траур по любому родственнику составляет три дня, и верующая женщина не должна держать его дольше. Для мужчин траурные ограничения сводятся лишь к запрету снимать головной убор во время похоронной церемонии.
Иудейский траур подразделяется на четыре периода, с каждым из которых интенсивность траура постепенно снижается. «Нулевой» период - онен - между смертью и погребением. В это время все силы родственников направлены на организацию похорон.
Первый период (основной) - шива - семь дней со дня похорон. В это время соблюдаются все заповеди, читаются все молитвы и благословения. Скорбящему не следует выходить из дома. Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались вместе. Скорбящему запрещено: работать, мыться, пользоваться косметикой и духами, стричься и бриться, стричь ногти, носить кожаную обувь, надевать выстиранную одежду, осуществлять супружескую близость, изучать Тору, приветствовать людей, развлекаться. В дни шива родственники покойного должны ходить в одежде, на которой сделана криа (надрыв). Криа делается напротив сердца и означает разбитое сердце. Надрыв не должен проходить по шву. Сидеть можно только на низкой скамейке (не выше двадцати четырех сантиметров), на подушке или на полу. Это один из самых характерных знаков траура. Если в дом скорбящего приходит посетитель, то он не должен здороваться и начинать разговор. Беседа начинается хозяином дома и ведется в форме ответов на его вопросы. Как правило, говорят о достоинствах умершего. Посетителю важно вовремя покинуть дом, произнеся при этом слова утешения.
Второй период - шлошим - с восьмого по тридцатый день. В этот период сохраняются запреты на стрижку волос и ногтей, бритье, пользование косметикой, развлечения, ношение новой или свежевыстиранной одежды. Но существуют некоторые послабления. Замужняя женщина или невеста могут пользоваться косметикой. Бороду и усы можно поправить, если они мешают еде. Ногти можно устранить зубами. В день окончания шлошим принято посещать могилу и устраивать поминовение.
Третий период - до года после похорон - соблюдается только в случае смерти родителей. Цвет траура - серый - от темного до светлого.
ТРАУР В ЕВРОПЕ
В средние века, да и позже, правила траура разделялись по сословному признаку. В семьях низших сословий ему не придавали большого значения и не уделяли много времени. Чем выше был ранг знатной особы, тем внушительнее должен был выглядеть траур по усопшему. Королева Франции в течение года не должна была покидать покои, в которых ей сообщили о смерти супруга. Знатным дамам полагалось шесть недель после смерти мужа оставаться в постели. Траур в случае смерти одного из супругов носился два года, если не был заключен новый брак. Если у знатной дамы умирал кто-то из родителей, она девять дней проводила в постели, а оставшиеся до шести недель дни сидела возле постели на большом куске черной материи. В период траура по старшему брату сестра должна была шесть недель не выходить из комнаты.
В 1765 году в Париже вышла книга «Правила придворного траура в хронологическом порядке». Согласно этой книге, существовал «большой траур». Его следовало носить по смерти родителей, дедушек и бабушек, супруга, брата. Весь его период делился на три части: шерстяной, шелковый и малый траур. По смерти родителей шерстяной траур длился три месяца, в этот период правила предписывали простую тканую одежду и самые простые принадлежности к ней. После этого шесть недель разрешалось носить черное шелковое платье с черными украшениями. В следующие шесть недель мрачность строгого траура смягчалась черно-белым сочетанием малого траура, эту одежду шили из любого материала тонкой выделки, к ней можно было надевать бриллиантовые украшения. Продолжительность траура обычай определял так: по супругу и супруге - полтора года, отцу и матери - шесть месяцев, дедушке и бабушке - четыре с половиной месяца, брату и сестре - шесть недель, дяде и тете - три недели, двоюродным родственникам - пятнадцать дней, племянникам - восемь дней.
В девятнадцатом веке, как впрочем и во все времена, самым строгим был траур вдовы. В течение года и одного дня женщина должна была носить исключительно черное платье, почти полностью покрытое крепом, и накидку из бомбазина, шерсти и шелка. В одежде не допускалось ничего блестящего. Из драгоценностей - только обручальное кольцо и специальные траурные украшения из гагата. На голову надевалась траурная шляпка с вдовьим чепцом и вуаль из крепа. Вдова должна была писать на специальной бумаге с черной каймой. После окончания этого срока надевалось черное платье с отделкой из крепа. Через полгода можно было окончательно избавиться от крепа и носить простое черное платье. Через два года вдова переходила к полутрауру. В одежде появлялись серый, лиловый, белый цвета, гагат заменялся на жемчуг и аметисты. Некоторые вдовы носили траур всю жизнь. В течение первого года траура вдова была полностью выключена из жизни общества. Она не могла бывать на приемах и обедах, посещать театры, даже простое появление на людях считалось дурным тоном. Позволено было только принимать визитеров. Спустя год общественная жизнь постепенно возобновлялась. Для мужчин траур был гораздо проще. Примерно полгода они носили траурную черную повязку на рукаве. После чего могли начать появляться в обществе.
В наше время правила траура в большинстве европейских стран не так строги. Траур по мужу, отцу и матери длится год, по жене, бабушке и дедушке - полгода, по остальным родственникам - три месяца.
Интересны траурные обычаи греков (более всех из представителей Западной Европы близких к славянским культурным традициям). В знак траура по умершему члену семьи женщины носят черную одежду от одного до трех лет. Если умирает муж, вдова должна ходить в черном остаток жизни. Если она снова выходит замуж, то может носить после свадьбы цветные платья. Мужчины в знак траура сорок дней носят черную повязку на рукаве и не бреются, так как это считается признаком тщеславия, потом они снимают повязку и начинают бриться снова. В городах траур соблюдается не так строго, но на небольших островах и в деревнях эти традиции все еще практикуются, так как очень немногие коренные жители осмеливаются их нарушать.
Европейские обычаи траура характерны и для стран, находящихся на других континентах (Америка, Австралия), но живущих в соответствии с европейскими традициями.

В последнее время (из-за различных природных, техногенных катастроф и террористических актов)часто объявляется общенациональный траур. В советский период это было только после смерти вождей. Согласно законодательству, траур объявляется президентом, который учитывает общественный резонанс трагедии и число ее жертв. В день общенационального траура приспускаются осударственные флаги, на государственных теле- и радиоканалах отменяются все развлекательные программы.Также в такой день рекомендуется перенести или вообще отменить спектакли и цирковые представления.

ТРАУР В РОССИИ
Траурные обычаи в России в большинстве своем опирались на православные каноны. Конечно же, самый глубокий траур выпадал на долю вдовы. Долгое время на вдов на Руси налагался пожизненный траур. Часто после смерти мужа женщина принимала монашеский постриг. Можно привести множество примеров самоотверженности русских вдов. Императрица Мария Федоровна (урожденная датская принцесса Дагмара) тридцать три года (до конца жизни) носила траур по своему супругу императору Александру III.
5 февраля 1905 года в результате покушения был убит московский генерал-губернатор (брат Александра III) Великий князь Сергей Александрович. Прибывшая на место кончины супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна своими руками собрала на носилки то, что осталось от мужа. После похорон она не снимала траур, держала строгий пост, молилась, отказалась от роскоши и светской жизни. Большую часть своего имущества она использовала на постройку обители Милосердия. Для убийцы своего мужа она попросила помилования у Николая II, но прошение было отклонено. В 1992 году решением Православного Собора Великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена к лику святых.
Вообще православие предписывает соблюдать глубокий траур по родителям, детям, дедушке, бабушке, супругам, брату, сестре. Самый долгий траур по мужу - два года; по родителям, жене, детям - год; по дедушке и бабушке - полгода; по брату и сестре - четыре месяца, по дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца. Во время траура православные христиане должны усугубить молитву и приложить пост и милостыню (по возможности).
Светские правила траура несколько отличаются от церковных. Срок траура для вдовы - год. Одежда в этот период должна быть черного цвета, украшения отсутствовать. Такой же срок траура по родителям, но глубокий траур длится полгода, еще три месяца - обыкновенный, остальные три месяца - полутраур, когда к черному цвету в одежде примешивается серый и белый. По бабушке, дедушке, сестре и брату носится полугодовой траур, который подразделяется поровну на глубокий и полутраур. В современных условиях, особенно в городе, часто отступают от траурных традиций. Все индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Неизменным остается лишь цвет траура - черный. Хотя Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому цвет траура у каждого народа, живущего в России, свой. Например, у северных народов - ненцев и саамов он зеленый.

КОНЧИНА И ПОГРЕБЕНИЕ
Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», изданной в Санкт-Петербурге в 1889 году.
В этом сборнике советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, предназначенных для российского общества конца XIX века, наш современник - специалист похоронного дела - найдет рекомендации, так необходимые сегодня для развития похоронной культуры, для внедрения в повседневную практику. Возродить исторический отечественный опыт, использовать все лучшее и ценное - наша общая задача. Сегодня публикуем правила благообразного поведения при кончине и погребении усопшего и образцы похоронных извещений и приглашений, применяемых в России в позапрошлом веке. Для удобства восприятия материал переработан на современный язык с сохранением стилевых оборотов того времени.
ИЗВЕЩЕНИЯ И ПРИГЛАШЕНИЯ НА ПОХОРОНЫ
О кончине кого-нибудь из семьи следует сообщить всем тем, кто имел с усопшим какие-либо деловые сношения или был с ним в хороших отношениях. Извещения эти делаются посредством пригласительных билетов на погребение.
Но такого рода официальные извещения и приглашения не должно делать близким родственникам и коротким знакомым, т.к. такая официальность может показаться обидною для них; они должны быть извещены частным образом тотчас же, как только произошло печальное событие.
Что касается издержек на погребение, то следует производить их с осмотрительностью и благоразумием; конечно, не нужно скупиться, но в то же время не следует забывать, что чрезмерная пышность на похоронах может быть сочтена за гордость и тщеславие.
Приглашенные на похороны лица являются туда в трауре или во всяком случае в костюме черного цвета.
Входя в дом, в котором находится усопший или усопшая, следует молча раскланиваться с присутствующими там лицами.
Всякого рода громкий разговор, а тем более смех, здесь не только не уместны, но и в высшей степени не приличны.
Сочувствие свое родным покойного следует выражать более дружескими рукопожатиями и сочувствующим взглядом, нежели длинными соболезнованиями и причитаниями, которые скорее могут еще более усилить душевное страдание, но не успокоить его.
Выразить в теплых словах свое сочувствие человеку, понесшему горькую утрату, дело, конечно, хорошее. Но при этом никогда не следует забывать, что «хотя подчас нам и дорога услуга, но за нее не всяк умеет взяться».
Получив приглашение присутствовать во время печальной церемонии, не явиться на нее - крайне невежливо, если нет на это уважительной причины.
ПОГРЕБАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ
В погребальном шествии самые близкие родственники покойного идут за гробом первые. Проходя мимо знакомых, они молча обмениваются с ними поклоном. За гробом следует идти молча, с печальным и сосредоточенным видом.
Если погода холодная или идет дождь, то при выносе покойного в церковь можно следовать за гробом, надев на голову шляпу, в ясную же и теплую погоду следует идти с непокрытой головой.
Женщины, истинно расположенные к семейству усопшего, должны во время похорон утешать и окружать заботливостью его отца, мать, жену и дочь, убитых горем и отчаянием.
Нужно, если возможно, всегда стараться присутствовать на погребении, на которое было получено приглашение; даже в том случае, если вы с покойным находились в самых далеких отношениях, ваше присутствие всегда доставит семье усопшего удовольствие, за которое оно будет вам признательно.
Дамы могут и не являться в дом усопшего, а прямо отправляться в церковь.
Родственники и друзья покойного должны провожать его до кладбища, лица же малознакомые и по выходе из церкви могут оставить шествие.
При похоронах молодой девушки подруги идут в первых рядах погребального шествия, они должны сопровождать тело своей подруги не только в церковь, но и на кладбище.
При встрече с погребальным шествием мужчины обязаны снимать шляпу.
Визиты траурной семье называются визитами соболезнования, они требуют траурного костюма.
Если известие о смерти лица, с которым мы были в хороших отношениях и с семьей которого хорошо знакомы, застает нас в другом городе, то следует немедленно послать его семейству соболезнующее письмо или телеграмму.
Не мешает всегда помнить прекрасное правило, перешедшее к нам от древних римлян: «о мертвых или ничего не говорят, или только хорошее».
О ТРАУРЕ
В жизни человека нет такого счастья, которое было бы вечно, так как и сама земная жизнь наша не вечна.
Семейная жизнь, доставляя нам столько радостей и утех, именно вследствие этого носит в себе и зачатки будущих огорчений, т.к. рано или поздно мы должны будем расстаться со всем этими радостями и утехами.
Болезнь, неблагоприятные обороты судьбы, всякого рода томительные опасения часто нарушают семейное счастье. Но ничто не приносит нам столько горя, как потеря дорогого для нас и близкого существа.
Что значит потеря состояния, что значат величайшие лишения, самые роковые заблуждения, что значат все эти испытания в сравнении с потерей члена семьи.
Как страшна минута, когда те уста, которые обращались к нам с такими нежными словами, умолкнут навсегда; когда те глаза, которые столько раз смотрели на нас с такою любовью, с таким нежным участием или с таким радостным сочувствием в моменты счастья, закроются навеки; когда рука, которая, пожимая нашу руку, возвращала нам бодрость, станет холодной, как лед; когда дорогие черты лица покроются торжественной невозмутимостью.
И даже сохранить эти дорогие останки мы не можем. Их нужно отвезти в то место, где царствует покой и тишина, видеть, как они опускаются в темную глубину могилы.
Траур, в настоящем значении этого слова, есть наружное выражение такого чувства сильной горечи и печали души, которое причинила нам смерть наших родных и друзей. Печальное платье, которое носят при таких обстоятельствах, называется траурным и служит наружным знаком того, что должно испытывать в глубине души.
Наружный траур есть установление, предписываемое законами всех стран и основанное на глубоком религиозном чувстве и нравственности.
Обыкновения носить траур после смерти друга нет, хотя потеря эта часто бывает очень горестна. Но тот, кто лишается родственника, должен строго придерживаться траура. Чем ближе по родству к нам усопший, тем более обязаны мы отдать этот долг его памяти.
Есть два рода траура: глубокий траур и траур обыкновенный, или полутраур.
Глубокий траур носится только после смерти отца, матери, деда, бабки, мужа, жены, брата, сестры.
Траур после смерти отца и матери продолжается год; после деда и бабушки - шесть месяцев; после мужа - два года; после жены - один год; после детей тоже - один год; после брата и сестры - четыре месяца; после дяди и двоюродного родственника - три месяца.
Глубокий траур разделяется на три периода, продолжительность которых зависит от того, после какого лица он носится. В первый период женщины носят черные суконные или шерстяные платья; во второй - черные шелковые, а в третий - черное с белым или серым.
В богатых домах и прислугу одевают в глубокий траур по случаю смерти их господина.
Каждый при ношении траура должен отказаться от всякого рода празднеств во все продолжение траура. Являться в собрание в траурном платье было бы неуважением к памяти усопшего, но еще более предосудительно добровольно сбросить траур для того, чтобы присоединиться к веселящейся компании.
Вдова не должна показываться в обществе в первое время своего траура; затем она может выезжать только с простыми визитами, в виде благодарности к тем лицам, которые оказали ей свое внимание и сочувствие.
О ВИЗИТАХ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Когда кто-нибудь из ваших приятелей лишился кого-нибудь из своих родных, который был ему дорог, или когда в каком-либо знакомом семействе умер кто-нибудь из членов семьи наша обязанность посетить это семейство и, утешая понесших утрату, выказать им наше сочувствие. Такой визит в подобные горестные минуты приносит удрученным горем больше утешения, чем это обыкновенно предполагают.
Делая такой визит, следует держать себя серьезно и быть одетым в платье черного цвета как мужчинам, так и женщинам.
Визиты этого рода обязательны для женщин. Их чувствительность в таких горестных случаях действует благотворно на страдающие сердца и приносит много облегчения. Делая эти визиты, никогда не нужно брать с собою детей.
На случай же отсутствия хозяев следует запастись визитными карточками с узеньким черным бордюром.
Если же находитесь в дороге или больны, вы обязаны заменить ваш визит письмом, настолько чувствительным, насколько это позволяет степень ваших отношений к семье, которую постигло несчастье.
Визиты соболезнования не должны продолжаться дольше четверти часа; нужно избегать говорить об усопшем, по крайней мере до тех пор, пока лицо, которому вы делаете визит, не заговорит о нем само.
Визиты эти делаются обыкновенно в первые две недели после похорон.

Соблюдая траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий но и в том, что это время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память усопших, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Сергей ЯКУШИН, издатель журнала «Похоронный дом», академик Европейской академии естественных наук, член Союза журналистов РФ

Инструкция

По сути траур - это система правил и запретов, которые обязаны соблюдать члены семьи и родственники умершего. Продолжительность ношения траур а может различаться: 3 дня, 9 дней, 40 дней, 6 месяцев, год, несколько лет и даже пожизненный траур . Этот срок зависит от степени близости человека к . Самый строгий и длительный траур соблюдается по отношению к мужу или жене, детям и родителям.

Траурным цветом считается черный. Однако сегодня черный цвет уже потерял свое печальное предназначение. Стилисты давно ввели его в моду из-за эффекта зрительно стройнить. Однако подчеркивать во внешнем виде любой деталью или предметом гардероба темного цвета недавнюю гибель любимого человека - очень важно для восстановления психологического . Как правило, женщины носят траур ные головные или и длинные платья, мужчины – черные рубашки.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. Такое понимание смерти наложило отпечаток на характер траур а. Даже если родственники не испытывали сильного горя, они должны вести смиренный образ жизни, во всем проявлять печаль, усиленно молиться, ограничивать себя с другими людьми, избегать любых проявлений радости и счастья. На Руси запрещалось петь, вкушать сладкие блюда, пить вино и ходить на гулянья.

Пост в период траур а соблюдается не только у , но и во многих других религиях. Кроме того, на поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, и кутья.

Истинно верующие и скорбящие душой христиане после больше всего должны стремиться не к внешним соблюдениям траур ных обычаев, а к внутреннему смирению, пребывая в горячей молитве за умершего человека. Если был крещен, следует заказать сорокоуст - поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться души. Если же усопший не был крещен, дозволительна только домашняя молитва. В память об усопшем следует совершать добрые дела, подавать милостыню всем просящим.

Иногда привередливая мода принуждает девушек носить такую одежду, которая искажает их естественный образ. Они просто перестают выглядеть женственно. То ли дело платок на голове. С ним лицо девушки сразу же становится и миловиднее и красивей.

Традиции

Недаром бабушки и прабабушки так любили этот головной убор. Они носили платки ситцевые, шерстяные и красоту из красот – пуховые платки, которые так гармонично смотрелись с натуральными шубами. Пуховый платок не только красивый сам по себе, но он к тому же практичный в использовании и очень теплый. Платки прекрасно защищали от зимних стуж и холодов прелестные головы много веков подряд, не зная себе альтернативы.

В раннюю православную эпоху по традиции любая девушка должны была прикрывать голову платком, когда выходила на люди. Существовало большое количество разновидностей платков: от небольших по размеру, ежедневных, до таких, которыми можно было укрыться от плеч и до колен. Их и носили и на плечах, и на голове. Каждая женщина и девушка обычным платком создавала свой, неповторимый образ.

«Идет девушка прекрасная, несет плат на плечах пуховый. На нее парни озираются, хотят молвить добро-слово - не решаются» - писал русский поэт Н. Кольцов.

А о красивых и разнообразных расцветках и узорах на женских платках составлено так много художественных исследований, что и перечислить не возможно. С платков эти расцветки и узоры разошлись по всему свету. И теперь они возвращаются назад вместе с платками в обиход русских девушек и женщин, которые с ними на головах становятся только красивее.

Воплощенная женственность

Новое – это забытое старое. А по-настоящему новое - это то, что в принципе не может устареть. Так можно сказать и об обычном платке. А о пуховом платке даже этого говорить не нужно. Он из моды никогда и не выходил, потому что пуховый платок, его красота и теплота, просто вне всяких модных веяний.
«Мода существует для сомнительной по красоте одежды, - сказал в 60-х годах прошлого века один довольно известный художник, - И вещи, красивые естественной красотой, возвращаются в моду тогда, когда надоедает сомнительная красота».

Та женщина или девушка, которая творит свой неповторимый прекрасный женственный образ, не может не иметь в своем гардеробе красивых платков с разными узорами и разных расцветок. Теплый же пуховый платок должен быть обязательно, потому что в композиции с шубой он настолько гармонично смотрится, что никакая шляпка или шапочка сравниться с ним не может. А в межсезонье любой женщине подойдет большой теплый шерстяной платок с осенними или весенними узорами. Платки предоставляют необычайно широкий простор для женской фантазии.

Из этой статьи Вы узнаете, что такое траур, а также чем личный траур отличается от траура государственного.

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых – принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха: народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни,– это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»

Поминки после похорон

Поминовение осуществляется на третий, девятый и сороковой день, поскольку в указанное время душа умершего предстает перед господом. Первые три дня после смерти душа бродит по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные деяния. С третьего по девятый день душа странствует среди райских кущ. С девятого по сороковой день она пребывает в аду, наблюдая мучения грешников. В сороковой день окончательно решается вопрос определения местопребывания души в загробной жизни.

На третий день поминки проводятся в честь Воскресения Иисуса Христа. На 9 дней поминки проводится в честь 9 ангельских чинов. На сороковой день поминки проводят в память о Вознесении Иисуса Христа.

Первые поминки могут посетить все, кто присутствовал на прощании на кладбище. Поминки на 9 дней посещают лишь близкие, друзья и родственники усопшего. Сороковины могут посетить все, кто изъявил желания помянуть покойного.

Поминовение усопшего также осуществляется в годовщину смерти, в дни земного рождения и на именины. Церковью установлены особые дни поминовения — вселенские панихиды:

Суббота перед мясопустной неделей (Мясопустная суббота), за две недели до Великого поста — отмечается как поминовение всех умерших внезапной смертью — во время потопов, землетрясений, войн;

Троицкая суббота — в сороковой день после Пасхи — за всех христиан;

Димитровская суббота (день Дмитрия Солунского) — за неделю до 8 ноября, установлена Дмитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле;

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста;

Радоница (вторник Фоминой недели) когда впервые после пасхи посещаются кладбища, куда посетители несут крашеные яйца и где сообщают умершим весть о воскрешении Христа.

Указом Екатерины 11 от 1769 года (время войны с турками и поляками) общероссийское поминовение всех погибших воинов осуществляется в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября).

На поминки не принято являться без приглашения, и хотя допустимо прийти в дом покойного и выразить соболезнования родственникам, не стоит пытаться усесться за стол, если Вас не пригласили разделить трапезу. Мужчины должны прийти на поминки без головного убора, женщинам же, наоборот, нужно иметь какой либо платок, шаль или иной предмет, прикрывающий голову. Находясь в доме покойного, не нужно громко говорить, смеяться. На поминках место, где раньше сидел умерший, не занимают, стол сервируют дополнительным прибором, нож и вилку кладут в тарелку. Стопки с водкой и черным хлебом не нужны. Зачастую (но не везде) первым подают первое, также наличие спиртных напитков не является обязательным условием. Каноническими атрибутами поминальной тризны являются: кутья, блины, кисель, молоко. Проводили поминки православные люди для выражения своего уважения к усопшему и проводили их за столом мольбами за упокоение покойного. После чтения молитв гости садились за стол и перед каждым блюдом молились за усопшего. В случае, если поминки совпали с буднями Великого поста, то в связи с чрезвычайной строгостью поста, лучше перенести их на субботу либо воскресение.

Траур

Сам по себе траур не является комплексом обязательных мер. Траур — отражает внешне глубокие психологические переживания по случаю утраты родственника, друга.

Во время траура человек ограничивает себя от участия в развлечениях и увеселительных действах. Траур предполагает носить одежду темных тонов, светлую одежду в траур не надевают.

Человек, носящий траур, не должен выступать и в качестве организатора увеселительных мероприятий. Траурное облачение снимать можно только во время сна. По сути, человек сам решает, сколько по времени носить траур, хотя в некоторых религиях, например в иудейской традиции, сроки траура строго закреплены. В общем и целом траур может быть разделен на несколько типов:

Повседневный траур , когда по всем умершим в течение сорокадневного срока принято держать траур.

Траур по близким родственникам: братьям, сестрам, кузенам, когда принято носить траур в течение трех месяцев.

Траур по дедушкам, бабушкам, женам носится полгода.

«Глубокий траур » — траур по родителям, который может носиться год и более.
Самый глубокий траур - от года до двух лет - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали, на голове - черный платок. После вводились другие цвета: темно-лиловый, фиолетовый, синий или темно-серый.

Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.

Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.

Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Но, если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, однако на следующий день его надевали снова.

В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура.

В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.

Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни.

Если в доме выставляется фотография покойного , то на нее помещается траурная ленточка. Ленточку снимают после 40-го дня.
Теперь многие считают, что и фотографию надо убрать в это время. Но раньше семейные портреты спокойно висели на стенах, да и фотографии близких вывешивали на видное место, создавая из них своеобразные коллажи. Наверное, что правильно, каждый определяет для себя сам.

Выбор редакции
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...