Народное декоративное искусство. «Материальная культура казачества


Урок для 7 кл.

Подготовила учитель кубановедения

Алексеенко Т.А.


Декоративно-прикладное творчество населения Краснодарского края


Гончарное ремесло

Районы распространения гончарного дела: ст.Пашковская, Старощербиновская,

Рождественская, Баталпашинская.


Материал для гончарного производства: глина

Глиняная посуда :

  • макитра - большой глиняный горшок
  • * глэчик - горшок с широким высоким горлом
  • Крынка - сосуд для хранения молока


Современные гончары

  • Алексей Максименко- керамическая мастерская(станица Холмская Абинского района)
  • Виктор Турков (город Краснодар)
  • Анатолий Шнатько и Николай Надточиев (Лабинский район)
  • Михаил Чудной и Геннадий Машкарин (город Славянск-на –Кубани)
  • Михаил Скворцов (п. Мезмай Апшеронского района)

Мастера обучают молодежь гончарному искусству, выполняют работу на заказ. Это и авторская керамика, и кубанский сувенир, и гончарные изделия, и глинянные игрушки.



Типы орнамента кубанской ковки

  • Ковань- мастерство художественной ковки.
  • Растительный тип (листья,гроздья, стебли, злаки,цветы)
  • Геометрический тип- геометрические фигуры
  • Зооморфный- изображение птиц,драконов, морских коньков.

Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу

  • Михаил Скворцов (п. Мезмай)
  • Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян(г.Краснодар)
  • Анатолий Турукин (ст. Новотитаровская,Динской район)

Художественная роспись в архитектуре.

  • старинные украшения и росписи наличников окон
  • встречается узор наличников, который состоит из трех параллельных линий.
  • Центральная линия немного длиннее крайних.
  • Эти линии - символ трех позиций солнца на небе: утром, в полдень и вечером.
  • Некоторые ученые считают, что символ «три линии» олицетворяет ясное небо в течение всего дня и обозначает теплое время года, яркое солнце, которое дарует изобилие и плодородие.


Украшения комнаты

«с добрым утром» - пеленка для

новорожденного

Рушники – вышитые полотенца


Наиболее древние сочетания цветов

В вышивке – красный и белый.

Красный – символ плодородия

Сырье- для ткацкого станка –

конопля и овечья шерсть.


плетение

Плетеные корзиночки

кубанских мастеров



Кубанский казачий хор

В. Г. Захарченко- руководитель Кубанского казачьего хора с 1974 года.


С 1990 года на базе Кубанского хора действует Центр народной культуры Кубани, детская экспериментальная школа народного искусства, благотворительный фонд возрождения народной культуры Кубани

« Истоки», ансамбль казачьей песни « Казачья душа», фолк – группа

« Ярохель».



Итог урока:

Кубанская земля славится своими промыслами, ремеслами,

народными умельцами и ярким самобытным фольклором.

При изготовлении любой вещи или при создании какой -либо песни,

человек вкладывал в нее свою душу.

Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины-

создавались произведения искусства.

Из простых слов, используемых в повседневной

жизни, слагались песни, которые передаются из поколения в

поколение

и греют наши сердца.


Домашнее задание

  • Подготовить сообщения на темы:
  • Народные умельцы Кубани
  • Кубанский казачий хор
  • Ансамбль «Криница»
  • Ансамбль «Казачья вольница»
  • Расспросить у бабушек о местных мастерах умельцах
  • Принести для демонстрации вышивки, поделки и т.д.


Основные виды декоративно-прикладного творчества

Народные промыслы Кубани

Карта Краснодарского края


Ремесла Кубани

  • Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки;

  • Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;

  • Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;

  • Резьба по дереву;

  • Ковань;

  • Роспись.


Керамика

В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.


Керамика



Керамика

Макитра

для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.


Гончарная посуда



Текстиль

Вышивка.

Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль

Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Текстиль

Ткачество.

На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение

Плетение из лозы

Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.

Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.

Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.

Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.

В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.


Плетение из соломы



Плетение из лозы


Ковань

Кузнечное дело

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.

В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?

Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.


Ковань



Художественная роспись

Роспись.

Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

Декоративно –прикладное искусство Кубани «Ты Кубань, ты наша Родина, Вековой наш богатырь. Многоводная, раздольная, Разлилась ты вдаль и вширь. О тебе здесь вспоминаючи, Как о матери родной, На врага, на басурманина, Мы пойдем на смертный бой. О тебе здесь вспоминаючи, За тебя ль не постоять, За твою ли славу старую Жизнь свою ли не отдать. Мы, как дань свою покорную От прославленных знамен Шлем тебе, Кубань родимая, До сырой земли поклон». (Из народной песни) 1 Цель: закрепление знаний о Кубани. Задачи: *расширить представление детей о крае, в котором они живут; познакомить с символикой Кубани: флагом, гербом, гимном; *продолжать углублять знания детей о кубанских ремеслах; *развивать интерес у детей о народных ремеслах, познавательный процесс; *вызвать желание узнать больше о декоративно-прикладном искусстве Кубани; *воспитывать уважение к труду и людям труда, желание следовать старинным народным традициям, любовь к родному краю, Родине. Методы исследования: *Изучение литературы; *Поход в музей; *Рассматривание предметов быта казаков и кубанских народных ремесел; предметов современного декоративно-прикладного искусства; *Просмотр познавательных фильмов. 2 Краснодарский край Краснодарский край - субъект Российской Федерации на юге Европейской части России. Краснодарский край делится рекой Кубань на две части: северную - равнинную, и южную - предгорную и горную. Высшая точка - гора Цахвоа (3345 м). До 19 века Кубань представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её плодородными просторами. Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. Вслед за пшеницей стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом стали давить из него масло. Еще садили кукурузу. Кубанцы занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А ещё яблоки, груши, персики, абрикосы, виноградники. 3 «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни. Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Костюм состоял из юбки и кофты. 4 Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций. Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Из глины делали посуду, детские игрушки, изготавливали кирпич, черепицу для крыш. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Предметы посуды, которые делали гончары: миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В чугунке варили картошку, кашу, щи. В кувшин набирали и пили из него воду. В глэчике держали сметану, варенье, молоко. В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок. 5 Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы. Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани сделали дерево наиболее любимым материалом в народных промыслах. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, сундуки с росписью. Резные изделия – это деревянные блюда, прялки, рубели на ткацком станке. В убранстве домов – крылечки и наличники. 6 Одним из важных промыслов было ткачество. Ткали материал для одежды и для украшения жилища. В казацких семьях уже с 7-9 лет девочек приучали к ткачеству, прядению. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома. 7 Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки. Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Также распространённым видом народного промысла в Краснодарском крае считается плетение из соломы, талаша (листьев кукурузных початков). Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. 8 На Кубани вырос я, мне родней, понятнее наши южные края: степи необъятные, горы хлеба до небес, ветки вишен алые, если лес - так южный лес перед перевалами. Вывод: народно – прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части. 9

Текстовый материал для сопровождения презентации

« Декоративно-прикладное искусство» 5 класс

Слайд №1

Тема презентации « Декоративно-прикладное искусство»

Слайд №2

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. Они относятся к области декоративно-прикладного искусства.

Его название происходит от лат. decoro - украшаю , а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.

Слайд №3

Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремёсел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, металл и др.

Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства нашей страны.

Вышивка- самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными и сквозными швами. Сегодня большое распространение получила вышивка крестом, гладью, лентами, бисером.

Слайд №4

Вязание и кружевоплетение- старинные виды художественного творчества. Вязать можно на спицах и крючком из различной пряжи. Вяжут самые разнообразные изделия: платки, шапки, шарфы, варежки, носки, свитера и другие вещи. Гордость России- оренбургский пуховый платок. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае ещё в XVIII веке.

Кружева называют «застывшими красками северной зимы».

Кружевоплетением стали заниматься в России в XVI –XVII в. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Вологодской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома- скатерти, салфетки, дорожки, а для модниц- блузы, воротники, жилеты, шарфы и т. д.

Слайд №5

Роспись по дереву- старинный русский народный промысел.

Хохломская роспись-это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой , вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.

Другой вид росписи по дереву-городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и чёрной обводкой по чистому деревянному фону.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

Слайд №6

Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно- с XX в. и завоевала большую популярность.

Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска, который наносят специальными инструментами на ткань, а затем наносится соответствующая ткани краска.

Слайд №7

В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремёсел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Создание ковра или даже небольшого коврового изделия-очень трудоёмкий процесс.

Слайд №8

В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением (домотканое полотно). Ткачество более сложным переплетением с использованием цветных ниток называлось узорным. Таким способом ткали пояса, ленты, дорожки, ленты, элементы одежды.

Слайд №9

Искусство лоскутного шитья известно народам мира с давних пор.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства.

Интерес к этому виду декоративно- прикладного искусства неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка – конкурс «Лоскутная мозаика России».

Источником вдохновения для создания коллекции одежды для игр в Сочи послужил образ лоскутного одеяла.

При создании коллекции были использованы национальные орнаменты России, которые, словно частицы самых ярких впечатлений об Играх в Сочи, соединились в пестрый и одновременно гармоничный узор на куртках и футболках.

Слайд №10

Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.

Слайд №11

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова (г. Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани) и других умельцев.

Слайд №12

На Кубань лозоплетение было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Слайд №13

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым.

Слайд №14

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска и многие другие.

Слайд №15

Краснодарский государственный историко-археологический

музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына-один из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.

Справка Е. Д Фелицын - историк, краевед, зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа.

Слайды № 16- 19 знакомят учащихся с музейными экспонатами, отражающими различные виды декоративно- прикладного искусства Кубани.

Слайд № 20

Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником его лучших традиций. Кубань богата народными умельцами. Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам народного декоративно-прикладного искусства постоянно растёт.

Доклад из опыта работы воспитателя Тимковой И. В. на тему: «Народное декоративно – прикладное искусство Кубани как средство эстетического развития дошкольников».

Культуру России невозможно представить
без народного искусства, которое раскрывает
истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его эстетическую
ценность, художественный вкус и
является частью его истории.

В. А. Сухомлинский.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно - прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы - от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибоская и другие. Они неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях новые яркие образные представления о Родине, Кубани, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее».

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь».

В процессе разнообразных видов художественно - эстетической деятельности у детей наблюдается развитие нравственно - эстетических качеств, художественного вкуса, творческих способностей.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. д.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомя детей с русским народным декоративно-прикладным искусством я опираюсь на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

На занятиях в младшей и средней группе, знакомя детей с декоративно - прикладным искусством, использую сказки, загадки, песенки, потешки. Народное поэтическое слово как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Народное слово передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Ведь не зря звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылицы, поговорки, басенки… А в деревнях и станицах продолжают жить старинные обряды, традиционные праздники, гуляния, содержащие в себе стихи, песни, танцы, игровые приемы, а главное - народную мудрость.

Песенки, поговорки, стихи, потешки - прекрасный речевой материал, который я использую в работе. На его основе у ребенка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное и эстетическое развитие ребенка.

В старшей и подготовительной к школе группе кроме народного фольклора использую картины кубанских народных живописцев, кубанскую народную музыку, стихи кубанских поэтов, знакомлю детей с кубанскими ремеслами.

Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, я дала представления о том, что это наша малая Родина. Что дом - это не просто строение, это - жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. В родном доме проходит вся бытовая жизнь человека от начала и до конца. С огромным интересом дети рассматривали фотографии и эскизы сельских домов украшенных ажурной резьбой по дереву. Резьбой украшали все детали дома - причелины, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом. Попутно объяснила детям, что из дерева кубанские мастера - резчики - выполняли изделия для жилища: мебель, украшения, посуду, шкатулки и вазочки и т.д.

После знакомства с кубанскими строениями, ознакомила детей с праздником «Новоселье», объяснила, в чем его отличие от других праздников, что принято дарить в этом случае хозяевам дома. И сразу же оживились игры детей, они стали устраивать «новоселье» для кукол и готовить подарки для них: делали мебель из разных коробочек, наклеивали аппликации - коврики, рисовали картины для украшения дома. Когда дети стали делать коврики, я рассказала о кубанских мастерах ковроткачества, об особенностях орнамента и цветового решения. Для украшения кукольных домиков стали делать декоративное панно из различных лоскутков тканей. Познакомила детей с лоскутовой техникой. Объяснила, почему этот вид декоративного искусства пользовался популярностью у нас на Кубани.

Так же рассказала детям, что у нас на Кубани в старину любили устраивать посиделки. На них собирались для того, чтобы веселее спорилась работа, чтобы при необходимости помочь друг другу. Объяснила, что на посиделках не только работали - вышивали, вязали, пряли. Совместная работа на посиделках всегда сопровождалась пением, шутками, прибаутками, загадыванием загадок, играми…

Особое внимание детей обращаю на то, что мы живем на Кубани, а здесь издавна проживает талантливый народ - кубанские казаки - народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремеслами: мужчины занимались кованью, резьбой по дереву и кости, гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины - пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Но самое главное все вместе занимались сельским хозяйством - выращивали хлеб, разводили скот, занимались огородничеством и садоводством.

Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.

Гончарное ремесло на Кубани.

Гончарное производство — типичный мелкий промысел на Кубани. В каждой Кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшинов. Создание этой красивой формы было доступно не всем. Для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик»- горшок с широким высоким горлом. В такой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.

Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. Это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде.

Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно. Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах Полтавской, Холмской, Старощербиновской, Баталпашинской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы - хорошей красной глины (реже серой, синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами - макитрами, глечиками, мисками, горшками. Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. Пусть на чей-то взгляд такие глиняные игрушки были "примитивными", ничем не украшенными, но они были прочны, забавны и недороги. Наиболее распространенными и близкими кубанским мастерам были образы птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников”.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район) и других умельцев.

Лозоплетение.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы.

Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: колыбели, столы, стулья, корзины, лукошки, плетни. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - брыль (шляпы с широкими полями). На рынках Кубани можно купить изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративное панно.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Кубанская ковань.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получило кузнечное ремесло. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. В каждой кубанской станице работали до пяти кузниц. Умели ковать своих коней, брички, оружие, домашнюю утварь. В станичных кузницах ковали топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты - «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. В начале двадцатого века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. Существовали несколько типов орнамента кубанской ковки: растительный тип, геометрический, зооморфный. Растительному типу характерны листья, гроздья, стебли, злаки, цветы. Геометрическому типу - геометрические фигуры. Зооморфному типу характерны изображения птиц, драконов, морских коньков.

Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях 19 века в городах и станицах Кубани. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы НовотитаровскойДинского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

Лоскутное творчество.

Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Главной причиной зарождения и существования шитья из лоскутов, было экономное отношение к имеющемуся материалу. Женщины бережно сохраняли все, даже самые мелкие обрезки ситца и других тканей, оставшиеся после кроя и шитья одежды, и, собрав достаточное количество, шили из них лоскутные одеяла. Искусная мастерица тщательно подбирает лоскутки по цвету, создавая мозаичный узор. Лоскутки ткани имеют существенную выразительную особенность - это рисунок на цветном фоне ткани. Внутренний рисунок каждого лоскутка придает ему глубину, выразительность. Сочетание цветов позволяет добиться художественного эффекта.

Ткачество и вышивка.

Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Уже в 7 - 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов - белый и красный. Красный цвет - символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже - гладью.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Михайлова Татьяна Вячеславовна, Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

Резьба по дереву.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда - бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей - фигурки различных животных, музыкальные инструменты - дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.

Обработка кожи.

Обработка кожи тоже была одним из распространенных видов ремесел - это изготовление поясов, обуви, сёдел. В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи.

Жительница города Ейска Горб Ольга Викторовна единственная женщина-шорник в Краснодарском крае. Удивительно, как эта миниатюрная энергичная девушка справляется с совсем не женским ремеслом изготовления шорно-седельных изделий. Помимо упряжи для лошадей, из более тонкой и мягкой кожи Ольга изготавливает аксессуары для женщин, чехлы для широкого спектра предметов, ножны и кобуру, ремни и напульсники, сумки и элементы одежды. Это далеко не полный ассортимент предлагаемой продукции.

Петриковская роспись.

Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным...Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"

Роспись - оберег своей земли, который сопровождает нас сейчас так же, как и тысячи лет до этого. Петриковская роспись - это естественное продолжение развития культуры росписи как таковой, воплотившей в себя весь многовековой опыт славянской и многих других народностей, проживавших на этих землях бок о бок с нашими предками.

Петриковская роспись в начале 19 века распространилась на предметы домашней утвари — посуду, столы, сундуки, брички. Спрос рождает предложение и роспись стала занятием для целых семей, продававших свои работы на базаре. Петриковка в то время - это крупный торговый центр и работы сельских художников завоевали заслуженую популярность в других регионах Украины. Возросший спрос на петриковскую роспись, в часности на малевки вызывал естественное стремление не только его удовлетворить, но так же применил более высокие требования к самой технике исполнения петриковской росписи и к художественному уровню самих рисунков - малёвок.

Занятие "петриковская роспись" постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства.

Центр народного искусства объединил в своих рядах опытнейших художников и заслуженных мастеров народного творчества Украины, сплоченных идеей возрождения и развития культурного наследия. Мы создаём неповторимый, проверенный временем колорит, который одновременно является и оберег ом для Вашего дома. При оформлении своего дома, квартиры и другого помещениях, где живут или работают люди, ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСЬЮ общий дизайн помещения меняется в направлении уюта и домашнего тепла, что положительным образом сказывается на общей обстановке и на взаимоотношениях между людьми.

Сегодня 45 мастеров работают только по собственным замыслам и эскизам. Наибольшим спросом пользуются работы Нины Турчин, Валентины Деки, Катерины Тимошенко, Андрея Пикуша.

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества, его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи - это картины, расписные предметы быта, украшения. Здесь также находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и самому попробовать научиться что-нибудь рисовать в петриковском стиле.

Мастера живущие рядом.

  1. Михайлова Татьяна Вячеславовна — мастерица традиционной кубанской вышивки «крестом». В её коллекции более двадцати работ с живописными сюжетами и православными храмами.
  2. Шапошникова Александра Александровна — мастерица вязания крючком. И чего она только не умеет! Удивительной красоты салфетки, скатерти, покрывало, подзоры, корзиночки, украшают её дом.
  3. Семёнов Александр Семёнович — умелец плетения традиционных кубанских рыболовных снастей.
  4. Савостин Василий Кириллович — мастер резьбы по дереву.
  5. Доманов Иван Степанович — мастер лозоплетения.
  6. Горб Ольга Викторовна — единственная женщина-шорник в Краснодарском крае.
  7. Мария Ступина — юный мастер Петриковской росписи

Детская школа традиционных народных ремесел Кубани.

ДШИ пос. Мезмай начала свою деятельность в составе Краевой детской экспериментальной общеобразовательной школы народного искусства Кубанского казачьего хора в 2001 г., как отделение народного декоративно-прикладного искусства. С января 2005 г. школа действует в статусе самостоятельного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей.

При создании школы главным аспектом в организации работы учреждения послужило убеждение в необходимости соединения вопросов теоретического изучения народного искусства и творческой художественной практики. Основополагающая позиция - это введение народного декоративно-прикладного искусства, традиционной культуры Кубани, как системообразующих компонентов в сложившуюся систему дополнительного художественного образования (ДШИ и ДХШ).

Школа ремесел Кубани обучает основам НДПИ не только детей сельской местности, в которой она расположена, но и сотрудничает с другими образовательными учреждениями эстетического цикла, а также всеми заинтересованными лицами в плане ознакомления с традиционной культурой Кубани.

В настоящее время необходимо не только бережное сохранение национального своеобразия народного искусства и его традиционных средств, но и творческое развитие лучших традиций, придание им жизнестойкости в современных условиях.

Народное творчество, народные традиции - источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа народная добра и красива!

Сегодня наша Кубань это современный процветающий край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате нашей работы нам удалось убедиться в том, что традиционное казачье ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Мы можем заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, познакомиться с кубанскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства.

Культура малой Родины богата.
Перед тобой жилище предков - хата,
Турлучная, а крыша - камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

Выбор редакции
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...