Описание героев произведения гроза. Главные герои пьесы А.Н


События в драме А. Н. Островского ” Гроза ” разворачиваются на побережье Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении дан перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их все же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого персонажа и раскрыть конфликт пьесы в целом. Главных героев “Грозы” Островского не так много.

Катерина, девушка, главная героиня пьесы. Она довольно молода, ее рано отдали замуж. Воспитывалась Катя в точности по традициям домостроя: главными качествами жены были уважение и покорность

своему супругу. Поначалу Катя старалась полюбить Тихона, но ничего, кроме жалости, не могла к нему испытать. При этом девушка старалась поддерживать своего мужа, помогать ему и не упрекать его. Катерину можно назвать самым скромным, но при этом самым сильным персонажем “Грозы”. Действительно, внешне сила характера Кати не проявляется. На первый взгляд эта девушка слаба и молчалива, кажется, будто ее легко сломить. Но это совсем не так. Катерина единственная в семье, которая противостоит нападкам Кабанихи.
Именно противостоит, а не игнорирует их, как Варвара. Конфликт несет скорее внутренний характер. Ведь Кабаниха побаивается, что Катя может повлиять на ее сына, после чего Тихон перестанет подчиняться воли матери.

Катя хочет летать, часто сравнивает себя с птицей. Она в буквальном смысле задыхается в “темном царстве” Калинова. Влюбившись в приезжего молодого человека, Катя создала себе идеальный образ любви и возможного освобождения. К сожалению, ее представления имели мало общего с реальностью. Жизнь девушки завершилась трагично.

Островский в “Грозе” главным героем делает не только Катерину. Образу Кати противопоставлен образ Марфы Игнатьевны. Женщина, которая держит в страхе и напряжении всю семью, не вызывает уважения. Кабаниха сильна и деспотична. Скорее всего, “бразды правления” она приняла после смерти мужа. Хотя вероятнее, что и в замужестве Кабаниха не отличалась покорностью. Больше всех от нее доставалось Кате, невестке. Именно Кабаниха косвенно виновна в гибели Катерины.

Варвара – дочь Кабанихи. Несмотря на то что она за столько лет научилось изворотливости и лжи, читатель все равно симпатизирует ей. Варвара хорошая девушка. Удивительно, но обман и хитрость не делают ее похожей на остальных жителей города. Она поступает так, как ей нравится и живет как ей захочется. Варвара не боится гнева матери, поскольку та для нее не авторитет.

Тихон Кабанов полностью соответствует своему имени. Он тихий, слабый, незаметный. Тихон не может защитить свою жену от матери, поскольку сам находиться под сильным влиянием Кабанихи. Его бунт в итоге оказывается наиболее значительным. Ведь именно слова, а не побег Варвары заставляют читателей задуматься обо всем трагизме ситуации.

Кулигина автор характеризует как механика-самоучку. Этот персонаж является своеобразным экскурсоводом.
В первом действии он будто водит нас по Калинову, рассказывая о его нравах, о семьях, которые тут живут, о социальной обстановке. Кулигин, кажется, знает все обо всех. Его оценки других очень точны. Сам Кулигин добрый человек, который привык жить по устоявшимся правилам. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о перпету-мобиле, о громоотводе, о честном труде. К несчастью, его мечтам не суждено реализоваться.

У Дикого есть приказчик, Кудряш. Этот персонаж интересен тем, что не боится купца и может ему высказать то, что о нем думает. При этом Кудряш так же, как и Дикой, во всем старается найти выгоду. Его можно охарактеризовать как простого человека.

Борис приезжает в Калинов по делам: ему нужно срочно наладить отношения с Диким, ведь только в этом случае он сможет получить законно завещанные ему деньги. Однако ни Борис, ни Дикой не хотят даже видеть друг друга. Изначально Борис кажется читателям таким, как Катя, честным и справедливым. В последних сценах это опровергается: Борис не способен решиться на серьезный шаг, взять на себя ответственность, он попросту сбегает, оставляя Катю в одиночестве.

Одними из героев “Грозы” являются странница и служанка. Феклуша и Глаша показаны как типичные обитатели города Калинова. Их темнота и необразованность искренне поражает. Их суждения абсурдны, а кругозор очень узок. Женщины судят о морали и нравственности по каким-то извращенным, искаженным понятиям. “Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости” – так Феклуша отзывается о прогрессе и реформах, а “огненным змием” женщина называет автомобиль. Таким людям чуждо понятие прогресс и культура, ведь им удобно жить в придуманном ограниченном мире спокойствия и размеренности.

В этой статье дана краткая характеристика героев пьесы “Гроза”, для более глубокого понимания рекомендуем ознакомиться с тематическими статьями о каждом персонаже “Грозы” на нашем сайте.


Другие работы по этой теме:

  1. “Герой”, “действующее лицо”, “персонаж” – такие, казалось бы, похожие определение. Однако в сфере литературоведения эти понятия различаются. “Персонажем” может быть как и эпизодически появляющийся образ,...
  2. Образ грозы в пьесе Островского ” Гроза ” символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать...
  3. Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество...
  4. План Персонажи Конфликт Критика Островский писал драму ” Гроза ” под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только...
  5. План Идейный смысл произведения Характеристика главных героев Взаимоотношение персонажей Идейный смысл произведения Рассказ “Ионыч”, написанный Антоном Павловичем Чеховым относится к позднему периоду творчества автора. Для...
  6. Еще сравнительно недавно было распространено мнение, что знаменитая пьеса Островского интересна для нас всего лишь тем, что является иллюстрацией к определенному этапу исторического развития России,...

События в драме А. Н. Островского «Гроза» разворачиваются на побережье Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении дан перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их всё же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого персонажа и раскрыть конфликт пьесы в целом. Главных героев «Грозы» Островского не так много.

Катерина , девушка, главная героиня пьесы. Она довольно молода, её рано отдали замуж. Воспитывалась Катя в точности по традициям домостроя: главными качествами жены были уважение и покорность своему супругу. Поначалу Катя старалась полюбить Тихона, но ничего, кроме жалости, не могла к нему испытать. При этом девушка старалась поддерживать своего мужа, помогать ему и не упрекать его. Катерину можно назвать самым скромным, но при этом самым сильным персонажем «Грозы». Действительно, внешне сила характера Кати не проявляется. На первый взгляд эта девушка слаба и молчалива, кажется, будто её легко сломить. Но это совсем не так. Катерина единственная в семье, которая противостоит нападкам Кабанихи. Именно противостоит, а не игнорирует их, как Варвара. Конфликт несёт скорее внутренний характер. Ведь Кабаниха побаивается, что Катя может повлиять на её сына, после чего Тихон перестанет подчиняться воли матери.

Катя хочет летать, часто сравнивает себя с птицей. Она в буквальном смысле задыхается в «тёмном царстве» Калинова. Влюбившись в приезжего молодого человека, Катя создала себе идеальный образ любви и возможного освобождения. К сожалению, её представления имели мало общего с реальностью. Жизнь девушки завершилась трагично.

Островский в «Грозе» главным героем делает не только Катерину. Образу Кати противопоставлен образ Марфы Игнатьевны. Женщина, которая держит в страхе и напряжении всю семью, не вызывает уважения. Кабаниха сильна и деспотична. Скорее всего, «бразды правления» она приняла после смерти мужа. Хотя вероятнее, что и в замужестве Кабаниха не отличалась покорностью. Больше всех от неё доставалось Кате, невестке. Именно Кабаниха косвенно виновна в гибели Катерины.

Варвара - дочь Кабанихи. Несмотря на то что она за столько лет научилось изворотливости и лжи, читатель всё равно симпатизирует ей. Варвара хорошая девушка. Удивительно, но обман и хитрость не делают её похожей на остальных жителей города. Она поступает так, как ей нравится и живёт как ей захочется. Варвара не боится гнева матери, поскольку та для неё не авторитет.

Тихон Кабанов полностью соответствует своему имени. Он тихий, слабый, незаметный. Тихон не может защитить свою жену от матери, поскольку сам находиться под сильным влиянием Кабанихи. Его бунт в итоге оказывается наиболее значительным. Ведь именно слова, а не побег Варвары заставляют читателей задуматься обо всём трагизме ситуации.

Кулигина автор характеризует как механика-самоучку. Этот персонаж является своеобразным экскурсоводом. В первом действии он будто водит нас по Калинову, рассказывая о его нравах, о семьях, которые тут живут, о социальной обстановке. Кулигин, кажется, знает всё обо всех. Его оценки других очень точны. Сам Кулигин добрый человек, который привык жить по устоявшимся правилам. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о перпету-мобиле, о громоотводе, о честном труде. К несчастью, его мечтам не суждено реализоваться.

У Дикого есть приказчик, Кудряш. Этот персонаж интересен тем, что не боится купца и может ему высказать то, что о нём думает. При этом Кудряш так же, как и Дикой, во всём старается найти выгоду. Его можно охарактеризовать как простого человека.

Борис приезжает в Калинов по делам: ему нужно срочно наладить отношения с Диким, ведь только в этом случае он сможет получить законно завещанные ему деньги. Однако ни Борис, ни Дикой не хотят даже видеть друг друга. Изначально Борис кажется читателям таким, как Катя, честным и справедливым. В последних сценах это опровергается: Борис не способен решиться на серьёзный шаг, взять на себя ответственность, он попросту сбегает, оставляя Катю в одиночестве.

Одними из героев «Грозы» являются странница и служанка. Феклуша и Глаша показаны как типичные обитатели города Калинова. Их темнота и необразованность искренне поражает. Их суждения абсурдны, а кругозор очень узок. Женщины судят о морали и нравственности по каким-то извращённым, искажённым понятиям. «Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идёт, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости» - так Феклуша отзывается о прогрессе и реформах, а «огненным змием» женщина называет автомобиль. Таким людям чуждо понятие прогресс и культура, ведь им удобно жить в придуманном ограниченном мире спокойствия и размеренности.

В этой статье дана краткая характеристика героев пьесы «Гроза», для более глубокого понимания рекомендуем ознакомиться с тематическими статьями о каждом персонаже «Грозы» на нашем сайте.

Тест по произведению

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Действие пьесы «Гроза» происходит в вымышленном городке Калинове, который является собирательным образом всех провинциальных городков того времени.
Главных героев пьесы «Гроза» не так много, о каждом нужно сказать отдельно.

Катерина – молодая женщина, выданная замуж без любви, «в чужую сторону», богобоязненная и благочестивая. В родительском доме Катерина росла в любви и заботе, молилась и радовалась жизни. Замужество же для неё оказалось тяжким испытанием, которому противится её кроткая душа. Но, несмотря на внешнюю робость и покорность, в душе у Катерины кипят страсти, когда она влюбляется в чужого мужчину.

Тихон – муж Катерины, добрый и мягкий человек, жену свою любит, жалеет её, но, как и все домашние, подчиняется своей матери. Пойти против воли «маменьки» он не решается всю пьесу, так же, как и открыто сказать жене о своей любви, поскольку мать запрещает подобное, дабы жену не разбаловать.

Кабаниха – вдова помещика Кабанова, мать Тихона, свекровь Катерины. Деспотичная женщина, во власти которой находится весь дом, без её ведома никто и шагу ступить не смеет, боясь проклятия. По словам одного из героев пьесы, Кудряша, Кабаниха – «ханжа, нищим подаёт, а домашних поедом ест» Именно она указывает Тихону и Катерине, как надо строить свою семейную жизнь в лучших традициях «Домостроя».

Варвара – сестра Тихона, незамужняя девушка. В отличие от брата, маменьке подчиняется только для виду, сама же по ночам тайком бегает на свидания, подбивая на это и Катерину. Её принцип – грешить можно, если никто не видит, а то так и просидишь всю жизнь возле маменьки.

Помещик Дикой – персонаж эпизодический, но олицетворяющий образ «самодура», т.е. власть имущего, который уверен, что деньги дают право творить всё, что душе угодно.

Борис – племянник Дикого, приехавший в надежде получить свою долю наследства, влюбляется в Катерину, но малодушно сбегает, бросив соблазнённую им женщину.

Кроме того, участвуют Кудряш – приказчик Дикого. Кулигин – изобретатель-самоучка, постоянно пытается внедрить в жизнь сонного городка что-то новое, но вынужден просить денег на изобретения у Дикого. Тот же, в свою очередь, будучи представителем «отцов», уверен в бесполезности затей Кулигина.

Все фамилии и имена в пьесе – «говорящие», они рассказывают о характере своих «хозяев» лучше любых поступков.

Сама живо показывает противостояние «стариков» и «молодых». Первые активно сопротивляются всяческим нововведениям, сетуя, что молодёжь забыла наказы предков, не хочет жить «как положено». Вторые же, в свою очередь, пытаются освободиться от гнета родительских наказов, понимают, что жизнь идёт вперёд, меняется.

Но не все решаются идти наперекор родительской воле, кто-то – из-за боязни потерять наследство. Кто-то – привыкнув во всём слушаться родителей.

На фоне цветущего самодурства и домостроевских заветов расцветает запретная любовь Катерины и Бориса. Молодые люди тянутся друг к другу, но Катерина замужем, а Борис во всём зависит от своего дяди.

Тяжёлая атмосфера города Калинова, давление злой свекрови, начавшаяся гроза вынуждают Катерину, мучимую угрызениями совести из-за измены мужу, во всём признаться принародно. Кабаниха ликует – она оказалась права, советуя Тихону держать жену «в строгости». Тихон боится маменьку, но и совет её побить жену, чтобы знала, для него немыслим.

Объяснение Бориса и Катерины ещё больше усугубляет положение несчастной женщины. Теперь ей предстоит жить вдали от любимого, с мужем, который знает об её измене, с его матерью, которая теперь точно изведёт невестку. Богобоязненность Катерины приводит её к мысли, что жить более незачем, женщина кидается с обрыва в реку.

Лишь потеряв любимую женщину, Тихон осознаёт, как много она для него значила. Теперь ему придётся всю жизнь жить с пониманием, что его чёрствость и покорность матери-тирану привела к такому финалу. Последними словами пьесы становятся слова Тихона, произнесённые над телом погибшей жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем на свете остался жить да мучиться!»

Пьеса «Гроза» - самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения - неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.

Пьеса «Гроза»

Пьеса была написана в 1859 году. Место действия - вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия - лето, все произведение охватывает 12 дней.

По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения. Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

«Гроза» - произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

Система образов

Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом. Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил. Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

«Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

Тихон: характеристика

«Гроза» - произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы "Гроза" показывает, что этот герой - жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился - все происходит по воле матери.

Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, - желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

Катерина и Тихон: характеристика

«Гроза» - пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий. Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне - в Борисе.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

Образы Тихона и Бориса

Сравнительная характеристика Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает силы духа, чтобы помочь ей, защитить.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...