Образ содержания герой нашего времени. Лермонтов, "Герой нашего времени": описание героев


Система персонажей в романе Лермонтова «Герой нашего времени» называется концетрической, поскольку все герои собираются вокруг главного – Печорина, и служат для него лишь неким фоном. Основной задачей каждого из них является не столько проявление собственных черт характера или чувств, сколько подчеркивание отдельных качеств Печорина.

Герои романа «Герой нашего времени»

Например, Казбич и Азамат в главе «Бэла» акцентируют внимание на том факте, что Печорину никто и ничего не нужно. Казбич и Азамат – цельные натуры, у них есть конкретная цель: получить коня. А у Печорина цели в жизни нет, он способен лишь переживать из-за неприятного общества.

Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.

Доктор Вернер , который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.

Здесь же стоит отметить образ офицера Вулича , с которым Печорин спорит о том, есть ли на том свете судьба (глава «Фаталист»). Вулич хочет застрелиться, но пистолет дает осечку; позже он все равно гибнет по вине пьяного, а Печорин обезвреживает этого преступника, спасая тем самым собственную жизнь. Следовательно, Вулич покорился своей судьбе, а суждено ему было погибнуть в этот день. Печорин же говорил ему, что судьбу можно переиграть. Выходит, что Вулич оттеняет непокорность Печорина судьбе.

Очень важны в романе женские образы: Вера, Бэла и княжна Мэри . Истории, связанные с ними, показывают, что Печорин уже не способен на настоящую любовь. Все три его романтических «приключения» заканчиваются очень печально: замужняя Вера покидает Печорина и уезжает вместе со своим мужем, Бэла умирает, а из-за ухаживаний за княжной Мэри между Печориным и Грушницким случается дуэль. Печорин убивает своего противника, и за это его ссылают в крепость. Таким образом, мы видим, что любовь буквально губит и самого Печорина, и любимых им женщин, и соперника (Грушницкого).

Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает. Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится. Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.

Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи - лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал

Роман под названием «Герой нашего времени» стал одним из самых популярных произведений своей эпохи. Он был написан в 30-х годах XIX века. Посредством описания одной личности Лермонтову удалось представить собирательный образ человека своего времени. В разных главах автор сталкивает своего основного персонажа с разными героями. Однако он все-таки остается одиноким. Между ним и людьми, с которым он встречается, возникают сложные взаимоотношения.

Печорин и его отношения к женщинам

Григорий Печорин - главный персонаж произведения «Герой нашего времени». Описание героя следует начать с его непростых отношений с женщинами. Он сразу предупреждает о том, что не готов ни к каким серьезным связям. Печорин - это молодой офицер, который легко покоряет сердца юных аристократок. Большая часть его возлюбленных - это женщины из светских кругов. Исключение составляет только черкешенка по имени Бэла, настоящая дикарка, истинная жительница Кавказа. В Петербурге он знакомится с замужней Верой, взаимоотношения с которой заканчиваются разрывом.

Неудачи в любви Печорина

В описание Печорина в романе «Герой нашего времени» стоит включить и рассказ о других его встречах с женщинами. Далее он встречает «Ундину» в Тамани, и та оказывается контрабандисткой. Она делает попытку его утопить и в ту же ночь пытается сбежать со своим любимым - тоже контрабандистом. В Пятигорске герой решает «волочиться» за юной красавицей Мери, чтобы избавиться от скуки. Печорин одновременно ухаживает и за Мери, и за Верой. Мери влюбляется, но Печорин ее бросает. Затем Печорин поступает на службу в крепость N, где знакомится с Бэлой. Он ворует ее, и в течение четырех месяцев они живут хорошо, пока чувства героя к черкешенке не остывают. Бэлу похищает разбойник Казбич, ранит ее, и она погибает.

Противоречивый образ

Печорин - это умный и образованный молодой человек. В себе самом он ощущает большие силы, которые, однако, потрачены зря. Вступая в жизнь, говорит Печорин, он чувствует, будто бы читает тусклую пародию на давно известную ему книгу. Описание Печорина в «Герое нашего времени» содержит также и его физические характеристики, через которые проявляются душевные качества персонажа. Он аристократичен, что проявляется через худобу его рук. При ходьбе он никогда не станет размахивать руками - так Лермонтов стремился подчеркнуть скрытность его натуры. Когда Печорин смеется, его глаза остаются пустыми и грустными, а это является признаком того, что он постоянно переживает душевную драму.

Сам Лермонтов так говорит о своем персонаже: «Он точно является портретом… Однако не одного человека, а целого поколения. Печорин составлен из его пороков во всем их развитии». При этом нельзя назвать полностью положительным или отрицательным основного персонажа произведения «Герой нашего времени». Описание героя должно содержать в себе все те характеристики, которыми наделяет его Лермонтов. Противоречивость героя состоит в том, что он, хотя и любит женщин, не хочет жениться. Счастья его любовь не приносит ни ему, ни его возлюбленным.

Вера

Также необходимо упомянуть и о Вере - полюбовнице Печорина в «Герое нашего времени». Описание героев этого произведения будет интересно каждому читателю, серьезно заинтересовавшемуся этим произведением. Вера является женщиной, к которой Печорин когда-то испытывал чувства. Она - дальняя родственница Мери и княгини Лиговской. Лермонтов пишет о внешнем виде Веры, что она «хорошенькая, но очень, кажется, больная». На ее лице выражается чувство глубокой грусти. Но отдыхая на Кавказе, Вера понемногу поправляется. У нее есть сын от первого брака. Вера любит Печорина искренне и принимает все его недостатки, при этом жертвуя собой. С Печориным она встречается втайне от своего первого супруга, а затем и от второго.

Мери

Лермонтов на страницах своего романа постепенно знакомит читателя с новыми персонажами «Героя нашего времени». Описание героев, которое рассматривается в этой статье, продолжаем характеристикой еще одного женского персонажа - Мери. Образ этой героини практически неотделим от ее взаимоотношений с Печориным. Именно главный герой вовлек ее в ту историю, которой она, возможно, могла бы избежать, если бы обладала другими чертами характера.

Или эти события могли бы произойти, но с гораздо менее печальными последствиями. Мери любит любовные истории, овеянные романтическим флером. Лермонтов отмечает, что она увлекается Грушницким как обладателем «серой солдатской шинели». Мери сочла, что его разжаловали за дуэль - и именно этот факт возбуждает в ней романтические чувства. Как человек он ей безразличен. Узнав же, что Грушницкий - обычный юнкер, она начинает избегать его. Но точно так же возникает и ее интерес к Печорину.

Опытность главного героя, проявленная во взаимодействии с Мери

Мери не сомневается в своей привлекательности. Печорин говорит о ней как о «прехорошенькой» княжне, но сразу же замечает ее внутреннюю пустоту. Несмотря на то что Мери читает по-английски и знает математику, это является не ее природной склонностью, а лишь попыткой соответствовать моде. Печорин не спешит лестно отзываться о Мери, и это ее задевает. Определив ее слабое место, он начинает бить в эту точку, не спеша с ней знакомиться. Печорин пугает ее своей дерзкой выходкой, старается вызвать к себе ненависть. Но затем стоит ему проявить к ней внимание, как она ощутит себя победительницей. Все это уже знает наизусть главный герой произведения «Герой нашего времени». Описание героев, рассматриваемое в этой статье, дает их краткую характеристику и помогает составить впечатление об основных действующих лицах повести.

Бэла

Молодая черкешенка и дочь князя, Бэла сразу же привлекает Печорина своей красотой. Поначалу она дичится своего поклонника, не хочет принимать подарки. Но главный герой не оставляет своих попыток и, наконец, достигает цели. Описание Бэлы в «Герое нашего времени» таково: Бэле всего лишь 16 лет, у нее красивые глаза и черные волосы. По своему вероисповеданию девушка является мусульманкой. Она практически не говорит по-русски, хоть и занимается изучением языка. Она малообразованная, хотя хорошо рукодельничает. Она отвечает Печорину взаимностью, однако, как было указано, вскоре его страсть охладевает. Бэла начинает чахнуть. Ее ворует разбойник, и она трагически погибает.

Описание Грушницкого в романе «Герой нашего времени»

Этот персонаж, как описывает его Лермонтов, посредственен, однако очень любит пафос. На любую ситуацию у него найдутся пышные фразы. Грушницкий - это молодой военный и небогатый дворянин. Его возраст - порядка 20 лет. О его внешности известно только то, что он хорош собой, и у него выразительные черты лица. Грушницкий любит производить эффект, он является своеобразной пародией на главного героя - именно поэтому он так ненавистен Печорину. Сходя с ума от ревности, когда Мери влюбляется в главного героя, Грушницкий становится опасен.

М. Ю. Лермонтова можно смело назвать роман «Герой нашего времени». Отзывы современников писателя о произведении были восхищенными. Во-первых, потому что книга стала первым лирико-психологическим романом в России. Во-вторых, Лермонтову на момент написания романа было только 24 года. Поговорим о произведении, его героях и мнениях критиков и читателей более подробно.

в произведении

В первую очередь при анализе произведения не следует забывать о том, что был романтиком Лермонтов. «Герой нашего времени» (отзывы о произведении рассмотрим ниже) сочетает в себе тем не менее два начала - романтическое и реалистическое. Первое особенно остро проявилось в По сути, он типичный романтический герой. Юноша, разочарованный в жизни, противопоставленный обществу, непонятый, одинокий и потерянный. Тем не менее есть в персонаже и реалистические черты, несвойственные романтическому герою.

Реализм проявился в описании художественного мира романа. Это и Кавказ, и характеры второстепенных героев. Например, создавая образ Максима Максимыча, Лермонтов обращается к реализму. Что касается описываемых в дневниках Печорина событиях, то они сочетают в себе черты обоих направлений. Нет в этом произведении и привычных для романтизма двоемирия и мистицизма.

Особенности конфликта

В этом произведении акцентировал основное внимание на внутреннем конфликте своего героя Лермонтов («Герой нашего времени»). Отзывы современников по этому поводу были разными. Например, Белинский также видел главную проблему романа во внутренних противоречиях Печорина. Их основой является двойственность героя. С одной стороны, он способен тонко чувствовать, любоваться звездным небом, понимать красоту природы. С другой - Печен безжалостно убивает Грушницкого, насмешничает. Ему свойственна черствость, проявившаяся при встрече с Максимом Максимычем и после гибели Бэлы. Внутри героя идет постоянная борьба - одна часть его личности жаждет приключений и действий, вторая - зло, иронично и цинично критикует эти порывы.

Образ главного героя

Отзыв о книге Лермонтова «Герой нашего времени» главным образом основывался на образе главного героя. Именно о нем в первую очередь говорят критики и читатели. Итак, Григорий Печорин - главный герой романа. Он неординарен, умен, но несчастлив. Сам Лермонтов писал, что в этом образе воссоздал современного человека, которого «слишком часто встречал в жизни». Печорин буквально состоит из противоречий по отношению к дружбе и любви. Он занят поиском смысла жизни, предназначения человека, свободы воли, выбора пути.

Часто Печорин предстает в весьма нелицеприятном свете. Например, когда заставляет людей страдать, вмешивается в их судьбу, рушит их жизни. Тем не менее есть в его личности нечто, что притягивает к нему окружающих, подчиняет его воле, заставляет сострадать ему. Каждая глава книги открывает часть души героя, чтобы в конце перед читателем появилась полная картина.

Образ Максима Максимыча

Это один из основных персонажей романа «Герой нашего времени». Отзывы свидетельствуют, что Максим Максимыч производит на читателей и критиков куда более благоприятное впечатление, чем сам Печорин. И это не удивительно. Ведь это достойный уважения человек, добрый, открытый, довольный жизнью, иногда даже наивный. Но такая наивность только идет ему.

Впервые он появляется в главе "Бэла" в роли рассказчика. Именно его глазами читатель знакомится с Печориным. Однако простодушному Максиму Максимовичу сложно понять то, что движет главным героем. Слишком разные они с Печориным. Их породили разные эпохи. Именно поэтому так и обижает Максима Максимыча холодность молодого офицера при встрече.

Женские образы

Встречается немало женщин на страницах романа «Герой нашего времени». Отзывы читателей и критиков свидетельствуют о том, что и эти образы привлекают к себе большое внимание. Среди них Бэла, Вера, княжна Мери, ундина. Отличительная черта всех этих героинь в том, что они совершенно разные. Каждая уникальна и не имеет общих черт с другими. Они выступают главными действующими лицами в 3-х частях произведения. Читая их диалоги с Печориным, мы можем судить о том, как герой относится к этому чувству, к чему стремится в любви и почему не достигает желаемого. Для этих женщин встреча с Печориным стала роковой. И ни одной из них не принес он счастья.

Первой перед читателем предстает Бэла. Это страстная, гордая и живущая чувствами девушка. Встреча с главным героем приводит ее к гибели. Потом мы видим Мери Лиговскую, княжну. Она живет в своем мире фантазий. Барышня похожа на всех представительниц своего социального уровня. Ей Печорин преподает жестокий урок, отнявший жизнь у Грушницкого. Ундина, случайная любовь главного героя, разительно отличается от этих женщин, хотя и имеет нечто схожее с Бэлой - их объединяет близость к природе. И вот Лермонтов изображает Веру, единственную женщину, которая смогла понять Печорина и полюбить таким, каков он есть. Но и здесь главный герой терпит неудачу.

«Герой нашего времени»: отзывы о книге современников

Сразу после выхода книга была высоко оценена. Практически все критики отмечали то, что Лермонтову действительно удалось изобразить героя, вобравшего в себя основные черты людей переломной эпохи. Более того, некоторые, например С. Т. Аксаков, заявляли после выхода романа, что Лермонтов-прозаик превзошел Лермонтова-поэта. В. В. Кюхельбекер считал главу «Мери» наилучшей в художественном отношении, так как основные действующие лица были изображены с особой реалистичностью. Однако сам Печорин Кюхельбекеру не понравился. Он даже сокрушался, что Лермонтов истратил свой талант на описание «такого существа… как гадкий Печорин».

Даже Н. В. Гоголь оценил роман «Герой нашего времени». Краткий отзыв великого писателя можно описать в нескольких словах - лучшей прозы в российской литературе еще не было. Единственным, кто не оценил творения Лермонтова, был император Николай I, давний недоброжелатель писателя. Он назвал роман отвратительным, а его героя «преувеличенным изображением презренных характеров». Произведение, по его мнению, было вредоносным и растлевающим умы молодежи.

Отзыв Белинского

Огромный резонанс среди литераторов, критиков и даже политиков вызвал «Герой нашего времени». Отзывы о книге при этом были диаметрально противоположными. И если люди, близкие к литературе, хвалили его, то чиновники и политики нещадно критиковали. Однако решающую роль в те годы играло мнение Белинского. А знаменитый критик открыто восхищался произведением. Особое внимание он уделил сложному композиционному строению, которое помогло наиболее ярко раскрыть образ основного персонажа.

Белинский увидел и оценил реалистическое начало в романе. Он отмечал реальные черты в образе Печорина, которые и позволяют в литературном персонаже увидеть живого человека. Отзыв о произведении «Герой нашего времени», написанный Белинским, акцентировал внимание не на пороках Печорина. Нет, критику удалось увидеть в нем грустную душу, которая не смогла найти своего места в современной эпохе. И в том, насколько тонко и точно удалось Лермонтову изобразить эту грусть, критик увидел невероятный талант писателя.

Мнения о романе сегодня

Но что же думают современные читатели о романе «Герой нашего времени»? Отзывы, надо отметить, в основном положительные. И сегодня произведение находит отклик у аудитории, несмотря на прошедшие полтора столетия. И что самое интересное: мнение читателей практически не изменилось. Все так же Печорину хочется сочувствовать, а его нелицеприятные поступки вызывают негодование. Все так же люди с любовью говорят о Максиме Максимыче. Особенно близок Печорин подросткам, так как их мучают те же вопросы о смысле жизни. Они аналогично ищут свое место, пытаются понять, как быть дальше. Таким образом, стал романом на все времена «Герой нашего времени».

Отзыв для читательского дневника

Бэла - молодая черкешенка, княжеская дочь. Очень красивая. Печорин увлекается девушкой и выкрадывает ее из родительского дома с помощью ее брата. Сначала Б. дичится Печорина, отказывается на него смотреть, принимать подарки. Как все жители гор, Б. очень ценит свободу. Но Печорин не оставляет своих попыток приручить гордую черкешенку, и она наконец сдается. Их счастье длилось примерно четыре месяца. Потом Печорин вновь начал скучать, Б.надоела ему. Девушка начала чахнуть, из ее глаз пропал блеск. Потом Б.крадет разбойник Казбич. Когда Печорин и Максим Максимыч настигают его, он втыкает в девушку кинжал. Она умирает в долгих мучениях.


Героиня повести "Княжна Мери". Вера - светская дама, давняя любовница Печорина. Описание ее внешности дано из уст доктора Вернера: "какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная... среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью". В дальнейшем мы узнаем историю отношений Печорина и В.. Это его давняя любовь, пожалуй, единственная женщина, сумевшая оставить неизгладимый след в его душе. Она совсем не похожа на типичных представительниц высшего света. Мы понимаем ценность В. для Печорина: эта единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Во время их встречи в Пятигорске мы узнаем, что В. вышла замуж за нелюбимого человека, у которого есть солидный капитал. Она сделала это ради сына, чтобы дать тому все условия для хорошей жизни. Вера и Печорин тайно встречаются. Она сильно ревнует его к Мери. Не выдержав сильного психологического напряжения, В. рассказывает о своей любви к Печорину мужу, и тот увозит ее. Она оставляет Печорину письмо с признанием любви. В. говорит, что П. опустошил ее душу, но она никогда не пыталась изменить его. Лишь потеряв В., Печорин понимает, как она нужна ему. Он пытается догнать героиню, но только загоняет лошадь. Тогда он падает на землю и начинает безудержно рыдать. В. уходит из его жизни навсегда.


Вернер - персонаж повести «Княжна Мери»; доктор, приятель Печорина. В. - своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. - скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого». Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), живо чувствует их добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других.

В. «мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна...». В этом отношении В.- антипод Печорина. В нем все дисгармонично: чувство красоты и - телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора, как и его пррзвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. В. наделен даром предвидения. Он, еще не зная, какую интригу задумал Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля. Философско-мета-физические разговоры Печорина и В. напоминают словесную дуэль, где противники достойны друг друга.

Но в отличие от Печорина В. - созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить свою судьбу. Холодная порядочность- вот «жизненное правило» В. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолет Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. (Тот расценивает поведение доктора как измену и нравственную трусость.)


Герой повести "Фаталист". Поручик, необычный и таинственный человек. "Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос..., печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, - все это будто согласовалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного...". Он замкнут, его в жизни не волнует ничего, кроме игры. Он невероятно азартен, частые проигрыши не останавливают его. Этот человек отважен, не боится смерти, хладнокровен. Как-то во время спора о судьбе и возможности человека самому распоряжаться своей жизнью, В. предложил пари. Он должен был выстрелить себе в висок, тем самым, проверив судьбу. Пистолет дал осечку, но он был заряжен и порох не отсырел. Тем не менее, Печорин видит отпечаток смерти на лице В. и говорит ему об этом. Поздно ночью В. насмерть зарубает пьяный казак.


Персонаж из повести "Княжна Мери". Г. - посредственность, но он чрезвычайно любит пафос. "... он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение...". Г. стремится играть модную среди юношей роль разочарованного героя. Он с особым упорством носит старую солдатскую шинель, изо всех сил играя роль страдальца, разжалованного за дерзкий поступок в солдаты. Конечно же, это пародия на Печорина. Поэтому Г. так ненавистен Печорину. Г. самоуверен, ему даже какое-то время жаль Печорина. Так как он человек недалекий, Г. не может понять, насколько Печорин во всех отношениях выше его. Г. влюблен в княжну Мери, и она поначалу отвечает ему особым вниманием. Но потом Мери влюбляется в Печорина, Г. полностью забыт. Сходя с ума от ревности и ущемленного самолюбия, Г. становится опасен. Он собирает вокруг себя компанию, и они все вместе издеваются над княжной. Позже, обвинив Г. в клевете, Печорин вызывает его на дуэль. Г. и его компания сговариваются и не заряжают пистолет Печорина. Такую откровенную подлость герой не может простить. Он перезаряжает пистолет и убивает Г. на дуэли.


Московская княжна. Приехала в Пятигорск с матерью, княгиней Лиговской. Мери очень молода и, в силу своего возраста, романтична. В начале повести она увлечена Грушницким, серьезно воспринимая его пафосные речи. На нее производит впечатление его солдатская шинель, перед ее глазами встает образ молодого военного, разжалованного в солдаты из-за какого-то отважного поступка. Печорин задается целью полностью переманить внимание княжны с Грушницкого на себя, и он умело управляет ситуацией, меняя отношение М. к себе от ненависти то глубокой влюбленности. Стоит заметить, что в М. много хороших качеств. Она искренне жалеет Печорина, после его исповеди, ей искренне хочется помочь ему. Все мысли и чувства княжны глубоки и искренни. Последний раз мы видим М. в сцене объяснения с Печориным. Герой говорит, что смеялся над девушкой, и все его ухаживания были лишь игрой. Читатель понимает, что после всего случившегося М. навряд ли когда-нибудь станет прежней. Печорин подорвал ее доверие к людям.


Максим Максимыч -штабс-капитан. В романе он выполняет функцию рассказчика ("Бэла") и самостоятельного персонажа ("Максим Максимыч", "Фаталист"). Это очень добрый человек с золотым сердцем и доброй душой. Он ценит душевный покой, старается избегать всевозможных неприятностей. М.М. верит в дружбу, поэтому его так больно задевает холодная встреча с Печориным, которого он искренне считал своим приятелем. Этот герой дан как бы в противовес Печорину. Он недалек, очень прост. Ему непонятны душевные метания Печорина. Именно глазами данного персонажа мы впервые видим Печорина и узнаем о его поступках.


Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.
П. умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность П. показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза П. не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах П. встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. П. искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, П. ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии.

Роман "Герой нашего времени"-это раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя,Григория Печорина. Проблема личности -это центральная проблема романтизма,а реальность в романе-это способ познания мира и самого человека,и герой-это узнаваемый,обычный человек,представитель своего времени.Характер Печорина раскрывается через реальным поступки,а главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.


Глава "Тамань"-романтизм в переплетении с реализмом. Пейзажи,вольная жизнь контрабандистов переплетается с реальностью, правдой жизни и скудным духовным миром героев. Печорин,как лирический герой,ещё юный,но уже становящийся героем своего времени.Лермонтов был в Тамани,ожидая корабль,он был принят за царского соглядая,ищущего контрабандистов.Слепой Яшка,красавица-татарка и её связь с контрабандистами-реальные факты из жизни автора.


Характеристика Печорина в главе "Бэла" даётся Максим Максимычем.Пожилой штабс-капитан пытается понять внутренние противоречия характера Печорина,через внешние,ярко выраженные черты и пострупки.Рассказчик не пытается анализировать сложный характер Печорина,Максим Максимыч описывает факты из его жизни.Реализм жизни на фоне бушующей природы,романтизмом любви Бэлы и разыгравшейся трагедии- погибает Бэла,отец Бэлы- князь,а сын князя,Азамат,навсегда покидает семью.


Глава "Максим Максимыч"-проявление реализма,через поступки Печорина.Печорину были неприятны воспоминания,связанные с Максим Максимычем,событиями на Кавказе,гибелью Бэлы.Для него-это прожитый этап и он вычеркнут из жизни.Сентименты-не для Григория,это показывает его отношение к людям.Печорин становится отчуждённым,холодным и ставит себя выше окружающего общества, его волнует лишь спор с самим собой, который всегда остаётся незавершённым.Печорина жаль,он одинок в своих скитаниях, отвергнув все дружеские отношения.


"Княжна Мери"-глава полная романтизма,чувства и природа,встреча с Мери,принёсшая разочарование.Давнее чувство к Вере, единственной из женщин,которая смогла понять Печорина, оценить и принять его таким,каков он есть,со всеми его недостатками,пороками и тоскою.Но это лишь подчёркивает реальность,мучительное одиночество героя,на фоне бушующих страстей.Дуэль ничего не меняет в судьбе Печорина,дружба -это лишнее чувство для него,как и любовь,на которую он тоже был неспособен, не умея ничем жертвовать ради других.


Глава "Фаталист" -это противостояние жизни и смерти,рок в судьбе человека.Романтизм,испытание судьбы,верить в судьбу или рок,быть фаталистом или нет-каждый сам делает выбор.Реализм,написано на основании реальных событий,случай из жизни М.Лермонтова. Фаталист не только сербский полковник Вулич,Печорин-главный фаталист,который сам предопределил судьбу.Постепенно, автор раскрывает душу героя,рисуя глубокий и всесторонний образ Печорина,логически подводя к итогу, философским рассуждениям самого Печорина в последней главе "Фаталист".

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...