Отношение к а зори здесь тихие. Смелость и трусость а зори здесь тихие


Сочинение

Лучшие и худшие черты, свойства характера человека и народа в целом раскрываются в экстремальных ситуациях. Это общеизвестная истина. К таким ситуациям, в первую очередь, относятся войны.

Великая Отечественная война стала страшным испытанием для наших дедов и прадедов. Но она помогла понять, еще раз осознать, насколько русские — сильная нация, богатая не только материально, физически, но и духовно. Богатая и красивая силой духа и души своего народа.

Литература, посвященная Великой Отечественной, — подтверждение тому. Так, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказывает о событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у командира под началом только шесть молодых хрупких девушек. Автор рассказывает нам об их судьбах.

Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год у них родился сын, а еще через год началась война. Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Великая Отечественная превратила слабую домохозяйку в бесстрашного солдата.

Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Лиза Бричкина до войны жила в лесу и тоже совсем не знала жизни. Девушка мечтала о любви, городской жизни. Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь: сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, ухаживающий за ней… Во все эти судьбы война внесла свои страшные поправки, сделав из женщин солдат. Но и эту роль они выполнили с честью, сделали все, что могли, чтобы защитить свою родину, своих детей, свой народ.

Старшина Васков решает уничтожить немецких захватчиков. Быков показывает, как в опасной ситуации раскрываются характеры всех героев. Так, сначала девушки совсем невысокого мнения о своем командире: «Пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из Устава». Но опасность сблизила всех шестерых, изменив мнение о старшине.

Васков вобрал в себя лучшие качества воина, готового подставить себя под пули, но спасти девушек и выполнить свой долг: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют — значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!»

И они держали до последнего вздоха. Разной была их смерть: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась привести подмогу. Галю Четвертак скосила автоматная очередь. Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины. Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненой Риты Осяниной.

В повести В. Быкова «Сотников» также раскрывается истинно русское мужество, настоящий русский характер. Особенно ярок он (образ Сотникова) по сравнению с другим героем повести — Рыбаком. Эти герои в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь. На примере этих людей мы еще раз убеждаемся, что перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. И именно здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Идя на выполнение задания, герои по-разному реагируют на предстоящую опасность. Кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. При пытке Сотников несколько раз терял сознание, но не сказал ничего. Это герой примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможным. Единственное, что ему оставалось, — определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом.

Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что он убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других то же, что от себя. Он не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни, не хотел, чтобы о нем плохо говорили, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат». — «Иди ты к черту!» — следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы запутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека. Писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, искупление вины перед народом. Но Рыбак выбрал путь предательства.

«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой» — сказал кто-то из великих. Произведения, посвященные Великой Отечественной войне, полностью подтверждают, что русский народ обладает истинным мужеством. Именно оно помогло выстоять в этой войне, победить и сохранить себя как нацию.

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Жестокость войны.

2.1. Пять героинь.

2.2. Боль старшины.

3. Битва местного значения.

Война - это страшное слово, которое несет в себе боль и разрушение, отчаяние и тревогу, смерть и страдания. Это повсеместное горе, это общее смятение. Мучения, которые перенес человек, испытавший войну, ни с чем не сравнить, их невозможно передать.

Боль за своих близких и за себя, боль за страну и за будущее - это то, что ощущает сердце каждую минуту, каждую секунду. Именно такой изображает перед нами Борис Васильев Великую Отечественную Войну - без прикрас, без преувеличений.

Пять молодых девушек идут воевать, защищать свою землю. Пять различных судеб, пять неодинаковых характеров сливаются в унисон в борьбе с фашистами. Рита Осянина - юная мать и вдова, не успевшая насладиться семейным счастьем. Она самая отважная и неустрашимая, ответственная и серьезная.

Детдомовская и смешная девчонка, мечтающая стать великой артисткой. Соня Гурвич - обычная студентка - отличница, влюбленная в паренька и зачитывающаяся поэзией. , выросшая в лесу, мечтающая о городской жизни и суете. - веселая озорная генеральская дочь, на глазах которой была расстреляна вся семья.

Все они - яркие индивидуальные личности, пережившие тяжелое горе и стремящиеся только к одному - послужить отечеству. И девушкам это удалось. Они получают ответственное задание вместе с командиром Васковым, они все смелы, бесстрашны, мужественны. По очереди умирают молодые красивые героини, исполненные сил и здоровья. Риту зацепили осколки гранаты, Женю изрешетили автоматные выстрелы, Соню убили кинжалом в сердце… Эти страшные мучительные смерти не поколебали уверенности девушек, не заставили их предать родину, не принудили потерять мужество.

Теряя своих товарищей по оружию, старшина начинает понимать, как много они для него значили, с их девичьим смехом, женскими шутками, молодым задором. Он восхищается их силой и бесстрашием, их ненавистью к врагу и любовью к жизни, их героизмом и подвигом. Оплакивает мужчина эти страшные смерти: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Сколько скорби, сколько нежности, сколько боли в этих словах! И он отомстил немцам за смерть девушек, пронеся на всю жизнь воспоминание о доблести его “сестричек”.

События, описанные в повести, - это события местного значения. Казалось бы, подвиг девушек не повлиял на всеобщую победу, затерялся среди громких знаменитых подвигов. Но это не так. Если бы не геройские поступки простых солдат, если бы не отвага обычных рядовых, защищающих каждый сантиметр земли, то и не стала бы возможна Грандиозная победа. Потому что без маленького не бывает великого.

Когда я читала книгу «А зори здесь тихие…», мне показалось, что я полностью перешла в мир этой книги, настолько сильно я сопереживала героям. Всё-таки, какие смелые девушки! Признаюсь честно, я плакала в конце, когда они все погибли! Я бы очень хотела, чтобы эту книгу прочитали все. Она этого достойна. Это память обо всех юных солдатах той страшной войны…

Аня Горгома, 12 лет

Туапсинский район, Краснодарский край

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» рассказано о героизме советских девушек на фронте во время Великой Отечественной Войны. Читая эту повесть, я плакала. Жаль было девчонок, почти моих ровесниц, которые, рискуя жизнью, пытаются помочь фронту. Мысленно задавала себе вопрос: «А способна ли я на такие поступки?». Ведь жизнь одна, хочется просто быть счастливой. И я поняла: девочки и были счастливы тем, что смогли защитить то, что им дороже всего: детей, любимых, матерей, Родину. Мне очень понравилось это произведение, ведь именно такие книги помогают становиться настоящими людьми.

Юлия Колесникова, 16 лет

Венцовская детская библиотека, филиал № 4

МКУ «ВБС с/п "Венцы-Заря"» МО Гулькевичский район

Однажды в библиотеке я увидела книгу Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Книгу я прочла на одном дыхании, но какой глубокий след она оставила в моей душе! Хрупкие молодые девушки удерживали фашистов в лесу. Огромным мужеством нужно обладать, чтобы вот так защищать свою Родину.

Наталья, 17 лет

г. Краснодар

Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» повествует о Великой Отечественной войне. Читая страницу за страницей, я о многом размышлял, ведь книга основана на реальных событиях и в ней рассказывается о молодых девушках, участвовавших в боях за Родину. Сейчас мы живем в мирное время, а в те годы умирали восемнадцатилетние девушки, каждая со своей судьбой. Война оборвала их жизни, их мечты… Если бы не война, то жизни Риты, Жени, Лизы, Сони, Гали сложились бы по-другому.

Мы знакомы со многими книгами о войне, но советую всем прочитать именно эту книгу – книгу о вкладе женщин в Победу за мир, ведь это Победа досталась дорогой и тяжелой ценой.

Аян Сырымов

8-й «Б» класс, гимназия № 45

г. Караганда, Республика Казахстан

Недавно я прочитала книгу Бориса Васильева «А зори здесь тихие». В книге рассказывается о героизме и мужестве девушек во время Великой Отечественной войны. Главные герои: пять молодых, вставших на защиту Родины девушек и старшина Васков. У каждого из них были планы, мечты, но всё перечеркнула война.

Что же будет с ними? Какие испытания будут у них на пути?.. Узнать это вы сможете, прочитав эту замечательную книгу. Я думаю, эта повесть запомнится всем читателям надолго.

Катыгорох Лада, 13 лет

Крымская центральная детская библиотека А. А. Лиханова

Краснодарский край

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» – одно из многих произведений литературы, посвящённое подвигу русских солдат в годы Великой Отечественной войны. Но эта повесть не просто о солдатах, сражавшихся за победу, а о судьбах совсем юных девушек, ставших на защиту Отечества.

Действие повести разворачивается на 171-м железнодорожном разъезде в мае 1942 года. Автор повести этим показал, что победа в боях «местного» значения оплачена такой же кровью, как и при масштабных сражениях. Это является идеей произведения.

В повести действуют шесть главных герое: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.

Федоту Васкову тридцать два года. По окончании четырёх классов полковой школы он за десять лет дослужился до старшинского звания. После финской войны его бросила жена, а сына он вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, где его убили немцы. Это горе состарило старшину, он кажется суровым, чёрствым.

Младший сержант Рита Осянина стала женой красного командира в неполные восемнадцать лет. Её сын Алик был отправлен к родителям, а Рита заняла место в строю после геройской гибели мужа на второй день войны, о чём она узнала через месяц после его гибели.

Соня Гуревич – сирота. Её родители, скорее всего, погибли в Минске, захваченном немцами. В это время Соня училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и не знала своих родителей.

Лиза Бричкина выросла в семье лесника. Она собиралась учиться в техникуме, но её планы нарушила война.

Самая красивая и беспечная из героинь повести – это Женя Комелькова. Она, дочь командира Красной армии, полюбила полковника Лужина, который был женат. За связь с ним её перевели служить на 171-й разъезд.

У каждой девушки до войны была своя судьба, они мечтали о счастливом будущем, но их общей судьбой стала война и трагическая гибель. Ценой своих жизней они выполнили приказ.

«У войны неженское лицо», понятия «женщина» и «война» несовместимы и противоестественны. Автор повести, описывая быт героинь, как бы противопоставляет их суровую солдатскую службу и редкие часы отдыха, когда бойцы предстают молодыми девушками, которые хотят быть красивыми, счастливыми, несмотря на тяготы войны.

Война в повести Б. Васильева представлена не громкими сражениями, сложными военными операциями, а будничной службой, которую несут хрупкие, совсем ещё юные девушки. Это подчёркивает и простой язык разговорной речи, которым автор описывает несправедливость и жестокость войны.

Одной из особенностей произведения является вставная новелла. Автор повествует там о прошлой мирной жизни героинь. Там они счастливы и беззаботны. Описание природы в произведении в виде красивых пейзажей противопоставляется ужасу и грязи войны. Как будто вся живая природа взывает к разуму людей: «Прекратите войну, остановитесь!».

Повесть поражает глубиной трагизма судеб главных героев. Произведение заставляет по-новому задуматься над последствиями, которые несёт за собой война. В одно мгновение мирная жизнь, мечты о будущем превратились в кровь и смерть. Наш мир так же хрупок, как и героини повести, и так же несовместим с убийствами и войнами. Но девушки смогли противостоять жестокости войны, они в неравном бою вышли победителями противника, превосходящего и числом, и силою, и выучкой.

Эта повесть заставляет нас, не знающих войн, задуматься о том, что нужно сделать, чтобы никогда не повторился этот ужас, чтобы наши девушки никогда не знали, как тяжелы грубые солдатские сапоги, как некрасивы серые шинели.

Автор повести жестоко распорядился судьбой героинь. Но после прочтения произведения остаётся всё-таки светлое чувство, потому что гибель девушек не была бессмысленной. Они, молодые, только начинавшие жить, и есть настоящие герои войны и её победители.

Валерия Рангаева, 15 лет

г. Сызрань


Значкова Евгения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть…

Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминаниями. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я знаю многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они писали о войне, вот почему вновь и вновь рассказывали о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Мой любимый писатель – Борис Васильев. В начале войны он был молодым лейтенантом. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. Как к незаживающей ране я прикасаюсь к его трагической повести «А зори здесь тихие…». Она произвела на меня огромное впечатление. Повесть читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и действия героев держат в постоянном напряжении.

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт…»…

Такими словами начинает Борис Васильев свою повесть. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их.

Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это пять разных, но таких чем-то похожих девчонок. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать! «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются»… Женька Комелькова – «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», всегда веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Галя всегда жила в своем воображаемом мире активнее, чем в действительном, поэтому она боялась…страшно боялась этой ужасной и беспощадной войны… Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Она всегда знала, что «жизнь – понятие реальное и ощутимое, она существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня». А Лиза всегда умела ждать… Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Ее такая по-детски наивная мечта – стать новой Любовью Орловой. Но никто из них так не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Они дрались за Родину так, как никто, нигде и никогда не дрался. Они ненавидели врага ненавистью, которой можно плавить сталь, - ненавистью, когда уже не чувствуются ни боль, ни лишения… Их первым и серьезным приказом было, которому они должны строго подчиняться: «…Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро… На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели она выйдет из строя, то бойца Гурвич…» После было много приказов. И девушки выполняли их четко, как и положено молодым солдатам. Было все: слезы, переживания, потери… На их глазах умирали близкие подруги, но они держались. Они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и было их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны!..

И смерть была у них всех разная, как разными были и их судьбы… Риту задела граната. Она понимала, что рана смертельна, и что умирать она будет долго и мучительно. Поэтому, собрав последние силы, она все-таки произвела тот роковой выстрел – выстрел в висок!.. У Гали была такая же болезненная и безрассудная смерть, как она сама, - могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась. Что ей тогда двигало, остается только догадываться. Может, трусость или просто мимолетное смятение?! Неизвестно… У Сони была жестокая смерть. Она даже понять не успела, как тонкое острие кинжала пронзило ее молодое и жизнерадостное сердце... У Жени – отчаянная и немного безрассудная! Она всегда верила в себя и даже тогда, когда уводила немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Лизу смерть настигла неожиданно. И это была такая глупая неожиданность. Лизу затянуло в болото. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения Лиза верила, что это завтра будет и для нее…».

И остается старшина Васков, о котором я ещё не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

Как сокрушается старшина: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле наворачиваются слёзы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества». Что же двигало ими, когда они, не жалея жизни, шли в бой, отстаивая каждую пядь земли? Может, это просто долг перед народом, перед своей Отчизной, или мужество, смелость, храбрость, патриотизм? Или всё это вместе? Всё смешалось в них.

Остро ощущаю сейчас горечь от невозвратимости потерь, а слова старшины Васкова воспринимаю как трагический реквием: «Здесь у меня болит, - он ткнул в грудь, - здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил». Странно было читать эти слова. Странно то, что старшина Васков винил во всем себя, а не фашистов, которых ненавидел больше всех на свете!

Все-таки есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь эта повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа. Автор исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, раскрывает новые стороны подвига людей.

Читая повесть, я невольно становилась свидетельницей будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому свободном глухом разъезде в Карелии. Ведь я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и герои повести Бориса Васильева. Они не хотели погибать, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей! В основу произведения положен незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано в нём так, что перед глазами встают все ужасы войны в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого несоответствия подчеркнут самим названием повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Только большая любовь к ней, желание защитить родную землю и ее невинных жителей могло заставить небольшой отряд из шести человек продолжать так мужественно сражаться.

После прочтения повести понимаешь, что такое война. Это разрушения, гибель ни в чем не повинных людей, величайшее бедствие человечества. Начинаешь понимать всю сущность этой войны. Автору точно удалось передать чувства и ощущения героев, их собственные отношения к войне.

«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования – уцелеть, - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности».

«…Врага понимать надо. Всякое действие его, всякое передвижение для тебя яснее ясного быть должно. Только тогда ты за него думать начнешь, когда сообразишь, как сам он думает. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает…».

Тем ужаснее эта война, что погибают старики, женщины и дети. Пять молодых девушек, героинь повести, отдали свои жизни, чтобы зори были тихие, чтобы мы – нынешнее поколение – жили в мире. Повесть «А зори здесь тихие…» еще раз заставляет вспомнить о героях войны и низко поклониться их памяти. И это, прежде всего, нужно живым.

… Прошло много лет, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто пропуская мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Потому что некогда? Или потому что, зная всё о войне, мы не знаем только одного – что это такое? И именно эта повесть помогла мне найти ответы на эти терзающие меня вопросы. Именно она помогла мне понять, что война – это не просто пять букв, каждая из которой включает в себя весь ее ужас, а это, прежде всего люди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого же человека, как и я!

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» - «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Смелость и трусость наиболее ярко проявляются в людях в трудных жизненных ситуациях, когда нужно принимать решение, как поступить, и на войне. Обратимся к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв. Он служит в Белогорской крепости. Здесь их, молодых офицеров, двое. Второй – Швабрин. По-разному они поступают, когда крепость захватили пугачёвцы. Перед лицом смерти смело ведёт себя Гринёв. Он готов умереть, но не нарушить присяги верно служить Отечеству. Но не таков Швабрин. Чтобы спасти свою жизнь, он переходит на службу к Пугачёву. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но именно в таких ситуациях выявляются скрытые человеческие качества: лучшие и худшие, смелость и трусость.

В повести В. Быкова «Сотников» два главных героя. Они тоже молоды и тоже оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам. Не только преданность Родине живёт в нём, но и, конечно, смелость. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он струсил и перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Смелость и трусость ярче всего проявляются на войне.

Говоря о смелости и трусости нельзя не вспомнить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Пять девчат-зенитчиц отправляются со старшиной Васковым, чтобы задержать отряд немецких диверсантов. Вспомним эпизод, в котором рассказывается, как Женька Комелькова идёт купаться в озере, чтобы заставить фашистов, притаившихся на другом берегу, пойти к железной дороге обходным путём, потерять время. Страшно ей было в этот миг? Конечно, очень страшно. Но Женька совершила смелый поступок, она не думала в это время о себе. За её спиной были товарищи, в её сердце жила преданность родной земле. И погибает смелая Женька героически: уводит врагов в сторону от своих товарищей, от раненой подруги. А Галка Четвертак? Неужели она самая трусливая? Тогда почему и её имя выбито на памятнике, стоящем на опушке леса? Она погибла не потому, что струсила. Просто страх охватил её, когда совсем близко она впервые в жизни увидела врагов. Не будем в этом винить совсем молодую девчонку, не будем говорить, что она струсила. Ведь на войне и взрослые мужчины тоже многого боятся, просто умеют преодолевать чувство страха.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

27 февраля у нас в школе в преддверии 70-летия Великой Победы прошла премьера спектакля "А зори здесь тихие..." Присутствуя в зрительном зале, я буквально перенеслась в прошлое, с головой окунулась в события военного времени. Пережила вместе с героями всё: счастье, боль, радость и страх. Всё было настолько реалистично, что я чуть не расплакалась. Изумительно! Хочется отметить хорошую актёрскую игру, прекрасные костюмы и декорации и отличную работу режиссёра. Великолепно были сыграны сцены гибели молоденьких девушек, защищавших Родину ценой своей жизни.

Гаврилова Валентина, ученица 9 "А"

Если бы за спектакль «А зори здесь тихие…» мы, зрители, ставили оценку, я бы поставила за него «5+». Постановка произвела на меня огромное впечатление. Отличная постановка, по-настоящему блестящая игра актёров, костюмы и реквизит, сама эпоха того времени - всё произвело на меня огромное впечатление. Спасибо, Вам, Ольга Викторовна, за такой спектакль накануне большого праздника – Дня Победы.

Панова Юлия, 10 кл.

Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие…», говорил: «Если человек чувствует боль, он жив, а если человек чувствует боль другого человека, он – Человек». Все зрители в зале так переживали за Женьку, Риту, Лизу, Галку, Соню, чувствовали такую боль, когда они умирали, что на глазах многих, и ребят, и взрослых, выступали слёзы. А это значит, что все мы – Люди! Спасибо всем, кто помог своей замечательной игрой ещё раз почувствовать себя человеком!

С.В.Чабрикова, учитель русского языка и литературы.

Нет слов!!! Весь спектакль на одном дыхании! Мы словно побывали на настоящей войне, забыли о том, что на сцене наши одноклассники. Какие же вы молодцы!

Калинина Лиза, 10кл.

Выступление школьного театра «Пигмалион» вижу впервые. Спектакль «А зори здесь тихие…» в исполнении учащихся моей школы – просто замечательная работа талантливого коллектива под руководством О.В.Лобан. Так достоверно сыграны образы юных девушек-зенитчиц, что многие в зале от их гибели были растроганы до слёз.

Климкина Ольга, 10кл.

В театре меня поразила игра всех актёров. Но хотелось бы сказать о выступлении «автора» – Прибе Алексея, без которого игра на сцене не была бы полной, а тому, кто не читал эту повесть, не всё было бы понятно из происходящего на сцене. Алексей – молодец: выучил такой большой объём материала. Своим спокойным, тихим, размеренным голосом он помог нам увидеть происходящее вне сцены.

Конкин Дмитрий, 10кл

Подвиг, который совершили пять юных девушек-зенитчиц, никого не оставил равнодушным в школьном зале. На хрупкие плечи совсем юных защитниц Родины легла огромная ответственность - не пропустить немцев к железнодорожному мосту. Проявив героизм и мужество, они выполнили свой долг. Мне очень понравилась постановка, где присутствовала прекрасная игра актёров, профессиональные спецэффекты, реквизит и костюмы, передающие дыхание той эпохи. Становится понятно, что никогда не победить ту страну, в которой с такой ненавистью к врагу и любовью к Родине воюют девушки.

Медведева Анастасия, 10кл.

Из всех постановок школьного театра «Пигмалион» «А зори здесь тихие…» - самая напряжённая. Каждого из присутствующих в зале не покидало ощущение, что мы находимся в гуще событий. И девушки-зенитчицы, и бывалый вояка Васков никого не оставили равнодушными. В некоторые моменты было сложно удержать слёзы, подступающие к глазам. Актёрский коллектив правильно и полно передали содержание повести Б.Л. Васильева.

Шапошникова Ксения, 11кл.



Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 421.

Кон­курс­ное со­чи­не­ние уче­ни­цы 6«А» класса школы №1358 Елизаветы Виньковой (Москва).

Что такое настоящее мужество?

Что такое мужество? Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности или душевная стойкость и смелость?

Иметь мужество — говорить правду в глаза. Многие из нас сталкивались с такой ситуацией, но не многие говорили правду в глаза.

Мужественный человек должен быть стойким, энергичным и храбрым. Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» мы можем понять, что это именно так.

Это книга о Великой Отечественной войне. В ней рассказывается о трагической гибели пяти девочек — зенитчиц, добровольно ушедших на фронт. Автор пишет о том, как тяжело было девушкам, оказавшимся на войне; как одна за другой они погибли, самоотверженно защищая свою родину. А в судьбе этих пяти девчат отразилась судьба миллионов женщин того страшного времени. Повесть позволяет представить все тяготы войны, выпавшие на долю людей.

Вот перед нами девушки, по разным причинам пришедшие на войну. Они, кроме Риты Осяниной, не успели стать ни матерями, ни жёнами. Рассказчик ведёт повествование от третьего лица, поэтому мы можем представить себя на месте героев.

Сюжет от главы к главе становиться всё напряжённее, а когда навстречу девочкам и Васкову, сидящим в засаде, выходят шестнадцать немцев вместо двоих, у нас замирает сердце. Но «одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадёжно — держать...» И девочки стояли до конца.

И вот наступает трагическая развязка: все пять девушек одна за другой погибают: Соня убита ударом кинжала в сердце, Лиза тонет в болоте, Галю застреливают немцы, потом стреляет в себя тяжело раненая Рита, последней погибает Женька, уводившая от Риты немцев. Силы были не равны, но всё же девочки отчаянно бились, зная, что погибнут. В живых остался только старшина Васков, безоружный, но сумевший взять в плен последних двух немцев. Ему помогло желание отомстить за девушек, в смерти которых он винил себя.

Но повесть на этом не кончается. Борис Васильев пишет эпилог. Читая его, мы оказываемся в послевоенном мирном времени и узнаём, что Васков воспитал сына Риты Осяниной. И они вдвоём приезжают на разъезд, где когда — то погибли девушки, чтобы поставить им памятник. Нельзя забывать тех, кто защищал свою родину и её будущее.

Вместе с рассказчиком я переживала и радовалась за героев. Были моменты, когда можно было посмеяться и когда — поплакать. Меня особенно тронула смерть Лизы Бричкиной. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последней раз увидела его свет — тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё». Грустно было читать, как девушки погибли на войне.

Мне кажется, что название повести «А зори здесь тихие» автор выбрал не случайно. Оно подчёркивает трагедию войны, которая противна и прекрасной природе и прекрасной земле и прекрасным людям, живущим на нашей планете.

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева произвела на меня огромное впечатление.

Я считаю, что люди, которые участвовали в Великой Отечественной войне, самоотверженно защищая свою родину, совершили незабываемый, великий подвиг и проявили настоящее мужество.

Винькова Елизавета , 13 лет

школа № 1358, Москва

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...