Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления. Владимир Мономах


Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), - один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное - полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.

Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище - Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года - очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.


Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.

Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три - десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, - ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.

Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано - красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь - прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул - будешь обманут. Не пожалел врага - и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу - найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.

Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян - заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля — скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», - а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия. «Повесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

«Владимир Мономах на совете князей»

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта - нравственного, политического, военного - Владимир Мономах мог поучать детей:

«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся - соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.

Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» - в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного - там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70-80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях. В 1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.


  ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (в крещении - Василий) (1053-19.05.1125) - князь киевский с 1113 г.

Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по имени деда со стороны матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. В 1076 г. участвовал в войне польских князей против императора Священной Римской империи Генриха IV. Во время княжеской междоусобицы, в 1078 г. участвовал в сражении на Нежатиной Ниве, в результате которого его отец получил Киев, а сам Владимир Всеволодович - Чернигов. Воевал с полоцкими князьями, половцами, торками, поляками. После смерти отца (1093) был зван киевлянами на княжение, но, соблюдая правило старшинства в роду, уступил стольный город Руси своему двоюродному брату Святополку Изяславичу. Год спустя после войны с половцами и опиравшимся иа их поддержку другим двоюродным братом тмутараканским князем Олегом Святославичем вынужден был уступить ему Чернигов и осесть в Переяславском княжестве. Поскольку именно Переяславская земля чаще других подвергалась набегам половцев, Владимир Всеволодович наиболее активно выступал за прекращение междоусобиц на Руси и объединение в борьбе с половцами. Ему принадлежит инициатива княжеских съездов 1097 г. (в Любече), 1100 г. (в Уветичах), 1111г. (на Долобском озере). На Любечском съезде князья попытались договориться о закреплении за каждым владений своих отцов; Владимиру Всеволодовичу, кроме Переяславского княжества, достались Ростово-Суздальская земля, Смоленск и Белоозеро. На Уветичском съезде Владимир Мономах настоял на организации совместных походов на половцев, а иа Долобском съезде - на немедленном проведении похода против степняков. В 1103 г. объединенное русское войско одержало победу над половцами в урочище Сутень, в 1107 г. - на р. Сула, в 1111 г. - на pp. Дегей и Сальница; после этих поражений половцы ушли за Дон и Волгу и на время прекратили набеги на Русь.

В ходе начавшегося в 1113 г. после смерти киевского князя Святополка Изяславича восстания в Киеве Владимир Всеволодович был приглашен на киевский стол. Для того чтобы нормализовать обстановку, Владимир издал Устав, несколько улучшивший положение низших слоев населения (текст Устава, являющегося выдающимся памятником древнерусского права, включен в пространную редакцию Русской Правды).

Княжение Владимира Всеволодовича стало периодом укрепления экономических и политических позиций Руси. Под властью киевского князя объединилась большая часть земель Древнерусского государства; большинство князей признало его "старейшим князем" на Руси. На княжение в наиболее важных русских землях Владимир посадил своих сыновей: Мстислава в Новгороде, Святополка, а после его смерти - Ярополка - в Переяславле, Вячеслава - в Смоленске, Юрия - в Суздале, Андрея - во Владимире-Волынском. Уговорами и силой он мирил враждовавших между собой князей. Родственные узы связывали Владимира Всеволодовича Мономаха со многими правящими домами Европы. Сам князь был женат трижды; одной из его жен была Гита, дочь последнего англосаксонского короля Гаральда.

Владимир Мономах вошел в историю как мыслитель. Его "Поучение" детям и "иным, кто прочтет" представляет собой не только образец древнерусской литературы, но и памятник философской, политической и педагогической мысли.

Значительный интерес представляет составленная им "Летопись", содержащая описание военных и охотничьих подвигов князя. В этих произведениях, как и во всей своей деятельности, Владимир Всеволодович выступал за политическое, религиозное и военное единство Русской земли при сохранении права каждого князя на самостоятельное управление своей "отчиной". В правление Владимира Всеволодовича в Киевском Выдубицком монастыре составлена новая редакция "Повести временных лет", включившая легенду о Крещении Руси апостолом Андреем и переработанный вариант описания событий кон. XI - нач. XII вв., выдвигающий на первый план деятельность самого Владимира; создано "Сказание о святых Борисе и Глебе", получило широкое распространение их церковное почитание (в 1115 г. мощи Бориса и Глеба торжественно перенесены в новую каменную церковь в Вышгороде). Сохранилось мало сведений о градостроительных и иных мирных делах князя. Летописи сообщают лишь о сооружении в годы его княжения моста через Днепр в Киеве и основании в Ростово-Суздальской земле на р. Клязьма города Владимира, ставшего впоследствии столицей Владимирского великого княжества.

Деятельность Владимира Всеволодовича заслужила признание уже у современников. Летописи называют его "чюдным князем", "славным победами за Русскую землю", "милостивым паче меры", награждают другими лестными эпитетами. Возникло предание, что Владимир Всеволодович был венчан на царство митрополитом Неофитом, который возложил на него доставленные из Византии знаки царской власти: венец и бармы (впоследствии венец - непременный атрибут венчания на царство московских государей - называли "шапкой Мономаха").

Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князб отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.

Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междуусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.


Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.


Владимир Всеволодович Мономах (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ; в крещении Василий; 1053-19 мая 1125) - князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.

Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.

В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наёмного войска из половцев для междоусобной войны. На момент смерти Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода.

В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако, Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск. Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102) и тем самым нарушить традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.

Сразу после смерти Всеволода Ярославича, Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем потерпели тяжёлое поражение на Стугне от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами затем ещё раз - у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.

В условиях киевско-половецкого мира Владимир оказался один на один с поддержанным половцами Олегом Святославичем, изгонявшим из Чернигова ещё его отца, и вынужден был уступить ему Чернигов (1094). В следующем году в Переяславле он убил во время мирных переговоров двух половецких ханов в присутствии киевского боярина Словяты, после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова обернулось вторжением Тугоркана и Боняка соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже и погиб.

Тем временем Олег занял Муром (Изяслав Владимирович погиб), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга, и Олег был разгромлен на Колокше, изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, - и междоусобица на левобережье Днепра утихла.

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, т.е. Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году, а в результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владения Ростиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).


В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давид Святославич на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.

Начиная с 1103 года Владимир Мономах стал вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев (сражения на Сутени в 1103 году, на Сальнице в 1111), также были разбиты Боняк и Шарукан на переяславской земле (1107).

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха (4 мая 1113 года). Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение рабов и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права на Киев.

В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно.

В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 году при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.

В 1116-1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2-я редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Выдубицкого монастыря, затем в 1118 по поручению переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича - 3-я. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.

Около 1114 года на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV - Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии - последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наемных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать - теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II - Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».

Византия, вскоре, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое неудачно осадило Доростол и вернулось обратно.

Только в 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой византийского императора.

До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) - «Устав Владимира Всеволодовича».

Браки и дети:

В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты - 10 марта, скорее всего - 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака (кроме Романа) носили славянские имена, все дети от второго брака - имена греческие.

В 1074 году женился на принцессе-изгнаннице Гите Уэссекской, дочери короля Гарольда II Английского .

Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), великий князь Киевский с 1125
Изяслав Владимирович (-1096), князь курский
Святослав Владимирович (-1114), князь смоленский и переяславский
Роман Владимирович (-1119)
Ярополк Владимирович (1082-1139), великий князь киевский с 1132
Вячеслав Владимирович (-1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-54.

Мария (Марица) Владимировна (†1146/1147), замужем за Лжедиогеном II
Евфимия Владимировна (†1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
Агафия Владимировна
(ок. 1099 - 1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-50 и с 1155
Андрей Владимирович (1102-1142), князь волынский, князь переяславский.

Правление Владимира Мономаха (кратко)

Правление Владимира Мономаха – краткая характеристика

Родился Владимир Всеволодович Мономах 26 мая 1052 года. Его отцом был Всеволод Ярославич, а матерью Анна, дочь императора Византии, Константина Девятого. В 1067 году был посажен на княжение в Смоленске, с 1078 княжил в Чернигове. С 1125 года был великим князем киевским. Данный талантливый правитель остался в истории не только как князь, но и как писатель, после которого нам достались его важные литературные труды.

Однако, как не старался князь Мономах сохранить мир, но часто именно эти его попытки избежать войны и приводили его на поле битвы. Первое значительное военное столкновение в жизни Мономаха произошло в 1077 году, когда он, слушаясь приказа князя киевского Изяслава, выступил с ратью против половцев. Владимир получает черниговское княжество, однако после того как в 1094 году Олег Святославич, пришедший под стены его замка потребовал отдать обратно земли отца, Мономах, избегая сражения уходит со своей дружиной в Переяславль.

Позже, уже будучи на княжении в Соленске, Владимир активно старался помочь в борьбе с врагами соседним князьям. В 1097 и 1100 годах он выступает одним из инициаторов собраний удельных князей.

После кончины Всеволода Ярославича Мономах не спешил занять киевский престол. Более того, он передаёт его (несмотря на завещание отца) Святополку Изяславичу. Также по мере своих сил он старался всегда оказывать военную помощь новому князю в походах. Мономах стал киевским великим князем только в 1113 году. На княжение его звала киевская знать, боящаяся восстания народа против ростовщиков. Благодаря Мономаху восстание было подавлено, а сам князь, выяснив причины его возникновения, установил нормы долгового права для предотвращения конфликтов в будущем. Княжеский устав способствовал упрощению участи закупов (наёмных работников и должников).

Также правление князя Мономаха ознаменовалось противостояниями с половцами (кочевниками). Сам Владимир неоднократно заключал с ними мирные соглашения и был организатором рейдов в полоцкие территории, чтобы привлечь народное ополчение. Необходимо отметить, что имена такая мирная политика и сделала Мономаха таким популярным в народе.

В 1116 году Мономах оказывает военную помощь своему зятю императору Диогену, который выступал против Византии (данный конфликт прекратился немного позже кончины самого Диогена). В 1120 году с русских земель были полностью изгнаны печенеги.

Основные события правления Владимира Мономаха:

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...