Первые рассказы горького относятся к. Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) ()


Русский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) прожил необыкновенно насыщенную жизнь. Потеряв в возрасте четырёх лет отца, а в десять — мать, будущий писатель вынужден был начать работать ещё мальчиком: служил в магазине, в мастерской чертёжника, посудником на пароходе, рабочим и десятником на ярмарочных постройках, булочником. Тяжёлая жизнь и безденежье лишили подростка возможности получить какое-либо образование — все свои довольно обширные знания Горький приобрёл самостоятельно, благодаря своей настойчивости и жажде знаний.

В юности Горький увлёкся революционной деятельностью, был арестован и провёл месяц в тюрьме. Он на всю жизнь сохранил сочувствие к борьбе простого народа за свои права. На революционные взгляды Горького, безусловно, повлияло трудное рабочее детство и огромный личный опыт. Он не понаслышке знал о лишениях бедных людей, испытывал острое неприятие к социальной несправедливости. Дважды молодой Горький отправлялся в странствия по России, прошёл весь Юг империи по донским степям, побывал в Украине, в Бессарабии, добрался до Дуная, затем отправился в Крым и на Северный Кавказ, дошёл до Тифлиса. Именно в Тифлисе в газете «Кавказ» был опубликован первый рассказ Горького «Макар Чудра » — с этой публикации началась его постоянная литературная деятельность; тогда же появился и псевдоним писателя — Максим Горький.

Всероссийская известность к Горькому пришла быстро, популярность его была огромна, через несколько лет он уже был знаком со всеми знаменитыми писателями того времени — Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, И.А. Буниным, А.И. Куприным и другими. За первое десятилетие творчества Горький написал много превосходных рассказов и очерков, среди которых особенно выделяются рассказы «Старуха Изергиль », «Челкаш » (оба — 1895), «Мальва » (1897). Горький также работал в уникальном жанре, новизна которого состояла в объединении прозы и песни, тем самым он продолжил традиции стихотворений в прозе Тургенева. Образцами этого жанра в раннем творчестве Горького стали «Песня о Соколе » (1895) и «Песня о Буревестнике » (1901), воспевавшие «безумство храбрых» и «жажду бури». В начале своего творческого пути Горький пишет сказки «Девушка и смерть », «О маленькой фее и молодом чабане » (обе — 1892).

Интерес к ранним произведениям Горького возник благодаря демократическому содержанию его рассказов и очерков, близкому широким кругам российского общества. Однако более всего читательскую Россию привлёк свежий голос, прозвучавший в его произведениях, жизнеутверждающий пафос, необыкновенно мощное сочетание реализма в изображении жизненных ситуаций и романтического духа.

В 1900-е годы жанровый и тематический спектр творчества Горького значительно расширился: с этого времени Горький обращается к драматургии. Самым глубоким по смыслу драматургическим произведением стала социально-философская драма «На дне » (1902), сюжетной основой которой было изображение судьбы обитателей ночлежного дома — несчастных и опустившихся, но тем не менее жаждущих жизни людей. В 1906 году, сразу после первой русской революции (1903-1905), Горький пишет роман «Мать », ставший на несколько десятилетий главным произведением социалистического реализма — направления в советской литературе XX века, соединившего принципы реалистического стиля с идеологией социализма. За Горьким прочно закрепилось определение «первого пролетарского писателя», хотя последующее его творчество доказывает, что такой подход к его писательским заслугам сужает истинный масштаб и значение его творчества.

В 1910-е годы Горький пишет рассказы, которые он включил в сборник «По Руси ». Этот сборник можно назвать «второй волной» интереса писателя к описанию жизни нашего Отечества, различных судеб, характеров, социальных типов. В рассказах этого сборника фигура центрального героя ранних произведений — «босяка» — получает большую социальную определённость, но при этом сохраняет черты бунтаря. Приверженность Горького своему типу героя удачно объяснил его современник — критик Д.В. Философов: «Он стоит за "босяка" не только потому, что тот угнетён, а потому, что в нём есть сила. <...> Босяк — это существо, отрицающее данный общественный уклад, это темперамент, не вмещающийся в рамки данного строя».

После революций 1917 года — Февральской, приведшей к отречению от трона императора Николая II, и Октябрьской, установившей новый политический режим с идеологией социализма, — Горький как писатель и гуманист часто оказывался на распутье, размышляя о справедливости действий власти и честности своей жизненной и общественной позиции. Будучи непререкаемым лидером и живым классиком советской литературы, он продолжал писать до самой своей смерти. В последний период творчества он создал ряд серьезных произведений, главное из которых — роман-хроника «Жизнь Клима Самгина » (1925-1936).

Биография Максима Горького изложена в его произведениях: «Детство», «В людях», «Мои университеты», вернее, начало его жизни. Максим Горький – это псевдоним выдающегося русского писателя, драматурга Алексея Максимовича Пешкова. В его творческой биографии был еще один псевдоним: Иегудиил Хламида.

Талант-самородок был пять раз награжден Нобелевской премией по литературе. Обычно его называют пролетарским, революционным писателем за его борьбу с самодержавием. Биография Максима Горького была не из легких. Об этом пойдет речь в данной статье.

Максим Горький родился в 1868 году. Его биография началась в Нижнем Новгороде. Его дед по линии матери – Каширин — был разжалованным офицером по причине жесткого обращения со своими подчиненными. После возвращения из ссылки он стал мещанином, содержал красильную мастерскую. Его дочь вышла замуж за столяра и уехала с мужем в Астрахань. Там у них родились двое детей.

Старший из них – Алеша заболел холерой в четыре года. Поскольку мать была беременна вторым ребенком, отец ухаживал за больным ребенком и заразился от него. Вскоре он умер, а мальчик пошел на поправку. От переживаний мать родила раньше срока. Она решила вместе с детьми вернуться в родительский дом. По дороге умер ее младший ребенок.

Они поселились в доме ее отца в Нижнем Новгороде. Сейчас там находится музей – домик Каширина. Сохранилась обстановка и мебель тех лет, даже розги, которыми дед порол Алешу. Он был жесткого, вспыльчивого характера и мог высечь в гневе, кого попало, даже маленького внука.

Максим Горький получил домашнее образование.Читать его научила мама, а дед выучил церковной грамоте. Несмотря на свою вспыльчивость, дед был очень набожным человеком. Часто посещал церковь и водил туда внука, обычно против его воли, насильно. Так в маленьком Алеше зародилось отрицательное отношение к религии, а также дух противления, который потом перерастет в революционное направление в его произведениях.

Однажды мальчик отомстил деду, изрезав ножницами его любимое «Жития святых». За что, конечно, получил, как следует.

Недолго Максим посещал приходскую школу. Но из-за болезни вынужден был прекратить обучение в ней. Максим Горький также учился в слободском училище два года. Вот, пожалуй, и все его образование. Он всю жизнь писал с ошибками, которые исправляла потом его жена – корректор по специальности.

Мама Алеши вышла замуж второй раз и переехала к мужу, забрав с собой сына. Но отношения у него с отчимом не сложились. Однажды Алеша увидел, как он бьет его мать. Мальчик набросился на отчима и поколотил его. Пришлось после этого сбежать к деду, что было, конечно, не лучшим вариантом.

Долгое время школой жизни для Алеши была улица, где у него появилось прозвище «Башлык». Он некоторое время воровал дрова, чтобы протопить дом, продукты, искал на свалке тряпье. После того, как его одноклассники нажаловались учителю, что с ним невозможно сидеть рядом по причине плохого запаха, исходящего от него, Максим Горький обиделся и больше не приходил в училище. Среднее образование он так и не получил.

Юношеские годы

Вскоре мама Алексея заболела чехоткой и умерла. Оставшись сиротой, Алеша вынужден был зарабатывать себе на жизнь. Дед к тому времени совсем разорился. Хорошо об этом времени пишет сам Горький: «…дед сказал мне:

— Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…

И пошёл я в люди.» Так заканчивается повесть «Детство». Начинается взрослый, самостоятельный период биографии Максима Горького. А было ему тогда всего одиннадцать лет!

Алексей работал в разных местах: в лавке подсобником, поваром, на пароходе посудником, в иконописной мастерской подмастерьем.

Когда ему было шестнадцать лет, он решил попробовать поступить в Казанский университет. Но, к великому его сожалению, получил отказ. Во-первых, туда не принимали малоимущих, а во-вторых, у него не было даже аттестата.

Тогда Алексей пошел работать на пристань. Там он познакомился с революционно настроенной молодежью, стал посещать их кружки, читать марксистскую литературу.

Когда юноша работал в булочной, то познакомился с народником Деренковым. Он отправлял доход от продажи изделий на поддержание народного движения.

В 87-м году умерли бабушка и дед Алексея. Он очень любил бабушку, которая часто защищала его от вспышек гнева деда, рассказывала ему сказки. На ее могиле в Нижнем Новгороде поставлен памятник, изображающий ее, рассказывающей сказку любимому внуку Алеше.

Юноша очень переживал ее смерть. У него развилась депрессия, в припадке которой он предпринял попытку самоубийства. Алексей выстрелил себе в грудь из ружья. Но сторож успел вызвать медицинскую помощь. Несчастного отвезли в больницу, где срочно прооперировали. Он остался жить, но последствия этого ранения станут причиной его пожизненной болезни легких.

Позже, в больнице, Алексей совершил еще одну попытку самоубийства. Он выпил яду из медицинского сосуда. Его опять успели откачать, промыв желудок. Тут пришлось психиатрам осмотреть юношу. Было найдено множество психических расстройств, которые позже отвергались. За попытки самоубийства Алексея отлучили от церковного общения на четыре года.

В 88-м году Алексей вместе другими революционерами уезжает в Красновидово для ведения революционной пропаганды. Он вступает в кружок Федосеева, за что его арестовывают. С этого момента за ним начинает следить полиция. В то время он был батраком, работал сторожем на станции, затем переехал на Каспийское море, где стал работать среди прочих рыболовов.

В 89-м году он написал прошение в стихах с целью перевода его в Борисоглебск. Потом работал на станции Крутая. Здесь Алексей впервые влюбился в дочь начальника станции. Чувство его было так сильно, что он решился на предложение руки и сердца. Ему, конечно же, был дан отказ. Но девушку он помнил всю жизнь.

Алексей был увлечен идеями Льва Толстого. Он даже отправился к нему в Ясную поляну. Но жена писателя велела прогнать ходока.

Начало творческой карьеры

В 89-м году Максим Горький познакомился с писателем Короленко и рискнул показать ему свое произведение. Начало творческой биографии было весьма неудачным. Писатель раскритиковал его «Песнь старого дуба». Но молодой человек не отчаялся и продолжал писать.

В этом году Пешков попадает в тюрьму за участие в революционном движении молодежи. Выйдя из заточения, он решает отправиться в путешествие по Руси-матушке. Он посетил Поволжье, Крым, Кавказ, Украину (где попал в больницу). Ездил, что сейчас называется «автостопом» — на попутных обозах, шел много пешком, забирался в пустые товарные вагоны. Молодому романтику нравилась такая свободная жизнь. Возможность посмотреть мир и ощутить счастье вольности – все это легко в основу произведений начинающего писателя.

Тогда родилась рукопись «Макара Чудра». В Грузии Пешков познакомился с революционером Калюжным. Он напечатал это произведение в газете. Тогда родился псевдоним – Максим Горький. Максим — в честь его отца, а Горький – потому что горечь присутствовала постоянно в его биографии.

Его произведения стали охотно печатать в газетах и журналах. Вскоре все заговорили о новом таланте. К тому времени он уже остепенился и вступил в брак.

Всплеск известности

В 98-м году были напечатаны два тома произведений писателя. Они принесли ему не только большую славу, но и беду. Горького арестовали за революционные взгляды и посадили в замок в столице Грузии.

После освобождения писатель поселяется в Санкт-Петербурге. Там были созданы им лучшие произведения: «Песня о буревестнике», «На дне», «Мещане», «Трое» и другие. В 1902 году его избирают почетным академиком императорской Академии наук. Сам император высоко оценил творчество писателя, несмотря на его борьбу с самодержавием. Его острый, прямой язык, смелость, вольность, гениальность мысли, присутствовавшая в произведениях, никого не могли оставить равнодушным. Талант был явным.

В тот период Горький продолжает принимать участие в революционном движении, посещает кружки, распространяет марксистскую литературу. Словно уроки прошлых арестов не оказали на него никакое влияние. Такая смелость просто выводила из себя полицию.

Теперь известный писатель уже свободно общался с кумиром юности Львом Толстым. Они беседовали подолгу в Ясной Поляне. Познакомился он также с другими писателями: Куприным, Буниным и другими.

В 1902 году Горький вместе с семьей, в которой было уже двое детей, переселяется в Нижний Новгород. Он снимает просторный дом в центре города. Сейчас там находится музей. Эта квартира была пристанищем для творческих людей того времени. В ней собирались и подолгу общались, обмениваясь новыми произведениями, такие известности, как: Чехов, Толстой, Станиславский, Андреев, Бунин, Репин и, конечно же, его друг – Федор Шаляпин. Он играл на рояле и пел музыкальные произведения.

Здесь он закончил «На дне», написал «Мать», «Человек», «Дачники». У него неплохо получалась не только проза, но и стихи. Но некоторые из них, например «Песнь о буревестнике», написаны, как известно, белым стихом. Революционный, гордый дух, призыв к борьбе присутствуют почти во всех его произведениях.

Последние годы

В 1904 году Горький вступил в РСДРП, в следующем году познакомился с Лениным. Писателя вновь арестовывают и сажают в Петропавловскую крепость. Но вскоре под давлением общественности его освободили. В 1906 году Горький вынужден был покинуть страну, и стал политическим эмигрантом.

Он жил сначала в США. Затем из-за долго мучившей его тяжелой болезни (туберкулез) поселился в Италии. Везде он вел революционную пропаганду. Обеспокоенные власти рекомендовали ему поселиться на острове Капри, где он жил около семи лет.

На крыше здания редакции газеты «Известия»

Здесь его посещали многие русские писатели и революционеры. Раз в неделю в его вилле даже устраивался семинар для начинающих литераторов.

Здесь Горький написал свои «Сказки об Италии». В 12-м году он выезжал в Париж, где общался с Лениным.

В 13-м году Горький вернулся в Россию. Он поселился в Питере на пять лет. В его просторном доме находили прибежище родственники, знакомые. Однажды женщина по имени Мария Будберг, принесла ему бумаги на подпись и упала в голодный обморок. Горький накормил ее и оставил в своем доме. Позже она станет его любовницей.

С писателем Роменом Ролланом

Горький, который вел активную революционную деятельность, как ни странно отрицательно отнесся к октябрьскому перевороту в стране. Он был поражен жестокостью революции, ходатайствовал за арестованных белых. После покушения на Ленина Горький отправил ему сочувственную телеграмму.

В 21-м году Горький снова покидает Родину. По одной версии причиной этому послужило ухудшение здоровья, по другой – несогласие с политикой в стране.

В 28-м году писателя пригласили в СССР. Пять недель он путешествовал по стране, потом вернулся обратно в Италию. А в 33-м году приехал на родину, где жил уже до самой смерти.

В последние годы жизни им создана книга «Жизнь Клима Самгина», поражающая своей жизненной философией.

В 34-м году Горький проводит Первый съезд Союза писателей СССР.

Последние годы он жил в Крыму. В 36-м году Горький посетил больных внуков в Москве. Видимо, он заразился от них или простудился по дороге. Но состояние его здоровья резко ухудшилось. Писатель слег, было понятно, что он уже не выздоровеет.

Умирающего Горького посетил Сталин. Умер писатель 18 июня. При вскрытии оказалось, что легкие его были в ужасном состоянии.

Гроб писателя несли Молотов и Сталин. Обе жены Горького шли за гробом. Город Нижний Новгород, в котором родился писатель, с 32-го года носил его имя по 1990-й год.

Личная жизнь

Горький обладал всегда завидной мужской силой, по сохранившимся сведениям, несмотря на свою хроническую болезнь.

Первый неофициальный брак писателя был с акушеркой Ольгой Каменской. Ее мать, тоже акушерка, принимала роды у матери Пешкова. Ему казалось интересным, что теща помогла ему появиться на свет. Но с Ольгой они прожили недолго. Горький ушел от нее после того, как она заснула при чтении автором «Старухи Изергиль».

В 96-м году Алексей повенчался с Екатериной Волжиной. Она была единственной официальной женой писателя. У них родились двое детей: Екатерина и Максим. Катя вскоре умерла. Сын умер на два года раньше Горького.

В 1903 году он сошелся с актрисой Марией Андреевой, которая ради него бросила мужа и двоих детей. Он жил с ней до самой смерти. Причем развода с первой женой Горького так и не было.

Максим Горький - великий русский прозаик. Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков, свой псевдоним писатель взял в память о своем отце - Максиме Савватьевиче. Горький является автором знаменитых произведений, в Советском Союзе он был самым издаваемым литератором. Его считают основателем социалистического реализма. Жизнь и творчество Горького наполнены множеством событий, писатель имел насыщенную, разностороннюю, отчасти трагическую судьбу. Далее мы подробно разберем важнейшие аспекты биографии признанного гения XX века.

Родился Алексей Пешков в 1868 году в Нижнем Новгороде, мальчика еще в младенчестве крестили по православному обряду. В три года Алексей заболевает холерой, его отец, Максим Савватьевич Пешков, заражается от сына болезнью и умирает. Мать Алексея, Варвару Васильевну постигла не менее трагичная участь - после смерти мужа она во второй раз выходит замуж, но вскоре умирает от чахотки.

Алексей, рано лишившись родителей, жил с дедушкой и бабушкой. Отца мальчик почти не помнил, но из-за рассказов деда он очень ценил память о папе. Будущему писателю уже в 11 лет пришлось работать: пекарем, «мальчиком на побегушках» и т.д. Также Пешков учился в приходской школе, но ушел оттуда из-за болезни. В школе учителя считали Лёшу трудным ребенком, с самого раннего возраста он не верил в бога, считая себя убежденным атеистом. Другой школой для Горького стала улица, он много общался с беспризорниками, что в дальнейшем повлияет на тематику его творчества.

И хотя Горький так и не получил среднего образования, он много читал, обладал невероятной памятью и подвижным умом. Он был хорошо знаком с серьезными трудами многих философов, читал Ницше, Шопенгауэра, Гартмана и многих других. И все же, по заверению биографов, вплоть до 30 лет Максим Горький писал с большим количеством ошибок, которые заботливо исправляла его супруга.

Юность и образование

В 1884 году Алексей пробует поступить в вуз, но безуспешно, ведь школу он так и не окончил. Парню пришлось работать, и на службе он общается с революционно настроенными молодыми людьми, знакомится с трудами Карла Маркса. В 1887 году умирают бабушка и дедушка Пешкова, поэтому он страдает от затяжной депрессии.

В 1888 году Алексей вносит посильный вклад в революционное движение и попадает под арест. Полиция начинает пристально следить за юным бунтарем. Пешкову все еще приходится перебиваться тяжелой работой.

Тогда он загорается идеей создать земледельческую колонию толстовского типа и даже пытается встретиться с самим Толстым, но в то время желающих пообщаться с ним было огромное количество, и Пешков не смог встретиться со Львом Николаевичем. Он отправляется обратно в Нижний Новгород.

История успеха

В 1891 году Пешков отправляется в спонтанное странствие по России, за время этого путешествия с Алексеем случается множество необычайных историй, которые ему настоятельно советуют записывать. Именно так появляется повесть « », биографы часто считают именно это произведение первой настоящей работой писателя, ведь оно было подписано псевдонимом - Максим Горький. С этого и начинается многообещающий творческий путь молодого таланта.

Далее следуют несколько публикаций в литературных журналах, писатель медленно, но верно набирает обороты. Он быстро обучается журналистскому делу. Работа в редакции позволяет творцу зарабатывать на хлеб интеллектуальным трудом. В течение двух с половиной лет Горький публикует около пятисот статей. В это же время выходит в свет новое произведение Горького под названием « ». Именно этот рассказ приносит писателю известность.

Творческий путь

В 1898 году вышли первые два тома сочинений Максима Горького. Издатели рискнули и напечатали книги большим тиражом, но риск был оправдан - произведения были быстро распроданы. Слава Горького начинает стремительно разноситься по стране.

В 1899 году вышли еще несколько произведений литератора. Его работы были впервые переведены на иностранные языки. Для любого писателя это очень высокий уровень признания.

Через год Горький знакомится с мастером прозы Чеховым. В это же время Алексей, наконец, исполняет свою давнюю мечту — встречается с Толстым. Ведь теперь Алексей — не просто амбициозный юноша, а признанный писатель.

В этот период времени автор нередко приобретал проблемы с законом из-за своей революционной деятельности, что никак не влияет на его растущую популярность. Горький впервые обращается к драме и, несомненно, имеет успех в этом сложном жанре.

В 1902 году Горького избирают в академики Императорской Академии наук, но этого статуса писатель лишается невероятно стремительно из-за своей антигосударственной деятельности. Этот случай становится весьма известным, что создает вокруг литератора ореол борца. Теперь многие известные деятели желают завести знакомство с талантливым творцом.

В 1902-1903 годах наступает пик популярности Горького. Он становится настоящим законодателем мод в литературе, основывает течение «социальный реализм», за каждым словом автора следит вся страна. Доходит даже до появления эпигонов, которые во всем пытаются копировать своего кумира. Таких деятелей иронично называли «подмаксимками». Но писатель не купается в лучах славы, он продолжает плодотворно работать. В этот период он закончил пьесу «На дне» и начал работу над повестью «Мать». В 1904-1905 годах свет увидели еще несколько пьес, это: «Варвары», «Дачники», «Дети солнца».

С 1902 по 1921 года Горький успешно занимается издательской деятельностью. Его издательство «Знание» открыло читателям многообещающих неизвестных писателей. Он обладал тонким вкусом и тщательно подбирал авторов, которых будет печатать. По сути, Пешков занимается просветительской деятельностью, он снова в авангарде, его издательство является самым популярным в России, но теперь он ведет за собой множество других авторов. Издательство большими тиражами печатает совместные альманахи и сборники, Горький и его коллеги невероятно быстро двигают вперед тяжеловесный литературный процесс.

Две эмиграции и одна политическая борьба

Первый отъезд

В 1906 году Горький вынужден эмигрировать в США, его родное государство нещадно преследовало писателя за его политические взгляды и деятельность. «Знание» быстро распадается без своего идеологического основателя. Стоит отметить, что эмиграция совершенно не повлияла на известность автора, его деятельность продолжали активно обсуждать в России, а в США писателя встретили очень тепло.

Горький несмотря ни на что продолжает писать. Он завершает роман «Мать», а также пишет новую пьесу «Враги». В 1906 году писатель из-за туберкулеза вынужден переехать в Италию. Там он продолжает работу в своем большом доме на Капри. Он трудится над трилогией «Городок Окуров».

Там же творец дописывает свою новую работу под названием «Исповедь», где он указывает на свои расхождения с позицией Ленина. В 1908 году автор завершил две работы: пьесу «Последние» и повесть «Жизнь ненужного человека». В последующие четыре года выходит еще несколько работ: «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», а также цикл рассказов «Сказки об Италии».

Литератор испытывает душевный кризис, события в мире накаляются, но это не мешает Горькому продолжать заниматься делом всей жизни. Важно также отметить, что «Сказки об Италии» произвели хорошее впечатление на рабочих в России, это моментально сблизило писателя с будущей силой революции, да и сам Ленин не скрывал полученного удовольствия от прочтения рассказов.

Возвращение

В 1913 году Горький возвращается домой. Писатель снова обращается к издательскому делу. В 1912-1916 годах Алексей Максимович выпускает сборник «По Руси», повести «Детство» и «В людях».

В 1919 году Горький организовывает издательство «Всемирная Литература». Цель та же, что и десять лет назад - он издает классическую литературу в лучших переводах для просвещения русского читателя. Эту деятельность сложно назвать творчеством, но это является лишним подтверждением безграничной любви автора к литературе.

Второй отъезд

В 1921 году литератор снова покидает родную страну. В эмиграции он берется за перо и пишет работы: «О русском крестьянстве», «Заметки из дневника», «Мои университеты», а также сборник рассказов. Благоприятная атмосфера Италии помогает ему сосредоточиться на писательстве. В 1925 году автор, продолжая свое лечение, выпускает новый роман «Дело Артамоновых».

В 1928 году писателю исполняется 60 лет. Для многих он - уже история, памятник. Алексею Максимовичу запрещено публиковать новинки в СССР. В Европе проходят выставки, посвященные писателю, его пьесы регулярно ставятся в театрах. Но лично Горький не принимал участия в этих событиях.

Личная жизнь

Семейная жизнь Максима Горького по сей день вызывает многочисленные споры среди биографов. Некоторые факты из этой жизни действительно вызывают неподдельный интерес.

  • 1889 г. Юный Алексей Пешков испытал сильные любовные чувства к дочери начальника станции. Он даже просил у начальника руки его дочери, но строгий отец решительно отказал ему в этом. Это любовное чувство надолго запомнилось молодому писателю, через 10 лет Горький, успешный автор и женатый человек, с нежностью вспоминает свои юношеские чувства в письме к той женщине.
  • 1893 г. Двадцатипятилетний литератор на рассвете своей писательской карьеры вступает в невенчанный брак с акушеркой Ольгой Каменской. Она же стала прототипом героини в позднем рассказе Горького «О первой любви» (1922). До брака молодые люди были знакомы в течение четырех лет, Каменская была старше Пешкова на девять лет, до этого она уже была замужем, от первого брака у нее остался ребенок. Окончание этих отношений для кого-то может показаться комичным: Горький читал вслух свое новое произведение «Старуха Изергиль», но когда он поднял глаза, то увидел, что Каменская уснула.
  • 1896 г. Горький венчается с Екатериной Волжиной. Она была младше супруга на 8 лет. Для скромной девушки, работающей корректором, избранник казался «полубогом», а сам писатель относился к своей пассии скорее снисходительно. В тот же год ему ставят диагноз - туберкулез. Жена сопровождает его в лечебных поездках и всячески поддерживает. Она же стала матерью его детей. 21 июля родился первенец, которого без долгих раздумий назвали Максимом. Через четыре года рождается второй ребенок - девочка Катя.
  • 1902 г. Горький с женой и двумя детьми живет в квартире в Нижнем Новгороде. На тот момент писатель получал прекрасные гонорары, семья была в полном достатке. По вечерам супружеская пара принимала именитых гостей, этот период в жизни Пешковых кажется идиллическим. Но есть одно но…
  • 1900 г. Двумя годами ранее Горький знакомится с актрисой МХТ Марией Андреевой. Она была замужем, и автор порой проводил время вместе с парой. Сближение мужчины и женщины было достаточно романтичным: она играла Наташу в горьковской пьесе «На дне», а Алексей Максимович был поражен ее неподдельной игрой. Эти отношения сильно повлияли на дальнейшее становление писателя, из-за влияния возлюбленной он вступил в ленинскую партию.
  • 1903 г. Андреева бросает свою прежнюю семью и становится секретарем Горького, который делает то же: незамедлительно бросает жену и детей и уезжает из Нижнего Новгорода.
  • 1904 г. Россию разрывает политическая борьба. Но семейная жизнь писателя наоборот налаживается, с Андреевой они мирно живут в дачном поселке под Петербургом. Жизнь с Марией в этот период положительно влияет на писателя: он спокоен, вдохновлен и может писать. Влюбленные часто наведывались в соседнюю усадьбу, в которой жил знаменитый художник Илья Репин. Затем Горький и Андреева отправляются в Ригу, после посещают целебные источники. Этот жизненный этап можно назвать одним из самых гармоничных и счастливых.
  • 1906 г. Горький с гражданской женой посещают США. Там же писатель узнает, что его младшая дочь заболела менингитом и умерла. Горький утешает жену в письме, впоследствии супруги договорились расстаться, но официально разводиться не стали.
  • 1906 г. В феврале Андреева и Горький отправляются в своеобразное романтическое путешествие по поручению Ленина. Проведя финский фестиваль, они спешно садятся на пароход до Америки. Там они занимаются сбором пожертвований на политический переворот.
  • 1906-1912 г. Писатель снова страдает от туберкулеза, он вынужден уехать в Италию. Мария едет с ним. Женщина самостоятельно занималась домашним хозяйством и всегда находилась неподалеку от кабинета писателя, чтобы в любой момент оказать ему помощь. Также Андреева заботливо переводила для мужа, который не знал иностранных языков, различные новостные статьи. По вечерам супружеская пара выбиралась на прогулку. Судьба великого литератора могла сложиться совершенно иначе, если бы эта женщина не появилась в его жизни.
  • 1912 г. Горький и Андреева часто путешествовали вместе, на этот раз после долгого пребывания в Италии пара отправляется в Париж. Там Горький снова встречается с Лениным.
  • 1914 г. Путешественники возвращаются в Россию и селятся в большую квартиру в Санкт-Петербурге. В их новом доме было ровно 11 комнат. Горький всю свою жизнь славился гостеприимностью, он всегда помогал людям выбраться из трудной финансовой ситуации. Таким образом, в квартире писателя поселилось около тридцати человек, некоторые из них были обычными приживалками.
  • Известно, что в соседней комнате с Горьким жила Мария Брудберг. Появилась она в квартире писателя при интересных обстоятельствах: она принесла какие-то бумаги, но вдруг упала в обморок от голода. Хозяева накормили гостью и предложили остаться жить в одной из комнат. Через некоторое время девушка завладела сердцем хозяина дома.
  • Атмосфера в Санкт-Петербургской квартире Горького была весьма необычной. Ежедневно к писателю приходили толпы людей с различными жалобами, вечером его посещали известные деятели искусств. Большую часть времени гости пили спиртное, много ели, играли в карты на деньги, устраивали чтения порнографических романов, с большой любовью обсуждали творчество Маркиза де Сада. В этот период Андреева и Горький находятся, словно по разным сторонам, каждый из них ведет обособленную жизнь.
  • 1919 г. В России прогремели революции, они серьезно пошатнули внутреннее состояние писателя, наступает период апатии и дисгармонии. В этот же год происходит уже явное охлаждение в отношениях с Андреевой. На это повлияли их политические разногласия, которые со временем только усиливались. Главной причиной разлуки считаются кратковременная связь между Горьким и некой Варварой Шайкевич.
  • 1921 г. Горький не может терпеть положения дел в стране, он вступает в конфронтацию с Лениным. Автор в это время очень одинок, он выступает против всех без какой-либо помощи от других людей. Итогом стала вынужденная эмиграция писателя.
  • Алексея Максимовича отправляют в Германию, а следом посылают Андрееву для надзора за Горьким, Мария должна внимательно следить за деятельностью своего мужа. Она берет с собой любовника - Петра Крючкова, который становится редактором в издательстве «Международная книга». Таким образом, Крючков стал прямым посредником между Горьким и его литературными публикациями.
  • 1928 г. После изоляции писатель посещает СССР и решает остановиться в доме Екатерины Павловны Пешковой - своей законной супруги, которую не видел уже много лет.
  • 1934 г. Алексей Максимович становится все более отстраненным, писатель испытывает неимоверную душевную усталость после предательских высылок, он чувствует, что его личная борьба за мир проиграна. В этом году умирает его первенец - Максим. В тот момент автор воодушевленно беседовал со Сперанским о бессмертии, и вдруг ему сообщили о гибели сына. Отец принял это к сведению и с тем же оживлением продолжил ночную беседу.

В конце жизни автор закрывался в себе, находя единственное спасение - в творчестве. Горький прожил тяжелую, полную лишений жизнь, быть может, он был счастлив с Андреевой на Капри, а может, в первый год жизни с законной супругой, а может, не был счастлив вовсе. Даже разбирая жизнь Горького с точки зрения обычной, человеческой, выходит так, что для Алексея Максимовича литература всегда была на первом месте.

Отношение к власти

На протяжении всей жизни у Максима Горького была четкая и аргументированная политическая позиция. Уже с юношеских лет писатель занимался общественно-политической деятельностью. Он не боялся арестов и учетов, ссылок и тюрем. Автор всегда честно и прямо заявлял о своих взглядах на будущее всего мира и родной страны.

Повезло ли Горькому родиться в столь нестабильные времена, должен ли он был видеть революции и последующие за ними несправедливости и зверства? На этот вопрос каждый из нас должен ответить сам. А мы в этой главе остановимся на политических взглядах писателя, проследим их эволюцию и, конечно же, разберем непростые отношения Горького со «старой» и «новой» властью.

Важным элементом в понимании политической позиции писателя может послужить его собственное самоопределение, с ранних лет будущий литератор называл себя человеком, который «в мир пришел, чтобы не соглашаться». А в более поздние годы уже известный на весь мир творец назвал себя «вечным революционером».

К царской

Уже в юности у Пешкова зарождается долгоиграющий конфликт с правительством Царской России. Его постоянно арестовывают, высылают и снова арестовывают за связи с разнообразными кружками. Он постоянно находится под надзором полиции. Царь даже выступает против его поступления в Академию наук, и писатель лишается привилегированного места.

  • 1905 г. Продолжаются агрессивные нападки на писателя со стороны власти. За революционную прокламацию Горького снова арестовывают, на этот раз ссылают в Петропавловскую крепость, где ему приходится пребывать в одиночной камере. Узник спокойно переносил невзгоды такого рода, он не собирался отступать.
  • 1906 г. Власть ужесточает меры наказания, и у Горького не остается выбора - он становится политическим эмигрантом. Примерно в эти же годы автор знакомится с Лениным, в скором времени два мыслителя снова встретятся, но уже при других обстоятельствах. На этом этапе творец верит в революцию, основной задачей он считает свержение действующего режима.
  • 1908 г. В этом году Горький выпускает повесть «Исповедь». Это очень важное событие, так как на этом примере мы можем наблюдать всю искренность умудренного опытом писателя. Он не стесняется в своей работе критиковать Ленина и высказывать свое несогласие по поводу конкретных утверждений. Автор - идеалист, для него не существует сторон, у него есть собственное мнение, которое он транслирует в массы. Возможно, именно поэтому вся жизнь писателя была сопряжена с нападками власти, какой бы она ни была.
  • 1917-1919 г. После двух революций, которые Горьким приняты не были, писатель занимается правозащитной деятельностью, он яро критикует деятельность большевиков. Алексей Максимович не понимал жестокости репрессий и всеми силами защищал интеллигенцию. В конце концов, он прибегает к слову - и создает газету «Новая Жизнь». В ней писатель продолжает критиковать только зародившуюся власть, он обращает внимание на огромные проблемы в стране, которые власть почему-то не торопится устранять. Горький снова показывает себя как честного человека. Он не готов соглашаться, не готов терпеть, он без обиняков критикует в своих статьях людей, с которыми несколько лет назад шел плечом к плечу - против монархического режима. Ему были не нужны перемены ради перемен, его цель - сделать мир чище и лучше, такова натура Алексея Максимовича. 29 июля 1918 года газета «Новая Жизнь» была моментально закрыта. При всей борьбе Горького за лучший мир, к власти приходят люди, которые своими методами ничем не отличаются от предыдущих правителей. Писатель снова взят «на карандаш», взгляды творца в очередной раз не соответствует позиции власть имущих.
  • В 1918 году Горький снова налаживает общение с Лениным. Писатель пытается найти поддержку в разумном вожде, но по итогам прений Ленин, уважавший прежние заслуги литератора, аккуратно намекает, что автору лучше покинуть страну на какое-то время. И снова - гонение и эмиграция.
  • 1921 г. Горький находится в Германии, за каждым его шагом внимательно следят. Писатель ограничен во всем: финансы, публикации, передвижения. Эмиграция превращается в заточение. Несколько лет он пытается продолжать борьбу против несправедливости новой власти, и все же творец понимает, что с Советским исполином уже ничего не поделать.
  • 1928 г. Горького приглашают в СССР. Писателя любят и ценят в изменившейся стране, он без преувеличения был главным национальным писателем. В течение нескольких лет автор посещает Советский Союз и, наконец, возвращается на родину. Это последний этап неравной борьбы литератора с властью. Алексей Максимович стар, он физически не способен на противодействие, Советская власть делает все, чтобы окончательно усмирить «вечного революционера». Его активно печатают и превозносят, годы борьбы и несогласия успешно стираются, и Горький в глазах людей становится «настоящим Советским писателем».
  • 12 декабря 1887 года (после смерти бабушки и дедушки и неудачного поступления в университет) Алексей простреливает себе грудь из ружья, пытаясь покончить с собой. Чудом будущий гений был спасен, но этот юношеский порыв спровоцировал длительную болезнь дыхательных органов. В больнице пациент снова пытается свести счеты с жизнью, выпив токсичный раствор. С помощью промывания желудка будущий писатель был спасен вторично.
  • Горький был номинирован на Нобелевскую премию пять раз, но так ее и не получил.
  • Последним произведением писателя стал роман-эпопея в четырех частях «Жизнь Клима Самгина». В книге нашли отражение все те мысли и переживания, которые терзали писателя последние десять лет. И хотя Алексей Максимович не успел завершить произведение, критиками роман воспринимается целостным и законченным. В СССР он вошел в обязательную программу для прочтения.
  • Максим Горький обладал рядом необычных физических характеристик, якобы он не испытывал физической боли, а некоторые психологи утверждали, что он страдал от психических заболеваний. Другие приписывают Горькому болезненную гиперсексуальность, находя ее отражение в произведениях писателя, в его отношениях с женщинами.
  • Владельцы отелей в США, в которых останавливались незаконные супруги, были оскорблены таким наглым нарушением американских устоев. Андреева и Горький едва не остались на улице, их отказывались обслуживать.
  • Сталин распорядился телом писателя по собственному усмотрению. Тело Горького было решено кремировать, а прах поместить в Кремлевскую стену. Жена писателя испрашивала позволения захоронить часть праха Алексея в могиле сына Максима, но Елизавете Пешковой было отказано в этом. Урну с прахом подносили к Кремлевской стене лично Сталин и Молотов.

Смерть

В последние годы жизни Максим Горький чувствовал постоянную слабость, было понятно, что жизнь великого писателя подходит к концу. В 1936 году он навещает своих внуков, те болели гриппом, и, к несчастью, заразили своего дедушку. После этого Алексей Максимович посещает могилу сына, слабое здоровье дает о себе знать, и он простужается.

8 июня врачи пришли к неутешительному выводу - Горький не выздоровеет. Советский Союз прощается со своим любимым писателем, Сталин трижды приезжает к умирающему и ведет с тем неторопливые беседы. Также автора навещали самые близкие люди - единственная законная жена гения, она долго сидела у постели Алексея Максимовича, ведь когда-то она так его любила. Также наносили визит: Будберг, Черткова, Крючков и Ракицкий.

18 июня около 11 утра мастер слова, мыслитель, общественный деятель, просветитель, писатель и просто человек с большим и горячим сердцем Алексей Максимович Пешков скончался.

После смерти было произведено вскрытие, которое показало, что организм писателя был в ужасном состоянии, врачи удивлялись, как он дожил до преклонного возраста.

Горький прожил долгую и плодотворную жизнь, своей мыслью он повлиял на судьбы миллионов людей, его общественная деятельность не раз спасала жизни попавших в беду. Автор желал сделать мир лучше, он делал для этого все. Мы надеемся, что нетленные произведения одного из лучших русских писателей до сих пор меняют людей, делают мир добрее, чище и честнее. Перед своей тихой кончиной Алексей Максимович произнес: «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Литературная деятельность Максима Горького продолжалась более сорока лет - от романтической «Старухи Изергиль» до эпической «Жизни Клима Самгина»

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

В ХХ веке он был и властителем дум, и живым символом литературы, и одним из основоположников не только новой словесности, но и государства. Не сосчитать диссертаций и монографий, посвященных «жизни и творчеству» «классика пролетарской литературы». Увы, его посмертную судьбу слишком крепко связали с судьбой политической системы, которую Горький после многолетних колебаний все-таки благословил. После распада СССР о Горьком стали старательно забывать. Хотя лучшего летописца «эпохи первоначального капитала» у нас не было и не будет. Горький оказался «в искусственном положении вне игры». Но, кажется, он из него вышел, а когда-нибудь выйдет по-настоящему.

Из огромного и многожанрового наследия выбрать «десятку» непросто и потому пользительно. Но речь пойдет почти сплошь о произведениях хрестоматийных. По крайней мере, в недавнем прошлом их прилежно штудировали в школе. Думаю, не забудут и в будущем. Второго Горького у нас нет…

1. СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ

Это классика «раннего Горького», итог его первых литературных исканий. Суровая притча 1891 года, страшная сказка, излюбленный (в системе Горького) конфликт Прометея как с Зевсом, так и с хищными птицами. Это новая литература для того времени. Не толстовский, не чеховский, не лесковский рассказ. Расклад получается несколько вычурный: Ларра - сын орла, Данко высоко поднимает над головой собственное сердце… Сама рассказчица-старуха, по контрасту, земная и суровая. В этом рассказе Горький исследует не только суть героики, но и природу эгоизма. Многих гипнотизировала и мелодия прозы.

Вообще-то это готовая рок-опера. И метафоры соответствующие.

2. СУПРУГИ ОРЛОВЫ

Столь жестокого натурализма - да еще и со знанием среды - русская литература не знала. Тут уж поневоле поверишь, что автор босиком исходил всю Россию. Горький в подробностях рассказал о жизни, которую хотелось бы изменить. Обыденные драки, кабак, подвальные страсти, болезни. Светочь в этой жизни - студент-санитар. Этому миру хочется бросить: «Ах вы, гады! Зачем живёте? Как живёте? Жулье вы лицемерное и больше ничего!». У супругов есть воля, чтобы изменить ситуацию. Они работают в холерном бараке, работают неистово.

Впрочем, «хеппи-эндов» Горький не любит. Но вера в человека проступает и в грязи.

Если вдуматься, это вовсе не банальность. Такова пешковская хватка. Таковы горьковские босяки. В стиле этих картин в 1980-е работали творцы перестроечной «чернухи».

3. ПЕСНЯ О СОКОЛЕ, ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

Всю жизнь Алексей Максимович писал стихи, хотя не считал себя поэтом. Известны полушутливые слова Сталина: «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте. Любовь побеждает смерть». Вождь говорил о стихотворной сказке Горького «Девушка и смерть», в наше время забытой. Горький слагал стихи в несколько старомодном духе. Он не вникал в искания тогдашних стихотворцев, но читал многих. Но две его «песни», написанные белым стихом, из русской литературы не вычеркнуть. Хотя… Стихи, опубликованные, как проза, в 1895 году воспринимались как нечто диковинное:

«Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!..»

Это о Соколе. А Буревестник (1901 год) стал настоящим гимном русской революции. В особенности - революции 1905 года. Революционную песню нелегально переиздавали многотысячными тиражами. Можно не принимать бурную горьковскую патетику, но стереть из памяти эту мелодию невозможно: «Между тучами и морем гордо реет буревестник».

Горького и самого считали буревестником.

Буревестником революции, которая действительно свершилась, хотя поначалу и не порадовала Алексея Максимовича.

4. МАТЬ

Этот роман, написанный под впечатлениями от событий 1905 года, считался фундаментом социалистического реализма. В школе его штудировали с особым напряжением. Переиздавали бесчисленно, несколько раз экранизировали и, между нами говоря, навязывали. Это вызывало не только почтение, но и отторжение.

На баррикадной волне 1905 года Горький вступил в партию большевиков. Еще более убежденной большевичкой была его спутница - актриса Мария Андреева, самая очаровательная революционерка ХХ века.

Роман тенденциозен. Но как же он убедителен эмоционально

В том числе и в своей надежде на пролетариат. Но главное, что этот роман - не только исторический документ. Сила проповедника и сила писателя перемножились, и книга получилась мощная.

5. ДЕТСТВО, В ЛЮДЯХ, МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Корней Чуковский сказал, прочитав эту книгу: «На старости лет Горького потянуло к краскам». Между революцией 1905 года и войной главный писатель показал, как в ребенке зарождается и мужает бунтарь, Прометей. За это время ушел Толстой, и Горький стал «главным» русским писателем - по влиянию на читательские умы, по репутации среди коллег - даже таких придирчивых, как Бунин. И повесть с нижегородскими мотивами воспринимали как программу властителя дум. От сравнений с «Детством» отмахнуться невозможно: две повести разделяет полвека, но главное, что авторы из разных созвездий. Горький почитал Толстого, но перечеркивал толстовство. Воссоздавать в прозе реальные миры он не умел, Горький слагал песню, былину, балладу о молодых годах героя, о его путях-дороженьках.

Горький любуется людьми суровыми, храбрыми, толстокожими, его восхищают сила, борьба.

Показывает он их укрупненно, пренебрегая полутонами, но от поспешных приговоров воздерживается. Он презирает безволие и смирение, зато любуется даже жестокостью мира. Лучше Горького и не скажешь: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением». Один из самых ярких эпизодов в повести «Детство» — о том, как Алёша учился грамоте: «Буки-люди-аз-ла-бла». Это и стало главным в его жизни.

6. НА ДНЕ

Тут аттестации излишни, это просто горьковская Библия, апофеоз русских отверженных. Горький вывел на сцену обитателей ночлежки, бродяг, воров. Оказывается, в их мире происходят высокие трагедии и борения, не менее весомые, чем у шекспировских королей… «Человек - это звучит гордо!» — провозглашает Сатин, любимый герой Горького, сильная личность, которую не сломили ни тюрьма, ни пьянство. У него есть сильный соперник - бродячий проповедник всепрощенчества. Горький ненавидел этот сладкий гипноз, но воздержался от однозначного разоблачения Луки. У Луки своя правда.

Героям горьковской ночлежки рукоплескали не только Москва и Петербург, но и Берлин, Париж, Токио…

И ставить «На дне» будут всегда. И в бурчании Сатина - искателя и разбойника - будут находить новые подтексты: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно!»

7. ВАРВАРЫ

В амплуа драматурга Горький наиболее интересен. И «Варвары» в нашем списке представительствуют сразу за несколько горьковских пьес о людях начала ХХ века. «Сцены в уездном городе» печальны: герои оказываются фальшивыми, провинциальная реальность пошла и пасмурна. Но в тоске по герою есть предчувствие чего-то великого.

Нагнетая печали, Горький не впадает в прямолинейный пессимизм.

Неудивительно, что у пьесы сложилась счастливая театральная судьба: как минимум, две роли - Черкун и Монахова - прописаны с блеском. Там есть что искать интерпретаторам.


8. ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА

А вот эту трагедию в наше время просто необходимо перечитывать и пересматривать. Думаю, более прозорливой книги (не говоря о пьесах) о русском капитализме не существует. Беспощадная пьеса. Ее даже в наше время побаиваются ханжи. Легче всего повторять расхожую истину, что за каждым крупным состоянием стоит преступление.

А Горькому удалось показать психологию этой преступности богатых кварталов.

Живописать пороки он умел как никто. Да, он разоблачает Вассу. И все-таки она получилась живой. Актрисам играть ее неимоверно интересно. Некоторые даже ухитряются оправдывать эту убийцу. Вера Пашенная, Фаина Раневская, Нина Сазонова, Инна Чурикова, Татьяна Доронина - Вассу играли актрисы, которым поклонялся театральный мир. А публика наблюдала за тем, как бесится с жиру, чудит и погибает русский капитализм.

9. ГОРОДОК ОКУРОВ

Эту повесть Горький написал в 1909-м. Серый уездный городок, вечное сиротство суетливых, несчастливых людей. Хроника получилась полнокровная. Горький наблюдателен и ироничен: «Главная улица - Поречная, или Бережок, - вымощена крупным булыжником; весною, когда между камней пробьется молодая трава, градской голова Сухобаев зовет арестантов, и они, большие и серые, тяжелые, - молча ползают по улице, вырывая траву с корнем. На Поречной стройно вытянулись лучшие дома, — голубые, красные, зеленые, почти все с палисадниками, — белый дом председателя земской управы Фогеля, с башенкой на крыше; краснокирпичный с желтыми ставнями — головы; розоватый — отца протоиерея Исаии Кудрявского и еще длинный ряд хвастливых уютных домиков — в них квартировали власти: войсковой начальник Покивайко, страстный любитель пения, — прозван Мазепой за большие усы и толщину; податной инспектор Жуков, хмурый человек, страдавший запоем; земский начальник Штрехель, театрал и драматург; исправник Карл Игнатьевич Вормс и развеселый доктор Ряхин, лучший артист местного кружка любителей комедии и драмы».

Важная для Горького тема — вечный спор о мещанстве. Или — «мешанстве»?

Ведь в русском человеке многое перемешано, и, возможно, именно в этом его загадка.

10. ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА

Роман — самый крупный в горьковском наследии, «на восемьсот персон», как язвили пародисты — так и остался неоконченным. Но то, что осталось, по отточенности превосходит всё, написанное Горьким. Оказывается, он умел писать сдержанно, почти академично, но в то же время по-горьковски.

По горьковскому определению, это книга про «интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне».

И всё это — на фоне переломных революционных лет, вплоть до 1918-го. Горький впервые показал себя реалистом, объективным аналитиком, нашел для своей последней книги гармоничный повествовательный тон. Он писал «Самгина» десятилетиями. При этом заглавного героя автор не любит. Самгин — самый настоящий уж, напоминающий к тому же щедринского Иудушку Головлева. Но ползает он «по всей Руси великой» — и нам открывается пространство истории. Кажется, Горькому, жившему в вечной спешке, не хотелось расставаться с этой книгой. Получилась энциклопедия, и вовсе не идеалистическая. Горький без ханжества пишет о любви и флирте, о политике и религии, о национализме и финансовых аферах… Это и хроника, и исповедь. Подобно Сервантесу, он даже упоминает в романе себя: герои обсуждают писателя Горького. Как и мы сто лет спустя.

Просмотры: 0

Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, М. Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с еще большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и садовником, и пекарем, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В 1892 г. первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель, в темной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам еще отчетливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».

Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за ее пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой – герой-борец, герой-бунтарь.

Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.

«В жизни... всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни...» – писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодежь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Петр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций... Разве только мертвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».

В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворенность жизнью и неосознанное стремление изменить ее (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).

В 1902 г. Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.

«Свобода во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек – вот это правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!» Если человек в своей сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы этот строй уничтожить революционным путем и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным.

В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил – самая интересная фигура в пьесе. Горь­кий подчеркивал в своем герое целеустремленную силу, твердое убеждение, что «права не дают» – «права берут», веру Нила в то, что человек в силах сделать жизнь прекрасной.

Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой.

Поэтому писатель подчинил и свое творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 г. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.

И тогда в защиту писателя со всех концов земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал в своем протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.

По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.

История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность, чья жизнь – пример для подражания.

Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверий и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.

«Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.

Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными борцами за светлое будущее.

В первые годы после революции М. Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах».

Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Л. Толстой, «самый сложный человек XIX в.», Короленко, Чехов, Леонид Андреев, Коцюбинский... Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.

У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и искренних почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.

Высоко ценил писателя В. И. Ленин, который был для Горького воплощением человека-борца, перестраивающего мир в интересах всего человечества. Владимир Ильич приходил на помощь Горькому, когда тот сомневался и заблуждался, поддерживал его, беспокоился о его здоровье.

В конце 1921 г. у Алексея Максимовича обострился давний туберкулезный процесс. По настоянию В. И. Ленина Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с Родиной затруднена, Горький по-прежнему ведет обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти свое творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошелся без поддержки и дружеских советов Горького. Из «широкого горьковского рукава», как заметил однажды Л. Леонов, вышли К. Федин, Вс. Иванов, В. Каверин и многие другие советские писатели.

Поражает творческий подъем Горького в эти годы. Он пишет знаменитые воспоминания о В. И. Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, рассказы, статьи, памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.

В 1925 г. Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обреченность собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917 г. великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.

Хроника-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936), посвященная судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX в. до 1918 г. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера. Само движение истории разоблачает его, обнажает индивидуализм и ничтожество этого человека «пустой души», «революционера поневоле».

Горький убедительно показал, что оторванность от народа, особенно в эпоху великих революционных бурь и потрясений, приводит к духовному обнищанию человеческой личности.

Жизнь отдельных людей и семей в произведениях Горького оценивается в сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа {«Жизнь Клима Самгина», драмы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие»).

Очень сложен социальный и психологический конфликт в драме «Егор Булычев и другие» (1931). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев жизни, заставляют купца Егора Булычева настойчиво размышлять над смыслом человеческого существования. И яростный крик его: «Не на той улице я живу! В чужие люди попал, лет тридцать все с чужими... Отец мой плоты гонял. А я вот...» – звучит как проклятье тому гибнущему миру, в котором рубль – «главный вор», где интересы чистогана порабощают и уродуют человека. И не случайно поэтому дочь купца Булычева Шура с такой надеждой устремляется туда, где звучит революционный гимн.

Вернувшись в 1928 г. на родину, Горький стал одним из организаторов Союза советских писателей. А в 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он выступил с докладом, в котором развернул широчайшую картину исторического развития человечества и показал, что все культурные ценности созданы руками и умом народа.

В эти годы Горький много ездит по стране и создает очерки «По Союзу Советов». Взволнованно рассказывает он о великих переменах в Советской стране, выступает с политическими статьями, памфлетами, как литературный критик. Пером и словом писатель борется за высокий уровень мастерства писателей, за яркость и чистоту языка литературы.

Он создал для детей немало рассказов («Дед Архип и Ленька», «Воробьишка», «Случай с Евсейкой» и др.). Еще до революции он задумал издание для юношества серии «Жизнь замечательных людей». Но только после революции осуществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для детей – «наследников всей грандиозной работы человечества».

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...