Описание картины шишкина корабельный лес. Сочинение по картине И.И


Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня говорим о последней работе великого русского пейзажиста, в которой он изобразил знакомый с детства вид соснового бора близ Елабуги .

1. «Корабельная роща» - это в определенном смысле завещание художника, ведь она стала последней его картиной. Несмотря на кажущееся сходство с другими пейзажами, вышедшими из-под кисти Шишкина (например, с «Утром в сосновом бору»), эта работа будто обобщает весь его творческий опыт. Здесь в один узел сплетаются многочисленные мотивы, рассеянные по прежним работам мастера. И еще один нюанс: по размерам полотно превосходит все остальные, созданные живописцем.

2. Шишкин прославился в первую очередь как пейзажист. Его стихией была природа, причем не только среднерусская, но и природа Северной Европы . Художника интересовала спокойная, неяркая красота. Вопреки распространенному мнению, Иван Иванович не создавал исключительно русский пейзаж. После выпуска из Академии художеств он много путешествовал и работал, в том числе в Германии и Финляндии . Кстати, его старшая дочь от первого брака Лидия переехала в Суоми после замужества.

3. Что касается «Корабельной рощи», она появилась под впечатлением, знакомым Шишкину с детства. На полотне изображена природа родных мест художника, выходца из Вятской губернии. В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Иваном Ивановичем в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанасофская Корабельная роща близ Елабуги».

4. Исследователям не составило труда выяснить, что на полотне изображен сосновый бор, прилегающий к Елабуге с северо-запада . Здесь, в Большом и Нижнем Афанасово, с XVIII века велась заготовка мачтовых сосен. Собственно отсюда и взялось название - «Корабельная роща». Столетние деревья высотой до сорока метров и около полуметра в диаметре с давних пор использовались для строительства судов. Высокий легкий ствол шел на мачты кораблей.

5. Работа над картиной продолжалась в течение трех лет. Первые наброски относятся к 1895 году. Сюжет достаточно простой. Художник, как всегда, придавал огромное значение деталям, он тщательно вырисовывал едва ли не каждый стебель и каждую травинку. Перед зрителем поляна, залитая солнцем. А далее постепенно полотно все больше поглощает сумрак.

6. Специалисты отмечают, что на этой картине шишкинский лес будто купается в солнечном свете и многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Несмотря на привычную тусклость, палитра полотна очень разнообразна. Многие даже находят здесь следы влияния импрессионистов.

7. Эту работу часто сравнивают и даже путают с «Сосновым бором», не замечая важного нюанса. «Сосновый бор» - это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а композиция «Корабельной рощи» совершенно иная. Вместо кустов и деревьев в левом углу картины - стволы, расположенные в самом центре. Сосны будто растут ровнее, нет контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменил детализацию на другой прием привлечения внимания - он противопоставил несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.

8. Полотно впервые было показано на 26-й выставке передвижников, проходившей в Петербурге с 22 февраля по 29 марта 1898 года. Работа тут же удостоилась многочисленных восторженных отзывов как от обычных посетителей, так и от коллег по цеху. Например, художник Савицкий не мог сдержать эмоций и написал автору письмо со словами: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»

9. Выставка еще не успела закончиться, когда 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года пейзажист скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояло новое, только что начатое полотно «Лесное царство». Д. Успенский писал по этому поводу в газете «Неделя»: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67-м году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности - волостной старшина, на самом деле - тончайший художник».

10. Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве Шишкина и, между прочим, широко репродуцируемой. Ее можно встретить на почтовых открытках и марках, на футболках, коврах и даже (внимание!) фотообоях.

КОНКРЕТНО

Иван Иванович ШИШКИН (1832-1898).

В 1852-м перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса, спустя четыре года, талантливому студенту посоветовали продолжить образование в петербургской Академии художеств.

Шишкин начал увлекаться пейзажами еще в училище. А в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858-м художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме ».

Достигнутые успехи позволили художнику совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Он побывал в Мюнхене , Цюрихе , Праге и Дюссельдорфе .

В 1865 году Ивану Ивановичу присудили звание академика. В последующие годы были созданы известные шедевры: «Рубка леса» (1867), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889 год, причем медведи написаны К. А. Савицким).

Русского художника И. И. Шишкина .

Дата создания: 1898 год.

Материал: холст, масло.

Размеры: 165 х 252

Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург .

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. Природа для художника - само благородство уже по своей сути . Его полотна-пейзажи - это не просто зарисовки окружающей природы, не просто воспевание красот мира; это попытка проникновения в самую суть природы, попытка выявления Божественной сути ее, это преклонение перед ее могуществом и силой. И еще это всегда отображение души и настроений самого художника. Природа была с ним всегда - и в радости, и в тяжелом горе. И. Шишкин не воспевал природу - он ощущал себя частью ее, а ее - частью себя. И отделить эти части друг от друга в его творчестве немыслимо.

«Человек-школа, но живая школа» , - сказал о Шишкине И. Н. Крамской в своем письме к другому художнику-пейзажисту Ф. А. Васильеву (И.Шишкин был женат первым браком на сестре Ф. Васильева). Этими словами идейный вождь передвижничества как бы подчеркивал непреходящее значение творчества И. Шишкина .

Историк искусства и художественный критик А. В. Прахов отметил творчество И. Шишкина такими словами: «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством» .

Критик Дмитрий Успенский писал про И. Шишкина: «Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы» .

Стихией И. И. Шишкина была природа северной Европы - эта неброская, неяркая красота мужества и сумрака привлекала его , в ней он находил черты, сходные со своим характером. Он рисовал леса Европы, северной ее части - писал пейзажи Германии, Швейцарии, много работал в Финляндии, куда переехала после замужества его старшая дочь Лидия от первого брака (потом за ней туда же уедет и младшая дочь Ксения от второго брака художника) ; он живописал и дорогую его сердцу природу средней полосы России. Это и подвело. Имя великого художника Ивана Шишкина использовали полуграмотные псевдопатриоты-националисты как «своего» русского художника. Как его только ни называют: и «певец великого русского духа», и «художник величественной русской природы», и «символ мощи русского леса», и «гордость России», и «богатырь русского леса» (заодно проводится и экологическая лекция о необходимости сохранности лесов в Центральной части Российской Федерации )… А фразы «Шишкин много сделал для развития русского пейзажа» и «Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины» , безусловно, должны войти в историю русской художественной критики. Правда, этому способствовала и стилистика того времени, в том числе слова В. В. Стасова : «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный» . Но Стасов произносил эти слова в 19 веке, когда русское искусство еще не столь давно зародилось как национальное, самобытное и как часть мировой культуры. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность! Имя художника оказалось жертвой в цепких руках псевдопатриотов, даже не желающих знать и изучать истоки родной русской культуры. А ведь Шишкин часто не перерисовывал, а конструировал свои произведения, объединяя собственные этюды, созданные им в разное время и в разных местах: на его полотнах обретали единение швейцарские, финские и русские зарисовки. Кстати, И. Шишкину принадлежит авторство множества крымских пейзажей, уж никак не относящихся к северу Европы. Да не воспевал никогда И.Шишкин русскую природу, он сливался с ней, осознавал себя частью ее - только не слово «русский» главное здесь - а «природа»! - через которую - не воспевал - олицетворял себя. Не воспевал - а передавал полотну собственные страдания и боль. А боли и тоски в его жизни было много - художник был дважды вдовцом, дважды хоронил любимых, а еще дважды хоронил детей - два его сына умерли совсем маленькими. Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись лишь еще одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Пожалуй, это один из самых лирических художников, отобразивший в своих произведениях собственную душу, собственную покорность судьбе, покорность всему выпавшему на его долю.

Хотя, конечно же, никому в голову не придет отрицать «русскость» художника.

Последняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» - это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах . На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги» . А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги» .

Корабельная сосна - это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80-100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей .

Сюжет картины - как обычно у Шишкина - прост. Художник, как всегда, придает огромное значение деталям, четко выписывая чуть ли не каждый стебель и каждую травинку : все в природе знает свое собственное место, здесь нет лишнего и все покорно могуществу создателя. Огромные сосны образуют целую сосновую рощу. Впереди, перед зрителем, поляна, залитая солнцем. А дальше, постепенно - полотно всё более поглощается сумраком. Это сумрак леса, через который никаким солнечным бликам уже не пробраться. Сосны, сосны… Магическая красота природы - и всё … Ограда, сплетенная из веток, покосилась и позабыта теми, кто ее когда-то ставил… А может быть, тех, кто ее ставил, уже и нет на этом свете…

Картина «Корабельная роща» впервые была выставлена на XXVI передвижной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге 22 февраля - 29 марта 1898 г., и вызвала всеобщую похвалу коллег-художников и посетителей . А художник К. А. Савицкий тут же отозвался восторженным письмом И. Шишкину: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»

Великий художник-пейзажист Иван Шишкин занимает особое место среди русских художников. Никто не писал природу так бескомпромиссно красиво и с реализмом, способным по обилию любви и души в произведении поспорить с любым романтическим полотном.

Практически весь многолетний опыт в изображении родного края воплощен в полотне «Корабельная роща». Шишкин сумел передать светлое спокойствие летнего леса благодаря богатой палитре оттенков.

Пейзаж в русской живописи

В русской живописи пейзажи стали появляться в конце XVIII века; среди пионеров жанра были и А. Венецианов. Основными характеристиками первых русских пейзажей были классицизм и реалистичность изображаемой природы.

В XIX веке пейзаж как приобрел необычайную популярность у русских художников и, соответственно, у публики. Этот период знал многих выдающихся пейзажистов, таких как Левитан, Лагорио, Айвазовский, Васильев и другие художники-передвижники. Однако особое место в русской пейзажной живописи, как и в сердцах публики, занимает Иван Шишкин. Первое общественное признание художник получил за виды пригородов Санкт-Петербурга, а полотном «Корабельная роща» Шишкин завершил свой творческий путь.

Биография художника

Шишкина считают исконно русским художником не только потому, что пейзажист, как никто другой, умел изобразить но и потому, что он любил ее более всего на свете. По иронии судьбы, звание академика принесло Шишкину творение «Вид на окрестности Дюссельдорфа».

Шишкин родился в местечке Елабуга и вырос в купеческой семье. Бросив гимназию, молодой Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и, с отличием окончив его, продолжил обучение в Императорской Академии Художеств. За заслуги и отличия во время учебы Шишкин получил право выезда за границу за счет Академии.

Он провел несколько лет в Мюнхене, Цюрихе, Женеве и затем в Дюссельдорфе, где изучал тонкости не поддававшегося ему и написал работу на соискание звания академика. Шишкин провел за границей 5 лет, с 1861 по 1866 год, и, истосковавшись по родному краю, вернулся в Россию раньше окончания своей стипендии и после этого редко выезжал за пределы империи.

Шишкин являлся одним из передвижников и во время проводимых товариществом выставок заинтересовался гравюрой. В 1973 году Императорская Академия присудила Ивану Шишкину звание профессора за картину «Лесная глушь», и короткое время художник руководил пейзажной мастерской в стенах академии. Последней законченной картиной великого пейзажиста стала «Корабельная роща». Шишкин скончался в своей мастерской, за мольбертом, на котором стоял чистый холст.

Пейзажи Шишкина

Несмотря на романтический характер пейзажей, написанных Шишкиным, в его творчестве нет попыток «приукрасить» природу, наоборот — автор пишет ее такой, какая она есть, и любит ее именно такой. Именно эта любовь, любознательность и восхищение передается законченным работам и дарит им дух романтизма.

Даже в самых ранних работах чувствуется тонкое знание растительных форм, их характерных черт и отличий. Работы Шишкина выглядят чрезвычайно реальными и исполнены с уникально высокой техникой изображения и точностью воспроизведения. Даже с появлением пейзажей Левитана и Серова, Шишкин всегда оставался авторитетом для русских пейзажистов.

История картины

Среди самых сложных работ особенно выделяется картина Шишкина «Корабельная роща» — последнее, почти предсмертное полотно художника. Многие критики и искусствоведы называют ее «причесанным» «Сосновым Бором» не только потому, что сосны на картине прямые, а больше из-за того, что в своей последней картине Шишкин прекрасно использовал 40-летний опыт рисовальщика и знатока растительности.

Картину «Корабельная Роща» Шишкин написал в год своей смерти, и ею представлен финальный этап его творческого пути. На большом холсте художник решил изобразить свой любимый сосновый лес — сюжет, который в каждой его картине раскрывается по-новому, играет свежими красками и не перестает удивлять.

Иван Шишкин, «Корабельная роща»: описание картины

На холсте изображена роща близ Елабуги — родного места художника. В записке автора к картине указано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется символичным, что именно его автор изобразил на своей последней картине.

Простой сюжет картины позволяет зрителю углубиться в идеальное и общую атмосферу летнего леса, не смущенного ветром и дождем. Непрерывный сорокалетний опыт изучения проявил себя в каждом дереве и каждой травинке, изображенной на картине.

Палитра картины

Лес купается в солнечном свете и утопает в многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Палитра этого полотна, при детальном рассмотрении, поразила бы художников импрессионистов своим богатством и разнообразием. Однако Шишкин со свойственным ему чувством меры не позволяет палитре нарушать естественную красоту пейзажа, а наоборот, использует цвета, чтобы подчеркнуть ее.

Небесная лазурь смешивается на холсте с розоватыми оттенками заката, темной зеленью леса и фиолетово-черными мазками глубоких теней. Голубые или местами откровенно синие цвета на стволах высоких сосен говорят о замшелости древних исполинов, а выжженная солнцем зелень опушки напоминает об эстетических предпочтениях художника — Шишкин всегда предпочитал неброскую, почти тусклую прелесть летнего леса северо-западной России.

Детальный анализ

Характерной чертой художника в пейзажной живописи было умение всегда держать лес в главном фокусе зрителя, при этом выводя его на второй план. Картина Шишкина «Корабельная роща» лишь подтверждает правило.

На переднем плане перед зрителем предстает солнечная опушка и ручей с коричневатой от обилия железа водой, за опушкой молодые сосенки, позади которых возвышаются сосны-исполины, согретые лучами летнего солнца, чьи кроны оставляют всего несколько сантиметров для летнего неба.

«Корабельная роща», Шишкин: какие деревья изображены на полотне?

Художник не раз писал виды именно этого леса. Афанасьевская корабельная роща также была предметом изображения другого знаменитого полотна — «Сосновый бор», которое ранее написал Шишкин. «Корабельная роща», описание картины и ее анализ получаются чрезвычайно схожими с описанием «Соснового бора».

Картина недаром называется «Корабельная роща» — сосны, изображенные на ней, не обычные, а корабельные — возрастом от 80 до 100 лет, высокие и легкие, до полуметра в диаметре. Доски из этих сосен использовались для строительства кораблей, а стволы-бревна отлично служили корабельными мачтами.

Простота сюжета картины с лихвой восполнена мелкими деталями, точностью воспроизведения каждого элемента флоры, а также глубиной и богатством оттенков — всем тем, чем полюбился зрителю Иван Шишкин. «Корабельная роща» по праву считается вершиной творчества великого художника-пейзажиста.

Удивительно прекрасный пейзаж «Корабельная роща» была написан Шишкиным в 1898 году.
Это полотно можно считать истинным шедевром.
Художник любил рисовать русскую природу и представлял ее такой, какая она есть.
Только он мог так точно показать всю красоту нашей родной природы.
Его пейзажи живые и настоящие, смотря на них, создается впечатление, что ты сам находишься в месте, изображенном на полотне.
Ты буквально вдыхаешь запах соснового бора или свежесть весеннего дождя.

На картине представлен лес с высокими соснами.
Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь.
Верхушки сосен тянутся вверх к удивительно чистому голубому небу.
Там дышится свободней и воздух чище и свежее.
Здесь много деревьев и их пушистые кроны не пускают солнечные лучи, хотя им все-таки удается пробиться сквозь хвою.
Поэтому на земле в глубине леса можно увидеть солнечные пятна.

Справа еле видна тропинка, уходящая в чудесный лес.
Возле этого леса молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов.
На пееднем плане ручей, уходящий вглубь леса.
Судя по тому, что из него торчат камни и виднеется дно, он совсем не глубокий.
Возможно вода в нем из подводного ключика, поэтому прохладная.
На открытой местности под солнечными лучами вода в ручье нагревается и можно пройтись по нему босиком.
Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев.
Понятно, что здесь бывает человек.

Глядя на картину, есть ощущение присутствия в этом лесу.
Слышишь журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла.
Чувствуешь запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье.
Шишкин помогает нам окунуться в мир прекрасной русской природы благодаря тонкому чувствованию природы.
Только он один может так точно передать всю красоту и уникальность нашего леса.

Удивительно прекрасный пейзаж «Корабельная роща» была написан Шишкиным в 1898 году. Это полотно можно считать истинным шедевром. Художник любил рисовать русскую природу и представлял ее такой, какая она есть. Только он мог так точно показать всю красоту нашей родной природы. Его пейзажи живые и настоящие, смотря на них, создается впечатление, что ты сам находишься в месте, изображенном на полотне. Ты буквально вдыхаешь запах соснового бора или свежесть весеннего дождя.

На картине представлен лес с высокими соснами. Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь. Верхушки сосен тянутся вверх к удивительно чистому голубому небу. Там дышится свободней и воздух чище и свежее. Здесь много деревьев и их пушистые кроны не пускают солнечные лучи, хотя им все-таки удается пробиться сквозь хвою. Поэтому на земле в глубине леса можно увидеть солнечные пятна.

Справа еле видна тропинка, уходящая в чудесный лес. Возле этого леса молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов. На пееднем плане ручей, уходящий вглубь леса. Судя по тому, что из него торчат камни и виднеется дно, он совсем не глубокий. Возможно вода в нем из подводного ключика, поэтому прохладная. На открытой местности под солнечными лучами вода в ручье нагревается и можно пройтись по нему босиком. Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев. Понятно, что здесь бывает человек.

Глядя на картину, есть ощущение присутствия в этом лесу. Слышишь журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла. Чувствуешь запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье. И.И. Шишкин помогает нам окунуться в мир прекрасной русской природы благодаря тонкому чувствованию природы. Только он один может так точно передать всю красоту и уникальность нашего леса.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...