Под "черным квадратом" малевича нашли изначальное название картины. Не черный не квадрат малевича Где находится картина малевича черный квадрат сейчас


10 смыслов «Черного квадрата»

Знаменитое полотно Казимира Малевича - это шарлатанство или зашифрованное философское послание?

5 декабря в Русском музее в Санкт-Петербурге открывается выставка «Казимир Малевич. До и после квадрата». Знаменитая картина разделила на два отрезка не только жизнь художника, но и все современное искусство.

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» - самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?

«Черный квадрат» - это темный прямоугольник

Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915

«Черный квадрат» - это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

«Черный квадрат» - это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Черный квадрат» - это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины - это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата - красный и белый.

«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».

«Черный квадрат» - это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов - «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.

«Черный квадрат» - это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания - это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.

«Черный квадрат» - это отказ от содержания

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм - это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

«Черный квадрат» - это вызов православию

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».

Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915

«Черный квадрат» - это кризис идей в искусстве

Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» - это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

«Черный квадрат» - это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку - квадрату - можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Автопортрет. Художник. 1933

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» - это прямоугольная трапеция, а для кого-то - это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?

Чёрный супрематический квадрат - работа Казимира Малевича , созданная в 1915 году :53 , одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском авангардистском искусстве.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ ПОЧЕМУ ИСКУССТВО СТОИТ ТАК ДОРОГО? | ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ

    ✪ Почему Черный Квадрат Считается Шедевром?

Субтитры

Русский авангард: выход в супрематизм

Предшествовавший созданию картины период с 1910 по 1913 год был решающим в развитии русского авангарда. В это время движение кубофутуризма достигло своего апогея и начали появляться новые художественные направления. Кубизм и его метод «геометризации» уже казались художникам односторонними. Одни из художников стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой. Другим в кубизме мешала его неизменная привязанность к «предметности» изображения. Таким образом в русском искусстве образовались два пути начавшегося движения к «чистой беспредметности». Во главе одного из них, названного конструктивизмом , стал В. Е. Татлин . Во главе другого движения, названного супрематизмом , стоял К. C. Малевич.

Период 1910-1913 гг. в творчестве Малевича был похож на испытательный полигон: он работал одновременно в кубизме , футуризме и в «заумном реализме» (или «алогизме »). Алогизм был реализован Малевичем в его новой художественной системе. Алогизм не отрицал логику, но означал, что работы основаны на логике высшего порядка. У алогизма «..тоже есть закон, и конструкция, и смысл, и.. познав его, у нас будут работы основаны на законе истинно новом, заумном ». - писал К. С. Малевич .

Таким образом в творчестве Малевича обрисовалась тенденция к беспредметности, к плоскостной организации картины, которая привела его к супрематизму . Первоначальным вариантом названия было слово «супранатурализм », возникшее, вероятно, по аналогии с «супраморализмом» философа Н. Ф. Фёдорова , высоко ценимого К. Малевичем [ ] . По мнению историка искусства Е. Ф. Ковтуна , супрематический метод Малевича состоял в том, что он взглянул на землю как бы извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией. В этом Малевич соприкасается с позицией Фёдорова, видевшего сущность художественного творчества в борьбе с земным тяготением. Такое же метафизическое «очищение» происходит и с цветом, он теряет предметную ассоциативность, окрашивает локальные плоскости и получает самодовлеющее выражение.

История создания картины

Последним шагом на пути к супрематизму была постановка оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем », поставленной 3 и 5 (18) декабря 1913 года К. С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В этих эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга .

Опираясь на рисунки, сделанные во время работы над «Победой над солнцем» в 1913 году, художник датировал появление квадрата 1913 годом: именно эта дата поставлена художником на обороте холста, изображающего квадрат. Художник не придал никакого значения фактической дате создания картины. Он переставил акцент на дату рождения самого замысла супрематизма. Автор неизменно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913» :10-11 .

Картина была написана в течение 1913−1915 годов, в числе целого цикла других супрематических картин. По мнению исследователя А. С. Шатских , картина была закончена Малевичем 8 (21) июня 1915 год :53 .

Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10» , открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года (1 января ) в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной ». Художникам, участвовавшим в этой выставке, была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только» . Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки.

Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу », где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат», , как главный модуль новой пластической системы, стилеобразующий потенциал супрематизма.

Три основные супрематические формы - квадрат, круг и крест - были эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы, рождая новые супрематические формы. «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом» и экспонировались на той же выставке.

Попытки убеждённых поклонников одного лишь фигуративного искусства , считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно . Осенью были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений. Первоначальное изображение - это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» - это прото супрематическая композиция. Также учёные расшифровали надпись на картине, которая считается авторской. Фраза звучит как «Битва негров ночью » и отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в 1882 году . Историки искусства считают эти сведения «находками в ходе исследований, благодаря которым мы должны по-новому видеть процесс создания этой картины». Но у Малевича четыре «Чёрных квадрата», и под остальными «квадратами» никаких «негров» не обнаружено .

В названии выставки, по замыслу К. С. Малевича, фигурировало число 10 - предполагаемое количество участников, а также «нуль форм», в знак того, что экспонируя «Чёрный квадрат», художник «собирается свести всё к нулю, и после переходит за ноль».

Разрыв с предметностью

Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом» . Художнику было важно разделить «вчерашний день искусства» и принципиальную новизну своего открытия. Он, что было для него характерно, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».

Чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль», во-первых, потому, что он означал начало беспредметности, во-вторых, потому что он означал конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма, - и точкой нулевого отсчёта, как традиционно математическое понятие. Нулевой абсолютной пластической формой его делал пластический лаконизм. Одновременно, он являлся и «нулевым» выражением цвета - чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».

Три квадрата: чёрный, белый и красный

Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму" :8 .

Существуют ещё два базовых супрематических квадрата - красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.

«Среди критиков Малевича преобладали те, кто не был готов принять всерьёз его живописные и письменные пророчества. Многие просто радовались бесконечному хэппенингу русского авангарда… До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю 20 века, позволяют себе думать, что автором „Чёрного квадрата“ мог стать любой: хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник… » :11 . Однако первый профессиональный отзыв на появление «Чёрного квадрата» свидетельствовал о том, что мысль Малевича была сразу расшифрована. Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства » Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : "Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер. " .

Авторские повторения

Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Известны четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Также известны многочисленные рисунки Малевича с чёрным квадратом (многие из них имеют комментарии, подчёркивающие роль квадрата как узлового элемента супрематизма). Квадрат включается и в супрематические многофигурные композиции Малевича.

Первая картина «Чёрный квадрат», 1915 г., подлинник, с которого впоследствии делались авторские повторения, по традиции считается той самой работой, что висела на выставке «0.10», хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне. Изображение этой картины появилось на обложке книжки К. Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый живописный реализм» (М., 1916, издание третье). В самой книжке картина изображена отдельно между с. 28 и 29.

Второй «Чёрный квадрат», 1923 г., стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта - 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест» . Считается, что картина написана ближайшими учениками Малевича - Анны Лепорской, Константина Рождественского и Николая Суетина , под руководством самого Казимира Малевича. В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей .

Третий вариант картины, 1929 г., является точным авторским повторением основной работы - первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см). Он написан К. С. Малевичем в 1929 г. для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее . «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появились кракелюры)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях. » .

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов» . По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж . Там картину и повесили для просмотра . Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха.

Все авторские повторения картины хранятся в России, в государственных собраниях: две работы в Третьяковской галерее , одна в Русском музее и одна в Эрмитаже .

Чёрный квадрат и супрематическая обрядность

«Супрематизм настолько строг, абсолютен, классичен, торжественен, что только он один может выразить сущность мистических ощущений» - написал один из учеников художника .

Малевич писал, что с помощью обрядности искусство совершает усилие «встать рядом со смертью »; что может сделать только супрематизм, который « настолько абсолютен.. что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает » :617 . Суть супрематической обрядности состоит в том, чтобы утвердить тайну смерти, её величие и непостижимость, её высокий смысл. Основой нового обряда должен был стать установленный на могиле «куб как символ вечности», «белый куб с квадратом. Он не спорит ни с природой, ни с лесом, ни с небом <… > Найдена абсолютная форма, которая не может развиваться, двигаться ». Супрематическое чувство космоса связывает воедино совершенную статику куба с неизменной в своей вечной основе природой - землёй и небом. Поэтому Малевич завещал похоронить свой прах в окружении природы, среди открытого пространства.

Был сделан супрематический саркофаг, с изображением чёрного квадрата и круга. От изображения чёрного креста художники, расписывавшие гроб - Николай Суетин и Константин Рождественский - отказались: «Мы его расписали, нанесли квадрат и круг, а крест не стали делать, потому что это звучало бы на похоронах слишком определённо, как религиозный символ. » :303,506,510,512 .

Малевич хотел быть похороненным в гробу особого образца, он упоминал о «северном кресте », о «жесте распахнутых рук, с которым надо принимать смерть, распластавшись на земле и открываясь небу так, чтобы фигура приняла форму креста ». Но столяр, изготавливавший гроб по особому заказу, отказался его выполнять ввиду технических трудностей :303,617 .

К. С. Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни - это «Чёрный квадрат». Неудивительно, что это произведение заняло важнейшее место на похоронах художника. Траурная процессия похорон Малевича подчёркивала безусловное значение «Чёрного квадрата» в его жизни. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат» (вариант 1923 г.) . Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте . На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью - К. С. Малевич. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов :23-24 .

Супрематический гроб был отправлен поездом в Москву, где К. С. Малевича кремировали. Малевич в акте кремации умерших видел воплощение одного из принципов супрематизма - экономии, но прежде всего - « космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности :617 . Его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка . В поле над могилой художника, согласно «супрематической обрядности», был поставлен супрематический белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата :513 . В Великую Отечественную войну в 1941-1945 гг. могила исчезла, но фотоснимки 1935 г. сохранились . В настоящее время на месте захоронения художника выстроен жилой комплекс .

Предшественники

Влияние

На протяжении XX века был создан целый корпус произведений, так или иначе отсылающих к «Чёрному квадрату». Чёрный квадрат появляется в картинах и рисунках написанных художниками, составлявшими круг Малевича, работающими в его системе: Иван Клюн , Ольга Розанова , Надежда Удальцова , Любовь Попова , Эль Лисицкий , Лев Юдин, Татьяна Глебова , Константин Рождественский , Николай Суетин , Владимир Стерлигов и Александр Родченко; а также в работах Василия Кандинского.

Во второй половине 20 века, квадрат цитируется в работах Ивана Чуйкова, Эдуарда Штейнберга, Леонида Сокова , Виктора Пивоварова, Юрия Злотникова, Олега Васильева, Владимира Видермана, Виталия Комара и Александра Меламида, Владимира Немухина, Вадима Захарова, Тимура Новикова и многих других русских и зарубежных художников :29-39 .

Влияние Малевича после его смерти оказалось более заметной на Западе, а не в Советском Союзе, где под руководством коммунистической партии поругали абстракционизм и формализм. По мере укрепления власти Сталина авангард терял всякую поддержку властей, предпочтение в изобразительном искусстве отдавали направлению, названному в 1932 г. «социалистический реализм». После смерти И. Сталина, в условиях «оттепели» появились некоторые признаки более свободного самовыражения в художественной среде, но посещение Н. С. Хрущевым выставки авангардистов 1 декабря 1962 года в в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, со всеми последствиями показало, что время для абстрактного искусства в СССР не наступило. «Искусство относится к сфере идеологии. И те, кто думает, что в советском искусстве могут мирно уживаться и социалистический реализм, и формалистические, абстракционистские течения, те неизбежно сползают на чуждые нам позиции мирного сосуществования в области идеологии» - писал товарищ Н. С. Хрущев в газете "Советская культура", 16 апреля 1964 года.

В таких жестких условиях с тридцатых годов до конца семидесятых в СССР не было выставлено на показ ни одной работы К. Малевича. Не случайно выставки Париж-Москва 1979 г. и Москва-Париж 1981 г. с показом некоторых работ К. Малевича из музейных запасников произвели фурор. Выставку в Москве посетил сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, а многие советские люди впервые увидели Шагала, Кандинского, Малевича и др. авангардистов в оригинале, могли сравнить их с французскими художниками. Произведения западных абстракционистов советские художники и любители изобразительного искусства раньше могли просмотреть лишь в иностранных журналах и альбомах, которые с трудом попадали в их руки. Очевидно многим стало, что К. Малевич вдохновил авангард на Западе, не только не отставал, но в значительной мере и предвосхитил его. Малевича как художника частично реабилитировали в родной стране, с него постепенно снимали идеологический запрет. Правда, после смерти Л. Брежнева кратковременное пребывание на посту генсека Ю. Андропова, а потом К. Черненко ознаменовалось закручиванием гаек, в том числе и в сфере искусства. Лишь в годы горбачевской «перестройки» состоялась первая большая ретроспектива Малевича, выставка под названием «Казимир Малевич. 1878-1935» - cперва в Ленинграде (10.11.-18.12.1988) и в Москве (29.12.1988-10.02.1989), а потом в Амстердаме (5.03.-29.05.1989). Широкомасштабный показ «Чёрного квадрата» и других работ Малевича стал знаком политики гласности горбачевской Перестройки, которая собственно и начиналась в сфере общественной и культурной жизни.

Хотя Малевича знали на Западе, многие его оригиналы картин попали на зарубежные выставки лишь после развала СССР. Первый «Черный квадрат» (1915 года) из Третьяковской галереи на западную выставку поехал лишь в 2003 г. Тогда в Берлине, Нью-Йорке и Хьюстоне состоялась выставка Kazimir Malevich: Suprematism . В 2006 г. в Барселоне проходила ретроспективная выставка Казимира Малевича с более 100 произведений, в том числе «Черным квадратом», «Черным крестом» и «Черным кругом». В 2007 г. в Гамбурге прошла выставка, целиком посвященная влиянию «Чёрного квадрата» Малевича. См.: Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch . Кроме работ самого Малевича и его современников там были широко представлены произведения западноевропейских и американских художников, на которых оказал влияние ЧК Малевича после 1945 г. В 2008 г. состоялась выставка в Люксебурге «Malewitsch und sein Einfluss » («Малевич и его влияние»). В октябре 2013 г. в Амстердаме была открыта выставка Kazimir Malevich and the Russian Avant-Garde с использованием изображения «Чёрного квадрата» в инсталляции выставки 1915 г. . Эта выставка в 2014 г. была также показана в Бонне и Лондоне . В ней можно было поглядеть и на оригиналы «Чёрного квадрата» 1923 г. и 1929 г. Выставки сопроваждались изданием каталога, были запечатлены и другими способами, например немцы прошлись с камерой по залам . Столетию ЧК Малевича была посвящена и выставка Adventures of the Black Square: Abstract Art and Society 1915-2015 , которая прошла в Лондоне, в галерии Уайтчепел (Whitechapel Gallery) 15.I.2015-6.IV.2015.

В 2014 г. (1.III-22.VI) в швейцарском городе Базеле прошла выставка Kasimir Malewitsch - Die Welt als Ungegenständlichkeit . A 4.X.2015-10.I.2016 в Риене (примыкающему к Базелю и входящему в полукантон Базель-Штадт) проходила выставка, повторяющая питерскую выставку «0,10» 1915 года: Auf der Suche nach 0,10 - Die letzte futuristische Ausstellung der Malerei . Правда, из 154 объектов, выставленных в 1915 г., швейцарам удалось собрать лишь часть, но это не копии, а настоящие оригиналы! Всего в Риене выставлено 58 объектов. ЧК Малевича, однако, только в версии 1929 г. Оригинал 1915 г. из за хрупкого состояния в Москве решили на временную экспозицию не отправлять. Более подробно см.: Zurück zur Geburtsstunde der abstrakten Malerei , В Базель, к Малевичу |A Bâle, chez Malevitch и другие сообщения в прессе. Часть изображений экспонатов швейцары выставили в интернете, в том числе архивную фотографию К. Малевича вместе с Ольгой Розановой и Ксенией Богуславской на выставке «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“», сделанную в 1915 г. . Оригинал фотографии находится в Российском государственном архиве литературы и искусства, а снимок показывает как выглядел Малевич именно тогда, когда общественность впервые познакомилась с его Чёрным Квадратом. Газета «Neue Zürcher Zeitung» в свою очередь опубликовала в сети 13 картин Риенской выставки . Параллельно в залах рядом там же проходила выставка под названием Black Sun , посвященная влиянию Малевича и столетию его «Чёрного квадрата». На выставке были представлены работы 36 художников 20 и начала 21 века, главным образом - западных.

Около 70 работ К. Малевича были представлены в выставке Malevič , проходившей 2.10.2015-24.01.2016 в итальянском городе Бергамо. Некоторые его работы также висели в выставке Wie leben? - Zukunftsbilder von Malewitsch bis Fujimoto , которая проходила в Людвигсгафене (Германия) 5.XII.2015-28.III.2016. А 26.II.2016 в Вене (Австрия) открылась выставка Chagall bis Malewitsch. Die russischen Avantgarden . Выставка с похожим названием 12.VII.2015-06.IX.2015 уже проходила в Монако: De Chagall à Malévich, la révolution des avant-gardes . В свою очередь 9-11.VI.2016 проходили Дни Малевича в Киеве с заявлением, что Казимир Малевич - самый известный украинец в мире . Поступило предложение, о котором сообщили через масс-медиа: Главный аэропорт Киева хотят назвать в честь автора "Черного квадрата" .

Известные подделки

В 1990-х годах американский коллекционер и галерист Борис Грибанов , в 1970-е годы осуждённый в СССР на 10 лет за торговлю фальшивыми картинами, сделал попытку продать минскому музею «авторское повторение» «Чёрного квадрата». Музей обратился за консультацией к искусствоведу Мильде Виктуриной , экспертные заключения которой в своё время стали основой доказательной базы для осуждения Грибанова, и отказал Грибанову в покупке .

См. также

  • Альфонс Алле , картина «Битва негров в пещере глубокой ночью».

Примечания

  1. Малевич Казимир Северинович. Черный супрематический квадрат. 1915 Холст, масло 79,5 х 79,5 (неопр.) . Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения 24 мая 2017.
  2. Шатских А. С. Сколько было «Чёрных квадратов»? // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы научной конференции 8-10 декабря 1997 года / Российская академия художеств . - М., 1998.
  3. Горячева Т. Картина Малевича Автомобиль и дама. Красочные массы в четвёртом измерении. «Рождение знака.» // Русский авангард. Личность и школа. - СПб., 2003. - С. 22.
  4. Казимир Малевич. Письма к М. В. Матюшину. Подготовка текста и вступительная статья Е. Ф. Ковтуна. // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 г. Л.: 1976. - С. 177-196.
  5. Ковтун Е. Ф. Победа над солнцем - начало супрематизма // «Наше наследие ». - № 2. - 1989
  6. Победа над Солнцем // Энциклопедия русской культуры.
  7. 98 лет назад Малевич написал картину «Чёрный квадрат» // Челны ЛТД, 21.06.2013.
  8. Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». - СПб.: Государственный Русский музей , 2007.
  9. Слово «супрематизм» впервые появилось на обложке брошюры К. Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» 1916 г.
  10. Выписка из письма Пуни Малевичу
  11. Известно, что Малевич назвал однажды картину «голой иконой без рамы»Ичин Корнелия. Супрематические размышления Малевича о предметном мире // Вопросы философии , 10.11.2011 г.
  12. О судьбе картины «Чёрный крест» см. Михаил Мейлах. Кража века, или Идеальное преступление: Харджиев против Янгфельдта // OpenSpace.ru , 12.04.2012.
  13. Чернышенко А. В. Параллели. Чёрное на белом. - М. : Жарт, 1979. - С. 159.
  14. (неопр.) . Meduza. Дата обращения 29 февраля 2016.
  15. «Произведение самого Альфонса Алле - это некая шутка. Что касается этой надписи, то я вообще не уверен, что Малевич непосредственно видел и знал эту картину Альфонса Алле. Может быть, он услышал о ней от кого-то из своих друзей, тем более есть некоторые косвенные данные о том, что о ней знал Ларионов в 1910 году. Малевич в те годы, в частности в 10-м году, общался с Ларионовым и, может быть, мог что-то о ней услышать. Вряд ли он мог её увидеть, потому что я не уверен, что она тогда вообще была опубликована. Может быть, во Франции она была напечатана в какой-то газете или в журнале, но это же были 80-е годы XIX века, и вряд ли она была воспроизведена где-нибудь в приличном качестве. Во всяком случае, в русской прессе она не публиковалась. Поэтому, может быть, Малевич слышал о ней от Ларионова, но не видел её». http://www.bbc.com/russian/society/2015/11/151113_malevich_black_square_sarabyanov_interview
  16. Под «Чёрным квадратом» учёные обнаружили цветное изображение (неопр.) . Культура. Дата обращения 13 ноября 2015.
  17. Учёные выяснили, что Малевич добавил в «Чёрный квадрат» мел // The Art Newspaper Russia
  18. Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». - СПб.: Государственный Русский музей, 2007. - С. 9.
  19. Там же, С. 9.
  20. Малевич К. С. Соб. соч.в 5 т. М. 1995. Т. 1. С.187- 188. См. также комментарий Д. С. Лихачёва : «… (Малевич)хотел создать некую живописную азбуку, начав её с чёрного квадрата, потом постепенно её усложняя цветом (красный, жёлтый и т. д.) затем расширяя эксперимент нарушением квадратной формы: вытягивая один из углов»
  21. Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. - М. : RA, 2004. - ISBN 5-269-01028-3 .
  22. Ошибка в сносках : Неверный тег ; для сносок

Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Известны также многочисленные рисунки Малевича с чёрным квадратом (многие из них имеют комментарии, подчёркивающие роль квадрата как узлового элемента супрематизма). Квадрат включается и в супрематические многофигурные композиции Малевича.

Первая картина «Чёрный квадрат», подлинник, с которого впоследствии делались авторские повторения, по традиции считается той самой работой, что висела на выставке «0.10», хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Второй «Чёрный квадрат» стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта - 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест». Считается, что картина написана при участии самого Казимира Малевича и его ближайших учеников - Анны Лепорской, Константина Рождественского и Николая Суетина. В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей.

Третий вариант картины является точным авторским повторением основной работы - первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см). Он написан К. С. Малевичем в 1929 г. для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее. «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.».

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов». По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж. Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха

Я очень люблю этот вопрос!

Начну как всегда из далека))

Ответ на вопрос о «Черном квадрате» несколько глубже, чем бы могло показаться.

Для начала необходимо окунуться в историю искусств, а именно на рубеж 19 и 20-ых веков. Итак, Импрессионисты, они первыми заявили и стали изображать мир вкруг, не так как это делали академисты, а так как они его видели: с игрой света и тени, с не классической композицией, с совершенно другим подходом к изображению мира.

Именно импрессионисты послужили отправной точкой для современного искусства. Далее появились постимпрессионисты, которые продолжили экспериментировать, прежде всего с цветом (напр. Фовисты в лице Анри Матисса) и затем с формой предметов (напр. Кубисты, в лице Пабло Пикассо).

Все эти эксперименты максимально упрощали изображаемые предметы (но, ни в коем случае, не в плохом смысле этого слова). Это все было своего-рода нормальной эволюцией живописи и искусства в целом, было вполне логично, что по истечению многих тысяч столетий, начиная от античного искусства, разбирая изображаемый предмет на составные части, форму, цвет и линию искусство придёт к основе основ всего – к черному квадрату.

Возвращаемся к Истории искусств, кубисты – они разобрали мир на простые формы, в основе их искусства лежит совокупность простых основ (сфера, конус, цилиндр). Эти фигуры лежат в основе любого натюрморта и природы в целом. Кубизм – это исследование формы и ее эмоциональное наполнение. В работах Анри Матисса мы видим красоту цвета, формы и орнамента. В его произведениях большую роль уделял линиям и ритму.

Параллельно с кубизмом и фовизмом идут футуристы. Для последних, была характерна тема быстроты времени. Посмотрите работы Умберто Боччони, его произведения напоминают «вид из окна проносящегося поезда». В 1905 году состоялась первая выставка футуристов, на которой был объявлен Манифест, они говорили, - что они расчищают путь для нового восприятия времени. Они разрушали все, что было (в искусстве), что бы пришли новые, будущие художники.

Чуть позже (1915-е г.г.), но практически параллельно начинают появляться и развиваться конструктивисты. Ярким представителем конструктивистов был Родченко – увлекался чистой формой (это было особенно на пике, так как в России закончилась революция, все было пронизано новой, чистой формой, новой жизнью).

НО все выше перечисленные художники ищут себя на «базе» старых искусств. И теперь мы подходим к самому интересному, в это же время начинает формироваться группа художников, которая нашла совершенно новый путь – Это Василий Кандинский и Казимир Малевич. Первым в своей новаторской идеи был – Василий Кандинский, со своей теорией абстрактного искусства, цвет и движение без сюжета и иллюстраций, гармония и динамика за счет цветовых пятен и линий. Эмоция художника – напрямую транслируется зрителю. Посмотрите его работы, и сразу все поймете.

К 1915 году Казимир Малевич создает теорию нового искусства. Чуть раньше Василий Кандинский создает свою теорию абсолютного искусства. Основная его идея это цвет и движение без сюжета и иллюстраций, баланс гармонии и динамики, его работы это цветовые пятна и линии. Таким образом эмоция художника напрямую передается зрителю, без какого-то было пересказа или искажения.

Идея К. Малевича была чем-то похожа на Кандинского, но все-таки отличалась. К. Малевич и супрематизм – это очень четкая идея, искусство проходит стадии созревания, и выходит на чистую форму супрематизма. Малевич называл этот путь так «От фовизма и кубизма к супрематизму». Идея супрематизма – это возвращение к началу искусства, к истокам цвета и формы, полный уход от образности (в этом схожесть с Кандинским). По теории Супрематизма существуют 3 формы: квадрат, круг и крест, треугольник только в рамках композиции. Чистые цвета: черный, белый, красный, синий и желтый. Знаменитый «Черный квадрат» - это идея концентрации супрематизма.

Казимир Малевич с идеей Супрематизма – в его теории искусство проходит стадии созревания, выходя на чистую форму суприматизма. Возвращение к началу искусства – исток цвет и форма. Гармония, пропорции, ритмика в сочетании с простыми цветами, абсолютно полный уход от иллюстрированности.

Черный квадрат – это концентрация идеи суприматизма. Черный цвет – макро/микро космос, точка отсчета. Искусство Малевича, отлично «встраивалось» в новую Советскую жизнь. Это уже совсем другое искусство, оно очень философское, для его понимания и объяснения пишется теория. Поэтому, рассматривать Черный квадрат, без какого либо контекста, и считать это изображение примитивным, совершенно нельзя. Для его понимания нужно изучить все прошлые эпохи и тогда все станет логично и понятно.

Казимир Малелевич был новатором, и для начала 20 в. Его тезисы и искусство были чем-то невероятным. Искусство нельзя рассматривать с позиции "и я так могу нарисовать..." Малевич со своим Манифестом был первым, и именно поэтому он новатор. У него есть и другие работы, где видно, что он действительно художник. Некий перелом стал происходить на рубеже 20-21 в.в., стало главным не искусство с эстетикой, а концепция, и художниками стали называть себя даже те, кто толком не умел рисовать.... Но прошло время, и вновь востребованы художники, способные создать удивительной красоты полотно, и в то же время, эти же художники могут сотворить нечто простое, написать концепцию и это будет гениально.

Казимир Малевич представил свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915 году на выставке носившей название «0 10». Черный квадрат это манифест, это новое искусство. Малевич свел все искусство прошлых эпох к нулю и пошел совершенно другим путем. Супрематизм переводится как высший/ преодоление – этими прилагательными можно охарактеризовать и творчество Малевича. Стоит отметить, что Малевич намеренно повесил свой квадрат на выставке в красный угол, в русских домах на этом месте всегда висела икона.

Я не искусствовед, к сожалению, но недавно имела возможность блеснуть эрудицией по поводу известной картины Казимира Малевича "Чёрный квадрат". Оказывается, далеко не каждый знает, что квадратов таких есть несколько, в том числе не только чёрных:) и что кроме квадрата существуют также круг и крест Малевича.

Но давайте по порядку. Итак, "Чёрный квадрат" был создан художником в 1915 году. Идея создания этого шедевра родилась во время работы Малевича над декорциями для футуристической оперы "Победа над солнцем". (Персонажы оперы, побеждая безжалостное обжигающее Солнце закрывают его чёрным квадратом, символизирующим силу человеческого рассудка, логики, анализа. Светлая окантовка по сторонам квадрата — пробивающиеся солнечные лучи.)

Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму. . Воображаемое движение чёрного квадрата - его вращение в пространстве, или переставление клеток чёрного и белого цвета рождали новые супрематические формы. «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом» и составляли вместе с квадратом основной блок супрематической системы.

Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К.С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. (Википедия)

Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.

Первая картина «Чёрный квадрат», с которой впоследствии делались авторские повторения, хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Второй «Чёрный квадрат» стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта — 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест».
В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей.

Третий вариант написан в 1929 г. и является точным авторским повторением основной работы — первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см) для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее. «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр). Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.».

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда неизвестный принёс его в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии картина стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. В 2002 г. по договорённости с правительством России «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и за 1 миллион долларов был приобретён бизнесменом Владимиром Потаниным, с целью передачи его на постоянное хранение в Эрмитаж.

Существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый.
«Красный квадрат» написан в 1915 году. Название на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата.

Вот такая она двухмерная женщина Малевича:)))

Картина «Белый квадрат на белом» стала манифестацией «белого» периода супрематизма, начавшегося в 1918 г. («Супрематическая композиция» — «Белое на белом»).

Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.»

Выбор редакции
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...