Почему герои рассказа "Сапожки" Шукшина В.М. счастливы, хотя сапожки оказались малы


Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Б. Ш. Окуджава

В рассказе Шукшина «Сапожки» (1970) изображена вполне бытовая ситуация, которую автор записал в своих рабочих тетрадях так: «Как муж жене сапожки покупал. Измучился, изнервничал... А привёз — они ей не подходят». Этот заурядный жизненный эпизод лёг в основу философско-психологического рассказа, ибо в нём Шукшин рассуждает о смысле человеческой жизни и о сути человеческих отношений.

Философскую идею рассказа формулирует главный герой — сельский шофёр Сергей Духанин: «Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт... и так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку!». Подобная идея, конечно, не нова, но интересно, что Шукшин доверяет высказать эту идею не какому-нибудь философу-мудрецу, а простому сельскому шофёру, тяжело и много работающему и, казалось бы, совершенно далёкому от высоких философских размышлений. Шукшин показывает, что герой сам понял важный жизненный принцип, (делать добро — приятно), то есть эта правда нажита, а не назначена. Сергей Духанин не только формулирует, но и воплощает свой принцип в жизнь — покупает жене красивые сапожки. Этот поступок демонстрирует редкую гармонию мыслей, слов и дел в характере ничем не примечательного сельского шофёра.

Шукшин мастерски выстраивает идейный подтекст произведения из нарочито несправедливых оценок и недомолвок. Например, кто-то из товарищей называет покупку Сергея непонятной «глупостью»: с обывательской точки зрения, большие деньги тратятся на очевидные пустяки (в деревне в таких сапожках и ходить некуда, а потом Сергей точно не знает размера обуви, которую носит Клавдя).

Рассказ является психологическим, так как главное внимание автор уделяет не действию (в рассказе почти нет событий), а размышлениям и переживаниям главного героя. Писатель, как он сам признавался, старается рассказать о душе человека, а не о внешних обстоятельствах. Шукшин не даёт ни портрета Сергея Духанина, ни даже штрихов из его биографии, читатель узнаёт о характере героя только через его мысли и чувства, меняющиеся на протяжении нескольких часов. Сначала Сергей проявляет нерешительность — покупать дорогие сапожки или нет; потом ругается с продавщицей и пугается белой ненависти, которую видит в её глазах; затем выдерживает насмешливые замечания своих товарищей-шофёров, которые не поняли смысла такой дорогой покупки. Сам он по-детски радуется сапожкам: ему кажется, что они в коробке «смеются», внутри голенища он разглядел белый, пушистый, уютный мирок, в котором «нога будет спать». Под конец рассказа он так измучился от собственных сомнений и шуток приятелей, что, подходя к дому, решает бросить сапожки в колодец, если жена хотя бы заикнётся о ненужности подарка. Герой боится, что Клавдя не поймёт значения подарка, не поймёт, как Сергей любит её, ценит её терпение, её самоотверженные заботы о нём и детях.

Жена оказалась под стать мужу и поняла скрытый смысл подарка. Поэтому такими счастливыми чувствуют себя Сергей и Клавдя в конце рассказа, хотя красивые городские сапожки оказались малы для крепких крестьянских ног Клавди. Итак, рассказ «Сапожки» — рассказ о любви, хотя слово «любовь» употреблено только один раз. Автор доказывает, что поступок Сергея красив, так как продиктован вниманием и любовью к жене, в которой односельчане не видят ничего особенного и называют запросто — Клавкой, а Сергей знает её трудолюбие, непоказное достоинство, гордость, жизнерадостность.

Подводя итог, отметим, что в финале автор сам проясняет идею произведения, но не прямо, а намёком: Сергей перед сном «ещё раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал её нечаянный, большой, как сейчас казалось, смысл... Нет, не в сапожках дело, конечно. Не в сапожках. Дело в том, что... Ничего. Хорошо». Иными словами, покупка сапожек стала ещё одним признанием в любви, то есть чудесным праздником в жизни Сергея и Клавди.

Рассказ «Сапожки» демонстрирует главные художественные принципы творчества Шукшина. Во-первых, писателя привлекают обычные жизненные ситуации, в которых он ищет и находит поэзию и красоту. Во-вторых, его герои внешне заурядны, грубоваты, но в глубине души они чутки, способны к сложной рефлексии (размышлениям). Они самостоятельны в своих чувствах и действиях, поэтому часто совершают непонятные для окружающих «чудные» поступки. Писателя привлекает в этих героях то, что в них нет корысти, расчёта, но есть идеальные порывы. В-третьих, у Шукшина изображение повседневной провинциальной жизни соединяется с философским её осмыслением, рассуждениями о «вечных» вопросах человеческого существования. Положительные герои рассказов Шукшина понимают, что главное в жизни не вещи и деньги, а любовь, доброта, справедливость.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б. Ш. Окуджава
В рассказе Шукшина “Сапожки” (1970) изображена вполне бытовая ситуация, которую автор записал в своих рабочих тетрадях так: “Как муж жене сапожки покупал. Измучился, изнервничал… А привез – они ей не подходят”. Этот заурядный жизненный эпизод лег в основу философско-психологического рассказа, ибо в нем Шукшин рассуждает о смысле человеческой жизни и о сути человеческих отношений.
Философскую идею рассказа формулирует главный герой – сельский шофер Сергей Духанин: “Вот так живешь – сорок пять лет уже – все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет… и так и подойдешь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, – а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки – возьми, сделай радость человеку!”. Подобная идея, конечно,

не нова, но интересно, что Шукшин доверяет высказать эту идею не какому-нибудь философу-мудрецу, а простому сельскому шоферу, тяжело и много работающему и, казалось бы, совершенно далекому от высоких философских размышлений. Шукшин показывает, что герой сам понял важный жизненный принцип, (делать добро – приятно), то есть эта правда нажита, а не назначена. Сергей Духанин не только формулирует, но и воплощает свой принцип в жизнь – покупает жене красивые сапожки. Этот поступок демонстрирует редкую гармонию мыслей, слов и дел в характере ничем не примечательного сельского шофера.
Шукшин мастерски выстраивает идейный подтекст произведения из нарочито несправедливых оценок и недомолвок. Например, кто-то из товарищей называет покупку Сергея непонятной “глупостью”: с обывательской точки зрения, большие деньги тратятся на очевидные пустяки (в деревне в таких сапожках и ходить некуда, а потом Сергей точно не знает размера обуви, которую носит Клавдя).
Рассказ является психологическим, так как главное внимание автор уделяет не действию (в рассказе почти нет событий), а размышлениям и переживаниям главного героя. Писатель, как он сам признавался, старается рассказать о душе человека, а не о внешних обстоятельствах. Шукшин не дает ни портрета Сергея Духанина, ни даже штрихов из его биографии, читатель узнает о характере героя только через его мысли и чувства, меняющиеся на протяжении нескольких часов. Сначала Сергей проявляет нерешительность – покупать дорогие сапожки или нет; потом ругается с продавщицей и пугается белой ненависти, которую видит в ее глазах; затем выдерживает насмешливые замечания своих товарищей-шоферов, которые не поняли смысла такой дорогой покупки. Сам он по-детски радуется сапожкам: ему кажется, что они в коробке “смеются”, внутри голенища он разглядел белый, пушистый, уютный мирок, в котором “нога будет спать”. Под конец рассказа он так измучился от собственных сомнений и шуток приятелей, что, подходя к дому, решает бросить сапожки в колодец, если жена хотя бы заикнется о ненужности подарка. Герой боится, что Клавдя не поймет значения подарка, не поймет, как Сергей любит ее, ценит ее терпение, ее самоотверженные заботы о нем и детях.
Жена оказалась под стать мужу и поняла скрытый смысл подарка. Поэтому такими счастливыми чувствуют себя Сергей и Клавдя в конце рассказа, хотя красивые городские сапожки оказались малы для крепких крестьянских ног Клавди. Итак, рассказ “Сапожки” – рассказ о любви, хотя слово “любовь” употреблено только один раз. Автор доказывает, что поступок Сергея красив, так как продиктован вниманием и любовью к жене, в которой односельчане не видят ничего особенного и называют запросто – Клавкой, а Сергей знает ее трудолюбие, непоказное достоинство, гордость, жизнерадостность.
Подводя итог, отметим, что в финале автор сам проясняет идею произведения, но не прямо, а намеком: Сергей перед сном “еще раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал ее нечаянный, большой, как сейчас казалось, смысл… Нет, не в сапожках дело, конечно. Не в сапожках. Дело в том, что… Ничего. Хорошо”. Иными словами, покупка сапожек стала еще одним признанием в любви, то есть чудесным праздником в жизни Сергея и Клавди.

Рассказ “Сапожки” демонстрирует главные художественные принципы творчества Шукшина. Во-первых, писателя привлекают обычные жизненные ситуации, в которых он ищет и находит поэзию и красоту. Во-вторых, его герои внешне заурядны, грубоваты, но в глубине души они чутки, способны к сложной рефлексии (размышлениям). Они самостоятельны в своих чувствах и действиях, поэтому часто совершают непонятные для окружающих “чудные” поступки. Писателя привлекает в этих героях то, что в них нет корысти, расчета, но есть идеальные порывы. В-третьих, у Шукшина изображение повседневной провинциальной жизни соединяется с философским ее осмыслением, рассуждениями о “вечных” вопросах человеческого существования. Положительные герои рассказов Шукшина понимают, что главное в жизни не вещи и деньги, а любовь, доброта, справедливость.


Другие работы по этой теме:

  1. Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов За свою короткую жизнь (1929-1974) Шукшин написал два романа (“Любавины”, “Я...
  2. “Срезал” Рассказ “Срезал” чрезвычайно важен для понимания авторского мировоззрения. Известно, что В. М. Шукшин придавал ему особое значение. В центре произведения – фигура Глеба Капустина...
  3. “Охота жить” В рассказе “Охота жить” В. М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Никитич,...

На вопрос Помогите пожалуйста нужен срочно анализ рассказа"Сапожки"В. М. Шукшин! срочно) заданный автором Европеоидный лучший ответ это Сочинение "Анализ рассказа В. Шукшина «Сапожки» (1970)"
По жанру это рассказ-характер. В центре повествования незатейливая на первый взгляд ситуация: шофер Сергей Духанин приехал в город за запчастями и зашел в магазин в райцентре. С этого момента, который можно считать завязкой рассказа, начинается движение сюжета, как внешнего, так и внутреннего. Герою очень понравились женские сапожки, но узнав, что их цена 65 рублей, он призадумался. Он взвешивает «за» и «против ». Первая реакция: «Дорого! » - это привычка советского человека жить от зарплаты до зарплаты, соизмеряя свои желания и потребности с суровой действительностью, с месячным окладом в 100 рублей, а иногда и в 60. Какой же выбор делает герой? Сцена покупки сапожек, раскрытая в диалоге между продавщицей и Сергеем, очень точно передает психологию отношений в сфере бытового обслуживания. Хамство и бескультурье продавщицы, усвоенные ею как норма, контрастируют с размышлениями и действиями героя. Герой размышляет: «Вообще-то не для деревенской грязи такие сапожки, если уж говорить честно. Хотя она их, конечно, беречь будет. ..Раз в месяц и наденет-то - сходить куда-нибудь. Да и не наденет в грязь, а - посуху» . Практичность, свойственная сельскому жителю, приходит первой, но вслед за ней герой вдруг представляет радостный момент, который будет связан с этими сапожками: «А радости сколько! Ведь это же черт знает какая дорогая минута, когда он вытащит из чемодана эти сапожки и скажет: «На, носи» . Грубость, порой невежество и необразованность сельского жителя исчезают в тот момент, когда он вспоминает свою жену, вспоминает ее многотерпение. Размышления Сергея переходят в категорию философскую, он размышляет о жизни и смерти. Деревенский философ точно передает понимание ценности жизни и ценности радостного момента: «Вот так живешь - сорок пять лет уже - все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет.. .Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки - возьми, сделай радость человеку! » И Сергей делает выбор - решает купить сапожки. Но его ждет «испытание» в лице продавщицы. Шукшин очень точен в подборе деталей, в передаче психологического состояния героя - он испытывает дискомфорт. Диалог неприятен, Сергей попадает в энергетическое поле грубости и хамства и сам хамит, но читатель понимает, что Сергей просто держит оборону. Сергей одерживает победу нравственную, авторские ремарки тому доказательство. «Продавщица швырнула ему один сапожок» , «продавщица молча, зло посмотрела на него» , «в глазах ее действительно стояла белая ненависть» , «теперь в глазах продавщицы была и ненависть, и какое-то еще странное удовольствие» . Поведение Сергея контрастно: «подумал радостно» , «изумился Сергей », «пожалел Сергей» , «Сергей улыбнулся ей прямо в глаза» . Герой вышел победителем из этого психологического поединка весьма искусным образом, он ехидно предположил, что она влюбилась в него. «У продавщицы даже ротик сам собой открылся. Такого она не ожидала» . Герой не просто достойно вышел из ситуации, он одержал нравственную победу: преодолел и внутреннее, и внешнее сопротивление. Следующее «испытание» ждет его по возвращении к товарищам. Внутренне он опасался, что не выдержит вопросов и расспросов. Но никто не обратил на него внимания, все были заняты спором о том, сколько зарабатывает священник. В характере спора автор выявляет невежество и ограниченность рабочих. Сергею тоже хотелось вступить в спор, но присутствие в его руках красивых сапожек настраивало его совсем по-другому. Реакция товарищей: «Ты что, офонарел? Зачем ей такие? Это ж зимние.
Остальное-

Почему возникает в памяти незначительный, казалось бы, рассказ "Сапожки"? Начнем с названия. Не обувь, не сапог – автор употребил в названии ласкательную форму «сапожки». С этого слова, выбранного точно и определённо, начинается то непередаваемое обаяние рассказа, которое ощущается читателем, а в чём оно, обаяние, объяснить сначала трудно.
Автор выбрал любимый им жанр рассказа, короткого литературного произведения. Жанр предусматривает несложный сюжет, ограниченное число действующих лиц. Действительно, сюжет можно пересказать в нескольких словах: Сергей Духанин, шофёр, приехав в город за запчастями, зашёл в магазин и неожиданно купил дорогие для него (целых шестьдесят пять рублей) сапожки для жены. Сапожки оказались малы, их отдали старшей дочери Груше. Вот и всё?
Нет, не всё. Рассказы Шукшина только на первый взгляд несложные, незамысловатые. То, что мы называем сюжетом, - это верхняя плёнка рассказа. (Сюжет – «ход повествования о событиях, способ развертывания темы или изложения фабулы»). За простеньким сюжетом у Шукшина – мир сложных человеческих чувств.
Итак, Сергей Духанин увидел в магазине сапожки и, как говорит автор, «потерял покой: захотелось купить такие жене». Кажется, в чём же трудность: заплати – и бери. Однако с самого начала возникают проблемы, которые герою трудно разрешить.
Дело в том, что шестьдесят пять рублей для простого деревенского шофёра – деньги немалые. Кроме того, герой не привык бросать деньги ветер. Каждая покупка в семье – событие. Крестьянская основательность и рассудительность заставляют Сергея подумать, обмозговать. Нужны ли жене Клавдии такие сапожки? В деревне – грязь, носить их некуда, разве что раз в месяц «и наденет-то – сходить куда-нибудь». С другой стороны, Сергей понимал, что жена – в трудах и заботах – мало видела радости. Представлял, «как заблестят глаза у жены при виде этих сапожек. Она иногда, как маленькая, до слёз радуется». Слёзы радости на глазах Клавдии – это та деталь, которая сыграет свою роль в повествовании. С этого момента автор открывает композиционный круг. Слёзы на глазах Клавдии появятся в конце рассказа.
В процессе анализа рассказа необходимо обратить внимание па художественные средства, используемые автором. В.Шукшин неоднократно обращается к метонимии, чтобы усилить впечатление от сказанного, вызвать определенную ассоциацию: «…она таких сапожек во сне не носила; нога-то в нём спать будет». Автор тщательно описывает предмет покупки – сапожки: замечает «ласково блестящую подошву, белоснежную, нежную внутрь сапожка». Внутри – «белый, пушистый мирок», а сами сапожки «прямо смеялись в коробке». Автор использует яркие эпитеты, олицетворение – и сапожки оживают, приобретают собственный характер. Они притягивают к себе Сергея, заставляют постоять у прилавка, выйти на улицу, встать в очередь к пивному ларьку, снова вернуться в магазин.
Для героя рассказа красующиеся на прилавке сапожки – не только красивая вещь. Это символ, это знак другой жизни, другого мира: мира мечты, желаний. Сапожки заставляют героя осмыслить свою жизнь, задуматься, для чего живёт человек? Время идёт, «сорок пять лет уже». А что успел увидеть, много ли радости было? «И так и пойдёшь к той ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?»
Сапожки заставляют Сергея Духанина отвлечься от обыденности, подумать о счастье, о возможности маленького, но всё же праздника в их семье. Так что же такое эти сапожки? Это тот кусочек красоты, который, по мнению автора, способен изменить если не мир, то хотя бы жизнь героев рассказа. Пусть будет минута – но счастья, радости.
Здесь мы подходим к понятию идеи рассказа. В.Шукшин предлагает читателю задуматься о том, что такое жизнь, из чего она складывается; что ее украшает, делает привлекательной, а что – губит, уродует. Автор задает глубинные, философские вопросы, а отвечает на них просто, ясно, взяв для осмысления маленький эпизод из жизни героев. В этом маленьком эпизоде, как в капле воды, сконцентрировались извечные проблемы бытия, которые так трудно решать. Василий Шукшин предлагает не замахиваться на необъятное: принеси радость близким, освети, как лучиком, хоть один день их жизни. Такие радости не забываются, из них и составляются лучшие воспоминания о прожитом.
В процессе истолкования рассказа замечается, что Шукшин умело совмещает в своем произведении два пласта. Первый – это несложный сюжет – покупка сапожек. Второй пласт интереснее и глубже: это внутренняя жизнь Сергея Духанина, его размышления, отношение к людям. Два пласта идут в рассказе параллельно. С юмором описывает автор процесс покупки сапожек. (Шукшин использует градацию, действие развёртывается, становясь всё более напряжённым.) Разговор с продавщицей, недоброй, хамоватой, всё более раскрывает характер героя. Сергей - простой рабочий человек, не прочь иногда выпить, однако в нём есть чувство собственного достоинства, спокойная уверенность в себе. Столкнувшись с грубостью молодой продавщицы, Сергей не грубит ей в ответ. Наоборот, её несдержанность кажется ему странной: почему она не помогает ему в покупке вещи, не советует, не объясняет? „Белая ненависть" стояла в её глазах. „Больная, на¬верно," - пожалел Сергей. Не рассердился, не отчитал, а пожалел. Герой с юмором, неожиданным для продавщицы, обращается к ней: „Да не гляди ты на меня, не гляди, милая, - женатый я". Сергей открыто улыбается, разговаривает по-доброму - и этим даёт отпор хамству. Такие люди идут по миру с открытым сердцем и притягивают к себе других.
Последующее действие чётко развивается в двух планах. Сергей приходит на автобазу, показывает товарищам покупку, все рассматривают сапожки, удивляются, обсуждают покупку. Сергей же всё это время мучается и сомневается: надо ли было покупать такую дорогую („половина мотороллера») и не первой необходимости вещь? Первый и второй планы пересекаются в вопросе: „Зачем ей такие?" Автор отмечает: „Сергей хотел быть спокойным и уверенным, но внутри у него вздрагивало". Того ощущения близкой радости от подарка, которым он был наполнен, ни у кого из его товарищей не было. А если так же не поймёт жена, начнёт ругаться, „косоротиться"?
Сергей решил: „Пойду и брошу их в колодец", - с тем и приехал домой.
Где же в рассказе кульминационный момент? Покупка сапожек? Нет. К кульминации автор подводит осторожно. Сергей приезжает в село, уходит, не попрощавшись ни с кем из товарищей, встречается с женой, дочками, обменивается ничего не значащими словами.
Автор замедляет ритм действия рассказа. Напряжённость нарастает. И вот он, вопрос дочери: „Пап, ничего не купил?" „Купил", - ответил Сергей, и действие замерло, остановилось. На него смотрят молча, потому что «так» это „купил" было сказано.

Дальнейшее действие переключается на жену Клавдию. Её образ едва намечен в рассказе. Автор использует в её характеристике сравнения: „она иногда, как маленькая, до слёз радуется; они с утра до ночи, как заводные; тряхнула головой, как она делала когда-то, когда была молодой". Однако до того, как Клавдия возьмёт в руки сапожки, характер героини не проявляется.
Итак, жена открыла коробку: „...из коробки выглянули сапожки". В выборе слов автор точен: „выглянули", как будто и сапожки не уверены в том, как к ним здесь отнесутся. Клавдия пытается натянуть сапожок, но он не лезет, „застрял. На ресницах жены Сергей видит капельки слёз. Вот они, слёзы, которые повторяет автор, но придаёт им уже иной смысл. Блестят слёзы и обиды, и радости. Обидно, что не удалось ей, трудовой женщине, хоть раз надеть такие сапожки; но и радостно, потому что... И здесь много причин и объяснений, почему мы иногда от радости плачем. Сапожки достаются дочери Груше, Сергей курит на ступеньке у кухонной двери, а в доме то „хорошее состояние», та „редкая гостья - минута", которая и запоминается на всю жизнь.
Автор не ставит в рассказе точку. Жизнь героев продолжается. Но остается ощущение радости и того необъяснимого, того самого „чуть-чуть" чем наполнены рассказы писателя.
Рассказ излучает тёплый свет, который нёс в себе талантливый человек Василии Макарович Шукшин.

Ответ оставил Гость

В рассказе Шукшина «Сапожки» (1970) изображена вполне бытовая ситуация, которую автор записал в своих рабочих тетрадях так: «Как муж жене сапожки покупал. Измучился, изнервничал... А привёз - они ей не подходят». Этот заурядный жизненный эпизод лёг в основу философско-психологического рассказа, ибо в нём Шукшин рассуждает о смысле человеческой жизни и о сути человеческих отношений.

Философскую идею рассказа формулирует главный герой - сельский шофёр Сергей Духанин: «Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт... и так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки - возьми, сделай радость человеку!». Подобная идея, конечно, не нова, но интересно, что Шукшин доверяет высказать эту идею не какому-нибудь философу-мудрецу, а простому сельскому шофёру, тяжело и много работающему и, казалось бы, совершенно далёкому от высоких философских размышлений. Шукшин показывает, что герой сам понял важный жизненный принцип, (делать добро - приятно), то есть эта правда нажита, а не назначена. Сергей Духанин не только формулирует, но и воплощает свой принцип в жизнь - покупает жене красивые сапожки. Этот поступок демонстрирует редкую гармонию мыслей, слов и дел в характере ничем не примечательного сельского шофёра.

Шукшин мастерски выстраивает идейный подтекст произведения из нарочито несправедливых оценок и недомолвок. Например, кто-то из товарищей называет покупку Сергея непонятной «глупостью»: с обывательской точки зрения, большие деньги тратятся на очевидные пустяки (в деревне в таких сапожках и ходить некуда, а потом Сергей точно не знает размера обуви, которую носит Клавдя).

Рассказ является психологическим, так как главное внимание автор уделяет не действию (в рассказе почти нет событий), а размышлениям и переживаниям главного героя. Писатель, как он сам признавался, старается рассказать о душе человека, а не о внешних обстоятельствах. Шукшин не даёт ни портрета Сергея Духанина, ни даже штрихов из его биографии, читатель узнаёт о характере героя только через его мысли и чувства, меняющиеся на протяжении нескольких часов. Сначала Сергей проявляет нерешительность - покупать дорогие сапожки или нет; потом ругается с продавщицей и пугается белой ненависти, которую видит в её глазах; затем выдерживает насмешливые замечания своих товарищей-шофёров, которые не поняли смысла такой дорогой покупки. Сам он по-детски радуется сапожкам: ему кажется, что они в коробке «смеются», внутри голенища он разглядел белый, пушистый, уютный мирок, в котором «нога будет спать». Под конец рассказа он так измучился от собственных сомнений и шуток приятелей, что, подходя к дому, решает бросить сапожки в колодец, если жена хотя бы заикнётся о ненужности подарка. Герой боится, что Клавдя не поймёт значения подарка, не поймёт, как Сергей любит её, ценит её терпение, её самоотверженные заботы о нём и детях.

Жена оказалась под стать мужу и поняла скрытый смысл подарка. Поэтому такими счастливыми чувствуют себя Сергей и Клавдя в конце рассказа, хотя красивые городские сапожки оказались малы для крепких крестьянских ног Клавди. Итак, рассказ «Сапожки» - рассказ о любви, хотя слово «любовь» употреблено только один раз. Автор доказывает, что поступок Сергея красив, так как продиктован вниманием и любовью к жене, в которой односельчане не видят ничего особенного и называют запросто - Клавкой, а Сергей знает её трудолюбие, непоказное достоинство, гордость, жизнерадостность.

Подводя итог, отметим, что в финале автор сам проясняет идею произведения, но не прямо, а намёком: Сергей перед сном «ещё раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал её нечаянный, большой, как сейчас казалось, смысл... Нет, не в сапожках дело, конечно. Не в сапожках. Дело в том, что... Ничего. Хорошо». Иными словами, покупка сапожек стала ещё одним признанием в любви, то есть чудесным праздником в жизни Сергея и Клавди.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...