Рабочий лист по обществознанию "экономика". Домашнее задание Условия заключения предпринимательской сделки в микроэкономике


Зачет по теме «Человек и экономика», 11 класс

1. Заполните таблицу: «Разделы экономической науки»
Микроэкономика
Макроэкономика
Мировая экономика

Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки в соответствующую графу:
Условия заключения предпринимательской сделки; оборот международного валютного рынка; конкуренция производителей; снижение темпов экономического роста; взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров; издержки и рентабельность предприятия; внешнеторговая политика стран; уровень и темпы инфляции; причины экономического кризиса; причины роста зарплаты в нефтедобывающей отрасли;
углубление международного разделение труда; занятость населения.
2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:
1) исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;
2) наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;
3) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей человека;
4) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию.
3.ВНП Японии выше, чем ВНП Германии. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Аргументируйте ответ.
4. Необходимым условием развития рыночной экономики является:
1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом
5. Что такое бартерная сделка?
А) обмен товара на товар без платежа денег;
Б) система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств;
В) Импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.
6. К чему ведет дефицит денег в стране? Что будет, если денег будет больше, чем товаров?
7. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете – это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
8. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату
9. Верны ли следующие суждения о центральном банке?
А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле, как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения

Ответ: ___________________

11.Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) с появлением компьютеров секретари-машинистки оказались невостребованными
2) экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей
3) сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли работу
4) с уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников
5) с завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Ответ: ___________________

12. Объясни слова:
Инфляция
Занятость
Сальдо торгового баланса
Протекционизм
Фрикционная безработица
ВВП
ВНП
маркетинг

ЭКОНОМИКА: наука и хозяйство

ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие суждения об экономике?

А) экономика - наука о хозяйстве и способах его ведения

Б) экономика - это особая хозяйственная система, главной целью

которой является удовлетворение потребностей людей и общества

1) верно только А 3) оба варианта верны

2) верно только Б 4) оба варианта неверны

ЗАДАНИЕ 2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки.

А) исследование поведения людей в процессе производства и обмена

материальных благ

Б) наука о путях повышения эффективности функционирования

экономических систем

В) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества

для производства материальных благ в условиях постоянно растущих

потребностей людей

Г) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и

извлечении ими средств к существованию

Д) исследование способов и критериев распределения производимых

экономических благ

ЗАДАНИЕ 3. Укажите, кто из древнегреческих ученых впервые ввел в употребление понятие "экономика".

А) Платон В) Ксенофонт

Б) Сократ Г) Аристотель

ЗАДАНИЕ 4. Заполните таблицу.

Экономическая наука

Составные части

Предмет исследования

Макроэкономика

Микроэкономика

-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Мировая экономика

-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

ЗАДАНИЕ 5. Заполните таблицу.

Впишите перечисленные проблемы, изучаемые

различными частями экономической науки, в

соответствующую графу таблицы.

Разделы экономической науки

Макроэкономика

Микроэкономика

Мировая экономика

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

А) условия заключения предпринимательской сделки

Б) оборот международного валютного рынка

В) конкуренция производителей

Г) снижение темпов экономического роста

Д) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров

Е) углубление международного разделения труда

Ж) занятость населения

З) издержки и рентабельность предприятия

И) внешнеторговая политика стран

К) уровень и темпы инфляции

Л) причины экономического кризиса

М) причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли

ЗАДАНИЕ 6. Укажите, какой из перечисленных институтов не относится к экономическим.

А) производство В) домашнее хозяйство

Б) предпринимательство Г) наследование

ЗАДАНИЕ 7. Заполните схему.

Пути увеличения объемов производства

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ

ЗАДАНИЕ 8. Расшифруйте аббревиатуры, означающие экономические показатели.

ВНП - _______________________________________________________________

ВВП - _______________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 9. Заполните схему.

Показатели ВВП

РЕАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ

1. ________________ 1. ________________

2. ________________ 2. ________________

3. ________________ 3. ________________

ЗАДАНИЕ 10. Решите задачу.

ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике?

Свой ответ поясните.

ЗАДАНИЕ 11. Укажите, что из перечисленного относится к объективным факторам, влияющим на

производительность.

А) качество трудовых ресурсов

Б) эффективность управленческих решений

В) использование новых технологий

Г) природные ресурсы, задействованные в процессе производства

ЗАДАНИЕ 12. Решите задачу.

Какой механизм регулирования экономики дает лучшую возможность распределения ресурсов по ее отраслям в соответствии с объемом и структурой потребления: рыночное /свободное/ ценообразование или директивное /централизованное/ установление цен?

Аргументируйте свой ответ.

Удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

С понятием «экономика» вы познакомились еще в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве , способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как же работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля , экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей , всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика . Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает са-мостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство .

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьезное влияние на рост объемов производства, развитие тех или иных его отраслей.

Еще одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен .

Обмен - экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ,входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие еще выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

Успех решения главной проблемы экономики - определения наиболее эффективных способов использования ограниченных^ресурсов - во многом зависит от правил, принципов" организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов - принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов , т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

Производительность - это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продает на мировом рынке 130 млн тонн угля - перед вами пример объемного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример качественного показателя.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) . Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идет только о конечных продуктах? Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов - от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае - книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае - бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель о"бъема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

При расчете реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остается неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объеме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

В заключение необходимо отметить, что главными действующими лицами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбрежения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовым и потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

2 Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия .

3 Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 С чем связан о появлени е экономическо й науки?
2. Каковы основны е проблем ы экономическо й науки? Назовит е и охарактеризуйте их.
3 Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
4 Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт ?
6 Какими способами можно увеличить объем производимо й продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 . ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основани и сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

2 Заполните таблицу «Разделы экономическо й науки» .

  1. Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбережения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

    Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

  1. Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия.
  2. Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

Документ

    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса... В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли... Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

Вопросы и задания к документу

  1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
  2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
  3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
  4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Вопросы для самопроверки

  1. С чем связано появление экономической науки?
  2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.
  3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
  4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
  5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?
  6. Какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

Задания

Мысли мудрых

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Л. Питер (1919-1989), американский писатель

Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки в соответствующую графу:

Условия заключения предпринимательской сделки; оборот международного валютного рынка; конкуренция производителей; снижение темпов экономического роста; взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров; издержки и рентабельность предприятия; внешнеторговая политика стран; уровень и темпы инфляции; причины экономического кризиса; причины роста зарплаты в нефтедобывающей отрасли;

углубление международного разделение труда; занятость населения.

2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:

1) исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;

2) наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;

3) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей человека;

4) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию.

3.ВНП Японии выше, чем ВНП Германии. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Аргументируйте ответ.

4. Необходимым условием развития рыночной экономики является:

1) устранение неравенства доходов населения

2) увеличение расходов государственного бюджета

3) частная собственность на средства производства

4) превышение предложения над спросом

5. Что такое бартерная сделка?

А) обмен товара на товар без платежа денег;

Б) система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств;

В) Импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.

6. К чему ведет дефицит денег в стране? Что будет, если денег будет больше, чем товаров?

7. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете – это

1) банковский процент

2) прибыль

3) бонус

4) дивиденды

8. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

1) показатели роста прибыли предприятий

2) доходы граждан от предпринимательской деятельности

3) расходы на содержание армии

4) среднемесячную заработную плату

9. Верны ли следующие суждения о центральном банке?

А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.

Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле, как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства

2) участок пашни

3) залежи нефти

4) станки и оборудование

5) лесной массив

6) здания, сооружения

Ответ: ___________________

11.Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) с появлением компьютеров секретари-машинистки оказались невостребованными

2) экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей

3) сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли работу

4) с уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников

5) с завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

Ответ: ___________________

12. Объясни слова:

Инфляция

Занятость

Сальдо торгового баланса

Протекционизм

Фрикционная безработица

ВВП

ВНП

маркетинг

Предварительный просмотр:

Классификация рынков по степени ограниченности конкуренции

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ , идеальная - конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

  1. Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
  1. Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
  1. Олигополия - (от олиго... и греческого poleo - продаю, торгую), тип рыночной структуры хозяйства, при котором несколько крупных фирм, компаний обеспечивают подавляющую долю отраслевого производства и сбыта продукции.

МОНОПСОНИЯ (от греч. móno - один и opsōnia - закупка) - монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.

Предварительный просмотр:

АВАНС - денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
АКЦИЗЫ - косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.
АКЦИОНЕР - совладелец предприятия или организации, созданных в виде акционерного общества, владеющий акциями, подтверждающими размер его вклада в уставный капитал акционерного общества и дающими право на получение дивиденда.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - предприятие или организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, распределенных между акционерами.
АКЦИЯ - ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в формировании средств акционерного общества и дающая право на получение соответствующей доли его прибыли-дивиденда. Акции продаются и покупаются, в т.ч. на фондовой бирже.
АМОРТИЗАЦИЯ - объективный экономический процесс постепенного переноса стоимости средств труда по мере их износа на производимые с их помощью товары или услуги, использование этой стоимости в виде амортизационных отчислений для простого или расширенного воспроизводства основного капитала.
АУДИТ - контрольная функция правильности составления финансовых документов.
АУКЦИОН - поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей.
БАНК - по законодательству РФ коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
БАНКРОТ - несостоятельный должник.
БАНКРОТСТВО - разорение хозяйствующего субъекта, физического или юридического лица в случае его признания в установленном законом порядке несостоятельным должником.
БАРТЕР - прямой безденежный обмен товарами или услугами.
БИРЖА - организационная форма оптовой, в т.ч. международной торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).
БРОКЕР - отдельное лицо или фирма, занимающиеся посредничеством при заключении сделок на фондовой, товарной и валютной биржах.
ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
ВЕКСЕЛЬ - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.
ГАРАНТ - физическое либо юридическое лицо, гарантирующее совместно (солидарно) с должником оплату векселя. Подпись гаранта обязательна на векселе.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
ДЕМПИНГ - продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран.
ДЕНЕЖНАЯ МАССА - общая денежная масса, определяющая национальную экономику и находящаяся в обращении.
ДЕНЬГИ - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров.
ДЕПОЗИТ - денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в финансово-кредитные, таможенные, судебные или административные учреждения.
ДЕФИЦИТ ТОВАРНЫЙ - несоответствие товарного предложения спросу.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - увеличение числа производств и номенклатуры товаров (услуг), производимых отдельными предприятиями в новых для них сферах.
ДИВИДЕНД - часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами в соответствии с количеством (суммой) и видом акций, находящихся в их владении.
ДИЛЕР - лицо (или фирма), осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет.
ДОТАЦИЯ - ассигнования из бюджета, предназначенные для покрытия запланированных убытков или сбалансирования нижестоящих бюджетов.
ИНФЛЯЦИЯ - переполнение каналов обращения бумажными деньгами, сопровождающееся их обесценением и ростом цен.
КРЕДИТ - ссуда, предоставляемая в денежной или натуральной форме на условиях возвратности и, как правило, с уплатой определенного по соглашению между кредитором и должником процента за пользование кредитом.
ЛИЗИНГ - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др.
ЛИКВИДНОСТЬ - подвижность активов предприятий, фирм, банков, предполагающая возможность бесперебойной оплаты в срок кредитно-финансовых обязательств и законных денежных требований.
МАКЛЕР - посредник между сторонами при заключении сделок на фондовых и товарных биржах.
МАРКЕТИНГ - анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции.
МЕНЕДЖЕР - управляющий компанией, банком, финансовым учреждением, их структурными подразделениями; профессионал своего дела, наделенный исполнительной властью.
МОНОПОЛИЯ - исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что-либо.
МОНОПСОНИЯ - ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов.
НАЛОГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц.
НЕУСТОЙКА - сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или некачественного исполнения обязательства.
НОМИНАЛ - официально объявленная стоимость денежной купюры, ценной бумаги, как правило, не соответствующая фактической.
ОЛИГОПОЛИЯ - ситуация на рынке, при которой небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке.
ОЛИГОПСОНИЯ - ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов (производителей).
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ - способность и возможность физического либо юридического лица оплатить свои долги.
ПРИБЫЛЬ ВАЛОВАЯ - вся сумма прибыли предприятий до вычетов и отчислений.
ПРОЛОНГАЦИЯ - продление срока действия документа.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.
РАНТЬЕ - собственник капитала, живущий на проценты от предоставления его в заем или на доходы от ценных бумаг.
РЕВАЛЬВАЦИЯ - повышение официального курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам.
РЕИМПОРТ - покупка и ввоз из-за границы отечественных товаров, которые не подвергались там переработке.
РЫНОК - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.
САНАЦИЯ - система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий с целью предотвращения их банкротства или для повышения конкурентоспособности.
СТАГФЛЯЦИЯ - состояние экономики, когда застой или падение производства (стагнация) сочетаются с возрастающей безработицей и с непрерывным ростом цен - инфляцией.
ТОРГИ - состязательная форма закупки, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками.
ХОЛДИНГ - вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ - документы, содержащие имущественные права, дающие право на получение определенной части дохода.
ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ - выпуск ценных бумаг в обращение, в т.ч. продажа ценных бумаг их первым владельцам - гражданам или юридическим лицам.
ЭМИТЕНТ - государство или юридическое лицо, осуществляющее эмиссию ценных бумаг.
ЯРМАРКА - периодически устраиваемый съезд представителей торговых и промышленных предприятий, предпринимателей, коммерсантов, как правило, для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным на ярмарке образцам.

Выбор редакции
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...