Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание. Электронный опорный конспект для студентов СПО


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лист 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО) БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: Туризм Квалификация: специалист по туризму Рабочая программа согласована и одобрена руководителем ООП: 1

2 Лист СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 13

3 Лист 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена по специальности СПО Туризм, входящей в состав укрупненной группы специальностей Сервис и туризм. Программа написана в соответствии с рекомендациями получения среднего общего образования в пределах освоения образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 015 года 06-59). Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими программы подготовки специалистов среднего звена. Рабочая программа дисциплины может использоваться для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 1.. Место дисциплины естествознание в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Естествознание» принадлежит к базовому циклу общеобразовательных дисциплин Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины естествознание: Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации; воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды. Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки; готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук; объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; 3

4 Лист умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания; метапредметных: овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; предметных: сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. 1.. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: максимальной учебной нагрузки обучающегося 133 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 9 часа; самостоятельной работы обучающегося 39 часов;

5 Лист 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 133 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 9 в том числе: Лабораторные занятия Практические занятия 39 обучающегося (всего) 39 Итоговая аттестация в форме контрольной работы 5

6 Лист 6.. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения 1 3 РАЗДЕЛ 1. Биология с элементами экологии Тема 1.1. Общие Содержание учебного материала: 8 представления о жизни 1. Объект изучения биологии живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы. Клетка элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Клеточная теория строения организмов..обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. 3. Генетика человека. Мутации. 3.Эволюция и ее движущие силы Практическая работа 1. Сравнение строения клеток растений и животных. Сравнение прокариотических и эукаритических клеток. Тема 1.. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности 1. Создание презентации «Ферменты и их роль в организме», «Гормоны и их роль в организме», «Витамины и их роль в организме»;. Написание реферата «Систематическое положение человека. Расы человека» Содержание учебного материала: Ткани, органы и системы органов человека. Питание, его значение. Основы рационального питания. Пищеварение как процесс. Пищевые отравления. Гастрит и цирроз печени как результат влияния

7 Лист 7 алкоголя. Пищевые отравления и пищевые инфекции 3. Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Опорнодвигательная система. Курение как фактор риска рака легких. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний. 5. Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструации и поллюции. Репродуктивное здоровье. Контрацепция Оплодотворение. Беременность и роды. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека Тема1.3. Человек и окружающая среда Лабораторная работа 1.Действие слюны на крахмал. Составление схемы расщепления питательных веществ..функциональные пробы при дыхании. 3.Утомление при статической и динамической работе..определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. 3.Написание рефератов «ВИЧ инфекция», «Грипп, его профилактика и лечение», «Гепатиты, их последствия» Содержание учебного материала: 1. Понятие биогеозиноза, экосистема и биосфера. Экологические факторы. Рациональное природопользование. Антропогенное воздействие на окружающую среду. 8 7

8 Лист 8.Презентация «Биотехнология и генная инженерия технологии ХХI века» Контрольная работа 1 по биологии РАЗДЕЛ. Химия с элементами экологии Тема.1. Вода.Растворы. Содержание учебного материала: 1. Вода вокруг нас. Свойства воды. Массовая доля растворенного веществ. -3 Качество воды, ее загрязнение и очистка. Жесткость воды Лабораторная работа 5.Очистка загрязненной воды. Устранение жесткости воды 5.Реферат "Современные методы обеззараживания воды", Тема.. Химические процессы в атмосфере Содержание учебного материала: 1. Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. -3 Механизм образования кислотных дождей. РН. Тема.3. Химия и организм человека 6.Написание рефератов "Защита озонового экрана от химического загрязнения" Зачетное занятие Содержание учебного материала: 1. Химические элементы, неорганические и органические вещества в организме человека. Роль белков, жиров, углеводов в организме. Минеральные вещества и витамины в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание -3. Этанол: величайшее благо и страшное зло 8

9 Лист 9 Лабораторная работа 6.Определение содержания химических элементов в продуктах питания 7. Презентация "Экологические аспекты использования углеводородного сырья"; Контрольная работа. по химии Тема 3.1 Механика РАЗДЕЛ 3. ФИЗИКА Содержание учебного материала: 8 1. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза. Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Реактивное движение.. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение 3. Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Лабораторная работа 7.Исследование зависимости силы трения от веса тела 8.Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити. 8.Реферат "Ультразвук и его использование в технике и медицине" Тема 3.. Содержание учебного материала: 9

10 Лист 10 Тепловые явления 1. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомномолекуляр-ное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Агрегатное состояния вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями.. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Тепловые машины, их применение. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения Лабораторная работа 9. Измерения температуры вещества при изменении агрегатного состояния Тема3.3. Электромагнитные явления 9. Реферат "Радиосвязь и телевидение". Содержание учебного материала: 5 1. Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля- Ленца.. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. 3. Электромагнитные волны.свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. 1 10

11 Лист 11 Лабораторная работа 10.Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках 11.Изучение интерференции и дифракции света. 10.Презентация "Энергосберегающие технологии" 11.Презентация "Нанотехнологии технологии ХХI века." Тема 3.. Строение атома и квантовая физика Содержание учебного материала: 1. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Итоговая контрольная работа 3 Всего

12 Лист 1 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естествознания». Оборудование учебного кабинета: - Доска, - Плакаты, - Весы лаб. -1, - Колбы, пробирки, мензурки, - Микроскопы -5, - Штативы, - Муляжи, - Информационные стенды. 3.. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Естествознание Саенко О.Е., Трушина Т.П., Арутюнян О.В. Учебное пособие. М.: КноРус, 01 Режим доступа Естествознание: учебник / А.Л. Петелин, Т.Н. Гаева, А.Л. Бреннер. - М.: Форум, 010. Режим доступа Дополнительные источники: 1. Современный словарь по общественным наукам / Под общ.ред. О.Г. Данильяна. - М.: НИЦ Инфра-М, 013. Режим доступа 1

13 Лист 13. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения студентами домашних заданий, контрольной работы. 13


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО) БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 3.0.11

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» СК РГУТИС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО) БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Частное профессиональное образовательное учреждение «Уральский Финансово-Юридический Колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ по специальности 40.02.01 Право и организация социального

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Физика» Автор-составитель: Никитина Н.Н. 1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» АННОТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 38.02.06

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Рабочая программа разработана для реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной

Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» Краснодарского

Зан. Наименование разделов и тем Литература для студентов Самостоятельная работа 1 / 31 на курc 30 час Введение. 1 Основные сведения науки о природе. Естественнонаучный метод познания. стр. 3-22 2 / 31

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ КОЛЛЕДЖ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОУД.12 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (ФИЗИКА) Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» по профессии 29.01.07 «Портной» является частью основной профессиональной образовательной

Ефремовский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства

1 семестр Введение. 1 Основные науки о природе. Естественнонаучный метод познания. Раздел 1. Механика. Тема 1.1. Кинематика твёрдого тела 2 Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский информационно- технологический техникум" Тематический

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 стр. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИС- ЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Биология 1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «24» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия» (ЧОУ «РХГА») Утверждена решением Учебно-методического совета Протокол 4 от «30» апреля 2014г. РАБОЧАЯ

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж» УТВЕРЖДАЮ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ» (БПОУ ВО «Вологодский областной колледж

Частное профессиональное образовательное учреждение «Уральский Финансово-Юридический колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.09 ЭКОЛОГИЯ по специальности 40.02.01 Право и организация социального

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ СПО «БТПП» И.В.Щепелина 03 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта филиала федерального государственного бюджетного

Аннотация к рабочей программе по физике для 10-11 классов (базовый) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика Базовый уровень Вологда, 2016 г. Рабочая программа разработана на

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора по научно-методической работе 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж предпринимательства» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. Естествознание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 1» УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ СПО ТО ТПК 1 О.И. Люлин «01» сентября 2014

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы по биологии к учебнику

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экология» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии

Программа составлена в соответствии с: 1. Законом «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г., 2. Авторской программой по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКСУБАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Утверждаю

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01. ФИЗИКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

Аннотация к рабочей программе общеобразовательного учебного предмета физика по специальности 22.02.06 Сварочное производство 1. Место учебного предмета в структуре ППССЗ Общеобразовательный учебный предмет

Приложение к ООП СОО Рабочая программа учебного предмета «Физика» ФГОС Классы 10-11 г. Липецк 2018-2019 учебный год 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения физики на базовом

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.04 Специальное

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология» Автор-составитель: Рамзина А.Г.. Область применения программы Рабочая программа дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний

Рабочая программа учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для специальности среднего профессионального образования: 40.0.01 Право и организация социального обеспечения. ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК: Частное образовательное

Приложение 5..5 к ОПОП по ППССЗ специальности 8.0.0 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум»

Аннотация к рабочей программе по физике (средняя школа) Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 0- классов Планируемые результаты освоения учебного предмета Приложение 5 Утверждена в составе ООП СОО Приказ МАОУ «СОШ 45» от 3.08.207 г. 64а В результате

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Автор-составитель: НИКИТИНА Н.Н. 1. Область применения программы Рабочая программа дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной

Аннотация к рабочей программе по физике для 10 а класса Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего

Д е п а р т а м е н т о б р а з о в а н и я г о р о д а М о с к в ы Г о с у д а р с т в е н н о е а в т о н о м н о е п р о ф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА» ВО «вокки» И. Одинокова 31.08.2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа по биологии для 10-х классов является составной частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Составлена с учетом программы «Биология-Сферы», Биология для

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (ТЕХНИКУМ) ИМЕНИ В.С. ТИШИНА» (ГБОУ СПО «НОУОР (ТЕХНИКУМ)

Рабочая программа учебного предмета «Физика» 0- класс I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В результате изучения физики (базовый уровень) на уровне среднего общего образования

1. Пояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную

Аннотация к контрольно-оценочному средству по учебному предмету «Физика» 1. Общие положения. Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся,

Пояснительная записка к программе среднего (полного) общего образования 10 -КЛАСС. (Базовый уровень, 2 часа в неделю, (70 часов в год.) Программа составлена на основе федерального компонента Государственного

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

Образовательные программы" href="/text/category/obrazovatelmznie_programmi/" rel="bookmark">образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России -1180).


Ó ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

· развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

· воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

· применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности ; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Примерная программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.


Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического профиля в учреждениях НПО представлен сокращенный, но достаточно традиционный перечень дидактических единиц.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество

Введение

ФИЗИКА

1. Механика

2. Молекулярная физика. Термодинамика

3. Электродинамика

5. Эволюция Вселенной

Итого

ХИМИЯ

6. Химические свойства и превращения веществ

7. Неорганические соединения

8. Органические соединения

Итого:

БИОЛОГИЯ

9. Клеточное строение организмов

10. Наследственность и изменчивость

11. Многообразие и эволюция органического мира

12. Надорганизменные системы

Итого:

Резерв учебного времени

Всего:

Социально-экономический профиль

Введение

ФИЗИКА

1. Механика

Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Демонстрации

Относительность движения.

Инертность тела.

Невесомость.

Свободные и вынужденные колебания.

Лабораторные работы

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

2. Тепловые явления

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа

3. Электромагнитные явления

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Магнитное поле тока и Электродвигатель.

Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна.

Демонстрации

Электризация тел.

Взаимодействие заряженных тел.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Взаимодействие проводников с токами.

Явление электромагнитной индукции.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция света.

Лабораторные работы

Изучение интерференции и дифракции света.

4. Строение атома и квантовая физика

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием (3).

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Счетчик ионизирующих излучений.

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

5. Вода, растворы

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора (4).

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды (4).

Демонстрации

Лабораторные работы

Очистка загрязненной воды.

Устранение жесткости воды.

6. Химические процессы в атмосфере

Демонстрации

Лабораторные работы

Измерение уровня СО2.

7. Химия и организм человека

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины . Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

Лабораторные работы

Анализ состава молока.

С в напитках.

Демонстрации

Лабораторная работа

9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

Демонстрации

Лабораторные работы

Действие слюны на крахмал.

10. Человек и окружающая среда

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование .

Экскурсия

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество

Введение

ФИЗИКА

1. Механика

2. Тепловые явления

3. Электромагнитные явления

4. Строение атома и квантовая физика

Итого:

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

5. Вода, растворы

6. Химические процессы в атмосфере

7. Химия и организм человека

Итого:

8. Наиболее общие представления о жизни

9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

10. Человек и окружающая среда

Итого:

Резерв учебного времени

Всего:

Гуманитарный профиль

Введение

Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.

ФИЗИКА

1. Механика

Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения.

Реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические волны, звук.

Демонстрации

Относительность движения.

Инертность тела.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от удлинения пружины.

Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работы.

Образование и распространение волн.

Колеблющееся тело как источник звука.

Лабораторная работа

Исследование зависимости силы трения от веса тела.

2. Тепловые явления

Атомы и молекулы. Дискретное (атомно-молекулярное) строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул, температура.

Агрегатные состояния вещества с точки зрения атомно-молекулярных представлений. Взаимные переходы между агрегатными состояниями.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Демонстрации

Модель хаотического движения молекул.

Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.

Испарение различных жидкостей.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа

Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.

3. Электромагнитные явления

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

Демонстрации

Электризация тел.

Нагревание проводников с током.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Явление электромагнитной индукции.

Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.

Интерференция и дифракция света.

Лабораторная работа

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

4. Вода, растворы

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

Демонстрации

Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.

Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.

Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Лабораторные работы

Очистка загрязненной воды.

Устранение жесткости воды.

5. Химические процессы в атмосфере

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.

Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.

Демонстрации

Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.

Изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.

Лабораторные работы

Определение химического состава атмосферы.

Измерение уровня СО2.

Механизм образования кислотных дождей.

6. Химия и организм человека

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

Лабораторные работы

Анализ состава молока.

Определение содержания витамина С в напитках.

Определение содержания железа в продуктах питания.

БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Демонстрации

Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.

Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

8. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

Ткани, органы и системы органов человека.

Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

Демонстрации

Действие желудочного сока на белки.

Измерение жизненной емкости легких спирометром.

Лабораторные работы

Действие слюны на крахмал.

Утомление при статической и динамической работе.

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

9. Человек и окружающая среда

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.

Экскурсия

Антропогенное воздействие на окружающую среду.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество

Введение

ФИЗИКА

1. Механика

2. Тепловые явления

3. Электромагнитные явления

Итого:

ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

4. Вода, растворы

5. Химические процессы в атмосфере

6. Химия и организм человека

Итого:

БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

7. Наиболее общие представления о жизни

8. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

9. Человек и окружающая среда

Итого:

Резерв учебного времени

Всего:

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:

знать/понимать

· смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

· вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

уметь

· приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

· объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды ;

· выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

· работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

· энергосбережения;

· безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

· профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

· осознанных личных действий по охране окружающей среды.

Примечание . В зависимости от того, какой из вариантов тематического планирования реализуется при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей обучения, из этих требований следует исключить те дидактические единицы, которые отсутствуют в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины».

Для обучающихся

Перышкин. 7, 8, кл. – М., 2001.

Физика. 7, 8 кл. / под ред. , . – М., 2002–2003.

Дик. Учебник для 10 кл. – М., 2005.

Генденштейн. Учебник для 11 кл. – М., 2005.

Касьянов. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

Касьянов. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

Габриелян. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.

Логинова для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002.

Трофимов и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.

Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.

Для преподавателей

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.

Φ., Орлов задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Касьянов. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.

220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

Габриелян для преподавателя: учебно-методическое пособие / , – М., 2006.

10 класс / , – М., 2004.

Габриелян книга учителя химии: 11 класс : в 2 ч. / , . – М., 2004.

Аршанский обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.

Кузнецова химии на основе межпредметной интеграции / , . – М., 2004.

Чернобельская обучения химии в средней школе . – М., 2003.

Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс . Методическое пособие. – М., 2003.

Сонин. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.

Пояснительная записка ……………………………………........................

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (учреждения начального профессионального образования)……………………………..

Примерное содержание учебной дисциплины

Химия………………………………………………………………................

Биология…………………………………………………………...................

Примерный тематический план ……………………………….....................

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (учреждения среднего профессионального образования) ……………………………......

Примерное содержание учебной дисциплины ………............................

Введение…………………………………………………………...................

Физика……………………………………………………………...................

Примерный тематический план…………………………………..................

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ (учреждения среднего профессионального образования) ………………………………………………………

Примерное содержание учебной дисциплины ………............................

Введение…………………………………………………………...................

Физика……………………………………………………………..................

Химия с элементами экологии…………………………………...................

Биология с элементами экологии………………………………...................

Примерный тематический план ……………................................................

Требования к результатам обучения …………………............................

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования

Ответственные за выпуск: ,

Лаборатория содержания и технологий общего образования в системе

НПО и СПО Центра профессионального образования ФИРО

Компьютерный набор.

ТЕМА 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

Значение естествознания для профессиональной подготовки.

Время: 6 ч.


Учебные вопросы

1. Введение в дисциплину «Естествознание».

2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.

3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.

Задание для самостоятельной работы


В начало урока

Определение Естествознания.

Взаимосвязь наук о природе.


В начало темыа

Естествозна́ние – область науки, изучающая совокупность естественных наук , взятых как целое.

Естествознание появилось более 3000 лет назад.

Тогда не было разделения на физику, биологию, географию.

Науками занимались философы.

С развитием торговли и мореплавания началось развитие гео-графии, а с развитием техники – развитие физики, химии.

Естествознание, в конечном счете, пытается разрешить так называемые «мировые загадки», сформулированные учеными еще в конце 19-го века:


В начало темы

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».


В начало темы

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

Естествознание, развиваясь, приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен.

Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся Вселенной.

Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным.

Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

Все исследования природы сегодня можно наглядно пред-ставить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов.

Эта сеть связывает много-численные ответвления физи-ческих, химических и биологи-ческих наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это может быть:

  • механический агрегат,
  • термодинамическая система,
  • химический реактор с разнонап-равленными потоками масс, теп-ла, электрических импульсов;
  • некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение.

И, в то же время, это - ни то и ни другое, это – единое целое.

И поэтому естествознание явля-ется комплексной наукой.

Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем всегда есть и определенная упоря-доченность, иерархичность.


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую после-довательность наук по степени возрастания их сложности (по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают).


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой.

При этом физику называли «механикой молекул», химию – «физикой атомов», биологию – «химией белков или белковых тел».

Эта схема достаточно условна. Но и сегодня она актуальна т.к. показы-вает значение естествознания, как универсальной науки.

Исходя из этого, основной задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их прак-тическому использованию в интересах человека.


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

Цели Естествознания.

Естествознание имеет двуединую цель:

1. Раскрытие сущности явлений природы, познание ее законов, предвидения на их основе новых явлений;

2. Указание на возможность использования на практике познанных законов природы.

Таким образом:

  • Естественнонаучное знание создается в результате обобщения научных исследований и естественных наблюдений человека за природой.

2. Естественнонаучное знание является теоретической основой для научных исследований и естественных наблюдений человека за природой.


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

Программа Естествознания

Специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

Естествознание включает изучение:

Физики;

Химии;

Биологии;

Экологии.

Будущим специалистам гуманитарного и социально-экономического профиля (юристам, экономистам т.д.) естественнонаучные знания обеспечивают:

формирование современно-го научного мировоззрения и способствуют самоопределе-нию личности в современном мире.

Естествознание - система наук о природе, система естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое; одна из основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа естественно - научного мышления и понимания окружающего мира.


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

РАЗДЕЛ I. Введение в дисциплину «Естествознание».

Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.

Тема 2. Основы естественнонаучного познания.

Тема 3. Естественнонаучные законы природы.

РАЗДЕЛ II. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.

Тема 4. Механическое движение. Законы динамики Ньютона.

Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.

Тема 6. Основы термодинамики

Тема 7. Основы электродинамики

Тема 8. Основы электромагнетизма.

Тема 9. Основы оптики.

РАЗДЕЛ III. Химия – наука о веществах.

Тема 10. Значение химии. Введение в химию.

Тема 11. Органические и неорганические вещества.

Тема 12. Растворение твердых веществ и газов.

Тема 13. Важнейшие классы неорганических соединений

Тема 14. Химические элементы и вещества в организме человека


В начало урока

Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

РАЗДЕЛ IV. Основы экологических знаний.

Тема 15. Человек и окружающая среда. Значение экологических знаний.

Тема 16. Понятие биогеценоза и экосистем.

Тема 17. Проблемы загрязнения воды.

Тема 18. Экология атмосферы.

Тема 19. Экология питания человека.

РАЗДЕЛ V. Биология – наука о жизни (живой природе).

Тема 20. Наиболее общие представления о жизни.

Тема 21. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.

Тема 22. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.

Тема 23. Системы органов человека и их функционирование

Тема 24. Индивидуальное развитие организма.

Тема 25. Предупреждение заболеваний органов человека.

I семестр: 34 часа.

II семестр: 88 часов.

Дифференцированный зачет


Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

В начало урока

На уроке изучено:

Определение Естествознания.

«Мировые загадки» естественных наук

Взаимосвязь наук о природе.

Комплексность современного естествознания.

Иерархическая последовательность естественных наук.

Основная задача и цели естествознания.

Программа курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей СПО.

Задание для самостоятельной работы:

Контрольные вопросы 1.1. – 1.5. к теме 1.

Литература:

Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие. – М.: РАП, 2012. – 463 с.


Согласовано:

Предметной комиссией

Председатель

___________/_./

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Утверждено:

Заместителем директора по УР

___________/_/

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Конспект лекций

по дисциплине: «Естествознание»

Разработал преподаватель

_________________/./

«_____»________2011 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

О Г Л А В Л Е Н И Е.. 2

Пояснительная записка. 4

Введение. 6

Основные понятия механики. Кинематика точки. 9

Законы динамики И. Ньютона. Гравитационные силы.. 13

Сила упругости и силы трения. 18

Закон сохранения импульса. 24

Кинетическая и потенциальная энергия. 29

Закон сохранения энергии в механике. 33

Основы молекулярно-кинетической теории. 37

Электростатика. Электрический заряд. Элементарные частицы.. 41

Законы постоянного тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 45

Основные понятия химии. Основные законы химии. 51

Моль. Молярная масса. 54

Задачи. 56

Вещества органические и неорганические. 57

Классификация неорганических веществ – оксиды, кислоты, соли, основания. 60

Кислотные дожди. Показатель кислотности растворов рН. 62

Строение атома и атомного ядра. Изотопы в природе. 66

Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы и его источники. 69

Химические элементы в организме человека. 74

Органические вещества клетки. Основные жизненно необходимые соединения – белки, жиры и углеводы. Биополимеры. 77

Основные признаки живых организмов. Клеточная теория. 81


Строение растительной и животной клетки. Прокариоты и эукариоты.. 84

Основы генетики. 88

Генотип и фенотип. 90

Модификационная и наследственная изменчивость. 98

Мутационная изменчивость Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 100

Список использованной литературы.. 113

Пояснительная записка

Материал, изложенный в «Конспекте лекций» произведен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В предлагаемом курсе рассматриваются наиболее важные концепции, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития, составляющие фактически ядро современной научной картины мира. «Естествознание» формирует целостную картину знаний о природе в ее непрерывном развитии. Специфические стороны этой науки – физика, химия, биология, экология – показаны уровни системы знаний, в которой фундаментальные физические принципы являются теоретической основой всего естествознания. Миропонимание на теоретическом уровне, или теоретическая картина мира, представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Конспект лекций предназначен для студентов гуманитарных специальностей в рамках среднего профессионального образования . Содержание конспекта лекций направлено на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности студентов. Отбор содержания отвечает требованиям актуальности и доступности, что с одной стороны предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и определяющим влиянием на развитие современных технологий, так и предполагает наглядный качественный уровень освоения этого материала.

Освоение материала, изложенного в конспекте лекций, позволит студентам:

Ориентироваться в естественнонаучной информации на уровне сообщений СМИ и научно-популярных источников;

Иметь представление об естественнонаучном методе познания и использовать знакомство с этим методом для получения фактов, оценки достоверности информации, построения аргументации;

Использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, особенно, когда это касается вопросов питания, медицины, применения соединений бытовой химии, экологии, экономии энергии.

Конспект лекций включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Такой подход к структурированию содержания дисциплины «Естествознание» не нарушает привычной логики естественнонаучного образования в целом.

Заметное место в преподаваемой дисциплине отводится интегрирующим, межпредметным идеям и темам. Это, прежде всего темы, освещающие естественнонаучную картину мира: атомно-молекулярное строение вещества, общие принципы классической механики, законы И. Ньютона, превращение энергии, современное представление об элементарных частицах, клеточное строение живой материи, основные этапы эволюции органического мира, эволюционная теория Ч. Дарвина, основы генетики, эволюция человека как биологического организма, а также вопросы экологии.

Введение

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.


Предмет и цели естествознания

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

Цели естествознания : 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их практическому использованию - конечная цель Е.

Закономерности и особенности развития естествознания

2. Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами).

3. Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития - движение по спирали.

Подразделения естествознания

Астрономия

Биология

Биофизика

Биохимия

Генетика

География

Геология

Радиобиология

Радиохимия

Физическая химия

История развития естествознания

1. Период механического и метафизического Естествознание, начавшийся с возникновения Естествознание как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, (со 2-й половины 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Естествознание начала 17 в. (формирование механического Естествознание - Г. Галилей) и конца 17 в. - начала 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон).

2. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей – стихийно-диалектический. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества. В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретического охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.) - клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм.

Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (,1861), периодической системы элементов (, 1869), химической термодинамики (-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873).

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание»

(образовательная программа среднего (полного) общего образования для среднего профессионального образования)

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет

сельского хозяйства»

Темников 2014

Обсуждена и одобрена на Составлена в соответствии с

заседании предметной государственными требованиями к

(цикловой) комиссии минимуму содержания и уровню

общеопрофессиональных и подготовки выпускников по

специальных дисциплин специальности 120701

протокол № 1 от «___»_____20___г. «Землеустройство»

Председатель ________ Е.Н.Гришина Зам. директора по учебной работе

Л.В.Щербакова

«___» __________ 20 ____г.

Составители: преподаватели ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

Игонова М.А.,Сергеева Л.Ю.

Рецензенты: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж» -

Дунин И.А.

Учитель МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 2» - Макеева Н.В.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)

по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства».

Рецензия

на рабочую программу

профессионального модуля дисциплины «Естествознание»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства»

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии», обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Рецензент: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский

сельскохозяйственный колледж» _____________И.А.Дунин

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...