Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе на тему «Татарские народные инструменты. План-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему: Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян,


Конспект музыкально - тематического занятия

(гармонь, баян, аккордеон)

старший дошкольный возраст

Музыкальный руководитель

Портнова Татьяна Николаевна

2017 г.

Конспект музыкально – тематического занятия

«В мире музыкальных инструментов»

(гармонь, баян, аккордеон)

(старший дошкольный возраст)

Цель:

  • обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;
  • формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов.

Задачи:

Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;

двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических и певческих навыков,

Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад - школа искусств.

Оборудование:

музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные инструменты: фортепиано, гармошка, баян, аккордеон; платочки и бескозырки.

Ход занятия:

(Дети входят в зал, приветствие – распевание)

Муз. рук. (поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Добрый, добрый день!

Муз. рук . (поет): Здравствуйте, мальчики!

Мальчики (поют): Здравствуйте!

Муз. рук . (поет): Здравствуйте, девочки!

Девочки (поют): Здравствуйте!

Муз.рук: Сегодня я познакомлю вас с музыкальными инструментами, которые внешне очень похожи друг на друга. Исполняют на них разную музыку: народную, классическую, эстрадную и звучать они могут самостоятельно или в оркестре. Какие это инструменты – попробуйте отгадать сами. Послушайте загадку:

(загадывает ребенок):

Ее песня льется и над скукою смеется,

Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит.

Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая…
Дети отвечают: «Гармонь». (Показываю инструмент).

Муз.рук: Первую гармонь сконструировал немецкий мастер Фридрих Бушман, а затем и по всей России стали мастерить гармошки. Так и стали называть их по местности, где выпускали гармошки: саратовские, орловские, вологодские, елецкие, сибирские и многие другие виды гармоней. Гармошка приспособлена для исполнения только народной музыки.

Послушайте русские народные «Наигрыши» - (обр. и исп. Я. Табачника; музыка звучит в грамзаписи).

На гармошке в старину любили играть на народных гуляниях. Люди пели веселые песни, припевки, частушки. Каждый музыкант демонстрировал свое мастерство. Людей, которые играют на гармошке, называют гармонистами.

А сейчас мы с вами постараемся создать свой маленький оркестр, играть будут девочки под русскую народную плясовую «Яблочко», которая прозвучит в исполнении трио гармонистов, а мальчики исполнят матросский танец.

(Девочки выбирают детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубенцы, треугольники, бубны; мальчики надевают бескозырки; звучит плясовая в грамзаписи).

Вот какой замечательный оркестр у нас получился, мальчики танцевали задорно, весело, передали характер пляски, а солировали – гармошки!

А как называется эта песня, послушайте мелодию и вспомните, пожалуйста. (Играю на фортепиано мелодию знакомой детям песни).

Дети: «Гармошка-говорушка»!

Муз.рук.: Давайте, исполним эту веселую, задорную песню!

«Гармошка-говорушка» сл. муз. З. Роот.

1. Песен на Руси немало,

Все поют и стар и млад.

А с гармошкой-говорушкой

Песни радостней звучат.

Припев:

Ах, гармошка-говорушка,

Всему свету госпожа.

Только кнопки заиграют,

Запоет моя душа.

2. Радостно звучат оркестры,

Все танцуют и поют.

Стоит зазвучать гармошке, -

Все поклон ей отдают.

Припев:

3. Люди добрые, прошу вас,

Дайте мне скорей ответ:

Без гармошки-говорушки

Как же песню мне пропеть?

Припев:

Муз.рук.: Мне очень понравилось, как вы исполнили песню, молодцы!

Сейчас мы будем говорить о другом инструменте, послушайте, пожалуйста, эту музыку и угадайте, о каком из инструментов пойдет речь?

(Дети слушают незнакомую пьесу – «Дунин вальс» - русская народная мелодия для баяна, в исполнении А. Беляева, грамзапись).

Ребенок загадывает загадку:

У него рубашка в складку,

Любит танцевать вприсядку.

Он и пляшет, и поет,

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем,

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Дети отгадывают загадку: «Баян». Показываю инструмент.

Муз.рук Прошло много лет, после создания первой гармошки, когда музыкант Яков Орланский и мастер Петр Стерлигов создали новый инструмент. Этот инструмент получил свое название по имени древнерусского легендарного певца-сказителя Бояна. Музыкантов, которые играют на баяне, называют - баянистами.

(Дети рассматривают инструмент и отмечают, что у баяна больше кнопок, по размеру он больше гармошки и отличается красивым, сильным звучанием).

Муз.рук Наши девочки исполнят хороводный танец «Реченька», под народную музыку «Узоры», которую исполнят баянисты ансамбля «Березка». (Звучит музыка в грамзаписи, в обработке В. Темнова).

Хороводный танец «Реченька» (четное количество девочек, в русских сарафанах, в руках – платочки голубого цвета с петельками, надеты на указательный палец).

Вступление:

Девочки стоят друг за другом, в правой руке платочек, левой берутся за руки.

1 фигура:

Идут друг за другом, хороводным шагом, держась за одну руку, за ведущей – девочкой «змейкой».

2 фигура:

Постепенно перестраиваются в круг, идут друг за другом, правая рука с платочком вытянута в сторону, левая опущена вниз.

3 фигура:

Поворачиваются лицом в круг, руки складывают в «полочку», правая рука с платочком лежит сверху левой, кружатся вокруг своей оси на «шаге с припаданием».

4 фигура:

Руки опущены вниз, медленно, хороводным шагом, на носочках, сужают круг, одновременно все резко поднимают платочек вверх, также медленно отходят спиной назад, постепенно опуская вниз руку с платочком.

5 фигура:

Девочки встают парами, поднимая правую руку с платочком перед собой вверх и соединяя руки наверху в «окошечко», кружатся на носочках.

6 фигура:

Хороводными шагами перестраиваются в две колонны, становятся лицом друг другу.

7 фигура:

Стоя на месте, выполняют легкие покачивания корпусом и рукой, в которой платочек, в конце музыкальной фразы, кланяются, стоя в колоннах.

8 фигура:

Две колонны двигаются навстречу друг другу, образуя одну, идут за ведущей, становятся в одну шеренгу, выполняют поворот вокруг себя на носочках, стоя перед зрителями, делают русский поклон.

Муз. рук : Мальчики, как вы думаете, девочки передали в движениях хоровода характер музыки?

(Мальчики отвечают, оценивая выступление девочек).

Муз. рук: Да, красиво танцевали девочки. Давайте еще раз поаплодируем им!

Муз. рук.: Ребята, отгадайте следующую загадку!

Он по виду брат баяну,

Где веселье – там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком ….(аккордеон).

(С аккордеоном входит мальчик, Вова Б., учащийся школы искусств, бывший воспитанник детского сада; дети рассматривают аккордеон, замечают, что он больше баяна, на нем расположены клавиши, как на фортепиано).

Аккордеону тоже много лет, а изобрел его и дал название – венский мастер Демиан. Новый инструмент при нажатии одной кнопки левой клавиатуры, издавал не один звук, а целый аккорд! Отсюда и название – аккордеон! Музыкантов, которые играют на этом инструменте, называют аккордеонистами.

«Амурские волны» М. Кюсса, исполняет ученик школы искусств, дети слушают музыку, подыгрывают на колокольчиках.

(Все аплодируют юному музыканту).

Муз.рук.: Как красиво звучал аккордеон! И вы, ребята, старались играть на колокольчиках ритмично, слаженно! Вам понравилось? Сегодня вы узнали много нового и интересного о уже знакомых вам инструментах. В следующий раз вас ждет встреча с другими музыкальными инструментами. До скорых встреч в нашей музыкальной гостиной!


Открытый урок: «Сыграй гармонь»

Тема урока ; Сыграй гармонь.

Учебно – воспитательные задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с рус. нар. инструментом - гармонь.

Разучить песню «Гармошка - говорушечка» - З.Роот.

Развивающие: Развивать звуко - высотный, тембровый слух и музыкальную память.

Воспитательные: воспитывать духовно и эстетически развитую личность, устойчивый интерес к предмету, уважение к русской музыкальной культуре.

Оборудование: Музыкальный центр, синтезатор, флешка, аккордеон, гармонь, баян, магнитная доска, карточки с заданием, текст песни. Гармошки со смайликами.

Ход урока.

1-Орг.момент.

Учащиеся входят в класс под русс. нар. музыку - хороводным шагом и становятся к своим стульям.(00-Пораня)

Приветствие: распевка - «Салем – Неллоу»

2-Актуализация:

А) Назовите группы инструментов, которые вы знаете?

Б) Работа по карточкам. (На каждую парту.)-групповая работа.

Распределить и показать стрелкой, к какой группе принадлежат инструменты.

В) Какая музыка звучала, когда вы входили в класс?

Г)В исполнении какого инструмента звучало произведение?

Посмотрите внимательно на инструмент, который стоит на сцене. Как вы думаете, с каким инструментом мы сегодня будем знакомиться?

3) Новая тема:

Правильно ребята, давайте прочитаем все вместе тему нашего урока. (открыть тему урока на доске)

Сыграй гармонь!

Сейчас я познакомлю вас с этим инструментом.

Гармонь – это духовой, язычковый инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Когда родилась гармонь? В истории существует доказательства исследователей, что впервые гармонь появилась в250 лет назад в Санкт-Петербурге в России, благодаря стараниям органного мастера Франтишика Киршника. Он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка колеблющегося под действием потока воздуха.

В процессе времени гармонь очень понравилась и стала распространяться среди русского народа. Появилось множество разновидностей гармони, благодаря народным умельцам она изменялась, добавлялись ряды кнопочек, на каждой клавиатуре, от маленькой однорядной до большой многорядной на каждой клавиатуре.

В зависимости от той местности, где усовершенствовали гармонь ее так и называли. В Г.Тула развивалась Тульская гармонь, в других областях «Ливенка», «Вятская», «Тальянка», и самая распространенная в наше время является гармонь под названием «Хромка».

Тульская, Ливенка, Вятская - однорядные гармони.

Русская венка, Хромки -двухрядные.

А сейчас давайте посмотрим, как выглядят гармони разных районов России.

Просмотр фото.

Но не только у русского народа была распространена, гармонь и у казахского народа музыканты участвовали в айтысах, аккомпанируя себе на гармони.

Чем удобна была гармонь? Не тяжелая, ее можно было взять куда угодно, идти по дороге и играть, а те кто шли рядом пели песни, приплясывали, пели частушки, отдыхали после трудового дня.

И если вы смотрите теле передачу « Играй гармонь», то видите, как любима народом гармонь.

Она и поплачет и погрустит, в час веселья веселит, а если к ней присоединится балалайка, то веселью нет конца.

В г.Усть – Каменогорске в этом году в этно – деревне, музее заповеднике прошел третий областной фестиваль инструментального народного творчества «Играй гармонь. Звени домбра».

Давайте послушаем, как звучит гармонь:

№01-левинская гармонь

№2-саратовская гармонь.

На гармони не закончилось развитие этого инструмента, позже появились более усовершенствованные это баян и аккордеон.

У баяна больше рядов на каждой клавиатуре, более мощное звучание.

Он схож с аккордеоном левой клавиатурой, а правая клавиатура аккордеона точь в точь как у фортепиано.

Давайте послушаем, как звучит баян и аккордеон.

А) №03 -баян

Б) №-04 -аккордеон

Понравилось вам звучание этих инструментов?

Первичное закрепление:

А сейчас отгадайте загадки.

Он вздохнет и развернется,

И по деревне вдоль, пройдется.

И соберется в круг народ,

Что хочешь, спляшет и споет!

(гармонь)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Что же это…..

(аккордеон).

Ящик на коленях пляшет,

То поет, то громко плачет.

(гармонь)

Я моложе и мощней,

Льются мои звуки.

Но с гармошкой побратим,

Из народа вышел.

Любую грусть я разгоню,

Очень важно запою..

Не сердит и не буян..

Я веселый брат………

А сейчас музыкальная загадка. Внимательно послушайте и скажите, какой инструмент звучит?

А) № -05 -аккордеон

Б) № -06 -баян

В) № -07 -гармонь

Молодцы! Надеюсь, вы надолго запомните инструменты, с которыми сегодня познакомились.

2 – часть урока.

И сейчас мы переходим к второму этапу нашего урока - пению.

1) -Прошу сесть вас правильно. И приготовиться к распевке.

А) « Как у бабушки Наташи» - с движением.

В) Ритмическая разминка.-3 разных - ритма (хлопки в ладоши, повторение)

2) –Разучивание:

Сегодня я предлагаю вам разучить песню «Гормошечка - говорушечка»

Внимательно послушайте ее, постарайтесь запомнить мелодию.

Исполнение учителя, аккомпанемент на аккордеоне.

Чтение текста. (учитель)

Чтение хором.

Построчное подпевание, учитель-уч-ся.

По куплетное исполнение, работа над дыханием, звуковедением, артикуляции…

Полное исполнение - хором.

Исполнение по группам – 1куплет …

2 куплет…

3 куплет вместе.

Первичное закрепление: Самостоятельное исполнение.

Итог урока:

Что вы узнали нового на этом уроке?

Что больше всего понравилось?

А сейчас подумайте, как сегодня вы поработали на уроке и какую оценку, вы себе поставите.

Встаньте те кто оценил свою работу на - пять.

На четыре?

Хорошо молодцы, наградите друг друга аплодисментами.

Оценки поставьте в дневник.

И запишите домашнее задание - стр - 42 учебника - учить.

Придумать под услышанную музыку танцевальные движения.

№8, №9, №10.

А сейчас, приготовьте гормошечки которые лежат у вас на парте.

И повернитесь к нашим гостям. Если вам понравилось на уроке, то разверните ваши гормошечки. если нет, то не разворачивайте.

Спасибо большое за внимание. Урок окончен. До новых встреч. Скажите до свидание гостям.

Я уже писал, что во время войны мы жили в эвакуации в татарском селе Асекееве Оренбургской области. В местах, увековеченных Пушкиным в "Капитанской дочке". Недалеко от нашего дома был пустырь, на котором молодёжь допризывного возраста собиралась летом почти каждый вечер на гулянку. Это и была вся тамошняя индустрия развлечений. В селе не было клуба. Было какое-то довольно большое общественное помещение, где во время редких приездов кинопередвижки крутили кино. В такие дни туда ухитрялось набиться всё немалое население села.
Программа ежевечерней гулянки не отличалась разнообразием, и неизменно состояла из двух пунктов:
1) пение частушек под гармошку. Девушки поют, а парни топчутся в сторонке и задирают друг друга, психологически подготавливая обязательную драку;
2) собственно драка. Парни дерутся, а девушки стоят в сторонке, смотрят и повизгивают.
Частушки все без исключения были "про это". В простонародном татарском языке нет эвфемизмов, все вещи назывались своими именами. У нас была соседка по имени Зайнаб, ей тогда было наверное лет 14-15, но татарки рано взрослеют, и она уже официально ходила как бы в невестах. Я как-то раз попросил её перевести мне слова частушки, которую в тот момент другие девушки пронзительно выкрикивали под гармошку (слово "пели" сюда мало подходит). Она мне охотно перевела. Я не знал, куда деваться от смущения, а она нисколько не стеснялась таких слов. Она наверное просто не знала, что в русском языке есть более мягкие эквиваленты. И вряд ли поняла бы, кому и зачем нужны такие сложности.
Пока выполнялись оба традиционных пункта молодёжной ежевечерней программы, я во все глаза смотрел на уже довольно пожилого гармониста и его гармошку. Татарская гармошка - это чудо музыкальной техники! Наверное они бывают разные, но ту единственную, что я видел в детстве, я запомнил на всю жизнь. Она была совсем небольшая, вся яркая, с ярко-красными цветами на развёрнутых мехах. Справа всего одна октава кнопок в один ряд. Слева и вовсе две кнопки - два мажорных аккорда. И ещё слева два звоночка вроде велосипедных. Их молоточки соединены с левыми кнопками, и при их нажатии звоночки подзвякивают примерно в тональности аккордов. В мультике про Чебурашку крокодил Гена играет на такой гармошке.
А гармонист! Если на свете существует татарский бог, то он наверное такой же доброжелательно-безучастный ко всему происходящему, с широким татарским лицом, с яркой татарской гармошкой в руках и окружён всеобщим поклонением. Весь Союз советских композиторов никогда не удостаивался такого почёта и внимания, каким пользуется сельский татарский гармонист.

Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знаний о русских народных музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.

Привить интерес к мордовским и татарским музыкальным инструментам.

Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты на группы (духовые, ударные, струнные).

Развивающие: Развитие музыкальной памяти, мышления, артистизма, творческой инициативы, внимания.

Воспитывающие: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, повышение мотивации обучающихся. Формирование доброго отношения друг к другу.

Ход занятия:

Звучит мелодия «Светит месяц» воспитатель приветствует детей и обращает внимание на экран проектора, где показан слайд с изображением оркестра народных инструментов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре. Посмотрите внимательно на инструменты и скажите, как называется такой оркестр?

Дети: Оркестр русских народных инструментов!

Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну русских народных инструментов. И первый город, который мы с вами посетим – это город ударных инструментов. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Потому что при игре в них ударяют.

Воспитатель: Совершенно верно. Музыкальные инструменты появились очень давно. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Позже люди натянули на полые деревянные и глиняные предметы кожу и появился первый барабан. Тогда же появились трещотки из камня и древесины.

А теперь послушайте песенки-загадки и отгадайте, какие инструменты живут в этом городе.

Исполняет песни-загадки Н. Мурычевой «Ложки», «Трещетки», «Колокольчик», «Бубен».

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в музыкантов!

Дети берут бубны, ложки и колокольчики. Проводится ритмическое упражнение «Три медведя» на музыку Е. Железновой.

Воспитатель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие. И следующий город, который мы посетим – город струнных инструментов. Послушайте, какие инструменты живут в этом городе.

Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гусли», «Балалайка».

Воспитатель: Практически все музыкальные инструменты произошли из обиходных инструментов и охотничьих приспособлений: предком струнных стал охотничий лук. Вероятно, что один из первобытных охотников во время охоты натянул тетиву своего лука и, отпустив её, услышал звук. У русского народа такими инструментами стали балалайка и гусли.

Воспитатель: Отправляемся дальше. И вас приветствует город духовых инструментов!

Исполняет песенку-загадку Н. Мурычевой «Свирель».

Духовые инструменты появились тоже очень давно. Люди дули в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом придумали дудочки, рожки, свирели, жалейки.

Проводится артикуляционное упражнение «Веселая дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо-влево) и дыхательное упражнение «Дудочка» (дети дуют в пустые флакончики, колпачки от шариковых ручек).

Воспитатель: А теперь послушайте последние загадки.

Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гармонь», «Аккордеон».

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, на левой аккомпанемент. Внутри инструмента расположены металлические пластины – язычки. Когда музыкант раздвигает меха гармошки, то под действием воздуха язычки начинают колебаться – издавать звук.

Физкультминутка.

Воспитатель: Среди музыкальных инструментов мордвы, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Воспитатель: Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

Домбра - татарский струнный щипковый музыкальный инструмент. Является одним из самых неизученных среди татарских музыкальных инструментов.

Современная домбра, также как и старинный аналог, имеет деревянный грушевидный корпус, однако, в отличии от предшественника, корпус изготавливается не из долбленого дерева, а склеивается.

Курай - татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга по конструкции и материалу изготовления.

Сурнай - татарский духовой музыкальный инструмент. Считается музыкальным инструментом пастухов и, как правило, изготавливается из рога животного. Имеет относительно небольшой размер 400-550 мм.

Тальянка (тальян-гармун) - татарский ручной клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Наряду с гармонью является одним из самых любимых музыкальным инструментов у татарского народа.

Воспитатель: Вот такие веселые инструменты живут в этой стране. Предлагаю вам узнать, хорошо ли вы все их запомнили и сыграть в музыкальную угадай-ку.

Проводится музыкально-дидактическая игра-презентация «Угадай инструмент». Дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают инструменты. За каждый правильный ответ игроки получают фишку. В Конце игры детям, набравшим наибольшее количество фишек, вручается медаль «Знайка-музыкант».

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но на свете ещё много музыкальных стран, которые мы сможем с вами посетить. А я предлагаю вам дома самим придумать и смастерить какой-нибудь музыкальный инструмент. До скорой встречи!


Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун , гитара , скрипка , мандолина . Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты

Самый известный из татарских духовых инструментов – курай . Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.



Другой инструмент – сорнай , распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

Струнные инструменты

Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра . Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала ещё во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы XIV века «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.



Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долблёного дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже XIX-XX веков думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечётным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

Другие инструменты

Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.


Из раскопок

Известны такие музыкальные инструменты как: кыңгырау , тавышлы асма , таш сыбызгы , шөлдер , шалтыравык и т.д.


Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.



Пресс-служба РОО “ТНЦ МО” по материалам сайтов “Как Просто” и “Мой Дом”

Выбор редакции
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...