Русские художники. Бруни Федор Антонович


БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ

Бруни, Федор Антонович - известный русский художник (1800 - 75), родился в Москве. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. На одиннадцатом году Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, где и занимался под руководством Егорова, Иванова (старшего) и в особенности Шебуева. В 1818 г. получил звание художника. Отец решил, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. Изучение произведений старинных художников окончательно определило направление Бруни. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"; находится в Музее Александра III), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика. К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: "Святая Цецилия", "Святое Семейство", "Вакханка, поящая амура" (Музей Александра III), "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и др. Кроме того, Бруни написал копии с фресок Рафаэля: "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду относятся четыре большие образа: "Богоматерь с младенцем на руках", "Спаситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" (в Музее Александра III). В начале тридцатых годов Бруни начал писать колоссальную картину: "Воздвижение Моисеем медного змия", но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии Художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятой Богородицы". В 1838 г. Бруни нашел возможным возвратиться в Рим, написал там "Покров" и окончил в 1840 г. "Медного змия" (Музей Александра III), который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов; некоторые из них были исполнены фрескою в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие - различными художниками под его руководством. На аттике собора находятся: "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении". В полукружии над аттикой: "Творец, благословляющий все созданное", "Святой Дух в сонме ангелов"; на плафоне: "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели". Исполнение перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штуттгарте. Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения эрмитажной галереи. В 1855 г. Бруни занял в Академии Художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии. Бруни писал также и портреты, среди которых особенно замечательно изображение княгини З. Волконской в костюме Танкреда (находится у князя С.М. Волконского в Санкт-Петербурге). Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт). Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Бруни является в России одним из немногих представителей так называемой "назарейской школы", имевшей также большое влияние на целое поколение германских художников 1840-х годов. Подробная биография Бруни и список его работ составлены А.В. Половцевым и изданы Академией Художеств в 1907 г.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ
    Федор (собственно Фиделио) Антонович , русский художник, итальянец по происхождению. Учился в петербургской АХ (1809-18) у …
  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ
    русский художник по исторической и религиозной живописи, род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его …
  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский художник по исторической и религиозной живописи, род. в Москве в 1800 г., + в 1875 г. в Петербурге. …
  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ
    (1799-1875) российский исторический живописец. Сочетал элементы классицизма и романтизма ("Медный змий", 1827-41). С кон. 1840-х гг. глава русского академизма (росписи …
  • БРУНИ в Литературной энциклопедии:
    Леонардо — один из виднейших представителей итальянского гуманизма. Б. переводил с греческого на латинский яз. Платона, Аристотеля, …
  • АНТОНОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Максим Алексеевич — лит-ый критик «Современника» . Приобрел известность своей острой полемикой с журн. Достоевского: «Время» и «Эпоха», с …
  • БРУНИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Bruni) Леонардо (прозвище - Аретино) (1370 или 1374-1444) итальянский гуманист. Отстаивал идею полного развития личности, осуждал аскетизм. Убежденный республиканец, противник …
  • БРУНИ О-В в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    остров близ юго-восточного берега Тасмании, южнее устья реки Дервент, представляет удлиненную и глубоко изрезанную морем песчаную поверхность. Б. занимает 385 …
  • ФЕДОР
    "ФЁДОР Л́ИТКЕ", линейный ледокол рос. арктич. флота. Построен в 1909, водоизмещ. 4850 т. В 1934 (капитан Н.М. Николаев, науч. руководитель …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР КРЕСТЬ́ЯНИН, см. Крестьянин …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР ИВ́АНОВИЧ (1557-98), рус. царь с 1584; последний царь из династии Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Грозного. Правил номинально. С …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР БОР́ИСОВИЧ (1589-1605), рус. царь в апр.- мае 1605. Сын Бориса Годунова. При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут в …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР АЛЕКС́ЕЕВИЧ (1661-82), рус. царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской. Пр-во Ф.А. осуществило ряд реформ: введено …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР II, см. Теодрос II …
  • БРУНИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́УНИ Фёд. Ант. (1799-1875), ист. живописец. Сочетал элементы классицизма и романтизма ("Медный змий", 1827-41). С кон. 1840-х гг. глава рус. …
  • БРУНИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́УНИ (Bruni) Леонардо (прозвище Аретино) (1370 или 1374-1444), итал. гуманист. Отстаивал идею полного развития личности, осуждал аскетизм. Убеждённый республиканец, противник …
  • БРУНИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́УНИ Лев Ал-др. (1894-1948), график и живописец-монументалист. Живописно-мягкие по технике исполнения акварели (серии "Самарканд", 1934 и 1936; "Судак. Крым", 1936-40 …
  • АНТОНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОН́ОВИЧ Макс. Ал. (1835-1918), рос. лит. критик, публицист. В 1860-66 сотр. ж. "Современник". Выступал за демокр. лит-ру. Пропагандировал материализм, дарвинизм. …
  • АНТОНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОН́ОВИЧ Вл. Бонифатьевич (1830 или 1834-1908), историк, этнограф, ч.-к. Петерб. АН (1901). Тр. по археологии Украины (провёл археол. съёмку Киева …
  • АНТОНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОН́ОВИЧ Афиноген Як. (1848-1917), рос. экономист-статистик. В 1893-95 товарищ мин. финансов, затем чл. совета Мин-ва нар. просвещения. Утверждал, что основа …
  • ФЁДОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ФЁДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Фёдор, (Фёдорович, …
  • БРУНИ
    Лев Александрович (1894-1948) , российский художник, в 1910-начале 1920-х гг. примыкал к футуризму и конструктивизму, создавая контррельефы и беспредметные композиции. …
  • АНТОНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Владимир Бонифатьевич (1834-1908) , украинский историк, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1901), профессор. Труды по украинской археологии, истории Великого княжества Литовского, …
  • ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-03 Time: 18:06:14 Навигация Тема = Фёдор Достоевский Викитека = Фёдор Михайлович Достоевский Викисклад = Фёдор Михайлович Достоевский Фёдор …
  • УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ушаков Федор Федорович (1745 - 1817), адмирал, святой праведный. Память 23 июля, …
  • СЧЕНСНОВИЧ ИОСИФ АНТОНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сченснович Иосиф Антонович (1886 - 1937), диакон, священномученик. Память 8 ноября, …
  • СЕМЕНЧУК МИХАИЛ АНТОНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Семенчук Михаил Антонович (1885 - 1937), протоиерей церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенское …
  • НЕДОСЕКИН ФЕДОР ГЕОРГИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Федор Георгиевич Недосекин (1889 - 1942), священник, священномученик. Память 17 апреля. …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), великий русский писатель. Родился в Москве 30 октября …
  • ФАВОРОВ НАЗАРИЙ АНТОНОВИЧ
    Фаворов (Назарий Антонович, 1820 - 1897) - духовный писатель, протоиерей, сын диакона Рязанской епархии, магистр киевской духовной академии, в которой …
  • ИОАНН VI АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн VI Антонович, иногда называемый также Иоанн III (по счету царей) - сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, принцессы Маклебургской …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • БРУНИ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бруни, Александр Павлович - академик архитектуры, племянник Ф.А. Бруни, воспитывался в Академии Художеств, которую окончил в 1859 г. Построил …
  • УСОВ МИХАИЛ АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Антонович , советский геолог, академик АН СССР (1939; …
  • СУЛЕРЖИЦКИЙ ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Леопольд Антонович , русский общественный и театральный деятель, режиссёр, литератор. В 1889-94 учился в Московском училище …
  • СМУРОВ АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Антонович , советский электротехник, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1937). Окончил Петербургский университет (1906) …
  • ИВАН VI АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    VI Антонович , номинальный российский император (с октября 1740), сын Анны Леопольдовны (племянницы русской императрицы Анны …
  • БРЕДИХИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федор Александрович , русский астроном, академик Петербургской АН (1890; член-корреспондент 1877). В 1855 окончил Московский университет, …
  • АНТОНОВИЧ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Максим Алексеевич , русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Окончил Петербургскую духовную …
  • ИОАНН VI АНТОНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    иногда назыв. также И. III (по счету царей) — сын племянницы имп. Анны Иоанновны, принцессы мекленбургской Анны Леопольдовны, и герцога …
  • БРУНИ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    академик архитектуры, племянник Ф. А. Бруни, воспитывался в Импер. академии художеств, которую окончил в 1859 г. Известен сооружением Александровского толкучего …
  • ФЕДОР ИВАНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1557-1598) (Федор I), русский царь (1584-1598), последний представитель династии Рюриковичей. Родился 31 мая 1557, второй сын царя Ивана IV Грозного …
  • ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1661-1682) (Федор III), русский царь, старший сын царя Алексея и его первой жены Марии Милославской. Родился 30 мая (9 июня) …

Красавица Карла Бруни известна как харизматичная топ-модель и третья жена бывшего французского президента . Однако мало кто знает, что в биографии Карлы Бруни нашлось место не только подиуму и громкому замужеству, но и творчеству. Полное имя модели - Карла Джильберта Бруни Тедески.

Будущая звезда родилась в итальянском городе Турине 23 декабря 1968 года. Склонность к творчеству, пожалуй, заложилась благодаря талантливым родителями Карлы. Мать Мариза работала концертмейстером. Отец девочки Альберто Бруни сочинял музыку для оперных партий, а также работал в промышленной сфере. О том, что отец ей не родной, Карле сообщили только после смерти Альберто Бруни. Биологический отец девочки - Маурицио Ремерт, успешный бизнесмен - общение с ребенком не поддерживал. Бруни росла в многодетной семье: у Карлы есть брат, не чуждый творчеству, и не менее талантливая сестра, ставшая актрисой.


Семейство Бруни жило в родном Турине до 1974-го. В тот год Италию держала в страхе террористическая организация. Преступники похищали детей. Страх родителей Карлы за родных чад оказался настолько силен, что было принято решение сменить страну проживания. Так семья Бруни перебирается во Францию. Карла поступает в школу, осваивает игру на фортепиано и гитаре и всерьез планирует связать дальнейшую судьбу с искусством. Девушка даже поступает в Сорбонну на отделение истории искусств. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе: Бруни не окончила институт, поддавшись манкому очарованию звездной жизни и мира моды.

Модельный бизнес

Изначально девушка и не мечтала о славе топ-модели. В рекламное агентство Карлу привело банальное желание подработать. Тем более, что внешние параметры Карлы оказались соответствующими модельным стандартам: рост Карлы Бруни - 175 сантиметров, а вес - 55 килограммов. Однако красавицу ждала неожиданная удача: контракт с агентством City Models принес ей множество высокооплачиваемых контрактов.


Первая фотосессия, в которой участвовала начинающая модель, была проведена в рамках рекламной кампании модного бренда Guess. Фото Карлы Бруни настолько впечатлили модных критиков, что последующие предложения о работе не заставили себя ждать. Именитые дома моды хотели заполучить Бруни как лицо своей продукции. В жизни Карлы вереницей запестрили обложки журналов и рекламные плакаты, софитовые огни камер и микрофоны журналистов, мечтающих об интервью с красавицей. Культовые французские и итальянские дизайнеры почитали за счастье пригласить Бруни как модель на подиум.


В начале 1990-х Карла оказалась одной из самых высокооплачиваемых моделей в мире: за два года девушке удалось заработать 7 миллионов долларов. Бруни сотрудничала с компаниями Prada и Max Mara, Dolce&Gabbana и Chanel, Christian Dior, Givenchy... список можно продолжать бесконечно. Бренды, от названия которых у модниц замирает дух, были у ног Бруни.


Стиль Карлы Бруни не сходил с уст женщин и мужчин, красавице подражали и завидовали. Однако не все давалось с такой легкостью, как казалось со стороны: за столь головокружительной славой стояли кропотливая работа и тяжелые усилия над собой. Карла четко понимала, что мир моды, столь милый внешне, внутри представляет собой постоянную жесткую борьбу за место под софитовым солнцем.


Девушка тщательно следила за своей формой, за здоровьем, питалась исключительно низкокалорийной пищей и ежедневно пробегала три километра. Лишь благодаря неимоверно жесткой дисциплине и несгибаемой силе воли Карле удалось достаточно долго продержаться на модном пьедестале.

Музыка и поэзия

Казалось, что самое интересное только начинается, однако уже в 29 лет Карле наскучил мир моды. Бруни, испытав все прелести и тяготы славы первой красавицы, решила завершить карьеру модели. Вопрос, что делать дальше, перед девушкой не стоял: музыкальное воспитание напомнило о себе. Карла Бруни решила запеть.

Первая пластинка начинающей певицы Бруни вышла в 2003-м. Стоит отметить, что подавляющее большинство композиций сочинены Карлой самостоятельно. Альбом Quelqu"un m"a dit («Кто-то мне сказал») получил не меньше похвал, чем первое появление Карлы на подиуме. Успех оказался и просто неожиданным, и невероятно ошеломительным: тираж проданных копий достигал миллиона экземпляров, а песни Карлы Бруни звучали на всех телеканалах и радиостанциях. Спустя год Бруни получила звание «Лучшая певица года» - высшая награда, о которой только могут мечтать исполнители во Франции.

Последующие альбомы Карлы Бруни также вызывали бурю восторгов у фанатов, а песня «Одиночество» (Soledad) не одну неделю возглавляла хит-парады во Франции и за ее пределами. Не миновало Карлу и увлечение актерским искусством. Модель приняла участие в съемке 17 кинокартин, среди которых выделяются «Полночь в Париже» и «Папарацци» Алена Берберяна.

Личная жизнь

Личная жизнь Карлы Бруни складывалась не менее ярко, чем модельная и сценическая карьера. Среди ухажеров красавицы числились , и даже , в то время бывший владельцем строительной компании. В 2003 году Карла впервые становится матерью. Сын модели Орельян родился от молодого человека по имени Рафаэль Энтовен. Бруни была старше возлюбленного на десять лет. Этот союз, несмотря на разницу в возрасте, казался крепким, однако идиллия продлилась только четыре года. В 2007-м пара рассталась.


В этом же году в прессе стали распространяться слухи о связи Карлы Бруни с действующим главой страны , который на тот момент развелся со второй супругой и был совершенно свободен. В 2008-м влюбленные заключили брак. Для Карлы Бруни это было первое официальное замужество. Семейная жизнь ничуть не изменила тот образ жизни, который привыкла вести Карла. Женщина по-прежнему записывала песни, снималась в кино и видеоклипах и даже иногда участвовала в модельных показах. Муж Карлы Бруни вовсе не противился столь активной творческой жизни супруги и поддерживал красавицу-жену.


В этом браке, оказавшемся действительно счастливым, родилась дочь Карлы Бруни Джулия. Несмотря на плотный график матери, дети Карлы Бруни никогда не оставались без родительской теплоты и внимания. Карла однажды признается журналистам, что только дети и семья для нее представляются самым главным в жизни и рядовой женщины, и первой леди.

Карла Бруни сейчас

До недавнего времени модель, актриса и певица продолжала активно заниматься творчеством, организовывала благотворительные проекты и светилась новыми идеями. Пару лет назад Инстаграм и прочие социальные сети облетели фотографии Карлы, на которых женщина не похожа сама на себя. Факты указывали на то, что причиной странного внешнего вида Бруни стала неудачная пластика или же неаккуратно сделанные «уколы красоты».


Уже в 2017 году Карла Бруни порадовала поклонников известием о том, что идет подготовка к выпуску нового музыкального альбома, который будет носить название French Touch. На этот раз модель и певица представит исполнение не собственных песен, а каверов на композиции культовых мировых звезд: ABBA, The Clash и других. В сети уже появился видеоклип, снятый на композицию Enjoy The Silence.

Дискография

  • 2003 - Quelqu"un m"a dit
  • 2007 - No Promises
  • 2008 - Comme si de rien n"était
  • 2013 - Little French Songs

Бруни Федор Антонович (1799-1875)

Ф. А. Бруни - сын швейцарского итальянца, "мастера живописного и скульптурного дела", который в 1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 г.

Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824). В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни - в "Портрете 3. А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), а особенно в картине "Вакханка, поящая амура" (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.

Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета - историю Медного змия, поставленного Моисеем.

Однако в 1836 г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.

В начале 1837 г. он исполнил "Портрет А. С. Пушкина на смертном одре", размноженный литографией и получивший широчайшую известность. Все же необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 г. уехать в Италию и провести там еще два с половиной года. Законченный "Медный змий" в 1841 г. был доставлен в Петербург, где имел бурный успех, сравнимый разве что с триумфом "Последнего дня Помпеи" К. П. Брюллова. Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей. Однако картина принадлежала вчерашнему дню - дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника.

Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. "Медный змий" был приобретен за 70 000 рублей для Эрмитажа (сейчас находится в ГРМ), а его автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 г. художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.

Постепенно Бруни достиг высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти. Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями. К тому же его позиции ревностного хранителя основ академизма порождали неприязнь к нему у молодежи. В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной мастерской, им самим организованной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.

Картины художника

Автопортрет. 1810


Богомарерь с младенцем. отдыхающая на пути в Египет

Вакханка, поящая Амура


Бруни Федор Антонович

Б руни, Федор Антонович - известный русский художник (1800 - 75), родился в Москве. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. На одиннадцатом году Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, где и занимался под руководством , (старшего) и в особенности . В 1818 г. получил звание художника. Отец решил, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. Изучение произведений старинных художников окончательно определило направление Бруни. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"; находится в Музее ), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика. К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: "Святая Цецилия", "Святое Семейство", "Вакханка, поящая амура" (Музей Александра III), "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и др. Кроме того, Бруни написал копии с фресок Рафаэля: "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду относятся четыре большие образа: "Богоматерь с младенцем на руках", "Спаситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" (в Музее Александра III). В начале тридцатых годов Бруни начал писать колоссальную картину: "Воздвижение Моисеем медного змия", но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии Художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятой Богородицы". В 1838 г. Бруни нашел возможным возвратиться в Рим, написал там "Покров" и окончил в 1840 г. "Медного змия" (Музей Александра III), который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов; некоторые из них были исполнены фрескою в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие - различными художниками под его руководством. На аттике собора находятся: "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении". В полукружии над аттикой: "Творец, благословляющий все созданное", "Святой Дух в сонме ангелов"; на плафоне: "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели". Исполнение перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штуттгарте. Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения эрмитажной галереи. В 1855 г. Бруни занял в Академии Художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии. Бруни писал также и портреты, среди которых особенно замечательно изображение княгини в костюме Танкреда (находится у князя в Санкт-Петербурге). Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт). Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и составило эпоху в русском искусстве. Бруни является в России одним из немногих представителей так называемой "назарейской школы", имевшей также большое влияние на целое поколение германских художников 1840-х годов. Подробная биография Бруни и список его работ составлены А.В. Половцевым и изданы Академией Художеств в 1907 г.

Другие интересные биографии:
;

Биография

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 году в Милане , в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии . Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина .

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств , занимался под руководством А. Е. Егорова , А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева .

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» - картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий », но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

С 1836 г. Бруни - профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский .

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий », которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца . Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова - «Последний день Помпеи ».

Роспись Исаакиевского собора

Работа в Эрмитаже

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела », изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского , особенно талантлив был К. Д. Флавицкий , автор картины «Княжна Тараканова », ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Галерея

Примечания

  1. RKDartists
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. - Т. IVа. - С. 752-753.
  3. Петрушевский Ф. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. Герб Бруни внесен в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 168
  5. Метрические экстракты, с. 574 – приложение в формате doc на компакт-диске к изданию: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. - Гатчина: СЦДБ, 2010. – 263 с.
Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...