Образ и характеристика чацкого в комедии грибоедова горе от ума сочинение. Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий) Горе от ума ум в понимании чацкого


Меню статьи:

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Семья, детство и юношество героя

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.


Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.


Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.

Комедия Грибоедова “Горе от ума” - бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий - умный, свободомыслящий молодой человек. Автор в произведении противопоставляет ему фамусовское общество, тем самым показывая нам противоречия между “Веком нынешним” и “веком минувшим”.
Самым ярким представителем фамусовского общества является Павел Афанасьевич Фамусов. Это человек, который не любит службу и работает только ради наград. В фамусовское общество входили люди, которые жили по устоявшимся обычаям. Главной задачей в их жизни было обрести высокий чин и высокое положение в обществе, чтобы “и награждения брать, и весело пожить”. Эти люди являются ярыми крепостниками, способными убивать и грабить людей, распоряжаться их судьбой. Чацкий с яростью обрушивает свой гнев на этих людей. Он не принимает их убеждений и не верит в законы старой Москвы. На рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает репликой, характеризующей век Екатерины как “век покорности и страха”. Чацкий выступает за отмену крепостного права. Его очень возмущает, что крестьян не считают за людей, что их можно поменять на какие-то вещи или продать. Он с возмущением рассказывает о том, как один помещик за долги продал крепостной балет, а другой поменял своих лучших слуг на борзых собак. Еще сильно возмущает подражание дворян Западу. Чацкий заметил, что двери дворянских домов всегда открыты для иностранных гостей. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь “ни звука русского, ни русского лица”. Но Чацкий не мог изменить людей, окружающих его, ведь ему противостояли не отдельные личности, а весь дворянский быт.
В своем произведении Грибоедов сумел создать образ героя, который борется за права людей. Хоть автор описывает только Москву и дом Фамусова, но перед читателями возникает картина всей России первой половины XIX века. И мне очень жаль, что в то время было мало таких людей, как Чацкий.

В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов. Весь конфликт происходит в доме дворянина Фамусова.
Фамусов - один из главных героев произведения. Он богатый необразованный человек. Фамусова совершенно не волнует будущее его страны, его народа. Он ненавидит книги: “забрать все книги бы да сжечь”. Фамусов создал вокруг себя общество, в котором люди распускают сплетни друг против друга, делая это за спиной. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность хочет проповедать”. София о Чацком: “Желчь на всех излить готов”. Чацкий о Молчалине: “А чем не муж? Ума в нем только мало”. Платон Михайлович о Загорецком: “Отъявленный мошенник, плут”. Хлёстова считает Загорецкого “лгунишкой, картежником и вором”. Фамусовское общество ругает все новое и передовое, но никто не смотрит на себя со стороны, “не замечая об себе”. Все эти люди живут на свете лишь для интриг, которые выглядят безумием. Против их взглядов выступает Чацкий - главный герой комедии. Он - проповедник новой жизни, защитник передовых идей. Александр Андреевич - умный, искренний, благородный человек. Еще он очень мужественный и решительный. Подтверждением тому - монолог Чацкого “А судьи кто?..”. Помните, как он критиковал высшее общество с его старыми взглядами на жизнь, рассказывал о несправедливости, которая царит между богатыми и бедными, как хотел служить Отечеству, но “прислуживаться тошно”? Остроумный, красноречивый, Чацкий зло высмеивает подлые пороки фамусовского общества: низкопоклонство перед вышестоящими, угодничество и раболепство. Его ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал:
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренъя Крыма...
Чацкий презирает хвастунов, которые получают свои “лиры”, не служа Родине, а льстя какому-то отдельному человеку. Грибоедов хотел показать, как
трудно приходится человеку, мысли и поведение которого отличаются от мнения большинства.
Вероятно, что фамусовское общество будет все время, потому что всегда найдутся люди, которыми будут командовать высшие сословия. Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы и стала бессмертным сокровищем людей. Можно сказать, что вместе с этим произведением родилась русская драма.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
Это горе было главному герою комедии Александру Андреевичу Чацкому - умному, благородному, честному и смелому человеку. Он ненавидит и презирает фамусовское общество, в котором главной темой в жизни является чинопоклонство. Его можно сравнить с героем-одиночкой, который сражается с целым полком. Но его превосходство было в том, что он был необычно умен. Чацкий хотел честно служить своей Родине, но он не желал прислуживать вышестоящим чинам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Эти его слова свидетельствуют о том, что перед нами гордый, остроумный и красноречивый человек. В этом произведении А.С. Грибоедов показывает конфликт между двумя противоположными сторонами - Чацким и фамусовским обществом. Александр Андреевич - жертва своего остроумия.
Люди, которыми он был окружен, не понимали его и даже не стремились к этому. Они привыкли жить в вечном “рабстве”, понятие свободы для них чуждо. Мне кажется, что Чацкий - не единственный положительный герой в этой комедии, есть такие персонажи, о которых Грибоедов только упоминает в своем произведении. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и уехал в деревню, племянник княгини Тугоуховской князь Федор - химик и ботаник. Их можно считать союзниками Чацкого. Главному герою просто невыносимо находиться в обществе таких людей, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Они считали себя очень умными, заслужив свое положение подхалимством. Вот и Фамусов подтверждает это своими словами: “Хоть честный, хоть нет, для нас ровнёхонько, про всех готов обед”. А еще, рассказывая о своем покойном дядюшке, который знал, когда надо подслужиться, он был горд за то, что именно его родственник был так “умен”. Люди из фамусовского общества не замечали, как глупы были их нравы. Эти люди жили выдуманной жизнью, не размышляя над главным - над ее смыслом. Чацкий очень любил Софию и признался ей в этом при первой же их встрече после долгой разлуки, а она ответила ему: “Зачем вы мне?”. Главный герой начинает думать, что и она стала такой же, как ее отец и его окружение. Чацкий покидает Москву, понимая, что ему нет места там. Но нельзя считать победителем фамусовское общество, так как Чацкий не проиграл эту битву, он не стал подобен этим людям, не опустился до их уровня. Мне кажется, что этот человек родился немного раньше того времени, в котором ему было бы легче жить. Я считаю, что комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” - это великое произведение русской литературы, которое бессмертно.

Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” - это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Главными героями этого произведения являются Чацкий, Фамусов, его дочь София и секретарь Фамусова Молчалин.
В комедии есть фамусовское общество, которое выступает против Чацкого. Оно живет с противоположным мировоззрением, почитая и защищая чинопочитание и лицемерие. Сам Чацкий появляется в фамусовском мире, подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым”. Так, в разговоре с Фамусовым Скалозуб произносит такую фразу:
..Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уров-можно судить по таким репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, ибо “ученость - вот причина”, что “безумных развелось людей и дел, и мнений”. Иного мнения Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Он ценит людей, которые готовы “в науки вперить ум, алчущий познанья”. Это единственный персонаж, в котором отражены многие важные черты личнос ти автора. Чацкий - человек, которому автор доверяет свои мысли и взгляды. У героя Грибоедова много сил, он рвется к действию и готов доказать свою точку зрения. Так, в разговоре с Фамусовым Чацкий говорит:
Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчаливых. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно им предстояло осуществить первый этап революционно-освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить то время, когда народ освободится от цепей рабства.

Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение - одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию “Горе от ума” нельзя представить без самого автора. Грибоедов и “Горе от ума” - это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни один, ни другое.
Само название комедии “Горе от ума” говорит о том, что главный герой не был понят окружающими его людьми. Этот герой, на которого обращено автором большее внимание, и есть Чацкий. Он - интеллигентный, умный, честный, добрый, искренний, отважный, бескорыстный, бодрый, передовой человек. Он не боится высказать свою точку зрения. Он трезво оценивает ситуацию и положение фамусовского общества, не боясь высказать свое мнение. Смело вступая в разговор, он высказывает в лицо собеседникам свои мысли. Вот, например, цитата “Дома новы, но предрассудки стары” говорит о современном взгляде этого человека на жизнь в России. Тонкий и проницательный ум Чацкого не принимает фамусовское общество, которое он критикует. Главному герою противно унижаться перед людьми, которые выше по службе и, может быть, незаслуженно занимают военные посты, например полковник Скалозуб.
Сравнивая Чацкого с полковником, можно сказать, что он стоит выше по умственному развитию, мышлению, отваге, которой нет у Скалозуба. Я думаю, что Скалозуб, занимающий в государстве такую должность, не достоин управлять и командовать полками, которые были под его началом. Он не смог бы справиться со своим долгом перед Отечеством, потому что у него нет таких достоинств, как у Чацкого.
Совершенно противоположное Чацкому лицо - Молчалин. О нем у меня сложилось особое мнение. Даже его фамилия говорит о подлости, льстивости. Он всегда извлекает из ситуации для себя выгоду. Молчалин способен предать, обмануть, подставить, но какой ценой?! Только чтобы получить новую должность! Чацкий разоблачает характер Молчалина и высказывает свое мнение: “А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Говоря о главном представителе фамусовского общества, самом Фамусове, можно сказать, что этот человек очень высокого мнения о себе: “Монашеским известен поведеньем”. На самом же деле он - эгоист, в нем нет ничего интересного как в личности. Даже противопоставление Чацкого с Фамусовым невозможно. Чацкий стоит гораздо выше и намного достойнее его.
Чацкий - победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. Он был вынужден покинуть Москву: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. В итоге он так и не смог добиться признания Фамусова и ответной любви Софии.
Чацкий - выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.

Я прочитала замечательную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Эта комедия высмеивает глупое, тупое и подлое общество. Она была написана в 1824 году. В комедии автор изображает правдивую картину из жизни московского дворянства, нуждавшегося в обновлении. Свое сочинение я хотела бы начать с цитаты, характеризующей образ жизни этих дворян:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором...
Грибоедов описывает московское дворянство, состоящее из Фамусовых, загорецких, скалозубов. Они не принадлежат к высшему свету. Это люди, которые никогда не служили при дворе. Это разные болтуны и мошенники типа Загорецкого, которые готовы унизиться перед богатыми, чтобы попасть к ним в милость. Это - фамусовское общество. Богатство и знатность - главное требование в нем. Представитель этого общества - Фамусов, имеющий уже взрослую дочь. Идеал Фамусова - это его дядя:
Упал он больно, встал здоров.
И об отношении к делу он говорит так:
...Подписано, так с плеч долой.
Молчалин не смеет возразить своему начальнику. Он тих, робок, лжив. Молчалин не любит Софию, которая этого не знает. Он ухаживает, потому что ей это нравится. Молчалин не имеет своего мнения. Он угодничает тем, от кого зависит.
Скалозуб - друг Фамусова:
И золотой мешок, и метит в генералы.
О н добивается наград, ждет момента, когда кто-то уйдет в отставку или будет убит на войне.
В третьем действии мы узнаем других друзей Фамусова. Это Загорецкий - лгун и угодник, Хлёстова - невежественная и ворчливая старуха, всезнающий Репетилов, князь Тугоуховский, подыскивающий своим дочерям богатых и знаменитых мужей. Круг забот этих людей - обеды, ужины, поиски связей, помогающих продвинуться по службе. Для них повышение по службе можно получить без особых заслуг:
..Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...
Ради наград они готовы унижаться, быть шутами. Отношения в мире Фамусовых держатся на страхе и подчинении вышестоящим. Для них неважно, умен тот или глуп:
По отцу и сыну честь.
Предмет разговора - сплетни. Главная задача для родителей - это как бы поудачней выдать замуж или женить своих детей. И в этом ничтожном обществе появляется благородный, честный, образованный, смелый и остроумный Чацкий. Чацкий - единственный положительный герой в этой комедии. Когда-то он жил в доме Фамусова, дружил с Софией. Постепенно его дружба переросла в любовь, но потом он уехал странствовать. Вот, спустя три года, он возвращается, полный надежд. Но София уже не любит Чацкого и оказывает ему холодный прием. Она стала совсем другой. Она холодна, высокомерна. Чацкий, пытаясь выяснить, кто избранник Софии, вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Это общество боится Чацкого, потому что он несет с собой новые взгляды на жизнь, новые порядки. Но московское дворянство ничего не хочет менять и объявляет Чацкого сумасшедшим. Фамусов тоже боится Чацкого, потому что главный герой умен, остер. Он отличается независимостью суждений и смелостью высказываний. Он обвиняет фамусовское общество во лжи, клевете, услужливости, притворстве, лицемерии, глупости, невежестве, за что общество отвергает его. В конце Чацкий уезжает. Но кто он - побежденный или победитель? Чацкий - победитель, потому что он не один! Где-то есть похожие на него, которых с каждым днем становится больше.
Комедия Грибоедова мне очень понравилась, потому что автор, выступая в роли Чацкого, не боится обвинить московское дворянство во лжи и клевете. Хотелось бы, чтобы в нашем обществе не было “горя от ума”.

Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.
Комедия Грибоедова, как земной шар, имеет два полюса. На одном из них находится Чацкий - умный, смелый, решительный человек. Автор ценит в людях ум и хочет показать своего главного героя человеком высших моральных принципов. Приехав в Москву после долгого отсутствия, Александр Андреевич разочаровывается. Он надеется встретить Софию, которую любит с самого детства. Но, придя к ней в дом, понимает, что ему здесь не рады. Именно в этом доме Чацкий сталкивается с фамусовским обществом: самим Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, такими же глупыми, бездарными и ничтожными людьми. Главной целью у них было “заслужить” высокий чин и иметь место в высшем обществе. Я не говорю, что Чацкий не принадлежал к высшему обществу, но он не опустился до уровня Фамусова и ему подобных. Александр Андреевич остался человеком чести, он не уронил собственного достоинства. Чацкий пытается понять, чем же он хуже Молчалина, ведь тот лживый и подлый человек. Почему София предпочла Молчалина, а не его? Чем этот подлый человек заслужил ее внимание? Главный герой боится даже думать о том, что София стала такой же, как и ее отец. Все фамусовское общество старается уничтожить человека, который умнее их. Они распускают сплетни о сумасшествии Чацкого. Этим поступком все фамусовское общество показало свою глупость. Ни один человек не опроверг этого утверждения. Чацкий очень хорошо понимает, что в Москве ему не место, и уезжает. Но это не свидетельствует о том, что фамусовскому обществу удалось сломить его самолюбие и честь. Наоборот, Чацкий по-прежнему остался выше Фамусова и его окружения.
Мне кажется, что Чацкий является самым ярким примером для читателей, то есть нас с вами. Читая комедию, мы впитываем в себя то, чему хотел научить автор, а именно: честь, ум и человеческое достоинство.

В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных - Чацкого - и отрицательных - Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество - лицом всех дворян того века (“века минувшего”). В комедии фамусовское общество противостоит Чацкому. Ведь в этом обществе особую ненависть вызывает просвещение, наука. Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает его. Фамусов как главный представитель этого общества - неразвитый человек. Следовательно, в его доме царит невежество. Чацкий же - абсолютная противоположность Фамусову. Он человек мыслящий и чувствующий. Об этом говорят его поступки. Чацкий, мне кажется, очень доверчив к людям. Когда возвращается в Москву, он, не заходя домой, бежит к своей возлюбленной. Но он опоздал. София, дочь Фамусова, изменилась, в ней нет той прежней любви - вот как подействовало воспитание Фамусова. Этим Грибоедов показывает эгоистичность Фамусова. Но как только приезжает Чацкий, Фамусов радушно принимает его, как человека своего круга. Он говорит:
Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Фамусов как бы хочет показать свою дружбу, которая осталась. Однако это не так. Чацкий сразу же бежит к Софии, но она уже не та. Несмотря на это, Чацкий все равно ее любит и сразу говорит о ее красоте. Но в конце концов он узнает о ней все. Для Грибоедова знания превыше всего, а невежество ниже всего. И Грибоедов не зря показывает роль Чацкого и сравнивает его ум с невежеством фамусов-ского общества. В Фамусове много отрицательного, и его невежество подтверждают слова в разговоре с Лизой о чтении Софии:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-от не велик...
Фамусовское общество называет Чацкого дурным и говорит, что он сошел с ума. Но что поразило Чацкого? Это то, что именно София пустила сплетню о сумасшествии Чацкого, а все общество подхватило:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев...
И Чацкому надо покинуть дом Фамусова. Он побежден, так как фамусовское общество оказалось сильнее, чем Чацкий. Но в свою очередь он дал хороший отпор “веку минувшему”.
Значение комедии “Горе от ума” заключается в том, что комедия ярко отразила то время, когда нарастала борьба декабристов с помещиками-угнетателями.

“Горе от ума” - реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого - это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова - это страсть к чинам и деньгам.
Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий отвечает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
Молчалин и Скалозуб - не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот -
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии “Горе от ума” Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.
В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу. Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз. Но в комедии “Горе от ума” этот конфликт четко просматривается и не скрывается - столкновение “Века нынешнего”, представителем которого был Чацкий, с “веком минувшим”, который представляет Фамусов и его окружение.
Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов - это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:
...Великолепные сооруди палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник “разврата”. Ученье считает злом:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Однако дочери своей дает хорошее воспитание.
Гостеприимство для Фамусова - это средство поддержания связей с полезными людьми.
Фамусов - один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.
Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
Скалозуб - это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него - это не защита отечества, а достижение знатности и денег.
Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин - чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям. За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника. Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.
В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников. В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества. Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.
Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.
Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

Каждое новое поколение по-своему прочитывает произведения русской классики. Комедия Грибоедова не исключение. Она остро нуждается в современном прочтении. Как сделать так, чтобы комедия вызвала живой отклик у сегодняшних школьников? Как помочь девятиклассникам найти свой путь к пониманию произведения? Один из вариантов - построение разговора о комедии в технологии педагогической мастерской, где сочетаются учение, общение и творчество.

Мастерская проводится в два этапа, которые делятся по времени: первая часть - это второй урок по комедии (в зависимости от того, как изучалась биография писателя), вторая часть - это предпоследнее занятие.

Учащимся заранее предложено вести записи своих и чужих наблюдений. Это одно из необходимых условий работы, так как эти записи являются основой для создания последующих устных и письменных высказываний.

Мастерская по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Персонажи «Горя от ума» на постаменте памятника А.С. Грибоедову в Москве.

Часть I

Ум мнимый и ум подлинный

Первая часть мастерской даёт возможность поразмышлять над понятием “ума” в разные эпохи, ввести в лексикон учащихся разные нравственные понятия, позволяет сделать проблему личностно значимой.

I. Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни.

  1. Допишите, объясняя, что делает человека умным.
    Умный человек - это …
  2. Работая в паре:
    а) сравните свои определения;
    б) предложите общее определение ума;
    в) подберите антонимы к слову “ум”.

Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.

Из записей учащихся

  • Человек, обладающий большим объёмом знаний и способностей.
  • Тот, кто сначала всё взвешивает, а потом решает, что делать.
  • Не только много знающий, но и умеющий правильно использовать свои знания.
  • Человек с хорошо развитым мышлением.
  • Тот, кто знает много интересного и может выйти из сложной ситуации.
  • Сообразительный и нестандартно мыслящий.
  • Расчётливый, знающий, умеющий рассуждать.
  • Человек с большим жизненным опытом, который быстро соображает.
  • Это сильная личность, учащаяся не только на своих, но и чужих ошибках.
  • Кто наделён не только знаниями, но и разумом, высокими духовными качествами.
  • С большим объёмом знаний, эрудированный.

Ум - это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.

Антонимы к слову “ум”: глупость, недомыслие, тупоумие, малое знание, неразумность, идиотизм, бестолковость, ограниченность, недалёкость.

II. Первоначальное название комедии - «Горе уму». Об уме и сумасшествии в комедии говорят все. Поразмышляем о главных героях комедии - Фамусове, Чацком, Софье, Молчалине.

(Класс делится на четыре группы. Учитель напоминает порядок работы в группе: все должны быть включены в работу, и между членами группы должны быть распределены обязанности: кто-то записывает, кто-то готовится к выступлению, кто-то готовит вопросы другой группе.)

Задания группе

а) Рассмотрев иллюстрации к комедии, выберите ту, на которой ваш герой изображён наиболее выразительно и убедительно.
б) Если ваш герой умный, то попробуйте доказать это или опровергните (работа с текстом и собственные комментарии).
в) Выберите одну сцену, которая доказывает вашу точку зрения, и разыграйте её в лицах.

По ходу выступления групп слушающие записывают главное и пишут вопросы к группе или возражения.

III. Продолжаем работу в группах.

  1. Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как “прагматизм”, “конформизм”, “карьеризм”, “расчётливость”, “рационализм”, “угодничество”, “подхалимство”, “приспособленчество”.)
  2. Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему?
  3. Выступление от группы.

Из конспектов в тетрадях разных групп

Фамусов

Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.

Ум Фамусова - ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.

Софья

Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.

Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.

Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).

В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.

Ум для Софьи - залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.

Молчалин

“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).

Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.

Молчалин - глупец для Чацкого, но и Чацкий - глупец для Молчалина.

Чацкий

“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.

“Вольнодумный”; слишком умён - “набрался новых правил, новых идей”.

В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.

Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.

Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума».

IV. Сформулируйте вопросы, которые ещё остаются без ответа или появились теперь. (Вопросы записываются на доске .)

Кто умнее - Чацкий или Софья?
Зачем Молчалин обманывал Софью?
Если Софья умна, то как Молчалин мог ввести её в заблуждение?
Любит ли Софья Молчалина по-настоящему?
Понимала ли Софья Чацкого, верила ли в его чувства?
Каков истинный характер Софьи?
Кого можно считать более умным - Чацкого или Молчалина?
Кто на самом деле умный?
Нужно ли доказывать глупым людям что-либо? Как это сделать?
Хор Почему Чацкий не смог изменить хотя бы одного человека из фамусовского общества?
Почему общество не принимает ярких людей?
Может быть горе от любви?
Почему Чацкий, если он умный, пытался внушить свои мысли фамусовскому обществу?
Если бы Чацкий относился к людям мягче, его мнение приняли бы?
“Горе от ума” кому: Чацкому или обществу?
Почему умный человек отвергнут и обществом, и любимой девушкой?
Почему Грибоедов ставит умных людей в глупое положение?

Пояснение для учителя. Вопросы очень разные. Они показывают, что у кого-то из учеников идёт внешнее понимание сюжета, кто-то выходит на понимание конфликта пьесы, на особенности жанра, на глубинное объяснение героя с точки зрения автора, а не со своей собственной. Вопросы позволяют выйти на следующих уроках к проблемам комедии, к особенностям жанра.

Домашнее задание. Письменная работа: выберите для названия работы один из вопросов.

Часть II

Разве уму горе?

Перед мастерской дано индивидуальное домашнее задание : “Душа здесь у меня каким-то горем сжата…” Найдите, в каких сценах видно, что душа Чацкого “горем сжата”, и какое это горе. Это задание лучше дать сильному ученику, который сможет соединить эмоциональный уровень (горе от непонимания, отсутствия родной души, от одиночества) и философский уровень поставленного вопроса.

I. Сам о себе Чацкий говорит: “Ум с сердцем не в ладу”. Подумайте, бывало ли так у вас.

II. “Всё, что говорит он, - очень умно…” - писал А.С. Пушкин о Чацком. Учтём его мысль. Посмотрите на название комедии и задайте к нему вопросы. (Индивидуально или в парах.) Примеры вопросов: Какому уму горе? Уму ли горе? Где видно горе? Чьё горе? Из-за чего уму горе?..

III. а) Выберите вопросы, на которые помогает ответить материал таблицы об идеалах Чацкого и фамусовского общества. (Воспользуйтесь таблицей, составленной в домашнем задании к предыдущим урокам.)

б) Идеалы Чацкого характеризуют его как человека… (продолжите предложение).

в) В группах по четыре-шесть человек прочитайте свои ответы. Приготовьте общий ответ от группы.

  • Идеалы Чацкого характеризуют его как человека “возвышенных” мыслей о чести, долге, совести, благородстве, человека подлинного, высокого ума, ищущего истину и служащего преобразованию жизни.
  • Он странен для них, фамусовское общество не устраивают его взгляды на вещи.
  • Он отвергает сами основания их жизни. Для Чацкого они безнравственны.
  • С одной стороны, Чацкий страшен для них, они боятся его, с другой стороны, желают потешиться над ним, утвердить своё превосходство и создают страшную сплетню.

г) Дополним свои наблюдения прямым высказыванием на этот счёт автора. В письме к П.А. Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

IV. Сравнение двух точек зрения. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров об уме Чацкого. (Цитаты проецируются на экран или раздаются на парты.)

А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву , написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: “В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и доб­рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”

В статье «Мильон терзаний» , посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: “…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.

Из записей в тетрадях

  • Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…
  • “Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно…

V. Прочитайте высказывания литературоведов, отыскивая возможные ответы на неясные вопросы.

“Прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные, со светской точки зрения, положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие” (Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. Бытовое поведение как историко-психологическая категория).

“«Ум» для Пушкина был не просто синонимической заменой того, что можно было бы назвать «интеллектуализмом» - «ум» был для него и категорией нравственной. Речь при этом шла о духовном мире, духовном облике человека в целом, так характеризовалась личность…” (Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы).

“Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но и способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют…

…Ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно…” (Крупчанов А.Л. А.С. Грибоедов).

“В грибоедовское время…«ум понимался широко» - как вообще интеллигентность, просвещённость, культурность. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей - и ещё определённее - о члене тайного политического общества, будущем декабристе” (Орлов В., А.С. Грибоедов и его комедия).

VI. Выступление ученика c индивидуальным домашним заданием на тему «Каким горем сжата душа Чацкого?». (Тезисы выступления записываются слушателями.)

VII. Выберите и запишите название своей письменной работы.

  1. Я согласен с…(Чья точка зрения мне ближе: А.С. Пушкина или И.А. Гончарова?)
  2. “Да, мочи нет: мильон терзаний…”
  3. Напишите несколько тезисов в подарок человеку, пишущему сочинение на тему «Ум подлинный и ум мнимый в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”».

Некоторые фрагменты ответов

  • …Чацкий бессмысленно тратил своё время, не понимая, что он просто “рассыпал бисер” перед фамусовским обществом, люди в котором интересуются лишь чинами, богатством и развлечениями. Его никто не слушает, не понимает…
  • Чацкий - белая ворона…
  • Таким, как Чацкий, никогда не будет оказано достаточно внимания, они всегда будут одиноки…
  • Чацкий один осознаёт всю пошлость и глупость общества, он оказывается выше этих людей по уму, но горе в том, что он один…
  • Чацкий - искренний, порядочный, честный человек, однако не слишком умён, потому что пошёл на фамусовское общество с “открытым забралом”, а надо было действовать иначе…
  • Он бесхитростный, “открытая душа”, что думал, то и говорил, чем очень отличался от фамусовского общества, где каждый изворачивался, хитрил и врал, доказывая свою правоту, Чацкий очень раздражал окружающих. Он оказался лишним в этом обществе…
  • Он был влюблён, и поэтому его чувства преобладали над разумом, его захлёстывали эмоции, у него “ум с сердцем не в ладу”...
  • Чацкий никогда не заявляет, что он - умный, и это лишь подтверждает, что он по-настоящему умён…
  • Чацкий вспыльчив, резок, выступает один против общества, что заведомо проигрышно…
  • Горе в том, что умный человек пытается ограниченным, не интересующимся ничем новым людям объяснить совершенно непонятные им вещи…
    Горе в русской действительности: побеждает всегда не тот, кто умён, а тот, кто хитёр или богат. Это похоже на ситуацию в нашей стране…
  • Горе - большому уму, так как его никогда не признают и выбрасывают из общества…
  • Горе уму Чацкого, так как он растрачивает свои силы и способности зря…
  • Для фамусовского общества иное понятие ума и здравомыслия, в их глазах любовь, богатство, образование, служба, идеалы видятся иначе. С их уровнем развития они просто не могут и не хотят понять нового человека, поэтому в фамусовском обществе Чацкий - лишний…
  • Чацкий - побеждённый, так как он разочаровался в Москве, не обрёл любовь, не смог изменить общество…
  • Чацкий не победитель и не проигравший, хоть он и не смог убедить всех в своей правоте, он не перешёл на их сторону, а остался при своём мнении…
  • Я считаю, что Чацкий - победитель, так как он всех “испугал” своим умом и соображением, хотя фамусовское общество это до конца не осознало…
  • По-моему, Чацкий прекрасно знал, с кем имеет дело и с кем ведёт спор; он понимал исход и последствия своих речей… Я считаю, что это поступок победителя. Он ушёл, а они остались со своими сплетнями, заговорами. Это пример того, что общество никогда не принимает умного человека, а всегда остаётся в своей пустой и приземлённой жизни, в основе которой лежит материальное благополучие…

Рефлексия

Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на прошедшей мастерской: “Что было важно…”, “Когда было трудно…”, “Что понравилось…”

Из записей на рефлексии
Что было важно…

  • Я чувствовала, что в воздухе витает напряжение, когда мы задавали друг другу вопросы. Возможно, это был самый важный момент работы, потому что мы учимся и слушать, и слышать, и отстаивать своё мнение.
  • Мне кажется, что самый важный момент в мастерской был, когда мы долго пытались доказать, что Чацкий самый умный, а на экране появился слайд с текстами Гончарова и Пушкина, и наш спор повернулся в другую сторону.
  • Мне важно было понять, каков наш герой, найти ответы на вопросы.

Когда было трудно…

  • Отстаивать свою точку зрения не так уж и просто, подчас мы не можем найти общий язык.
  • На мастерской было много интересных идей… мне было сложно понять Чацкого.
  • Я так и не поняла, каков истинный характер Софьи.
  • Мне было трудно, когда во время выступления мне пытались внушить другую точку зрения, а у меня была своя, я растерялся.
  • Дискомфортным был момент, когда все перебивали друг друга, пытались высказать своё мнение вне очереди, потому что тяжело было сосредоточиться.

Что понравилось…

  • В группе можно узнать мнение других и внести свой вклад в общее дело.
  • На мастерской понимаешь, чего хотят другие, их ощущения, эмоции, впечатления.
  • Здорово, когда каждый может привнести что-то новое, запоминающееся, свежий взгляд.
  • Мне понравилось, что можно обсудить чужое мнение и выслушать комментарий по поводу своей работы. В группе нужно прислушиваться к мнениям других, учитывать пожелания и советы и ни в коем случае не перебивать друг друга. Этого нашей группе не хватало.
  • Больше всего мне понравилось, что комедия ставит такие вопросы, на которые каждый может ответить по-своему.
  • Мастерская позволяет свободно выражать мысли.
  • Мне понравилось, что можно критиковать высказывания других, даже Пушкина.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».

Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.

Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».

Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».

Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».

Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».

А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.

Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.

Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.

Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.

Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».

Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Тест по произведению

В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай?
А. С. Пушкин

Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и иронично в зависимости от того, что понимать под словом «ум». Кажется, драматург употребил это слово в значении «познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить» (АН СССР Словарь русского языка в четырёх томах. М.: Русский язык, 1981, т.4, с.488). Данное определение подразумевает, во-первых, философский ум, высокий интеллект и, во-вторых, «здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своём поведении» (там же). Разделение и сталкивание этих двух значений слова «ум» находим, например, в романе «Война и мир», когда Л. Н.Толстой объясняет нулевой результат преобразований, проведённых Пьером Безуховым в своих имениях: главный управляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понял умного и наивного графа и играл им, как игрушкой (2, 2, X).

Когда А.С. Пушкин и И.А. Гончаров рассуждают об уме Чацкого, их оценки на первый взгляд прямо противоположны. Пушкин утверждает в письме к А.А.Бестужеву (конец января 1825 года): «Всё, что говорит Чацкий, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело...». Гончаров пишет в статье «Мильон терзаний» (1871): «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством». Из приведённых цитат видно, что Пушкин имеет в виду здравый смысл, то есть житейский ум, а Гончаров — высокий интеллект, а значит, авторы не противоречат друг другу.

Только-только появившись на сцене, Чацкий в своих репликах немногими, но меткими штрихами создаёт остроумные портреты представителей фамусовской Москвы: московских «тузов»-завсегдатаев Английского клуба, «бульварных» лиц, молодящихся тётушек, бойких французов, немецких учителей и т.д. Далее в монологах главный герой иронично отмечает «достоинства» «века минувшего», которыми гак гордится Фамусов: раболепство (завидная карьера камергера Максима Петровича), страх перед просвещением и науками («Забрать нее книги бы да сжечь» III, 21), ненависть к людям, которые хотят жить своим умом («К свободной жизни их вражда непримирима» II, 5), служба не ради дела, а ради карьеры («И награжденья брать, и весело пожить» III, 3) и т.д. Чацкий даёт блестящие характеристики представителям фамусовского общества: Скалозубу («Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие манёвров и мазурки» III, 1), Молчалину («Низкопоклонник и делец» IV, 14), Фамусову («Любитель чинов» IV, 14). Остроумные и точные оценки и суждения Чацкого указывают на его независимый и насмешливый ум, на его блестящие аналитические (связанные с анализом явлений окружающего мира и человеческих характеров) способности.

В хитрости и изворотливости, то есть в житейской смекалке, фамусовское общество превосходит умного Чацкого. Глупый Скалозуб и хитрый Молчалин успешно устраиваются в жизни и делают карьеру, которая не даётся Чацкому, человеку прямому и независимому. Скалозуб и Молчалин хорошо усвоили законы фамусовского общества: помимо деловых качеств, а может быть и прежде них, желающий преуспеть по службе должен обладать умением угождать начальнику, демонстрировать своё почтение и преданность:

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок. (II, 2)

Чацкий, понимая все эти хитрости карьеристов, пренебрежительно-снисходительно относится к подобной «науке добиваться успеха». И ещё. При всей своей умной проницательности он не увидел очевидного: Софья влюблена в Молчалина. Чацкий недооценил своего соперника, которого презрительно называл «глупцом» (I, 7), «жалчайшим созданием» (III, 1), а тихий чиновник оказался весьма ловким пройдохой и обошёл главного героя и в любви, и в чинах: пока Чацкий три года путешествовал и «искал ума» (I, 5), Молчалин любовь Софьи и «три награжденья получил» (III, 3). Чацкий недооценил также сплочённости фамусовского общества —

В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков... (IV, 14)

Фамусовское общество не стало опровергать доводы молодого обличителя, которые опять свидетельствуют о его философском уме, а легко и просто расправилось с ним, проявив житейский изворотливый ум и объявив его сумасшедшим.

Итак, можно ли назвать Чацкого умным, если он один пытается бороться со всем фамусовским обществом? Да, можно. Обыватель знает наперёд, что это дело безнадёжное: «Можно ль против всех!» (IV, 7) — восклицают гости Фамусова. Но есть герои, которые вопреки обывательской мудрости всё равно идут против общественного мнения и отживших правил. Конечно, консервативное большинство раздавит этих «возмутителей спокойствия», но только потому, что вначале их единицы. В конце концов изменения в обществе обязательно произойдут, как и мечтали первые борцы-одиночки. Поэтому, безусловно, прав Гончаров, который писал, что Чацкий — победитель и всегда жертва.

Разумеется, хорошо, когда ум у человека разносторонний. Но если выбирать, то, видимо, более ценен философский ум (ум Чацкого, а не Молчалина), ибо он помогает осмыслять и понимать мир и людей вокруг. Хитрость и изворотливость помогают преуспеть в жизни только самому их обладателю, а после того как чины и деньги добыты, серьёзному человеку жить становится скучно (примеров тому в русской литературе множество — судьба доктора Старцева из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» или чиновника Калиновича из романа А.Ф.Писемского «Тысяча душ»).

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...