Моршанский текстильный техникум выпуск 1970 года. История колледжа


В этом году исполняется 65 лет с тех пор, как в нашем городе было открыто новое учебное заведение - Моршанский текстильный техникум. Этот славный юбилей сегодня отмечается в весьма непростой ситуации: текстильная промышленность в целом в нашей стране находится в условиях длительного, затяжного кризиса.


Однако, несмотря ни на что, директор техникума Н.С.Сурков - заслуженный учитель РФ, почетный работник среднего профессионального образования РФ, Почетный гражданин г. Моршанска, депутат городской Думы - настроен по-деловому, оптимистично. По его словам, надежду на перемены к лучшему вселяет заявление Президента Российской Федерации Д. Медведева, сделанное минувшим летом, о необходимости принятия самых эффективных мер по выведению текстильной промышленности из сложившегося в отрасли кризиса. Более того, по предложению Президента в Концепцию развития России до 2020 года включен специальный раздел, посвященный перспективам развития текстильной промышленности.
Ожидая перемен, коллектив техникума решил не менять своего названия, продолжая работать как среднее специальное текстильное учебное заведение. Для тех, кто не знает, скажу, что в нашей стране сегодня имеются только два текстильных техникума - Клинцовский и наш, Моршанский. Из них только МТТ находится на федеральном финансировании, и только в этом учебном заведении готовят специалистов для шерстяной отрасли текстильной промышленности ЦФО.

Время быстротечно: вот уже 65 лет техникум-юбиляр готовит высокопрофессиональных, грамотных работников по следующим специальностям: "Технология текстильных изделий" (специализации: "Прядение" и "Технология ткачества"), "Химическая технология отделочного производства", "Экономика и бухгалтерский учет", "Коммерция", "Моделирование и конструирование швейных изделий" (с учетом обращения Управления промышленности Тамбовской области введена в 2005 году), "Сварочное производство".
В этом году по причине острой нехватки специалистов-сварщиков к Н.С.Суркову обратились администрация города и руководство ОАО "МоршанскХимМаш" с просьбой ввести в учебный план новую, необходимую на этом производстве специальность. Хорошенько оценив ситуацию, взвесив все "за" и "против", в техникуме решили пойти им навстречу: оперативно нашли помещение под сварочную мастерскую, добились финансирования со стороны Федерального агентства по образованию и, затратив более миллиона рублей, капитально его отремонтировали. Вскоре сюда завезли часть необходимого современного оборудования (остальное поступит в ближайшее время), приобрели необходимое количество учебной литературы, отвечающее всем требованиям времени, позаботились о высококвалифицированных преподавателях.
Летом по специальности "Сварочное производство" в техникуме впервые проводились вступительные экзамены, был даже небольшой конкурс - по словам Н.С.Суркова, явление по ряду объективных и субъективных причин в средних специальных учебных заведениях города достаточно редкое. Значит, интерес к этой специальности у молодежи имеется, тем более, что в текстильном техникуме готовят не "простых" сварщиков, а специалистов по сварке: руководителей производственных подразделений предприятий.
Юбилейный 2008 год отмечен победами коллектива в проводимых Федеральным агентством по образованию конкурсах: на поставку компьютерного программного аппаратного комплекса стоимостью 600 тысяч рублей и на поставку автоматизированного рабочего места зам. директора по учебной и методической работе (стоимость 300 тысяч рублей). Вот как получилось: юбилей учебного заведения удачно совпал с пополнением его кабинетов, лабораторий, спортивного комплекса "Юность" современной электронной техникой, мебелью, спортивным оборудованием. Например, не так давно приобрели специальную компьютерную программу, установленную на ПК в читальном зале библиотеки. Теперь ребята имеют возможность работать с электронными изданиями, с разнообразными программами по специальности и, не покидая библиотеку, "выходить" в Интернет. Так вот, со всем основанием теперь можно сказать, что в техникуме появился еще один компьютерный зал (плюс к четырем уже имеющимся, 36 компьютеров которых подключены к Интернету). Что и говорить, администрация техникума умеет заботиться о том, чтобы у учащихся имелись прекрасные перспективы, прекрасные возможности для всестороннего овладения выбранными профессиями, причем в комфортных условиях.
Имею в виду те большие ремонтные работы, которые проводились здесь минувшим летом. Была частично заменена кровля учебного корпуса, отремонтированы коридор, места общего пользования, ряд кабинетов и лабораторий, столовая, благоустроена прилегающая территория, а отделочные работы в библиотеке и читальном зале с полным основанием можно отнести к разряду евроремонта. Что касается общежития техникума, то кровля этого здания была полностью заменена, здесь же отремонтировали несколько студенческих комнат (в будущем году планируется ремонт оставшихся). Вот только несколько цифр, для наглядности: только в этом году на ремонт - капитальный и текущий - в техникуме потратили около 6 млн. рублей, на новое оборудование для учебных кабинетов, лабораторий и мастерских до конца 2008 года планируется израсходовать около 3,5 млн. рублей.
Самое главное, что в Моршанском текстильном техникуме умеют заботиться не только о настоящем своих учащихся, но и об их будущем. Администрация заключила договоры содружества с Московским Государственным текстильным университетом им. А.Н.Косыгина и Российским заочным Государственным институтом текстильной и легкой промышленности. Выпускники техникума, имеющие в дипломах хорошие и отличные оценки, получают в этих учебных заведениях высшее образование по сокращенной программе обучения.
Молодых текстильщиков ждут и на базовом предприятии техникума ООО "Моршанская мануфактура", на предприятиях Подмосковья: ОАО "Пушкинский текстиль", ЗАО "Текстильная фирма "Купавна", ОАО "Троицкая камвольная фабрика" и других. Выпускникам МТТ здесь предоставляются прекрасные общежития, а главное - возможность достойного заработка.
За минувшие 65 лет техникум подготовил 15 тысяч дипломированных специалистов. География их трудоустройства обширна. Это текстильные предприятия Астрахани, Москвы и Подмосковья, Омска, Санкт-Петербурга, Тюмени, Краснодара, Пензенской, Рязанской, Тамбовской и Ульяновской областей. Немало выпускников трудится на текстильных предприятиях в странах СНГ. Техникум по праву гордится своими выпускниками. В разные годы его закончили генеральные директора: ООО "Моршанская мануфактура" - Е.В.Соседов, ОАО "Троицкая камвольная фабрика" - И.Т.Почечуев, "Санкт-Петербургская фабрика нетканых материалов" - Ф.Н.Колдашов, а также возглавлявшие в разные годы Моршанский камвольно-суконный комбинат А.Е.Зобнин, Б.Ф.Мошечков, генеральный директор ОАО "Люберецкие ковры" В.В.Зорников, генеральный директор ОАО "Астротекс» Н.И.Маркин.
Успешная карьера, профессиональный рост, умение найти свое место в жизни, быть востребованными - эти качества присущи большинству из них и свидетельствуют о высоком уровне преподавания, свойственном этому уважаемому учебному заведению. В коллективе трудятся замечательные преподаватели, большинство которых имеют высшую квалификационную категорию. Многие из них удостоены звания "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации", двое - "Заслуженный учитель Российской Федерации". Что касается преподавателей спецдисциплин, за их плечами - большой опыт работы на производстве, которым они с удовольствием делятся со студентами.
Большим уважением коллег и учащихся пользуются руководитель физического воспитания, заслуженный учитель РФ В.В.Щеголев; почетные работники среднего профессионального образования РФ Г.И.Ядова, В.М.Серокуров, О.С.Панферов, Н.Ф.Земцова, Е.Н.Омельченко, Т.Н.Дьячкова, А.К.Ананьев; преподаватели высшей квалификационной категории Т.А.Щеголева, М.Ю.Дуравина, С.И.Жулидов, Г.А.Дмитриева, Т.А.Жевлакова, Е.Е.Барабаш и многие другие.
Сегодня, накануне юбилея техникума, теплые слова благодарности необходимо сказать и в адрес тех преподавателей, кто находится на заслуженном отдыхе: заслуженного учителя РФ С.М.Родиной, Л.Ф.Клюшневой, А.М.Подшивалова, Т.В.Стрельцовой, Е.П.Лаврентьевой. Добрую память в сердцах выпускников оставили преподаватели Н.С.Байгузова, П.А.Гречкин, Т.И.Уварова, И.В.Алексеев, Л.И.Апанасевич, Н.Н.Лунина...
Заканчивая юбилейную публикацию, необходимо подчеркнуть, что огромное значение в техникуме уделяется и нравственно-патриотическому, физическому воспитанию студентов. Ребята имеют прекрасную возможность реализовать свои способности в кружках художественной самодеятельности, технического творчества и спортивных секциях. Традиционными стали здесь конкурсы мастерства по специальностям, олимпиады, КВН, смотры художественной самодеятельности и спартакиады между студентами разных групп. Юные текстильщики не раз становились победителями областных и городских соревнований по волейболу, баскетболу, легкой атлетике. Все вышеизложенное позволяет сказать, что у техникума-юбиляра имеются прекрасные перспективы на будущее, что это учебное заведение уверенно смотрит вперед!

Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов ГОУСПО «Моршанский текстильный техникум

Е.Н. Омельченко, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин, председатель ПЦК, руководитель кружка «Краевед» ГОУ СПО «Моршанский текстильный техникум» Историческое краеведение сегодня – это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого. Исходя из современных задач, возможностей учебного заведения и накопленного опыта, изучение края может проводиться с учебно-воспитательной (как основой), познавательной или научной целями, хотя ни одна из них не реализуется в чистом виде, а выступает чаще всего в взаимосвязи с другими. На эту особенность краеведения ещё в 20-х гг. ХХ в. обращал внимание В.А. Герд. Он писал, что школьное краеведение тесно переплетается с научным, так как то и другое ведёт изучение одних и тех же объектов, используя одни и те же источники. В свою очередь, познавательная цель тесно переплетается с учебно - воспитательной и научной. Непосредственно с понятием «краеведение» связано понятие «край», без чёткого представления о пространственных границах которого невозможна целенаправленная работа по его изучению. Понятие «край» совпадает с административным делением страны на области. Но так как территория области состоит из более мелких административных делений и населённых пунктов, то под понятие «край» (применительно к краеведению) можно подвести несколько ареалов:
    собственно область или её часть, район или часть района, населенный пункт или его часть (например, микрорайон города), отдельный производственный объект или отдельная общественная организация (например, завод, фабрика, организация какая-либо), МТТ.
Выбор территориального уровня для краеведческого изучения зависит: а) от познавательной, образовательно-воспитательной и научной значимости темы; б) от степени распространения события или явления в пределах того или иного ареала; в) от наличия источников, достаточных для полноты изучения выбранной темы. Например, при изучении событий Гражданской войны можно взять для изучения территорию всей Тамбовской области, а если же краеведы будут изучать тему, связанную с событиями 1917 года, то можно ограничиться территорией Моршанского района, г. Моршанска или отдельного села, так как исследование в пределах данного ареала будет отвечать трём названным критериям. Краеведам необходимо брать во внимание и изменения административно-территориальных границ края. Тамбовский край, развивший в истории своё особенное лицо и повадку, ломался в ХХ веке не только под ударами коммунистических идейных и социальных экспериментов. На некоторое время в 1920-е – 1930-е годы он даже терял самостоятельный административный статус: «уже урезанная» Тамбовская губерния была упразднена в 1928 г. Созданная в 1939 г. Тамбовская область по территории, населению, экономической базе оказалась вдвое меньше исторически сложившейся Тамбовской губернии. Какова же педагогическая значимость историко-краеведческой исследовательской работы в техникуме:
    В ходе изучения края в распоряжение учебного заведения предоставляется собранный студентами разнообразный краеведческий материал, который может находить широкое применение в учебной работе и во внеклассной деятельности.
На его основе изготавливаются различные наглядные пособия (карто-схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, макеты, муляжи), раздаточный материал (отрывки из местных газет, воспоминаний, писем участников исторических событий), которые применяются на уроке наряду с устными сообщениями как преподавателя, так и студентов. Чётко обработанный и включаемый в урок краеведческий материал вызывает у студентов повышенный интерес к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности.
    Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении краеведческих конференций, вечеров, встреч со знатными людьми города, для подготовки олимпиад, викторин, выпуска стенных газет и т.д.
В этой работе находят решение такие важные принципы воспитания подрастающего поколения, как осуществление связи обучения с жизнью, воспитание гражданственности, любви к родному краю. 3. Принимая участие в изучении края во всех его формах (работа в библиотеках, местных архивах, музеях, оформление стендов и т.д.), студенты развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся коллективизму, ответственности за порученное дело, развивают свой эстетический вкус. 4. В процессе краеведческой работы студенты приобщаются к посильному общественно полезному труду. Например, студенты собирали материал о преподавателях техникума, о выпускниках техникума, о знатных людях нашего края, об участниках Великой отечественной войны, воинах-афганцах и т.д. На основе собранного материала студенты подготавливали доклады, рефераты и выступали с ними на уроках.
    В результате краеведческих изысканий в отдельных случаях могут быть выявлены новые фактологические данные о тех или иных событиях.
Вместе с тем краеведение – одно из средств осуществления междисциплинарных связей в преподавании различных учебных дисциплин. Оно способствует преемственности в знаниях студентов, которая важна не только как возможность знакомить будущих специалистов с прошлым и настоящим родного края, происходящими событиями, но и как дидактическое правило обучения. Использование преподавателями в ходе занятия краеведческого материала значительно активизирует деятельность студентов, а это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и формах связи учебных занятий. Правильно организованная краеведческая исследовательская работа открывает большие возможности в воспитании подрастающего поколения. Студенты, прошедшие школу краеведения, всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. Стержнем работы кабинета гуманитарных социально-экономических дисциплин является кружок краеведения, деятельность которого осуществляется по нескольким основным направлениям:
    «Люби и знай свой край» (исследуется история создания городов Тамбовщины, прежде всего история г. Моршанска и сёл Моршанского района). «Они защищали Родину» (о землях – участниках Великой Отечественной войны). «Наш техникум» (о выпускниках техникума разных лет, преподавателях разных лет). «Люди, прославившие наш край» (ветераны и передовики производства, научная и творческая интеллигенция, спортсмены и т.д.) «Духовные ценности нашего края» (архитектурные достопримечательности, храмы и т.п.)
В результате исследовательской и поисковой работы в техникуме имеется большой историко-документальный материал о создании нашего города, ряда сёл Моршанского района, многих крупных предприятий города, достопримечательностях города, людях, прославивших наш город, или известных людях разных периодов истории, связанных с Моршанском. Собранный материал систематизирован и красочно оформлен. Многие работы (альбомы, рефераты) сопровождаются цветными фотографиями, документами, воспоминаниями ветеранов труда, передовиков производства. Например, на основе собранного студентами материала в кабинете оформлен ряд стендов, посвящённых городу и техникуму. Оформлены альбомы:
    «Земля Тамбовская». «История нашего края» (Тамбовская область). «Движение Антонова на Тамбовщине». «Мой край – Тамбовщина». «Юность земли Моршанской». «Самый лучший город Моршанск». «Памятники архитектуры г. Моршанска». «Страницы прошлого листая» (о знаменитых людях, связанных с нашим краем: Чичерин, Баратынский, Герасимов, Рахманинов, Лермонтов, Гайдар, Толстой и т.д.) «Герои – моршанцы в годы Великой Отечественной войны». «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (работа предприятий города, колхозов и совхозов района)». «Моршанцы на фронтах Великой Отечественной войны». «Страницы истории Моршанской железнодорожной станции». «История Моршанского текстильного техникума». «Преподаватели Моршанского текстильного техникума. «Студенты – Лауреаты премии им. А.Е. Зобнина».
Имеются воспоминания многих первых преподавателей техникума, фотографии. Многих этих людей сейчас уже нет в живых. В 90-х гг. ХХ в. мы ходили к ним, общались, собирали материал, они делились фотографиями, воспоминаниями. У нас сейчас большая подборка фотографий, есть видеозаписи встреч. Имеется большое количество рефератов, написанных студентами по истории улиц нашего города, например: Интернациональная бывшая Тамбовская, Ленина (Шацкая), Гражданская (Дворянская), Пролетарская (Театральная), Лотикова (Софийская), Сакко и Ванцетти (Садовая), Пушкина (Почтовая), Евдокимова (1-я Базарная), Советская (2-я Базарная), Свободная (Набережная), Красная (Соборная), Карла Маркса (Никольская), Октябрьская площадь (Торгово-Вознесенская) и т.д. Моршанск с 1990 года вошёл в список «Исторических городов России» и не зря, только в одной части города возвышалось 14 храмов, более 100 уникальных особняков, принадлежащих фабрикантам Асеевым, Белоусовым, купцам Платициным, Кавериным, Фоминым, Поповым, Фонталовым, Смесовым, Рымаревым, Михайловым и т.д. Много работ студентов о достопримечательностях города, например, Свято-Троицком Соборе – «жемчужине России», как сказал о нём бывший патриарх всея Руси Алексий II во время визита в наш город. Говоря о соборе, вспоминают и визит в Моршанск последнего императора России Николая II, который посетил и Свято-Троицкий собор, и Софийский собор (ныне утраченный). Среди памятников архитектуры и археологии, скульптуры и живописи, истории и искусства особое место занимают памятники ратной славы нашего Отечества. По всей нашей земле стоят такие памятники. В нашем городе более 30-ти памятников, обелисков, мемориальных досок, установленных в честь исторических событий Великой Отечественной войны. На городском кладбище установлен памятник Неизвестному солдату. На территориях большинства предприятий города установлены памятники или обелиски рабочим и служащим, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Интересен по монолитности памятник рабочим суконной фабрики, которые погибли в годы войны. На 24-х мемориальных досках высечены имена 234-х воинов. Авторы памятника - тамбовский архитектор Т.Б. Кемолтынова (бывшая выпускница Моршанской детской художественной школы) и инженер фабрики Б.П. Щербаков. На братских могилах установлены обелиски Героям Советского Союза – П.А. Синельникову, В.С. Стрельцову, И.В. Чещарину, Н.И. Борееву, кавалеру орденов Славы и степеней Ф.И. Мартынову, а на фасадах домов, предприятий, организаций, где они жили и работали, установлены мемориальные доски. С Моршанском связаны имена многих известных людей: здесь родились русский скульптор – реалист Е.А. Лансере, представитель революционных народников 70-х гг. XIX века Софья Бардина, учёные В.И. Вернадский, А.А. Михайлов, И.Л. Клеймёнов, И.С. Нарский, В.Д. Конобеев, писатели А.П. Эртель, Е.Д. Люфанов, В.С. Клёпов, поэт И.В. Шамов, полярный лётчик Титлов М.А., получивший за освоение Арктики звание Героя Советского Союза и многие другие. Мало кто знает, что писатель А.П. Чехов был связан с нашим городом своими корнями. Здесь жила его мать Морозова, которая считалась родственницей одного из Моршанских купцов. А.П. Чехов посвятил один из своих рассказов г. Моршанску. Студенты оформили материалы о деятельности в г. Моршанске Быстрова Михаила Васильевича – заслуженного врача РСФСР, в августе 2004 г. посмертно ему присвоено звание «Почётный гражданин г. Моршанска». В память о М.В. Быстрове центральной Больнице присвоено его имя. Краеведческая исследовательская работа даёт возможность студентам лучше познакомиться со своей «малой Родиной», с людьми, которые нас защищали в суровые годы войны, которые учились у нас в техникуме, с людьми, прославившими наш край. Имеющийся краеведческий материал – это хорошая база для нравственного, экологического, патриотического воспитания молодёжи. Это наша история, а её надо знать, какой бы она ни была. Наконец, можно говорить и о профессиональной ориентации студентов, когда прослеживается преемственность целых семейных династий, прошедших наш техникум более чем за 65 лет его существования. Краеведческая работа позволит студентам под руководством преподавателя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования и, вероятно, главное – получить опыт подлинно исследовательской деятельности во всём спектре её специфики, трудностей, радостей, особенностей. Студенты обретут определённый набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.

Историческое краеведение сегодня - это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»

Методическая разработка

На тему:

Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии 21.11.2015 г.

Из опыта работы преподавателя общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин,

Омельченко Е.Н.

Моршанск 2015 г.

Историческое краеведение сегодня - это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого.

Исходя из современных задач, возможностей учебного заведения и накопленного опыта, изучение края может проводиться с учебно-воспитательной (как основой), познавательной или научной целями, хотя ни одна из них не реализуется в чистом виде, а выступает чаще всего в взаимосвязи с другими.

На эту особенность краеведения ещё в 20-х гг. XX в. обращал внимание В.А. Герд. Он писал, что школьное краеведение тесно переплетается с научным, так как то и другое ведёт изучение одних и тех же объектов, используя одни и те же источники. В свою очередь, познавательная цель тесно переплетается с учебно - воспитательной и научной.

Непосредственно с понятием «краеведение» связано понятие «край», без чёткого представления о пространственных границах которого невозможна целенаправленная работа по его изучению. Понятие «край» совпадает с административным делением страны на области. Но так как территория области состоит из более мелких административных делений и населённых пунктов, то под понятие «край» (применительно к краеведению) можно подвести несколько ареалов:

  1. собственно область или её часть,
  2. район или часть района,
  3. населенный пункт или его часть (например, микрорайон города), отдельный производственный объект или отдельная общественная организация (например, завод, фабрика, организация какая-либо), МТТ.

Выбор территориального уровня для краеведческого изучения зависит:

а) от познавательной, образовательно-воспитательной и научной значимости темы;

б) от степени распространения события или явления в пределах того или иного ареала;

в) от наличия источников, достаточных для полноты изучения выбранной темы.

Например, при изучении событий Гражданской войны можно взять для изучения территорию всей Тамбовской области, а если же краеведы будут изучать тему, связанную с событиями 1917 года, то можно ограничиться территорией Моршанского района, г. Моршанска или отдельного села, так как исследование в пределах данного ареала будет отвечать трём названным критериям.

Краеведам необходимо брать во внимание и изменения административно-территориальных границ края. Тамбовский край, развивший в истории своё особенное лицо и повадку, ломался в XX веке не только под ударами коммунистических идейных и социальных экспериментов.

На некоторое время в 1920-е - 1930-е годы он даже терял самостоятельный административный статус: «уже урезанная» Тамбовская губерния была упразднена в 1928 г. Созданная в 1939 г. Тамбовская область по территории, населению, экономической базе оказалась вдвое меньше исторически сложившейся Тамбовской губернии.

Какова же педагогическая значимость историко-краеведческой исследовательской работы в техникуме:

1. В ходе изучения края в распоряжение учебного заведения предоставляется собранный студентами разнообразный краеведческий материал, который может находить широкое применение в учебной работе и во внеклассной деятельности.

На его основе изготавливаются различные наглядные пособия (карто-схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, макеты, муляжи), раздаточный материал (отрывки из местных газет, воспоминаний, писем участников исторических событий), которые применяются на уроке наряду с устными сообщениями, как преподавателя, так и студентов.

Чётко обработанный и включаемый в урок краеведческий материал вызывает у студентов повышенный интерес к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности.

2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении краеведческих конференций, вечеров, встреч со знатными людьми города, для подготовки олимпиад, викторин, выпуска стенных газет и т.д.

В этой работе находят решение такие важные принципы воспитания подрастающего поколения, как осуществление связи обучения с жизнью, воспитание гражданственности, любви к родному краю.

3. Принимая участие в изучении края во всех его формах (работа в библиотеках, местных архивах, музеях, оформление стендов и т.д.), студенты развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся коллективизму, ответственности за порученное дело, развивают свой эстетический вкус.

4. В процессе краеведческой работы студенты приобщаются к посильному общественно полезному труду. Например, студенты собирали материал о преподавателях техникума, о выпускниках техникума, о знатных людях нашего края, об участниках Великой Отечественной войны, воинах-афганцах и т.д.

На основе собранного материала студенты подготавливали доклады, рефераты и выступали с ними на уроках.

5. В результате краеведческих изысканий в отдельных случаях могут быть выявлены новые фактологические данные о тех или иных событиях.

Вместе с тем краеведение - одно из средств осуществления междисциплинарных связей в преподавании различных учебных дисциплин. Оно способствует преемственности в знаниях студентов, которая важна не только как возможность знакомить будущих специалистов с прошлым и настоящим родного края, происходящими событиями, но и как дидактическое правило обучения. Использование преподавателями в ходе занятия краеведческого материала значительно активизирует деятельность студентов, а это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и формах связи учебных занятий.

Правильно организованная краеведческая исследовательская работа открывает большие возможности в воспитании подрастающего поколения. Студенты, прошедшие школу краеведения, всегда будут ощущать свою причастность к родному краю.

Стержнем работы кабинета гуманитарных социально-экономических дисциплин является кружок краеведения, деятельность которого осуществляется по нескольким основным направлениям:

  1. «Люби и знай свой край» (исследуется история создания городов Тамбовщины, прежде всего история г. Моршанска и сёл Моршанского района).
  2. «Они защищали Родину» (о земляках - участниках Великой Отечественной войны).
  3. «Наш техникум» (о выпускниках техникума разных лет, преподавателях разных лет).
  4. «Люди, прославившие наш край» (ветераны и передовики производства, научная и творческая интеллигенция, спортсмены и т.д.)
  5. «Духовные ценности нашего края» (архитектурные достопримечательности, храмы и т.п.)

В результате исследовательской и поисковой работы в техникуме имеется большой историко-документальный материал о создании нашего города, ряда сёл Моршанского района, многих крупных предприятий города, достопримечательностях города, людях, прославивших наш город, или известных людях разных периодов истории, связанных с Моршанском.

Собранный материал систематизирован и красочно оформлен. Многие работы (альбомы, рефераты) сопровождаются цветными фотографиями, документами, воспоминаниями ветеранов труда, передовиков производства.

Например, на основе собранного студентами материала в кабинете оформлен ряд стендов, посвященных городу и техникуму. Оформлены альбомы:

1.«Земля Тамбовская».

2. «История нашего края» (Тамбовская область).

3.«Движение Антонова на Тамбовщине».

4.«Мой край - Тамбовщина».

5.«Юность земли Моршанской».

6.«Самый лучший город Моршанск».

7. «Памятники архитектуры г. Моршанска».

8.«Страницы прошлого листая» (о знаменитых людях, связанных с нашим краем: Чичерин, Баратынский, Герасимов, Рахманинов, Лермонтов, Гайдар, Толстой и т.д.)

9.«Герои - моршанцы в годы Великой Отечественной войны».

  1. «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (работа предприятий города, колхозов и совхозов района)».
  2. «Моршанцы на фронтах Великой Отечественной войны».
  3. «Страницы истории Моршанской железнодорожной станции».
  4. «История Моршанского текстильного техникума».
  5. «Преподаватели Моршанского текстильного техникума.
  6. «Студенты - Лауреаты премии им. А.Е. Зобнина».

Имеются воспоминания многих первых преподавателей техникума, фотографии. Многих этих людей сейчас уже нет в живых. В 90-х гг. XX в. мы ходили к ним, общались, собирали материал, они делились фотографиями, воспоминаниями. У нас сейчас большая подборка фотографий, есть видеозаписи встреч.

Имеется большое количество рефератов, написанных студентами по истории улиц нашего города, например: Интернациональная бывшая Тамбовская, Ленина (Шацкая), Гражданская (Дворянская), Пролетарская (Театральная), Лотикова (Софийская), Сакко и Ванцетти (Садовая), Пушкина (Почтовая), Евдокимова (1-я Базарная), Советская (2-я Базарная), Свободная (Набережная), Красная (Соборная), Карла Маркса (Никольская), Октябрьская площадь (Торгово-Вознесенская) и т.д.

Моршанск с 1990 года вошёл в список «Исторических городов России» и не зря, только в одной части города возвышалось 14 храмов, более 100 уникальных особняков, принадлежащих фабрикантам Асеевым, Белоусовым, купцам Платициным, Кавериным, Фоминым, Поповым, Фонталовым, Смесовым, Рымаревым, Михайловым и т.д.

Много работ студентов о достопримечательностях города, например, Свято-Троицком Соборе - «жемчужине России», как сказал о нём бывший патриарх всея Руси Алексий II во время визита в наш город. Говоря о соборе, вспоминают и визит в Моршанск последнего императора России Николая II, который посетил и Свято-Троицкий собор, и Софийский собор (ныне утраченный).

Среди памятников архитектуры и археологии, скульптуры и живописи, истории и искусства особое место занимают памятники ратной славы нашего Отечества. По всей нашей земле стоят такие памятники. В нашем городе более 30-ти памятников, обелисков, мемориальных досок, установленных в честь исторических событий Великой Отечественной войны.

На городском кладбище установлен памятник Неизвестному солдату. На территориях большинства предприятий города установлены памятники или обелиски рабочим и служащим, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Интересен по монолитности памятник рабочим суконной фабрики, которые погибли в годы войны. На 24-х мемориальных досках высечены имена 234-х воинов. Авторы памятника - тамбовский архитектор Т.Б. Кемолтынова (бывшая выпускница Моршанской детской художественной школы) и инженер фабрики Б.П. Щербаков.

На братских могилах установлены обелиски Героям Советского Союза - П.А. Синельникову, B.C. Стрельцову, И.В. Чещарину, Н.И. Борееву, кавалеру орденов Славы и степеней Ф.И. Мартынову, а на фасадах домов, предприятий, организаций, где они жили и работали, установлены мемориальные доски.

С Моршанском связаны имена многих известных людей: здесь родились русский скульптор - реалист Е.А. Лансере, представитель революционных народников 70-х гг. XIX века Софья Бардина, учёные В.И. Вернадский, А.А. Михайлов, И.Л. Клеймёнов, И.С. Нарский, В.Д. Конобеев, писатели А.П. Эртель, Е.Д. Люфанов, B.C. Клёпов, поэт И.В. Шамов, полярный лётчик Титлов М.А., получивший за освоение Арктики звание Героя Советского Союза и многие другие.

Мало кто знает, что писатель А.П. Чехов был связан с нашим городом своими корнями. Здесь жила его мать Морозова, которая считалась родственницей одного из Моршанских купцов. А.П. Чехов посвятил один из своих рассказов г. Моршанску.

Студенты оформили материалы о деятельности в г. Моршанске Быстрова Михаила Васильевича - заслуженного врача РСФСР, в августе 2004 г. посмертно ему присвоено звание «Почётный гражданин г. Моршанска». В память о М.В. Быстрове центральной Больнице присвоено его имя.

Краеведческая исследовательская работа даёт возможность студентам лучше познакомиться со своей «малой Родиной», с людьми, которые нас защищали в суровые годы войны, которые учились у нас в техникуме, с людьми, прославившими наш край.

Имеющийся краеведческий материал - это хорошая база для нравственного, экологического, патриотического воспитания молодёжи. Это наша история, а её надо знать, какой бы она ни была.

Наконец, можно говорить и о профессиональной ориентации студентов, когда прослеживается преемственность целых семейных династий, прошедших наш техникум более чем за 70 лет его существования.

Краеведческая работа позволит студентам под руководством преподавателя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования и, вероятно, главное - получить опыт подлинно исследовательской деятельности во всём спектре её специфики, трудностей, радостей, особенностей. Студенты обретут определённый набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.


" Н.С.Сурков.

- одно из самых популярных среди нашей молодежи городских средних специальных учебных заведений. В июне он отметил 70-летний юбилей. Позади - богатая история, в которой оставили след и преподаватели, и студенты; множество славных дел и замечательных событий. Настоящее здесь тоже вполне определенно: как всегда летом, сейчас ведется прием абитуриентов, недавно закончились выпускные экзамены - все как обычно, день ото дня в течение вот уже семидесяти лет.

Сегодня техникум - современное среднее профессиональное учебное заведение, располагающее сложным учебно-лабораторным оборудованием, счетно-вычислительной и компьютерной техникой, техническими средствами обучения, хорошей социальной базой. Началось все с постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 7 июня 1943 года. Оно объявило об открытии в Моршанске на базе школы ФЗУ суконной фабрики нового учебного заведения - текстильного техникума. Позднее увидел свет аналогичный приказ наркома текстильной промышленности, предусматривающий открытие в нем трех отделений: прядильного (готовило техников-технологов шерстопрядения); ткацкого (техников-технологов шерстоткачества); ремонтно-механического (техников по ремонту текстильного оборудования). В первом учебном году в техникуме обучалось 100 студентов.
Конечно, первые годы существования техникума - самые сложные и тяжелые. Достаточно сказать, что вначале в здании ФЗУ под студенческие аудитории было выделено всего несколько помещений. Более того, несколько лет будущие текстильщики вынуждены были заниматься во вторую смену в библиотечном техникуме. Но в 1948 году, когда здание по ул. Пролетарская за текстильным техникумом закрепили окончательно, здесь сразу же начались работы по его капитальному ремонту и перепланированию.

Много внимания, сил, времени развитию материально-технической базы техникума отдает инынешний его директор Н.С.Сурков. Он возглавил коллектив МТТ в 1974 году. И именно под руководством Николая Сергеевича техникум стал таким, каким мы все его знаем. Достаточно сказать, что в 1973-1976 годах были сделаны: надстройка второго этажа учебного корпуса, возведена пристройка второго этажа левого крыла, где разместились ткацкая и прядильная мастерские, химические лаборатории и библиотека с читальным залом. В 1979-1980 годах здесь построено общежитие для студентов на 360 мест, потом - совместно с ПМК-381 - 129-квартирный жилой дом на ул. Красноармейская. В разные годы по инициативе Н.С.Суркова здесь построили столовую, актовый зал, спортивный комплекс «Юность » (он возводился непросто - в течение очень сложных в экономическом плане десяти лет). В 2006 году введена в строй швейная мастерская, в 2008 - прекрасно оснащенная сварочная мастерская, где имеются компьютерные тренажеры сварщика, первоначальный опыт работы ребята приобретают именно на них.
Кроме того, под руководством Н.С.Суркова техникум внес немалый вклад в развитие социальной сферы Моршанска: был пристроен спортивный зал в СШ № 4, построены две квартальные котельные, две электроподстанции, проложены 3,5 км кабельных линий. Отмечу, что за немалый вклад в решение жилищно-бытовых проблем городского значения Н.С.Суркову заслуженно присвоено звание почетного гражданина г. Моршанска, а за успехи на ниве просвещения - звание заслуженного учителя школы РСФСР.

Так получилось, что техникум с недавнего времени находится в ведении Управления образования и науки Тамбовской области. Полное официальное его название сейчас звучит и пишется так: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Моршанский текстильный техникум ». Однако данное обстоятельство никоим образом не отразилось на качестве обучения. Кстати, в настоящее время ТОГБОУ СПО «Моршанский текстильный техникум » - единственное учебное заведение в стране, где готовят специалистов для легкой промышленности. Причем, отзывы работодателей, поступающие в техникум, только хорошие и отличные.
Всего за 70 лет работы техникум подготовил более 15000 отличных специалистов для многих предприятий, организаций и учреждений России. Среди них: ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА », ООО «МОРШАНСКХИММАШ », ОАО «Троицкая камвольная фабрика », ЗАО «Текстильная фирма «Купавна », ОАО «Пушкинский текстиль », ОАО «Фабрика им. Петра Алексеева », ОАО «Башкирский текстильный комбинат », Сбербанк России, Федеральное казначейство, Пенсионной фонд РФ, налоговая инспекция, торговые и швейные фирмы и др.
Среди выпускников техникума - генеральные директоры Моршанского текстильного предприятия А.Е.Зобнин, Б.Ф.Мошечков, Е.В.Соседов, Д.Г.Корчагин; Астраханского камвольного комбината - Н.И.Маркин, Троицкой камвольной фабрики - И.Т.Почечуев, Аржинского суконного комбината - Ю.И.Локтев, Люберецкого коврового комбината - В.А.Зорников, Семипалатинского камвольного комбината - В.С.Сурков, Моршанского булочно-кондитерского комбината - В.И.Зотников, руководитель налоговой службы Моршанска Т.А.Ломовцева.

Техникум оперативно реагирует на изменения, происходящие на рынке труда, и строит работу с учетом предложений работодателей. Например, в 2006 году в связи с обращением управления промышленности и предпринимательства Тамбовского региона здесь начали осуществлять подготовку кадров по специальности «Моделирование, конструирование и технология швейных изделий ». В 2008 году по просьбе городской администрации и руководства завода «МОРШАНСКХИММАШ » техникум стал вести подготовку специалистов по специальности «Сварочное производство ». В 2014 году по просьбе руководства ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА » здесь планируется ввести специальность: «Химическая технология отделочного производства и обработка изделий ». Также в планах администрации техникума для ООО «МОРШАНСКХИММАШ » и ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА » организовать прием по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ».
В настоящее время, по словам Н.С.Суркова, техникум не является моно-текстильным учебным заведением, и это очевидно. На 2013-1014 учебный год здесь ведут прием абитуриентов по следующим специальностям: «Повар, кондитер », «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий », «Коммерция », «Экономика и бухгалтерский учет », «Сварочное производство », «Технология текстильных изделий ». Но, как видите, все специальности востребованные, актуальные, популярные у молодежи.

Именно поэтому выпускники техникума достаточно легко находят себе работу и не зарегистрированы на учете в Центре занятости населения. Это не удивительно, ведь администрация этого учебного заведения по всем специальностям подготовки заключила договоры на подготовку кадров на 2013-2018 годы с рядом предприятий Тамбовской области и других регионов России. Среди них: ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА », ООО «Троицкая камвольная фабрика », ООО «Пушкинский текстиль », ООО «МОРШАНСКХИММАШ », ОАО «ПЕРВОМАЙСКХИММАШ », ООО «Моршанский моторо-ремонтный завод », ООО «Моршанская швейная фабрика », ООО «Любава », ООО «Аленка », ООО «Стройсервис », отделение Сбербанка, Федерального казначейства, налоговой инспекции, Пенсионного фонда РФ и т.д.
Своей востребованностью выпускники техникума в первую очередь обязаны профессионализму и опыту преподавателей. Большим уважением администрации техникума, коллег и студентов пользуются: зам. директора по УР и ПО Т.Г.Парамзина, зам. директора по ВР С.П.Попов, зам. директора по научной и методической работе Н.Н.Бовина, преподаватели Н.Ф.Земцова, Т.Н.Дьячкова, И.В.Дорошенко, К.А.Лауман, С.И.Жулидов, Т.А.Жевлакова, Е.Е.Барабаш, Е.Н.Омельченко, В.В.Щеголев, А.А.Марина, А.К.Ананьев, М.Ю.Дуравина, Н.В.Матырская, С.А.Трякин.
Теплые слова хочется сказать и в адрес тех педагогов, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе: Р.С.Балабанович, Т.В.Стрельцовой, Г.И.Ядовой, Т.А.Щеголевой, И.В.Гапонова, Л.Ф.Клюшневой, Т.А.Смирновой, А.В.Елсукова, Е.П.Лаврентьевой, В.М.Серокурова.
В эти юбилейные дни хочется также отдать должное памяти тех преподавателей, кого уже нет с нами, кто в свое время все свои знания и опыт отдавали делу подготовки молодых текстильщиков: С.М.Родиной, А.И.Ведренниковой, П.А.Гречкина, М.М.Власова, И.В.Алексеева, Е.Т.Стрельцовой, О.С.Панферова, Л.И.Апанасевич, Н.Н.Луниной, Л.Н.Чернышевой, Р.С.Байгузовой, Т.И.Уваровой, Л.С.Ястребовой,О.В.Потехиной, А.М.Подшивалова, В.В.Шаляпина, Е.А.Смирнова.

В Моршанском текстильном техникуме учатся хорошие, умные, стремящиеся получить знания, а потом реализовать их на деле ребята. Напряженную учебу они успешно сочетают с увлечениями спортом, художественной самодеятельностью. Техникум по праву гордится своими студентами Е.Василенко, Е.Бородавко, И.Кирюшатовой, Е.Михальчук, Е.Чичкановым, О.Кобзевой. Эти и другие ребята успешно отстаивают честь родного учебного заведения на различных Всероссийских и даже международных конкурсах, региональных фестивалях, спортивных состязаниях разного уровня. Именно для них, для юношей и девушек, администрация техникума и наращивает материальную базу, развивает учебный процесс, думает о будущем. Они - надежда техникума, его завтрашний день. Для них, для ребят, по большому счету, и пишется история этого солидного уважаемого учебного заведения.

В спортивном зале аппарата управления сотрудники отдела специального назначения «Вепрь» провели спортивный мастер-класс по борьбе самбо для несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.
17.09.2019 УФСИН На ХIV Всероссийской выставке «День садовода-2019» мичуринские учёные представят перспективные сорта плодовых и ягодных культур, которые в скором времени можно будет встретить как на торговых прилавках,
17.09.2019 Мичуринская правда Более шести тысяч юных активистов объединяет городское детское движение. В состав городского детского движения входят 17 первичных школьных детских организаций.
17.09.2019 Мичуринская правда

17 сентября 2019 года в Центр-колледже прикладных квалификаций Мичуринского государственного аграрного университета (ректор Вадим Бабушкин) состоялась плановая тренировочная эвакуация.
17.09.2019 МичГАУ

Моршанский Многоотраслевой колледж имеет богатую историю. Здание, в котором размещен техникум, было построено более ста лет назад и принадлежало богатому купцу Алексею Ивановичу Рымареву. Рымарев был главой городской управы города Моршанска. А в 1910 году в этом здании было создано ремесленное училище. Чтобы поступить в это учебное заведение, нужно было внести в городскую управу большие деньги.

В лихие годы Октябрьской революции и гражданской войны в здании размещались разнообразные штабы, конторы и советы.

В 1924 году здесь снова открылись мастерские, где учениками были беспризорники. Мастерские производили несложный ремонт простых металлических предметов домашнего обихода: лужение самоваров, ремонт замков, примусов и так далее.

В 1926 году в здании техникума открылось учебное заведение под большой вывеской «Профтехучилище» с 3-х годичным сроком обучения, где готовили слесарей механиков.

В 1932 году училище закрыли, а учащихся передали в ФЗУ города Пензы. Здание отдали канифольно-скипидарному тресту, где были организованы мастерские - ЦРМ.

В 1940 году мастерские снова преобразовали в ФЗО № 3 для обучения молодых рабочих. Численность учащихся в эти годы доходила до 700 человек. Срок обучения был 6 месяцев, по специальностям: слесарь инструментальщик, токарь-универсал, кузнец. Формовщик-литейщик, столяр.

В суровые годы Великой Отечественной войны для нужд фронта в училище изготовлялась разнообразная продукция. Учащиеся и мастера работали на полях колхозов, проводили очистку железнодорожных путей, погрузку и выгрузку дров и других грузов, помогали сплавлять лес по реке. В зимнее время возили дрова для хлебзавода, текстильной и табачной фабрик.

В 1944 году ФЗО № 3 снова было переименовано в специальное ремесленное училище № 3 с 3-4 годичным сроком обучения. Все учащиеся были воспитанниками детских домов. За время учебы они получали семилетнее образование и специальность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей.

В 1953 году училище перешло на подготовку специалистов для с-х производства. Изменилось и название училища. Оно стало называться РУ № 1 по механизации сельского хозяйства. Готовили трактористов-машинистов широкого профиля с шестимесячным и годовым сроком обучения. Ряд групп, после окончания училища, полностью отправлялись для работ на целинные земли Казахстана.

В 1962-1963 году училище стало называться СПТУ-8 с годичным сроком обучения, а две группы учащихся были с 2ух годичным сроком обучения, они кроме специальности тракториста получили и специальность шофера 3го класса.

В 1969 году училище перешло на подготовку учащихся по специальностям:

  • Электромеханик;
  • Электромонтеры;
  • Животноводы;
  • Слесари по ремонту сельскохозяйственной техники.

​С сентября 1971 года на подготовку специалистов для животноводческих ферм и промышленных комплексов со средним образованием.

В 1989 году СПТУ № 8 стало называться Профессионально-техническое училище № 8, где вместе со специалистами сельского хозяйства, стали готовить рабочих промышленных предприятий, строительства и транспорта: строитель широкого профиля, слесарь КИП и А, слесарь по ремонту газового оборудования, помощник машиниста локомотива.

Постановлением администрации Тамбовской области №947 от 05.08.2008 ОГОУ НПО "Профессиональный лицей № 11" переименован в Тамбовское областное государственное образовательное учереждение среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум". Техникум имеет филиалы в р/п Сосновка, Сосновского района, Тамбовской области и в п. Канищево, Пичаевского района Тамбовской области.

Постановлением администрации Тамбовской области №1035 от 12.08.2011 ТОГОУ СПО "Многоотраслевой техникум" переименован в Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учереждение среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум".

Выбор редакции
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...