Проект театральный фестиваль в детском саду. А у нас театральный фестиваль! Сроки и порядок проведения Фестиваля


При проведении любого масштабного ежегодного мероприятия, в том числе фестиваля в детском саду, неизбежно возникает масса организационных вопросов, на педагогический коллектив обрушивается дополнительная нагрузка.

Представляем многолетний опыт работы по организации проект по театрализованной деятельности в подготовительной группе. Своеобразным итогом этой работы является — Театральный фестиваль. По ежегодной традиции он проходит в последних числах марта и приурочен к праздничной дате - Всемирному дню театра, 27 марта.

Чрезвычайно важна для их социализации. Она благоприятствует формированию у детишек волевых черт характера, способствует общему развитию, общению малышей с ровесниками и другими взрослыми, изучению окружающего мира.

Педагогическим коллективом структурного подразделения № 1837 школы № 1491 г. Москвы накоплен колоссальный опыт работы по организации театрализованной деятельности дошкольников.

В каждой группе детского комбината сформирована необходимая предметно-развивающая среда. Так, в театральных уголках подобрана атрибутика, исходя из возраста воспитанников: костюмы, игровые материалы для разнообразных видов театрализованной деятельности дошкольников (театры - пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой, би-ба-бо, куклы-рукавички и т. д.). В план работы воспитателей и специалистов на каждый месяц включены занятия по культуре и технике речи, упражнения по ритмопластике, театральные игры, знакомство с культурой театра.

Одиннадцатый год подряд проходит театральный фестиваль в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО). Поэтому последнюю мартовскую неделю традиционно мы посвящаем удивительному миру театра.

Фестиваль состоит из двух частей:

  1. Проведение спектаклей в ДОО.
  2. Посещение московских театров — знакомство с социокультурной средой города.

Постановка спектаклей в детском саду

Торжественное открытие фестиваля в детском саду проходит в актовом зале. Детишки вместе с родителями знакомятся с историей возникновения театрального искусства на Руси, называют известнейшие театры города Москвы, получают приглашения на все предстоящие спектакли.

Параллельно с открытием фестиваля начинает работу выставка театральных афиш, созданных руками самих воспитанников, а также родителей и педагогов. Любой гость может оставить свой голос за понравившуюся афишу. Всем участникам по итогам голосования вручаются грамоты и призы, а лучшим из лучших - приз зрительских симпатий.

Непременно, самыми яркими и запоминающимися событиями фестивальных дней являются спектакли в ДОО с участием дошкольников и взрослых (педагогов и родителей). За наш многолетний фестивальный опыт было поставлено большое количество выдающихся спектаклей.

Самые младшие из артистов — детишки 4-5 лет из средних дошкольных групп. Они инсценируют всеми известные русские народные сказки: «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др. Таким образом, спектакль самым естественным и наглядным образом знакомит воспитанников с русским народным творчеством.

Для постановок спектаклей в детском саду с участием детей старших и подготовительных групп за основу сценариев берутся литературные произведения русских и зарубежных писателей, с которыми воспитанники знакомились в течение года: «Сказка о глупом мышонке», «Мешок яблок», «Кошкин дом», «Приключения Незнайки и его друзей», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Буратино», «Золушка», «Чиполлино» и другие. Большинство воспитателей выделяет формирование читательского интереса у дошкольников как одно из важнейших направлений работы, а спектакли в ДОО являются одним из результатов совместной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках данного направления.

Несколько лет подряд после участия в проектной деятельности по ознакомлению со странами мира воспитатели для написания сценариев спектаклей в детском саду использовали сюжеты зарубежных народных и авторских сказок:

  • «Красная шапочка» (Ш. Перро);
  • «Принцесса на горошине» (Г. Х. Андерсен);
  • «Приключения Людовика XIV и Тутты Карлсон» (Я. Экхольм);
  • «Принцесса Мак» (индийская народная сказка);
  • «Три гнома» и «Замок лгунов» (литовские народные сказки);
  • «Бычок — смоляной бочок» (украинская народная сказка);
  • «Мечта маленького ослика» (болгарская народная сказка);
  • «Добрый волк» (австрийская народная сказка);
  • «Петух и курочка» (греческая народная сказка);
  • «Подарок для самого слабого» (сербская народная сказка);
  • «Пастушка и серый волк» (испанская народная сказка).

Воспитанники младших групп также не остаются в стороне от событий фестиваля в ДОО. Они учатся созерцанию, наблюдению, закрепляют правила и нормы поведения в театре, приветствуют юных актеров, дарят им цветы и комплименты.

Во время подготовки спектаклей в детском саду царит исключительная творческая атмосфера: подбираются сценические костюмы, распределяются роли, проводятся необходимые репетиции, изготавливаются уникальные декорации, пригласительные билеты — всё происходит, как в настоящем театре. Педагоги и родители выступают в роли режиссеров, декораторов, гримёров, и, безусловно, с удовольствием играют в спектаклях в ДОО вместе со своими детьми.

Посещение театров столицы в рамках театрализованной деятельности дошкольников

В дни фестиваля в детском саду воспитанники знакомятся с театральными профессиями, Совместно с родителями посещают как излюбленные, так и еще незнакомые театральные подмостки столицы. Специально для родителей малышей воспитатели готовят анонс актуальных событий театральной Москвы, а также рекомендации, касающиеся правильной организации культурного отдыха с ребенком-дошкольником.

Наша цель — как можно шире использовать социокультурные возможности города, разнообразный интерактив во взаимодействии с детьми, мотивировать на театрализованную деятельность дошкольников. Например, в некоторых театрах, пока представление еще не началось, перед юными зрителями выступают писатели, и помимо яркого впечатления от увиденного детишки могут получить красочную книжку с автографом автора. Существуют и такие театры, в которых помимо самого представления организуется интересная экскурсия по закулисью, а также ребята могут заглянуть в музей кукол. А в некоторых театрах не только детей, но и их родителей организаторы привлекают к участию в спектаклях.

В этом году в рамках театрального фестиваля наши воспитанники вместе с родителями побывали в Театре кошек Юрия Куклачёва, Государственном академическом Центральном театре кукол имени С. В. Образцова, Московском государственном академическом музыкальном театре им. Н. И. Сац, театре «МЕЛ» Махониной Елены, Московском театре марионеток, Московском театре детской книги «Волшебная лампа», Московском театре теней.

Мы активно сотрудничаем с выездными театрами, с театром «МЕЛ» Махониной Елены, который находится в шаговой доступности от здания нашего дошкольного учреждения. Несколько лет подряд на сцене этого театра начинался наш театральный фестиваль в ДОО. На встречи с актёрами и просмотр спектаклей приходили дети средних и старших групп.

Особенности организации фестиваля в детском саду

Конечно, при проведении столь масштабного ежегодного мероприятия, как фестиваль в детском саду, особенно в условиях многогруппности, неизбежно возникает масса организационных вопросов, дополнительная нагрузка на педагогический коллектив. К тому же среди наших сотрудников нет педагога дополнительного образования, который мог бы проконсультировать, оказать практическую помощь и в процессе репетиций, и в организации досугов и мастер-классов по ознакомлению дошкольников с театрализованной деятельностью. Поэтому родители наших воспитанников это единственные люди, к кому мы можем обратиться за помощью. Большинство из них содействует воспитательному процессу и с удовольствием участвует в приобщении детишек к искусству. Родители сами приобретают билеты на мероприятия и неединожды в течение года посещают со своими дошколятами выставки, театры, музеи, концерты классической музыки.

Многолетний опыт проведения театрального фестиваля в ДОО позволил нам выделить основные правила организации подобных мероприятий:

  • любое долгосрочное мероприятие непременно должно иметь начало (настрой) и конец (подведение итогов, награждение);
  • необходимо заблаговременно продумать целесообразность и объем участия родителей в предстоящих мероприятиях и подробно уведомить их об этом;
  • театральный фестиваль имеет смысл проводить только в случае наличия в образовательной организации систематической работы в данном направлении. Иначе будут потрачены неоправданные усилия на мероприятие.

Участие в спектаклях в детском саду в качестве актёров и зрителей помогает дошкольникам раскрепоститься, стать более общительными, тоньше чувствовать окружающий мир. Фестиваль не только поддерживает интерес у дошкольников к театрализованной деятельности и событиям культурной жизни столицы, но и укрепляет культурные связи между детским комбинатом и семьями воспитанников, выявляет и поддерживает среди педагогических работников наиболее талантливых. И, безусловно, фестиваль является своеобразным итогом деятельности педагогических работников в течение года.

Репертуар театрального фестиваля в детском саду

Одиннадцатый театральный сезон в структурном подразделении № 1837 школы № 1491 г. Москвы включал следующие мероприятия:

  • 24 марта 2015 г. — торжественное открытие театрального фестиваля в ДОО, совместный спектакль педагогических работников и воспитанников «Времена года»;
  • 25 марта 2015 г. — спектакли средней группы «Непослушный цыплёнок» и старшей группы на английском языке «Английский город»;
  • 27 марта 2015 г. — спектакли подготовительной группы «Кошкин дом», старшей группы по мотивам произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке"и подготовительной логопедической группы «Муха-цокотуха»;
  • 30 марта 2015 г. — спектакль в старшей группы «„Волк и семеро козлят“ на новый лад»;
  • 31 марта 2015 г. — спектакли средней группы «День рождения Машеньки» и подготовительной группы по мотивам русской народной сказки «Финист — ясный сокол»;
  • 1 апреля 2015 г. — спектакли в старшей логопедической группы «Битва грибов и ягод» и подготовительной логопедической группы «Старые сказки на новый лад».

Звучит музыка разная

Ещё такого сад не знал!

Веселый летний фестиваль!

Нас очень много на планете…

Есть Вани, Гансы, Джоны,-

Детей повсюду миллионы!

Встречает радостно ребят.

Самые лучшие - русские люди

Танец русских

Калинка

«Блины»

Тары, бары, растабары

Вас приветствуют татары!

Встречайте гостей!

Танец регина

Я тебе кохаю,

В свитикащойкрайни

Я не знаю.

Чорне море, степ широкий,

Зелени Карпати,

И пид небом синиоким

Стежина до хати.

Украинская музыка

Цыганочка танец

Страна и гидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Страна Бабека, Короглы,

Страна Новруза и весны.

Твоих красавиц всяк искал,

Музыка лизгинка

Миллионы, всех не счесть,

Друг за друга мы в ответе,

Музыка татар

музыка

Дети: Дружно!

Дети: Нужно!

Дети: Скверно!

Подрастет и дружба наша

Вместе с нами!

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить!

Дети: да!

музыка

Дети танцуют

Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкварчат на ней блины.

Пышные, румяные,

Пламенно-огняные.

С ободочком-корочкой,

С мёдом ешь, с икорочкой.

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Фестиваль национальных культур».

Звучит музыка разная

1вед.: На фестиваль, на фестиваль!

Ещё такого сад не знал!

Мы приглашаем всех на праздник,

Веселый летний фестиваль!

Предлагаем открыть его парадом национальных костюмов!

Звучит песня «Дружат дети всей Земли». Дети проходят в колонне друг за другом, и садятся на свои места

2 вед.: По-разному зовутся дети,-

Нас очень много на планете…

Есть Вани, Гансы, Джоны,-

Детей повсюду миллионы!

1 вед.: Мы рады видеть всех сегодня на нашем ярком, многонациональном фестивале!

1 вед.: Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят.

Сильные духом, но сердцем открыты!

С чистой, по- детски и доброй душой,

Самые лучшие - русские люди

Будет ли Вам в этой жизни покой

Я приглашаю ребят, представляющих русский народ.

Танец русских

Калинка

1вед.: Ребята, а гости к нам пришли не с пустыми руками, они принесли нам свое национальное блюдо. «Блины»

Вед.: Понравилось Вам ребята? А теперь я Вас хочу познакомить с маленькими представителями другой нации, готовы?

Тары, бары, растабары

Вас приветствуют татары!

Встречайте гостей!

Выходят дети младшей группы и танцуют татарский танец .

Танец регина

1 вед.: Ой ти, ненька- Украина,

Я тебе кохаю,

В свитикащойкрайни

Я не знаю.

Чорне море, степ широкий,

Зелени Карпати,

И пид небом синиоким

Стежина до хати.

Украинская музыка

Встречайте украинский народ(дети танцуют).

А теперь украинское национальное блюдо –«вареники».

2 вед.: Как цыгане поют- передать невозможно.

Да и есть ли на свете такие слова?!

То с надрывной тоскою, темно и тревожно.

То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

2вед.: А как цыгане зажигательно танцуют…Встречайте цыганский табор.(дети танцуют).

Цыганочка танец

А сейчас ребята представят национальное блюдо «Салат по-цыгански».

2 вед.: Азербайджан страна огней

Страна и гидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Страна Бабека, Короглы,

Страна Новруза и весны.

Твоих красавиц всяк искал,

Кто хоть раз народ твой повидал.

Музыка лизгинка

Встречайте представителей азербайджанского народа(дети танцуют лезгинку).А теперь азербайджанское национальное блюдо-плов.

1вед.: Нас, татар, на белом свете,

Миллионы, всех не счесть,

Друг за друга мы в ответе,

Всем хвала, и всем нам честь!

Музыка татар

Встречайте представителей татарской нации(дети танцуют).А теперь татарское национальное блюдо- «Чак - чак».

2 вед.: Ребята, посмотрите, сколько много людей разных национальностей проживает в Тюменском районе. Мы познакомили вас только с маленькой частью. Проживают у нас и казахи, и чуваши, и белорусы, и молдаване, и ханты и очень много еще народов.

1 вед.: Ребята нам показали песни и танцы тех народов, которые они представляют, и у каждого народа есть свои национальные игры.

музыка

У русского народа одна из национальных игр «Ходит Ваня»,

«Гори, гори, ясно», «Самый быстрый», «Бенефша», «

2вед.: как много новых игр мы сегодня узнали, а кто-то их просто вспомнил, так как играют дома в них. Вам понравилось ребята?

1вед.: Ребята, а мы вам предлагаем поиграть в еще одну игру, она называется «нужно дружно жить на свете», в нее играют дети всех наций. Готовы?

Нужно дружно жить на свете,- Дружно?

Дети: Дружно!

Это знать большим и детям Нужно?

Дети: Нужно!

Если ссора приключится,- скверно?

Дети: Скверно!

Нужно тут же помириться,- верно?

Дети: Верно! А потом, когда мы старше станем сами,

Подрастет и дружба наша

Вместе с нами!

1вед.:И пусть по-разному зовутся дети,

Для нас- все лучшее на свете!

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить!

1вед.: Ребята, у ваших воспитателей, есть по одному воздушному шарику, но они не простые, а волшебные. Надо всем загадать желание, сказать его шарику и отпустить в небо, вместе с голубями, и тогда ваше желание исполниться. Готовы?

Дети: да!

музыка

2 вед.: Тогда по команде, отпускаем в небо шарики!!! Давайте все вместе станцуем танец дружбы. (веселая) Дети танцуют

Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкварчат на ней блины.

Пышные, румяные,

Пламенно-огняные.

С ободочком-корочкой,

С мёдом ешь, с икорочкой.


Алексеева Маргарита Васильевна

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МАДОУ ЦРР детский сад №146 города Тюмени. Педагогический стаж 14 лет.

Высшее образование. Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008г. Музыкально-педагогический факультет, кафедра Оркестрового дирижирования. Общий стаж работы 14 лет, в МАДОУ ЦРР детский сад №146 в должности музыкальный руководитель – 13 лет.

Визитная карточка

Я – самый счастливый человек на свете, ведь моя жизнь наполнена яркими красками МУЗЫКИ и ТЕАТРА. Эти две составляющие моей профессии так крепко вплелись в мою жизнь и в жизнь моей семьи, что уже трудно представить её без творческого поиска и зажигательного праздника. И всегда со мной мой лучший друг, вдохновитель – аккордеон, с которым мы не расстаемся вот уже 28 лет. Это просто волшебство, когда ты можешь самостоятельно озвучить журчание ручейка, дуновение легкого ветерка, пение птиц, призывающих весну… А еще понимаешь, что всё это можно не только озвучить, но и изобразить в театральной игре. Это так увлекает и завораживает, что ты начинаешь искать: «А где же находится этот мир игры, мир фантазии и перевоплощения?» А ответ прост… Он смотрит на тебя глазами ребёнка, говорит его голосом. И так хочется вернуться в этот мир, на эту загадочную планету, название которой ДЕТСТВО!!!

«…Улыбнулась мне в жизни удача, благодарна за это судьбе,

Знаю я, не могло быть иначе, в этом мире, на этой земле.

Есть профессий так много на свете, важных, нужных и трудовых,

Но меня привлекают дети, и не мыслю я жизни без них…» (И.Н. Ольховик)

Мне посчастливилось и теперь я ношу два гордых звания – музыкальный руководитель и руководитель театральной студии. Об этом стоило когда-то только мечтать, а сейчас это является неотъемлемой частью моей жизни. А семья поддерживает творческий дух: муж, в свободное время, музицирует на гитаре, а трое детей занимаются танцевальным и музыкальным искусством.

Стоит отметить, что в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, делают выводы. Наряду с наукой, музыка и театр играют огромную роль в познании ребёнком окружающего мира, именно они являются мощным активатором для развития интеллекта и способностей ребенка.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия…» (М.С. Казиник)

Каждый ребёнок талантлив изначально, а я помогаю выявить и развить в нём то, что заложено от рождения, от природы. Это совсем не означает, что я воспитываю музыкантов или актёров, я воспитываю личность – инициативную, творческую, интеллектуально развитую. И верю, что первые полученные знания и умения помогут им в дальнейшем любить и понимать прекрасное, а человек с красивой душой совершает лишь красивые поступки. В своей работе я стремлюсь научить детей понимать музыку, чувствовать ее предназначение, наслаждаться ею, передавая характер и образы в движении, пластике. Главная задача – научить детей слушать и слышать.

Творческую деятельность я стараюсь выстраивать по принципу единства музыки и театра. «Всякий музыкальный звук влечёт за собой слово и движение, всякое слово может родить музыкальный звук и жест, всякое движение человеческого тела может создать образ, требующий соучастия музыки и слова…» (К. Орф)

«Как заинтересовать и увлечь ребёнка? Как вызвать в детях понимание и ощущение того, что театр и музыка являются неотъемлемой частью их жизни, явлением мира?» Этими вопросами обосновано преобладание в моей работе интегрированных методов обучения. Методики и разработки Т. Боровик, А. Бурениной и Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, А. Евтодьевой, М. Картушиной и др. – все эти работы представляют для меня большой интерес и широко используются в практической деятельности. Также мной создана программа по театрализованной деятельности «Театр – творчество – дети».

В основе инновационных технологий лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированные движения под музыку, озвучивание стихов и сказок, театрализация. На каждом занятии дети с любопытством смотрят на меня и ждут чего-то нового, интересного. С применением ИКТ занятия становятся боле содержательными и результативными. Дети с большим интересом осваивают здоровьесберегающие технологии, которые сопровождаются видео-презентациями. Ну а главная технология, которую так любят дети – это, конечно, театрализованная игра. С неподдельным интересом юные дарования познают основы актёрского мастерства, ведут диалоги между героями, могут сами выступить в роли костюмера, декоратора, гримёра. Итогом огромной работы в музыкально-театрализованной деятельности является постановка спектаклей, где дети воплощают образы своих любимых героев. С большим желанием дети принимают участие в мероприятиях, проводимых как в детском саду, так и за его пределами. Так детский коллектив театральной студии «Петрушка» является постоянным участником и призером многих мероприятий:

- «Маленькие огоньки большого детства», городской конкурс для детей ОВЗ, лауреаты 2016, 2017г.

- «У колыбели таланта», региональный фестиваль, лауреат 1 степени – 2014, 2016г., обладатель гран-при – 2015г, участники -2017г.

- «Свет рампы» городской конкурс, лауреат 1 степени – 2015, 2016г.

- «Сибирь зажигает звёзды» - междун. конкурс, лауреат 3 степени 2016, 2018г.

- «Мир! Человек! Мечта! гор. конкурс, лауреат 1 степени – 2016, 2017, 2018г.

И многие другие городские, областные, всероссийские, конкурсы и фестивали в номинациях: вокал, хореография, художественное слово, театр.

Опыт показывает, что на положительные результаты развития детей в музыкально-театрализованной деятельности, оказывает тесное взаимодействие с семьёй. Во-первых, присутствие родителей, как зрителей, эффективно влияет на раскрепощение детей. Чувствуя теплоту и поддержку родных и близких, ребёнок играет темпераментнее, он «расцветает» от улыбки и «подрастает» слыша бурные аплодисменты благодарных зрителей. Во-вторых, родители активные помощники в проведении праздников, представлений. Они вместе с детьми готовят костюмы, реквизит, помогают в организации выездных мероприятий, организуют фотовыставки, оформляют видеоролики с выступлений. В-третьих, родители сами являются незаменимыми артистами, с удовольствием играя на сцене. Таким образом, они поднимают свой авторитет в глазах ребёнка, ведь что может быть лучше и эффективнее совместной деятельности, приносящей столько положительных эмоций. Если увлеченный педагог может сделать многое, то увлеченный родитель может свернуть горы!!!

Жить без творчества скучно на свете, его надо во всем замечать,

Ну а главное творчество – дети! Я об этом хотела сказать!!!


В нашем саду прошел ежегодный «Театральный фестиваль», в нем приняли участие все возрастные группы. Театральное искусство близко и понятно детям, которое позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Каждая постановка имела нравственную направленность. Благодаря участию в спектакле ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Также театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Дети получили возможность побывать не только в роли артистов, но и зрителей, что не менее важно. А какую гордость они испытали, когда им аплодировали их родители, бабушки и дедушки. И уже сейчас они вместе с любимыми воспитателями задумываются, над какой постановкой будут работать на следующий год. А закончился фестиваль показом сказки по правилам безопасности на дороге, которую показали воспитатели ДОУ.




Выбор редакции
Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...