Прощание с матерой царь рыба. Природа в повести «Прощание с Матерой» (В


Часто на уроках литературы звучит вопрос: «Насколько актуально это произведение сегодня?». В разной степени меняются жанры и формы литературы, но человеческая натура остается неизменной. Незыблемыми остаются законы человеческого общества: беды и радости народов во все времена одни и те же. Стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога» повествует не только о революционном прорыве в транспортной системе державы, но и об обратной стороне – тысячах загубленных жизней, о рабочих, на костях которых и стоит весь мировой прогресс.

Ходит легенда, что при проектировании железной дороги Санкт-Петербург-Москва Николай I прочертил на карте ровную линию, не огибая болота, топи, овраги. Строительство было крайне тяжелым, и работникам приходилось трудиться в постоянном холоде, голоде, терпя болезни и нищету:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Строили дорогу простые крепостные крестьяне, которые не так давно получили вольную после отмены крепостного права, но не знали, что с этой волей делать. Так как Российская империя считалась еще отсталой аграрной страной, строительство железной дороги приобрело принципиальное стратегическое значение. Оно должно было стать масштабным рывком к производственному и техническому прогрессу. Россия стала бы еще более серьезным игроком на мировой арене. И вот тысячи крестьян, работая без устали в тяжелейших условиях, погибли там же, на строительстве железной дороги, которая призвана была стать символом величия и развития державы. Этому немому, всеми забытому подвигу простых трудяг посвящено стихотворение Некрасова «Железная дорога» 1864 года.

Жанр, направление и размер

Многие литературоведы склоняются к мнению, что «Железная дорога» – это поэма, сочетающая в себе драму, сатиру и даже балладу. По форме своей это разговор попутчиков (генерал и его сын Ваня) с самим лирическим героем.

Некрасов выбрал в качестве размера четырехстопный дактиль и перекрестную рифму, чтобы создать атмосферу повествования, постепенного, но насыщенного разговора. Этот прием по звучанию можно даже сравнить со стуком колес на железной дороге – своеобразная звукопись создает эту непередаваемую атмосферу баллады.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части.

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.
  4. Образы и символы

    В «Железной дороге» Некрасов создает несколько очень ярких и мастерски проработанных образов. Первый из них – это Россия и русский народ. Поэт называет крестьян Божьими ратниками, мирными детьми труда, братьями, восхищаясь простотой и силой их характеров.

    Ярким образом стал замученный белорус, который стал символом всех и каждого, кто был заморен рабским трудом:

    Губы бескровные, веки упавшие,
    Язвы на тощих руках,
    Вечно в воде по колено стоявшие
    Ноги опухли; колтун в волосах.

    Еще один яркий образ – это генерал, с которым разговаривает лирический герой. О нем сказано не много, но несколько ярких деталей позволяют воссоздать портрет гордеца с легкостью. Например, пальто на красной подкладке сразу же выдает в нем генерала, а заносчивые слова о никчемности народа (причем любой страны и национальности) еще и рисуют его как человека самонадеянного, гордого, напыщенного. Генерал перечисляет мировые диковинки архитектуры, явно зная в них толк, но при этом не понимает, кому обязан и должностью, и пальто на красной подкладке. При этом сына Ваню он одел в кучерский армячок, чтобы подчеркнуть близость к народу. Благодаря этим трем деталям, поэт виртуозно нарисовал читателям портрет типичного «начальника» из любой сферы.

    Образ лирического героя – это собирательный образ настоящего гражданина, который осознает свой долг перед народом. Он, не боясь гнева генерала, говорит правду, которая колит глаза господам. Это сознательный, совестливый и справедливый человек, который настаивает на справедливой критике в адрес каждой инициативы. Да, дорога – это, безусловно, важно, но не такой ценой.

    Темы и проблемы

    Некрасов добивается душевного сопереживания читателя с помощью ярких контрастов и противопоставлений, на которых и построено стихотворение. Дивные русские пейзажи сменяются страшными картинами:

    Прямо дороженька: насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.
    А по бокам-то всё косточки русские…
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

    Так же быстро поэт уводит читателя от тягот строительства к одинокому несчастному белорусу, от него – к напыщенному генералу, и снова к уставшим лицам крестьян. Постоянно создавая контрастные ситуации, Некрасов создает напряженную атмосферу, которая полностью поглощает внимание.

    Здесь важна роль и поднятых в стихотворении тем. Кроме судьбы крестьянства, сначала замученного ярмом крепостного права, а затем оставленного без помощи, Некрасов обращает внимание на судьбу России. Вот два ярких представителя страны: генерал, рассуждающий об эстетике и симулирующий патриотизм, и сам народ, который этой мнимой заботы и символизма в одеянии Вани не увидит никогда. Как можно говорить о прогрессе и выходе в мир индустриальных держав, когда те, для кого, казалось бы, должна работать государственная машина, безвестно тысячами гибнут от рабского труда?

    Автор поднимает также проблему равнодушия господ к судьбе простых людей. Генерал считает народ сборищем пьяниц, которое не достойно его внимания и сожаления. Для того и создан мужик, чтобы трудиться до смерти, больше он ничего не умеет. Но этот герой даже не понимает, что живет за счет всех этих людей. Если бы не они, он и не смог бы себя обеспечить. Деньги, которыми щедро содержались военные чины, взяты из казны, а кто наполняет ее? Не царь и не его свита, а трудовой народ, который производит то, что продается. Поэтому мы можем выделить и другую проблему – социальную несправедливость, из-за которой сотни людей вынуждены обеспечивать одного такого генерала, который палец о палец не ударяет всю жизнь, так как чин достался ему по наследству.

    Основная идея

    Весь трагизм эпохи и смысл стихотворения Некрасов сжал до 4 строчек, которые играют роль эпиграфа:

    Ваня (в кучерском армячке):
    «Папаша! кто строил эту дорогу?»
    Папаша (в пальто на красной подкладке):
    «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

    Граф Клейнмихель и весь чиновничий свет, который получил лавры, признание и немалое вознаграждение, дорогу не строили. Эти рельсы лежат на костях крестьян, замученных голодом, болезнями, несправедливостью и бедностью. Эту идею, сатирически обрисованную в эпиграфе, поэт доказывает в своем стихотворении, и тем сильнее и масштабнее предстает всечеловеческая проблема: простой народ, который ценой своей жизни строит, воюет, пашет, никогда не получит заслуженной благодарности. Никогда и ни в одной стране мира. Генерал нахально задает вопрос лирическому герою:

    Был я недавно в стенах Ватикана,
    По Колизею две ночи бродил,
    Видел я в Вене святого Стефана,
    Что же… всё это народ сотворил?

    Да, народ. Но потомкам останется только имя архитектора и царя, а тех, кто создает красоту, кто кормит, везет, защищает свои страны, потомки и не вспомнят. В этом большая человеческая трагедия не только России, но и всего мира. Это и есть главная мысль произведения.

    Средства художественной выразительности

    Достичь столь масштабной и выразительной картины жизни и труда крестьянского народа Некрасову удается с помощи системы художественных средств.

    1. Во-первых, это яркие эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная;
    2. Во-вторых, метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»;
    3. Здесь же инверсия (привычка к труду благородная);
    4. Аллитерация (листья поблекнуть … не успели);
    5. Ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.

Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).

Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.

Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.

Образы и символы

Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.

Образ несчастного белоруса является собирательным образом крестьянина, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в землянках. Автора восхищает привычка русского мужика к труду, он уважает работу простого народа. Первые три главы посвящены тому, как обстояли дела при строительстве дороги на самом деле.

Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.

Темы и настроение

  • Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения . Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
  • Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
  • Также очевидна тема социального неравенства . Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
  • Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности . Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

  • Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
  • Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
  • Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
  • Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
  • Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Средства художественной выразительности

Среди тропов и выразительных средств можно выделить сравнения («около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «лед. .. словно как тающий сахар лежит», «листья. .желты и свежи лежат, как ковер», «. .. почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»), эпитеты («славная осень», «здоровый, ядреный воздух»), гиперболы («труд этот, Ваня, был страшно громаден»), олицетворение («свисток оглушительный взвизгнул»), метонимия («а по бокам-то все косточки русские»), обобщения («немец уж рельсы кладет», «видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый, больной белорус»), метафоры («чудо искусства», «скопище пьяниц»).

Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.

Урок литературы в 6 классе.

Учитель Пикалова М.А.

Н. А. Некрасов

(1821-1877)

Анализ

стихотворения «Железная дорога».

Петропавловка, 2006г.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о писателе)
  1. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы будем анализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога». Наша задача сегодня на уроке -проследить движение поэтической мысли от первой строки до последней, понаблюдать за введение в стихотворение антитез, эпитетов, сравнений, языковых особенностей.

3. Анализ стихотворения

В феврале 1842г. был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство и к 1852г. оно было закончено. Первая железная дорога в России стала сенсацией. Пётр Андреевич Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения при Николае 1, деспот, который не щадил здоровья и жизни рабочих, чтобы щегольнуть перед царём быстротою стройки. Когда Некрасов писал стихотворение, по всей стране прокладывали железные дороги, и всюду рабочие испытывали гнёт. В стихотворении Некрасов поднимает вопрос, злободневный не только в 60-е годы19 века, но и позднее, вплоть до нашего времени. А какой это вопрос,- ответить предстоит вам после разбора стихотворения. Стихотворению «Железная дорога» предпослан эпиграф.

Давайте прочитаем его. Что узнали из эпигрофа?

Почему разговор генерала с Ваней изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? (В эпиграфе главная проблема стихотворения.)

Слушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)

Вопрос: каким настроением она проникнута?

Как можно озаглавить первую часть?

Возьмите карандаш и подчеркните художественные средства, которые автор использует при описании осени.

На ваш взгляд: используемые эпитеты часто встречались вам раньше при чтении стихотворений об осени, или они новые свежие?

Почему поэтизирует самые простые вещи: «кочи», «болота…», «пни?»

Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда. Найдите это слово. Прочитайте всю фразу. О чём она говорит?

В четвёртой строфе появляется словосочетание «родимая Русь» со времён Петра1 её гордо стали называть Россия, а у Некрасова упорное «Русь» и эпитет «родимая.» Почему? (Русь – называли в древности, - связь времён, оттенок, - выражает народное чувство.)

Давайте прочитаем последнюю строчку, в которой явно прослеживается ритм движения поезда, и ответим на вопрос: за счёт чего это создаётся? (аллитерация, ассонанс).

Прочитаем вторую часть. Задание: как можно озаглавить? Словарная работа: цинга, обаяние.

Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду. Почему не «рассказать», а «показать»?

Уже с первых строф поэт вступает в спор с генералом. Докажите это строчками из текста. («Не по плечу одному».)

А какая антитеза введена во вторую часть?

Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступает мрачные, трагические краски. Да, родная сторона прекрасна, но и печальна.

Волшебством поэтической фантазии поэт вызывает к жизни яркие картины. В тени, набежавшей на стёкла морозные, чудится толпа мертвецов: в перестуке колёс, в лязге вагонов – топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь заполняется стонами, звонов ржавых лопат, звуками песни, плача. Стены вагоны словно раздвигаются, исчезают совсем, и возникает широкая панорама Руси: безбрежная картина народного горя, страданий забитой и угнетённой страны.

Почему в стихотворении соседствуют строки «Мы надрывались под зноем, под холодом…» и «любо нам видеть свой труд.»?

Прочитайте предпоследнюю строфу и ответьте на вопрос: какое значение слова «железный» всплывает в вашем сознании при чтении этих строк?

Верит ли поэт в будущее народа? Подтвердите это строчками из текста.

Третья часть. Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: какой взгляд на народ у генерала?

Спор о строителях железной дороги, по сути, спор о роли народа в истории

Четвёртая часть

Разбирая 2 и 3 части, мы почувствовали веру Некрасова в торжество народа, пусть пока и далекое. Казалось, тема исчерпана. Но есть еще часть. Зачем она?

Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: что добавляет она к сказанному о народе? Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?

Зачитайте описание подрядчика, сравните его с больным белорусом из 2 части. В чём смысл такого сопоставления?

Как осчастливил купец рабочих?

Автор показывает страшную картину примирения народа со своими угнетателями. Но последнее слово остаётся за автором. На его вопрос генералу ответить нечего. Как следует прочитать последнюю фразу? Какое слово выделить?

Итог.

Так какой же вопрос поднимает Некрасов в стихотворении? (О роли народа в истории)

Домашнее задание:

Почему стихотворение посвящено детям?

Почему в конце стихотворения многоточие? И что этим хотел сказать автор?

Дома вы продолжите исследовать стихотворение, ответив на 12, 13 вопросы, стр.220.


Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой - от Ясной Поляны. Отношение человека к природе - одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать, что человек - царь природы. Покорение природы обернулось для нас уничтожением ее богатств, борьба с ней - нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни. В семидесятые годы Виктор Астафьев написал “Последний поклон” и “Царь-рыбу”. Речь в рассказах “Царь-рыбы” идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались”. В главе “Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек. Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея. В своих произведениях Валентин Распутин пишет о защите природы. В повести “Прощание с Матерой” он показывает страдания людей, которые покидают свою родину. Мне кажется, что вместе с людьми плачет, страдает и природа. На острове есть дерево, его пытались срубить, спилить, поджечь. Люди ничего не могут сделать с ним. Природа тоже противостоит людям. Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы боремся с природой, мы уничтожаем самих себя. В повести “Пожар” поднимается та же проблема. “Лес вырубать - не хлеб сеять”, - говорит главный герой повести “А лес выбрали - до нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в годы. А потом что? Потом голод, нищета”. Ведь вместе с природой гибнет и человек. Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: “Охранять природу - значит охранять Родину”.

Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (в.П.Астафьев. «Царь-рыба».)

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек - создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа - это храм и каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную собственной. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на важный для всех вопрос: что есть природа - храм или раба человека? Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич - рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством, Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают то ценное, что есть на земле. Но зачем природе царь, не ценящий богатства, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем при роды. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь это - знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление овладеть царь-рыбой, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить из воды рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с “рыбиной”. Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: “Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь и сейчас. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа - это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, однако он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек - часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого. Произведение “Царь-рыба” написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие - в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на большое количество проблем с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными. Эта книга дает много хороших уроков и советов. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает нас: а правильно ли мы используем то, что нам дано, не растрачиваем ли впустую данное нам богатство - природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...