Сергей Рахманинов: краткая биография и личная жизнь. Камерно-вокальное творчество Рахманинова: общая характеристика Сообщение о творчестве рахманинова кратко


9

Влияние музыки на человека 30.07.2017

Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике мы с вами душевно отдохнем и наполнимся музыкой русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова. Также вспомним и некоторые моменты его биографии. Рассказывать обо всем будет Лилия Шадковска, учитель музыки с большим стажем работы. Многие уже знают Лилию по статьям блога. Передаю ей слово.

Добрый день всем читателям блога Ирины Зайцевой! Лето в самом разгаре. Хочется насладиться солнышком, побродить по лесу. Боже мой! Как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами! Жужжат пчелки, слышатся соловьиные трели. День клонится к концу, наступившая вечерняя прохлада дает нам свежесть и отдых, а любимые мелодии несомненно помогут погрузиться в мир неизменный и прекрасный. Сегодня представляем нашим дорогим читателям композитора С. В. Рахманинова – гения русского духа.

Сергей Рахманинов – талантливый композитор, гениальный пианист, выдающийся дирижер, один из самых ярких представителей символизма в русской классической музыке ХIХ-ХХ вв. Все его творчество, наполненное вдохновением, связано с образом Родины, пронизано любовью к русской земле и православной вере.

Истоки таланта

1 апреля 1873 года в Новгородской губернии родился будущий музыкант С. Рахманинов. Рос он в музыкальной семье, и поэтому с полной уверенностью можно сказать, что свой талант он получил по наследству.

Его дед был пианистом-любителем, отец также был музыкально одаренным человеком. Мать окончила консерваторию и стала первым педагогом сына по фортепиано. И хотя маленький Сережа не очень любил уроки музыки, тем не менее он уже в 4 года играл в четыре руки с дедом свои первые музыкальные произведения.

Дальнейшее обучение он продолжил сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории. Именно здесь он встретил мастеров музыки, среди которых был и Петр Ильич Чайковский, предсказавший Сергею Рахманинову блестящее будущее. Окончив консерваторию с золотой медалью, юный композитор представил в качестве экзаменационной работы свою оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыгане». В этом же году опера была поставлена на сцене Большого театра.

Талант набирает силу

С. Рахманинов блистательно дирижирует в Большом театре, а гастрольные поездки приносят ему триумфальное признание его таланта как пианиста и как композитора. Одно за другим он пишет произведения самых разнообразных жанров. Одним из самых ранних произведений фортепианной музыки является «Элегия», которая известна и весьма популярна в среде ценителей классической музыки. Волнообразно льющаяся мелодия вызывает то печаль, то светлую грусть, то волнение. А впрочем, послушайте сами, может, у вас эта музыка вызовет иные чувства.

С. Рахманинов «Элегия»

«Мне снилась златоглавая Москва, что на церквях стояла.
Горели златом чудо-купола, лазурью небо русское сияло…»

Музыка, заставляющая парить над миром

Особое место в вокальной лирике С. В. Рахманинова занимает гениальный «Вокализ» (пение, в котором не используются слова), посвященный Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. Музыка с какой-то непередаваемой грустью настолько выразительна, что буквально завораживает нас. «Вокализ» часто называют музыкой покаяния. Интересно то, что вокализ звучит чаще всего не в вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. В данном случае бархатный тягучий голос виолончели пленяет нас и уносит на своих крыльях в поднебесную высь.

С. Рахманинов «Вокализ»

«Звучит гармония небес:
Вот видится волшебный лес,
И дол, и луг у речки быстрой,
Где в глубине хрустально чистой
Русалка издавна живёт.
Вас завлекает и несет
В прохладу светлых лунных вод…»
А. Аржанцев

Прекрасные звуки романса

Вершиной вокального камерного жанра в творчестве композитора несомненно являются романсы. Рахманиновым было написано около 80-ти романсов разных по характеру, но с исключительным богатством и красочностью фортепианного сопровождения. Они были своего рода душевной исповедью композитора.

Подлинным шедевром вокальной лирики можно назвать хорошо известный романс на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Образ Востока в фортепианном вступлении, выразительность и красота мелодии вызывают глубочайшие эмоции. В исполнении великолепного баритона Д. Хворостовского предлагаю послушать этот романс.

С. Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»

Сергей Васильевич очень любил свое имение в Ивановке, его большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат лугов. А еще он очень любил цветущую сирень. Образы природы нашли свое воплощение во вдохновенных романсах «Сирень», «Здесь хорошо» и многих других, таких же прекрасных по своей выразительности и красоте мелодий. Послушаем поэтический проникновенный романс «Здесь хорошо» в исполнении А. Нетребко.

С. Рахманинов «Здесь хорошо»

«Послушай, музыка вокруг,
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины».

Говорят, есть такая примета, если найдёшь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками, он принесёт тебе счастье. Об этой нежной мечте проникновенный романс «Сирень» – одна из самых драгоценных жемчужин вокальной лирики композитора. Романс был написан в счастливое время жизни молодого С. Рахманинова, когда в нем зарождались чувства к возлюбленной, как раз в период необыкновенного цветения сирени. Слушателя не покидает ощущение утренней свежести и душевного покоя в романсе на стихи Е. Бекетовой «Сирень».

С. Рахманинов «Сирень»

«Так с колоколен извечной Руси
несётся долом малиновый звон,
струится сиреневый аромат,
и мир становится нов и чист…»

Одним из самых лучших романсов Рахманинова является «Весенние воды» на слова Ф. Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, картина будоражащей силы пробуждения природы, поэма восторженных, радостно ликующих чувств, подъема душевных сил, которые звучат в полный голос в исполнении хора.

С. Рахманинов «Весенние воды»

Звучит гармония небес

Бескрайние просторы России. Великолепные соборы, чьи золотые купола гордо вздымаются к небу, монастыри, сельские церквушки, и над всем этим праздничный благовест заутреннего звона. Любовь к колокольным звонам, хоровому пению навсегда сохранил в своем сердце Сергей Васильевич Рахманинов.

Тревога за судьбу родины в разгар первой мировой войны побуждает композитора обратиться к корням русской музыкальной культуры - старинным церковным напевам, хоровому пению. Вдохновлённый поэтичной частью Нового Завета, Рахманинов пишет свое знаменитое «Всенощное бдение». Послушайте отрывок «Славославие великое».

С. Рахманинов «Всенощное бдение»

Визитная карточка композитора

Одним из самых любимых композитором жанров фортепианной музыки стал жанр прелюдии. «Прелюдия до-диез минор» стала визитной карточкой Рахманинова на долгие годы. 26 сентября 1892 г. на одной из московских выставок С. Рахманинов впервые публично сыграл свою «Прелюдию до-диез минор». Тревожный, суровый мотив ассоциируется с темой рока и грозной судьбой, которой противостоит мотив неугасимой человеческой надежды.

С. Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»

Еще одна из самых популярных у слушателей является прелюдия «Соль минор». Кажется, что звуки беспощадно рассекают воздух в своем нервном напряжении, а затем ненадолго наступает затишье. Удивительно, но каждый исполнитель по-своему интерпретирует это произведение. Послушайте, как звучит эта прелюдия у Валентины Лисицы.

С. Рахманинов «Прелюдия соль минор»

«Хотите знать, что я чувствую, слушайте мою музыку»
С. Рахманинов

Фортепианные концерты Рахманинова

Фортепианные концерты можно назвать музыкальными романами, которые прославили композитора на весь мир, раскрыв его талант в полной мере. В 1900 году С. В. Рахманинов пишет свой «Второй фортепианный концерт», посвященный психотерапевту В. Далю, который сумел убедить композитора в том, что это произведение будет иметь колоссальный успех. Этот концерт вошел в репертуар ведущих мировых пианистов.

Гениальность Рахманинова, создавшего этот шедевр не может оставить никого равнодушным! Каждый раз, когда я слушаю этот концерт, у меня появляются ассоциации, связанные с возрождением, с мощью, с чем-то вечным. Музыка настолько заряжает своей силой, что я бы ее советовала слушать каждое утро, чтобы весь день прожить на подъеме и желании творить добро и делать мир лучше.

Исполняет произведение кипучий Ланг Ланг.

С. Рахманинов «Второй концерт»

«Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули».

Прощание с родиной

То время можно охарактеризовать блоковскими строками: «В те годы дальные, глухие в сердцах царили сон и мгла…» Рахманинов приветствовал февральскую революцию, но вскоре чувство радости сменилось тревогой, которая усиливалась из-за накалявшихся событий. Во время бесчинств сгорела его любимая усадьба в Ивановке, многие близкие люди погибли…

Прежней России уже не было. Спасая свою жизнь и жизнь родных, он покидает страну, ставшую внезапно для него чужой. Уезжая из России, Рахманинов поцеловал на прощание русскую землю. Но тогда композитор не предполагал, что уезжает навсегда. В декабре 1917 года Рахманинов уезжает на гастроли в Скандинавию, а затем переселяется вместе с семьей в США.

Первый пианист мира

Так начинается новый этап в его жизни. Америка встретила музыканта с восторгом. Его узнавали на улицах и в транспорте, к нему прорывались корреспонденты газет и журналов. Здесь его знают как «русского» композитора, именно с Россией ассоциируется он в этой стране и в странах Европы.

Со всех сторон ему посыпались предложения. Рахманинов заключает контракты в разных городах, много ездит с концертами. Каждое его выступление становится событием. Его признают одним из лучших пианистов мира.

Природа наделила композитора уникальным даром - руками пианиста, удивительно большими, изумительно красивыми. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! Слушателей привлекало не только совершенное исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры.

С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» (запись в исполнении автора)

«А после звуки наполнят зал,
взовьются руки в пылу октав.
Там русский дух – возвестит рояль,
там русский дух – там… там… там… там…»

Александра Одрина

К сожалению, в период иммиграции он почти не писал. Только летом 1940 года композитор закончил вторую редакцию «Четвертого концерта» и последнее – «Симфонические танцы». Закончив партитуру, Рахманинов написал в конце страницы: «Благодарю Тебя, Господи!»

17 февраля 1943 года в Ноксвилле Рахманинов играл свой последний концерт. Тяжелая болезнь буквально за 2 месяца забрала все его силы. Сергей Васильевич скончался 28 марта 1943 года, не дожив трех дней до своего семидесятилетия.

«Музыки хватает на всю жизнь, но целой жизни не хватает для музыки»
С. Рахманинов

А знаете ли вы, что?

  • Мать Любовь Петровна была первым педагогом сына по музыке, но эти уроки доставляли ему «большое неудовольствие»;
  • бабушка Рахманинова Софья Андреевна часто посещала церковь и брала с собой внука. Именно там он проникся перезвоном колоколов и церковным пением;
  • на одном из экзаменов по гармонии П. И. Чайковский поставил пятерку с четырьмя плюсами молодому композитору;
  • как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица не видно, только руки. Подпись под фото гласила: «Руки, которые стоят миллион»;
  • один из священнослужителей, присутствующий на премьере «Литургия Св. Иоанна Златоуста», сказал: «Музыка замечательная, даже слишком красивая, при такой музыке молиться трудно»;
  • Сергей Рахманинов был единственным композитором, который в начале тридцатых годов был официально запрещен в стране;
  • из воспоминаний А. Неждановой: «С. Рахманинов написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ»… Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами?» Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность… Рукопись «Вокализа» хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе»;
  • однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: «Когда в Карнеги-холл я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и оставил вторую спичку в качестве сувенира». Рахманинов ответил: «Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что Вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку»;
  • после каждого выступления кто-то приносил Рахманинову букет белой сирени. По легенде, это была прекрасная незнакомка, которая неотступно следовала за музыкантом;
  • будучи иммигрантом, Рахманинов всегда оставался патриотом и очень переживал за судьбу Родины. Композитор находил возможность оказать помощь, так, в годы ВОВ Рахманинов давал концерты, денежный сбор от которых направлял для оказания помощи русским людям со словами: «Хочу верить. Верю в полную победу!» Увы, этой победы композитор не дождался.

Сила музыки С. Рахманинова, искренность его чувств и сегодня волнует миллионы слушателей. И, конечно, величайшим памятником композитору является наша любовь. Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком, несмотря на то, что прожил за рубежом половину своей жизни.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae.

Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Эволюция творческого стиля

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (1918-1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае - венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Первый - ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913).

Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний - зарубежный период творчества - отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, древнерусского знаменного распева - и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века - и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова - Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.


I .Биография
1.Детство и юношество:

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

Род Рахманиновых был старинного дворянского происхождения и вёл своё начало, по-видимому, от молдавских господарей Драгош, основавших Молдавское государство и правивших им более двухсот лет (XIV – XVI века). От одного из потомков этого древнего рода, Василия, прозванного Рахманин, и начался род Рахманиновых.

Отец, Василий Аркадьевич, шестнадцати лет поступил на военную службу добровольцем и сражался на Кавказе. Выйдя в отставку он женился на Любови Петровне Бутаковой и поселился с ней в имении её родителей Онег.

Василий Аркадьевич был светским обаятельным человеком, не чуждым художественных интересов: часами импровизировал он на фортепиано, фантазировал, рассказывал необыкновенные истории, словом, был душой общества. Музыкальную одарённость Василий Аркадьевич, по-видимому, унаследовал от своего отца. Аркадий Александрович хотя и был в молодости военным, но в жизни имел лишь одно сильное увлечение – музыку. Он великолепно играл на фортепиано, в юности учился у Джона Фильда, сочинял фортепианные пьесы и романсы.

Совсем другой была Любовь Петровна – всегда невесёлая, чем-то озабоченная, огорчённая.

У Василия Аркадьевича и Любови Петровны было пятеро детей: две дочери – Елена и Софья, два сына – Владимир и Сергей, ещё одна дочка – Варя – умерла совсем крошкой.

Усадьба Онег, в которой прошло раннее детство Сергея Рахманинова, расположилась в тридцати верстах от Новгорода, на левом берегу Волхова.

Дом был деревянный, одноэтажный, с мезонином, смотревшим тремя окнами на Волхов. С северной стороны примыкали кухня, скотный двор, коровники, конюшня. Кругом раскинулся фруктовый сад, обнесённый вместе с домом густым «забором» из ёлок. В саду поблёскивало три пруда, в которых водились караси. Далее шёл тенистый парк. Широкая аллея,

Обсаженная липами и клёнами, спускалась к самому берегу реки.

Неброская природа русского севера навсегда осталась запечатлённой в памяти Сергея Рахманинова.

В большой гостиной онежского дома стоял длинный хвостатый рояль. Когда Серёжа был ещё совсем маленьким, старшие начали кое-что подмечать. Стоило только раздаться игре на рояле или пению, как мальчуган «замирал»: он застывал на месте и совершенно переставал видеть, что делается вокруг. Из этого наблюдения родители сделали два очень разных вывода. Один из них заключался в том, что Серёжу решили обучать фортепианной игре. Ему не исполнилось ещё и пяти лет, когда за это дело взялась Любовь Петровна, бравшая в своё время уроки музыки в пансионе.

Мальчик делал быстрые успехи и скоро начал исполнять не сложные пьесы. Вскоре выяснилось, что у него прекрасная музыкальная память.

Позже, для занятий с Сережей, в имение была приглашена подруга матери, преподавательница музыки А. Д. Орнатская.

Однако, не смотря на явные художественные наклонности, по сложившейся в семье традиции, Сережу должны были отдать в Пажеский корпус.

Но судьба распорядилась иначе. Когда Рахманинову исполнилось семь лет, его отец разорился, имение было продано за долги графам Муравьевым, а семья перебралась в Петербург. Сережа поступил на младшее отделение Петербургской консерватории, в класс фортепиано к преподавателю В. Демянскому.

В начале восьмидесятых годов материальное благополучие семьи разрушилось. Отец ушел из семьи, оставив жену с детьми.

За воспитанием Рахманинова следить было некому. Учился он плохо, часто ленился и пропускал занятия. Консерваторские дела Сережи не предвещали ничего хорошего. В то время самым близким человеком для юного музыканта была бабушка, Софья Александровна Бутакова. Именно ей он обязан одним из самых сильных детских музыкальных впечатлений. Будучи весьма религиозной, С. А. Бутакова часто водила внука в Петербургские соборы. Любовь к церковному пению осталась у Рахманинова на всегда: его знаменитая «Всенощная» и «Литургия св. Иоанна Златоуста» уходят своими корнями в далекое детство. Однако церковным пением музыкальные интересы Сережи и ограничивались. Обучение в консерватории его по-прежнему мало интересовало. В течение трех лет обучения в ней он справлялся только с музыкальными предметами – благодаря своим великолепным способностям, но общеобразовательные запустил окончательно.

Через три года мать обратилась за помощью к своему родственнику, двоюродному брату Сережи Александру Зилоти. В ту пору Зилоти был совсем молодым, но уже весьма известным пианистом. Оценив незаурядные способности младшего брата, Зилоти тут же предложил забрать его с собой в Москву и определить в класс Николая Сергеевича Зверева, у которого и сам учился.

2. Консерваторские годы:

В 1885 году Рахманинов был переведен на четвертый курс младшего отделения Московской консерватории. Зверев не только взял Сережу в свой класс, но и принял его на полный пансион.

Н. С. Зверев к своим воспитанникам относился как к собственным детям – они жили в его доме, обучались за его счет. Режим занятий был достаточно строгий. Начинать играть полагалось с шести часов утра. Если накануне вечером Зверев возил своих воспитанников в театр – а это случалось достаточно часто, то на утро занятия начинались все равно в положенное время.

В 1888 голу Рахманинов перешел на старшее отделение Московской консерватории и был зачислен, по настоянию Зверева, в класс А. Зилоти. Теоретическими дисциплинами Рахманинов занимался у Танеева (теория и композиция), позже – у Аренского (класс фуги и свободного сочинения). Выпускной экзамен по гармонии, предшествующий переводу на старшие курсы консерватории, Рахманинов сдал более чем успешно. Сочиненные им прелюдии так понравились П. И. Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами и настоятельно рекомендовал юному музыканту серьезно заняться сочинением.

Обучение на старших курсах консерватории давалось Рахманинову легко. Он много занимался, участвовал в консерваторских концертах, постоянно сочинял. Первые из сохранившихся произведений написаны им в 1887 – 1888 годах. Это три ноктюрна, «Мелодия» и Гавот. В 1890 году, молодой композитор обратился к жанру, которому предстояло занять особое место в его творчестве – фортепианному концерту.

Написанный в традициях романтического фортепианного концерта - Первый концерт Рахманинова выделяется особой свежестью гармонического языка, тяготениям к пряным «восточным» образам. Впоследствии композитор переработал концерт, создав более виртуозную, блестящую вторую редакцию. Концерт был одним из первых крупных сочинений молодого композитора.

В 1891 году восемнадцатилетним юношей Рахманинов получил диплом пианиста.

Через год состоялся выпускной экзамен по композиции. Заканчивающему курс С.Рахманинову предстояло сочинить одноактную оперу на либретто, составленное В.Немировичем-Данченко по поэме А.С.Пушкина «Цыгане». «Алеко» был написан невероятно быстро. 27 марта стала известна тема, а уже 13 апреля опера в партитуре, начисто переписанная, украшенная тёмно-малиновым с золотым тиснением переплётом, была представлена комиссии.

Опера Рахманинова не просто получила высокую оценку комиссии, её принял к постановке Большой театр, а известный музыкальный издатель Гутхейль сразу же заключил с автором контракт на издание «Алеко». По окончании консерватории Рахманинову была присуждена Большая золотая медаль.

Сочинение совсем ещё юного, девятнадцатилетнего композитора высоко оценил и Петр Ильич Чайковский.

Спустя год состоялась премьера «Алеко» в Большом театре.

3. Годы творчества:

Окончив Московскую консерваторию как композитор и пианист, Рахманинов получил звание свободного художника. Но материальное положение его оставляло желать лучшего: несмотря на Большую золотую медаль и блестящие отзывы на выпускных экзаменах, предложения преподавать в консерватории он не получил и вынужден был зарабатывать частными уроками. Некоторый доход приносили первые опубликованные сочинения. Весной1893 года вышли в свет Пьесы-фантазии опуса 3 (Элегия, Прелюдия, Мелодия, Полишинель, Серенада). Особенно большой успех выпал на долю Прелюдии до-диез минор.
В этой небольшой трёхчастной пьесе полностью выявился музыкальный стиль молодого композитора. Тяжёлые, мощные звучания открывают прелюдию: это, конечно, отзвуки русских колоколов, так часто слышанные им в детстве. Глубоким низким басам отвечают высокие «колокольные» отзвуки, и кажется, что этот звон плывёт над широкой среднерусской равниной.

Лето 1893 года Рахманинов проводит вместе со своим другом М.Слоновым в одном из поместий Харьковской губернии. Там появляются на свет симфоническая фантазия «Утес» на тему стихотворения Лермонтова, Фантазии для двух фортепиано в четырёх частях и другие сочинения.

4. Первая симфония. Творческий кризис:

В 1895 году у Рахманинова созрел замысел Первой симфонии. Это было первое крупное сочинение молодого автора. Партитура была закончена в августе 1896-го.

Эпиграфом к симфонии Рахманинов избрал цитату из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам».

Сочиняя симфонию, Рахманинов надеялся, что её исполнят в «Русских симфонических концертах», и возлагал на нее большие надежды. Однако эти надежды не оправдались, и впервые симфония прозвучала в Петербурге 15 марта 1897 года под управлением А.Глазунова. Сейчас уже трудно судить, с чем был связан полный и оглушительный провал рахманиновского «симфонического первенца».

«Как сейчас вижу я обстановку концерта,- пишет Л. Скалон – Глазунов флегматично стоял у дирижерского пульта и также флегматично провёл симфонию. Он её провалил».

« Во время исполнения я не мог заставить себя пройти в зал, - рассказывал потом Рахманинов Ризерману. – Я вышел из артистической и спрятался на лестничной клетке, сидя на железных ступеньках лестницы, ведущей на хоры. Здесь я, сжавшись, просидел всё время, пока исполнялась симфония, пробудившая во мне столько больших надежд. Я никогда не забуду эту муку: это был самый страшный час моей жизни.»

Эта неудача произвела на молодого композитора самое гнетущее впечатление. После этой симфонии Рахманинов не сочинял ничего около трёх лет.

5. Знакомство с Шаляпиным:

В 1897 году Рахманинов с радостью принимает предложение знаменитого мецената Саввы Мамонтова занять пост второго дирижера в его Частной опере. Рахманинов неожиданно легко вошёл в мамонтовскую компанию, особенно тесно сойдясь с Шаляпиным. Это было началом дружбы, которую и певец, и композитор пронесли через всю жизнь.

Сохранилось немало воспоминаний тех современников, которым довелось услышать дуэт Рахманинов – Шаляпин. Все они говорят в один голос: такого дуэта Россия еще не слышала. «Когда Рахманинов аккомпанировал мне, - не раз говаривал Федор, - приходилось говорить не «Я пою», а «Мы поем»!

В сезоне 1897/98 года в Частной опере Мамонтова Рахма - нинову предстояло продирижировать десятью спектаклями.

В апреле 1898 года, он принял приглашение Лондонского симфонического общества выступить в одном из его концертов. Гастроли прошли триумфально. Рахманинов дирижировал своей оркестровой фантазией «Утёс» и исполнял некоторые фортепианные пьесы, время от времени включая в программу пресловутую Прелюдию до-диез минор. Вдохновенный приёмом публики и критики, Рахманинов задумался о создании Второго фортепианного концерта.

6. В Большом театре:

В 1904 году Рахманинов вновь обращается к дирижерской деятельности, на сей раз занимает пост дирижера Большого театра. Все постановки, проведенные Рахманиновым – «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусорского, - стали эталонными. Но самыми лучшими в его трактовке оказались, конечно, сочинения Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и «Опричник».

За время работы в Большом Рахманинов поставил там и две свои одноактные оперы – «Скупого рыцаря» на текст одной из Маленьких трагедий А. С. Пушкина и «Франческу да Римини» на сюжет из Данте.

7. Расцвет творчества:

В 1906 году Рахманинов оставляет Большой театр и вместе с семьей покидает Москву, перебираясь за границу: сначала во Флоренцию, затем в Дрезден.

В 1907 году знаменитый антрепренер Сергей Павлович Дягилев приглашает Рахманинова для участия в «Русских симфонических концертах» в Париже, где Сергей Васильевич исполняет свой Второй концерт и дирижирует кантатой «Весна». В конце этого же года композитор завершает свою Вторую симфонию. В отличие от предыдущей симфонии, Вторая имеет успех, и за нее композитор во второй раз удостаивается Глинкинской премии (первую он получил еще в 1904 году за Второй фортепианный концерт).

В 1910 году совершает длительную гастрольную поездку по городам Соединенных Штатов и Канады – играет в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Торонто. Здесь впервые звучит его новое сочинение – Третий концерт для фортепиано с оркестром (и по сей день он считается одним из самых сложных сочинений в этом жанре).

Предвоенные годы оказались богатыми на новые сочинения. В 1910-м он закончил «Литургию св. Иоанна Златоуста», одно из наиболее крупных своих духовных сочинений.

В эти же годы Рахманинов интенсивно работает над фортепианными и камерными вокальными сочинениями. Появляются на свет прелюдии ор. 32, шесть этюдов-картин, многочисленные романсы. В 1912 – 1913 годах на стихи К. Бальмонта Рахманинов пишет «Колокола» - поэму для симфонического оркестра, хора и солистов. В различных колокольных перезвонах – праздничном, свадебном, похоронном – он воссоздает всю человеческую жизнь, от рождения до смерти.

В 1915 году появляется второе крупное духовное сочинение –

«Всенощное бдение». Старинные церковные мелодии, так называемые знаменные распевы, когда – то заботливо собранные мальчиком в его «музыкальную копилку», обрели теперь новую жизнь. Во «Всенощной» Рахманинов использовал эти распевы, входящие в так называемый «Обиход» и поныне звучащие в православном Богослужении.

Последними сочинениями, созданными на Родине, стали циклы романсов ор. 38 на стихи поэтов – символистов А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова и др., а также шесть этюдов картин.

8. Вдали от Родины:

Накануне Рождества 1917 года Рахманинов с семьей пересек финскую границу. Так он начал свое заграничное турне, которое растянулось на всю его оставшуюся жизнь. В Скандинавии Рахманиновы пробыли недолго. 1 ноября 1918 года они погрузились на пароход и покинули Европу. Их путь лежал за океан, в Соединенные Штаты Америки – «страну неограниченных возможностей».

Это был самый трудный поворот в долгой жизни Рахманинова. Он был – и сам прекрасно осознавал это – русским художником. Все его творчество неразрывно было связано с Россией, ее природой, ее культурой. Сочинять вдали от Родины оказалось для него невероятно трудно; к тому же было необходимо обеспечивать жизнь своей семьи – жены и двух горячо любимых дочерей, Татьяны и Ирины.

И с этого времени основным занятием Рахманинова становится концертная деятельность пианиста – виртуоза. В течение нескольких лет он гастролировал только в США и Канаде и лишь в 1923 году вернулся в Европу. Как пианист Рахманинов имел такой успех, какой, пожалуй, никогда не имел как композитор.

В Америке Рахманинов безусловной «звездой»

Репертуар его был огромен. Главное место в нем занимали, помимо собственных фортепианных сочинений, произведения романтиков – Шопена, Шумана, Листа; он много играл боготворимого им Чайковского и, хотя современной музыки не любил, изредка исполнял Дебюсси.

Трактовки его были незабываемы. Блестящая виртуозная техника, мощный и мягкий звук, абсолютно индивидуальное прочтение любого сочинения запоминались не просто надолго – навсегда.

И все же, хотя композиторская деятельность стала мене интенсивной – Рахманинов вернулся к сочинению.

В 1926 году появился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, летом 1932 года – «Вариации на тему Корелли». Вслед за ней в 1934-м была создана «Рапсодия на тему Паганини». В 1935 – 1936 годах – Третья симфония. Последнее крупное сочинение Рахманинова – «Симфонические танцы» - написаны накануне Второй мировой войны в 1940 году.

Всю оставшуюся жизнь Рахманинов очень тосковал по Родине.

В 1931 году по совету Риземана Рахманинов купил в Швейцарии участок земли на берегу Фирвальдштетского озера

И выстроил на нем виллу. Тщательно продуманное и распланированное поместье чем-то неуловимо напоминало Россию, любимую Ивановку. Рахманинов назвал виллу «Сенар» - сокращенное от «Сергей и Наталья Рахманиновы». В Сенаре появились на свет его поздние сочинения – «Рапсодия на тему Паганини», а затем и Третья симфония. «Рапсодию» нередко – и справедливо – называют Пятым фортепианным концертом Рахманинова, хотя написана она в форме вариаций на знаменитый

Атмосфера в Сенаре напоминала давнее житье в Ивановке – у Рахманинова постоянно гостили соотечественники, бывала молодежь – друзья и подруги дочерей Татьяны и Ирины. И если затевали старинные русские хороводы, он сам садился за рояль и импровизировал чудесные обработки русских народных песен. Но когда началась Вторая мировая война Швейцария стала недоступна. Рахманинов вновь был вынужден уехать в Америку: до конца жизни он уже не вернулся в Европу.

Войну России с гитлеровской Германией композитор переживал очень тяжело. Осенью 1941 года он выступил с призывом поддержать Россию и весь гонорар от первого в сезоне концерта – 3920 долларов – целиком передал генеральному консулу СССР в США В. Федюшину. В течение последних двух лет своей жизни Рахманинов как мог, помогал соотечественникам, перечисляя большие суммы в различные фонды и отправляя посылки с продуктами и вещами друзьям и просто знакомым, находившимся в Советском Союзе. Свой последний концерт Рахманинов дал в Ноксвилле. Он уже был болен, чувствовал себя плохо, но стремился продолжить гастроли. Однако обострившаяся болезнь заставила его прервать турне.

В день его семидесятилетия пришла поздравительная телеграмма из Москвы, подписанная советскими композиторами. Но Сергей Васильевич был уже без сознания.

Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в своем доме в Беверли-Хилл в штате Калифорния. Отпевали Рахманинова в Русской церкви на окраине Лос-Анджелеса. Похоронен он на русском кладбище в Кенсико.

II .Анализ произведения

1.Второй концерт для фортепиано с оркестром:

Одно из лучших произведений Рахманинова – Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Вдохновенная и вместе с тем глубокая по содержанию музыка включает в себя различные образы – то светлые, радостно – ликующие, то взволнованно – патетические, трагедийные. И весь этот возвышенный и поэтичный мир воплощен в строгие и стройные пропорции. Что делает концерт одним из ярчайших шедевров мировой музыки.

Наиболее значительна и драматургически насыщена первая часть Концерта. Такой характер ей придает первая же тема – мужественная и суровая, звучащая как набат могучего колокола. Господство лирических чувств утверждается во второй теме.

Эти две основные темы первой части очень ярки, образны и индивидуальны. В первой теме нашел яркое выражение

Русский народно-песенный характер. В ней ощущается настроение взволнованного, тревожного ожидания. Это – обобщенный образ и старой Руси, и современной композитору России, ищущей свои пути. Главная тема поражает своей емкостью, глубиной. А завершается взволнованным всплеском лирического чувства. Каждый из этих составных элементов подчеркнут в репризе, где основная тема принимает то эпический, то маршевый характер, то характер гимна. Разработка – очень лаконична, в ней динамически развиваются основные образы экспозиции. Здесь свое настроение напряженное, полное драматизма. В основе этого раздела – короткий мотив, и интонационно близкий отдельным элементам главной и побочной партии; приобретая самостоятельность, становясь все более динамичным, он проникает в репризу, где звучит одновременно с главной темой, что создает впечатление монолитности, спаянности отдельных разделов экспозиции.

Побочная партия в репризе значительно изменена – характер ее становится более спокойным, умиротворенным благодаря замедленному темпу, мягкому звучанию струнных. И лишь несколько решительных заключительных аккордов придают окончанию части активный волевой характер.

Основная тема второй части Концерта по характеру и даже интонационно приближается к лирической теме первой части. Она тоже лирична, созерцательна и определяет характер всей второй части. Благодаря холодному, отрешенному звучанию флейты, которая выпевает эту тему вначале, создается впечатление восторженности и высокой трепетности чувств.

Завершается Второй концерт буйным стремительным финалом, две основные темы – энергично-волевая и лирически восторженная – создают настроение особой праздничности, приподнятости, что в самом конце выливается в торжественно-ликующий гимн.

Великий русский композитор, пианист и дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов является автором огромного количества произведений разнообразных жанров - от этюдов до опер. Его гениальную музыку знают во всём мире. Известные произведения Рахманинова и сегодня звучат в разных уголках земли. Заниматься музыкой композитор начал в 5 лет, а когда ему было 13, он был представлен П.И.Чайковскому, который высоко оценил его дарование.

Произведения Рахманинова пропитаны романтикой и лирикой, энергией и свободой. Особое воплощение в его музыке находит тема Родины.

Произведения Рахманинова - список

Приведем список произведений, которые подарил миру композитор:

  • четыре концерта для фортепиано с оркестром;
  • три симфонии;
  • три оперы;
  • сюита «Симфонические танцы»;
  • вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, посвящённый оперной певице Антонине Неждановой;
  • 3 поэмы («Князь Ростислав», «Колокола» и «Остров мёртвых»);
  • 2 симфонии
  • пять пьес-фантазий для фортепиано;
  • 2 сонаты для фортепиано;
  • соната и две пьесы для виолончели с фортепиано;
  • каприччио на цыганские темы;
  • две пьесы для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна»;
  • шесть пьес для фортепиано в четыре руки
  • 2 произведения для хора акапелла;
  • вантазия «Утёс».

А также прелюдии, этюды, романсы, русские песни и так далее.

Студенческие годы композитора

В 1882 году Сергей Васильевич поступил в консерваторию в Санкт-Петербурге, а с 1885 г. продолжил своё дальнейшее обучение уже в Московской консерватории сразу на двух отделениях - фортепиано и композиции. В 1981 году Рахманинов с золотой медалью окончил отделение фортепиано, а через год завершил обучение и как композитор.

Произведения Рахманинова (список), которые были им написаны в его студенческие годы:

  • концерт для фортепиано с оркестром №1;
  • Юношеская симфония;
  • симфоническая поэма «Князь Ростислав», написанная по которая впервые была исполнена для публики уже после смерти автора;
  • опера «Алеко», сюжетом для которой послужила поэма А.С. Пушкина, стала дипломной работой Рахманинова на отделении композиции.

Произведения, написанные в 1893-1899 годах

В 1893 году Рахманинов написал Элегическое трио под названием «Памяти великого художника», которое посвящено Петру Ильичу Чайковскому и создано по случаю его смерти. В этом произведении слышится скорбь утраты и вместе с тем светлые воспоминания о великом человеке, а также и философские рассуждения о том, как быстротечна жизнь. Другие произведения Рахманинова, которые он написал в период с 1893 по 1899 годы: симфоническая фантазия «Утёс», Музыкальные моменты для фортепиано, прелюдия для фортепиано до-диез минор. Год 1895 ознаменовался написанием Симфонии №1, премьера которой состоялась лишь через два года после ее создания. Симфония провалилась, композитор воспринял себя творчески несостоятельным и несколько лет выступал исключительно в качестве пианиста и дирижёра, написанием музыки не занимался.

1900-е годы в творческой жизни композитора

В это время композитор преодолевает и вновь начинает писать. С этих пор начинается самый плодотворный период в его деятельности. Рахманинова, созданные в эти годы:

  • второй концерт для фортепиано с оркестром;
  • соната для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна», которая создана на стихи Н. А. Некрасова;
  • симфония №2;
  • концерт №3 для фортепиано с оркестром;
  • мрачная симфоническая поэма «Остров мёртвых», на которую композитора вдохновила чёрно-белая копия мистической картины Арнольда Беклина.

В период с 1904 по 1906 годы Сергей Васильевич написал две одноактных оперы: «Франческа да Римини» по Данте и «Скупой рыцарь» по произведению А. С. Пушкина. В 1906 году обе оперы были поставлены в Большом театре, но широкой популярности не получили. В то же время Рахманинов работал над оперой «Монна Ванна» (на сюжет пьесы М. Метерлинка), но она осталась незавершённой.

В 1910 году композитор обратился к хоровой музыке и написал Литургию Святого в 1913 году - поэму «Колокола», а в 1915 году - богослужебную композицию «Всенощное бдение». Были созданы две тетради прелюдий для фортепиано и столько же тетрадей «Этюдов-картин».

В 1917 году композитор уехал на гастроли и обратно в Россию не вернулся. До самой смерти он жил в США. В первые девять лет жизни в эмиграции Сергей Васильевич не писал музыку. По прошествии этих девяти лет он написал Концерт №4 для фортепиано и оркестра (не слишком известное произведение, при жизни автора не имевшее успеха и несколько раз переправленное им самим), «Три русские песни» (трагическое произведение, в которое вложена тоска по России), Вариации на тему Корелли (которые имеют необычную для этого жанра музыки форму), знаменитую Рапсодию на тему Паганини, Симфонию №3, «Симфонические танцы» для оркестра. Последние произведения Рахманинова пронизаны тоской по Родине.

Романсы

Завершают историю русского классического романса дореволюционной эпохи вокальные произведения Рахманинова. Список романсов, написанных Сергеем Васильевичем в разные годы:

  • «У врат обители» на стихи М. Ю. Лермонтова;
  • «В молчаньи ночи» на слова А. Фета;
  • «Ты помнишь ли вечер» на стихи А.К. Толстого;
  • «Апрель» на перевод с француского В. Тушновой;
  • «Не пой, красавица» на стихи А. С. Пушкина;
  • «Речная лилия» на слова А. Плешнёва из Г.Гейне;
  • «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева;
  • «О, не грусти» на слова А. Апухтина;
  • «Они отвечали» на перевод стихов Виктора Гюго;
  • «Ночью в саду» на слова Александра Блока;
  • «Ау» на слова Бальмонта.

Самые известные произведения С. Рахманинова

Огромное наследие оставил потомкам один из величайших русских композиторов - Рахманинов. Самые известные произведения Сергея Васильевича: это три его оперы, концерты для фортепиано, рапсодия на тему Паганини, сюита «Симфонические танцы», вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, поэма «Колокола», романсы.

Знаменитый «Вокализ» написан для тенора либо сопрано, но всё-таки чаще его исполняют обладательницы сопрано. Вокализ поётся без слов, на одном (любом) гласном звуке. Произведение также аранжировано для исполнения в сопровождении оркестра, для хора с оркестром, для оркестра без вокалиста, для солиста-инструменталиста, существует много интерпретаций этого произведения.

Сюита «Симфонические танцы» была написана в эмиграции в 1940 году и стала последним произведением Сергея Васильевича, он создал её за три года до смерти. Эта музыка вся пронизана тревогой за судьбы людей, на долю которых выпала Вторая мировая война.

Опера «Франческа да Римини» - сюжет её взят из Божественной комедии Данте. Автором либретто к этой опере стал М. И. Чайковский.

Поэма «Колокола»

Пожалуй, самое известное произведение Рахманинова - это симфоническая поэма «Колокола». Она написана для трёх солистов (баритон, тенор, сопрано), хора и симфонического оркестра. Одноимённое стихотворение Эдгара По послужило основой этого произведения. Поэма состоит из четырёх частей различных по характеру, которые раскрывают различные этапы человеческой жизни. Части 1 и 2 (свадебный перезвон и бубенцы) выражают безмятежное счастье, части 3 и 4 - это уже набат, похоронный звон, который звучит трагически. В первой части Allegro солирует тенор; во второй части Lento солирует сопрано - звучит свадебный звон, и музыка рассказывает о любви; третью часть Presto исполняет хор и оркестр - звучит набат, музыка выражает страх; в четвёртой части солирует баритон - здесь звучит похоронный звон и музыка - есть выражение смерти. По словам самого Рахманинова, именно это своё сочинение он любил больше всех других и именно его творил он особенно увлечённо.

Опера «Алеко»

Оперные произведения Рахманинова немногочисленны. Самая первая его опера, которую он написал будучи студентом консерватории, - «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы». Это была дипломная работа композитора. Автор либретто В. И. Немирович-Данченко. Премьера оперы состоялась через год в Большом театре и имела большой успех. В большом восторге от оперы был великий Пётр Ильич Чайковский. По сюжету красавица цыганка Земфира изменяет своему мужу Алеко с молодым цыганом, которого полюбила. Алеко в гневе убивает любовника Земфиры и её саму. Цыгане не смиряются с жестоким поступком Алеко и уходят, оставив его наедине с его тоской.

Рапсодия на тему Паганини

Произведения Сергея Рахманинова для фортепиано и оркестра являются также одними из самых известных его работ. Рапсодия на тему Паганини входит в их число. Написано произведение уже в эмиграции. В него входят 24 вариации на тему одного из знаменитейших Каприсов Николо Паганини - Каприса №24. Это одно из популярнейших творений Рахманинова по сей день, его можно услышать в качестве саундтрека ко многим иностранным фильмам.

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

Сенар

Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.


Родители: мать Любовь Петровна и отец Василий Аркадьевич

Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия. На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.


Фото Сергея Рахманинова в детстве | Сенар

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу. Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор. Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.


Сенар

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани. Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.


Сергей Васильевич Рахманинов | Сенар

Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

Произведения

Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии. После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване. Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy». Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» , «All by Myself» и «I Think of You» Фрэнка Синатры.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня. Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства. Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен. За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы». Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Личная жизнь

Рахманинов был очень влюбчивым человеком, в сердце которого неоднократно вспыхивали чувства к окружающим его дамам. И именно благодаря такой эмоциональности романсы композитора и получались настолько лирическими. Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон. Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим. Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.


Сенар

После возвращения в Москву Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля. Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим. А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.


С дочерьми Ириной и Татьяной | Сенар

В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет - Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины. Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя. Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий. Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».


Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев - Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.


С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом | Сенар

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.

Смерть

Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним.


Сенар

Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Выбор редакции
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...

Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...