План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Занятие по рисованию в подготовительной группе. Натюрморт"Дары осени"


Цель:

Вызвать у детей активный интерес к произведениям живописи и эмоциональный отклик на художественные произведения; учить анализировать и давать оценки полотнам художников; мотивировать желание самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью.

Задачи:

  • продолжать знакомить с жанром живописи – натюрморт;
  • продолжать учить детей рисовать с натуры различные фрукты;
  • совершенствовать навыки работы акварелью;
  • учить подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путем смешивания красок;
  • развивать чувство композиции;
  • развивать чувство эстетического восприятия;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
  • обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами;
  • развивать самостоятельность и художественно-творческие способности в продуктивной деятельности.

Материал:

Репродукции картин И. Репина «Яблоки», А. Летунова «Овощи»,

П. Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе», И. Петрова-Водкина «Яблоки и лимон», И. Ф. Хруцкого «Цветы и фрукты».

Бумага для акварели, акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей.

Посылочная коробка, муляжи фруктов, вазы разной формы.

Запись мелодии «Сентиментальный вальс».

Предварительная работа.

Рассматривание репродукций натюрмортов, объяснение значения слова «натюрморт», знакомство с дидактической игрой «Натюрморт» и законами составления композиции для натюрморта.

Организационный момент.

Педагог: Ребята, нам прислали посылку! Но самое интересное, что группа указана наша, а вот «кому» здесь указано: художникам. Вы помните, кто такие художники? (Ответы детей ). Как вы думаете, что в ней может быть? (Предположения детей ). Давайте, не будем больше гадать, а скорее ее раскроем.

(Открывают коробку и рассматривают муляжи фруктов и вазы )

Основная часть.

Педагог:

Что же нам со всем этим делать, и причем здесь художники? (Предположения детей ). Конечно, эти все предметы можно нарисовать! Давайте внимательно рассмотрим каждый предмет.

Игра «Какой, какая».

Воспитатель: яблоко какое? (круглое, сочное, желтое), апельсин какой? (круглый, оранжевый, вкусный), слива какая? (темная, продолговатая, спелая), груша – какая? (вытянутая, двухцветная, ароматная), ваза какая? (керамическая, длинная, плоская, светлая).

Педагог:

Друзья, но если мы с вами будем все эти предметы на отдельных листах рисовать, у нас времени не хватит до вечера работу закончить. Как же быть? (Предположения детей). Конечно, можно нарисовать сразу все! Как называется вид живописи, в котором изображено несколько неживых предметов? (Ответы детей). Правильно, натюрморт.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай что это натюрморт.

Сейчас мы все эти предметы сложим вместе и нарисуем!

(Воспитатель расставляет вазы и фрукты и предлагает детям оценить, правильность композиции. Предлагает детям переложить предметы)

Педагог:

Друзья, давайте обратимся за помощью к великим художникам. Мы отправимся в художественную галерею, рассмотрим некоторые натюрморты и поймем, как надо разложить предметы, чтобы натюрморт был красивым.

Презентация «Натюрморты».

Педагог:

Перед нами картина Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и фрукты». Что же мы здесь видим? (вазу с цветами… ) Да, первое, на что обращаешь внимание – это огромный, пышный букет. Где изображен букет? (в центре картины ). Что и где еще находится на этой картине? (справа в корзине - виноград и рядом на столе кисть винограда и лимон ). В центре перед букетом стоит стакан с водой, разрезанный персик. Обратите внимание, как много разных плодов нарисовал художник! Какие цвета он использовал для рисования цветов? (георгины – белый и розовый; гвоздики – красный; розы – светло-розовый ). А какие цвета художник не использовал для рисования фруктов? (желтый, светло-зеленый, оранжевый ). Вся картина написана в холодных зеленовато-желтых тонах. Как можно назвать картину? Художник использовал много красок! Поэтому картина и звучит так нарядно и красиво, и празднично!

Динамическая пауза. Игра «Маляр»

(Дети берут цветные карточки и встают в круг, в центре ребенок – Маляр )

Мы позвали маляра:

Не покрашена стена,

Дверь, окно и потолок

Он докрасить нам помог.

Маляр:

Чтоб закончить все дела,

Краска мне, друзья, нужна …

(называет не основной цвет; розовый, оранжевый, фиолетовый и проч.)

Дети собираются группами так, чтобы набор их цветов давал нужный маляру цвет.

Педагог:

Ребята, мы с вами снова возвращаемся в картинную галерею. И сейчас рассмотрим натюрморты других знакомых художников.

Дети рассматривают натюрморты подгруппами и проводят их анализ. Педагог задает вопросы:

Что больше привлекло в картине?

Какие цвета использовал художник?

Что нравится и что не нравится в картине?

Психогимнастика Чистяковой «Цветок».

Под музыку дети выполняют движения по указанию воспитателя. «На лесной полянке проснулось семечко цветка, и появился из него росток, прошел сквозь землю и увидел вокруг... Солнце яркое. Оно обогрело росток. Тучку серую, она полила дождиком росток. Росток тянулся к небу, распускал листочки, и вот появился у него нежный бутон. В один прекрасный момент бутон раскрылся и превратился в цветок. Увидел цветок яркое солнце, сочную траву и море цветных лепестков своих соседей – других цветов. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей. Теперь он вместе с другими цвел и радовал жужжащих и звенящих насекомых»

Педагог:

Друзья, нас многому научили у великие художники. Теперь мы сами сможем составить композицию для нашего натюрморта.

Дети работают по 4 человека, договариваются между собой, какие предметы и вазы будут присутствовать в их композиции. После составления натюрмортов дети рассказывают о своей позиции. (Какие использовали предметы, где они находятся – слева, справа; дают название своему натюрморту).

Педагог:

Какие удивительные натюрморты вы составили! Теперь можно эту красоту запечатлеть в своих рисунках. Давайте пройдем в нашу художественную мастерскую. Все ссели правильно: спина прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правая рука держит карандаш, левая - придерживаем лист бумаги. Можно приступать к работе. (Показ изображения воспитателя сопровождается рассказом и работой детей )
Не забывайте, что ориентиром натюрморта является разделяющая линия. Она поможет вам правильно распределить предметы на листе.

Звучи спокойная музыка, дети рисуют педагог помогает наводящими вопросами или советами, отвечает на возникающие у детей вопросы.

Педагог:

Если кто-то закончил работу, ее можно выставлять в галерею. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт ) От ваших рисунков стало вокруг так светло, весело, празднично. Посмотрите, какие сочные фрукты лежат в вазах, словно настоящие. Выберите натюрморт, который вам нравиться больше других. Чем он вас поразил? (Спросить 2-4 детей .) Сегодня вы все постарались, работы великолепны! А, если у кого-то не все получилось, не огорчайтесь, мы после занятия исправит ошибки, и, непременно, получится хорошая работа.

Ребята, что вы сегодня составляли из предметов? (Композицию). Как называется вид живописи, которым вы занимались сегодня? (Натюрморт) Что вам больше всего понравилось на занятии? Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.

Литература.

  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000.-300 с
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т.С. - М. : Педагогика, 1990.- 326 с.
  3. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л.Прохорова// - Дошкольное воспитание. – 1996.- №5. - стр. 21-27.
  4. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект)/В.А. Силивон. Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
  5. Трофимова, М.В.Изобразительное искусство/М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
  6. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/Е.А. Флёрина. - М. : 1956. - 297 с.
  7. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: 1974. – 452 с.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.

Натюрморт «Дары осени».

Подготовила и провела:

воспитатель Андреева Т.В.

Москва 2013г.

Конспект занятия по рисованию

Натюрморт «Дары осени».

Программные задачи .

Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех - четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте

Оборудование и материалы .

Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка

Ход занятия .

Воспитатель:

Ребята, помните, мы с вами рассматривали картины и знакомились с одним из жанров изобразительного искусства - натюрмортом? Давайте сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию с картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Что вы видите на картине? (Ответы детей)

Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал? (Ответы детей)

- К какому жанру живописи она относится?

Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.

Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?

Какого цвета фрукты изобразил художник?

В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?

Что в первую очередь привлекло ваше внимание?

Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.

Сегодня в гости к нам

Заглянула Осень,

Оставила гостинцы, Просила передать

Что если нам понравится такое угощенье,

То мы без промедленья все можем рисовать.

А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!

(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)

Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.

Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом - при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.

Следующий этап работы - прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики - в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.

(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе )

По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему натюрморту.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.
Натюрморт «Дары осени».

Подготовила и провела:
воспитатель Андреева Т.В.
Москва 2013г.
Конспект занятия по рисованию натюрморт «Дары осени».
Программные задачи.
Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех - четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте
Оборудование и материалы.
Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, помните, мы с вами рассматривали картины и знакомились с одним из жанров изобразительного искусства - натюрмортом? Давайте сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию с картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
- Что вы видите на картине? (Ответы детей)
Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал? (Ответы детей)
- К какому жанру живописи она относится?
Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.
- Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?
- Какого цвета фрукты изобразил художник?
- В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?
- Что в первую очередь привлекло ваше внимание?
Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила гостинцы, Просила передать
Что если нам понравится такое угощенье,
То мы без промедленья все можем рисовать.
А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!

(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)
Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.
Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом - при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.
Следующий этап работы - прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики - в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.
(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе)
По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему натюрморту.

Оборудование и материалы: бумага для черновиков (любого размера и качества); бумага плотная для живописи формата А-3, (или А-4); простой карандаш, стирка, точилка; наглядные пособия: несколько известных, простых по форме, овощей (картофель, морковь, луковица, свёкла), или их муляжи или изображения; гуашь не менее 9-ти цветов; баночки для воды; беличьи кисти (толстая — для фона, средняя — для предметов, тонкая — для обводки и мелких деталей): репродукции натюрмортов с овощами (простые но композиции), отрицательные схемы-примеры с типичными композиционными ошибками.

Цели занятия: закрепить понятие об овощах, познакомить с понятием «натюрморт», закрепление полученных знаний о компоновке главных предметов изображения, дальнейшее знакомство с законами композиции — учить гармонично располагать предметы на плоскости листа во фронтальной композиции с учётом свободного пространства и формата, учить рисованию простых геометрических форм и чувствовать их связь с реальным предметом, ознакомить с приёмами работы гуашью, ознакомить с последовательностью работы при рисовании красками, развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, мелкую моторику руки.

Ход занятия

1. Оргмомент: проверяем наличие материалов и их готовность к работе. (Краски закрыты, вода не набирается. Открываем краски и набираем воду непосредственно перед раскрашиванием!)

2. Сообщение темы занятия. Ребята, что мы с вами рисовали на прошлом занятии? А яблоко — это фрукт или овощ? А какие вы знаете овощи? Чем они отличаются от фруктов? Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт с овощами, как настоящие художники.

Преподаватель показывает репродукцию живописной картины или фото­натюрморт с изображением овощей.

Что такое натюрморт? Это изображение не живых предметов: фруктов, посуды, цветов, овощей, или сразу всего вместе. Мы с вами будем рисовать овощи. Показывает — какие именно.

3. Тренировка. Для того, чтобы картина получилась красивой, сначала потренируемся — на листочках-черновиках попробуем нарисовать форму разных овощей. Посмотрите, ребята, какой формы картошка? Это неровные круги или овалы. Давайте нарисуем картошку одним движением (показывает на своём листе). Теперь попробуйте нарисовать её постепенно, из многих штрихов (показывает). Пока ребята пробуют рисовать на черновике, педагог помогает, напоминая, что рука расслаблена, что на карандаш не нужно сильно давить, что линия должна вернуться в ту точку, из которой вышла.

Молодцы! Теперь, посмотрим какой формы морковь. Она похожа на сильно вытянутый треугольник, только уголки у неё не острые, а скруглённые. Преподаватель показывает на своём листе, ребята тренируются — рисуют несколько морковин разного размера.

Примечание: для маленьких деток, с невысоким уровнем подготовки, двух видов овощей простой формы достаточно. Если занятие проводится с детьми постарше, с более высоким уровнем знаний, умений и способностью к концентрации внимания, тогда можно усложнить задачу: добавить овощей и, даже, ввести в композицию простые предметы.

4. Исполнение работы. Преподаватель раздаёт бумагу для работ. Для отработки навыков компоновки, свободного чувства пространства листа, лучше взять для этой работы бумагу формата А-3. Педагог проводит посередине своего листа прямую линию и, сравнивая с репродукцией, спрашивает: Ребята, что за линию я провела? Что я нарисовала? Затем объясняет, что так обозначается плоскость стола, когда рисуем много предметов. Далее, показывает, как расположить овощи на столе в свободном порядке, напоминая о законе расположения главных героев в центре картины.

Знакомит с несколькими новыми законами: о взаимосвязи горизонтального расположения предметов и горизонтального расположения листа бумаги, об эффекте загораживания дальних предметов ближними. Так как в этом возрасте изобразительные способности ребят только формируются, они могут плохо чувствовать связь формы, размера и взаиморасположения предметов со свободным пространством листа. В задачи обучения входит постепенное формирование этого чувства. С этой целью на первых занятиях педагог постепенно объясняет и показывает простейшие законы компоновки и, затем мягко контролирует их выполнение (через напоминание и обращение внимания ребёнка на ошибки) до тех пор, пока ребята не усвоят их.

Типичные ошибки пр рисовании натюрморта и их преодоление:

  • Предметы рисуются слишком маленькими — исправляем их размер до гармоничной связи со свободным пространством листа.
  • Предметы «слеплены в одну кучу», или сильно смещены в каком либо направлении так, что в других местах лист выглядит неоправданно пустым — свободно и гармонично перераспределяем их по листу, с акцентом в центре.
  • Предметы неоправданно сдвинуты к краям листа, «выпадают» из листа, или даже обрезаны краем листа — сдвигаем их к середине так, чтобы заполненной была центральная зрительная зона, и все предметы были видны полностью.
  • Для того, чтобы избежать этих трёх типичных ошибок компоновки, целесообразно иметь схематически нарисованные отрицательные примеры таких ошибочных композиций, и показать их при объяснении -как делать неправильно.
  • Контуры предметов не замкнуты — убираем зазоры, доводим линии до точки, из которой они вышли.
  • Постоянно приходится напоминать о необходимости вытирать лишние линии там, где ближний предмет закрывает собой дальний. (Этой теме может быть посвящён отдельный урок).

Варианты занятия: может ставить более сложную композиционную задачу -компоновка мелких овощей по периферии более крупного предмета в центре — картошка вокруг качана капусты.

После того, как натюрморт закомпанован, можно набрать воду, открыть гуашь и приступать к раскрашиванию. На этом этапе отметим следующие существенные моменты:

Качество бумаги, кистей и гуашевых красок — бумага должна быть плотная, подходящая для живописи; гуашь должна быть свежая, пластичная, не менее 9 цветов; кисти беличьи, мягкие, нескольких размеров для разных видов работ. Если качество материалов для рисования низкое (тонкая писчая бумага, синтетические кисти и 6 баночек старой засохшей гуаши, оставшихся в наследство от бабушки), ребёнок испытает радость творчества, но какого либо эстетического результата от таких занятий ждать нелогично.

Малыши, обычно, начинают раскрашивать работу не от крупных деталей к мелким, а наоборот — не само яблоко, например, а хвостик яблока, не пейзаж за человеком, а глазки и ротик на лице человека и т.п. Эту особенность детского восприятия необходимо перестроить. Живописные композиции любого содержания начинаем раскрашивать с фона, последовательно переходя от. всё более крупных предметов, к мелким деталям! В данной теме, это фон за столом и плоскость стола. К главным «героям» композиции, в данном случае — овощам, мы переходим в последнюю очередь.

Сразу, с первых уроков живописи, важно приучить ребят смешивать краски! Для этого педагог предлагает ребятам выбрать свой любимый цвет для фона, затем подобрать родственные цвета (например, все синие и зелёные, или все тёплые — жёлтый, оранжевый, охра) и, смешивая их в любой последовательности, закрасить фон так, чтобы создалась красочная вибрация, перетекание одного цвета в другой, соседство разных оттенков одного или нескольких цветов.

На первых уроках педагог сам показывает, как это делается, и, затем следит и помогает ребятам освоить это живописное правило. То же проделывается со столом: если это деревянный стол — выбираются все цвета соответствующие дереву (все тёплые, плюс оттенки зелёного), и раздельными мазками разных оттенков передаётся фактура дерева. Если планируется изображать скатерть или салфетки, подбираем цвета исходя из фона и цвета овощей, с элементами несложного узора.

  • Мазки краски, как и штрихи карандашом, кладутся по форме предметов!
  • Ненавязчиво обращаем внимание ребят на наличие теней, и делаем их, добавляя холодные синие тона, или через добавление чёрного.
  • Если ребятам трудно добиться тонового и цветового контраста, и предметы «смешались» и трудно различимы — можно и нужно использовать приём обводки тёмным тоном тонкой кистью.

5. Итог занятия. Дети должны закрепить понятие о фруктах и овощах, знать что такое «натюрморт», знать вышеперечисленные правила компоновки, порядок выполнения живописной работы, правило смешивания цветов, освоить рисование нескольких простых по форме овощей. В конце занятия устраивается общая выставка, работы обсуждаются. Похвалы заслуживают все, кто старался, независимо от результата.

6. Завершение занятия: уборка рабочих мест.

Программные задачи: 1. Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех- четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. 2. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте. 3. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема недели: Урожай. О хлебе

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе.

Натюрморт «Дары осени. Фруктовая сказка»

Программные задачи :

1. Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех- четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик» , способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.

2. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте .

3. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке.

Методы и приёмы :

Беседа, художественное слово, объяснение, поощрение, указания, индивидуальная работа с детьми, анализ.

Словарная работа : Блик

Оборудование и материалы :

Репродукции натюрмортов , натюрморт (натура) акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4, стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка.

Предшествующая работа :

Рассматривание репродукции натюрмортов; иллюстраций с фруктами и цветами, заучивание пальчиковой гимнастики «Компот» .

Ход НОД :

1. Вводная часть. Беседа.

Ребята, давайте вспомним с вами такой жанр изобразительного искусства – натюрморт. Сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию автора И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» .

Что вы видите на картине?

- Эта картина называется «Цветы и плоды» . Почему художник ее так назвал?

К какому жанру живописи она относится?

Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура» , но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе , предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.

Чем отличаются натуральные ф рукты и цветы от изображенных на картине?

Какого цвета фрукты изобразил художник?

В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?

Что в первую очередь привлекло ваше внимание?

Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.

Сегодня в гости к нам

Заглянула Осень,

Оставила гостинцы,

Просила передать

Что если нам понравится такое угощенье,

То мы без промедленья все можем рисовать.

А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!

Воспитатель предлагает детям составить из них композицию в вазе. Сказать , что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.

2. Основная часть. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога..

Предлагаю приступить к работе. Напоминаю несколько правил при пользование кисточкой и акварелью:………………………………….

Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого мы выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держим «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот:

(правой рукой «мешаем»)

Будем яблоки крошить

(Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

(Опять «варим» и «мешаем»)

Угостим честной народ.

Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом - при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.

Следующий этап работы - прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей , что при освещении предметов на них видны светлые блики - в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.

Самостоятельная работа : По ходу НОД проводится индивидуальна работа с затрудняющимися детьми.

Анализ работ : Ребята, вы сегодня были настоящими художниками, вы очень старались и поэтому у вас всё получилось красивые натюрморты .

Давайте рассмотрим с вами все рисунки, придумайте название своему натюрморту . Дети проводят анализ своих рисунков. Ребята, а теперь давайте оформим выставку и у нас получится с вами замечательный, яркий натюрморт , который мы обязательно покажем нашим родителям.


Выбор редакции
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...

Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...