Showforum художник федотов картины с названиями. Краткая биография федотов павел андреевич, картины


(1815 – 1852)

Творческая жизнь Павла Федотова была чрезвычайно непродолжительной. Как художник-профессионал он определился лишь в середине 1840-х годов, пройдя до этого ученический и дилетантский период, а в 1852 году его жизнь уже прервалась.

Между тем кратковременность жизни и художнической деятельности Федотова не помешала ему оставить ему в истории русской культуры след очень значительный, непреходящий.

Наделенный огромным талантом, чуткий к окружающему, Павел Федотов сумел претворить в высокую форму художественного образа обыденные ситуации человеческой жизни, состояния радости и отчаяния, прекрасные взлеты души и её падения.

Рожденный своим временем – 40-ми годами 19 века, — он воплотил его сущность, сумел подняться до выражения важных сторон человеческого бытия.

Именно это позволило ему стать родоначальником целого направления в русской живописи – критического реализма. Те творческие принципы, которые открыл Федотов, легли в основу искусства мастеров 60-х годов и передвижников.

Метод работы над постижением натуры, характер построения жанровой картины, широкий взгляд на явления действительности, за которыми всегда вырисовываются важные стороны современности – всё это было серьезной школы для реалистов второй половины 19 столетия.

Картины Павла Федотова – широко известны, их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Эти персонажи и коллизии отвечавшие злобе тогдашнего дня, оказались на все времена.

«Завтрак аристократа» — это о снобах, которые любят пускать пыль в глаза, строят из себя невесть что, когда у самих за душой (да и в кармане) пусто. «Свежий кавалер» — о тщеславии и тупости. «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» — о браках по расчету и продажности любви.

Художник всегда разрабатывал сюжет своих картин до малейших деталей и сочинял к ним обширные сопроводительные надписи. К «Сватовству майора», например, написал целую поэму.

Поздние произведения Павла Федотова («Анкор, еще анкор!», «Игроки») открывали новые пути и определили последние достижения его художественного мышления. Мастер полностью погрузился в царство живописной метафоры, которая позволила ему достичь необычайно широкого обобщения.

Стало огромным расхождение между частным явлением, представленным сюжетом, и смыслом образа, распространившего свою власть с малой интерьерной сцены на весь современный художнику мир. Этими последними достижениями, ставшими своего рода завещанием художника, закончился путь Павла Федотова, пройденный стремительно и целеустремленно.

Павел Андреевич Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в семье чиновника Московской управы, получившего за службу дворянское звание. В 1826 помещен в Первый Московский кадетский корпус.

В 1833 в чине прапорщика выпущен в лейб-гвардейский Финляндский полк. С 1834 Федотов служил в С.-Петербурге. Посещал рисовальные классы Академии Художеств. В первые годы службы много рисовал, делал карандашные и акварельные портреты однополчан, сцены из полковой жизни.

Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана.

В 1848 за картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) Павел Федотов был признан назначенным в академики. В том же году за картину «Сватовство майора» (ГТГ) удостоен звания академика «по живописи домашних сцен». Участвовал в академической выставке 1849 года, в Москве в 1850 году прошло две выставки его работ – в галерее графа А.Ф.Ростопчина и в Московском училище живописи и ваяния.

Был близок к литературным кругам Петербурга (журнал «Современник») и Москвы. Был известен как музыкант-любитель и поэт, после него остались дневники и значительное эпистолярное наследие.

В последние годы жизни, несмотря на ухудшающееся здоровье и тяжелое материальное положение, много работал. В 1852 заболел тяжелым расстройством психики. Скончался в казенной лечебнице Всех скорбящих.

1. Федотов Павел «Автопортрет (фрагмент листа с портретными набросками)» Конец 1840-х Бумага, графитный карандаш 29,2х20 Государственный Русский музей 2. Федотов Павел «Портрет М.М.Родивановского» Около 1836 Картон, акварель, лак 16,9х14,5 Государственный Русский музей

3. Федотов Павел «Прошу садиться» 1846-1848 Бумага, графитный карандаш 20,8х29,8 Государственная Третьяковская галерея 4. Федотов Павел «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» 1838 Бумага, акварель 31х44, 4 Государственный Русский музей

5. Федотов Павел «Освящение полковых знамен в Зимнем Дворце 26 мая 1839 года (не окончено)» 1839 Картон, акварель, графитный карандаш 14,7х41,8 Государственный Русский музей 6. Федотов Павел «Первое утро обманутого молодого» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, белила 33х50,4 Государственная Третьяковская галерея

7. Федотов Павел «Утро чиновника, получившего накануне первый крестик» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, графитный карандаш 33х44 Государственная Третьяковская галерея

На странице помещены замечательные картины Федотова Павла Андреевича.

Гоголем русской живописи называли художника современники за его критический реализм и высмеивание пороков окружающей жизни. И в тоже время художнику свойственно было доброе и поэтическое восприятие.

Самые известные картины Федотова «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста».

Автопортрет Федотова.

На фото картина «Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка». Федотов.

Именно здесь до 28 лет Федотов служил гвардейским офицером, посвящая любимой живописи весь свой досуг.

Сватовство майора. Федотов.

Картина «Сватовство майора» самая знаменитая картина Федотова. Все восемь человеческих фигур на ней участвуют в одном деле: в организации брака по расчёту. Только котёнку дела нет, он умывается.

В самом центре невеста растеряна и пытается покинуть зал, но строгая мать ей этого не позволяет, хватая её за платье. Рядом задумчивый отец кафтан свой поправляет и обдумывает выгоду женитьбы на дворянине майоре.

А сам жених-майор за дверью вожделённо ус покручивает, предвкушая деньги после женитьбы на купеческой дочери.

Купля-продажа налицо: деньги купечества на связи и родовитость дворянства. Пошлая и продажная «любовь»!

На фото картина «Всё холера виновата». Федотов.

Картина художником написана явно в ироническом ключе.

Была, конечно, в прошлом холера, но упавший в обморок просто упился. Два его товарища за столом ещё держатся.

Набросок автопортрета. Грусть на лице.

Вдовушка. Федотов.

Здесь уже нет никакой иронии или сатиры, только горечь и сожаление.

Картины Федотова не только с сатирой.

И всё же Федотов осуждает те пагубные социальные условия, которые и обрекают женщину на нищету после смерти её мужа.

На фото рисунок «Домашний вор».

Завтрак аристократа. Федотов.

Обедневший аристократ пытается скрыть свой бедный завтрак, накрыв его книгой, перед приходом гостя.

Растратил свои средства дворянин, но продолжает сохранять внешний флёр. В обществе «высшем» вращается, но на нормальную еду не хватает. Ничтожная показуха! Растерялся хлыщ!

На фото картина «Игроки». Федотов.

На фото набросок «Кончина Фидельки».

На фото набросок «Крестины».

Ещё один автопортрет Федотова. Самый поздний.

Портрет М. И.Крыловой.

Великолепно умел Федотов и портреты писать! Картины Федотова не исчерпываются одной только сатирой и социальной критикой. Очень доброё и умное лицо у женщины!

На фото рисунок «Магазин».

Портрет О. И. Демонкаль.

Портрет отца художника.

Разборчивая невеста. Федотов.

Третья по популярности картина после картин «Сватовство майора» и «Свежий кавалер».

Богатый, но внешне уродливый и с горбом жених сватается к красивой, но бедной девушке. Разборчивая невеста жеманничает, но согласие её неизбежно!

За дверью ждут уже этого притаившиеся там родители.

Опять купля-продажа и опять лицемерие!

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) – высокоталантливый русский живописец и график. Не имея специального образования, удостоился звания академика живописи. Считается родоначальником такого направления в русском изобразительном искусстве, как критический реализм. Его картинами любуются тысячи посетителей Государственной Третьяковской галереи.

Родители

Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Когда Андрей Илларионович выходил в отставку, ему было пожаловано дворянство и чин поручика, однако это не смогло уберечь его от бедности.

Суровый, угловатый и жёсткий отец был необыкновенно педантичен. Впоследствии художник рассказывал, что осуждал его за подозрительность, при этом удивлялся неумолимой врождённой правдивости. Старший Федотов передал сыну черты, которые присущи настоящим мужчинам: ставить перед собою цели и добиваться их, всегда осознавать своё место в строю, быть сдержанным, чувствовать долг перед отечеством.

Семья была многодетной. Мама, Наталья Алексеевна (девичья фамилия Калашникова), занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сыновей и дочек.

16 июля 1815 года в Огородниках Никитского сорока города Москвы, в церкви Харитония Павла крестили. Его крёстными родителями были дворянская дочь Толстая Екатерина Александровна и советник коллегии Петровский Иван Андреевич.

Начальное образование

Проживали Федотовы в маленьком деревянном домике на окраине Замоскворечья. Особенного надзора за детьми никто не вёл, в те времена на их улицах царили такие патриархальные нравы, что все соседи жили, как одна большая семья. Подрастающая детвора целыми днями летом кувыркалась на сеновалах, а зимой каталась с горок на салазках.

С ранних детских лет у Павла проявлялись незаурядные способности. Мальчик обладал потрясающей зрительной памятью. Любая прочитанная страница по несколько дней стояла у него перед глазами. А любое случайно увиденное им лицо он мог тут же нарисовать на первом попавшемся клочке бумаги.

Начав обучение в церковно-приходской школе, Федотов пел в хоре корпусных певчих в качестве тенора-солиста. Благодаря этому он познакомился с нотами и обучился игре на гитаре и фортепиано.

Кадетский корпус

Несмотря на бедность, гражданский чин титулярного советника позволил отцу Андрею Илларионовичу определить Павла в Первый Московский кадетский корпус. Мальчику на тот момент было одиннадцать лет. В 1826 году отец привёз его в Головинский дворец, где размещалось это военное учебное заведение. Корпус был любимцем у императора Николая I, ведь в его стенах воспитывали будущую офицерскую элиту России, потому и уклад здесь царил военный.

Подъём в шесть утра, с восьми часов уже начинали заниматься, каждый день обязательные строевые учения. Отпуска предоставлялись в праздничный или воскресный день только москвичам и лишь тем, у кого в течение недели не было никаких взысканий.

Федотов пользовался правом отпуска регулярно, так как с первых же дней учёбы зарекомендовал себя одним из лучших кадетов. Поведение у подростка всегда было примерное, в учёбе он показывал отличные результаты.

Здесь преподавали общепринятые школьные предметыиностранные языки, физику, словесность, риторику, историю. Наряду с этим, кадетов обучали и военным дисциплинам – фортификации, артиллерии, тактике. Ребята занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Павел наибольший интерес проявлял к химии и математике.

Федотов внешне был среднего роста и особенной физической силы никогда не проявлял. Телосложение у него было близкое к атлетическому, но присутствовали признаки невропатической конституции. Внешностью Павел обладал представительной, можно даже сказать, аристократической.

Парень имел весёлый и общительный характер, часто проводил досуг в кругу других кадетов. К этому времени он начал сам сочинять песни и романсы. Здесь же в кадетском корпусе Федотов впервые почувствовал серьёзную тягу к живописи. Ему вдруг захотелось не просто рисовать, а посвятить этому делу всю жизнь.

Руководству кадетского корпуса не очень нравилось, что все поля учебных тетрадей Павла разрисованы портретами учеников, учителей, надзирателей. Да ещё вдобавок ко всему это было в карикатурном виде. Однако приходилось признавать, что карикатуры и портреты делал он весьма талантливо.

В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.

Военная служба и первые картины

Окончив кадетский корпус, Федотов и ещё три лучших ученика получили назначение в гвардию. Осенью 1833 года вышел указ о присвоении Павлу Андреевичу первого офицерского чина. В начале 1834 года он прибыл служить в выбранный лейб-гвардии гренадерский Финляндский полк в звании прапорщика. В то время полк расквартировывался на Васильевском острове Петербурга на набережной Невы.

Чтобы пристойно содержать себя на службе в гвардии, офицерам приходилось нести немалые финансовые затраты. Так как родители Павла были крайне бедны, он жил только на годовое жалование гвардейского прапорщика. Деньги вроде бы хорошие, но расходы были не меньшими (офицерские эполеты и шарф, лошадь и её содержание). С товарищами Федотов не кутил, так как помогал отцу. Он начал немного подрабатывать переводами с немецкого языка.

Самой судьбою было суждено, чтобы полк, в котором служил Павел, был расквартирован поблизости с Академией художеств. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Как только дома появлялась свободная минутка, он рисовал акварелью и карандашами карикатуры и портреты сослуживцев, сцены из обыденной полковой жизни. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.

Особо тщательно Павел выучил черты лица и формы тела великого князя Михаила Павловича (младшего брата императора Николая I). Портреты князя, нарисованные Федотовым, охотно раскупались продавцами эстампов (произведения графики).

В начале 1837 года Финляндский полк совершил 167-вёрстный поход, за что офицеры, в том числе и Федотов, были удостоены императорской благодарности. А летом этого же года к гвардейцам в Красносельский лагерь приехал великий князь. Военные очень уважали Михаила Павловича, встреча получилась тёплой, его приветствовали бурными овациями. Федотов остался от этого события под неизгладимым впечатлением и принялся за работу над своей первой большой картиной «Встреча великого князя».

Для работы он получил отпуск, рисовал почти три месяца акварельными красками. Когда полотно показали великому князю, он подарил Павлу перстень с бриллиантом. Эта награда окончательно определила будущее Федотова, без живописи он себе жизни уже не представлял.

Сразу же Павел стал трудиться над следующей картиной «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Отец из Москвы постоянно писал, что не хватает денег, и Федотов, чтобы хоть как-то поправить материальные дела, показал великому князю ещё неоконченное произведение. Тот в свою очередь представил работу брату Николаю I. Увидев картину, император разрешил начинающему художнику добровольно уйти со службы для занятий рисованием и назначил ему ежемесячное пособие в 28 рублей 60 копеек.

Павел долго терзался сомнениями, стоит ли оставлять офицерскую службу. В конце концов, тяга к живописи пересилила, и он подал в отставку. В начале 1844 года Федотов был уволен в чине капитана и с правом ношения военного мундира.

Творчество

Сняв эполеты, художник оказался в тяжёлой жизненной ситуации. Пенсия была скудная, а на неё приходилось не только помогать семье, которая впала в крайнюю нужду, но и покупать холсты, кисти, краски. Однако любовь к искусству была настолько сильной, что трудности Федотов преодолевал оптимистично. Он поставил перед собою цель – быть настоящим живописцем, и уверенно к ней шёл.

На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский живописец Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству.

В Академии Павла обучали батальной живописи, но она молодому художнику была совсем не по душе. Приходя домой, он принимался за свои любимые сюжеты из обыденной жизни. В этом действительно была его сила, ведь Федотов отличался наблюдательностью и остроумием, тонко подмечал в людях разных сословий их типичные черты, знал обстоятельства их жизни. Даже увидевший его наброски баснописец И. А. Крылов написал Павлу Андреевичу письмо, в котором советовал остановиться всё-таки на жанровой живописи.

Послушав совета, Федотов оставил занятия в Академии и стал рисовать то, что ему хотелось. Чтобы по максимуму заниматься живописью, Павел урезал все расходы на себя, питался за 15 копеек в кухмистерской, разделяя скудный обед со своим денщиком Коршуновым (это добрейшей души солдат, который беззаветно и искренне был предан своему офицеру).

В 1846 году Павел Андреевич маслом написал картину «Свежий кавалер». В 1847 году по сюжету крыловской басни художник нарисовал полотно «Разборчивая невеста».
От этих картин пришёл в восторг сам Карл Брюллов. Совет Академии художеств выдвинул Федотова на звание академика и выделил ему денежное пособие. Теперь художник мог творить, не думая о бытовых проблемах.

Огромный успех и окончательное материальное благосостояние принесли Павлу Андреевичу его новые картины:

  • «Всё холера виновата»;
  • «Игроки»;
  • «Завтрак аристократа»;
  • «Вдовушка».

Помимо живописи Федотов мастерски писал стихи, солдатские песни, басни, романсы и элегии. Он нигде их не издавал, разрешая переписывать только близким знакомым.

Болезнь и смерть

Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Несмотря на чин, прекрасные внешние данные, признание как художника, Федотов не был ни разу женат. У него постепенно пропадало зрение, часто болела голова, иногда проявлялись бессонница и нервные расстройства. Павел стал задумчивым и молчаливым. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении.

В 1852 году после того, как он купил гроб и стал ложиться в него, примеряясь, друзья поместили Павла в психиатрическую клинику. У Федотова начались чудовищные галлюцинации, он бился там головою о стену, а его били в пять кнутов, чтобы усмирить. Иногда он успокаивался, делал некоторые зарисовки и даже обучал художеству других душевнобольных.


В ноябре 1852 года у Федотова начался плеврит (в простонародье «водяная болезнь»). Буквально перед смертью к Павлу Андреевичу вернулось сознание. Он изъявил желание приобщиться Святых Тайн, прочитал отцовское письмо, долго обнимался со своим верным денщиком Коршуновым и очень много плакал. 26 ноября 1852 года жизнь великого художника оборвалась.

Его похоронили на православном Смоленском кладбище в военном мундире. В 1936 году прах перезахоронили на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Половина короткой жизни Федотова оказалась затраченной на военную службу. Художественное образование получил на правах вольнослушателя, посещавшего вечерние классы Академии художеств. Только спустя два года после выхода в отставку Федотов смог исполнить свое первое, значительное произведение

Федотов оставил след в русской живописи как Гоголь и Салтыков-Щедрин в литературе. Его творчество явилось соединительным звеном между литературой и живописью 19-го века. Русская живопись середины 19-го века решительно встала на путь критического реализма - художники открыто обличали пороки русской действительности. Федотов стал одним из первых таких живописцев.

Первое серьезное произведение Федотова. Полотно изображает канцеляриста, отметившего накануне вечером бурной пирушкой награждение орденом Станислава III степени, самой низкой награды Российской империи.

Вот живописная картина. Утро. И комната, в которой кавардак:

Весь стол завален грязною посудой, объедками. Здесь все вперекосяк!

Перемешались сдвинутые стулья, гитара, карты, книга на полу,

Кувшин, бутылки, битая посуда, хвосты селедки с мусором в углу.

Хозяин комнаты, напыщенный чиновник, здесь, нкануне, бурною пирушкой

Отметил полученье ордена, награды, что не стоит и полушки.

Чиновник безудержно бахвалится перед своей сожительницей, развязной служанкой.

А утром, в папильотках, неумытый, перед служанкой гордо тычет в грудь:

" Смотри, чернавка, стал я знаменитым, широкий предо мной открылся путь!

Меня отметили, мне дали "Станислава"! А там, глядишь, до "Анны" дослужусь!

О, подожди, меня уже ждет слава! о, подожди, я многого добьюсь!"

Она же, в свою очередь, в ответ на браваду, тычет ему дырявый сапог со словами: "Уж не собирается ли барин свои стоптанные сапоги починить на серебро нацепленной побрякушки?" О многом говорит живописная обстановка комнаты: разбросанная одежда, пустые бутылки, остатки еды и т.п. Такое впечатление, что это не жилище, а временное пристанище, ночлег... Произведение захватывает зрителя остротой разоблачения ничтожности жизненных устремлений людей, неумения здраво оценивать свое реальное положение.

Главная федотовская картина, воссоздает эпизод из купеческой жизни. Осуществляется заветная мечта богатого купца - приобщиться к дворянскому сословию через брак дочери с дворянином, пусть и нищим. Фигура купца в длиннополом сюртуке очень значительна и колоритна. В дверях гостиной - будущий зять. Он за счет толстого кошелька будущего тестя поправит, наконец, свои денежные дела, которые он основательно подорвал, размотав состояние по кабакам. Стоя в дверях гостиной, гордясь военной выправкой и покручивая ус, майор размышляет о будущих своих перспективах:

"Конечно, был бы я сейчас богатым, не промотал когда б свой капитал,

Увидел вряд ли кто б меня женатым, но очень уж от бедности устал!

Зато сейчас опять пойдет веселье, приемы, скачки, карты и вино!

Люблю я это милое безделье...А как невеста? Да мне все равно!

Умна она или глупа, как пешка, красива иль страшна, как смертный грех!

Сегодня я -игрок! Орел иль решка! И думаю, что обыграю всех!"

В картине запечатлен момент сватовства. Здесь происходит купля-продажа: у купца -дочь, товар, у сорокалетнего, потертого жизнью, майора - дворянский титул. Очень довольным выглядит купец - расплываясь в угодливой улыбке он спешит навстречу долгожданному гостю, которого представляет сваха. Светлым пятном на общем фоне выглядит фигура дочери в белом платье. Поведение невесты с первого взгляда понятно, она убегает в смущении в другую комнату. Однако, приглядевшись к выражению лица девушки, видим на нем не столько смущение, сколько кокетство, жеманность, она играет в смущение и убегает не всерьез. Вот в центре комнаты румяная невеста кокетливо от матери бежит:

"Ах, маменька, мне, право, очень стыдно! Я так стесняюсь всяческих мужчин!"..

Купчихе же недоступны эти игры, она более прямолинейна - схватив дочь за юбку, грубо ей кричит: "Куда ты, дура!"-что видно по ее округлившимся губам.

"Куда ты дура, где же это видно, от жениха чтоб бегать без причин!"

Невеста, ясно же, в смущение играет, и убегает тоже не всерьез.

Купчиха этих игр не понимает,отсюда этот маленький курьез...

С большим мастерством выписывает художник детали картины: обстановку комнаты, переливающуюся красками ткань платья невесты и даже кошку, как символ уюта и достатка.

Картина имела большой успех на выставке. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Однако, как ни странно, история картины имела неожиданное продолжение. Как-то после выставки в комнату Федотова вошел отставной седой майор в мундире и бросился к нему на шею. Федотов был изумлен, а незнакомец сказал, что приехал только за тем, чтобы выразить ему свой восторг. Он видел картину "Сватовство майора" и не понимает, как мог художник так правдиво описать его историю, потому что ведь это он, майор, для поправления своих обстоятельств женился на купчихе, и теперь доволен и счастлив. А вслед за майором в комнату втащили огромную корзину с шампанским и разными закусками, которыми он решил угостить своего знаменитого биографа. Этот счастливый майор, конечно. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.

Утро. В богато убранной комнате сидит за завтраком молодой барин. На завтрак у него кусок черного хлеба, а рядом, на стуле, театральные афиши и объявление о продаже устриц. Конечно, барин предпочел бы кушать устриц, но они давно уже ему не по карману, и он набивает рот черным хлебом. Вдруг, почуяв гостя, залаял пудель, аристократическая собака, которую было принято держать в богатых домах. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он быстро прикрывает хлеб книгой, стыдясь своего безденежья.

Вот комната, в которой обстановка нам говорит о роскоши, достатке,

И даже модная собака, пудель, нам представляется аристократкой.

А сам хозяин в утренней одежде: халат атласный с бархатной отделкой,

Узорчатая шапочка. Невежда - и тот поймет, что все здесь - не подделка!

Но что он делает? Он завтракает хлебом взамен тех устриц, что ему пристало

Откушать. Залаяла собачка. Следом хозяин с кресла вдруг испуганно привстал,

На дверь со страхом быстро оглянулся и книжкой хлеб немедленно прикрыл.

С чего же вдруг герой наш встрепенулся? Да так, с набитым ртом-то и застыл?!

-"Кого несет там? Никого не жду я! Не дай бог, кто увидит, что я ем!

Да и поймет он, что терплю нужду я, что уж давно я не богат совсем!

Я не пойму, куда богатство делось? - Большие деньги папа завещал?..

А как жилось привольно, сладко елось - и нищеты ничто не предвещало!

Какие вечера, балы давал я! Столы от яств ломились, от вина,

Каких людей вельможных принимал я!.. И все ушло...моя ли тут вина?

Конечно, грех мне тут скрывать, бывало, порою в карты так не повезет,

Что за ночь целое именье пролетало! - Люблю играть я ночи напролет!

Да, жизнь моя бурлила и кипела, любили женщины, вино лилось рекой,

Роскошные костюмы то и дело менял - один шикарный - на другой!

И вот, увы! Все кончилось внезапно! Друзья советуют - трудиться начинать...

Но это бред! Неужто непонятно, что труд не для меня? О,где мой меценат!

О, где мой спонсор? Кто меня спасет? Кто проиграет мне? Наследство вышлет?..

Пока же я боюсь: вдруг кто поймет, что я беднее той церковной мыши!

Кто он, этот человек? - Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни - слыть богатым барином. Живет он в долг, т. к. ничего не делает, не работает и работать не собирается. Про таких в народе говорят: "На пузе шелк, а в пузе щелк".

Если в предыдущих картинах Федотов выступает как баснописец, как обличитель, резкий критик, то в этой картине он не только резко критикует существующий порядок жизни, но и глубоко сочувствует героине, скорбит вместе с нею.

У молодой женщины, ожидающей ребенка, умирает муж. Сразу после похорон за долги у нее опечатали все вещи и квартиру. Ей остались только икона да портрет любимого мужа, а будущую мать ждет неизвестность: куда идти, к кому обратиться - никому она не нужна.

Поза и лицо молодой вдовы выражают бессилие перед судьбой. Ее глаза, кажется, выплакали все слезы. Голова покорно опущена, рука безвольно повисла... Вся ее фигура выражает безнадежность. Прежний уклад жизни катастрофически рухнул, ей угрожают нищета и голод, и она бессильна что-либо изменить...

Федотов глубоко возмущен подобной несправедливостью, тем, что такое возможно в цивилизованном обществе. Художник трижды писал эту картину, каждый раз обновляя и дополняя образ, пока не остановился на последнем варианте.

Выбор редакции
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...