О графике как о виде искусства. Станковая графика


Графика – вид изобразительного искусства.

Термин «графика» произошёл от греческого слова «графо» – пишу. Основные изобразительные средства графики – линия, штрих, пятно и точка. Основной цвет – чёрный, хотя в качестве вспомогательного средства могут применяться и другие цвета.

М. Врубель. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Фон бумаги в графике играет роль пространства, что немаловажно для графического рисунка.
Графика, несмотря на более скупой по сравнению с живописью язык, отличается большими возможностями изображения и передачи эмоций. Стоит только вспомнить рисунки юной художницы Нади Рушевой. Они завораживают лёгкостью, точностью и глубиной образов. Об этой художнице Вы можете прочитать .

Н. Рушева «Пушкин и Пущин»
Многие известные художники использовали возможности графики: Билибин, Брейгель, Ван Гог, Ватто, Врубель, Гойя, Кваренга, Леонардо да Винчи, Альфонс Муха, Рембрандт, Тициан, Сомов, Хокусай и др.

Ф. Толстой «Под игру Амура» Тонированная бумага, карандаш, сепия, белила

Жанры графики в основном те же, что и жанры живописи. Но здесь чаще встречаются портретный жанр и пейзаж , в меньшей степени – исторический , бытовой и другие жанры.

М. Демидов «Портрет С. Рахманинова»

В. Фаворский «Михаил Кутузов» (1945). Из серии «Великие русские полководцы»

В. Фаворский «Пушкин-лицеист» (1935)

Пейзаж в графическом рисунке «не играет» красками, но удивляет тонкостью чувств и побуждает к воображению.

С. Никиреев «Одуванчики»

Графические работы всемирно известных художников

Графическое искусство многообразно и привлекает художников возможностью передачи чувств и мыслей при помощи одного только карандаша или фломастера. Эта возможность завораживает не только художника-графика, создающего произведение искусства, но и зрителя.

А. Дюрер «Автопортрет» (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)
Крупнейший европейский художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), оставил большое наследие из рисунков – около тысячи: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Наиболее полно этот художник раскрывался именно в графическом рисунке, т.к. в живописных произведениях он не всегда был свободен от произвола заказчиков.
Дюрер постоянно упражнялся в компоновке, обобщении, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность. Большая часть его рисунков тщательно проработана. В своих гравюрах и картинах он неоднократно повторял мотивы графических работ.

А. Дюрер «Руки молящегося» (около 1508)

Кацусика Хокусай «Автопортрет»
Кацусика Хокусай (1760-1849) - великий японский художник укиё-э (образы изменчивого мира), иллюстратор, гравёр. Он является автором множества графических рисунков и гравюр.

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве» (1823-1831)

Влади́мир Андре́евич Фаво́рский (1886-1964) - российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор.

Известен своими циклами графики и гравюры, а также иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина, к «Слову о полке Игореве», переводам Маршака, рассказам Пришвина и Толстого и др.
В своем пластическом видении Фаворский близок к византийским мозаичистам, к Микеланджело, Врубелю.

В. Фаворский. Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина
Леонардо да Винчи (1452-1519). «Универсальный человек»: итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Предполагаемый Автопортрет Леонардо да Винчи
Художник постоянно фиксировал результаты своих наблюдений за окружающим миром в набросках, эскизах, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), добивался остроты в передаче мимики, физических особенностей и движений человеческого тела, приводя всё в идеальное соответствие с духовной атмосферой своей композиции.

Леонардо да Винчи. Эскиз головы молодой девушки (головы Ангела для картины «Мадонна в скалах»)

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» (1490). Галерея Академии Венеции (Италия)
Этот рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как это описано в трактате античного римского архитектора Витрувия «Об архитектуре».
Витрувианский человек – фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3 × 24,5 сантиметра.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Карикатура

Специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).
Карикатура – один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времён служила определённым методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
Карикатура в сатирической или юмористической форме и в настоящее время изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
Современная карикатура – сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различают политическую карикатуру, социальную, бытовую и т. д. Жанр карикатуры развивается во всём мире.


Капитализм глазами Хёрлуфа Бидструпа, датского художника-карикатуриста ((1912-1988)
Известные отечественные художники-карикатуристы: Черемных, Ротов, Семёнов, Бродаты, Дени, Кукрыниксы, Ефимов.


Кукрыниксы (слева направо: Порфирий Крылов, Михаил Куприянов, Николай Соколов)

Карикатура Кукрыниксов
Шарж (фр. charge) – разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором соблюдается внешнее сходство, но выделены наиболее характерные черты модели. На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные предметы. В отличие от карикатуры, шаржи не высмеивают недостатки героя, они добродушны, заставляют людей улыбаться, но не смеяться над изображаемыми.

Шарж на Максима Галкина
Другой разновидностью карикатуры является гротеск.
Гроте́ск (фр. grotesque, буквально – «причудливый», «комичный» – вид художественной деятельности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненный сюжет посредством сочетания реального и фантастического. Гротеск присущ и другим видам искусства: литературе, живописи, музыке. По сути, гротеск присущ определённому художественному мышлению, это своеобразный дар. В жанре гротеска писали Аристофан, Ф. Рабле, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь, М. Твен, Ф. Кафка, М. А. Булгаков, М. Е. Салтыков-Щедрин. Но мы в данной статье рассматриваем только гротеск в изобразительном искусстве.

Лирический гротеск

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Пусть даже наиболее известные картины за всю нашу историю и написаны красками, а все же не стоит забывать о такой важной составляющей изобразительного искусства в человеческой жизни, как графика.

О графике в целом

Она всегда была рядом с живописью, появляясь в отдельных работах, вместе с красками и как основа для их наложения. Ее видов достаточно много, известных и не слишком, и большое число художников всех времен и народов обращались к графике в стремлении выразить себя.

Для графики основными изобразительными средствами являются разнообразные линии, точки, пятна, штрихи и тон, которые вместе и даже по отдельности создают цельный образ. Цвет для этого вида искусства – не главное, хотя вполне приемлемое явление. Обычно, помимо основного черного, в графике используется лишь один цвет, хотя иногда (к примеру, в гравюрах) может применяться достаточно большое цветовое разнообразие. Благодаря доминирующей цветовой сдержанности этот вид искусства иногда называют также искусством черного и белого .

Разные виды графики и ее техники появлялись постепенно, не сразу. Первые изображения, как мы помним еще по урокам истории в школе, – это рисунки на стенах пещер и камнях, которые остались от первобытных людей. Далее появились орнаменты на оружии, предметах быта и орудиях труда, пришедших из эпохи неолита и бронзового века. На этих ранних ступенях искусство объединяло в себе и функцию письменности – передачу информации. Сохранились до нашего времени и пергаментные свитки, и каменные плиты, и глиняные таблички, используемые в качестве источника информации. Преуспели в объединении письменности и графики древние египтяне – они вовсю пользовались пиктограммами (рисунками, обозначающими различные объекты, действия и субъекты) для отображения своей истории.

История возникновения графики

Долгий период графика служила лишь для украшения предметов, станковой графики не было, а связь с письменностью сохранялась благодаря украшению книг, как и все в то время – лишь ручной работы. Китай, к примеру, не разграничивал рисование и каллиграфию, они считались равноправными и взаимодополняющими. А в 868 году н.е. там же был изобретен способ увеличения количества экземпляров рисунка с помощью вырезанного из дерева клише. Это стало началом ксилографии – гравюры на дереве, которая появилась в Европе только в первой половине XV столетия. И до сего дня в Азии можно увидеть мастеров, вырезающих иероглифы или именные печати на деревянном бруске.

Изначально графикой называли лишь письмо, искусство шрифтов. Лишь на стыке XIX-XX веков она оформилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Интересно отметить, что современная музейная классификация относит к графике также все техники с использованием бумаги и водорастворимых красок (в основном акварели, пастели и гуаши). Но тут все зависит от того, к чему склоняется художник – к цвету или линиям.


Считается, что графика привлекает своим лаконизмом, строгостью и емкостью образов, объединенных с некоторой неопределенностью и недосказанностью, условностью, что заставляет воображение зрителя работать более активно. Именно поэтому художественную ценность как произведения искусства имеют и зарисовки, эскизы, наброски – вроде бы незаконченная живопись, но и самостоятельные картины.

Великолепные образчики графики можно увидеть у Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рембрандта ванн Рейна, Ивана Шишкина, Тараса Шевченко и многих, многих других художников, также известных своей живописью.

Традиционной основой для графических рисунков была и остается бумага – чаще всего белая, но, в зависимости от задумки художника, и цветная, иногда – черная или фактурная. Такой фон будто создает собственное пространство, в котором «живет» изображаемое, – двухмерное или трехмерное лишь благодаря фантазии и умению автора. Но вот, к примеру, портрет Шаляпина руки Серова создан углем на холсте, а первобытная графика дошла до нас на камне, так что особых ограничений нет. Можно добавить, впрочем, полимерные пленки и фольгу как основу для рисующих материалов.


Из традиционного инструментария творца графических работ можно назвать графитный карандаш, шариковую ручку, уголь и иже с ними. Но для некоторых видов графики нужны печатные станки, резцы для дерева/линолеума, литографические камни – то, что не везде встречается.

В целом используются различные карандаши, кисти, стальные, гусиные и камышовые перья, деревянные, стеклянные и камышовые палочки, авторучки и фломастеры, трубочки разных форм (стеклянные либо металлические), пульверизаторы, аэрографы, а также все многообразие растушевок, тампонов и валиков. Что же наносят эти инструменты? Акварель, тушь, чернила, гуашь, темперу, типографские, масляные и синтетические краски, разнообразные лаки, красители для текстиля. Кроме этих материалов используются также уголь, карандаши в стиках и порошке и пастель.


Разновидности графики

Виды графики разнообразны. Ее традиционно делят на станковую (как и живопись), книжную (иллюстрации и другое оформление издания) и газетно-журнальную (рисунки, карикатуры) и прикладную графику (марки, этикетки, оформление конвертов, плакат, афишу и многое другое). Самый юный вид – компьютерная графика, но он не связан напрямую с теми материалами, которыми пользуются остальные виды, а потому стоит в стороне.

В графике используются все жанры – ведь она позволяет и детализировать, и размывать, и намекать на объект, и в полной мере передавать мир (особенно в популярном сегодня жанре гиперреализма). Кроме того, присутствуют и разные техники. В первую очередь нужно назвать рисунок (неважно, чем и на чем, пусть даже напечатанный). Другим вариантом является эстамп – авторский рисунок, предназначенный для тиражирования, то есть – печати. К нему относят гравюры на дереве (ксилографию), металле, линолеуме, картоне, стекле и камне (литографию).

Как уже упоминалось, определенное время термин «графика » обозначал лишь письмо и каллиграфию, однако после появления рисунков в книгах, а за ними и выхода рисунка за пределы книг расширилась и область, охватываемая термином. С развитием промышленности, увеличением образованности и количества печатных изданий (как книг, так и периодики) развивалась и промышленная полиграфия, распространившая графический рисунок и помогавшая в становлении графики как искусства.

Сначала графику понимали как искусство линии на основе контраста между черным и белым, но со временем такое понимание расширилось, добавив в определение такие понятия, как штрих, пятно, точка, тон. На сегодняшний день развитие графики не останавливается, как и развитие живописи в целом. Появляются новые жанры, техники и, конечно же, новые работы в этих стилях, о которых мы поговорим в следующей статье.

Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная . К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные намольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон, на картоне, в прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке - секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками.

Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево,полотно, обработанные поверхности стен и т. д.

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах.

2.Графика как вид искусства

Графика (греч. γραφικος - письменный , от греч. γραφω - пишу) - вид изобразительного искусства , использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие отживописи , здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы . Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского , - «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах , может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471-1528), Хиросиге Андо (1797-1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760 -1849 ), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX - начала XX веков . Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

Классификация

Понятие «графика», по способу создания изображения, включает в себя два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Уникальная графика - произведения созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. п.). Печатная графика - работы созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от 2-3 оттисков до 500-1000 экземпляров, в зависимости от техники и задачи).

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

    Станковая графика (станковый рисунок , эстамп )

    Книжная графика (иллюстрации , виньетки , заставки, буквицы, обложка , суперобложка и т. п.)

    Журнальная и газетная графика

    Прикладная графика , (плакат и пр.)

    Компьютерная графика

    Промышленная графика

Графика – древнейший вид изобразительного искусства , впервые возникший в каменном веке около 40 тысяч лет до н. э. Тогда это были наскальные рисунки и изображения животных, выцарапанные на стенах пещер, кости или камнях. До наших дней сохранилось немало таких петроглифов и писаниц, самые известные из которых находятся в Альтамире (Испания) и пещере Фон-де-Гом во Франции. Раньше эти рисунки служили средством общения и передачи информации, когда еще не было письменности. Именно в то время как никогда прослеживалась главная цель графики – отражать окружающий мир, фиксируя события, природные явления, происшествия, при этом используя собственные средства, художественные приемы и техники.

Эволюция графики

С развитием письменности практическая польза графики отошла на второй план, оставив ей декоративный характер. Теперь она использовалась в рукописях и пергаментах для украшения и пояснения текста. Выдавленные наскальные линии эволюционировали в легкую штриховку, нарисованные линии и черты, даже сам термин «графика » поначалу относился к каллиграфии, имея греческое происхождение (от????? – пишу). Все последующие эпохи считали рисунок основой графики, а по мнению Микеланджело, и вовсе высшей точкой изобразительного искусства. Однако в ту пору рисунок не имел самостоятельного значения, приобретя таковое лишь в XVII-XVIII веках. Позднее с развитием промышленной полиграфии графика определялась как искусство , основанное на контрасте, четких линиях и рисунке, где кроме контурной линии используются также точки, штрихи и пятно.

Особенности графики

В графике огромное значение имеют цвет (а точнее его отсутствие), фон (или пространство) и рабочая поверхность, в качестве которой в подавляющем большинстве случаев выступает белая либо тонированная бумага, фактура коей тоже играет немалую роль. Так, для работы с пастелью подходит только шероховатая бумага, а вот для рисования углем, наоборот, гладкая. В древности использовали папирусы и рисовую бумагу. Что касается цвета, то он в графике играет второстепенную роль, используя в основном черный или другой контрастный цвет по отношению к фону. Реже художником применяется сочетание двух и более цветов, что чаще можно наблюдать в гравюрах. В еще более редких случаях в работах мастеров графики можно встретить нюансное сочетание цветов. Гораздо большее внимание они уделяют пространству и фону – «воздуху белого листа», как называет их В. А. Фаворский.

Виды графики

Различают монументальную, станковую и декоративную графику. Первая неотделима от архитектурного сооружения и воспринимается комплексно. К декоративной относятся всевозможные иллюстрации, обложки, открытки и виньетки. Станковая графика включает в себя гравюру, эстамп. Также отдельно выделяют журнальную и газетную графику, плакат как прикладное графическое искусство, компьютерную и промышленную графику, сталеграфику. В зависимости от возможности тиражирования графика бывает уникальной и печатной.

Гравюра и рисунок

Гравюры как произведения графики могут быть плоскими, выпуклыми и углубленными, они выполняются на разных материальных носителях (металле, дереве, картоне, воске, линолеуме) и разными инструментами (резцом, иглой, азотной кислотой). в графике выполняется при помощи карандаша, угля, пера и туши либо чернил, сангины (палочек на основе белой глины и оксида железа), пастели, соуса – черных палочек на основе прессованной сажи. На гране между графикой и живописью стоят техники использования гуаши и акварели на бумаге. Все вышеуказанные техники имеют свои нюансы: какие-то требуют от мастера большей аккуратности и сосредоточенности, а какие-то предоставляют больше свободы для творчества.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...