Поговорим о театре. Зарождение и история кукольного театра


Классный час.

Тема : Мы и театр.

Цели:


  • познакомить детей с историей возникновения театра;

  • дать представления о различных театрах в родном городе;

  • вспомнить профессии людей, работающих в театрах;

  • познакомить с правилами поведения в театре;

  • повторить правила этикета при общении;

  • способствовать развитию речи, мышления, памяти;

  • воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.
Ход занятия.

Организатор обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре.

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Организатор : кто из вас знает, как появился театр? (1сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» . (2,3 сл.) Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году. Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: (5,6 сл.) В Драматическом театре ставятся пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

(7,8 сл.) В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств,движением. Есть театры Кукол.(9сл.) Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные(10 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы.(11сл.) Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.(12сл.)Ростовые по росту которые бывают на много выше человека.

(13сл.) Есть Театры зверей, где актёрами являются животные и птицы.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Организатор: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Организатор: А вот и он!(14сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Организатор: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Организатор: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Организатор : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Организатор : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (15,16сл.)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Организатор : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Организатор : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Организатор : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль « Дюймовочка ». Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Организатор : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Организатор : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Организатор : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей.


  • Приготовь заранее одежду.

  • Умойся, расчешись.

  • Выйди из дома заранее.
Организатор : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Дети: снять верхнюю одежду.

Организатор: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе.

Организатор : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Организатор : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Организатор : вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.(17сл.)

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Организатор : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Организатор : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Организатор : посмотрите на свои билеты на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места. Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа?

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. (18,19,20,21,22сл.) Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Организатор : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Организатор : конечно же, нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Организатор : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем, что она скажет на этот раз?(17сл.)

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – «побольше двигайтесь»! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения .


  • Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

  • Будь аккуратен и опрятен;

  • Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

  • Не шурши фантиками и не разговаривай;

  • Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

  • В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

  • Веди себя скромно и воспитанно.
Организатор: Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Организатор : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:


  • Профессия человека, исполняющий разные роли.

  • Перечисли Театры, какие ты знаешь.

  • Главные герои кукольного театра.

  • Место, где продают билеты.

  • Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

  • Место в театре, где можно перекусить.
Организатор: я думаю, что правила, которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте, что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.(23сл.)

Дети :

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Классный час

Тема: Мы и театр.

Цели:

    познакомить детей с историей возникновения театра;

    дать представления о различных театрах;

    способствовать развитию речи, мышления, памяти;

    воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.

Ход занятия.

Учитель Здравствуйте! Сегодня

Закройте глаза.

Слайд 1(включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре. Слайд 2

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Дети - О театре

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях. Кто был в театре?

- Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» .

Слайд 3 Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера.

Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : Слайд 4 Актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки.

27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса

. Слайд 5 Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра.

А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: Слайд 8 В Драматическом театре ставят специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем , драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

Слайд 9

В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением , балеты – выражение чувств,движением.

Слайд 10 Есть Театры зверей , где актёрами являются животные и птицы.

Слайд 11 Есть театры Кукол. Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники

Куклы бывают разные: слайд 12 перчаточные – они надеваются на руку. Слайд 13 Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Слайд 14 Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.

Слайд 15 Ростовые куклы - которые бывают по росту на много выше человека.

- Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на принца, на Ягу?

- Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д .


-А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика)

Что такое жесты? (Это телодвижения, без слов)

А что же такое мимика? (Выражение нашего лица).

Я предлагаю вам сегодня попробовать стать артистами. Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.

Я говорю вам слово. А вы в ответ – изображаете это жестом

З дравствуйте”, “и ди сюда”, “тихо”, “нельзя”, “думаю”.

Покажите мимикой : грусть, радость, удивление, страх, восторг.

Приглашение на сцену 6 человек.

Я вас поздравляю – вы сейчас станете актерами- кукловодами.

Кто это?

Слайд Ребята сейчас мы с вами разыграем фрагмент кукольного спектакля "Теремок" . Надеваем кукол на правую руку.

Для того, чтобы кукла ожила, надо определить её характер, представить, с какой интонацией будет она говорить.

(куклы)

Уважаемые зрители просим тишины, мини - спектакль начинается.

Ребята,вам понравилось представление? (да)

Представление окончено, прошу артистов занять свои места в зале.

Это интересное и увлекательное занятие, но в тоже время это труд. И я думаю, если вы заинтересовались, то можете вместе с родителями.классным руководителем организовать свой кукольный театр. ставить представления и показывать их другим ребятам.

Почему мы сегодня говорили о театре? Слайд

Хочу пожелать вам посетить в ближайшее время театр.

Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И если вы друзья театра , то клятву громко вы скажите:
Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным,

добрым человеком

и зрителем достойным быть.

В фольклоре слово, музыка, танец связаны между собой. Сложные элементы театра были присущи календарным обрядам, которые группировались в 4 цикла. Фольклористы выделяют жанр народной драмы, в котором прозаические и стихотворные (песенные) тексты получают игровое воплощение. Особенность русской драмы - равнозначность действия к исполнительскому тексту. В других жанрах текст главенствовал, иллюстрируя движением и мимикой. Русская народная драма непрофессиональна. Народный театр - понятие более широкое, чем драма. Сюда включаются пьесы, произведения других жанров, сопровождаемые игрой исполнителя. В понятие народного театра включён кукольный театр и рисованный театр (прообраз будущей мультипликации).

Театр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. Кукольный театр - довольно распространённое явление в жизни каждого человека. Со спектакля начинается детство ребёнка и его эстетическое воспитание .

Кукольный театр начинал своё существование ещё тысячи лет тому назад. Люди в древности верили, что боги, дьяволы и священные животные наполняли землю, небо, воду, подземелье. Предки мастерили каменные, глиняные, деревянные и костяные куклы, и, представляя тех богами, поклонялись им. Одухотворяя кукол, древние люди отождествляли их с богами: возили на носилках, танцевали около них, катали на слонах. Куклы, с помощью всяких приспособлений, могли моргать, улыбаться, поднимать руки, наклонять голову. С течением времени такие представления походили на театральное зрелище. Кукол использовали в качестве богов, демонов, оборотней, джинов, чертей и ангелов, Адама и Евы, когда хотели разыграть легенды о сотворении мира, о происхождении чего-либо. С помощью кукол в народных и сатирических сказках высмеивали человеческие грехи и пороки: жадность, лень, гнев и др.

Теневой театр - один из первых, появившихся на заре становления кукольных театров. Он ассоциировался с неким магическим заклинанием. Бытовало мнение, будто мёртвые покровительствовали и помогали живым. Чтобы мёртвые пришли, готовили кукол, в которые те вселялись. А души умерших многие люди видели в образе тени.

В кукольных театрах в древние времена наряду с "сиюминутными" героями были и типические образы. Герои басни, легенды, фольклорные персонажи соседствовали с популярными фигурами, "портретными" куклами.

Т.о., театр кукол становился кладовой, сокровищницей многочисленных сюжетов и жизненных типов. Сюжетная линия таких произведений, как "Король Лир", "Фауст", "Ромео и Джульетта", по мнению итальянских, румынских и немецких учёных, была общеизвестна и популярна в кукольных представлениях до самого Шекспира и Гёте.

Театр кукол в Древнем Риме получил широкое распространение. Позже возник итальянский народный сатирический театр кукол. Главный герой - весёлый и неунывающий Пульчинелла. В разных странах начали появляться кукольные герои, которые стали народными. Они умели выражать простые людские чувства. Так Полишинель - французский любимец публики, Панч - английской, в Германии - Гансвурст, Пикельгеринг - голландской публики, в Польше - появился Копленяк. В Чехии чуть позднее родился Кашпарек.

Все эти образы своей смелостью, дерзостью, насмешливостью напоминают нашего Петрушку. У него была одно преимущество: всё то, о чём боялись простые люди даже подумать, уже было на устах Петрушки. Пронзающую правду выкрикивала кукла на площадях и ярмарках. После таких публичных выступлений, подмости и ширмы убирались, кукольникам запрещалось давать представление. Но кукле рот не закроешь. На другой же день подмостки и ширма появлялись уже в другой деревне, и со сцены в адрес власти сыпались опальные речи, отклик которых находили в сердцах рабочие и крестьяне.

Что-то подобное кукольному театру представлялось в католических церквях. В праздник Рождества Христова на алтарь погружали деревянный ящик и снимали переднюю стенку. Внутри этого ящика компоновались куклы в той последовательности, чтобы определить событийность момента. Для описания рождения Сына Божьего из книги Евангелия и служили мизансцены. Бартоломео Пинелли в "Представлении Презепио (яслей) в Риме. Рождество" нарисовал толпу, которая рассматривает мизансцену Рождества, выставляемую в храме. В фокусе композиции - кукла младенца Иисуса, который лежит в кормушке. Слева располагается статуэтка девы Марии, справа - фигура святого Иосифа (мужа Марии), сзади стоят осёл и вол, которые указывают на место действия - хлев. Пастухи и волхвы пришли поклониться младенцу, с неба наблюдают ангелы и сам Бог. С течением времени неподвижная мизансцена стала одной из особых видов представлений кукол. Со временем из неподвижной мизансцены развился особый вид кукольных представлений. Так рождественскому неподвижному театру дали название "Презепио".

В западных областях Российской империи, где преобладающей религией был католицизм, встречалась и более развитая, более театрализованная форма рождественского театра. Среди польского населения она называлась "шопкой", у белорусов - "батлейкой", а на Украине - "вертепом". Эти рождественские представления распространились и среди православного населения Белоруссии и Украины; выходцы из Украины занесли их еще дальше на восток, вплоть до Сибири. Однако в Центральной России и за Уралом этот театр не приобрел широкой популярности. В русском языке его всегда называли украинским словом "вертеп" .

Самое жестокое наказание было придумано кукольникам в странах Европы и Китая. Их ремесло относилось к разряду "дьявольского искусства". Во времена инквизиций кукольников сжигали на костре. Позже сажали в тюрьмы.

В 1862 году открылся домашний кукольный театр "Эротикон Театрон" (в переводе с греческого языка). Его открыли литераторы, художники, театральные деятели. Театральная сцена была похожа на будку, из-за которой кукольники показывали спектакль, а чтецы читали сценарий. Тематика этих текстов была злободневной, направленная против ханжества мещанства. Здесь описывалось то, о чём было попросту неприлично говорить в подобном обществе. Куклы делались вручную. Участники домашнего театра показывали спектакли за ужином своим гостям.

Петрушка со временем ушёл со сцены. После революции появились новые виды театра:

Перчаточные куклы, или верховые (т.к. появляются поверх ширмы). Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой. Таких кукол многие называют у нас петрушками.

Марионетки. Актер-кукловод стоит на возвышенности позади сцены и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток соединены с головой и спиной куклы, привязаны к ее плечам, рукам, коленкам и ступням ног. Обычно у куклы бывает 10, 20, а иногда даже до 40 ниток. Если раскачивать палочку, от которой нитки идут к коленкам куклы, то кукла начинает поднимать и опускать ноги, ходить или танцевать. Когда слегка натянут нитку, которая прикреплена к спине, то кукла делает поклон. Если подтянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все остальные, кукла перевернется и может встать на голову или ходить на руках .

Тростевые куклы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи куклы, а к плечам - руки. Актер управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.

Механические.

Самые распространённые куклы - это марионетки и верховые, потому что появились раньше всех. Тростевые же куклы появились относительно недавно на Востоке (Китае и Индонезии). Такие куклы в советское время пользовались успехом у кукольников-художников Ефимовых.

Куклами с давних времён пользовались индийские племена, даже когда европейцы ещё не открыли Америку. В племенах аборигенов, начиная с 17 века, кукла являлась главной составляющей обрядовых традиций и в шаманской практике.

Самое раннее упоминание об индийских куклах записано в 1655 году европейским монахом-иезуитом. В записках он упоминал одного из знахарей племени ирокезов. Шаман, по мнению монаха, вынимал из своей сумки мёртвую белку и смазывал её травяным раствором. На глазах у изумлённой публики после этого колдовства животное оживало, начинало прыгать около колдуна, запрыгивать к нему обратно в сумку и выскакивать снова. Всё это представление, конечно же, было тщательно спланировано. Белка оказывалась ненастоящей, игрушечной. Знахарь управлял ею при помощи ниток, которые оказались спрятанными в хвосте животного. Целью выступления было не просто удивить собравшихся, но и убедить, что сила волшебства содержится в необычных травах.

Но мистификация на этом не заканчивалась. Шаманы вызывали духов. Они предстали пред зрителями в образе маленького человечка. Дух появлялся из подземелья. Это тоже был своеобразный трюк. Изготавливалась кукла, сажалась в ящик, а ящик ставили в яму, которую вырывали заранее. Т.о., из-под земли высовывалась голова, через несколько секунд кукла стояла уже до пояса. Она поднимала несколько раз руки вверх и уходила снова под землю (в ящик). Стоит отметить, что движения такой куклы были крайне ограничены и примитивны (один-два взмаха рук). Сюжета в действии тоже нельзя отследить. Но эффект неожиданности достигался. Как говорится: ловкость рук и никакого мошенничества. Вот такое оживление кукол расценивается многими исследователями как первый шаг на пути становления кукольного театра на сегодняшний день.

Жизнь перчаточного театра сложилась в Америке совсем иначе, нежели, к примеру, в Англии. И связано это, в первую очередь, с фактом запрета в городах уличных представлений. Кукольники с ширмой и комедией о Панче перекочевались с улицы под крышу. Их приглашали на домашние спектакли, которые устраивались по поводу какого-либо семейного торжества. Если празднование переносили в ресторан, то кукольники выступали там в назначенное время. В середине 19 века музеи Америки с удовольствием приглашали перчаточные театры выступить пред зрителями. Танцевальные залы, церкви, общественные собрания, воскресные школы, а также детские приюты рады были пригласить к себе кукольников.

К концу 19 века Панч приобрёл в Америке "заокеанские черты". В их речах и шутках пестрили американские шутки и речи. Впоследствии гастролировать с театром стали не англичане, иммигрировавшие в Америку, а коренные американцы - то актёрское поколение, которое родилось и выросло в Соединенных Штатах.

В 18 веке марионетки чаще исполняли сюжетные пьесы. В 19 веке ситуация коренным образом изменилась. Куклы на нитях участвовали цирковых программах и эстрадных номерах. Не последнюю роль в развитии этого направления оказала труппа "Королевские марионетки Баллока".

Современная сцена кукольного театра может похвастаться следующим: вместе с куклами могут играть сами актёры. Возьмём в пример спектакль о приключениях Гулливера. Роль лилипутов исполняют куклы, а самого Гулливера может играть актер.

Традиционный театр кукол отмирал в силу стечения разных обстоятельств, но самый разрушительный удар нанес ему кинематограф. Лишь в тонкой прослойке артистической интеллигенции гнездилась "ностальгия" по отвергнутому массовым зрителем искусству оживающей скульптуры. В кругах этой интеллигенции и возникло желание возродить уникальную форму театральных представлений .

В 30-40 гг.20 века видоизменились европейские театры кукол. С куклой работали по новой системе. Изменения коснулись многих стран, но зародились они в России, в Центральном театре кукол под руководством С.В. Образцова в 1931 году. Кукла-марионетка и кукловод встали на одну сцену. Сергей Владимирович Образцов, - один из знаменитых советских кукольников, оперный и драматический актёр. Он создал ручную куклу-негритянку, с которой выступал много лет на сцене. Номер заключался в следующем: они пели романс вместе. Но настоящую популярность Образцову принесла кукла Венера, которая пародировала нерадивых исполнителей. А в пародийном номере "Вернись, я все прощу" артист одевал куклу на голову, становясь, таким образом, сам куклой. Руки он использовал в качестве значимых жестикуляций: причёсывал голову, поправлял ожерелье, выкручивал их в разные стороны. Подкупало, конечно же, необыкновенное обаяние Сергея Владимировича. Зрители получали огромное удовольствие, когда приходили на его спектакли, они заслушивались его речами, потому что он являлся прекрасным оратором. Да что там говорить, ни один концерт в стране не прошёл без участия С.В. Образцова.

Театральное представление зависит от многих факторов:

от формы куклы (объёмные или плоские);

от вида куклы (марионетки, перчаточные, тростевые, механические и т.д.).

Порой вместо кукол на подмостках появлялись условные предметы, которые оказывались метафорическими образами (кубик, шарик, палка, треугольник и др.)

Кукла - это тот же актёр, но только ограниченный в своих возможностях. Она имеет недостатки: неестественность, отсутствие мимики, произносит речь чужим голосом, в сравнении с человеком условна. Все её сильные стороны заключены в ношении определённой маски, в избыточной жестикуляции, в поворотах тела и головы в разные стороны. И если художественная образность маски куклы - её типичность, убедительность, живость, наличие в ней характера - зависит от мастерства художника-скульптора, то способность куклы к движению, выразительность жеста в очень большой мере зависят от технического устройства куклы и от точности расчета при ее изготовлении. Здесь имеет значение даже материал, из которого сделана кукла и ее костюм. Таким образом, решение технических вопросов поделки кукол, в конечном счете, определяет и ее художественные возможности .

Самую большую популярность кукольный театр приобрёл, конечно, у детей. Главная задача для пионерской организации считалось воспитать в школьнике личность, вызвать гуманные чувства по отношению к природе и обществу. Идейная значимость и тематическое разнообразие репертуара кукольного театра в советское время определяли его место в системе художественных текстов.

Специфична и драматургия театра кукол. Возникновение её в театре было довольно неожиданным ходом. Полвека назад, скажем, такого понятия, как драматургия, не было вообще. Было несколько пьес, да и то написанные авторами из народа, а значит - анонимные. Позже для театра кукол стали специально писать С. Маршак, Н. Гернет, Е. Шварц, А. Бруштейн, Е. Сперанский, Е. Тараховская и другие. В театре инсценировали отечественные произведения и тексты мировой классики, ставились пьесы-басни, актуальные на сегодняшний день, со сцены звучала политическая сатира.

Решение новых репертуарных задач, развитие и обогащение драматургии театра кукол шли параллельно с развитием и усовершенствованием его техники. Чем сложнее сюжетное построение пьесы, чем глубже ее идейное и эмоциональное содержание, чем больше психологическая насыщенность характеров действующих лиц, тем больше возникает требований к кукле, к ее игровым возможностям, то есть, в конечном счёте, к ее техническому совершенству. Само собой разумеется, при этом, что расширению репертуара в театре кукол и развитию его техники сопутствует рост актерского и режиссерского мастерства, всей художественной культуры кукольного спектакля в целом .

Приведём следующий пример. В советский период произошло освоение новой кукольной системы: куклу-Петрушку вытеснила тростевая кукла из-за большей практичности. В отличие от предыдущей куклы, тростевая могла делать дополнительные жесты, в частности, патетические жесты, которые не могла исполнить перчаточная кукла из-за своих коротких рук. В связи с этим существенно расширился репертуар театров. Начали ставить пьесы героико-романтической направленности ("Аленький цветочек", "Краса ненаглядная", "Сказание о граде Лебединце", "Король олень", "Волшебная лампа Аладдина" и т.п.).

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Это композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т.д.

Способность отражения ярких черт человеческого характера, иносказательная убедительность, нарицательная образность, которые так характерны в искусстве театра кукол, определяющую роль сыграли в репертуаре сатирических кукол, а в странах Юго-Восточной Азии определили героико-патетическое представление.

В 1990-х годах И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова явились создателями методики психологической коррекции, которая названа "драматической психоэлевацией". Она рассчитана на детей с трудностями в поведении и проблемой общения. Кукольный театр стал главным инструментом этой методики.

Кукольные театры начали приобщать детей к театральному искусству. Принося радость понимания искусства, они воспитывают в молодёжи чувство прекрасного, занимаются воспитанием художественного вкуса, учат понимать окружающий мир.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ошибская средняя общеобразовательная школа»

Классный час во втором классе

ОТКУДА МЫ РОДОМ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУКЛЫ

Разработала учитель начальных классов

Дудина Любовь Васильевна

2012г.

«Откуда мы родом. История Русской куклы»

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

    Обогащать знания первоклассников об истории возникновения кукол.

    Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

    Дать возможность детям самим научится изготавливать кукол своими руками.

    Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к истории культуры своего народа.

Оборудование:

    компьютер, проектор;

    рисунки кукол-оберегов

    куклы девочек и разные солдатики мальчиков;

    заготовки для куклы.

Ход классного часа

    Настрой на занятие.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

Для чего мы собрались?

Проверяем готовность.

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на все занятие.

II . Подведение к теме.

(Ученик читает стихотворение)

Кукла

Смастерил я грузовик
Для сестры Иришки.
Подняла Иришка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Ира смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Ира,-
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

Агния Барто

Понравилось вам стихотворение?

Что же понравилось из игрушек больше всего Ирише? (кукла)

Из чего она сделана?

А у кого из вас есть куклы? (руки поднимают девочки)

Мальчики, а у вас куклы есть?

У вас тоже есть куклы, только они такие как у девочек. У вас есть солдатики, роботы. Они тоже куклы, только для мальчиков.

III . Рассказ о истории кукол.

Вы все сегодня пришли со своими куклами. Давайте их посадим на диванчик и вместе с ними послушайте как же появилась кукла на Руси.

Слайд 1

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т.д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Играли в куклы и дети, такая игра поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. В то время как кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни

Слайд 2

Русская народная кукла появилась очень давно. Она является частью нашей культуры. Археологи (люди, которые ведут раскопки и ищут старинные вещи) в Новгороде нашли куклу, которой 1000 лет.

Давайте познакомимся с народными куклами.

Дети читают о кукле и вместе с картинкой вывешивают на доске, где показана русская изба.

Подготовленные выступления детей:

Слайд 3

Сначала узнаем, какие же обережные куклы были у наших предков и как они им помогали.

Слайд 4

Кукла «День и ночь»

Ученик 1

Кукла эта «День и ночь»

Всю беду прогонит прочь!

Днём «Белая» дом сторожит,

Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует, сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот, кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 5

Кукла Пеленашка

Ученик 2

(Выходит, представляет куклу классу).

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода:

«У старика со старухой не было детей. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка».

Описанная кукла известна под названием Пеленашка . Таких куколок клали в колыбель к новорождённому ребёнку, считалось, что они оберегали его, а позднее ребёнок начинал ими играть.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 6

Вепская кукла

Ученик 3

(Выходит, достаёт куклу из избы, представляет её классу).

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не портилась. Это "вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

(Помещает куклу на стенд)

Физминутка

Слайд 7

Кукла Крупеничка

Ученик 4

(Выходит, представляет куклу классу).

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан.

К рупеничка ( или Зернушка ) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. К уклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно для приготовления еды. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 8

Куватка

Ученик 5

(Выходит, представляет куклу классу).

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 9

Кукла Берестушка

Ученик 6

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла Берестушка обережная кукла , которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме. Кукла делалась из кусочка бересты и в женском образе. Эта кукла хранилась в доме около окна или за наличниками двери.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 10

Кукла «Скрутка»

Ученик 7

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Лоскутки, из которых мастерили платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 11

Учитель.

Слайд 12

Кукла Десятиручка

Ученик 8

(Выходит, представляет куклу классу).

Это кукла Десятиручка, потому что у неё десять рук. Она является помощником для женщин у которых полно работы: и еды для семьи приготовить, и дом в чистоте держать, и по хозяйству все успевать, и за детками приглядывать

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 13

Кукла Купавка

Ученик 9

(Выходит, представляет куклу классу).

Повелось так с давних пор,

Обряды любит наш народ.

Запоет девичий хор,

Да к реке гурьбой идет,

Речка их венки несет.

А когда стает темно,

Весь народ идет в лесок -

Отыскать любви цветок.

Существовал ещё один обряд на празднике Ивана Купала, и проходил он с использование куклы Купавки.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 14

Лихоманка

Ученик 10

(Выходит, представляет куклу классу).

Лихоманка -магическая кукла, которую в старину изготавливали под заговор от недугов, болезней, весенней лихорадки. Накануне Благовещенья, ночью, эти куклы сжигались, унося с собой болезни.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 15

Каргопольская кукла

Ученик 11

(Выходит, представляет куклу классу).

Каргопольская кукла из медвежьей стороны - образ покровительницы женских рукоделий. Для изготовления такой куклы используют новую отбеленную холстину, лоскуты разноцветных тканей. Головной убор куклы украшают желтой лентой.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 16
Кукла из лыка «Веничек»

Ученик 12

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла «Веничек» считалось, что помогает в хозяйстве. Если что-то не спорилось, то хозяйке надо было состряпать куклу Веничек, и дела домашние шли на лад. Эта полезная кукла была легка в исполнении: брали лыко, перевязывали наподобие маленького веничка и украшали цветными лентами.
Иногда куклу наряжали в передник и платок. Если в доме были неприятности, хозяйка куклой, как маленьким веничком выметала "сор" (неприятности) из дома через окна и дверь. Дома в этот момент никого не должно было быть. Куколка хранилась в укромном месте.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 17

Учитель: Посмотрите ребята, сколько нового мы сегодня узнали об истории России в куклах, о происхождении, значении, разновидности самих кукол. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которое существовала в те далёкие времена. Все они несли в себе магическое действие, служили человеку помощниками, оберегали его от проблем и болезней, а также были развлечением для детей.

Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Такие куклы являются уникальным и особым видом искусства, они хранят в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа, сохраняя его историю.

IV . Теоретическая часть

Предлагаю вам сегодня окунуться в историю нашего народа и сделать для своего дома Очистительную куклу.

По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.

Мне очень нравится эта кукла, потому что если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то все помирятся и не будут больше сориться.

Вы согласны сделать такую куколку? (…) Тогда начнем.

Сначала проверим рабочее место, все ли у нас есть, чтобы сделать куколку.

(Нам понадобится: цветной лоскут для юбки 40х18 см, немного ваты или синтепона, полоска-повойник (не тёмный и не светлый) 3х20 см, косынка 33х13 см, лён для рубахи 22х20 см, два красных квадрата 8х8 см для груди, нитки красные, ножницы, лоскуты из грубой двунити или отбеленного плотного льна: для тела 16х36 см; для ног 30х15 см и для рук 24х12 см)

2. В середину лоскута для тела кладем вату, оформляем голову, из красных квадратов оформляем совсем небольшую грудь.

3. Лоскуты для рук и ног загибаем по длинной стороне с краёв по 2 см и скручиваем. Концы перевязываем.

4. Под голову помещаем руки и крестообразно плотно перевязываем. (ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ- СОКРАЛЬНЫЙ КРЕСТ ИЗ КРАСНЫХ НИТОК)

5. Внизу тело подгибаем, помещаем ноги и перевязываем также плотно.

6. Привязываем грудь. В некоторых источниках рекомендуют связать оба мешочка первоначально между собой

7. Складываем лоскут для рубашки пополам по длинной стороне, вырезаем с боков квадраты 4х4 см. Продолжаем надрез по диагонали вырезанного квадрата на 3 см к подмышке. Делаем прорезь по центру и сзади так, чтобы прошла голова.

8. Надеваем рубашку, подгибаем рукава со всех сторон и перевязываем ниткой так, чтоб осталась ладошка.

9. Длинной ниткой сзади головы перекрёстно через грудь перевязываем рубашку, также подгибая ее с боков

10. Собираем юбку по желаемой длине

11. Завязываем ниткой сзади внахлёст

12. Повязываем повойник

13. Удобным способом надеваем фартук.

14. Повязываем косынку и завязываем её сзади. (обязательно косыночка со-складочками по бокам)

V . Итог занятия

Вот и мы, ребята, с вами вспомнили историю русских кукол. Сами смастерили кукол. И все ваши куклы: те, которые купили вам родители и те, которые вы сделали для своего дома своими руками обращаются к вам:

Мы-куклы. Берите. И в дом нас несите.

И пусть на столе, на стене, на диване

Мы вам улыбнемся, когда захотите.

А может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то когда-то взгруснется,

Откройте нам то, что греет вашу душу,

И кукла поймет, и щекой к вам прижмется.

И может быть круг ваш печальный разрушит.

Но, не обижайте! В нас спрятана сказка.

В нас столько тепла и доверия к людям

И может быть кукла-всего только маска,

Мечты о когда-то несбывшемся чуде...

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...