Общество и природа, их взяимосвязь и проблемы взаимодействия. Проблемы взаимодействия общества и природы


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Философия Нового времени

4. Понятие о ноосфере

5. Проблема народонаселения

6. Экологическая проблема

Заключение

Список литературы

Введение общество природа философия

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа - это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.

В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношение природы и общества - вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество и природа пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она - его часть. С нею человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития.1

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце XIX века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу. Главная проблема антропологического влияния - несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы.

Цель исследования - установить аспекты взаимодействия общества и природы.

Задачи исследования:

Раскрыть проблему отношения человека и природы в философии;

Рассмотреть исторические формы отношения человека к природе;

Рассмотреть проблемы во взаимодействии общества и природы.

1. Проблема отношения человека и природы в философии

Проблема отношения человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе: человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму природную историю.

Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем он принципиально отличается от нее?

Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека, его места, роли, назначения в природе, мире.

Поэтому исследование отношения человека к природе с самого начала было связано с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от всех других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей - через посредство общественных связей с другими людьми.

Природа раскрывается людям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой.

Природа выступает для человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е. каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и «присваивает» природу.

КАК человек увидит природу и ЧТО он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», т. е. с точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.

Но это значит, что вопрос об отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего, социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.

Не случайно, что в античной философии интерес к человеку с особой силой выступил в эпоху начала кризиса древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречия разрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.

Обостренный интерес к человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности, нравственной и познавательной деятельности.

Не случайно, что позже интерес к человеку вспыхнул с новой силой в эпоху Возрождения -- начало кризиса феодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это время европейское общество выступило против средневековой регламентации.

Костры Мигеля Сервета, Джордано Бруно, Лючилио Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального значения.

И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы. Отношения общества и природы остро встали в современную эпоху.

Современная социальная картина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира. Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.

В двух прошедших мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия, варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и гуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление»3. Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса.

В середине XVIII века К. Линней в своей «Системе природы ввел человека как особый вид homo sapiens - человек разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин определил человека как «животное, делающее орудия»4.

В ХХ веке американский палеонтолог В. Грегори назвал человека «разрушителем с большим мозгом»5.

Рассмотреть отношения человека и природы - значит раскрыть специфическую позицию человека в природе, в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт философского исследования составляет его характерную черту.6

2. Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения

Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека и природы, космоса. Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового разума. С другой стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный, совершенный, упорядоченный организм. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.

Аристотель наиболее основательно в древней философии разработал проблему отношения человека и природы. Он первый ввел слово «антропология». Он выдвинул идею «лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Отличие он видел в разуме человека.

Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве и своеобразии живого бытия. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было: жить в соответствии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.

Возрождение, выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, их сближает и довольно часто доходит до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Джордано Бруно Бог стал просто-напросто природой.

3. Философия Нового времени

Декарт был одним из родоначальников науки и техники Нового времени. Основное назначение философии он видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание. Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве привального мышления, которое рассматривалось по аналогии с механическим производством.

Природа перед наукой и техникой Нового времени выступила главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое односторонне-утилитарное отношение к природе было связано с общим активно - практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства.

Рассмотрение природы с точки зрения ее доступности для техники и производственного использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеются лишь количественные изменения (движения, перемещения).

Природа - с этой точки зрения - огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго переживает Новое время.

То, что человек видит в природе, зависит от того, что он способен и хочет увидеть в ней.

Мера, которую человек прилагает к природе, выражает меру самого человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства человека и общества обретала новое звучание.

Западная философская мысль разрешала ее по двум путям:

Понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах;

Выявление специфики человеческого отношения к миру, идеалистически истолкованного.

Первое направление связано с широким фронтом естественнонаучного материализма и примыкающей к нему философии. Второе - с развитием идеалистической философии, особенно немецкого классического идеализма.

Материализм, используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопостановлении природе, а в единстве с ней. В этой концепции человек рассматривается как один из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношении природы и человека оказывалась природа.7

По мнению автора контрольной работы, именно в эпоху Нового времени человек почувствовал свою власть над природой. Этому послужили Великие географические открытия, развитие науки и техники. Началась бездумная эксплуатация природы.

4. Понятие о ноосфере

Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее общие и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближайшие, но и более отдаленные перспективы этого процесса.

Общий фундамент такой теорий заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей.

Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества.

1. Древнейший этап -- характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).

2. Допромышленный этап -- экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).

3. Промышленный этап -- век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука.

4. Этап начала техногенной цивилизации.

Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы.

В ХХ столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.

Антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера -- последний термин делает упор на активную роль сознания и науки в целесообразно направляемом процессе взаимодействия природы и общества. Термин введен французским философом-идеалистом Э. Леруа и формально заимствован русским ученым В. И. Вернадским.

Вернадский понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием.

Под понятием ноосфера подразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход природных процессов.

Структура ноосферы сложна. В производственно-экономическом плане могут быть выделены следующие структурные элементы:

2) орудия труда, техника в широком смысле слова;

З) объект воздействия людей -- природа (живая и неживая и организмы людей).

В территориально-географическом плане в ноосфере могут быть выделены следующие структурные элементы:

1) экономические;

2) оздоровительные;

З) научные.

Независимо от критерия подхода к структуре ноосферы главный элемент человек, взаимодействующий с многообразной и дифференцированной природной средой, которую человек изменяет. Несмотря на то, что ноосфера получает первоначальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты, а простирается и на космос.

Необходимо помнить, что ноосфера в целом - особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы.

Подведем некоторый итог сказанному. Обзор и обобщение данных об эволюции взаимодействия природы и общества от становления человека и до наших дней позволяет отчетливо сформулировать два главных закона:

Неуклонное возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе развития общества;

Вытекающий из первого - закон расширения ноосферы.

О взаимодействии биосферы и ноосферы необходимо сказать, что живое вещество - высший организующий элемент биосферы; общество - в ноосфере.

5. Проблема народонаселения

Воспроизводство общества не только биологический, но и социальный процесс. Многие философы отвергают идеи о том, что рост народонаселения является определяющей силой в развитии общества.

Количество и плотность населения играют определенную роль в развитии производительных сил, но не главную.

Человеческое население распределено на Земле неравномерно: 7% суши занимают 70% всего населения планеты, а 10% суши (горы, приполярные области, пустыни) - совершенно необитаемы9.

Проблема народонаселения с течением времени приобретает все более острый характер. Основной ее аспект - рост населения - ведет к усилению эксплуатации природы; численность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности населения и его потребностями, не хватает материальных средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества.

К.Э. Циолковский говорил: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а потом завоюет себе все околосолнечное пространство».10

6. Экологическая проблема

Все большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» образован от греческих okos - дом, жилище и logos - наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.

Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т.д. На этой основе развивались охота, рыболовство, приручение животных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенно их влияние на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все более основательному воздействию в их производственной деятельности. Применялись более сложные способы обработки почвы, вводились севообороты, промышленные способы обработки шкур животных, более развитые формы рыболовства. Вводились новые виды растений и природы животных. Развивались деревообрабатывающее производство, судостроение, производство одежды и других изделий из льна, шелка, хлопка и кожи, а также строительство дорог, зданий, всевозможных сооружений. Словом, по мере развития производительных сил -- орудий труда, технологии различных производств, знаний и навыков людей -- все более возрастало их господство над окружающей природой, за счет которой удовлетворялось всё большее количество их потребностей.

Однако, увеличивая свою власть над природой, люди попадали во все большую зависимость от нее. Эта зависимость особенно усилилась с развитием промышленного производства. Перейдя к массовому применению паровых машин и двигателей внутреннего сгорания, люди попали в прямую зависимость от наличия в их странах полезных ископаемых, прежде всего угля и нефти. В дальнейшем все большее потребление электроэнергии в промышленных, бытовых и иных целях многократно увеличило зависимость людей от наличия так называемых энергоносителей -- угля, нефти, газа, водных и других источников энергии.

В этом и заключается диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. Речь идет, прежде всего, о материальном обеспечении развития общества и его культуры.11

Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине ХХ века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:

* рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

* рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);

* борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);

* защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы.12

Надо сказать, что действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние сто пятьдесят--двести лет. Сегодня эти ресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно возрастает. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет.

Некомпенсируемый характер носит и все ускоряющаяся вырубка лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты», поскольку они в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому ж эти и все другие леса имеют большое значение для нормального функционирования почв.

Важно осуществлять комплексное и в то же время научное воздействие на почвы. При этом важны и лесопосадки, и орошение, и осушение, и внесение удобрений как органических, так и неорганических при строгом соблюдении норм. Основное направление развития земледелия в передовых странах мира -- это интенсификация, означающая все большее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники, прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т.д.

Необходима всемерная защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась, в частности, с внедрением в сельское хозяйство интенсивных технологий и активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений.

В целях воспроизводства и качественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционную работу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу в заповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайно важно усилить защиту лесов рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, наносящих огромный вред живой природе.

Особой важности задача состоит в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: для питья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленного производства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливых земель.

До настоящего времени человечество потребительски относилось к водным ресурсам, которые стремительно уменьшались. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется из наземных и подземных рек, озер и других водоемов.

Сегодня встает вопрос о защите не только водоемов, лесов почв, флоры и фауны Земли, но также атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и Практической деятельности людей. Нельзя не отметить, что в США ежегодно выбрасывается в атмосферу более 260 млн. тонн вредных веществ -- это около половины мировых выбросов. В России выброс вредных веществ в атмосферу водоемы и почвы в несколько раз меньше, но также достаточно велики. Велики они и в других индустриально развитых странах, в том числе в Германии, Великобритании, Франции, Японии и т.д. Основная причина этого -- увеличение в глобальных масштабах современного производства, чаще всего с применением многоотходных технологий. Образование вокруг Земли слоя углекислого газа (СО2) ведет к изменению климата в сторону его потепления. Предполагается, что к середине ХХI в. содержание углекислого газа в атмосфере удвоится, а средняя температура на планете повысится на 1,5--2 градуса13. Таковы возможные последствия так называемого парникового эффекта. В результате может существенно повыситься уровень Мирового океана, что вызовет непредсказуемые последствия.

Представляет опасность «кислотное загрязнение нижних слоев атмосферы, дождевых вод и почв». Не меньшая опасность заключается в «истощении озонового слоя атмосферы, защищающего все живое от жесткого космического излучения». Нарушение сложившегося в природе баланса кислорода, в том числе из-за образования «озоновых дыр», весьма неблагоприятно сказывается на существовании всего животного мира.14

Российская общественность многократно выступала и продолжает выступать за оптимальное решение экологических проблем. Выражением этого служит в частности, такой глубокий и содержательный документ, как «Меморандум в защиту природы», подписанный известными российскими писателями, учеными, деятелями искусств, другими представителями культуры.

Россия участвует в работе многих международных организаций по сохранению и защите природы, осуществлению целого ряда экологических программ. В этой области заключены соглашения с многими странами, в том числе США, Францией, Швецией, Финляндией, Германией, Великобританией и др.

В резолюции Конференции ООН, посвященной проблеме взаимоотношений человеческого общества и биосферы (Стокгольм, 1972г.), провозглашено, что люди являются самой значительной ценностью, и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Особо подчеркивается, что природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.15

Проблема народонаселения и экологическая проблема приняли глобальный, общепланетарнный характер, выйдя за рамки государственных границ. По мнению автора контрольной работы, их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, определим основные направления влияния природы на общество и наоборот.

Основные направления влияния природы на общество:

Природа дает средства к существованию. Она дает материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух - для дыхания и горения.

Природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики. Например, не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта - выращиванием хлопка.

Природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться.

Природа может уничтожать результаты человеческой деятельности. Такие явления, как засуха, наводнение, извержение вулканов, землетрясение, способны затормозить развитие общества.

Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Например, с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно - временную организацию объектов природы.

Основные направления влияния общества на природу:

Общество расширяет объем и пределы использования природной среды. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру.

Общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой - в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы.

Общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем:

Увеличением объема использования природных ресурсов;

Вовлечение в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечной мерзлоты);

Общество влияет на структуру окружающей природной среды. Под влиянием производственной деятельности не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов;

Общество направляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемыми социально - экологическими проблемами, к которым относятся: проблема достаточности природных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды; проблема роста народонаселения планеты.

Общий вывод: общество и природа находятся в неразрывной связи между собой, они оказывают влияние друг на друга. Общество - это часть материального мира, отделившаяся от природы, но оно не сможет существовать без нее. Общество использует природные богатства для своих благ, и с XX века резко усилилось воздействие общества на природу. По мнению автора контрольной работы, если общество по - настоящему не одумается, то человечеству будет грозить гибель. Природа - это великое достояние и к ней нужно относиться бережно, но не все это понимают.

Список использованных источников

1. Ермакова, Е.Е. Философия: Учебник для технических вузов / Е.Е. Ермакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Философия: учение о бытии, познаниях и ценностях человеческого существования: учебник для вузов / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - М.: ИНФРА - М, 2003.

3. Радугин, А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2004.

4. Социальная философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТ, 2003.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 2004.

6. Философия: Курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общей ред. В.Л. Калашникова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

7. Философия: Учебник / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема отношения человека и природы в философии. Исторические формы отношения человека к природе в эпоху античности, средневековья и Возрождения. Этапы эволюции взаимодействия природы и общества, их основные проблемы - народонаселения и экологии.

    реферат , добавлен 19.03.2012

    Отношение философии к духовному миру человека определяется системой базовых ценностей, которые лежат в основе взаимодействия человека и общества. Подходы при исследовании общества в социальной философии: натуралистический, идеалистический, материализм.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2008

    Природа как одна из сфер бытия, естественная часть мира и среда обитания человека. Природа в истории философской мысли. Динамика природы от неживой к живой. Понятие жизни как ценности. Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Изучение истории человеческого общества, материальной и духовной культуры. Процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру. Исследование творческой деятельности и техники коллективного поиска человека.

    презентация , добавлен 16.08.2015

    Общая характеристика Нового времени, ее исторические рамки, развитие науки и экономических отношений. Особенности гносеологии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Рене Декарт как представитель передовой научной мысли Франции, его философское учение.

    реферат , добавлен 01.04.2011

    Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Западная и восточная средневековая наука. Становление экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

    шпаргалка , добавлен 01.06.2007

    Предмет, задачи, основные проблемы философии Нового времени. Учение о методе познания, эмпиризм и рационализм. Историко-философское становление научной методологии в период Нового времени. Декарт и Бэкон как представители рационализма и эмпиризма.

    реферат , добавлен 27.03.2011

    Эволюция философских представления о взаимосвязи общества и природы. Рассмотрение природы как естественной основы жизнедеятельности. Содержание теории Мальтуса о принудительном регулировании народонаселения. Анализ современной экологической проблемы.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Выявление сущности отношений человека и природы, их проблем, а также определение путей гармонизации отношений человека и природы. Современное потребительское общество. Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в нем.

Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека.

В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.

Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек - как совокупность атомов (Демокрит). В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения - период расцвета культуры и прежде всего искусства - взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества.

Сущность экологических проблем состоит в углубляющемся противоречии между производительной деят-тью человечества и стабильностью природной среды его обитания. В процессе производительной деят-ти человечество создает неодушевленные предметы и живые организмы, т. е. техномассу. По расчетам ученых, созданная человечеством техномасса, или как ее еще называют искусственная среда, уже сейчас в 10 раз продуктивнее естественной. Искусственная среда наступает на естественную и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий постановку перед человечеством Э. П. Рост выбросов в атмосферу СО2, окиси серы и азота могут привести к росту температуры, что в свою очередь повысит уровень мирового океана и приведет к затоплению земель. В результате сотни миллионов людей рискуют превратиться в экологических беженцев. Общий вывод: всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой биологической ниши, т. е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Однако, существуют пороговые значения внешних условий, за к-ми вымирает. В наст. время человечество подошло к такому пороговому значению.

Пути решения Э. П. : так как причиной данной проблемы является научно-технический прогресс, то его необходимо приостановить, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства. Однако это породит целый ряд социальных и демографических проблем (нищета, голод в развивающихся странах). Поэтому необходимо изменить пути развития современной цивилизации и прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в нем самом. Необходимо изменить социальные установки личности и общ-ва, переориентировать человечество с идеологии наступательного роста производства и потребления мат-х ценностей на духовное самоусовершенствование.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Экологические проблемы современности и пути их решения.:

  1. Глобальные проблемы и пути их решения. Перспективы человечества
  2. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества. Генезис экологической проблематики.
  3. 22. Сознание как предмет философского исследования. различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание.

Страница 1 из 6

I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

1. Природа - источник жизни, материального и духовного благополучия
2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
3. Концепции отношения общества к природе
4. Причины кризисного состояния окружающей среды в стране
5. Пути решения экологических проблем
6. О роли законов развития природы

1. Природа - источник жизни, материального и духовного благополучия

Чтобы лучше понять окружающий мир, происходящие в нем естественные процессы, воздействие человека на природу, роль природы в жизни человека, осознать собственную уникальность и оценить необходимость в благоприятном состоянии природы Земли, попробуем заглянуть во Вселенную, представить состояние мириадов звезд в многочисленных галактиках... Можно поступить наоборот - из безграничного космоса посмотрим на нашу планету, которая, будучи песчинкой во Вселенной, чем-то весьма существенным отличается от всех других планет. Она уникальна. Люди пока лишь строят гипотезы о возможности существования жизни где-то еще.
В ходе естественных процессов во Вселенной когда-то очень давно на Земле появились условия для того, чтобы зацвел василек, зажужжала пчела, землю начали топтать гиганты-мамонты и динозавры. Растительный и животный мир планеты так богат и разнообразен, что современный человек при всех его стараниях пока не смог выявить и дать описание большинства его видов. Позже многих других обитателей Земли появился homo. Как любое иное дитя природы, ее органичная часть, он развивался, удовлетворяя свои потребности за счет других элементов природы и полностью подчиняясь ее законам - можно предположить, что никогда позже он не был столь послушен им, как на заре своей юности.
В это время он в основном дышит чистым воздухом, пьет чистую воду, питается кореньями, ягодами, побегами кустарников. Природа, однако, не была так уж милостива к человеку - он испытывал многие, выражаясь современным языком, неблагоприятные ее воздействия. Человек не всегда имел возможность дышать чистым воздухом, так как происходили извержения вулканов, лесные пожары, в результате которых загрязнялась атмосфера, землетрясения. Он страдал от холода, зноя, отсутствия огня.
Постепенно человек научился преодолевать некоторые естественные трудности. С помощью каменных орудий он стал срезать ветки, снимать шкуру с убитого животного, раскалывать кость или выкапывать из земли корень. Так человек стал homo habilis ("человеком умелым"). В дальнейшем он совершенствовался, все более приспосабливая природные ресурсы к своим интересам, научился охотиться, разводить и поддерживать огонь. Он стал руководствоваться не только инстинктами, но и обрел способность думать. Человека этого периода ученые назвали homo sapiens ("человеком разумным").
Очевидно, с этого времени и изменился характер взаимоотношений человека с остальной частью природы. Проявляя качества "человека разумного", он удил рыбу, охотился, выжигал леса с целью ведения растениеводства, занимался бортничеством (добычей меда диких пчел). Однако до того, как начал развиваться активный торговый обмен, человек эксплуатировал природные ресурсы исключительно для удовлетворения собственных нужд. Развитие торговли явилось фактором возникновения хищнического отношения к природе. Когда человек научился добывать и перерабатывать руду, воздействие человека на природу усиливается, становится еще более разнообразным. С развитием сельского хозяйства, промышленности, транспорта, энергетики многократно увеличиваются не только разнообразие, но и масштабы такого воздействия. В процессе пользования землей человек истощал ее плодородие, ухудшал структуру почвы, способствовал развитию эрозии. В результате чрезмерных рубок леса на его месте образовывались пустыни. Нерациональное природопользование вело к истощению природных богатств - одной из форм деградации природы.
В процессе развития человеческого общества увеличивалось воздействие на природу, например, путем химического загрязнения атмосферного воздуха, вод, почв. Человек начал загрязнять атмосферу, разведя свой первый костер. Но современная химическая промышленность, металлургия, транспорт, агрохимизация как факторы антропогенного химического загрязнения природы уже не сравнимы с костром.
Развитие авиации, эксплуатация транспортных средств, выполнение разного рода строительных работ, эксплуатация механизмов сопровождаются шумом, а шум в современной науке рассматривается как один из видов физического воздействия на природу. Другими его видами являются вибрация (создаваемая, к примеру, при выполнении строительных работ, эксплуатации метро и т.п.); электромагнитные воздействия (при использовании электроэнергии); радиация. Хотя радиоактивные вещества и материалы химические по своей природе, но в зависимости от обстоятельств они оказывают не только токсическое, но и физическое воздействие посредством облучения.
И, наконец, в процессе своей жизнедеятельности человек оказывает на природу биологические воздействия - в процессе эксплуатации объектов микробиологии, медицинской промышленности, канализационных систем в природу поступают бактерии, вирусы, грибки и другие микроорганизмы. Разновидностью биологического воздействия является интродукция видов растений и животных, новых для конкретной экологической системы. На современном этапе общественного развития опасность для природы связана с генно-инженерной деятельностью, созданием модифицированных видов растений и животных.
Чтобы осознать и оценить экологические проблемы, важно подчеркнуть, что состояние природы ухудшается не только под воздействием деятельности человека. Природа всегда изменялась, даже деградировала в ходе естественных процессов. Естественные факторы вредного воздействия - это землетрясения, извержения вулканов, цунами, климатические изменения, ураганы, смерчи, лесные пожары в результате ударов молнии и пр. Пока человек не смог даже с полной уверенностью объяснить, почему исчезли мамонты, динозавры, другие гиганты. Так, одна из новейших гипотез исчезновения динозавров выдвинута Имперским колледжем и Музеем естественной истории в Лондоне. Опираясь на результаты геологического обследования полуострова Юкатан (Мексика), они пришли к выводу, что животные погибли после того, как 65 млн. лет назад на Землю упал гигантский астероид. Последствия удара были равнозначны взрыву 10000 водородных бомб. В результате началась всемирная "ядерная зима": после взрыва в воздух поднялось такое количество пыли и обломков породы, что солнечный свет не доходил до поверхности планеты в течение нескольких месяцев. Фотосинтез в это время не происходил. Постоянные источники пищи были быстро истощены.
Невосполнимых потерь в связи с естественным процессом развития было в разнообразном мире природы немало. Последствия опасных явлений и процессов, порожденных силами природы или совместно ими и деятельностью людей, бывают драматичны не только для природы, но и для человеческого общества. Они называются стихийными бедствиями. Но человек, как правило, не может непосредственно влиять на опасные природные явления и процессы, т.е. предупреждать их. Однако он может и должен их прогнозировать и принимать меры к тому, чтобы предотвратить, насколько это возможно, и минимизировать отрицательные последствия, в том числе экологические. Например, человек способен повлиять на размеры лесного и иного пожара от молнии и соответственно уменьшить причиненный им ущерб. Он может прогнозировать, предвидеть землетрясения, цунами, ураганы и эвакуировать людей, а также принять другие необходимые меры для предупреждения стихийных бедствий.
Важно знать о вредных воздействиях природных факторов на здоровье человека в нормальных, не экстремальных естественных условиях. Имеются в виду естественные токсиканты, например несъедобные грибы, природные радионуклиды, вирусы опасных болезней и др. Для обеспечения собственной безопасности человек заинтересован в регулировании таких воздействий, если это возможно. К примеру, Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" предусмотрены меры по обеспечению радиационной безопасности населения при воздействии природных радионуклидов (ст. 15).
Исторический экскурс в сферу взаимодействия человека и природы важен нам, прежде всего, для того, чтобы показать, что человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. На современном этапе мы менее зависимы от природы, так как научились многое делать для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Но основой и источником жизни человека является и всегда будет природа.
По отношению к человеку природа выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную. Некоторые из них - эстетическая, рекреационная, научная - проявились лишь на более высоких ступенях развития человеческого общества. Изменялось и содержание функций.
Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы выступают в качестве непосредственного источника удовлетворения естественных физиологических потребностей человека - дыхания, утоления жажды, питания. О значении данной функции для человека свидетельствуют следующие данные: человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды - несколько дней, без пищи - около двух месяцев. Состояние природных ресурсов, прежде всего лесов, вод, земель, определяют состояние климата и погодных условий, от которых также зависит человек и развиваемая им экономика.
После экологической экономическая функция природы - наиболее существенная. Ее сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, имеют экономические свойства, экономический потенциал. Если экологическая функция является "вечной" по отношению к человеку, то экономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себе жилье, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных, все возрастающих по мере развития человека его материальных потребностей. Вода, древесина, минеральные ресурсы и многое другое - природный материал, используемый для создания орудий труда и средств производства.
Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позже экономической, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности. Не случайно творческие работники - поэты, писатели, художники, музыканты - много писали о природе, вдохновляясь ее красотами. Эстетическая функция природы тесно связана с рекреационной. Природа служит для человека источником физического и нравственного отдыха.
Природа Земли, формировавшаяся в течение миллиардов лет, - богатейший источник разнообразных знаний: о процессах и законах эволюции Земли и ее экологических систем, о механизме функционирования природы, о том, почему появился человек, как он развивался и что его ожидает, если не будет резко ограничена разрушительная по отношению к остальной природе деятельность. Чтобы строить корректные отношения с природой, человек заинтересован во всей этой информации, но получена она может быть только посредством организации и проведения научных исследований, а затем использована для создания механизмов, в том числе правовых, регулирования своего отношения к природе.
Вопрос о функциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное экологическое право устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств, направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения оптимальной возможности для реализации экологической функции природы. В рамках законодательства об особо охраняемых природных территориях регулируются отношения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой.
Вопрос о функциях природы по отношению к человеку лежит также в основе понятия "благоприятная окружающая среда", на которую в соответствии со ст. 42 Конституции России каждый имеет право. Очевидно, что благоприятной является такая окружающая среда, которая способна удовлетворять экологические (физиологические), экономические, эстетические и иные потребности человека.
Далее, взгляд на историю взаимоотношений человека и природы позволяет судить об истинном его отношении к ней. По результатам человеческой деятельности относительно природы можно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.
Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Потенциально и фактически масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Конечно, наиболее значительными они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.
Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет средств природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.

Введение

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы.

Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между ними носила чаще всего весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней.

В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимания того, что значит природа для общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.


1. Понятие природы. Взгляд на природу в истории развития философской мысли

Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно - в соотношении с понятием "общества", под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования.

Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями. С появлением теоретического мышления и одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. Природная естественная гармония вызывала восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились во времена античной философии как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать природу в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель преобразовательной деятельности человека.

В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более "низкой" греховной природе. Речь идет уже не о слиянии Человека с природой, а о их противопоставлении и возвеличивании человека над природой - падает и не поощряется интерес к Изучению материального мира.

В эпоху Возрождения - период расцвета культуры и искусства - взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется якобы разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к "золотому веку" человечества.

В Новое время (XVII-XVIII вв.) бурно развиваются науки, ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. И в философских воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы Центральная идея - человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы.

Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.


2. Природа и общество

2.1 Естественная основа жизни общества


Однако поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды. Природа - естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. Достаточно очевидная зависимость человека от природы признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.

У исследователей этой проблемы первоначально часто возникало искушение усматривать в человеке как представителе биологического вида и в обществе как в совокупности индивидов главным образом подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль. Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивайся подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества.

Сущность органической теории заключается в том, что человеческое общество уподобляется биологическому организму, живому телу. Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма.

Разумеется, человек - биологическое существо. Однако современный научный анализ показывает, что лишь 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Вписанность человека в общество, наличие специфически человеческого образа жизни способствуют возрастанию роли социальных закономерностей. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам. Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.

Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития в обществе обусловило появление специфического вида социальной общности - человеческой семьи. Семья выполняет как биологические, так и социальные: хозяйственные, воспитательные и другие - функции. Ее биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека. И в этом отношении семья как ячейка человеческого общества наиболее тесно связана с природой. Роль семьи как фактора воспроизводства населения всегда остается стабильной. Эта функция тесно связана с демографическим фактором, проблемой народонаселения.

Народонаселение - это совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий: части страны, всей страны, групп стран, всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальных благ определяет возможности развития общества. При этом для нормального развития производства и общества в целом необходим определенный минимум народонаселения. Напротив, переизбыток населения может негативно сказываться на материальной жизни общества и даже привести к социальным конфликтам и взрывам.


2.2 Мальтузианство и неомальтузианство


Теории, считавшие рост народонаселения главной силой общественного развития, выражали в свое время идеологию нарождающейся буржуазии в ее борьбе против непроизводительных сословий - дворянства и духовенства. В ту эпоху подобные идеи в определенной степени имели прогрессивное значение. Буржуазия, стремившаяся к власти, обвиняла земельную аристократию в том, что она довела население до нищеты. Идеологи же земельной аристократии, чтобы оправдать господство землевладельцев, старались в свою очередь доказать, что в нищете повинны сами массы.

В результате в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящим к нищете, ко всяким бедствиям и лишениям, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Т.Р. Мальтус (1766-1834). В своей книге "Опыт о законе народонаселения" он утверждал, что причина бедственного положения народа, в том числе безработицы, есть результат переизбытка населения. Все дело в "естественном законе народонаселения", согласно которому его рост увеличивается в геометрической прогрессии, а рост средств существования лишь в арифметической прогрессии. Выход он видел в принудительном регулировании народонаселения (войны, эпидемии, голод, принудительный непосильный труд, воздержание от брака). Эта теория по имени своего создателя получила название мальтузианства.

Современные последователи Т. Мальтуса - неомальтузианцы Г. Бутуль, И. Чемберлен, У. Фогт и другие считают главной причиной отсталости слаборазвитых стран быстрый рост их народонаселения. Население Земли действительно увеличивается все ускоренными темпами. В течение XX в. оно более чем утроилось и составляет ныне около 6 млрд. человек. На сегодняшний день демографическая ситуация в различных странах и регионах явно неодинакова. На Юге планеты - стремительный рост народонаселения. Так, население Африки, Азии и Латинской Америки практически удваивается каждые 25 лет. На Севере (в Европе) наблюдается обратная картина: постоянство или даже снижение роста рождаемости.

Допустимый разумный предел населения Земли (по данным ООН) - 10-12 млрд. человек - может быть достигнут уже к середине XXI в. Отсюда возникает масса проблем. Среди предполагаемых мер их решения - программа планирования семьи в странах Юга; повышение в них уровня занятости и культуры; помощь им со стороны более развитых стран. Положительное решение проблемы роста народонаселения благоприятно отразится также и на отношении общества к природе, природным богатствам. Взаимодействие общества и природы имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только "вырастает" из природы, но, производя материальные ценности, одновременно "врастает" в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою прелесть, очарование таинства, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. "Калмыцкая степь", "русское поле" и т.п. не являются для человека чисто языковой структурой или просто географическим понятием.


2.3 Географическая среда, окружающая среда, биосфера


Вопросы взаимодействия человека и природы, невозможно анализировать без таких понятий, как "географическая среда", "окружающая среда", "биосфера". Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и прежде всего на развитие материального производства. Многообразие свойств природы является естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят направления человеческой деятельности, в частности, развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Почему древние цивилизации возникли первоначально у народов южных стран - на берегах Нила, Ефрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д., а не у народов Севера? Одной из важнейших причин этого, безусловно, были природные условия. Например, климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов. Благоприятное географическое положение вело к тому, что даже при тогдашнем довольно низком уровне развития производительных сил именно на Юге в первую очередь открывалась лучшая возможность для развития разделения труда, частной собственности, возникновения прибавочного продукта, развития культуры и всего общества. Словом, природные условия, очевидно, способствовали ускорению общественного развития народов южных стран по сравнению с народами стран холодного климата.

Активно используя природные условия, люди вырабатывают определенные навыки, приобретают производственный опыт, знания, развивают свои способности, совершенствуют технику производства. Если бы они находили все необходимые им средства к существованию в природе в готовом виде, то не имели бы стимулов для развития производства, а следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток могут оказывать ускоряющее влияние на развитие общества.

Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя помимо поверхности Земли и ее недр также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы - геосферу и биосферу

Биосфера есть сфера действия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Биосфера произвела огромные изменения в самой структуре планеты. Она также тесно связана с космосом.

Положительные для человека моменты освоения и преобразования естественных природных источников и богатств, составных частей естественной среды обитания неоспоримы. Это прежде всего рост материальных и духовных ценностей, более высокий уровень жизни. Все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. В этом отчетливо проявляется значение природы в жизни человека как основы его жизнедеятельности. Но человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать и нечто свое. Искусственная среда обитания ~ это все то, что создано человеком: разнообразные предметы, выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе человеческое общество без крупных городов, домов, автомобилей, заводов, дорог и т.д. Но, несмотря на кажущуюся независимость общества, все произведенное человеком было бы невозможно без матушки природы.



2.4 Человек и космос

Говоря о взаимодействии общества и природы, мы оперировали в основном масштабом одной планеты - Земли. Однако, как мы уже отмечали, понятие природы в широком смысле слова охватывает весь объективный материальный мир.Связь человечества и космоса многие века оценивалась философами в лучшем случае чисто умозрительно, на уровне научных гипотез и догадок. Эти рассуждения носили, как правило, общегуманистический характер типа: "Человек - сын Земли, дитя космоса" и т.п. Изучение вопроса о единстве космоса и всех его составляющих, включая окружающую среду и человечество, окончательно переместилось в XX в. из сферы астрономии и астрологии в философию. Во многом это произошло благодаря работам российских ученых, в первую очередь представителей русского космизма, таких, как А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев и др. Л. Гумилев много работал над концепцией пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе и космических, факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Развитие этносов определяется главным образом наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзорной.

Именно активностью и деятельностью пасссионариев объясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами.


2.5 Противоречия во взаимоотношениях природы и общества

Особое место в изучении взаимоотношений природы и общества представляют имеющиеся между ними противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония между человеком и природой.

Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие ее составных частей, есть единое целое. . Игнорирование человеком целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества.

Особенно отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны и зачастую непредсказуемы.

Любое вторжение в природу даже в самых скромных масштабах должно быть всесторонне просчитано и обосновано. В свою очередь необходима также постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и обществом. Поэтому нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.).

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества.

Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX в. - это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую.


3. Современная экологическая проблема

Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919) в 1866 г., понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания.

Однако говоря сегодня о проблемах экологии, мы фактически говорим о социальной экологии - науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится Жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Какие же меры необходимы для решения экологической проблемы? Прежде всего, следует перейти от потребительское технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею.

Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии и производства, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения состоялась еще в начале нашего века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень.

Заключаются международные концепции по охране окружающей среды, осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды - "Зеленые" ("Гринпис").

Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы "озоновых дыр" в атмосфере Земли.

Другая мера, направленная на улучшение взаимоотношений человека и природы, - разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти - на 35 лет, природного газа - на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой.

В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии. Еще одной мерой решения экологической проблемы, и может быть в перспективе самой важной из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства. При любых озарениях и стремлениях, рождаемых человеческим разумом, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его стремление к гармонии с природой.


Список использованной литературы


1. Учебник "Философия" под редакцией профессора В.Н.Лавриненко, профессора В.П.Ратникова, Юнити, Москва, 2001


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Сущность современных подходов к проблеме взаимоотношений в системе «природа-общество». Основные тенденции в развитии идей энвайроментамума

Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития – в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике – в государствах постсоветского пространства. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие. Идея устойчивого развития, возникшая в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста, а также надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде, нашла широкое признание в мире. Исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), во многих странах разработаны национальные концепции и стратегии устойчивого развития, которые предусматривают обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Проблема взаимоотношений природы и человека весьма многогранна и имеет разносторонние аспекты: философские, социальные, юридические, политические, экономические и др. Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали вопросы развития этих взаимодействий, влияние природной среды на человека, его хозяйственную деятельность.

Взаимоотношения общества и природы характеризуются определенными закономерностями, можно даже выделить несколько качественно своеобразных этапов взаимодействия природы и общества. На первых двух этапах: в древнекаменном и новокаменном веках природный фактор играл важную роль: ухудшились природные условия, снизилась продуктивность охоты. В этот период начали активно вырубать леса, строить каналы и т.д. На третьем этапе, который связывают с промышленным переворотом на рубеже XVIII–XIX вв., в хозяйственный оборот вовлекаются все новые и новые источники сырья и энергии. Промышленное производство увеличило возможности как преобразования окружающей среды в интересах человека, так и увеличило нарушения экологического баланса. Отношения между природой и обществом во многих странах мира, особенно в крупных индустриальных районах, стали приобретать критический характер.

Эти тенденции неизмеримо усилились с наступлением во второй половине XX в. эпохи научно-технической революции (НТР), она ознаменовалась появлением принципиально новых способов получения сырья и энергии. Подъем науки и техники привел в ряде случаев к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов, и как следствие, – к сокращению пахотных земель и ухудшению их качественных характеристик, истощению некогда богатейших залежей угля, нефти, газа, уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, растущему дефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Дальнейшее неконтролируемое, неуправляемое развитие такой деятельности людей таит в себе опасность глобальной экологической катастрофы.

В настоящее время уже существует ряд глобальных экологических проблем: это изменение глобального климата (которое связано с «парниковым эффектом» – значительным выбросом в атмосферу «парниковых газов»); разрушение озонового слоя Земли – появление так называемых «озоновых дыр»; выпадение кислотных дождей и трансграничное загрязнение воздуха; сокращение площади лесов; сокращение биологического разнообразия; деградация земель и пр.

Основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна, самостоятельно не может с ними справится. Природная среда отдельно взятой страны является составной частью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем, как охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата и т.д. нереально без объединений усилий всего мирового сообщества.

Кроме глобальных экологических проблем, существуют и так называемые национальные и экосистемные проблемы, существующие соответственно на уровне отдельно взятой страны и отдельной экосистемы. Например, в России актуальной проблемой народного хозяйства является обезвреживание и переработка отходов, загрязнение атмосферы передвижными источниками, прежде всего автотранспортом, усиливающееся загрязнение поверхностных и подземных вод, в т.ч. используемых для нужд питьевого водоснабжения, в результате чего 50% населения России вынуждено пользоваться водой не соответствующей стандартам и многие другие.

Ухудшение состояния окружающей среды требует принятия незамедлительных мер по ее охране. Вопросы состояния окружающей среды и ее защиты изучает такая научная дисциплина как энвайроментология. Основными мерами по защите окружающей среды являются:

– учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия политических и экономических решений;

– соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и экологических стандартов;

– использование экономических средств и инструментов для покрытия издержек, связанных с загрязнением окружающей среды (введение платы за загрязнение, штрафные санкции);

– внедрение техники и технологии, отвечающих экологическим требованиям;

– введение системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;

– проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении той или иной хозяйственной деятельности;

– образование особо охраняемых природных территорий, природных объектов всемирного наследия и т.д.

– проведение природоохранных мероприятий, таких как благоустройство территории, посадка леса, обустройство берегов малых рек, расчистка родников, зон отдыха и пр.

– осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и т.д.

В процессе охраны окружающей среды важная роль принадлежит общественным движениям «зеленых» (например, российское экологическое движение «Кедр»), Всероссийское общество охраны природы, Российский экологический союз.

Нормативы платы за загрязнение природных ресурсов, их назначение

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Инструменты ценового регулирования, используемого в отечественной хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов), и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

Платежи за загрязнение природных ресурсов впервые были введены в 1990-х гг. по инициативе Государственного комитета СССР по охране природы. Нужно отметить, что до 90-х годов введение платы за загрязнение рассматривалось чуть ли не как «признание» права на загрязнение, что противоречило официальным политико-идеологическим канонам того времени. К тому же практически отсутствовали методические проработки по введению такой платы.

Взимание платы за загрязнение выполняет ряд экономических функций:

– стимулирующую;

– аккумулирующую;

– распределительную;

– контрольную.

В частности, она стимулирует предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивает механизм достижения проектных показателей, а также современного уровня технологий (работа по лучшей технологии), что направлено в целом на обеспечение структурной перестройки экономики. Тем самым у предприятий-загрязнителей складывается альтернатива: продолжать загрязнять, что связано со значительными платежами, влияющими на их хозяйственное положение, или, наоборот, направлять средства на экологическое обновление производства, ресурсосбережение, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Кроме того, в результате платежей за природопользование образуется устойчивый источник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраны природы.

Введение платежей за загрязнение окружающей среды побуждает руководителей предприятий находить резервы на приобретение и ввод в действие установок по очистке отходящих газов, очистных сооружений и другого природоохранного оборудования; оказывает стимулирующее воздействие на предприятия которые не имели разработанных и утвержденных томов научно-технических нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС).

Кроме этих функций экологические платежи позволяют решать следующие задачи:

· обеспечивать учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов;

· согласовывать интересы предприятий сферы природопользования, потребителей естественных ресурсов и народного хозяйства в целом;

· учитывать специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с органами власти и управления, кредитно-финансовой системой, государственными и местными бюджетами;

· компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;

· хотя бы частично возмещать ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.

Платежи за загрязнение окружающей среды, являются, по сути, разновидностью платы за природные ресурсы, а в качестве природных ресурсов здесь выступает ассимиляционный потенциал природной среды, т.е. плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассматривается как плата за использование ассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализации вредных веществ.

Выбор редакции
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...