Почему прошла любовь к вареньке. Почему Иван Васильевич разлюбил Вареньку? по рассказу После бала (Толстой Лев Н.)


Рассказ «После бала» написан в 1903 году. Может ли человек сам управлять собой, совершенствовать себя - или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений? - вот вопросы, над которыми автор приглашает поразмышлять читателей. По замыслу писателя, читатель должен попытаться ответить на эти вопросы, умышленно готового ответа в рассказе нет, потому что от готовых ответов мало пользы. Рассказ построен так, чтобы читатель сам искал ответы и, отыскав, принимал их убежденно, делая своими жизненными правилами.

Композиция рассказа достаточно сложная - это рассказ в рассказе, повествование строится на противопоставлении, антитезе. А главный герой, Иван Васильевич, выступает в роли рассказчика. Радостный бал, полный счастливых волнений. Так начинается рассказ. Именно здесь все чувства главного героя представлены в превосходной степени.

Его влюбленность в Вареньку переносится им на всех людей и даже предметы. С присущей ему искренностью Иван Васильевич рассказывает, что был он веселый и бойкий малый и жил, как свойственно молодости: учился и веселился, любил шампанское, катанье с гор и особенно - вечера и балы. Но любовь, словно на крыльях, подняла его. «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Чувства героя могут показаться даже немного смешными, ведь они направлены на каждого, кто попадает в поле зрения его счастливых глаз.

Но вместе с тем, любовь помогла герою рассказа переменить всю свою жизнь. Что же произошло? Сначала был бал. Ярко освещенная зала, добродушные и хлебосольные хозяева, прекрасная музыка, празднично настроенные, красивые люди. Полковник танцует с дочерью. «Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих атласных ножек.

Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них». Но затем эта светлая и счастливая картина сменяется прямо противоположным описанием. Туманное, серое утро.

В тупике Иван Васильевич увидел «что-то большое и черное» и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». И вот открывается страшная, непереносимая картина экзекуции: «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый под сыпавшимися на него со всех сторон ударами продвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед, - и тогда унтер - офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад». И герой рассказа с ужасом узнает в человеке, который руководит наказанием, отца своей возлюбленной.

Только отношение к происходящему у Ивана Васильевича и полковника разное. Полковник не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. И к исполнению мазурки вместе с дочерью, и к исполнению приговора к солдату он относится одинаково серьезно и добросовестно.

Правда, полковнику неприятно, что Иван Васильевич - возможный жених его дочери - увидел его в роли руководителя экзекуции: «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Можно предположить, что даже у человека, вполне уверившего себя в необходимости подобных действий, что-то внутри смутно противится палачеству. Но уверенность в своем праве распоряжаться чужими жизнями, служебное рвение подавляют это смутное чувство. Иное дело - Иван Васильевич. Своей добротой, высокой и светлой любовью он был подготовлен к тому, чтобы ощутить ужас и позор происходящего.

Сам того не сознавая, герой рассказа осудил и отверг то зло, которое делалось «с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». Более того, Иван Васильевич почувствовал себя ответственным зажестокость и бесчеловечность, которые стали привычными, обыденными. Потрясенный увиденным, Иван Васильевич не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки.

Он старается уверить себя, что полковник что-то такое знает, что позволяет ему самому, не мучаясь, мучить других. Но жить так, как живет полковник, как живет множество людей, служащих палаческому строю, Иван Васильевич не в состоянии... Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел избежать обыкновенной дороги.

Иван Васильевич всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории.

Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

8 класс

Литература

Творчество писателей 19 века

Инструкция по выполнению работы

Время выполнения работы - 35 минут.

Работу оформляйте в тетради, ответ на каждое задание пишите с новой строки.

Задания 1 части теста предполагают либо выбор ответа, либо соотнесение данных.

За каждый правильный ответ - 1балл

При возникновении затруднений можно пропустить задание и вернуться к нему в конце работы.

Задания 2 части предполагают запись ответа. Не забудьте указать номер задания.

Каждый правильный ответ - 2 балла.

3 часть работы состоит из развёрнутого ответа на один из вопросов по -вашему выбору.

Ответ оценивается от 1 до 5 баллов (оценивается содержание, логичность изложения, грамотность).

Выполнив работу, обязательно проверьте свои ответы.

Максимальное количество баллов -45

Отметка «5» - 45-42 баллов

Отметка «4» - 41-34 балла

Отметка «3» - 35- 23 баллов

Отметка «2» - меньше 23 баллов

Просмотрите все задания, все ли вам понятно.

Желаю успеха!

Тест

1 часть

1. Установите соответствия между писателями и произведениями, которые они написали:

1.Н.С. Лесков А) «О любви»

2.Н. В. Гоголь Б) «Шинель»

3.Л.Н. Толстой В) «История одного города»

4. А.П. Чехов Г) «После бала»

5.М.Е. Салтыков - Щедрин Д) «Старый гений»

2. Определи тема поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

А) историческое прошлое Грузии

Б) повествование о монастырской жизни

В) стремление человека к свободе

Г) Борьба за свободу своей Родины.

3. Главным героем в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» является:

А) ревизор

Б) Городничий

В) смех

Г) Хлестаков

4. Хлестаковщина - это:

А) желание казаться значительным, не имея на то оснований, бахвальство;

Б) стремление модно одеваться;

В) умение ухаживать за дамами;

Г) погоня за чинами.

5. Глава «О корени происхождения глуповцев» из «Истории одного города» написана как пародия на :

А) роман

Б) летопись

В) былину

Г) сказку

6. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе «После бала»?

А) сватовством

Б) молодые люди расстались, любовь сошла на нет

В) Иван Васильевич полюбил другую женщину

Г) свадьбой

7. Соотнеси определения и понятие

1.Завязка А) последовательность частей и элементов произведения

2. Кульминация Б) момент возникновения или обнаружения конфликта

3. Сюжет В) образное средство языка

4. Эпитет Г) последовательность событий

5. Композиция Д) намеренное переплетение реального и фантастического

6. Гипербола Е) преувеличение с целью придания выразительности

7. Гротеск Ж)момент наивысшего напряжения в развитии событий

8. Соотнеси название произведений и имена героев

Варенька А) «О любви»

Вор-новатор Б) «Ревизор»

Луганович Анна Алексеевна В)«После бала»

Наденька Г)«История одного города»

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Д) «Старый гений»

Акакий Акакиевич Башмачкин Е) «Шуточка»

Сербский сражатель Ж) «Шинель»

2 часть

А) «Береги честь смолоду»

Б) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

В) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

Г) «Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».

10 Укажите, из каких произведений (название и автор) взяты отрывки:

А) Было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

Б) Но как-то пришел наш батюшка, отец Иван, и в один присест выпил все мои ликеры; и «Вестник Европы» пошел тоже к поповнам, так как летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до постели и засыпал в сарае, в санях, или где-нибудь в лесной сторожке, - какое уж тут чтение?

В) По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. ..

Г) … один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

3 часть

13.Дайте развернутый ответ на один из вопросов

Какой художественный приём лежит в основе построения рассказа «После бала»? Докажите.

Дайте характеристику Алёхину из рассказа «О любви». Почему не сложилось счастье героев?

Какое произведение из рассматриваемых в контрольной работе вам больше всего понравилось? Почему?

Ключ к тесту

1 часть

1-д, 2-б, 3 -г, 4- в, 5 -в

2 -в

3 -в

4- а

5 -б

6 - б

Б, 2 - ж, 3 -г, 4 -в, 5 -а, 6 -е, 7- д

1 -в, 2-г, 3 -а, 4 -е, 5 -б, 6 -ж, 7 -д

2 часть

9 а - А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

9б - Н.В. Гоголь «Ревизор»

9в - М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

9г -Лесков «Старый гений»

10 а- Лесков «Старый гений»

10 б- А.П. Чехов «О любви»

10 в - Л.Н. Толстой «После бала»

10 г- Н.В. Гоголь «Шинель»

Литература

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.2. Какое символическое звучание для всего романа имеют слова Пугачева, обращенные к Петруше Гриневу: «Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

2.4. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? В чем истинные причины, изменившие жизнь человека? (По порассказу Л. Н. Толстого «После бала».)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарий к сочинениям

2.1. Согласны ли вы с мнением критика о повести «Княжна Мери» (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»): в ней «французское начало и русское окончание»? Обоснуйте свою позицию.

Не только в русской, но и в мировой литературе Лермонтов один из первых овладел умением улавливать и изображать «психический процесс возникновения мыслей», как выразился Чернышевский в статье о ранних повестях и рассказах Льва Толстого. И если «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души» в полной мере были раскрыты средствами художественной литературы впоследствии уже Толстым, то при всем различии между Лермонтовым и Толстым Чернышевский не случайно назвал среди предшественников Толстого имя автора «Героя нашего времени», у которого «более развита эта сторона психологического анализа». Очевидно, что завязка главы «Княжна Мери» сделана по канонам французских романов тех лет и зритель ожидает определенной концовки, но концовка вырывается из этой шаблонности. Нестандартный герой, нестандартны его отношения к происходящему, в том числе к любви. Нестандартна и развязка: нет счастливого воссоединения влюбленных.

2.2. Какое символическое звучание для всего романа имеют слова Пугачева, обращенные к Петруше Гриневу: «Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

История взаимоотношений Гринева и Пугачева - это прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да, не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища!» И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его... Однако пишет Пушкин: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело... Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и... уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!» И завязались между героями отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина, ни раба, где враги - братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие? Чем его измерить? Только милостью и милосердием же.

2.3. За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина такая же ограниченная и односторонняя, как и внешняя. Герой не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для героя подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую вещь, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. Но зато «он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», - пишет Гоголь. Накапливание денег на приобретение новой шинели становится для Акакия Акакиевича целью всей жизни. Но не должен человек ограничиваться такими мелкими интересами. Не может он жить, удовлетворяя только физиологические свои потребности. В этом и есть суть наказания Башмачкина - он лишен единственного смысла своей жизни, потому и умер.

2.4. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? В чем истинные причины, изменившие жизнь человека? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Герою-рассказчику из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» пришлось пережить в своей жизни одно страшное утро, полностью изменившее всю его дальнейшую жизнь, его будущее. На балу герой восхищается своей возлюбленной, всем тем миром, который его окружает. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле - вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

«После бала» - небольшой рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Тема рассказа

Главные герои:

  • Иван Васильевич – рассказчик;
  • Петр Владиславович – богатый камергер, полковник Б.;
  • Варенька – дочь полковника.

Произведение начинается с диалога автора и главного героя – Ивана Васильевича. Он заявляет, что вся его жизнь перевернулась после одной ночи, в последний день масленицы - в Прощеное воскресенье. Тогда еще Иван Васильевич был студентом в провинциальном университете (тогда он был молод, сейчас ему за пятьдесят).

В ту ночь и предшествующий вечер с ним произошли два события: бал у воинского начальника Петра Владиславовича; другим же событием стало ужасное зрелище зверского избиения солдата-татарина тем же Петром Владиславовичем под утро уже после бала.

Почему главный герой разлюбил Вареньку, и почему он не пошел служить по военной части

Петр Владиславович баловал дочь, экономил на себе, чтобы ей доставалось самое лучшее. Доказательством этого служили его самодельные сапоги, которые он надел и на бал.

Любовь к Вареньке и уважение к ее отцу, представившемуся Ивану Васильевичу замечательнейшим человеком, окрыляли и вдохновляли главного героя, ему казалось, нет лучше в мире этих людей, и оттого он был счастлив. Но это счастье вмиг разрушили события после бала.

На следующее утро Иван Васильевич отправился к дому семьи полковника Б. и в поле увидел жестокое избиение солдата, пытавшегося до этого сбежать («татарина гоняют за побег»). Истязанием руководил Петр Владиславович; он был самоуверен, грозен и беспощаден, как будто в нем пропало все человеческое; жестокость его казалась герою неоправданной.

Главный герой понял, насколько двуличен Петр Владиславович. С тех пор его любовь к Вареньке пошла на убыль, ему стало неловко и неприятно видеться с ней, он понял, что внешний блеск той семьи – это все напускное и показное. Поступать на военную службу Иван Васильевич также не стал из-за того, что не мог принять и подчиниться суровым, жестоким и беспощадным законам государства. Возможно, они и были справедливы, но главный герой не мог их оправдать, как не мог оправдать и то самое жестокое наказание татарина.


Рассказ «После бала» - это отличное произведение, где речь идет не только о любви, но и моральных ценностях, принципах. Иван Васильевич – молодой человек, который горит душой и телом. Он с восхищением проводит бал, где имеет честь танцевать с Варенькой.

Девушка очень нравится герою рассказа. Он находит в ней все новые и новые прекрасные черты. Потом он также знакомится с ее отцом полковником. Кто бы ни посмотрел на эту пару, на отношения Ивана Васильича и полковника, все бы сулили им долгую и счастливую жизнь.

Но события после бала все испортили. Герой стал свидетелем того, как отец Вареньки жестоко обращался с пленным. Он отдавал приказы и с удовольствием наблюдал за всем происходящим. Иван не мог этого понять. Ему стало горько, ведь он был так восхищен этим человеком.

Теперь, когда Иван смотрел на Вареньку, он уже не горел теми чувствами.

Его улыбка гасла. Он все время вспоминал жестокую расправу. Поэтому Иван Васильевич разлюбил Вареньку. Он не женился на ней, так как не смог переступить свои моральные принципы.

Обновлено: 2017-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...