Патриотизм и его примеры в истории россии. Патриотизм, любовь к Родине – аргументы ЕГЭ


Если бы патриотизм был некоей физической величиной и существовала бы единица его измерения, то выбросы среднестатистического российского патриота, несомненно имели бы самые высокие показатели. Ну а уж диапазон различных направлений, в которых «настоящий » патриот-россиянин должен проявлять этот самый патриотизм – огромен! Обычному американцу, что бы засвидетельствовать любовь к Родине, достаточно обедать на скатерти цветов американского флага и в печальном случае быть похороненным в гробу обернутом все тем же флагом. Каждодневно и на бытовом уровне этого вполне достаточно но только не для русского. Русский должен любить все русское! Представляете - все! Или он не патриот. На «клеветническую», забугорную критику российского правительства, россиянин должен ответить волной высокотемпературного возмущения, иначе он опять же не патриот. В десятидневных поездках по странам узкоглазой азии, он обязательно должен спеть в группе «лебедушку» и почувствовать комок в горле как необходимый атрибут тоски по родным полям, лесам и нивам..

Ну а уж то, что именно русским патриотам принадлежит множество «инноваций» и «продвижений» в постперестроечной России и говорить не приходится. Стоя на грани рационального и иррационального миров, для поддержания чувства гордости за отечество, они придумали множество моторных, возбуждающих фраз. Одна из них — «Не имеет аналогов в мире»! Подобное определение любой чепухи, наполняет ее смыслом и вселяет надежду в сердца простых тружеников, что еще не все потерянно и есть свет в конце тоннеля.

И вот мечтает он, этот самый труженик, выкатывая из гаража руками старую калеку «ВАЗ», для того что бы поставить в погребок свежесазоленные огурчики, что когда-нибудь он посадит свое усталое немолодое тело в нечто «не имеющее аналогов в мире» и отправиться в путешествие по необьятным березово-малиновым просторам …

Кстати, автопром … Это отдельная и любимая тема патриотов.

Уаз Буханка

По каналу НТВ идет передача, названия ее я точно не помню, поскольку и НТВ и сам телевизор смотрю редко- вообщем что-то про большую дорогу.

Ведущий рассказывал о достоинствах автомобиля УАЗ-452 , который народ назвал «буханка» и которую завод с 1957 года и до сего времени выпускает без каких либо серьёзных изменений. Рассказывал он о нем так, как будто это действительно не имеет аналогов в мире. Хотя последнее возможно и правда.. Такого дерьма в мире, уже не делают. Все действо на экране было несколько странным. В первую очередь потому, что сам ведущий пересел в «буханку» из своего тойота ленд крузер . Именно из ленд крузера а не из Уаза или Волги.

В процессе езды по довольно таки укатанной грунтовой дороге, совершенно не символизирующей российское бездорожье, прозвучал потрясающий рассказ о том, что японцы, потрясенные качеством, проходимостью и ценой (кстатати совсем не дешёвой 37000 $) , решили закупать «буханку» для своих народно-хозяйственных нужд. Находясь как настоящий патриот, половиной своего мозга в запределье, ведущий поведал о том, что узлы трансмиссии и агрегаты этого ископаемого до сих пор не имеют аналогов в мире и что ремонтируется данный автомобиль при помощи «кувалды и такой-то матери» в отличии от «паркетного » джипа, по чистому недоразумению, владельцем которого он является.

Высочайшее проявление патриотизма, мне удалось пронаблюдать в недалеком прошлом при приемке «отечественного» суперкомпьютера. На этот раз выброс патриотической протоплазмы снизошел от тела Дмитрий Анатольевича Медведева в его бытность случайного президента России.

Медведев принимает суперкомп «Ломоносов»

Немного о супер компьютере.. Вычислительные узлы объединяются в блоки и далее соединяются в отдельно стоящие модули при помощи сетевого интерфейса с пропускной способностью 160 ГБ/с на чип. Грубо говоря это кластер состоящий из одинаковых деталей и собирается он в соответствии с требованиями и финансовыми возможностями заказчика и никак не зависят от интеллектуальных возможностей страны в которой его собрали.

В течении пятнадцати минут Дмитрий Анатолич внимательно выслушивал пояснения специалистов, для чего стране, в которой в заброшенных деревнях старушки и случайно

оставшиеся в живых старички ждут автолавку с хлебом и спичками, нужен суперкомпьютер, вдруг дурковато улыбнулся и предложил назвать его - Ломоносов. Каким же убежденным патриотом надо быть, что бы назвать сплошь набитую интелами и другими заморскими чудесами электроники, вычислительную машину, именем русского ученого?

Однако при всем недоумении присутствующих, идея была принята о чем свидетельствовали длительные, искренние аплодисменты. Хорошо Ататолич не побывал на отверточном производстве VOLVO где-то под Калугой. А то глядишь и покатили бы по России всякие «Добрыничи» «Русичи» ну и конечно «Святогоры».

Очевидно, что в одной статье невозможно описать все примеры любовной страсти, которую проявляет русская душа к своей Родине. Но все же сладостно сжимается сердце, когда смотришь телесюжет о девяностолетнем ветеране ВОВ, который сидя в полуразрушенной конуре, голодный,обмотанный какими-то тряпками, продолжает верить в светлое будущее и шепчет — «лишбы не было войны..»

Патриотизм – слово известное каждому человеку, но точное определение, которого практически никто не знает в современном мире. Что скрывается за словом патриотизм, и какова роль данного понятия в жизни современного человека?

По сути, само понятие «Патриотизм» имеет весьма простое определение. Это любовь к своей стране, к своему государству и способность подчинить свои частные интересы, интересам Отечества. На словах это очень красиво, но далеко не каждый человек, называющий себя патриотом, является таковым.

Развитие патриотизма на уроках истории

Рупором современного патриотизма становится учитель истории, который может, как пробудить интерес к прошлому страны, так и сделать это самое прошлое неважным и непонятным для детей.

Рассказы о подвигах ветеранов, о многочисленных битвах, в которых погибали наши соотечественники – все это воспитывает в ребенке патриотические настроения.

В современном мире популяризации иностранной культуры, все чаще дети забывают о том, как важно быть патриотом своей страны. Ребенок должен одновременно с уважением относиться к культурам и обычаям в разных странах, но при этом, в первую очередь, защищать интересы своей Родины. Ведь вне зависимости от политических катаклизмов и экономических неприятностей, судьба страны всегда зависит от ее граждан.

Можно ли сказать, что патриотизм окончательно исчез с радаров современного человека и забыт нынешним поколением? Конечно же, нет. Однако все чаще дети забывают о патриотических чувствах, и в этом есть вина и преподавателя.

Каким же образом можно воспитывать патриотизм в современных детях?

  1. Путем вызова чувства уважения к своей Родине через призму уроков истории;
  2. Путем вызова уважения к своему краю через призму уроков краеведения;
  3. С помощью рассказов о подвигах и свершениях русского народа;
  4. С помощью прочтения отрывков величайших произведений классиков о нашей Родине

Если говорить метафорично, дети — это пластилин, из которого преподаватель может слепить ответственного гражданина, способного защитить и любить свою страну.

Способов пробуждения патриотизма в детях огромное количество. Здесь ни в коем случае нельзя игнорировать краеведение, ведь Родина для многих людей начинается со своего города, района, двора. Дети должны испытывать чувство гордости за свою страну даже в тех ситуациях, когда государство постиг очередной кризис.

Русский народ знаменит именно тем, что вне зависимости от обстоятельств, всегда оставался сильным и поднимал на ноги страну. Именно такими необходимо воспитывать наших будущих граждан.

Разумеется, патриотическое и нравственное воспитание невероятно взаимосвязаны друг с другом. Культура поведения, взгляды на жизнь – все это должно формировать в неотрывной связи с патриотизмом.

Можно ли назвать патриотичным то, что ребенок не мусорит на улице, понимая, что загрязнение окружающей среды негативно сказывается на его городе, а значит и на всей стране в целом? Возможно, это также проявление патриотизма.

Очень важно, чтобы дети видели разницу и четкую границу между патриотизмом и национализмом. Любые проявления национализма в настроениях ребенка – это не самый лучший пример духовного и нравственного воспитания патриотизма. Гордость за свой народ ни в коем случае не должна переходить в ненависть по отношению к другим людям из-за их национальности.

Проявление уважения не только к окружающей среде, но и к гражданам своей страны – это также патриотизм. Ведь для того чтобы быть патриотом совершенно необязательно отправляться на поле брани и пытаться там доказать любовь к государству. Патриотизм – это то, что наполняет человека изнутри, его характер и взгляды на жизнь, сформированные как на уроках истории, так и дома.

Разумеется, у многих преподавателей нет сил и времени на то, чтобы воспитывать патриотизм в детях. Ограниченная программа не позволяет донести до школьников даже половину того, что хотелось бы рассказать учителю.

Именно поэтому так важно проводить внеурочные занятия по патриотизму и патриотическому воспитанию детей. Возможно, первые несколько занятий пройдут с трудом, но в дальнейшем, учитель обязательно заметит результаты своей деятельности, и поймет насколько качественную и важную работу он провел.

Патриотическое воспитание – это тема для дискуссий среди многих академиков и ученых. Один учитель не сможет обеспечить грамотное патриотическое воспитание всей страны. Для этого необходимо, чтобы каждый педагог, в первую очередь, был патриотом и наполнял этим огнем всех своих учеников.

Патриоты России

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

Биография

Великий русский реформатор появился на свет 30 мая (9 июня) 1672 года. Как и все русский цари, потомок Алексея Михайловича и Н. К. Нарышкиной получил домашнее образование. Мальчик достаточно рано проявил способности к учебе, с детства учил языки - сначала немецкий, а затем французский, английский и голландский. У дворцовых мастеров освоил массу ремесел – кузнечное, паяльное, оружейное, типографское. Многие историки упоминают о важности «потех» в становлении личности будущего Первого русского императора. В 1688 году Петр отправляется на Переяславльское озеро, где учится строить корабли у голландца Ф. Тиммермана и Р. Карцева – русского мастера. На достигнутом Петр не останавливается и предпринимает поездку в Амстердам, где полгода работает плотником, продолжая изучать кораблестроение. За время своей первой заграничной поездки, длившейся всего год, будущий император успел не только «поплотничать». В Кенигсберге он освоил полный курс артиллерийских наук, а в Англии окончил теоретический курс кораблестроения. В 1689 году, получив известие о том что Софья готовит переворот, Петр опережает царевну, отстраняет ту от власти и занимает русский престол. За время своего правления проявил себя выдающимся государственным деятелем. Петровские преобразования не ограничились «прорубанием окна в Европу». Они затронули все сферы жизни граждан: открывались новые мануфактуры и фабрики, осваивались новые месторождения, создавались новые органы чиновничьего управления. Одним из важнейших дел его жизни было усиление военной мощи России, ведь еще недавно вступившему на престол царю пришлось завершать войну с Турцией, которая началась еще в 1686. Но победа не принесла России желанного выхода к морям. Получить его удалось только после долгой войны со Швецией (1700-1721). Значительный вклад Петр внес и в культуру. В частности, ликвидировал монополию духовенства на образование. Он поддерживал создание школ и издание учебников (тогда – букварей), он же стал первым редактором и журналистом газеты «Ведомости». По распоряжению Петра были проведены экспедиции на Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. Петр I поощрял строение зданий и архитектурных ансамблей. Он способствовал развитию деятельности ученых и исследователей. Одобрял планирование и строительство городов и крепостей. Все его помыслы были направлены на укрепление государства. Умер 28 января 1725 года в Петербурге. Похоронен в Петропавловской крепости.


ПАВЕЛ ТРЕТЬЯКОВ

Биография

Все словари и энциклопедии согласно пишут рядом с именем П. М. Третьякова: «российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи». Но все забывают о том, что именно Третьякову первому пришла в голову мысль собрать коллекцию русской живописи, которая представила бы русскую школу как можно более полно. Родился будущий основатель Третьяковской галереи 15 (27) декабря 1832 в Москве, в купеческой семье. Родители дали мальчику прекрасное домашнее образование. Павлу Третьякову светило продолжение деятельности отца, чем он и занялся вместе с братом Сергеем. Развивая семейное дело, они взялись за строительство бумагопрядильных фабрик. Чем обеспечили работу нескольким тысячам человек. С юности П. Третьяков, по его словам, «беззаветно любил искусство». Так или иначе, в 1853 он покупает первые картины. Годом позже приобретает девять работ голландских мастеров, которые располагает у себя в комнате. Там они и висели до самой смерти мецената. Но Третьяков был и оставался глубоким патриотом. Поэтому он решает собрать коллекцию современной русской живописи. И в 1856 покупает «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндских контрабандистов» В. Г. Худякова. Дальше – новое приобретение, вернее, приобретения. Работы К. Брюллова, И. П. Трутнева, Ф. А. Бруни, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Л. Ф. Лагорио… По его просьбам живописцы создают портреты выдающихся деятелей русской культуры – П.И, Чайковского, Л. Н, Толстого, И. С. Тургенева и многих других. В 1874 году Третьяков стрит обширное помещение для своей коллекции. А в 1792 передает основательно разросшееся собрание работ (к тому времени оно включало 1276 картин, 470 рисунков и большое количество икон) городу. Правда, когда лучший друг – В. В. Стасов – пишет о нем восторженную статью, Третьяков предпочитает просто сбежать из Москвы. В характере мецената уживались бескрайняя доброта и великолепная деловая сметка. Он мог в течение долгого времени материально поддерживать художников – Васильева, Крамского, Перова, опекать приют для глухонемых, организовать приют для сирот и вдов художников. И терпеливо торговался с авторами картин, часто не соглашаясь на слишком высокую, по его мнению, цену. Иногда дело доходило и до отказа от покупки. Любимым его направлением в живописи было движение передвижников. До сих пор ни в одной коллекции мира нет более подробное собрание работ этих художников. Скончался выдающийся меценат в 1898 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ

Биография

Николай Иванович Вавилов – великий советский генетик, растениевод, географ. Он создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении, а также заложил основы современной селекции. Будущий великий ученый родился в 1887 году в Москве в семье коммерсанта. В 1911 году окончил Московский сельскохозяйственный институт, где в последствии работал на кафедре частного земледелия. В 1917 году избран профессором Саратовского университета. В 1921 году назначен заведующим Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), который в спустя 9 лет реорганизован во Всесоюзный институт растениеводства. Николай Иванович Вавилов руководил им до августа 1940 года. Кроме того, в 1930 году он назначен директором генетической лаборатории, позже преобразованной в Институт генетики АН СССР. После исследований, проведенных в 1919-20 годах в Европейской части СССР, ученый издал труд под названием «Полевые культуры Юго-Востока». Начиная с 1920, на протяжении 20 лет руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями. Он изучал растительные ресурсы Греции, Италии, Португалии, Алжира, Туниса, Марокко, Афганистана… В частности, в ходе экспедиций он установил, что родина твердых сортов пшеницы – Эфиопия. Он открыл новые виды дикого и культурного картофеля, ставшие в последствие основой для селекции. Благодаря его научным изысканиям в разных регионах СССР сделаны опытные географические посевы культурных растений, им дана эволюционная и селекционная оценка. Под руководством Николая Ивановича Вавилова создана мировая коллекция культурных растений. Она насчитывает более 300 тыс. образцов, многие из них стали основой для селекционных работ. Одной из своих основных задач великий ученый считал продвижение земледелия в неосвоенные районы Севера, в полупустыни и на безжизненные высокогорья. В 1919 году Николай Иванович Вавилов обосновал учение об иммунитете растений к инфекциям и об иммунных сортах. В 1920 году генетик и растениевод открыл закон гомологических рядов, гласящий, что у близких видов и родов растений возникают сходные наследственные изменения. Великому ученому принадлежит и ряд других открытий; по его инициативе организованы новые научно-исследовательские учреждения, им создана школа растениеводов, генетиков и селекционеров. Николай Иванович Вавилов удостоен высоких советских наград, он состоял почётным членом многих зарубежных академий. Великий ученый скончался в 1943 году.


ЮРИЙ ГАГАРИН

Биография

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино, неподалёку от города Гжатск (позднее переименованного в Гагарин). 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. Спустя 4 года Юрий Алексеевич Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище №10 и параллельно – в вечернюю школу рабочей молодёжи. В мае 1951 года будущий космонавт окончил училище с отличием, получив специальность формовщик-литейщик, а в августе поступил в Саратовский индустриальный техникум. 25 октября того же года он впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. Спустя 4 года Юрий Алексеевич Гагарин окончил учебу с отличием и совершил первый полет в качестве пилота на самолёте Як-18. В 1957 году будущий космонавт окончил в Оренбурге 1-е военно-авиационное училище для летчиков имени К. Е. Ворошилова. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС зачислен в группу кандидатов в космонавты и через несколько дней приступил к тренировкам. Старт корабля «Восток» с первым в мире космонавтом на борту был произведён с космодрома Байконур в 09:07 по московскому времени 12 апреля 1961 года. Юрий Алексеевич Гагарин выполнил один оборот вокруг планеты и завершил полет на секунду раньше, чем было запланировано (в 10:55:34). На Земле герою космоса устроили грандиозную встречу. На Красной площади ему вручили Золотую Звезду «Героя Советского Союза» и присвоили звание «Летчик-космонавт СССР». В последующие годы герой совершил несколько зарубежных визитов. Последовал долгий перерыв в летной практике (Юрий Михайлович Гагарин, помимо общественной деятельности, учился в академии). Первый после долгого интервала вылет на МиГ-17 совершен им в конце 1967 года, вскоре после этого он добился направления на восстановление квалификации. Обстоятельства смерти первого в мире космонавта до сих пор не выяснены до конца. Самолёт УТИ МиГ-15 с Юрием Гагариным на борту разбился 27 марта 1968 года в районе деревни Новоселово Владимирской области. Ни тело космонавта, ни следы его крови до сих пор не обнаружены.


ГЕОРГИЙ ЖУКОВ

Биография

Георгий Константинович Жуков – маршал Советского Союза, внесший неоценимый вклад в победу СССР над фашистской Германией. Он родился 2 декабря 1896 года в деревне Стрелковке в Подмосковье, в крестьянской семье. Будущий военачальник окончил три класса церковно-приходской школы, после чего был отправлен отцом в Москву. Там мальчик поступил в ученики к скорняжному мастеру. Во время Первой мировой войны Георгий Константинович Жуков награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1918 году он вступил в Красную армию, а через год стал членом партии большевиков, участвовал в сражениях против Врангеля и Колчака. По окончании Гражданской войны будущий полководец остался на военной службе. В 1939 году командовал советскими войсками в битве на реке Халхин-Гол, награжден звездой Героя Советского Союза. Этой высокой награды в последствии он был удостоен еще трижды (в 1944, 1945, 1956 годах). В январе 1941 года Георгий Константинович Жуков возглавил Генеральный штаб Красной армии. После начала Великой Отечественной войны командовал войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронтов. В августе 1942 года принял полномочия первого заместителя наркома обороны и заместителя Верховного Главнокомандующего. В последние годы Великой Отечественной войны Жуков командовал войсками 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов в Висло-Одерской и Берлинской операциях. 8 мая 1945 года Георгий Константинович Жуков принял капитуляцию фашистской Германии. С 1945 по 1946 годы Жуков занимал пост главнокомандующего Группой советских войск в Германии и главнокомандующего Сухопутными войсками. Но после Потсдамской конференции был направлен Сталиным в Одесский, а затем Уральский военный округ, что фактически являлось ссылкой. В 1955 году, после смерти Сталина, Георгий Константинович Жуков становится министром обороны СССР, но в 1957 году отправлен в отставку пришедшим к власти Хрущевым. Очевидно, новый правитель опасался популярности и огромного авторитета полководца. В последние годы жизни бывший военачальник создает свои мемуары ("Воспоминания и размышления"). Георгий Константинович Жуков скончался в Москве 18 июня 1974 года.


ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ

Биография

Она погибла, едва достигнув совершеннолетия. В самом начале Великой Отечественной войны и жизни. Юная школьница одной из московских школ, партизанка Зоя была казнена немецкими оккупантами в декабре 1941 года: повешена с табличкой на груди с надписью «Поджигатель». 16 февраля 1942 г. Зое Анатольевне Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза. Эта хрупкая девушка по сей день остается символом женского героизма. После школы ученица 10 класса и комсомольский групорг Зоя мечтала поступить в Литературный институт, воодушевившись знакомством с детским писателем Аркадием Гайдаром. Однако ее планам помешала сбыться нагрянувшая война. Осенью, когда враг подошел к Москве, все комсомольцы-добровольцы, кто остался защищать столицу, собрались в кинотеатре «Колизей» (ныне здание театра «Современник»). Оттуда их направили в ЦК ВЛКСМ, где Космодемьянская была распределена в разведывательно-диверсионную войсковую часть № 9903 штаба западного фронта под командованием П. С. Проворова. Три дня обучения и, после приказа И.В. Сталина «выкурить всех немцев из теплых убежищ и помещений», группа получила задание в течение недели сжечь 10 населенных пунктов под Москвой, оккупированных фашистами. Зое было выдано 3 бутылки с зажигательной смесью, «наган», сухой паек и бутылка водки. 27 ноября в селе Петрищево, после поджога трех домов, Зоя была схвачена немцами при попытке поджога сарая предателя Свиридова. На допросе она назвалась Таней и даже под неимоверно зверскими пытками не выдала место нахождение своих товарищей. На следующее утро, ровно в 10.30, ее повели на казнь. Зоя до самой виселицы «шла ровно, с поднятой головой, гордо и молча…». Когда ей накидывали на голову петлю, она недрогнувшим голосом крикнула: «Товарищи, победа будет за нами! Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен… Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов». Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног… Зоя Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.


МИХАИЛ КУТУЗОВ

Биография

Прославленный русский полководец М. И. Кутузов, наверное, известен всем. И почему-то никому не известна точная дата его рождения. Согласно данным одних источников, это 1745 год, он же высечен на могиле полководца. Согласно другим – 1947. Итак, в 1745 или в 1747 у генерал-поручика и сенатора Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова и его жены родился сын, которого назвали Михаилом. Родители сначала предпочли обучать мальчика дома, а в 1759 году отправили в Дворянскую Артиллерийскую и Инженерную школу. Через полгода он получает чин Кондуктора 1-го класса и привлекается к присяге. Ему даже назначают жалование и доверяют обучение офицеров. Затем следуют чины инженер-прапорщика, флигель-адъютанта, капитана. В 1762 году его назначают командиром роты Астраханского пехотного полка, которым командовал не кто иной, как Суворов. Окончательно характер полководца сложился во время русско-турецких войн, где он отличился в боях, за что был произведен в премьер-майоры. А за успехи в бою при Попештах заслужил чин подполковника. В 1774 году, во время сражения близ Шумы, Кутузов был тяжело ранен. Пуля пробила висок и вышла у правого глаза, который перестал видеть навсегда. Императрица наградила комбата орденом Георгия 4-го класса и отправила лечиться за границу. Вместо этого упрямый Кутузов предпочел улучшить свое военное образование. В 1776 он возвращается в Россию и вскоре получает чин полковника. В 1784 Кутузов подавляет восстание в Крыму и становится генерал-майором. А через три года начинается вторая война с Турцией (1787). Генерал отличился при взятии Измаила, за что заслужил похвалу самого Суворова: «Кутузов был моей правой рукой». Кутузову Измаил и достался. Его назначили комендантом этой крепости, произвели в генерал-поручики и наградили Георгием 3-ей степени. Он успел принять участие в русско-польской войне, стать чрезвычайным послом России в Турции, получил назначение на пост главнокомандующего всеми войсками в Финляндии и место директора Сухопутного кадетского корпуса. Карьера Кутузова вообще складывалась на редкость удачно, пока в 1802 году он не попал в опалу к Александру I. Он был снят с должности Петербургского губернатора и отправился жить в свое поместье. Возможно, там бы он и доживал свой век, не разразись война с Наполеоном. Марш-маневр от Браунау к Ольмюцу остался в военной истории как блестящий пример стратегического хода. И все же Россия была разгромлена под Аустерлицем, несмотря на то, что Кутузов уговаривал царя не ввязываться в сражение. В 1811 полководцу удается заключить мир с турецким султаном, на которого так надеялся Наполеон. Нет смысла описывать Бородинское сражение, сдачу Москвы, знаменитый Тарутинский маневр и последующий разгром Наполеона в России. 16 (28) апреля 1813 года М. И. Кутузова не стало. Из Бунцлау тело его было отправлено в Петербург и погребено в Казанском соборе.


МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ

Биография

Ломоносов был для России всем – естествоиспытателем, историком, химиком, физиком, литератором, художником, ярым поборником просвещения. Мы до сих пор пользуемся его технологией получения цветного стекла или «ночезрительной трубой» (прообраз современного прибора ночного видения). А родилась будущая гордость державы 8(19) ноября 1711 года в деревне Денисовка Куростровской волости (сейчас – село Ломоносово). Отцом его был крестьянин-помор Василий Дорофеевич Ломоносов. В 1730 году сын оставляет отца и отправляется в Москву, где успешно выдает себя за сына дворянина и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Потом в числе лучших учеников едет в Академический университет Петербурга, оттуда – в Магсбургский университет Германии, где изучает физику и химию под руководством Х. Вольфа. Следующим его учителем становится химик и металлург И. Генкель. Вернувшись в Россию, молодой ученый становится сначала адъюнктом Академии Наук, а затем – профессором. Сфера достижений Ломоносова, в силу многогранности его личности и неординарности таланта, чрезвычайно широка. В числе его заслуг – основание открытого университета европейского типа (современный МГУ им. М. В. Ломоносова). Создатель «Древней истории от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года», автор многочисленных од, поэм, трагедий, Ломоносов был еще и общественно-политическим деятелем. Об этом говорит трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761). Ему же принадлежит и предложение новых методов для определения долготы и широты места в «Рассуждениях о большой точности морского пути» (1759). Ломоносов же развил идею о том, что далеко не все на Земле носит божественное происхождение. И успешно доказал это в «Слове о рождении металлов от трясения Земли» (1757). Ученый проводил и масштабные физико-химические работы, собираясь написать большую «корпускулярную философию», где хотел объединить физику и химию на основе молекулярно-атомных представлений. К сожалению, ему не удалось осуществить этот замысел. Ломоносов составил обширную программу исследования химических растворов, много времени уделил иизучению природы атмосферного электричества, сконструировал отражательный (или зеркальный) телескоп. Он же стал автором руководства «Первые основания металлургии или рудных дел», завершил реформу силлабо-тоничекой системы стихосложения, начатую В. К, Тредиаковским. Умер М. В. Ломоносов от пустяковой весенней простуды 4(15) апреля 1765 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ

Биография

Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик, ему принадлежит открытие системы химических элементов, ставшее краеугольным камнем развития этой науки. Будущий великий ученый родился в 1834 году в Тобольске, в семье директора гимназии. В 1855 году он с золотой медалью окончил курс отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге. Через год в Петербургском университете великий химик защитил магистерскую диссертацию, а с 1857 года, став доцентом, читал там курс органической химии. В 1859 году Дмитрий Иванович Менделеев отправился в научную командировку в Гейдельберг, где провел почти 2 года. В 1861 году он опубликовал учебник «Органическая химия», удостоенный Петербургской академией наук Демидовской премии. Спустя 4 года ученый защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой», в 1876 избран член-корреспондентом Петербургской АН. C 1890 по 1895 годы состоял консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства, в этот период изобрел новый вид бездымного пороха, наладил его производство. В 1892 году Дмитрий Иванович Менделеев назначен учёным хранителем Депо образцовых гирь и весов. Благодаря великому химику оно преобразовано в Главную палату мер и весов, директором которой ученый оставался до конца жизни. Дмитрий Иванович Менделеев – автор фундаментальных работ по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству… Открытие им знаменитого периодического закона датируется 17 февраля (1 марта) 1869 года, когда ученый составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Эта система получила признание как один из основных законов химии. В 1887 ученый без пилота совершил подъём на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение и изучать верхние слои атмосферы. Был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья. Его научная и общественная деятельность невероятно широка и многогранна. Дмитрий Иванович Менделеев удостоен свыше 130 дипломов и почётных званий русских и зарубежных академий, учёных обществ и учебных заведений. В честь него назван открытый в 1955 году химический элемент 101 – менделевий. Великий ученый скончался в 1907 году в Петербурге.


ИВАН ПАВЛОВ

Биография

Знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов родился в 1849 году в семье священника Рязанской губернии. Окончил курс наук в медико-хирургической академии. Назначен приват-доцентом физиологии, а позже (в 1890 году) – экстраординарным профессором в Томский университет, на кафедру фармакологии. В том же году переведен в Императорскую военно-медицинскую академию, а через семь лет стал ее ординарным профессором. Иван Петрович Павлов доказал при помощи экспериментов, что работа сердца управляется, в частности, особым усиливающим нервом. Ученый также экспериментально установил значение печени как очистителя организма от вредных продуктов. Физиологу также удалось пролить свет на регуляцию выделения сока железами желудочно-кишечного канала. Так, он выяснил, что слизистая оболочка желудочно-кишечного канала обладает специфической возбудимостью: она как бы распознает, какой именно пищевой продукт ей дают (хлеб, воду, овощи, мясо…) и вырабатывает сок необходимого состава. Количество сока может варьироваться, так же, как и содержание кислоты или фермента. Одни пищевые продукты вызывают усиленную деятельность поджелудочной железы, другие – печени и так далее. Одновременно Иван Петрович Павлов открыл значение блуждающего и симпатического нерва для выделения сока желудка и поджелудочной железы. Наиболее знаменитые труды физиолога: "Усиливающий нерв сердца" (опубликовано в "Еженедельной Клинической Газете" в 1888 году); "Экковский свищ вен нижней полой и воротной и его последствия для организма" ("Архив биологических наук Императорского института экспериментальной медицины", 1892 год); "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897 год); "Центробежные нервы сердца" (СПб., 1883 год).


НИКОЛАЙ ПИРОГОВ

Биография

Великий хирург Николай Иванович Пирогов родился 25 ноября 1810 года в Москве, в семье мелкопоместного дворянина. Один из друзей его семьи, знаменитый врач и профессор Московского университета Мухин, заметил в мальчике незаурядное медицинское дарование и стал заниматься образованием ребенка. В 14 лет Николай Иванович Пирогов поступил на медицинский факультет в Московский университет. Студенческой стипендии не хватало на жизнь: подростку пришлось подрабатывать в анатомическом театре. Последнее предопределило выбор профессии: студент решил стать хирургом. Окончив университет, Николай Иванович Пирогов проходил подготовку к профессорской деятельности в Тарту, в Юрьевском университете. Там он работал в клинике, защитил докторскую диссертацию, стал профессором хирургии. В качестве диссертационной темы ученый выбрал перевязку брюшной аорты: она в то время была выполнена лишь однажды – английским хирургом Купером. В 1833 году Николай Иванович Пирогов отправился в Германию и работал в Берлинской и Геттингенской клиниках, чтобы повысить свой профессионализм. Возвратившись в Россию, он издает знаменитую работу "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций". В 1841 году медик переехал в Петербург и начал работать в Медико-хирургической академии. Здесь он провел более десяти лет, создал первую российскую хирургическую клинику. Вскоре увидел свет другой знаменитый труд Николая Ивановича Пирогова - "Полный курс анатомии человеческого тела". Принимая участие в военных действиях на Кавказе, великий хирург оперировал раненых под эфирным наркозом – такое происходило впервые в истории медицины. Во время Крымской войны он первым в мире использовал наложение гипсовой повязки для лечения переломов. Также именно благодаря его инициативе в армии появились сестры милосердия: было положено начало военно-полевой медицине. По возвращении в Петербург Николай Иванович Пирогов назначен попечителем Одесского и Киевского учебных округов, но в 1861 году вышел в отставку. В своем имении "Вишня", рядом с Винницей, ученый организовал бесплатную больницу. В этот период он сделал еще одно открытие – новый способ бальзамирования тел. Николай Иванович Пирогов умер в 1881 году, после тяжелой болезни. Забальзамированное тело великого хирурга хранится в склепе церкви села Вишня.


МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ

Биография

Великий дирижер и виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку. С 1932 по 1937 он учился в Москве в музыкальной школе имени Гнесиных. В начале Великой Отечественной войны его семья эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). В 16 лет будущий великий музыкант поступил в Московскую консерваторию, а в 1945 году завоевал золотую медаль на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, покорив всех мастерством виолончелиста. Вскоре Мстислав Леопольдович Ростропович стал известен и за рубежом. В его репертуар входили практически все существовавшие при его жизни произведения виолончельной музыки. Ему посвятили свои творения около 60 композиторов, в том числе Арам Хачатурян, Альфред Шнитке, Анри Дютийе. Начиная с 1969 года великий музыкант поддерживал «опального» писателя и правозащитника Александра Исаевича Солженицына. Это повлекло за собой отмену концертов и туров, остановку записей. Мстислав Леопольдович Ростропович и его семья даже были лишены советского гражданства, которое возвращено им лишь в 1990 году. Великий музыкант много лет провел за границей, получив там огромное признание. На протяжении 17 сезонов в Вашингтоне он являлся художественным руководителем и дирижером Национального симфонического оркестра, сделав его одним из лучших в США. Мстислав Леопольдович Ростропович регулярно выступал в Берлинской и Лондонской филармониях. О его поездке в Москву с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году снят документальный фильм «Возврат в Россию». Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу присуждены государственные награды 29 стран, он – пятикратный обладатель премии «Грэмми». Музыкант был известен своей благотворительной деятельностью. Мстислав Леопольдович Ростропович скончался 27 апреля 2007 года после тяжелой и продолжительной болезни.


АНДРЕЙ САХАРОВ

Биография

Великий ученый и правозищитник Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. В 1942 году окончил физический факультет МГУ отличием. Сразу после этого по распределению направлен на патронный завод в Ульяновск. Там Дмитрием Андреевичем Сахаровым сделано изобретение по контролю бронебойных сердечников. В последующие два года он написал несколько научных работ и отправил их в Физический институт им. Лебедева. В 1945 году поступил в аспирантуру института, а через 2 года защитил кандидатскую диссертацию. В 1948 году Дмитрий Андреевич Сахаров был зачислен в специальную группу и двадцать лет работал в области разработки термоядерного оружия. Одновременно он провел и пионерские работы по управляемой термоядерной реакции. С конца 50-х активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. В 1953 году Дмитрий Андреевич Сахаров получил степень доктора физико-математических наук. В конце 1960-х он становится одним из лидеров правозащитного движения в СССР, а в 1970-м – одним из трёх членов-основателей Комитета прав человека. В 1974 году ученый и правозащитник собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключенных в СССР. Спустя год написал книгу «О стране и мире», в том же году Андрею Дмитриевичу Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. Выступив с рядом заявлений против введения советских войск в Афганистан, он был лишён всех правительственных наград и выслан в город Горький, где провел почти 17 лет. Там были написаны статьи «Что должны сделать США и СССР, чтобы сохранить мир» и «Об опасности термоядерной войны». В конце 1988 года состоялась первая поездка ученого и правозащитника за рубеж и встречи с главами США и ряда европейских государств. В 1989 он становится народным депутатом СССР. Андрей Дмитриевич Сахаров скончался 14 декабря 1989 года от сердечного приступа.


АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН

Биография

Великий правозащитник и писатель Александр Исаевич (Исаакович) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1924 году его семья переехала в Ростов-на-Дону, где с 1926 по 1936 годы будущий великий писатель учится в школе. Затем поступил в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет, окончил его в 1941 году с отличием. В 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве, прервав обучение в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны. 18 октября 1941 года был призван на фронт. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, в июне 1944 года получил звание капитана. В феврале 1945 года Александр Исаевич Солженицын был арестован за критику сталинского режима, приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения отправлен в ссылку в южный Казахстан. Там написан роман «В круге первом». В июне 1956 года писатель освобождён, 6 февраля 1957 года реабилитирован. В 1959 Александр Исаевич Солженицын написал рассказ «Щ-854», позже под названием «Один день Ивана Денисовича» произведение опубликовано в журнале «Новый мир», а вскоре автор принят в Союз писателей СССР. В 1968 году, когда в США и Западной Европе опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора, вскоре он был исключён из Союза писателей СССР. В 1970 Александру Исаевичу Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе. В конце декабря 1973 года за рубежом опубликован первый том «Архипелага ГУЛАГа». 13 февраля 1974 года автор лишён советского гражданства и выслан из СССР. В 1990 он был восстановлен в советском гражданстве, за книгу «Архипелаг ГУЛАГ» ему присуждена Государственная премия. Вернулся на родину в 1994 году. В 1998 году награждён орденом Святого Андрея Первозванного, но отказался от награды. Одним из последних масштабных трудов писателя стала эпопея «Красное колесо». Александр Исаевич Солженицын скончался 3 августа 2008 года от острой сердечной недостаточности.


ПЕТР СТОЛЫПИН

Биография

Известный русский реформатор родился 14 апреля1862 в Дрездене, в старинной дворянской семье. Детство и юность будущий министр внутренних дел провел в Литве, иногда выезжая на лето в Швейцарию. Когда пришла пора учиться, был отправлен в Виленскую Гимназию, затем в Орловскую и в 1881 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Во время учебы Петр Столыпин успел жениться. Тестем будущего реформатора был Б. А, Нейдгардт, которому приписывается значительное влияния на дальнейшую судьбу зятя. В 1884 году, еще до окончания университета, Столыпин был зачислен на службу в МВД. Правда, через какое-то время он взял полугодовой отпуск, видимо, чтобы написать диплом. После отпуска последовало прошение о переводе в Министерство государственных имуществ. В 1888 он опять переходит в МВД, где получает назначение ковенского уездного предводителя дворянства. Через год становится ковенским губернским предводителем дворянства. Через три года – новое назначение: губернатор Гродно. А еще через 10 месяцев – губернатор Саратовской губернии. Саратовская губерния, которой раньше управляли, мягко говоря, спустя рукава, с прибытием Петра Аркадьевича Столыпина начала поднимать голову. Была заложена Мариинская женская гимназия, ночлежный дом, начата модернизация телефонной сети, асфальтирование улиц. Помимо этого, новый губернатор реорганизовал систему управления и активно взялся за сельское хозяйство. А в мае 1904 в Саратовской губернии начались беспорядки. Правда, благодаря решительности нового губернатора, они быстро захлебнулись. Потом - тюремный бунт в Царицыно. После «кровавого воскресенья» в Саратове начались митинги и забастовки. Столыпин не особенно церемонился с бунтовщиками, но в одиночку все равно не справлялся, и ему на помощь приезжают сначала генерал-адъютант В. В. Сахаров, позже - генерал-адъютант К. К. Максимович. Вскоре после этого разыгрывается восстание в соседней Самарской губернии и Столыпин не задумываясь посылает туда войска. После ухода в отставку правительства Витте, Саратовского губернатора назначают министром внутренних дел. Чуть позже он становится премьером. Но все попытки реформатора как-либо «освежить» кабинет министров ни к чему не приводят. В 1906 году на дачу Столыпина был совершен налет революционеров. Не сказать, что это сильно подкосило министра. Но по распоряжению Николая II Петра Аркадьевича поселяют в Зимнем дворце, который тщательно охраняется. Того момента Столыпин становится куда менее либеральным. Для контроля над соблюдением порядка он выезжает на места, сопоставляет отчеты губернаторов с личными наблюдениями. Но этим он нажил себе немало врагов среди бюрократической верхушки, которую частенько подвергал проверкам и ревизиям. А вскоре происходит перелом в отношениях с Николаем II, после которого Столыпин подает прошение об отставке. Отставку царь не принимает. В 1911 великий реформатор был смертельно ранен агентом охранного отделения Дмитрием Мардехаем Богровым. Умер Столыпин 5 (18) сентября в частной клинике Маковского. Погребен в Киево-Печерской лавре.


ВАЛЕНТИНА ТЕРЕШКОВА

Биография

Будущая первая женщина-космонавт Земли появилась на свет в преддверии Международного женского дня в деревне Большое Масленниково Ярославской области. Юная леди любила высоту, что поступила в парашютную школу. В 1961 году, увидев по телевизору сюжет и первом полете человека в космос и лучезарную улыбку Юрия Гагарина с экрана, инструктор по парашютному спорту Валя уже на следующий день написала заявку в отряд космонавтов. Отряд был тайным, поэтому близким пришлось сказать, что она уезжает на ежегодные соревнования парашютистов. Об ее полёте родители узнают только по радио. А пока до него бесконечные тренировки, которых сверхмягким будет назвать «сложными». Одно название центрифуги внушало страх пяти девушкам отряда из всего Советского Союза, во главе которого стояла Терешкова. Семь дней в замкнутом пространстве она выдержала, развлекая себя песнями. В июне 1963 года без пяти минут народная героиня залезла на борт «Востока-6» и со словами «Эй! Небо, сними шляпу!» тронулась к звездам. Так, полулежа в нем трое суток, не евши и попеременно теряя сознание, первая женщина-космонавт с позывным именем «Чайка» периодически вскрикивала: «Ой, мамочки», однако находила в себе силы улыбаться в камеру. В одночасье Валентина Терешкова стала примером для подражания всех советских женщин, не только своей прической, но и целеустремленностью и сильным характером. Через три месяца после полета она вышла замуж за космонавта. На ее свадьбе присутствовал сам Н.С. Хрущев. В 1997 году генерал-майор и заслуженный мастер спора СССР Валентина Терешкова подавал в отставку и теперь является депутатом Областной Думы Ярославской области от партии Единая Россия. Награждена Орденом «За заслуги перед Отчеством II и III степени». Интересный факт: приземление «Востока-6» оказалось настолько тяжелым, что Валентину сразу же увезли на «Скорой» в местную больницу. После реабилитации с «верхов» запросили материал о снятии репортажа для телевидения, где Терешкова, якобы только вернувшаяся, ступает по земле в скафандре и машет в камеру.



ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ

Биография

Второгодник, бурлак, крючник, рабочий, пожарный, табунщик, цирковой наездник, военный или актер? Первый русский репортер!
Никто в Вологде не мог даже представить, что ленивый первоклассник Владимир, в первый же свой учебный год оставшись на второй, в будущем станет самым почетным жителем Москвы и самым известным журналистом в России. Впервые поэтический и писательский талант проявился у Гиляровского в гимназии, где он писал «пакости на наставников». После несдачи очередного экзамена, юный гимназист без документов и денег сбегает из дома в Ярославль, где устраивается на работу бурлаком и крючником. Затем в Царицыне подрядился в табунщики, в Ростове нанялся наездником в цирке, после поступил в актеры и гастролировал с театром по России. В 1877 году уехал служить на Кавказ. Богатая на впечатления жизнь не проходила бесследно: Гиляровский писал, делал зарисовки, сочинял стихи и отправлял это письмами отцу. В 1881 году сатирический журнал «Будильник» опубликовал ряд стихов, после чего новоиспеченный поэт бросил все и принялся писать. Московская жизнь текла бурной рекой из под чернил Гиляровского: очерки, репортажи, открытия выставок, театральные премьеры, описание жуткой трагедии на Ходынском поле… Он печатался в «Русской газете», «Русских ведомостях», «Современных известиях» и др. изданиях: «…Четырнадцать дней я посылал с нарочным и по телеграфу сведения о каждом шаге работы... и все это печаталось в «Листке», который первый поместил мою большую телеграмму о катастрофе и который шел в это время нарасхват. Все другие газеты опоздали». (Из очерка о ж/д. катастрофе близ села Кукуевка). Вся Москва знала или слышала о «дяде Гиляе», а он дружил с Чеховым, Андреевым, Куприным и многими другими. Его первая книга «Москва и москвичи» выходит в 1926 году. Следом идут «Мои скитания» и «Трущобные люди», которая была запрещена цензурой. Все экземпляры были сожжены, но очерки, рассказы и статьи уже до выхода книги были напечатаны в разных изданиях. После революции 1917 года Владимир Гиляровский работает в «Известиях», «Вечерняя Москва», «Огонек». К старости у него стало портиться зрение, но, почти полностью ослепнув, Гиляровский продолжает писать и писать… Лучший московский репортер рубежа 19-20 вв. умер, не дожив 2 месяца до 80-летия.



ВИКТОР ТАЛАЛИХИН

Биография

К дверям школы фабрично-заводского ученичества Московского мясокомбината однажды постучался юноша лет 15ти по имени Виктор, грезивший о небе. Судьба двоих старших братьев, которые служили в армии в авиации не оставила его равнодушным и спустя 2 года он записывается в планерный кружок, открывшийся при заводе. Первый полет будущего героя войны был так удачен, что в следующий раз Виктор, во что бы то ни стало, решил взлететь еще выше: «Хочу летать так, как летают Чкалов, Байдуков и Беляков». Получив азы полета, Виктор направляется в аэроклуб Пролетарского района Москвы. Его не хотели брать из-за маленького роста – 155 см – хотя здоровье было отменным. Но желание и упрямство будущего летчика пересилило все установленные каноны. В 1937 году Талалихин поступает в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу им. Чкалова. Здесь, в один из мастер-классов по высшему пилотажу, юный летчик на опасно малой высоте выполнил несколько петель. После полета его ждала гарнизонная гауптвахта на двое суток. В начале 1941 года младший лейтенант Талалихин по окончании курсов был назначен командиром звена 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В июле Виктор Талалихин после специальной подготовки на аэродроме Дубровицы близ Подольска, совершил свой первый боевой полет над Москвой. В ночь с 6 на 7 августа на И-16 младший лейтенант Талалихин совершил свой бессмертный таран. Над Подольском на высоте 4,5 км им был обнаружен вражеский Не-111 (Хейкель). Попав под бомбардировку, враг изменил курс полета и стал уходить от преследования. Однако Талалихин не отставал и продолжал нападать на противника, поливая его пулеметной очередью. Но патроны быстро закончились, а Не-111 еще был в полете. Тогда наступило время тарана. Приблизившись к врагу вплотную, Талалихин решил винтом отрубить вражеский хвост и в ту же секунду попал под обстрел: «Мне обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а всей своей машиной протаранил врага». Затем наш герой, отстегнув ремень, покинул самолет и удачно приземлился с парашютом. Новость в один день облетела всю страну и, 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика, летчик был награжден орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. За недолгий срок участия во второй мировой младшим лейтенантом Виктором Талалихиным было выполнено более 60 боевых вылетов, сбито 7 вражеских самолетов. 27 октября 1941 года наши войска под предводительством Талалихина вылетели на сражение в район Каменки, что в 85 км от Москвы. Сбив один вражеский Ме (мессершмитт), Талалихин устремился за следующим. «Не ушел, подлец, отлетался над нашей землей», - прозвучали в радиопередатчике слова Виктора. Это были его последние слова. Из облака «вынырнули» еще три фашистских самолета и открыли огонь. Одна из пуль попала нашему летчику в голову… Виктор Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Подольске Герою Советского союза установлен памятник. 18 сентября 2008 года известному Герою Советского Союза и автору «тарана Талалихина» исполнилось бы 90 лет.



МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

Биография

Ее дебют состоялся на сцене театра «Московская оперетта» 21 июня 1941 года. На следующий день ей пришлось забыть о балете на год. Началась война. Она отличалась своим собственным, неповторимым стилем хореографии, в котором каждое па, каждый взмах руки, каждое направление взгляда образовывали в едином порыве особый танцевальный рисунок. В 20 лет она получила партию феи Осени в балете С. Прокофьева «Золушка» и небольшая роль юной танцовщицы затмила главные, благодаря выдающемуся прыжку и необычной грациозной пластике. Балет 1950-х и 60-х гг. был неотделимо связан с именем Плисецкой и ее партиями в балетах «Дон Кихот» и «Раймонд». Но самым любимым спектаклем Майи Михайловны остается «Болеро» Бежара. Сам Морис Бежар однажды признался: «Если б я узнал Плисецкую на двадцать лет раньше, балет был бы другим». Она танцевала практически все классические балеты, один за другим. Все главные партии режиссеры и постановщики доверяли только Плисецкой. Однако ее мечтой было сделать что-то новое. Привнести свое. Ею стала «Кармен». Поначалу критики и зрители Большого театра не приняли её. Или не поняли. Начальство и того было в панике. Но Майя не сдавалась. Успокаивая режиссера и отшлифовывая снова и снова каждое движение, она добилась своего, создав новый образ с «интенсивностью эмоций и яркостью формы». «Лебединое озеро», «Айседора», «Спящая красавица» и другие именитые работы вывели Майю Плисецкую на мировой пьедестал балетной примы. В 70-хх годах она занялась балетмейстерством и поставила на сцене Большого театра «Анну Каренину», «Чайку» и «Даму с собачкой». Не найдя подходящего журналиста, который написал бы книгу в ее интонации, она села за мемуары сама. 1994 год – в свет выходит автобиография выдающейся балерины «Я, Майя Плисецкая». Книга становится бестселлером и переведена на 11 языков мира. По сей день Майя Михайловна не изменяет сцене и периодически выступает с концертными программами за рубежом, а также преподает мастер-классы по балетным танцам. «Главное - быть артисткой, - говорит Плисецкая, - Слышать музыку и знать, зачем ты на сцене. Знать свою роль и что ты хочешь сказать».

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Аннотация: статья затрагивает тему , исследуется патриотическая проблематика в недавнем историческом периоде и в современных российских условиях с уточнением ее влияния на воспитательную работу с молодежью.

Ключевые слова: , . Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения.

В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. Цель статьи является исследование патриотического воспитания молодежи как отражение отношения к Родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации.

Это «вечная тема» традиционной педагогики, обусловленная объективной необходимостью целостности государства. В настоящее время для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование по узкой специализации. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и в не учебное время. Развитие патриотизма должно осуществляться системно, т.е. посредством экономического, социального, духовно-нравственного, информационно-психологического, педагогического, семейного и иного аксиологического воздействия на основе общегосударственной идеи, на базе существующих традиций.

Говоря о таком понятии как патриотизм, необходимо упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации.

И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. Обратимся к истории России и ответим на вопрос: как связано развитие патриотизма в стране сегодня с ее прошлым? Начиная с 80-х годов в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к концу 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта.

Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре В.И. Даля этому понятию дается такое определение: - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…». Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.

Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо . Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы именуем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район.

По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация.

Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше прилагали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Падение советской власти в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей . Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Как известно, когда свободы чересчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, «тусовки» по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи. Хотелось бы упомянуть о еще одном аспекте жизни современного общества и привести немного статистики.

Студентам был задан вопрос: ”Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?” Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65%). Ответ “навсегда” занимает второе место(14,51%). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 4,95%. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно - многие из нас, считая себя патриотами, ведут себя апатриотично. Это происходит, когда родители хотят направить своего ребенка учиться на Запад, выпускник вуза, окончив институт, мечтает уехать из России и работать где угодно, но только не в стране, где родился.

О каком патриотизме может идти речь, когда молодежь бессознательно не любит свою страну? Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству. С 2001 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За последующие пять лет были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно неплохо. Государство и власть на местах всячески поддерживают и пропагандируют патриотическое воспитание современной молодежи. Как проявляется чувство патриотизма, в чем оно выражается? Односложно ответить на этот вопрос трудно.

Это чувство, скорее всего, сокровенное, и во внешней своей демонстрации оно вряд ли нуждается. Проявляется же оно и в преданности определенной территории, в желании жить и трудиться только здесь, а не там, где комфортней и лучше. В зависимости от уровня сознания индивида его понятие родины может быть ограничено определенным двором или деревней, а может подниматься до осознания себя гражданином целого государства. Патриотизм - это и уважение местных обычаев и традиций, уважение к памяти своих предков. Это также и осознание того, что достойное развитие твоего города и государства в целом в какой-то степени зависит и от тебя лично.

Для этого надо просто честно и добросовестно выполнять свой долг, который заключается в добросовестном выполнении своих гражданских, профессиональных обязанностей. Нелегко любить Родину при таком государственном устройстве. Сейчас выросло не одно поколение молодых людей, которые ничем не обязаны государству. Оно не дало им учиться нормально, не обеспечило социальной перспективы. И молодежь не уважает эту власть, не ценит и не боится.

И здесь важно донести до сознания молодежи, что понятие Родины, России не тождественно понятию государства. Власть государственная может меняться, она и меняется на наших глазах, а Родина - одна при любой власти. Россия была, есть и будет. Будет, если будут люди, готовые работать и жить во благо своего отечества, а не только ради личной корысти. Вопрос в том, как воспитать таких людей, патриотов своего отечества? Один из ответов на такой вопрос мы можем найти в программах современных российских политических партий. Необходимо отметить то обстоятельство, что политические партии не ставят целью воспитание патриотизма у молодого поколения современной России. Так партия «Единая Россия» своей целью провозглашает построение новой, свободной, процветающей, сильной России на основе общих ценностей и интересов. Ее ценности - любовь к родине, крепкая семья, здоровый образ жизни, профессионализм.

Она подчеркивает, что воспитание у подрастающих поколений ответственности, целеустремленности, патриотизма, формирование активной гражданской позиции возможны на основе духовных и нравственных ценностей. И задача партии - создавать условия для их самореализации через совершенствование программ кадровой политики, создание рабочих мест, поддержку молодых семей, выравнивание стартовых возможностей для развития личности. В результате, по мнению ЕР, у молодых сограждан не возникнет желания во что бы то ни стало уехать жить за границу, а наоборот, связать свое будущее с Россией. КПРФ, являясь партией «патриотизма, интернационализма и дружбы народов», отмечает, что будущее России можно строить только на прочном фундаменте ее созидательных традиций и исторической преемственности. ЛДПР выступает за вовлечение молодежи в общественную жизнь, спорт, в проекты благотворительности, организацию для молодых людей государственного обучения перспективным и престижным профессиям. В планах ЛДПР создание молодым людям условий для полноценного проведения досуга: клубы, дискотеки, военно-патриотические секции. Это оторвет молодежь от тлетворного влияния чуждых мнимых ценностей, наркотиков, преступности. ЛДПР твердо намерена переломить эти негативные тенденции. «Цель партии - создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей. Место, занимаемое молодым человеком в обществе, будет зависеть

лишь от его собственных способностей, а не от толщины кошелька родителей или наличия «московской прописки». Политическая партия «Патриоты России» выделяет главные ценности патриотов России - это общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства граждан. К ним партия относит, прежде всего, человека, семью, его счастье и благополучие, основанные на духовном развитии человека и общества, государственность России, ее независимость, суверенитет, территориальную целостность, экономическое и оборонное могущество, безопасность государства и т. д. «Патриоты России» предлагают осуществлять воспитание патриотизма на основе общенациональной идеи: «Справедливость для всех, счастье для каждого», которая отвечает глубинным потребностям, интересам и надеждам нашего народа. То есть партия не ставит перед собой конкретную задачу воспитания чувств и действий современного патриота.

Политическая партия «Справедливая Россия» о воспитании патриотизма у молодого поколения не говорит ни слова, но весь раздел «Молодежная политика» наполнен такой мыслью. Она подчеркивает, что государство, которое не заботится о молодом поколении, не имеет будущего. Молодежь - это главный инновационный потенциал. Наглядным примером развития понятия патриотизма у нынешней молодежи в России, в статье автора стала выставка-ярмарка «Ладья. Весенняя фантазия 2015.». Побывав на выставке можно с уверенностью сказать, что не каждая страна может похвастаться такими многонациональными особенностями и таким многообразием народного творчества.

Выставка «Ладья» открывает всю палитру народных художественных промыслов. Это показ творческих достижений мастеров и художников народных художественных промыслов России. Побывав там, действительно убеждаешься в том, насколько разнообразна Россия и невольно начинаешь гордиться ею. На выставке были множество мастер классов, где на месте ты мог научиться любому творчеству и неважно в каком ты возрасте. Развитие патриотизма в нашей стране не стоит на месте, в этом автор убедился, посетив выставку-ярмарку. Исследования показали, что в России развиваются патриотические качества у современной молодежи.

Список литературы:

1. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

3. Каджаспирова Е.М. Педагогический словарь. М., 2003. С. 47-48.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-171751.html (Статистика - опрос. Научная работа: Проблема патриотизма современной молодежи в России).

Выбор редакции
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...