Отметьте один из результатов реформы 1861.


1.2. Реализация крестьянской реформы

1. Правовое положение крестьян.

2. Крестьянские наделы и повинности.

3. Выкуп и выкупная операция.

4. Реформа в удельной и государственной деревне.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» , разъясняющие условия отмены крепостного права в России. «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей» было отменено навсегда. Свободными в юридическом отношении людьми объявлялись 22 563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1 467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам. На Украине крепостные составляли около 42% всего населения в сравнении с 35% в среднем в Российской империи.

Однако, анализируя правовое положение крестьян, следует помнить, что связи крестьян с помещиками отнюдь не обрывались: принятие законов ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников. В течение этого периода крестьяне были «обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами », поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы.

Условия соглашения по каждому имению на основе общих положений определялись уставными грамотами, на составление которых отводилось два года. Их составляли мировые посредники, которые назначались из местных помещиков. Однако принципиальное различие нового состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян четко регламентировались законом и ограничивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временнообязанными.

Необходимо отметить, что переходный период был введен для того, чтобы не разорять помещиков и дать им возможность переустроить свои поместья для дальнейшей их обработки уже при помощи наемных работников вместо крепостных крестьян. Учитывался здесь и психологический аспект: мгновенная потеря даровой рабочей силы была бы слишком болезненна для привыкших к крепостному укладу помещиков.

По истечении срока временно обязанного состояния крестьяне могли выкупать усадебную и надельную землю. Почему же реформаторы были непоколебимо уверены в том, что преобразования успешно пойдут именно в этом направлении? Ведь крестьянин как свободный человек мог и отказаться от надела, чтобы избежать необходимости выплачивать немалый выкуп.

Во-первых, творцы реформы не верили в то, что крестьяне начнут отказываться от земельных наделов: вне земли, вне собственной усадьбы они себя не мыслили. Количество же городов с их более привлекательным укладом жизни тогда было не очень велико - страна оставалась преимущественно крестьянской.

Во-вторых , крестьянин получал лишь формальную свободу: он «принадлежал» общине «миру», и все вопросы, связанные с предоставлением земельных наделов, государство решало с ней, а не с отдельным хозяином. Так закреплялась круговая порука и ответственность всего «мира» за каждого крестьянина и за его повинности. Да и само понятие индивидуальной «частной» свободы было для крестьянского сознания непривычным, чуждым.

В-третьих, отказаться от полевого надела крестьянин не мог, так как усадебная земля не обеспечивала потребностей его семьи. В таких условиях крестьянин не видел другой возможности, кроме выкупа полевого надела.

Но в не менее жесткие условия попал и помещик. Он имел право не продавать землю крестьянам. Но воспользоваться этим правом ему было невыгодно: выделенная крестьянам земля закреплялась за ними навсегда, их обязанности по отношению к помещику строго регламентировались законом и не могли удовлетворить его потребностей в деньгах. Поэтому помещику ничего не оставалось, как продать свою землю, а не оставаться вечно ее неполным собственником. Таким образом, и помещики, и крестьяне могли поступать в основном так, как планировали Редакционные комиссии: первые были вынуждены землю продавать, а вторые - покупать ее. Это создавало необходимое напряжение, пускавшее в ход механизм реформы.

Расчеты реформаторов оправдали себя: через 20 лет после вступления в силу Манифеста 1961 года большинство крестьян внутренних губерний перешло на выкуп или уже выкупили усадебную и надельную землю. К 1881 году на положении временно обязанных находились только 15 процентов бывших помещичьих крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. В западных губерниях (в том числе, на Правобережной Украине) крестьяне начали выкупать землю сразу.

Реформа 1861 года привела к катастрофическому обезземеливанию русских крестьян. При предоставлении им земли закон исходил из того, что площади отводимых наделов должны быть такими, какими крестьяне пользовались дореформы. Определение размеров этих площадей возложили на помещиков. Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между землевладельцами и крестьянами. Если такого соглашения достичь не удавалось, в действие вступали жесткие нормы наделов, рассчитанные для каждой области России. При размерах дореформенного надела больше этой нормы помещик имел право отрезать «излишек» земли в свою пользу. И, наоборот, к наделу меньше нормы землю следовало добавить. Однако в Редакционные комиссии помещики продавали заниженные данные о размерах используемых крестьянами наделов. Попытки комиссий увеличить нормы, как правило, не приводили к успеху. В результате крестьянское землепользование (т.е. площадь обрабатываемой земли) в 27 из внутренних губерний сократилось в среднем на 20 процентов, в некоторых губерниях - на 30 процентов (в их числе оказались Левобережная Украина и Новороссия).

Для прожиточного минимума крестьянину требовалось от пяти до восьми десятин земли в зависимости от ее плодородия . Большинство же крестьян (примерно 70 процентов) получили наделы от двух до четырех десятин. Более того, помещикам предоставляли право самим решать, какие земли отвести крестьянам. Понятно, что лучшие участки, а также выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обходиться, остались у прежних владельцев. Такая практика перераспределения земли существовала во всей Российской империи, но особенно остро борьба за землю развернулась на Украине. Если средний размер крестьянского надела в империи составлял 27 десятин на семью, то на Левобережной Украине и Новороссии – только 18.

Исключение составляла Правобережная Украина. Не будучи уверенным в лояльности польской шляхты этого региона (что подтвердило польское восстание 1863 г.), российское правительство стремилось привлечь на свою сторону украинских крестьян и раздало им наделы на 18% больше, чем они имели до 1861 г. Здесь были установлены и более льготные, по сравнению с остальными губерниями России, условия освобождения: возвращены отрезанные от наделов земли, снижены повинности в среднем на 20%.

Таким образом, реформаторам не удалось сделать из освобожденных крестьян полноценных и независимых земельных собственников. Отныне российские крестьяне станут испытывать постоянный и мучительный «земельный голод», год от года будет происходить обнищание тысяч людей, нерешенность земельного вопроса превратится в истинное проклятие для страны.

Пореформенные отношения между крестьянами и помещиками не были равноправными . При решении вопроса о размерах полевого надела частным собственником на землю выступал только помещик. Для крестьян не существовало даже понятия «собственность на землю». Они говорили, что земля ничья - «Богова», что землю можно только обрабатывать, но не владеть ею (отдавать кому-либо, завещать, менять и т.д.). Крестьяне искренне недоумевали, почему помещикам оставляют так много земли. Помещики и крестьяне при решении земельного вопроса говорили на разных языках. Два взаимоисключающих понимания проблемы - официально-правовое и традиционно-крестьянское - стали основным изъяном реформы, ликвидировать который так и не удалось.

Прежде чем помещик будет продавать, а крестьянин покупать землю, требовалось определить ее стоимость. Предлагалось установить выкуп по среднерыночной стоимости земли. Однако помещик терял не только землю, но и труд крестьянина, а потому хотел компенсировать потерю рабочих рук, т.е. получить выкуп и за землю, и за получившего свободу крепостного.

Правительство нашло способ заставить помещика не изымать причитающиеся ему за землю деньги из Государственного банка. Ведь именно государство, помогая крестьянину, расплачивалось за землю с помещиком. За выкуп, который тот оставлял у государства, оно обязалось выплачивать ему ежегодно столько же денег, сколько он получал с крестьянина еще до реформы в виде ежегодного оброка за пользование помещичьей землей.

Государство выступало здесь в роли ростовщика: крестьяне должны были выплачивать 49 лет по 6 процентов от предоставленной им ссуды ежегодно. Таким образом, государство за их счет расплачивалось с помещиками и получало к тому же немалый доход, так как за полвека крестьянам пришлось бы внести в банк три представленные им ссуды, а все проценты сверх того, что отдавалось помещику, государство забирало себе.

Крестьяне были переведены на обязательный выкуп в 1881 году, а землю, согласно закону, начали выкупать лишь с 1 января 1883 года. Фактически выкупные платежи были отменены в 1906 г. под натиском революции 1905-1907 годов, т.е. крестьяне платили их 22 - 42 года в зависимости от сроков перехода на выкуп. Выкупная операция нисколько не ущемляла прав помещиков, не ухудшила она и финансового положения государства - все издержки на проведение реформы оплачивали крестьяне. У многих современников реформы сложилось убеждение, что крестьян ограбили. Действительно, выкуп оказался больше цены полученной земли, наибольшее несоответствие было в нечерноземных губерниях - выкуп на 90% больше пореформенных цен, а в черноземной полосе - на 20. Только в западных губерниях выкуп был равен цене.

Основные начала Положений затем были распространены на удельных (1863) и государственных (1866) крестьян, составлявших в Украине 50%. Здесь крестьянские наделы были значительно больше, чем у помещичьих крестьян.

В результате крестьянин стал юридическим лицом, т.е. получил право выступать в суде, заключать имущественные сделки от своего имени.

С упразднением вотчинной власти дворянства и приобщением крестьянина к гражданским правам не мог сохраняться прежний порядок местного самоуправления и судопроизводства. В 1861 году было введено крестьянское сельское волостное самоуправление. Их нижним звеном являлось сельское общество из крестьян на земле одного помещика. Оно составляло сельский сход, избиравшего старосту и ряд должностных лиц: сборщиков податей, смотрителей магазинов и др. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе. Следил за исполнением повинностей, мог наказывать за маловажные проступки.

Несколько сельских обществ образовывали волость, которая строилась по территориальному принципу (с числом жителей от 300 до 2 тысяч ревизских душ). Высшим крестьянским органом волости был волостной сход из представителей сельских обществ. Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд . Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты, только в объеме волости, сельские старосты ему подчинялись. Что же касается волостного суда, то он разбирал тяжбы крестьян на территории волости и судил виновных за проступки, более серьезные, чем те, за которые наказывал сельский староста.

Создание сельского волостного самоуправления имело цель помочь вчерашним крепостным через сословность войти в неведомый для них мир всесословности постепенно, без революционной ломки. Вместе с тем все это с «самоуправлением» никакой самостоятельности не имело. В целом, основные положения крестьянской реформы сводятся к следующему:

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп);

2. Около четверти суммы общей стоимости земли - крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет;

3. До выкупа крестьянин считался «временно обязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину;

4. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

Давая оценку крестьянской реформе, следует помнить:

Во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала компромиссом между двумя основными классами российского общества: дворянами и крестьянами. В результате реформы крестьяне получили гораздо больше того, что хотела им дать подавляющая масса крепостников-помещиков, но гораздо менее того, что они сами от нее ожидали после стольких лет разговоров. Причем интересы помещиков были максимально учтены правительством, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.

Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали ни сами будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы.

В-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Среди них – крестьянские волнения на Правобережной Украине, где была жива память о гайдамаках и сохранялась враждебность между православным украинским крестьянством и католической польской шляхтой. Самые значительные из них относятся к 1861 году - восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии.

В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической системы выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

Нельзя не признать, что закон 19 февраля 1861 года имел прогрессивное значение и был, по словам Ключевского, одним из важнейших актов русской истории. Отмена крепостного права и освобождение 25 млн. крепостных крестьян стали наиболее яркими достижениями крестьянской реформы. Однако главное ее содержание - не личная свобода крестьянина, сама по себе не столь уж ценная для него, а попытка решения вопроса о земле. Без наделения крестьянина достаточным количеством земли нечего было и говорить о его свободе. Реформа повлекла за собой обезземеливание крестьян. Их права на землю были ограничены властью общины. Крестьянина фактически лишили права на свободу передвижения. Можно ли в таком случае всерьез говорить об освобождении крестьянства? Если сопоставить цели реформы (превращение крестьян в свободных земельных собственников) и ее результаты, то реформа 1861 года провалилась! Строго говоря, она и не вводила принципиально новых отношений между сословиями, а скорее видоизменяла старые. Правовое положение крестьян после реформы не очень изменилось: по целому ряду важных вопросов они не подчинялись общегражданскому законодательству Российском империи и продолжали оставаться ее низшим сословием.

«Мое государственное здание нисколько не потеряло», - писал Александр П Римскому Папе Пию IX, оправдывая взятый российским правительством курс на реформы. Приоритет в решении именно государственных задач в ходе реформы был совершенно очевиден. Только государство получило от реформы безусловную и неоспоримую выгоду. Оно стало более сильным, получив колоссальный резерв дешевой рабочей силы из обнищавших крестьян, а значит, и возможность быстрого промышленного развития; мощную армию, а впоследствии - и стабильные финансы. Международный престиж империи возрос благодаря не только ее победе в Балканской войне 1877-1878 гг., но и избавлению от средневековых пережитков. Однако самое главное заключалось в следующем: государство повысило свой авторитет тем, что само начало и провело в жизнь Великие реформы. Поистине, личная заслуга Александра в этом огромна. Его следует признать главным двигателем реформы, ибо он начал ее в одиночку, еще не имея помощников в правительстве и семье, и завершил ее, несмотря на упорное сопротивление помещиков и высших чиновников. Он вложил в это дело много своих сил, лично разъезжая по губерниям и стараясь смягчить ожесточение помещиков: убеждал, уговаривал, стыдил. В конце концов, благодаря его личному авторитету был утвержден наиболее либеральный из возможных в то время вариантов освобождения (с землей за выкуп).

Но повышение престижа государства оплачивалось крестьянством, по-прежнему пребывающем в нищете, безземелье и бесправии. Императору хорошо было известно, что крестьяне недовольны уменьшением наделов, высокими повинностями, выкупными платежами, но он не считал невозможным уступить в этом вопросе. Выступая 15 августа 1861 года в Полтаве перед крестьянскими старостами, Александр заявил категорически: «Ко мне доходят слухи, что вы ищете другой воли. Никакой другой воли не будет, как та, которую я вам дал. Исполняйте, чего требует закон и Положение. Трудитесь и работайте. Будьте послушны властям и помещикам» . Этому мнению он остался верен до конца жизни.

Многие прозорливые современники реформы высказались о будущем весьма мрачно. В этом смысле замечание министра народного просвещения А.В. Головнина звучит пугающе пророчески. «За последние 40 лет, - писал он на исходе 70-х, - правительство много брало у народа, а дало ему очень мало. Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Оно настанет, когда крестьянские дети, которые теперь грудные младенцы, вырастут и поймут все то, о чем я только что говорил. Это может случиться в царствование внука настоящего государя». Внуком Александра II был последний российский император Николай П.

Источники и литература

Александр II. Воспоминания. Дневники. - СПб., 1995.

Вдовин, В. А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (период капитализма). Вторая половина XIX в. / Вдовин, В.А. - М, 1975, с. 20-121.

Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. - М., 1994.

Отмена крепостного права на Украине: Сб. док. и материалов. – Киев, 1961.

Хрестоматия по истории России: учеб. Пособие / авт.-сост. А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Гергиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С.292 – 297.

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Тюкавкина.- М.: Просвещение, 1990, с.36-60.

Александр П // История России (1Х-ХХ вв.): учебное пособие / Под ред. Перехова Я.И. - М.: Гардарики, 1999. С.300-320.

*Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.: Просвещение, 1968. С. 125-292.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. - М., Изд-во МГУ, 1984.

Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.

История России. XIX век: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений: В 2 ч. / Под. ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001.-Ч. 2.

*Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М.,1991.

Лященко Л.М. Царь-освободитель. – М., 1994.

Революционная ситуация в России в середине XIX века./Под ред. М.В.Нечкиной. – М., 1978.

Федоров В.А. История России. 1861-1917: учебник для вузов. - М., 2004.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989.

Лексикон эпохи

Уставные грамоты, «временнообязанное» состояние, временные повинности. Выкуп, выкупная операция, выкупные ссуды, выкупные платежи.

Сельское общество, сельский сход, староста, сборщик податей, круговая порука.

Волостной сход, волостной старшина, волостной суд.

Мировые посредники.

Предпосылки проведения крестьянской реформы:

1) развитие в России капиталистических отношений во второй половине XIX в.;

2) задержка крепостным правом дальнейшего развития экономики и промышленности;

3) усиление социальными противоречиями крестьянского движения;

4) поражение России в Крымской войне, которое показало неспособность России при феодально‑крепостническом строе.

В 1857 г. началась подготовка проведения крестьянской реформы. Для проведения реформы император Александр II образовал Секретный комитет по крестьянскому делу, который был в 1858 г. преобразован в Главный комитет по крестьянским делам.

Проведение крестьянской реформы началось 19 февраля 1861 г., когда Александр II издал Манифест «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости».

В этом манифесте были утверждены:

1) общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;

2) положения об устройстве дворовых людей;

3) положения о выкупе земли;

4) положения о местных учреждениях, в ведении которых находились решения по крестьянским делам;

5) поземельное устройство крестьян в губерниях России;

6) различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян.

Главными идеями в крестьянской реформе, по этому Манифесту были получение крестьянами личной свободы и переход до заключения выкупной сделки с помещиком земли в их пользование.

В результате проведения крестьянской реформы 1861 г. крестьяне получили личную свободу и были наделены землей в личное пользование. Размер земельного надела мог устанавливаться как по соглашению между крестьянином и землевладельцем, так и без него. В случае определения размера земельного надела без добровольного соглашения наделение землей осуществлялось на основе местных положений, учитывавших тип земли (черноземная, нечерноземная, степная), и составляло от 0,9 до 12 десятин. Землевладельцы могли безвозмездно предоставить крестьянам земельный надел меньшего размера. В случае пользования крестьянами помещичьей землей на условиях постоянного владения они платили помещику оброк и несли барщину. По желанию крестьяне могли выкупить свою землю. Порядок выкупа земельного надела крестьянами:

1) крестьяне должны были сами внести выкупную сумму в размере 20–25 %;

2) остальные денежные средства (75–80 %) поступали собственнику земли от государства из царской казны. Эта сумма становилась казенным долгом крестьян, который они должны были погашать вместе с процентами (6 %) в течение 49 лет. Выкупив землю, крестьяне переставали быть временнообязанными. После выкупа земли крестьяне создавали сельские общества, которые располагались по соседству и объединялись в волости. В волости образовывалось своего рода самоуправление крестьян, во главе которого стояли волостной староста и волостной сход.

В ходе проведения крестьянской реформы 1861 г. крестьяне получили права на:

1) личную свободу;

2) выступление в суде;

3) подачу жалобы;

4) участие в выборах органов самоуправления;

5) приобретение недвижимого и движимого имущества на праве собственности и заключения договоров;

6) занятие торговлей;

7) ограниченную свободу передвижения;

8) общее образование;

9) вступлении в гильдии.

Недостатками крестьянской реформы 1861 г. были:

1) сохранение крупного помещичьего землевладения;

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение общин, в пределах которых устанавливалась круговая порука;

4) продолжение несения ряда государственных натуральных повинностей;

5) плата подушной подати;

6) назначение телесных наказаний.

46. Реформа 1860–1870 гг. Изменения в государственной системе Российской империи

В 1860–1870 гг. были проведены реформы местного управления (земская и городская).

Земская реформа была проведена в 1864 г. на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г. Земская реформа заключалась в привлечение общественных масс к участию в хозяйственно‑административном управлении в уездах и городах, в регулировании имущества и денег земства, в содержании земских зданий, путей сообщения, учреждений здравоохранения, образования и т. д.

В ходе проведения земской реформы 1864 г. были созданы губернские и уездные органы местного самоуправления , получившие название земских собраний и управ.

В их функции входили:

1) ведение местных хозяйственных дел;

3) строительство и содержание школ и больниц;

4) мероприятия по благотворительности;

5) развитие местной торговли и промышленности;

6) санитарные меры и др.

Среди местных органов самоуправления выделялись исполнительные и распорядительные органы. Распорядительным органом было уездное земское собрание, во главе которого стоял местный предводитель дворянства. Исполнительным органом были земские и губернские управы, которые состояли из председателя и двух членов. Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами и избирались сроком на 3 года.

Выборы в органы местного самоуправления проходили по таким 3 избирательным куриям, как:

1) курия уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз (100 минимальных крестьянских наделов);

2) городская курия, в которой участвовали лица, отвечающие достаточно высокому имущественному цензу (15 тыс. руб. в год);

3) сельская курия (представители сельской общины), для участия в которой имущественный ценз не был установлен, а на выборы посылались представители, выбранные крестьянами на волостном сходе. Городская реформа была проведена в 1870 г. на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г. В ходе проведения городской реформы 1870 г. было введено городское управление, необходимое для хозяйственно‑административного управления в городе.

Сущность городской реформы 1870 г. заключалась в образовании системы органов городского общественного управления, состоящей из городского избирательного собрания, городской думы и городской управы. Главой городской думы был городской голова, кандидатура которого утверждалась министром внутренних дел, а в Москве и Петербурге – императором из лиц, предложенных думой или губернатором.

Городская дума и управа избирались на срок 4 года. При этом половина состава городской управы должна была обновляться через каждые 2 года. Возникаемые между думой и управой споры разрешал губернатор. Выборы в городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости, в соответствии с которыми все городские избиратели делились на 3 группы. Каждая из 3 групп избирала треть состава городской думы. Голосование в городскую думу было тайным.

Избирательным правом обладали лица, которые на момент проведения выборов достигли 25‑летнего возраста, владели недвижимостью или торгово‑промышленными предприятиями и мелкой собственностью, занимались промыслами и торговлей. Не допускались к выборам рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана, осужденные лица и многие другие. Функции городских учреждений:

1) назначение выборных должностных лиц;

2) установление городских сборов;

3) управление городским имуществом;

4) приобретение городской недвижимости;

5) ведение хозяйственно‑административных дел города и др.

47. «Учреждение судебных установлений» 1864 г

«Учреждение судебных установлений» было принято в ноябре 1864 г. и говорило о переходе России к новой судебной системе.

По «Учреждениям судебных установлений» 1864 г. в состав судебной системы входили:

1) мировые судья;

2) съезды мировых судей;

3) окружные суды;

4) судебные палаты;

5) верховный кассационный суд (Сенат).

Судебная власть распространялась на лица всех сословий и на все дела независимо от того, гражданские они или уголовные.

Мировой судья обладал единоличной властью, а съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат были коллегиальными судебными органами. Мировые судьи, съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривали дела по существу. Сенат не решал дела по существу в общем порядке судопроизводства, а наблюдал за охраной закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.

Для осуществления производства следствий по делам о преступлениях и проступках назначались судебные следователи. Присяжные следователи совместно с судебными следователями в предусмотренных уставом уголовного судопроизводства определяли в уголовных делах вину или невинность подсудимых.

Мировые судьи избирались всеми сословиями и утверждались правительством. Присяжные заседатели назначались в особом порядке. Все остальные должностные лица судебного ведомства назначались правительством.

Мировые судьи осуществляли свою деятельность по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составлял мировой округ, который разделялся на мировые участки. В каждом мировом участке находился участковый мировой судья и почетные мировые судьи, которые в совокупности составляли съезд мировых судей. Съезды мировых судей собирались в назначенные сроки либо для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, либо для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене этих решений.

Мировые судьи избирались на 3 года на уездных земских собраниях.

В качестве мировых судей могли быть избраны лица:

1) достигшие 25‑летнего возраста;

2) получившие образование в высших или средних учебных заведениях, либо выдержавшие соответствующее испытание, либо прослужившие не менее 3 лет в должностях, при которых могли быть приобретены практические сведения о производстве судебных дел;

3) владеющие в установленных размерах недвижимым имуществом.

Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя и членов. Присяжные заседателя избирались из населения местных сословий по общим и очередным спискам. Присяжный заседатель не мог призываться более одного раза в год. Судебная палата учреждалась по особому расписанию в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей.

В Сенате для заведывания судебной частью в качестве верховного кассационного суда образовывались кассационные департаменты (один для уголовных и один для гражданских дел).

При этих департаментах, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства, состояли судебные приставы.

При каждом окружном суде и при каждой судебной палате был особый прокурор и определеннее число товарищей прокурора.

При судебных местах состояли присяжные поверенные, которые назначались для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и иных участвующих в деле лиц, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест. Присяжными поверенными могли быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук.

48. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г

«Устав уголовного судопроизводства» был принят в ходе проведения судебной реформы 1864 г.

Стадии уголовного процесса по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г.:

1) дознание;

2) судебное предварительное следствие, которое не могло быть возбуждено:

а) в случае смерти обвиняемого;

б) за истечением срока давности;

в) в указанных законом случаях примирения обвиняемого с обиженным;

г) при издании высочайшего указа или общего милостивого манифеста, которыми даровалось прощение;

д) в случае совершения преступного деяния, за которое назначалось более строгое наказание, чем было, несовершеннолетним от 10 до 17 лет, помещенным в воспитательно‑исправительное заведение по определению или приговору суда, до помещения в это заведение, а также в самом заведении или во время побега или отпуска из него.

3) подготовительные действия к суду, которые заключались в сборе следователями материалов уголовного дела, последующем предъявлении обвиняемому и передаче прокурору. Прокурор составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату, которая потом выносила определение о предании дела суду;

4) судебное следствие, которое проводилось в момент рассмотрения судом дела и исследования доказательств в судебном заседании. В процесс осуществления судебного следствия входили:

а) оглашение обвинительного заключения;

б) допрос обвиняемого и свидетелей;

в) проверка иных доказательств;

г) заключительные прения (речи прокурора или частного обвинителя и защитника либо объяснения подсудимого);

5) вынесение приговора, которое основывалось на предварительно вынесенном большинством голосов присяжных вердикта о виновности или невиновности подсудимого;

6) исполнение приговора;

7) пересмотр приговора, осуществляемый только Сенатом.

Поводами для возбуждения уголовного дела были:

1) объявление и жалобы частных лиц, которые потерпели убытки или вред;

2) сообщения должностных лиц полицейских или других административных органов об обнаруженных и преследуемых без жалоб частных лиц проступках полицейских и других административных властей;

3) усмотрение мировым судьей преступных действий, подлежащих преследованию независимо от жалоб частных лиц;

4) сообщения судебных мест, лиц прокурорского надзора и судебных следователей;

5) явка с повинной.

Дополнительными поводами к начатию следствия являлись:

1) усмотрение начальства в отношении подчиненных в связи с должностными преступлениями;

2) усмотрение присутственных мест и должностных лиц казенных управлений в связи с нарушениями частных лиц устава казенного управления;

3) протоколы, составленные чинами таможенных ведомств в случае нарушения Устава таможенного;

4) протоколы лесничего при нарушениях Устава лесного и др.

Согласно «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г. «безыменные пасквили и подметные письма» (анонимки) не были законным поводом к начатию следствия. Но в уставе говорилось и том, что если анонимки содержали в себе сообщение о важном злоумышлении или угрожающем обществу преступном деянии, то они могли служить поводом к полицейскому розыску или дознанию, которые впоследствии могли привести и к следствию.

Также следствие не начнется, если обвинителем, который не был очевидцем преступного деяния, не будут представлены доказательства о достоверности обвинения. При этом исключение составляют случаи, когда обвинение было основано на собственном, внесудебном признании обвиняемого.

49. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905–1907 гг

В результате революции 1905–1907 гг. произошли изменения в государственном системе самодержавной России. В результате первой русской революции 1905–1907 гг. был сделан первый шаг превращения Российской империи по форме правления в конституционную монархию. Эти изменения в форме правления были закреплены в «Основных законах Российской империи» от 23 апреля 1906 г.

После революции 1905–1907 гг. исполнительная власть принадлежала императору, который был вправе издавать указы, необходимые для исполнения законов, повелений, назначать все высшие должностные лица, утверждать законопроекты, осуществлять судебную власть. Император осуществлял свою власть через Совет министров, который был реорганизован в исполнительно‑распорядительный орган, министерства, главные управления и губернаторов на местах.

Законодательную власть император делил с преобразованным в законодательный орган Государственным Советом и новым государственным органом – Государственной Думой, которые были палатами парламента. Эти органы созывались и распускались императором.

В компетенцию парламента входили:

1) издание, изменение и отмена законов;

2) государственная роспись доходов и расходов;

3) утверждение отчетов об исполнении государственного бюджета;

4) разрешение государственных займов и др. Государственный Совет отличался от Государственной Думы порядком комплектования, составом и сроками полномочий. Половина Государственного Совета назначалась императором, а вторая избиралась. В Государственный Совет могли быть избраны лица, достигшие возраста 40 лет, несудимые, со средним образованием. Члены Государственного Совета, назначенные императором, утверждались на 1 год, а избранные члены выбирались на 9 лет с перевыборами каждые 3 года на треть членов.

В отличие от Государственного Совета Государственная Дума была общероссийским представительным органом и формировалась исключительно на основе выборов, которые были неравными, непрямыми и невсеобщими. Для выборов в Государственную Думу устанавливались губернские и городские избирательные округа, на которых губернские и городские избирательные собрания выбирали членов Государственной Думы. Губернские и городские избирательные собрания состояли из выборщиков.

Выборщики губернских избирательных собраний избирались по таким куриям, как:

1) курия уездных землевладельцев – лица, обладающие определенным имущественным цензом (от 125 до 800 десятин земли);

2) курия городских избирателей – лица, которые владели недвижимостью в городах, владели торгово‑промышленными предприятиями;

3) курия волостных представителей – крестьяне, которые принадлежали к сельским общинам;

Избрание выборщиков городских избирательных собраний проходило по куриям рабочих и куриям городских обывателей.

При этом не обладали избирательными правами женщины, мужчины, не достигшие возраста 25 лет, учащиеся и студенты, военнослужащие действительной службы.

В период с 1905–1907 гг. было созвано 3 Государственные Думы, различные по своему составу. Первая Государственная Дума (27 апреля – 8 июля 1906 г.) просуществовала 72 дня и была распущена 9 июля 1906 г. в связи с предложением фракцией трудовиков радикального решения аграрного вопроса. Вторая Государственная Дума (20 февраля – 3 июня 1907 г.) была распущена в результате обвинения их в подготовке государственного переворота. Третья Государственная Дума, деятельность которой связана с именем П.А. Столыпина, была созвана в результате изменения императором избирательного закона.

50. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. «Основные государственные законы» 1906 г

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. провозглашал демократизацию политического режима Российской империи и дарование населению России демократических прав и свобод, подтверждение созыва Государственной Думы, обещание расширения избирательных прав, провозглашение Государственной Думы законодательным органом.

Манифест от 17 октября 1905 г. не только провозгласил неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов, но и стал официальным основанием для возникновения следующих политических партий:

1) партии правительственного лагеря, выступавшей за сохранение абсолютизма в государстве;

2) либеральной оппозиции, выступающей за конституционную форму правления и проведение демократических реформ;

3) Союза русского народа, считавшего самодержавную монархию наиболее приемлемой формой правления и использовавшей в качестве методов борьбы террор;

4) Конституционно‑демократической партии (кадетов), стремившейся к установлению конституционной монархии мирным путем, принудительному выкупу части помещичьих земель, введению 8‑часового рабочего дня;

5) «Союза 17 октября», поддерживавшего положения Манифеста 17 октября 1905 г. и выступавшего за конституционную монархию с народным представительством на основе всеобщего избирательного права;

6) Российской социал‑демократической рабочей партии (РСДР), выступавшей за свержение самодержавия, отделение церкви от государства, отмену выкупных платежей для крестьян, введение 8‑часового рабочего дня;

7) Партии социалистов‑революционеров (эсеров), выступающей за свержение самодержавия и созыв Учредительного Собрания, а также выступающей за переход к социализму через крестьянские общины путем проведения социализации земли. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. выполнил свое назначение в качестве политического документа, активизировав буржуазные силы и создав основу для возникновения множества политических организаций. «Основные государственные законы» 1906 г. явились результатом изменений государственного строя вследствие революции и свидетельствовали о первом шаге превращения Российской империи в конституционную монархию. Содержание «Основных государственных законов» 1906 г. было разработано Государственной канцелярией и Советом министров, а 23 апреля 1906 г. утверждено императором Николаем II. «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г. считают первой русской Конституцией.

С принятием «Основных государственных законов» 1906 г. были связаны создание Государственной Думы, реорганизация Государственного Совета и образование специального правительственного органа – Совета министров.

Согласно «Основным государственным законам» 1906 г. власть императора была уже ограничена. Он мог осуществлять законодательную власть совместно с Государственной Думой и Государственным Советом. При этом ему полностью принадлежала исполнительная власть (он осуществлял назначение и увольнение министров, верховного главнокомандующего, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял государство во внешних сношениях).

По «Основным государственным законам» 1906 г. законодательная власть и законодательная инициатива принадлежали Государственной Думе и Государственному Совету. При возникновении чрезвычайных обстоятельств во время перерыва в работе Государственной Думы Правительство с одобрения императора могло издавать чрезвычайные указы, которые приравнивались к законам.

1861 год считается знаковым в истории России - именно тогда императором Александром II было упразднено крепостное право. Произошло это не внезапно - предпосылки к ликвидации крепостничества появились уже давно. На протяжении девятнадцатого века росли волнения в среде самих крестьян, и предшественники императора пытались хоть как-то решить вопрос, постепенно улучшая и облегчая положение класса. Таким образом, Александру II выпало завершить начатый уже давно процесс.

Как подготавливалась реформа?

Законопроект о решении наболевшего вопроса создавался не лично императором. По его указанию был учрежден особый комитет, в состав которого вошли видные дворяне той эпохи - Муравьев, Панин, Орлов, Милютин и другие. Некоторые из членов комитета были настроены по отношению к собственной работе скептически, другие искренне верили в необходимость облегчить крестьянскую долю.

Так или иначе, с 1857 по 1861 год были разработаны основные положения для грядущей реформы, ее суть.

  • Крестьянам планировалось даровать личную свободу, при этом не вынуждая оплачивать ее получение деньгами.
  • Крестьян планировали обеспечить собственной землей, пусть и небольшой - чтобы обретенная воля не лишила их средств к существованию.
  • Также фактическое «раскрепощение» должно было состояться постепенно, в течение нескольких лет - чтобы не пострадала экономика страны, в одночасье лишившаяся массы основных работников.

Ход реформы и ее последствия

В 1861 году императором был оглашен соответствующий Манифест, а также выпущен законодательный акт, содержавший разъяснения к этому манифесту. Начиная с 19 февраля, все крестьяне считались лично-свободными гражданами империи и получали полные права. Их дома и прочие постройки переходили в разряд их личного имущества, помещики были обязаны предоставить небольшой земельный надел освободившимся крестьянам. Вместе с тем в течение нескольких лет бывшие крепостные по-прежнему были обязаны трудиться на благо помещика и только потом получали право оставить надел и покинуть привычное место.

Реформа имела немало плюсов и минусов. К последним можно отнести тот факт, что на практике при сохранении барщины и оброка жизнь крестьян еще долго оставалась почти неизменной. Однако теперь никто не мог посягнуть на их личную свободу - и это несомненно стало важным и долгожданным достижением для Российской империи.

Главным итогом реформы 1861 года явилось освобождение более чем 30 млн. крепостных крестьян. Но это в свою очередь повлекло за собой становление новых буржуазных и капиталистических отношений в экономике страны и её модернизации.

Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год - 1859 волнений. Более половины их (937) было усмирено военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Продолжая уповать на «доброго» царя, крестьяне никак не могли поверить, что от него исходят такие законы, которые на два года оставляют их фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждают исполнять ненавистную барщину и платить оброки, лишают их значительной части прежних наделов, а предоставленные им земли объявляют дворянской собственностью. Одни считали обнародованные «Положения» поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, «царскую волю», другие же пытались отыскать эту «волю» в некоторых непонятных, потому по-разному толкуемых, статьях царского закона. Появлялись и подложные манифесты о «воле».

Наибольший размах крестьянское движение приняло в ценрально- черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине, где основная масса помещичьих крестьян находилась на барщине и аграрный вопрос был наиболее острым. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Требования крестьян сводились к ликвидации феодальных повинностей и помещичьего землевладения («на барщину не пойдем, и оброков платить не будем», «земля вся наша») Федоров В.А. История России. 1861-1917: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1998. С. 26.. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами крестьян: сотни их были убиты и ранены. Руководитель восстания в с. Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

Весна 1861 г.- высшая точка крестьянского движения в начале проведения реформы. Недаром министр внутренних дел П. А. Валуев в своем отчете царю назвал эти весенние месяцы «самым критическим моментом дела». К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил (в подавлении крестьянских волнений участвовали 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов), путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось отбить волну крестьянских выступлений.

Хотя летом 1861 г. и наметился некоторый спад крестьянского движения, число волнений еще было достаточно велико: 519 в течение второй половины 1861 г. - значительно больше, чем в любом из предреформенных годов. Кроме того, осенью 1861 г. крестьянская борьба приняла и иные формы: массовый характер приняли порубки крестьянами помещичьего леса, участились отказы от уплаты оброка, но особенно широкие размеры принял крестьянский саботаж барщинных работ: из губерний поступали донесения о «повсеместном неисполнении барщинных работ», так что в ряде губерний до трети и даже половины помещичьей земли осталось в тот год необработанной.

В 1862 г. поднялась новая волна крестьянского протеста, связанная с введением уставных грамот. Более половины уставных грамот, не подписанные крестьянами, были навязаны им силой. Отказ от принятия уставных грамот часто выливался в крупные волнения, численность которых в 1862 г. составила 844. Из них 450 выступлений были усмирены с помощью военных команд. Упорный отказ от принятия уставных грамот был вызван не только невыгодными для крестьян условиями освобождения, но и распространившимися слухами о том, что в ближайшее время будет дарована царем новая, «настоящая» воля. Срок наступления этой воли («срочный» или «слушный час») большинство крестьян приурочивало к 19 февраля 1863 г. - ко времени окончания введения в действие «Положений» 19 февраля 1861 г. Сами эти «Положения» крестьяне рассматривали как временные (как «первую волю»), которые по истечении двух лет будут заменены другими, предоставляющими крестьянам безвозмездно «не урезанные» наделы и полностью избавляющими их от опеки помещиков и местных властей. Среди крестьян распространилось убеждение о «незаконности» уставных грамот, которые они считали «выдумкой бар», «новой кабалой», «новым крепостным правом». Вследствие этого Александр II дважды выступал перед представителями крестьянства, чтобы рассеять эти иллюзии. Во время своей поездки в Крым осенью 1862 г. он заявил крестьянам, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана». 25 ноября 1862 г. в речи, обращенной к собранным перед ним волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии, он говорил: «После 19 февраля будущего года не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот... Не слушайте толков, которые между вами ходят, и не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам» Зуев М.Н. История России: Учебник. М.: Высшее образование, 2007. С. 77. Характерно, что в крестьянской массе продолжала сохраняться надежда на «новую волю с переделом земли». Спустя 20 лет эта надежда вновь возродилась в виде слухов о «черном переделе» земель.

Крестьянское движение 1861-1862 гг., несмотря на его размах и массовость, выливалось в стихийные и разрозненные бунты, легко подавляемые правительством. В 1863 г. произошло 509 волнений, причем большинство из них-в западных губерниях. С 1863 г. крестьянское движение резко идет на убыль. В 1864 г. произошло 156 волнений, в 1865 г.-135, в 1866 г.-91, в 1867 г.-68, в 1868г.-60, в 1869г.-65 и в 1870г.-56. Изменился и их характер. Если сразу после обнародования «Положений» 19 февраля 1861 г. крестьяне с немалым единодушием заявили протест против освобождения «по-дворянски», то теперь они больше сосредоточили внимание на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.

Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной староста. Он исполнял полицейские и административные обязанности.

Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировалось мировыми посредниками. Они назывались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия. Но администрация не могла использовать мировых посредников в своих целях. Они не подчинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям. Они должны были следовать только указаниям закона.

Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Кавелин предлагал оставить за крестьянами все земли, предлагал оставить за крестьянами все земли, которыми они пользовались при крепостном праве Интернет-сайт «Библиотека Гумер. История». . Помещики нечерноморских губерний не возражали против этого. В черноморских же губерниях они яростно протестовали. Поэтому в законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел (в некоторых губерниях, например Курской, он опускался до 2,5 дес.) у крестьянских обществ отрезали «лишние» земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в том числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли.

Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплатило правительство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестоких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода.

Так же проведение реформы повлекло за собой реформы в социально - политической сфере. Вот что по этому поводу писал один из известных российских историков Б.Г. Литвак: «... такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении: (Основы социальной динамики). - 2-е изд. - Л.; М.: Книга, 1928. Т. 12: Финансовый капитализм в Европе и революция в России. С. 107.. Уже во время подготовки реформы, как мы видели, в Редакционных комиссиях и в комиссиях Министерства внутренних дел, которыми руководил Н.А. Милютин, разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях органов местного управления, полиции, суда, возникали вопросы с рекрутской повинностью. Одним словом, затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и друге несущие конструкции социально - политического строя».

Крестьянская реформа сняла оковы рабства с миллиона российских мужиков. Высвободила затаённую энергию, благодаря которой Россия совершила гигантский скачок в своём экономическом развитии. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Появление у крестьян не только имущественных, но и гражданских прав способствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

В послереформенные годы наблюдался медленный, но постоянный рост сбора хлебов, так по сравнению 1860 года, согласно исследованиям А.С. Нифонтава, в 1880 году валовой сбор зерна увеличился на 5 млн. тонн. Если к 1861 году в России насчитывалось менее 2 тыс. км железнодорожных линий, то к началу 80-х их общая протяжённость составляла свыше 22 тыс. км. Новые железные дороги соединили крупнейшие торговые центры страны с сельскохозяйственными районами и обеспечили форсированное развитие внутренней торговли, и улучшили транспортные условия для экспортной торговли История России: учеб. - 3-е цзд., перераб. и доп. /под ред. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: ТК Велби, 2006. С.202..

Капитализация сельского хозяйства вызвала классовое расслоение в крестьянской среде, появилась довольно большая прослойка зажиточных богатых крестьян и в то же время появились такие не имущие крестьянские дворы, которых до 1861 года в деревне не было.

Значительные перемены произошли в промышленном секторе народного хозяйства. Появилась устойчивая тенденция к укрупнению предприятий, переход от мелкотоварного производства к промышленному. Значительно выросло производство хлопчатобумажных тканей, потребление которых за 20 пореформенных лет удвоилось.

Успехи делала свеклосахарная промышленность. Если в 1861 году в среднем на душу населения потреблялся 1 кг. сахара, то через 20 лет - уже 2 кг., а со второй половины 70-х годов Россия начала сахар экспортировать Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. СПб., 1910 С. 378-389. 1917. С. 402-405..

А вот тяжёлая промышленность наоборот переживала кризис, так как её базовая отрасль - чёрная металлургия Урала была основана на рабском труде крепостных и отмена крепостного права привела к дефициту рабочих рук.

Но в то же время начал формироваться новый металлургический район - Донецкий бассейн. Первый завод был основан английским промышленником Юз(ом), а второй построил русский предприниматель Пастухов. Эта новая металлургическая база основывалась на наёмном труде рабочих и была свободна от крепостнических традиций.

В связи с развитием промышленности число рабочих за 15 лет увеличилось в полтора раза.

Так же значительно увеличилась численность российской буржуазии, в которой было много выходцев из зажиточных крестьян.

Отмена крепостного права повлияла не только на экономику, но и потребовала перестройки системы государственных учреждений в России. Следствием её стала реформация судебной, земской и военной системы.

Отмена крепостного права — центральное событие российской истории XIX в., поскольку оно затронуло интересы широких слоев населения, изменило привычной уклад их жизни, открыло собой« эпоху великих реформ».

Объективно, независимо от тех или иных намерений реформаторов, экономическая суть перемен сводилась к созданию условий для замены крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении работника, капиталистической эксплуатацией свободного лично, а также в той или иной мере от средств производства, рабочего.

« Манифест 19 февраля 1861 г.», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретении ими крестьянами в собственность полевых угодий», другие законодательные акты реформы обеспечивали подрыв феодальной собственности на землю, мобилизацию земельной собственности, ее переход к другим сословиям, включая крестьянство, которое наделялось рядом личных и имущественных прав. Реформа создавала правовые основы для развития всероссийского капиталистического рынка: денежного, земельного, рабочей силы. Она способствовала распространению предпринимательства, производительному применению капиталов. Именно эти ее черты, ясно проступившие в экономическом подъеме 70−80-х гг., позволяли историкам сравнивать принятие реформы 1861 г. с наступлением совершеннолетия, за которым следует зрелость.

Однако этот возрастной порог Россия переступала с явным опозданием, о чем убедительно свидетельствовало ее поражение в европейской войне 1853−1856 гг. Более того, шаги в отмеченном направлении делались ею как бы с неохотой, выразившейся в ограниченном характере преобразований: сохранении на длительное время феодально-крепостнических пережитков в виде помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян при их политическом бесправии, гражданском неравенстве по сравнению с другими сословиями.

Отчетливо этот противоречивый характер реформы отмены крепостного права отразился при ее проведении в Ярославской губернии. Состоявший из 20 помещиков Губернский комитет по улучшению быта крестьян был создан 1 октября 1858, когда в губернии насчитывалось 3031 помещик, 523 345 крепостных крестьян и 28 072 дворовых. Большинством крестьян владели феодальная аристократия, царские сановники и министры. К их числу следует отнести: князей Гагариных и Голицыных(Ярославский уезд), князя Воронцова(Даниловский уезд), князя Ливена(Любимский уезд), графов Мусиных-Пушкиных(Мологский уезд), у которых насчитывалось свыше 76 тыс. дес. земли, графа Шереметева, которому принадлежало 18,5 тыс. дес. земли в Ростовском уезде и 70,96 тыс. дес. в Угличском уезде. В Ярославской губернии преобладала оброчная система крепостных повинностей, по которой основной доход помещик получал не с земли, а от своего крепостного, отпускавшегося на оброк. Накануне реформы на барщине находилось 9%, на оброке 61% крестьян, остальные(30%) выполняли смешанную повинность.

Крестьяне ожидали от реформы освобождения от обязательных работ на помещика, правом владения пользуемой ими землей, а также наделения не только сельскохозяйственными, но и лесными угодьями. 8 марта 1861 в Ярославле был обнародован Манифест об отмене крепостного права. В результате претворения его в жизнь крестьяне потеряли значительную часть земли в виде отрезков: если при крепостном праве средний надел ярославского крестьянина равнялся 5,2 дес., то после освобождения он сократился до 3,8 дес.

Принудительный характер реформы отразился в том, что уставные грамоты, призванные регулировать новые отношения между бывшим владельцем крепостных и крестьянами, нередко составлялись без участия последних. Такие грамоты носили явно кабальный характер, что приводило к возвращению их мировыми посредниками помещикам для переделки. Согласно уставным грамотам, ярославский крестьянин при выкупе им своего земельного надела должен был платить за 1 десятину земли 41 р. 50 к., тогда как средняя рыночная цена десятины в Ярославской губернии составляла 14 р. 70 к. Эта несправедливость, а также обязательное отбывание повинностей круговой порукой, сокращение земельных наделов(отрезки) вызывали недовольство крестьян, которые нередко отказывались подписывать уставные грамоты, исполнять повинности перед помещиком. Напуганные выступлениями крестьян, помещики вынуждены были для водворения спокойствия даже вызывать воинские команды. Всего менее чем за год после провозглашения« Манифеста 19 февраля 1861 г.» в губернии произошло 46 крестьянских волнений.

Освобождение крестьян в Ярославской губернии вызвало огромные социокультурные последствия и, разрешив ряд проблем, создало новые проблемные узлы в жизни каждого человека и всего общества.

Выбор редакции
Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...