Самые масштабные катастрофы. Самые страшные катастрофы в истории человечества


На протяжении веков стихийные бедствия не отпускали человечество. Некоторые случились настолько давно, что ученые не могут оценить масштабы разрушений. К примеру, считается, что средиземноморский остров Строггли был стерт с лица земли в результате извержения вулкана примерно в 1500 году до нашей эры. Вызванное цунами истребило всю минойскую цивилизацию, но никто не знает даже приблизительное число погибших. Однако в результате 10 известных самых разрушительных катастроф, преимущественно землетрясений и наводнений, погибло приблизительно 10 миллионов людей.

10. Землетрясение в Алеппо - 1138, Сирия (Жертв: 230 000)

Одно из самых мощных землетрясений, известных человечеству, и четвёртое по количеству жертв (по приблизительной оценке свыше 230 тыс. погибших). Город Алеппо, крупный и многолюдный городской центр со времён античности, геологически расположен вдоль северной части системы крупных геологических разломов, к которым также относится и впадина Мертвого моря, и которые разделяют аравийскую и африканскую тектонические плиты, находящиеся в постоянном взаимодействии. Дамасский летописец Ибн-аль-Каланиси записал дату землетрясения - среда, 11 октября 1138 года, а также указал количество жертв - свыше 230 тыс. человек. Подобная цифра жертв и разрушений шокировала современников, в особенности западных рыцарей-крестоносцев, поскольку тогда в северо-западной Европе, откуда большинство из них были родом, редкий город имел население в 10 тысяч жителей. После землетрясения население Алеппо восстановилось только к началу XIX века, когда в городе вновь было зафиксировано население в 200 тыс. жителей.

9. Землетрясение в Индийском океане - 2004, Индийский океан (Жертв: 230 000+)

Третьим, а по некоторым оценкам и вторым по силе, является подводное землетрясение в Индийском океане, состоявшееся 26 декабря 2004 года. Оно стало причиной цунами, которые и нанесли основную часть ущерба. Ученые оценивают магнитуду землетрясения от 9,1 до 9,3 баллов. Эпицентр находился под водой, к северу от острова Симёлуэ что на северо-запад от индонезийской Суматры. Огромные волны достигли берегов Таиланда, юга Индии и Индонезии. Тогда высота волн достигла 15 метров. Огромным разрушениям и жертвам подверглись многие территории, в том числе и в Порт-Элизабет, ЮАР, что в 6900 км от эпицентра. Точное число жертв неизвестно, однако оно оценивается от 225 до 300 тысяч человек. Истинную цифру уже подсчитать не удастся, так как множество тел было просто унесено водой в море. Любопытно, но за несколько часов до прихода цунами многие животные чутко отреагировали на грядущую катастрофу - они покинули прибрежные зоны, перебравшись на возвышенности.

8. Разрушение плотины Баньцяо - 1975, Китай (Жертв: 231 000)

Существуют разные оценки числа жертв катастрофы. Официальная цифра, около 26 000 человек, учитывает лишь непосредственно утонувших при самом наводнении; c учётом же погибших от эпидемий и голода, распространившихся в результате катастрофы, то полное число жертв составляет, по разным оценкам, 171 000 или даже 230 000. Дамба была сконструирована таким образом, чтобы пережить крупнейшие наводнения, которые случаются раз в тысячу лет (306 мм осадков за день). Однако в августе 1975 г. произошло крупнейшее за 2000 лет наводнение, как следствие мощного тайфуна Нина и нескольких дней рекордных штормов. Наводнение вызвало огромную волну воды шириной 10 километров, 3-7 метров высотой. Прилив за час ушел на 50 километров от берега и добрался равнин, создал там искусственные озера суммарной площадью 12 000 кв км. Семь провинций были затоплены, в том числе тысячи квадратных километров сельской местности и бесчисленное количество коммуникаций.

7. Таншаньское землетрясение - 1976, Китай (Жертв: 242 000)

Второе по силе землетрясение также произошло в Китае. 28 июля 1976 года в провинции Хэбэй состоялось Таншанское землетрясение. Его магнитуда составила 8,2 бала, что позволяет считать событие крупнейшей природной катастрофой века. Официальное число погибших составило 242419 человек. Однако скорее всего цифра была занижена властями КНР в 3-4 раза. Подозрение это базируется на том факте, что по китайским документам сила землетрясения указывается лишь в 7,8 баллов. Таншань был практически сразу разрушен мощными толчками, эпицентр которых находился на глубине в 22 км под городом. Разрушению подверглись даже Тяньцзин и Пекин, который находятся на расстоянии в 140 километров от эпицентра. Последствия катастрофы были ужасными - 5,3 миллионов домов оказались разрушенными и поврежденными до такой степени, что в них оказалось невозможным жить. Количество жертв увеличилось благодаря последующей серии толчков до 7,1 баллов. Сегодня в центре Таншаня находится стела, которая напоминает об ужасной катастрофе, существует и информационный центр, посвященный тем событиям. Он является своеобразным музеем по этой тематике, единственным в Китае.

6. Наводнение в Кайфенг - 1642, Китай (Жертв: 300 000)

Снова многострадальный Китай. Формально это бедствие можно считать стихийным, но устроили его руки человека. В 1642 году в Китае происходило крестьянское восстание, лидером которого был Ли Зиченг. Повстанцы подошли к городу Кайфенг. Чтобы не допустить захвата города восставшими, командование войсками династии Мин отдало приказ затопить город и окрестности водами Желтой реки. Когда отступила вода и закончился вызванный искусственным наводнением голод выяснилось, что из 600 000 человек населения города и окрестностей выжила только половина. На то время это была одна из самых кровавых карательных акций за всю историю.

5. Циклон в Индии - 1839 года, Индия (Жертв: 300 000+)

Хотя фотография циклона не относится к 1839 году, по ней можно оценить всю мощь этого природного явления. Индийский циклон 1839 года сам по себе не был разрушительным, но он вызвал мощные приливные волны, которые убили 300 000 человек. Приливные волны полностью уничтожили город Коринга и утопили 20 000 кораблей, которые находились в бухте города.

4. Великое китайское землетрясение - 1556 (Жертв: 830 000)

В 1556 году состоялось самое разрушительное землетрясение в истории человечества, названное Великим китайским землетрясением. Оно произошло 23 января 1556 года в провинции Шэньси. Историки полагают, что стихийное бедствие унесло жизни около 830 тысяч человек, больше чем любое другое аналогичное событие. Некоторые районы Шэньси обезлюдели полностью, а в остальных погибло более половины людей. Столь огромное количество жертв объяснялось тем, что большая часть жителей обитало в лёссовых пещерах, которые при первых толчках сразу же обрушились либо впоследствии были затоплены селевыми потоками. Согласно современных оценок этому землетрясению присвоили категорию в 11 баллов. Один из очевидцев предупреждал своих потомков о том, что с началом бедствия не стоит стремглав устремляться на улицу: «Когда птичье гнездо падает с дерева, яйца зачастую остаются невредимыми». Такие слова являются свидетельством того, что много людей погибло при попытке покинуть жилища. О разрушительности землетрясения свидетельствуют древние стелы Сианя, собранные в местном музее Бэйлинь. Многие из них осыпались или потрескались. Во время катаклизма находящаяся тут Пагода диких гусей устояла, однако ее фундамент просел на 1,6 метра.

3. Циклон Бхола - 1970 (Жертвы: 500 000 - 1 000 000)

Разрушительный тропический циклон, поразивший территории Восточного Пакистана и индийской Западной Бенгалии 12 ноября 1970 года. Наиболее смертоносный тропический циклон и одно из самых губительных стихийных бедствий в современной истории. Около полумиллиона человек лишились своих жизней вследствие удара штормового прилива, затопившего множество низкорасположенных островов дельты Ганга. Это был шестой по счёту штормовой циклон в сезоне ураганов северного Индийского океана 1970 года и наиболее сильный в этом году.
Циклон сформировался над центральной частью Бенгальского залива 8 ноября, после чего стал смещаться на север, набирая при этом силу. Пика своей мощности он достиг вечером 12 ноября, и той же ночью произошёл контакт с береговой линией Восточного Пакистана. Штормовой прилив опустошил многочисленные прибрежные острова, сметая на своём ходу целые деревни и разрушая сельскохозяйственные угодья региона. В наиболее пострадавшем районе страны - упазиле Тазумуддин - погибло более 45 % из 167-тысячного населения.
Политические последствия
Неповоротливые темпы спасательных работ только усиливали озлобленность и ощущение обиды в Восточном Пакистане и способствовали местному движению сопротивления. Субсидии поступали медленно, транспорт неторопливо доставлял остро необходимые средства в опустошенные штормом территории. В марте 1971 года напряжение непрерывно нарастало, провинцию стали покидать иностранные специалисты, опасаясь всплесков насилия. В дальнейшем ситуация продолжила ухудшаться и переросла в войну за независимость, начавшуюся 26 марта. Позднее, в декабре того же года, этот конфликт расширился в третью индо-пакистанскую войну, которая увенчалась созданием государства Бангладеш. Произошедшие события можно считать одним из первых случаев, когда природное явление спровоцировало гражданскую войну, последующую внешнюю интервенцию третьей силы и распад одной страны на два независимых государства.

2. Наводнение в долине Желтой реки - 1887, Китай (Жертвы: 900 000 - 2 000 000)

Одно из самых страшных наводнений в современной истории человечества, которое, по разным источникам, унесло от 1,5 до 7 миллионов человеческих жизней, случилось поздней весной 1887 г. в северных провинциях Китая, в долине Желтой Реки. Сильные дожди почти на всей территорий Хунань той весной вызвали половодье реки. Первое наводнение произошло у крутого изгиба, в окрестностях города Чжанчжоу.
День за днем вторгались клокочущие воды на территории городов, разрушая и опустошая их. Всего от наводнения пострадало 600 городов, расположенных на берегах реки, включая и обнесенный стеной город Хунань. Стремительный поток продолжал смывать поля, животных, города и людей, затопив территорию шириной в 70 км водой, глубина которой достигала 15 метров.
Вода часто против ветра и прилива медленно заливала террасу за террасой, на каждой из которых скапливалось от 12 до 100 семей. Из 10 домов уцелели только один или два. Половина построек была скрыта под водой. Люди лежали на крышах домов, а старики, которые не умерли от голода, умирали от холода.
Верхушки тополей, стоявших когда-то вдоль дорог, торчали из воды, как водоросли. То здесь, то там за старые деревья с толстыми ветками удерживались сильные мужчины и звали на помощь. В одном месте к дереву прибило ящик с мертвым ребенком, которого туда поместили для безопасности его родители. В ящике лежала пища и записка с именем. В другом месте была обнаружена семья, все члены которой умерли, ребенок был помещен на самое высокое место… хорошо накрыт одеждой».
Разруха и опустошение, оставшиеся после того, как вода спала, были просто ужасными. Статистика так и не смогла справиться с задачей - подсчитать. К 1889 г., когда Желтая Река, наконец, вернулась в свое русло, ко всем несчастьям наводнения присоединились еще и болезни. Предполагается, что полмиллиона человек умерли от холеры.

1. Великое наводнение - 1931, Китай (Жертвы: 1 000 000 - 4 000 000)

Летний период муссонных дождей 1931 года выдался на редкость бурным. Проливные дожди и тропические циклоны неистовствовали в бассейнах рек. Дамбы неделями противостояли сильнейшим ливням и бурям, но они в конце концов не выдержали нагрузки и обрушились в сотнях мест. Затопленными оказались примерно 333 000 га земли, по меньшей мере 40 000 000 человек лишились крова, громадными были потери урожая. На больших площадях вода не сходила от трех до шести месяцев. Болезни, недостаток продовольствия, отсутствие крыши над головой привели к гибели в общей сложности 3,7 млн человек.
Одним из эпицентров трагедии стал город Гаою в северной провинции Цзянсу. Мощный тайфун обрушился 26 августа 1931 года на пятое по величине озеро Китая Гаою. Уровень воды в нем уже поднялся до рекордной высоты в результате сильных дождей, прошедших в предыдущие недели. Шквалистый ветер поднял высокие волны, бившиеся о дамбы. После полуночи сражение было проиграно. Дамбы оказались проломлены в шести местах, и самая большая брешь достигала почти 700 м. Бурный поток пронесся через город и провинцию. Только в одно утро в Гаою погибло около 10 000 человек.

Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Мы подготовили подборку самых крупных катастроф, которые обошлись человечеству в рекордные суммы. Итак, вашему вниманию 10 самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия

На первом месте самая глобальная техногенная экологическая катастрофа – взрыв на Чернобыльской АЭС . Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора - и 35000 голов скота - были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент - что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны - и уж тем более о мониторинге происходящего.

Чернобыльская катастрофа надолго останется самой крупной и дорогостоящей экологической катастрофой. На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия, который обошелся в 13 миллиардов долларов, что в 20 раз меньше по стоимости, и в миллионы раз меньше по последствиям воздействия на окружающую среду.

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.

На третьем месте снова экологическая катастрофа. 13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Четвертое место – гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шатла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Американским налогоплательщикам эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.

На пятом месте Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha - произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов.


Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

На шестом месте снова экология. Разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez - произошел 24 марта 1989Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В воду попало более 11 млн. галлонов нефти. На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.



Седьмое место – взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008, и стоила налогоплательщикам США полтора миллиона долларов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.

Восьмое место - Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания MetroLink потеряла 500 миллионов долларов

На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов

Замыкает десятку самых дорогих катастров гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс - 150 млн долларов).


Стоит добавить, что список составлен американским порталом WreckedExotics в результате тщательного оценивания многих факторов. Советую Вам также изучить подборку о негативном влиянии человека на природу , где также есть над чем задуматься.

Большинство толковых словарей трактует основное значение слова «катастрофа» как событие с трагическими последствиями. Именно таких событий, до сих пор ужасающих наших современников своими масштабами и количеством погибших людей и животных, история нашей планеты насчитывает не так уж и мало. Самые страшные катастрофы порой оказывали влияние на дальнейшее развитие пострадавших стран или даже всей цивилизации.

С развитием техники люди начали освоение таких неподходящих для их существования океанских просторов, а затем обратили свои мечты и стремления к небу. С появлением огромных океанских крейсеров, многоместных пассажирских авиалайнеров значительно увеличилось число погибших и пострадавших в катастрофах. В прошлом столетии прибавились техногенные катастрофы, которые также можно назвать одними из самых масштабных.

Крупнейшая авиакатастрофа в гражданской авиации

К самым страшным авиакатастрофам относят Тенерифскую, которая повлекла за собой гибель 583 человек. Все произошло 27 марта 1977 г. непосредственно на взлетной полосе аэропорта Лос- Родеос, расположенного вблизи от города Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). Погибли все пассажиры «Боинга» KLM, включая 14 членов экипажа, за исключением одной пассажирки Робины Ван Ланскот, которая решила прервать полет ради встречи с другом и сошла в Тенерифе. А вот на борту «Боинга» Pan American после крушения оказались выжившие. Удалось спастись 61 человеку - 54 пассажирам и 7 членам экипажа.

Из-за произошедшего накануне теракта в крупнейшем аэропорту Канарских островов, Лас-Пальмасе, его закрыли, а аэропорт Лос-Родеос в связи с этими событиями оказался сильно перегруженным. Был выходной день, множество самолетов, непринятых Лас-Пальмасом, заполнили все стоянки. Некоторые из них стояли на рулежных дорожках. Известны причины, которые привели к ужасной катастрофе:

  • туман, видимость из-за которого была первоначально ограничена 300 метрами, а немного позднее стала еще меньше;
  • отсутствие огней на границах взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожке;
  • сильный испанский акцент диспетчера, который плохо понимали пилоты, переспрашивали и уточняли его приказы;
  • отсутствие согласованных действий со стороны пилотов при переговорах с диспетчером, они вступали в разговор и перебивали друг друга.

Авиакомпания KLM впоследствии взяла на себя ответственность за произошедшую трагедию и выплатила семьям жертв и пострадавшим значительную компенсацию.

5 мая 1937 г. был спущен на воду германский круизный лайнер, названный именем Вильгельма Густлоффа,одного из лидеров национал-социалистов Швейцарии, погибшего за год до этого.

Пассажирский лайнер имел десять палуб, был рассчитан на 1,5 тыс. человек, его обслуживали 417 членов экипажа. Судно построили по самым передовым технологиям, и оно было очень комфортным. Лайнер предназначался, в первую очередь, для осуществления длительных и неспешных круизов. В 1939 г. «Вильгельм Густлофф» передали ВМС Германии. Вскоре он стал плавучим госпиталем, а затем после 1940-го года причислен к школе подводников в Готенхафене. Его цвет снова стал камуфляжным, и он лишился защиты Гаагской конвенции.

После торпедной атаки, которую провела советская подводная лодка под командованием А.И. Маринеску, «Вильгельм Густлофф» затонул у берегов Польши 30 января 1945 г. Согласно официальным данным, погибли 5 348 человек, однако, точное количество пассажиров так и осталось неизвестным.

Вблизи берегов Крыма 7 ноября 1941 г. гитлеровской авиацией был потоплен советский теплоход «Армения», на борту которого, предположительно, находилось более 3 000 человек.

С точки зрения экологии, сейчас на планете происходит одна из крупнейших катастроф - снижение уровня Аральского моря и его усыхание. Так называемое Аральское море являлось четвертым по размеру озером на планете после Каспийского моря (которое из-за своей замкнутости может быть квалифицировано как озеро), Верхнего озера в Северной Америке и озера Виктории в Африке.

Но после того как стоки рек Сырдарьи и Амударьи, которые питали Арал, стали забираться через построенные системы орошения, озеро обмельчало. Летом 2014 г. его восточная часть практически высохла, объем воды уменьшился до 10%.

Все это повлекло за собой изменения климата, который стал континентальным. На выступившем дне бывшего моря появилась песчано-соляная пустыня Аралкум. Пыльные бури разносят мельчайшие частицы соли с вкраплениями ядохимикатов и сельскохозяйственных удобрений, которые в свое время попали в Арал с полей через реки и могут негативно отразиться на здоровье людей и животных. Из-за солености исчезло большинство видов морских обитателей, закрылись порты, люди потеряли работу.

К таким катастрофам, затрагивающим своими губительными последствиями население всей планеты, в первую очередь нужно отнести аварию на Чернобыльской АЭС. Во время взрыва четвертого ядерного реактора он был полностью разрушен. Работы по ликвидации последствий до сих пор не закончены. После 26 апреля 1986 г. с места катастрофы в радиусе 30 км были эвакуированы все люди - 135 000 человек и 35 000 голов скота. Была создана охраняемая зона отчуждения. От радиоактивных веществ, попавших в воздух, более всего пострадали Украина, Белоруссия, запад России. В других странах тоже было отмечено повышение радиоактивного фона. Более 600 000 человек участвовали в ликвидации последствий этой катастрофы.

Крупнейшее землетрясение в Японии, произошедшее 11 марта 2011 года, а затем цунами, послужили причиной радиационной аварии на АЭС Фукусима-1, которая имеет наивысший, седьмой уровень. Из строя были выведены внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что повлекло за собой сбой в системе охлаждения, а затем и расплавление активной зоны реакторов на 1, 2, 3 энергоблоках. Весь финансовый ущерб, который включает работы по дезактивации, компенсации пострадавшим и вынужденным переселенцам, приблизительно, составляет 189 млрд долларов.

Еще одной катастрофой, которая отразилась на состоянии всей биосферы Земли, называют взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, случившийся 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Вызванный аварией разлив нефти стал самым крупным . В момент самого взрыва и в возникшем затем пожаре на полупогружной установке погибло 11 человек и 17 из 126 получили травмы, которые в тот момент находились на платформе. Позже погибли еще двое. Нефть вытекала в залив в течение 152 дней, всего попало в залив более 5 млн баррелей. Эта техногенная катастрофа оказала губительное воздействие на экологию всего района. Пострадали различные виды морских животных, рыб и птиц. А на севере Мексиканского залива в том же году зарегистрировали повышенную смертность китообразных. Кроме нефти, на поверхности воды (размер пятна достигал 75 000 км²) образовалось большое количество подводных нефтяных шлейфов, длина которых доходила до 16 км, а ширина и высота - соответственно, 5 км и 90 м.

Это лишь несколько жутких аварий, которые можно классифицировать как самые страшные катастрофы в истории человечества.Но были еще другие, порой менее известные, принесшие людям множество разрушений и бед. Часто эти катастрофы были вызваны войной или целой чередой случайностей, а в некоторых случаях горе принесла разрушительная сила природы.

Об аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon человечество никогда не забудет. Взрыв и пожар случились 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана, на месторождении Макондо. Разлив нефти стал крупнейшим в истории США и фактически загубил Мексиканский залив. Мы вспомнили крупнейшие техногенные и экологические катастрофы мира, некоторые из которых чуть ли не страшнее трагедии Deepwater Horizon.

15 крупнейших техногенных катастроф мира катастрофы, техногенные катастрофы

Источник: therichest.imgix.net

Можно ли было избежать аварии? Техногенные катастрофы часто происходят как следствие природных катастроф, но кроме того - из-за изношенного оборудования, жадности, халатности, невнимательности... Память о них служит важным уроком для человечества, потому что природные катастрофы могут повредить людям, но не планете, а вот техногенные несут угрозу абсолютно всему окружающему миру.

Разлив раскаленной стали - 35 жертв

18 апреля 2007 года 32 человек погибли и 6 получили ранения, когда ковш, содержащий расплавленную сталь, упал на заводе Qinghe Special Steel Corporation в Китае. Тридцать тонн жидкой стали, раскаленной до 1500 градусов по Цельсию упал с подвесного транспортера. Жидкая сталь прорвалась через двери и окна в соседнее помещение, где находились рабочие дежурной смены.

Пожалуй, самый ужасный факт, обнаруженный в ходе исследования этой катастрофы в том, что ее можно было бы предотвратить. Непосредственной причиной аварии стало неправомерное использование некондиционного оборудования. Следствие пришло к выводу, что имел место целый ряд недостатков и нарушений безопасности, которые способствовали аварии.

Когда аварийные службы добрались до места катастрофы, их остановил жар расплавленной стали, и они долго были не в состоянии добраться до жертв. После того, как сталь начала охлаждаться, они обнаружили 32 жертвы. Удивительно, но 6 человек чудом пережили эту аварию, и с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницу.

Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик - 47 жертв

2


Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 74 цистерны с сырой нефтью, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались. Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести. В результате пожара, охватившего город, примерно половина зданий в центре города были уничтожены.

В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте двигателя, чтобы поскорее завершить ремонт, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.

Поездом управлял машинист Том Хардинг. В 23:00 поезд остановился на станции Нант, на главном пути. Том связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем, сильном чёрном выхлопе; решение проблемы с тепловозом было отложено до утра, и машинист уехал ночевать в гостиницу. Поезд с заведённым тепловозом и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. В нем не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны и неуправляемый поезд ушёл под уклон к Лак-Мегантику. В 00:14 поезд на скорости 105 км/ч сошёл с рельсов и оказался в центре города. Вагоны сошли с рельсов, последовали взрывы и горящая нефть разлилась вдоль железной дороги.

Люди в ближайшем кафе, ощутив толчки земли, решили что началось землетрясение и спрятались под столами, в итоге они не успели убежать от огня... Эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных в Канаде.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - не менее 75 жертв

3


Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года - "черный день" российской гидроэнергетики. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, производство электроэнергии приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

На момент аварии ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9. В 8:13 местного времени 17 августа произошло разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды.

Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших ГА произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя.

Неочевидность причин аварии (по словам министра энергетики России Шматко, «это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире») вызвала ряд версий, не нашедших подтверждения (от терроризма до гидроудара). В качестве наиболее вероятной причины аварии называют усталостные разрушения шпилек, возникшие в период работы гидроагрегата № 2 с временным рабочим колесом и недопустимым уровнем вибраций в 1981-83 годах.

Взрыв на "Пайпер Альфа" - 167 жертв

4


6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием "Пайпер Альфа" была разрушена в результате взрыва. Платформа “Пайпер Альфа”, установленная в 1976 году, бала самой большой конструкцией на площадке “Пайпер”, принадлежащей шотландской компании “Оксидентал Петролеум”. Платформа располагалась в 200 км к северо-востоку от Абердина и служила центром управления нефтедобычей на площадке.На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. 6 июля на “Пайпер Альфе” произошел неожиданный взрыв. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.

В результате утечки газа и последующего взрыва погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь, при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии, на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры. Авария на платформе Piper Alpha привела к серьезной критике и последующему пересмотру норм безопасности работ по добыче нефти в Северном море.

Пожар в Тяньцзине Биньхай - 170 жертв

5


В ночь на 12 августа 2015 года два взрыва вспыхнули на участке хранения контейнеров в порту Тяньцзинь. В 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожаре на расположенных в порту Тяньцзиня складах фирмы «Жуйхай», занимающейся транспортировкой опасных химических веществ. Как выяснили позднее следователи, его причиной послужило самовозгорание высохшей и нагревшейся на летнем солнце нитроцеллюлозы. В течение 30 секунд после первого взрыва, произошел второй - контейнер с нитратом аммония. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго - в 21 тонну. Прибывшие на место пожарные долго не могли остановить распространение огня. Пожары бушевали несколько дней и случилось еще 8 взрывов. Взрывы создали огромный кратер.

Взрывы привели к гибели 173 человек, 797 раненых, и 8 человек числятся пропавшими без вести. . Тысячи автомобилей Toyota, Renault, Volkswagen, Kia и Hyundai были повреждены. 7,533 контейнеры, 12,428 автомобилей и 304 здания были разрушены или повреждены. Помимо смерти и разрушения, ущерб составил $ 9 млрд. Выяснилось, что три многоквартирных дома были построены в радиусе одного километра от склада химических веществ, что запрещено китайским законодательством. Власти предъявили обвинения 11 чиновникам из города Тяньцзинь по делу о взрыве. Их обвиняют в халатности и злоупотреблении полномочиями.

Валь-ди-Ставе, прорыв плотины - 268 жертв

6


На севере Италии над деревней Ставе, рухнула плотина Валь-ди-Ставе 19 июля 1985 года. Авария уничтожила 8 мостов, 63 здания, погибло 268 человек. После катастрофы, в ходе расследования было установлено, что имело место плохое техническое обслуживание и малый запас эксплуатационной безопасности.

В верхней из двух плотин, из-за осадков труба для дренажа стала менее эффективной, она была засорена. Вода продолжала поступать в резервуар и давление в поврежденной трубе возрастало, также это вызвало давление на береговую породу. Вода начала проникать в почву, сжижаться в грязь и ослаблять берега, пока, наконец, не произошел размыв. Буквально за 30 секунд вода и грязевые потоки верхней плотины прорвались и хлынули в нижнюю плотину.

Обрушение террикона в Намбийи - 300 жертв

7


К 1990 году Намбийя, шахтерский поселок на юго-востоке Эквадора имел репутацию "агрессивной экосреды". Местные горы были изрыты горняками, пронизаны отверстиями от добычи полезных ископаемых, воздух влажный и наполненный химическими веществами, токсичные газы из шахты и огромный террикон.

9 мая 1993 года, большая часть горы угольного шлака в конце долины рухнула, и под оползнем погибли около 300 человек. 10,000 человек жили в поселке на площади около 1 квадратную мили. Большинство домов города были построены прямо на въезде в туннель на шахту. Специалисты давно предупреждали, что гора стала практически полой. Они говорили, что дальнейшая добыча угля приведет к оползням, и после нескольких дней проливных дождей почва размягчилась, и худшие прогнозы сбылись.

Техасский взрыв - 581 жертва

8


Техногенная катастрофа случилась 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах.

В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены - имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.

Суд признал Федеральное правительство виновным в преступной халатности, совершенной правительственными агентствами и их представителями, вовлечёнными в производство, упаковку и маркирование аммиачной селитры, усугубленной грубыми ошибками в ее транспортировке, хранении, погрузке и противопожарных мерах. Было выплачено 1,394 компенсации общей суммой около $17 млн.

Бхопальская катастрофа -до 160,000 жертв

9


Это одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide, и производящем пестициды, произошёл выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Он хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости.

Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертв в современной истории, повлёкшая немедленную смерть по крайней мере 18 тыс человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс - в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек. Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием жителей об аварии, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Union Carbide, ответственная за эту трагедию, в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам $ 470 млн в обмен на отказ от претензий. В 2010 индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide виновными в халатности, повлекшей гибель людей. Осуждённые были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тыс рупий (примерно $ 2,100).

Трагедия на дамбе Баньцяо - 171 000 погибших

10


В этой катастрофе даже нельзя упрекнуть конструкторов плотины, она была рассчитана на сильные наводнения, но данное было совершенно беспрецедентным. В августе 1975 года в западной части Китая, во время тайфуна прорвало дамбу Баньцяо- погибло около 171,000 человек. Плотина была построена в 1950-х годах для производства электроэнергии и предотвращения наводнений. Инженеры разработали ее с запасом прочности на тысячу лет.

Но в те роковые дни в начале августа 1975 года, тайфун "Нина" сразу же произвел более 40 дюймов осадков, что превысило ежегодное общее количество осадков в этой области всего за один день. После нескольких дней еще более сильных дождей, плотина не устояла и была размыта 8 августа.

Прорыв дамбы вызвал волну высокой 33 футов, 7 миль в ширину, которая шла со скоростью 30 миль в час. В общей сложности более 60 плотин и дополнительных резервуаров были уничтожены из-за разрушения плотины Banqiao. Наводнение разрушило 5,960,000 зданий, сразу погубило 26,000 человек и еще 145,000 умерли позже в результате голода и эпидемий из-за стихийного бедствия.

Ниже представлен список десяти самых крупных стихийных бедствий в истории человечества. Рейтинг составлен исходя из количества погибших.

Землетрясение в Алеппо

Количество погибших: около 230 000

Открывает рейтинг самых крупных стихийных бедствий в истории человечества землетрясение в Алеппо магнитудой 8,5 балла по шкале Рихтера, произошедшее в несколько этапов близь города Алеппо в северной Сирии 11 октября 1138 года. Его часто называют четвёртым землетрясением в истории по количеству погибших. Согласно упоминаниям дамасского летописца Ибн аль-Каланиси в результате этой катастрофы погибло приблизительно 230 000 человек.

Землетрясение в Индийском океане в 2004 году


Количество жертв: 225 000–300 000

Подводное землетрясение, произошедшее 26 декабря 2004 года в Индийском океане у западного побережья Северной Суматры, в 250 километрах к юго-востоку от города Банда-Ачех. Считается одним из сильнейших землетрясений XX–XXI веков . Его магнитуда по разным оценкам составила от 9,1 до 9,3 балла по шкале Рихтера. Возникнув на глубине около 30 км, землетрясение вызвало ряд разрушительных цунами, высота которых превышала 15 метров. Эти волны привели к огромным разрушениям и забрали жизни, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек в 14 странах. Наибольше от цунами пострадало побережье Индонезии, Шри-Ланки, Индии и Таиланда.


Количество погибших: 171 000–230 000

Дамба Баньцяо - плотина на реке Жухэ, провинция Хэнань, Китай. 8 августа 1975 года вследствие мощного тайфуна «Нина» плотина была разрушена, вызвав тем самым наводнение и огромную волну шириной 10 км и высотой 3–7 метров. Эта катастрофа по разным оценкам унесла жизни от 171 000 до 230 000 человек, из которых около 26 000 погибли непосредственно от наводнения. Остальные умерли от последующих эпидемий и голода. Кроме того, 11 миллионов человек потеряли свои дома.


Число жертв: 242 419

Таншаньское землетрясение магнитудой 8,2 балла по шкале Рихтера является самым смертоносным землетрясением XX века. Оно произошло 28 июля 1976 года в китайском городе Таншань в 3:42 по местному времени. Его гипоцентр находился недалеко от промышленного города-миллионера на глубине 22 км. Повторные толчки мощностью 7,1 нанесли ещё больше вреда. По данным правительства Китая количество жертв составило 242 419 человек, но согласно другим источникам погибло около 800 000 жителей, ещё 164 000 были тяжело ранены. От землетрясения также пострадали населённые пункты, находящиеся на расстоянии 150 километров от эпицентра, среди них Тяньцзинь и Пекин. Более 5 000 000 домов были полностью разрушены.

Наводнение в Кайфыне


Число погибших: 300 000–378 000

Наводнение в Кайфыне - техногенная катастрофа, которая в первую очередь обрушилась на Кайфын. Этот город, расположен на южном берегу реки Хуанхэ в китайской провинции Хэнань. В 1642 году город затопило водами «Жёлтой реки», после того как армия династии Мин открыла дамбы, чтобы предотвратить наступление войск Ли Цзычэна. Тогда от наводнения и последующего после него голода и чумы погибло около 300 000–378 000 человек.

Индийский циклон – 1839


Количество погибших: более 300 000

Пятое место в рейтинге крупнейших стихийных бедствий в истории занимает Индийский циклон – 1839. 16 ноября 1839 года 12 метровая волна, вызванная мощным штормом, полностью уничтожила крупный портовый город Коринга, в штате Андхра-Прадеш, Индия. Тогда погибло более 300 000 человек. После катастрофы город так и не был восстановлен. Ныне на его месте находится небольшой посёлок с населением (2011) - 12,495 жителей.


Число погибших: приблизительно 830 000

Это землетрясение магнитудой примерно в 8 баллов произошло 23 января 1556 года в китайской провинции Шэньси, во времена правления династии Мин. От него пострадало более 97 округов, на площади в 840 км всё было разрушено, а в некоторых районах погибло 60% населения. Всего Китайское землетрясение унесло жизни приблизительно 830 000 человек - больше, чем любое другое землетрясение в истории человечества. Огромное количество жертв обусловлено тем, что преимущественная часть населения провинции обитала в лёссовых пещерах, которые были разрушены либо затоплены селевыми потоками сразу после первых толчков.


Количество жертв: 300 000–500 000

самый разрушительный тропический циклон в истории , поразивший территории Восточного Пакистана (сейчас Бангладеш) и индийского штата Западная Бенгалия 12 ноября 1970 года. По оценкам от него погибло 300–500 тыс. человек, в основном в результате штормового прилива высотой 9 м, который затопил множество низкорасположенных островов в дельте Ганги. Наиболее от циклона пострадали подокруги Тхани и Тазумуддин, в них погибло более 45% населения.


Число погибших: около 900 000

Это разрушительное наводнение произошло 28 сентября 1887 года в провинции Хэнань, Китай. Виной всему стали проливные дожди, шедшие здесь в течении многих дней. Из-за дождей уровень воды в реке Хуанхэ поднялся и разрушил дамбу, недалеко от города Чжэнчжоу. Вода быстро распространилась по всей северной части Китая, на территорию приблизительно в 130 000 кв. км, забрав при этом жизни около 900 тыс. человек, и оставив без крова приблизительно 2 млн.


Количество жертв: 145 000–4 000 000

Самым крупным стихийным бедствием в мире является наводнение в Китае, а точнее серия наводнений, произошедших в 1931 году на территории Южно-Центрального Китая. Этой катастрофе предшествовала засуха, которая длилась с 1928 по 1930 года. Однако следующая зима выдалась очень снежной, весной выпало много осадков, к тому же в течение летних месяцев, страна страдала от проливных дождей. Всё эти факты поспособствовали тому, что три крупнейшие реки Китая: Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ вышли из берегов, забрав жизни по разным данным от 145 тысяч до 4 миллионов человек. Также крупнейшее стихийное бедствие в истории вызвало эпидемии холеры и тифа, а ещё привело к голоду, во время которого фиксировались случаи детоубийства и каннибализма.

Поделится в соц. сетях

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...