Первый аргумент егэ. Аргументы к сочинению егэ


1. Проблема влияния на человека подлинного искусства

1.В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

2. Проблема нравственности

1.Проблема нравственности – одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному. Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».

3 Проблема отношения человека к родине, малой родине

1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

2 Тема родины – одна из главных в творчестве Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Вспоминаю строки «Антоновских яблок», проникнутые грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями. Но какой бы ни была Отчизна, отношение к ней Бунина можно определить одним словом - любовь.

3.Тема родины - одна из главных в русской литературе. К родной земле обращается безымянный автор «Слова о полку Игореве». Родина, Отчизна, ее судьба волнуют летописца. Автор не сторонний наблюдатель, он скорбит о ее судьбе, призывает князей к единству. Только о милой родине все мысли воинов, восклицающих: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»

4.«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!» - восклицает в одной из своих публицистических статей К.Паустовский. Он никогда не смог бы променять розовеющий закат на Ильинском омуте на прекрасные пейзажи Франции или улицы древнего Рима.

5. В одной из своих статей В. Песков приводит примеры нашего бездумного, непростительного отношения к родной земле. Мелиораторы оставляют ржавые трубы, дорожники – рваные раны на теле земли «Хотим ли мы видеть такой свою родину? – приглашает нас В.Песков к раздумью.

6. В своих письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев призывает сохранять памятники культуры, считая, что любовь к родине, родной культуре, языку начинается с малого _ «с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе». История, по мнению публициста – это «любовь, уважение, знание»

4. Проблема одиночества

1.Наверное, человеку свойственно быть иногда одиноким, непонятым. Хочется порой вскрикнуть вслед за лирическим героем В.В. Маяковского: Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук. Душа не хочет немая идти, А сказать кому?

2. Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

3. Страницы произведений русской литературы учат нас быть внимательными к родителям, старикам, не делать их одинокими, как Катерина Ивановна из рассказа Паустовского «Телеграмма». Настя опоздала на похороны, но, мне кажется, она будет наказана судьбой, потому что больше у нее никогда не будет возможности исправить свои ошибки.

4. Читаю строки М. Ю. Лермонтова: « Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…: Это строки из стихотворения «Одиночество», написанные в 1830 году. События жизни, характер поэта способствовали тому, что мотив одиночества стал одним из главных в творчестве гения русской поэзии.

5. Проблема отношения к родному языку, слову

1. Вспоминаю строки из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Одно из лирических отступлений говорит о бережном отношении автора к русскому слову, которое «так замашисто и бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало». Гоголь восхищается русским словом и признается в любви к его создателю – русскому народу.

2. Гимном слову звучат строки гениального стихотворения Ивана Бунина «Слово». Поэт призывает: Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

3. К. Паустовский в одной из своих статей рассказывает о волшебных свойствах и богатстве русского слова. Он считает что «русские слова сами по себе излучают поэзию». В них, по мнению писателя, скрыт многовековой опыт народа. Надо учиться у писателя бережному и вдумчивому отношению к родному слову.

4. «Россияне убивают русский язык» - так называется статья М. Молиной, которая с возмущением говорит о том, что в нашу речь проникают жаргонные слова, всякого рода «блатнячина». Порой к многомиллионной аудитории обращаются на языке, больше уместном в тюремной камере, чем в цивилизованном обществе. М.Молина считает, что первейшая задача нации - не дать погибнуть языку.

6. Проблема состояния современного телевидения, влияния телевидения на человека

1.Как жаль, что так мало показывают действительно стоящих программ, спектаклей, фильмов. Никогда не забуду впечатления от фильма «Чучело» по повести В. Железникова. Подростки часто бывают жестокими, а повесть, как и фильм, учит добру, справедливости, терпимости по отношению к другому, пусть и непохожему на тебя.

2. Хотелось бы, чтобы на телевидении показывали больше добрых, светлых фильмов. Сколько раз смотрю фильм «А зори здесь тихие», созданный по повести Бориса Васильева, а впечатление остается таким же сильным, как в первый раз. Старшина Федот Васков и пять юных девушек принимают неравный бой с шестнадцатью немцами. Особенно потряс меня эпизод смерти Жени:красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу и победила. Именно такие произведения учат нас быть патриотами, а не эгоистами, думать о важном, а не о том, сколько модных вещей у очередной эстрадной звезды.

7. Проблема экологии, влияния природы, ее красоты на внутренний мир человека, влияние природы на человека

1. Роман Чингиза Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть.Вечные Моюнкумы поражают красотой пейзажей. Здесь тысячи лет обитали животные и птицы в полной гармонии. Но вот человек изобрел оружие, и льется кровь беспомощных сайгаков, гибнут в огне звери. Планета погружается в хаос, зло берет верх. Писатель просит нас задуматься о том, что хрупкий мир природы, его существование в наших руках.

2. Читая повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», понимаешь, как неотделимы друг от друга природа и человек. Писатель предупреждает нас, как хрупки озера, реки, острова, леса – все, что мы зовем Родиной. Меч судьбы занесен над Матерой, прекрасным островом, обреченным на затопление. Дарья Пинигина, героиня повести, чувствует личную ответственность перед умершими предками за все, что происходит вокруг. Писатель говорит о неразрывности экологических и нравственных проблем. Если нет любви к земле, родившей тебя, если не ощущаешь кровную связь с природой, не видишь ее красоту, тогда плоды цивилизации становятся злом, а человек из царя природы становится, по мнению писателя, безумцем.

3. В одной из своих публицистических статей В.Солоухин говорит о том, что мы не замечаем чистоты воздуха, изумрудного цвета травы, воспринимая все как должное: «Трава она и есть трава, ее много». Но как страшно смотреть на обожженную антифризом землю, зияющую чернотой. Надо беречь такой привычный и хрупкий мир – планету Земля.

8. Проблема милосердия, гуманизма

1.Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Стоки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он не находился.

2.В одной из своих публицистических статей Д. Гранин рассуждает о том, что милосердие, к сожалению, уходит из нашей жизни. Мы разучились сострадать, сочувствовать. «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности», пишет публицист. Он уверен, что это чувство надо воспитывать в человеке с детства, потому что, если оно не употребляется, то «слабеет и атрофируется».

3.Вспомним рассказ Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь

9. Проблема отношения «отцов» и «детей» 1.Вечную проблему конфликта поколений рассматривает на страницах романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Базаров, представитель молодого поколения, стремится исправить общество, но пожертвовать при этом кое-какими «мелочами» -любовью, традициями предков, искусством. Павел Петрович Кирсанов не может увидеть положительных качеств своего соперника. В этом и есть конфликт поколений. Молодежь не прислушивается к мудрым советам старших, а «отцы», в силу возраста, не могут принять новое, часто прогрессивное. Каждому поколению, на мой взгляд, надо идти на компромисс, чтобы избежать противоречий.

2. Героиня повести В. Распутина «Последний срок» старуха Анна мучается не от того, что ей скоро умирать, а оттого, что фактически распалась семья. Что между ее детьми чувствуется отчуждение. .

11 Проблема жестокости современного мира, людей; проблема насилия

1. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «Кровь по совести», изобретенная Раскольниковым – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.

2.Героиня рассказа В. П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, и девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой.

3. Жестокость современного мира врывается в наши дома с экранов телевизоров. Ежеминутно льется кровь, корреспонденты смакуют подробности катастроф, словно стервятники, кружат над телами погибших, приучая наши сердца к равнодушию и агрессии.

12 Проблема истинных и ложных ценностей.

1.В маленьком рассказе А.П.Чехова «Скрипка Родшильда» ставятся важные вопросы нравственности. Яков Бронза, гробовщик, считает убытки, особенно если кто-то смертельно болел, но не умер. Даже со своей жене, которой он не сказал ни одного доброго слова, он снимает мерку, чтобы изготовить гроб. Только перед своей смертью герой понимает, что такое истинные убытки. Это отсутствие добрых отношений в семье, любви, милосердия и сострадания. Только это и есть истинные ценности, ради которых стоит жить.

2.Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.

13 Проблема чести, совести.

Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.

2. В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

14 Проблема духовной ценности книги в воспитании и образовании человека

1.Книга была и остается важным фактором в воспитании и образовании человека. Она учит нас любви, чести, добру, милосердию. Всплывают в памяти строки стихотворения Пушкина «Пророк», в котором великий поэт определил миссию поэта, писателя, миссию искусства слова -«глаголом жечь сердца людей». Книги учат нас прекрасному, помогают жить по законам добра и совести.

2.Есть вечные книги, на которых воспитывалось не одно поколение. Сроки рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» повествуют о Данко, который своим горящим сердцем осветил путь людям, показывая нам пример истинной любви к человеку, пример бесстрашия и бескорыстия.

15 Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

1.На страницах русской литературы найдется немало примеров, когда герои произведений стоят перед выбором между добром и злом, правдой и ложью. Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти.

2.Зло, принесенное людям, по мнению великого писателя Ф.М.Достоеского, всегда оборачивается против самого человека, убивая часть души. Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.

3. Герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» навсегда запомнил урок. Обманув бабушку. Самым страшным наказанием для его совести стал пряник» конем», который бабушка все же купила мальчику, несмотря на его проступок.

4. Известный ученый-литературовед Ю.М. Лотман в одной из своих публицистических статей, обращаясь к студентам, молодежи, утверждал, что у человека возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора. Важно, чтобы этот выбор был продиктован совестью.

16 Проблема фашизма, национализма

1.Проблему национализма поднимает в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин. Автор, повествуя о репрессиях по отношению к чеченцам, осуждает разделение людей по национальному признаку.

17 Проблема наркомании

Проблема наркомании – прежде всего проблема нравственности. Герой романа Чингиза Айтматова «Плаха» Гришан, главарь группы ребят, собирающих и распространяющих наркотики, не думает о том, что губит чьи-то жизни. Для него и ему подобных главное – нажива, деньги. Перед молодыми парнями встает выбор: с кем идти- с Гришаном или Авдием, который пытается их спасти. К сожалению, они выбирают зло. Рассказывая об этом, автор говорит об актуальности проблемы наркомании, о ее нравственных истоках. 18 Проблема увлечения компьютерами, компьютерная зависимость

1.Нельзя остановить цивилизацию, но никакой компьютер никогда не заменит ни живого общения, ни хорошей книги, заставляющей думать, а не просто скачивать готовую информации. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» можно перечитывать много раз. Его экранизация мне не понравилась, показалась грубой подделкой. О вечной любви, о древнем Ершалаиме, Иешуа и Понтии Пилате надо читать самому, вдумываясь в каждое слово. Только тогда можно понять то, что хотел нам сказать автор.

19 Проблема материнства

1.Мать пойдет на все ради своего ребенка. Героиня романа Максима Горького «Мать» стала революционеркой, открыла для себя новый мир, мир совершенно иных человеческих отношений, научилась читать для того, чтобы быть ближе к сыну, которому она во всем доверяла, правду которого разделяла безоговорочно.

2.В своей публицистической статье «Прости меня, мама…» писатель А.Алексин уверен, что нужно вовремя, при жизни матерей сказать им все доброе, сделать для них все возможное, потому что матери отдают детям последнее и никогда ничего не требуют.

20 Проблема влияния массовой культуры на человека

1.Так называемая массовая культура даже книги пытается сделать одноразовыми, удобными для прочтения. Полки книжных магазинов пестреют романами Устиновой, Дашковой и тому подобным. Однообразные сюжеты, похожие герои. Жаль, что нет спроса на стихи, на произведения духовного содержания. Не приносят они такого дохода, как книжки в мягких обложках. Беру томик Блока и поражаюсь его глубине, неповторимости. Разве оно не современно? Мы копируем Запад, вместо того чтобы идти своим путем. Блок же говорит об избранности России: Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью

(Аргументы составлены учителем МОБУ СОШ № 19 г. Кореневска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной)

Мы сформулировали наиболее популярные проблемы, нашедшие свое отражение в текстах к сочинению на ЕГЭ. Аргументы, в которых раскрываются данные проблемы, располагаются под заголовками, перечисленными в содержании. Вы можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи.

  1. Некоторые люди любят задаваться вопросом: а нужна ли вообще учеба? Зачем это образование? И зачастую предпочитают достигать более привлекательные цели. Так же считал и Митрофанушка, один из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль» . Его знаменитая реплика «Не хочу учиться, хочу жениться», к сожалению, для многих становится стимулом отложить учебу, но Фонвизин только подчеркивает, какой персонаж на самом деле невежда. Во время урока и на экзамене он показывает лень и безграмотность, и даже в семейных отношениях демонстрирует неумение и нежелание налаживать контакт и понимать собеседников. Автор высмеивает невежество молодого человека, чтобы читатель понял, насколько актуально образование.
  2. Многие люди просто не хотят учиться чему-то новому и зациклены лишь на традициях, хотя в любое время актуально жить настоящим. Именно эту мысль пытается донести единственный «новый человек» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Герой стремится доказать обществу Фамусова, что жизнь не стоит на месте, он пытается побудить персонажей узнавать новые тенденции стремительно развивающегося мира. К сожалению, Чацкий сталкивается лишь с непониманием, да еще и признан сумасшедшим. Однако автор подчеркивает именно его передовые взгляды против чинопочитания и крепостничества, так как перемены уже давно назрели. Остальные герои просто предпочитали жить прошлым, хотя весь подтекст комедии в том, что правым остается только непонятый обществом Чацкий.

Невозможность найти применение образованию

  1. Многие образованные персонажи выделялись в обществе, но не все сумели найти достойное применение своим возможностям. Читатель встречает разочарованного и поникшего в экзистенциальном кризисе героя романа А. Пушкина «Евгений Онегин» . Молодой дворянин сразу впечатляет начитанную Татьяну Ларину именно тем, что не похож на жителей деревни, к тому же, напоминает ей героя сентиментальных романов. Онегину же все наскучило, науки не приносят удовольствия, и даже любовь не сумела спасти героя. Евгений, представитель молодой дворянской интеллигенции, так и не смог к концу произведения реализовать свои способности.
  2. «Лишний человек» в литературе – герой, который может все, но не хочет ничего. Таким является Григорий Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» . Печорин – молодой офицер, дворянин, который так и не смог обрести счастье, несмотря на то, что мир полон возможностей. Григорий часто анализирует свои поступки, но все равно остается разочарованным. Печорин действительно умен, однако сам размышляет о том, что ему было дано высокое назначение, просто он его не угадал. Лермонтов в своем романе поднимает проблему неспособности найти достойное применение «необъятным силам», которыми наделен человек.
  3. Бывает, что даже способный человек не может или просто не хочет реализовать свои возможности. Обратимся к роману Гончарова «Обломов» . Главный герой – дворянин средних лет, который значительную часть своей жизни предпочитает лежать на диване. У Ильи Ильича добрая душа, честное сердце, и сам он довольно не глупый персонаж, но в условиях современного общества Обломов просто не хочет делать карьеру. Лишь Ольга Ильинская побудила героя ненадолго сменить образ жизни, но в итоге Обломов возвращается к исходному месту, так и не переборов свою лень.

Зацикленность на саморазвитии

  1. Для некоторых первичны именно знания и реализация собственных способностей, поэтому они готовы отвергать духовные ценности. В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – будущий доктор, для которого медицина – это все. Главный герой является нигилистом, и священной для него остается только наука. На собственном опыте Евгений понимает, что так же способен к нежным чувствам, однако воплощение медицинского образования для него по-прежнему стоит на первом месте. Как в начале романа мы видим Базарова, отправляющегося на болото за лягушками для опытов, так и в конце произведения, когда герой уже полюбил, он не забывает о врачебной практике, она же и губит его.
  2. Литература часто поднимает актуальный вопрос поиска смысла жизни, и немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте – не исключение. В «Фаусте» главный геройнастоящий гений, искусный врач, освоивший философию, богословие и юриспруденцию. Однако он все равно считал себя глупцом, и только после совместных с чертом Мефистофелем приключений герой понимает, что смысл его жизни именно в саморазвитии. Его жажда знаний спасла его душу, и лишь в образовании и познании мира Фауст обрел настоящее счастье. Ни любовь, ни красота, ни богатство не сумели так сильно вдохновить героя, как стремление к просвещению.
  3. О том, что образование важно – трудно спорить, а некоторые полагают, что познание наук превыше всего. Давайте вспомним «Оду на день восшествия … Елисаветы» Михаила Ломоносова . Процитировав отрывок произведения, хотим отметить, что в XVIII веке образование так же достаточно высоко ценилось. «Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут» — именно так заявляет великий русский поэт. Действительно, если обернуться на успехи и достижения Ломоносова, будет трудно не согласиться с тем, насколько важно образование и стремление к знаниям. Простой человек из глубинки сделал карьеру с столице, определив ход отечественной научной мысли.

Роль книги в жизни человека

  1. Образованный человек, как правило, умен и начитан. Трудно представить стремящуюся к знаниям личность, которая не признает авторитет книг и в принципе не любит читать. Большое влияние книги на судьбу персонажа мы встречаем в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» . Главный герой, Родион Раскольников, идет на убийство, после чего впадает в жуткое состояние обдумывания своего поступка. Он живет в страхе обнародования своего греха и так чуть не сходит с ума, но благодаря Соне Мармеладовой, которая читает ему эпизод из Библии, он обретает спасение. Отрывок из священной книги повествовал о воскрешении Лазаря, и это был главный ключ к решению Раскольникова: чтобы душа пришла к возрождению, необходимо искреннее покаяние. Так благодаря книге – Библии, герой встает на путь нравственного воскрешения.
  2. Многие не только легкомысленно относятся к учебе и чтению, но и действительно считают, что в жизни лучше обходиться без этого. Такую обстановку мы можем наблюдать в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» . Сюжет стремительно разворачивается в жанре антиутопии, где книги строго под запретом, более того, низшим кастам прививается отвращение к чтению. Лишь Дикарь пытается напомнить обществу, что так жить совершенно нельзя, и наука, и искусство не должны быть запрещены. Гедонистическое общество — на самом деле иллюзия, которой и не выдерживает герой. За счет несуществующего «дивного нового мира» автор лишь подчеркивает, насколько книга важна для становления личности.
  3. Удивительно, но некоторые признанные гении обязаны своим успехам не столько образованию, сколько увлечению литературой. Чтение побудило У. Шекспира написать великие трагедии, о которых наслышан даже не читающий ученик. А ведь английский поэт не получил высшего образования, именно его умение почерпнуть из книг актуальные и интересные мысли помогло Шекспиру достичь таких высот. Так и немецкий писатель Гёте обрел литературный успех благодаря тому, что в юности он посвятил свое свободное время чтению. Образованный человек, конечно, способен к самореализации, но без чтения книг гораздо труднее воплотить свои возможности.
  4. Образование как будущее призвание

    1. В рассказе А. Чехова «Ионыч» главный герой — молодой земский врач. В начале произведения Дмитрий Старцев проводит время с семьей Туркиных, которая считалась «самой образованной и талантливой». Однако после отказа Екатерины Ивановны на предложение о женитьбе он отдаляется от этого дома и разочаровывается в его обитателях. Прошло несколько лет, и за это время Старцев иначе стал смотреть на многие вещи, в том числе и на свое призвание. Если раньше его медицинское образование вдохновляло его на труд, то сейчас его интересуют только деньги. В любое время так важно сохранить увлеченность своим призванием, чтобы образование приносило не только доход, но и удовольствие.
    2. Многим людям, чтобы найти свое призвание, необходим талант, но для того, чтобы его развить, важно и образование. Великий Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, где так же развивал свой навык поэта. Тему призвания он поднимал и в своем творчестве, говоря о поэзии. Одним из стихотворений о предназначении поэта является произведение «Пророк», где поэт благодаря метаморфозам наделен божественной целью. Как и лирический герой, Пушкин достойно воплощает свое призвание, но в реальной жизни образование, конечно, ему во многом помогло.
  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».

    А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.

    М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.

    И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.

    И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.

    А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».

    И.А. Гончаров.«Обломов». Великая сила любви – тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.

    Л.Н. Толстой. Любовь – великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь – великая сила.

    А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.

    И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности – серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.

    И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца – всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.

    И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Приведем несколько тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

В чем заключается смысл жизни человека?

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Герой понимает, что счастье - не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле:
«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни… Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь - все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

Проблема воспитания. Проблема обучения. Роль учителя в жизни человека

«Война и мир» Л.Н. Толстой
Болконские привыкли жить по заведённому порядку, на первое место князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни.
Л.Е. Улицкая «Перловый суп»
Обратимся к прозе Л.Улицкой. Она во многом автобиографична. Сама писательница признавалась в своей глубокой любви к матери, рано ушедшей из жизни, признавалась в том, что она дала своей дочери много великих уроков, некоторые из которых вошли в ее произведения. Ярким подтверждением тому является рассказ «Перловый суп». Действительно, образ главной героини Марины Борисовны мы воспринимаем глазами ее дочери, уже взрослой женщины. Её воспоминания проникнуты светом добра, любви к той, которая когда-то научила уважать старость, отличать ложь от правды, откликаться на боль, горе других. Одним словом, воспитала в дочери умение ценить жизнь.
«Обломов» И.А. Гончаров
В главе «Сон Обломова» раскрываются проблемы воспитания, мы видим, как атмосфера лени, нежелания трудиться уродуют душу ребёнка.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин (наказ отца Петру Гринёву)
«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев (формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда)

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества
«Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым. А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…»
М.В. Ломоносов. Его жизнь – пример того, как нужно учиться, чего можно добиться, имея глубокие знания.

Значимость труда в жизни человека.

А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
Матрёна, главная героиня рассказа, не воспринимает принудительный труд как наказание, кару. Работа для неё – это вся её жизнь.
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Главный герой произведения – машинист Александр Васильевич Мальцев. Он гений в своем деле, потому что умел «чувствовать» и машину, и дорогу одновременно.
Лишь этому машинисту поручали самые сложные и ответственные выезды, лишь он мог выручить и нагнать упущенное другим машинистом время, лишь он мог проехать по самому опасному участку пути. Для него работа – это вся жизнь
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов и Андрей Штольц дружили с детства и сохранили тёплые отношения на всю жизнь. Но их воспитание сильно отличалось. Если барского сына Илюшу с детства оберегали от любого дела, даже одеваться не давали самостоятельно, то в семье Штольца отец прививал сыну с ранних лет привычку работать. В результате Штольц стал сильным, самостоятельным человеком, сумевшим всего добиться в жизни своим трудом. А Илья Ильич оказался неспособным ни к какому делу.

Проблема влияния личности на ход истории. Проблема ответственности человека перед обществом

.Н. Толстой «Война и мир».
Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нём человека, не понимающего значения событий, которые происходят. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Л.Н. Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые – преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Наполеон – все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельность теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что, проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.
Ярким примером такой личности является Петр Великий — человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно».

Проблема любви – нежности

М.Шолохов «Судьба человека»
Андрей Соколов, теряя жену и детей, находит в себе силы жить дальше и свою нерастраченную заботу,любовь и нежность дарит приемному сынишке- сироте Ванюшке. Эти теплые чувства согревали душу маленького мальчика, оставшегося без родных в тяжелые годы войны, и давали надежду на то, что в дальнейшем жизнь наладится.
Действительно, проявленное чувство нежности возвышает человека, который, вложив свою душу, вселил в окружающих веру в то, что они не одиноки и всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны.
Именно такое чувство испытывает Пьер Безухов к Наташе Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» . Для него она красива, мила, любима в любом облике, в любом настроении. Только познакомившись, он сразу выделяет Наташу из семьи Ростовых, проявляя к ней трепетные чувства. Потом это внимание перерастет в большую взаимную любовь с обеих сторон. А начиналось все с глубокой нежности
«Кроткий лик любви» мы видим и в чувствах Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» , каждая строка ее письма наполнена нежностью. Татьяна готова отдать своему возлюбленному всю себя, без остатка, не требуя взамен ничего. Для неё видеть Евгения – это уже огромное счастье.
Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская, героиня произведения, терпеливо выносит «вспышки беспричинной ненависти», грубость отца. Она с лаской относится к старому князю, несмотря на его грубость. Княжна даже не задумывается над тем, что отец может быть несправедлив к ней.

Проблема выбора профессии и преданности своему делу

Б. Васильев «Летят мои кони…»
Доктор Янсен выбрал раз и навсегда профессию доктора и служил людям до последнего вздоха.
«Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали!
А вот о необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магических свойствах не говорилось никогда. О работе болтают бездельники: нормальные люди ее делают. Старательно, четко, аккуратно и скромно. Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая»
У Юрия Гагарина лежала душа к профессии лётчика, он был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Это позволило ему достичь высот в выбранной им профессии.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

«Он убил мою собаку» Ю. Яковлев
Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку. Мальчик потрясён жестокостью отца, который подозвал к себе доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он возненавидел отца, потерял веру в добро и справедливость.
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Ощущение боли, тоски возникает при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Кажется, слышишь шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Как часто несчастье привлекает какое-то болезненное внимание посторонних. Зеваки с Кузнецкого моста не испытывают сочувствия к упавшей лошади, смеются. И только поэт обращается к животному с добрыми словами, жалеет её
Это стихотворение не только об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия, призыв к доброте ко всему живому.
«Кусака» Л. Андреев
Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.
В. Дёгтев. Рассказ «Разумные существа»
В произведении повествуется о несчастной судьбе дельфиненка Бабочки и жизни олигархов, которые решают перевезти бедное животное вместе с матерью в свой особняк. В результате мать Бабочки погибает… Безжалостные пьяные богатеи издеваются над малышом, тушат о его нежное тельце сигары, а потом решают «пустить» дельфиненка на шашлык… Как хорошо, что помимо таких извергов в мире существуют хорошие люди! Семья работающей поваром у олигархов женщины спасает Бабочку, доказывая нам, читателям: милосердное, разумное отношение к животным необходимо!
И. Курамшина « Эквивалент счастья»
Автор с восхищением описывает поступок семьи давно мечтавшего о собаке Димки, людей, которые решили приютить больного бездомного щенка. Так бережно к животным должен относиться каждый из нас!

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...