Петрушевская людмила стефановна. Биография Людмилы Петрушевской  Людмила стефановна петрушевская биография


Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

View this post on Instagram

Писательница Людмила Петрушевская

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская в детстве

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Странствия по поводу смерти»

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Подарок принцессе. Рождественские истории»

Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» - это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» - автобиографический роман.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Нас украли»

«Время ночь» - жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» - отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.

В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» - это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру , всегда выступала реальная жизнь.

«Познер» - Гость Людмила Петрушевская

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Людмила Петрушевская (Lyudmila Petrushevskaya)

Знак зодиака : Близнецы

Возраст : 80 лет

Место рождения : Москва, Россия

Деятельность : писатель, драматург, сценарист, певица

Семейное положение: вдова

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать обычным писателем, ее произведения проникают глубоко в детские и взрослые души… Это человек с необычной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед еще одним поворотом судьбы.

Продолжительное время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», так как они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в знамениты театрах на всем постсоветском пространстве, она открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Людмила Стефановна Петрушевская появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его супруга являлась редактором. Во время войны Людмила какое-то время была в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, длительное время придерживался такого мнения, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма сильно переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, согласно неофициальным данным, в связи с этим у ученого начало развиваться психическое заболевание.

Людмила Стефановна отлично знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его являлись декабристами, один из которых умер в ссылке в психиатрической лечебнице.

Еще в начале двадцатого века в семье Петрушевских появилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детские годы никогда не думала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская на самом деле занималась в оперной студии, однако стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из российской столицы в Куйбышев, с собой семья смогла взять только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом своего деда, с любопытством рассматривала газеты, с помощью которых и выучила буквы, а впоследствии уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она предпочла остановить свой выбор на лингвисте Яковлеве.

Когда завершилась война, Людмила приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании она устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а потом устроилась на Всесоюзное радио, где вела программу «Последние известия».

В возрасте 34 лет Петрушевская стала редактором на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах типа «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую начали писать жалобы, спустя год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Еще будучи студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, однако о карьере литератора не задумывалась и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» первый раз был опубликован небольшой лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы Петрушевской датируется только второй половиной восьмидесятых годов.

Несмотря на это творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» представил пьесу «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, однако сказал, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию Советского Союза. И Эфрос был, как обычно, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театром, основанным студентами Львовского политеха, была поставлена пьеса «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в восьмидесятых годах: сначала столичный драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позже в «Современнике» показали «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, однако они по-прежнему не публиковались, так как отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа СССР.

Прозаические произведения Людмилы Стефановна оказались логическим продолжением драматургии. Все творчество Петрушевской складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка становится зрелой женщиной, а позднее превращается в умудренную даму.

В 1987 году вышел сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который через 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.

В девяностые годы писательница стала писать сказки для различных возрастных групп. По мотивам многих из них впоследствии были сняты мультфильмы. Продолжала писать Людмила Петрушевская также и в 2000-х годах. Теперь ее произведения нормально проходили публикацию, а почитатели наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге появился сборник «Московский хор», в который вошли такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Через год прошла премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интересным фактом в биографии Людмилы Петрушевской был спор о том, не ее ли профиль стал прототипом известного ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И на самом деле, если внимательно приглядеться на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна говорила об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн называет другую версию создания своего героя.

Утонченная, постоянно занятая искусством Людмила связала свою жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

В 2009 году у писательницы умер муж, однако у нее осталось 3-е детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь остановила свой выбор на музыке.

Параллельно с литературной работой Людмила Стефановна основала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» писательницы вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и остальные произведения.

Помимо этого, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги отправляет детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы состоялась в мае прошлого года. Наиболее щедрым покупателям достались работы Петрушевской с автографом.

Библиография

1989 – «Три девушки в голубом»
1995 – «Тайна дома»
2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
2001 – «Чемодан чепухи»
2002 – «…Как цветок на заре»
2002 – «Где я была»
2002 – «Случай в Сокольниках»
2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
2003 – «Невинные глаза»
2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
2005 – «Город Света: волшебные истории»
2006 – «Маленькая девочка из “Метрополя”»
2006 – «Пуськи бятые»
2006 – «Квартира Коломбины»
2008 – «Черная бабочка»
2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»

Дед писательницы Людмилы Петрушевской в детстве запрещал ей читать, а сама она мечтала быть оперной певицей. Сегодня Петрушевская — общепризнанный литературный классик. Начала писать в середине 60-х и дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора». Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров и Юрий Любимов, а премьера одной из них в Студенческом театре МГУ закончилась скандалом — «Уроки музыки» сняли после первого представления, а сам театр разогнали. Петрушевская — автор множества прозаических произведений и пьес, среди которых и знаменитые «лингвистические сказки» «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке. В 1996 году в издательстве «АСТ» вышло ее первое собрание сочинений. Не ограничиваясь литературой, Петрушевская играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол и читает рэп. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родилась

Москва

У кого родилась

Родилась в семье cтудентов ИФЛИ (институт философии, литературы, истории). Дед - профессор-востоковед, лингвист Н.Ф.Яковлев, мама в дальнейшем - редактор, отец - доктор философии.

«Дед происходил из рода Андреевичей-Андреевских, два его предка были арестованы по делу декабристов, один, Яков Максимович, был осужден в возрасте 25 лет и провел на каторге (Петровский завод под Улан-Уде) всю свою короткую жизнь.Умер в 1840 году в больнице для умалишенных. Его портрет кисти Н.А.Бестужева (копия П.П.Соколова) находится в Гос. Историческом музее

У нас в семье был принят домашний театр. Первые упоминания о нем относятся к 20-м гг ХХ века (воспоминания Евг.Шиллинга). Да я не думаю, что только у нас. Эта замечательная традиция до сих пор живет во многих московских семьях».

“Знаете, мой прадед был персонажем Серебряного века, врачом и тайным большевиком, и он почему-то настаивал, чтобы меня не учили читать”.

Где и чему училась

Занималась в оперной студии.

«Я, к сожалению, несостоявшаяся певица».

«Своих букварей я не помню. В эвакуации в Куйбышеве, куда меня привезли в три года, у нас, врагов народа, было всего несколько книг. бабушкин выбор что везти с собой: "Краткий курс истории ВКП/ б", "Жизнь Сервантеса" Франка, полное собрание сочинений Маяковского в одном томе и "Комната на чердаке" Ванды Василевской. Прадед ("Дедя") не разрешал меня учить читать. Я научилась этому тайком, по газетам. Взрослые обнаружили это случайно, когда я стала наизусть цитировать отрывки из "Краткого курса истории» - "И тронулась река народного движения, тронулась"(с подвыванием).Мне казалось, что это стихи. Маяковского я не понимала, видимо. Бабушка моя, Валентина, была объектом ухаживаний молодого Маяковского, который называл ее почему-то "голубая герцогиня" и звал замуж. Когда бабушка и ее сестра Ася воссоединились в Москве после десятилетий вынужденного отсутствия, вредная Ася воскликнула: "Не хотела за поэта, вышла за студента и что получила!"

Окончила факультет журналистики МГУ.

Где и как работала

Работала корреспондентом

Работала корреспондентом "Последних известий" Всесоюзного радио в Москве, затем корреспондентом журнала с пластинками "Кругозор" , после чего перешла на телевидение в отдел рецензирования, где,пользуясь полной безнадзорностью, писала отчеты о передачах - особенно типа "ЛУМ" ("Ленинский университет миллионов") и "Шаги пятилетки" - отчеты эти шли во все инстанции ТВ. После ряда жалоб главных редакторов отдел расформировали, и Л.Петрушевская попала в отдел перспективного планирования, единственное футуристическое учреждение в СССР, где надо было бы из 1972 года предугадать советское телевидение на двухтысячный год. С 1973 года Л.Петрушевская нигде не работает.

Создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. Сделаны фильмы "Беседы К.Иванова" (совместно с А.Головань), "Пенсне", "Хоррор", "Улисс: ехали-приехали", "Где ты" и "Муму".

«Мои фильмы плохо нарисованы, коряво написаны, однако существуют. И не забудьте, что можно смеяться!»

Что такого сделала

Книги сказок: "Лечение Василия"(1991), "Жил-был Трр-р" (1992), "Сказка про азбуку" (1996), "Настоящие сказки" (1996), "Чемодан чепухи" (2001), "Счастливые кошки" (2002), "Поросенок Петр и машина", "Поросенок Петр едет в гости", "Поросенок Петр и магазин" (все- 2002), "Книга принцесс" (2007 г., эксклюзивное издание с илл. Р.Хамдамова), "Книга принцесс" (Росмэн, 2008), "Приключения поросенка Петра" (Росмэн, 2008).

Первая книга рассказов вышла в 1988 году, до этого Л.Петрушевская числилась в запрещенных авторах. В 1996 году был опубликован пятитомник (АСТ). В 2000-2002 девятитомник (изд. "Вагриус", акварельная серия). Еще четыре книги вышли в "Эксмо" и одиннадцать сборников выпустило издательство "Амфора" за последние три года. Спектакли по пьесам Л.Петрушевской шли с Студенческом театре МГУ (реж. Р. Виктюк), во МХАТе (реж. О.Ефремов), Ленкоме (реж. М.Захаров), Современнике (реж. Р.Виктюк), т-ре им. Маяковского (реж. С.Арцибашев), в театре на Таганке(реж. С. Арцибашев), в театре "Около" (реж. Ю.Погребничко) и "На Покровке". (реж.С.Арцибашев).

Спектакль по пьесе «Квартира Коломбины» был поставлен в театре «Современник» в 1985 году.

В 1996 году вышло собрание сочинений в пяти томах.

Достижения

Проза и пьесы переведены на 20 языков мира.

В 2008 году Фонд «Северная Пальмира» совместно с международной ассоциацией «Живая классика» организовали Международный Петрушевский фестиваль, приуроченный к 70-летию со дня рождения и к 20-летию со дня выхода первой книги Людмилы Петрушевской.

Дела общественные

Член Русского ПЕН-центра.

Общественное признание

Пушкинская премия фонда Альфреда Топфера.

Спектакль «Московский хор» по ее пьесе получил Государственную премию РФ.

Премия «Триумф».

Театральная премия имени Станиславского.

Академик Баварской академии искусств - классик европейской культуры.

Участвовала в скандалах

В 1979 году после премьеры спектакля «Уроки музыки» в Студенческом театре МГУ пьесу сняли, а театр разогнали.

Роман Виктюк, режиссер: «Эфрос сказал тогда: "Роман, забудьте о ней. При нашей жизни она не будет поставлена никогда". И когда мы поставили, несмотря на все запреты, он написал в "Советской культуре", что это лучший спектакль за двадцать пять лет. Они чувствовали в этом спектакле такую правоту, а в самой Люсе - такого пророка, провидца на длинный период советской власти, на эту агонию, которая уже началась, - и нужно было иметь невероятную смелость, чтобы говорить об этом».

Люблю

книги философа Мераба Мамардашвили и писателя Марселя Пруста

Семья

Сыновья: Кирилл Харатьян, заместитель главного редактора газеты «Ведомости», и Федор Павлов-Андреевич, журналист и телеведущий. Дочь Павлова Наталья, солистка группы "C.L.O.N." (фанк-рок).

И вообще…

«Как ни странно, я филолог по принципу жизни, я собираю все время язык...»

«Я всегда была меньшинством и всегда жила как разведчик. В любой очереди я молчала - нельзя было, на работе я молчала. Я себя все время уговаривала».

Марк Захаров, режиссер: «Людмила Петрушевская - это человек удивительной судьбы. Она вышла из самых нищих, тяжело живущих слоев нашей жизни. Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог...»

Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 году в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).

Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 80-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» - редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 - роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» - «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.

Библиография

Романы и повести

  • 1992 - Время ночь.
  • 2004 - Номер Один, или В садах других возможностей. - М.: Эксмо. - 335 с. - ISBN 5-699-05993-8.

Пьесы

  • 1973 (напечатана в 1983) - Уроки музыки.
  • Любовь.
  • Квартира Коломбины.
  • 2007 - Квартира Коломбины: сборник пьес. - СПб.: Амфора. - 415 с. - ISBN 978-5-367-00411-3.
  • 2007 - Московский хор: сборник пьес. - СПб.: Амфора. - 448 с. - ISBN 978-5-367-00509-7.

Сказки

  • Дикие Животные сказки.
  • Морские помойные рассказы.
  • 1984 - Пуськи Бятые.
  • 2008 - Книга принцесс. - М.: Росмэн-Пресс. - 208 с. - ISBN 978-5-353-03090-4.

Сборники рассказов и повестей

  • Бессмертная любовь.
  • 2008 - Пограничные сказки про котят. - СПб.: Амфора. - 296 с. - ISBN 978-5-367-00820-3.
  • 2008 - Чёрная бабочка. - СПб.: Амфора. - 304 с. - ISBN 978-5-367-00753-4.
  • 2009 - Два царства. - СПб.: Амфора. - 400 с. - ISBN 978-5-367-00940-8.
  • 2009 - Истории из моей собственной жизни. - СПб.: Амфора. - 568 с. - ISBN 978-5-367-01016-9.

Дискография

  • 2010 - сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)

Фильмография

Сценарии для фильмов

  • 1997 - «Любовь»
  • 2000 - «Свидание»

Сценарии для мультфильмов

По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлен ряд мультфильмов:

  • 1976 - «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», реж. М. Новогрудская.
  • 1978 - «Краденое солнце», реж. Н. Лернер
  • 1979 - «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн.
  • 1984 - «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский.
  • 1988 - «Кот, который умел петь», реж. Н. Лернер.
  • 2008 - «Поросёнок Пётр»

Разное

Семья

Трое детей:
Кирилл Харатьян (р. 29 августа 1964) - журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости». Ныне заместитель главного редактора газеты «Ведомости»
Фёдор Павлов-Андреевич (р. 14 апреля 1976) - журналист, телеведущий, продюсер.
Наталья Павлова - музыкант, основатель московской фанк-группы Clean Tone.

Поросёнок Пётр

В 2002 году Петрушевская создала три книги про поросёнка Петра («Поросёнок Пётр и машина», «Поросёнок Пётр и магазин», «Поросёнок Пётр едет в гости»). Эти книги так понравилась читателям, что был создан мультфильм, а фанфики пишут до сих пор.

Премии и награды

  • Лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991)
  • Лауреат премий журналов:
    • «Новый мир» (1995)
    • «Октябрь» (1993, 1996, 2000)
    • «Знамя» (1996)
    • «Звезда» (1999)
  • Лауреат премии «Триумф» (2002)
  • Лауреат государственной премии России (2002).
  • Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези - World Fantasy Award (WFA) - за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor"s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа).
  • Литературная премия им. Н. В. Гоголя

Людмила Стефановна Петрушевская (родилась 26 мая 1938 г. в Москве) - известная российская писательница (прозаик, драматург).

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года - редактором на Центральной студии телевидения.

Пишет рассказы с середины 1960-х гг. Первой публикацией принято считать два рассказа, опубликованных в 1972 г. журналом «Аврора», хотя ещё в ноябре 1971 г. в журнале «Пионер» появились сказки «Говорящий самолёт» и «Чемодан чепухи». С середины 1970-х пишет также драматургические произведения, сразу привлекшие внимание постановщиков сочетанием бескомпромиссного реализма с художественной насыщенностью. Первые постановки прошли в студенческих театрах: пьеса «Уроки музыки» (написана в 1973) была поставлена в 1979 г. Романом Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также Вадимом Голиковым в театре-студии ЛГУ. С 1980-х гг. произведения Петрушевской перешли в профессиональные театры, начиная с пьесы «Любовь» (написана в 1974), поставленной Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1981-82 гг.

Начиная с 1983 г., когда выходит первая книга Петрушевской (сборник пьес, совместный с Виктором Славкиным), её произведения, как прозаические, так и драматические, публикуются всё чаще, в особенности в период Перестройки и последующие годы. Острота художественного материала, умелое использование элементов разговорного языка, непривычный уровень правдивости в описаниях быта, парадоксально переплетающихся порой с элементами сюрреализма - всё то, что вызывало подозрительность и неприятие у цензоров и редакторов брежневского времени, - теперь выдвигало Петрушевскую в число первых фигур российской литературы, вызывая одновременно вокруг её произведений жаркую полемику, временами переходящую в идейную конфронтацию.

Впоследствии споры утихают, однако как драматург Петрушевская продолжает оставаться востребованной. Спектакли по её пьесам шли на сценах МХАТа, петербургского Малого драматического театра, театра им. Ленинского комсомола и многих других театров в России и за рубежом. По её произведениям поставлен также ряд телеспектаклей и мультипликационных фильмов, среди которых особо следует выделить «Сказку сказок» Юрия Норштейна. Книги Петрушевской переведены на английский, итальянский, немецкий, французский и др. языки.

Склонность к эксперименту не покидает Петрушевскую на всём протяжении творческого пути. Она использует смешанные формы повествования, изобретает собственные жанры («Лингвистические сказочки», «Дикие животные сказки» и другие циклы мини-рассказов), продолжает художественное исследование разговорного языка, пишет поэтические произведения. Осваивает и другие роды искусства: живопись и графику (многие книги Петрушевской иллюстрированы её рисунками), выступает с исполнением песенных композиций на собственные тексты.

Фантастическое в творчестве Людмилы Петрушевской

Во многих произведениях Петрушевской использованы различные виды фантастического. В пьесах часто используются приёмы сюрреализма и театра абсурда (например, «Квартира Коломбины», 1988; «Мужская зона», 1992). В прозе нередки элементы мистики; писательницу особо интересует граница между жизнью и смертью, которую в её произведениях персонажи пересекают как в том, так и в другом направлении, переходя из нашего мира в потусторонний (мениппеи) и наоборот (рассказы о привидениях). Самое крупное из произведений Петрушевской, роман «Номер один, или В садах других возможностей» (2004) - сложное по форме повествование с переселением душ, путешествием в загробный мир и описанием шаманских практик вымышленного северного народа. Названием «В садах других возможностей» писательница пользовалась и раньше, обозначая им в своих публикациях разделы наиболее фантастических произведений. Не чужда Петрушевской социальная фантастика («Новые Робинзоны», 1989; «Гигиена», 1990) и даже авантюрно-приключенческая («Чарити», 2009).

Петрушевская пользуется также широкой известностью, как автор множества сказок, бытовых и волшебных, как обращённых преимущественно к детям, так и пригодных, скорее, для взрослого читателя или же с неопределённым возрастным адресатом.

Людмила Петрушевская была членом Союза писателей СССР (с 1977 г.), членом творческого совета журнала «Драматург», редколлегии журнала «Русская виза» (с 1992 г.). Член Русского ПЕН-центра, академик Баварской академии искусств.

Отмечена Пушкинской премией фонда А. Тёпфера (1991), премиями журналов «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Новый мир» (1995), «Знамя» (1996), им. С. Довлатова журнала «Звезда» (1999), премией «Триумф» (2002), Государственной премией России (2002), премией фестиваля «Новая драма» (2003).

У Людмилы Стефановны трое детей: два сына и дочь. Живёт в Москве. Муж, Борис Павлов, скончался в 2009 г.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...