Мое отношение к картине первый снег пластова. Сочинение по картине "первый снег", пластов


Первый снег

Картина «Первый снег» мне очень нравится. Вообще, я зиму не очень люблю. Но Новый год все спасает.

Эта картина в таких серо-белых цветах. Множество серого и черного должно подчеркнуть белизну первого снега, наверное. Просто тогда (эта картина о старой деревне) было совсем мало ярких пластиковых предметов, вот всё такие деревянное – «натуральное».

Тут изображен деревенский бедный дом. Тут хлипкий заборчик, тоненькие деревья. Тут только одна большая берёза, как в стихотворении, под окном. Ещё мы видим с краю крыльцо, на котором двое детей. Они выбежали радоваться, так как увидели в окно снег. Девочка старше накинула материнский платок – такой тоже желтоватый, мальчик спокойней. Он надел шапку-ушанку и тулуп какой-то. Оба заспанные, но радостные. Я бы ни за что не подскочил бежать на этот снег смотреть.

Серое небо. Видно, что холодно, промозгло. А ещё понятно, что скоро этот беленький снег растает, будет грязь, которая скоро замерзнет. Снега этого так мало, что он, например, даже не полностью дорожку засыпал. Проглядывает грязь сквозь слой снежка. На заднем фоне ещё дома – и никто больше не додумался выбежать на снег смотреть, только эти дети. Вот уж радость – зима пришла.

Так, ещё на картине, понятно, раннее утро. Ещё никто не прошел по этому тонкому слою снега. Тут только сорока есть. Она, видно, не очень-то рада снегу. Голодные и тяжелые времена ей предстоят!

Но главное, конечно, смотреть на всё позитивно. По крайней мере, стараться это делать.

Сочинение описание картины

Мне так нравится картина «Первый снег»! Я очень люблю зиму и всегда тоже жду первого снега. Хотя я не знаю, ждали эти дети первого снега или нет. Но понятно по их радостным лицам, что они счастливы. И ещё видно, что они выбежали из дома. Увидели снег за окном. Девочка накинула платок и бегом на улицу. И брат с ней.

Первый снег, вообще, чудо. Особенно вот в такие минуты, когда он ещё совсем белый, чистый. Он может скоро и растаять. Важно поймать этот прекрасный момент.

Но тут деревня – домик деревянный. Я думаю, что люди тут чувствуют природу и ценят её. А ещё они умеют радоваться любой погоде. Даже если холодный дождь за окном, то можно сидеть у печки, смотреть на огонь.

Первый снег, конечно, тонко всё покрыл – ещё о сугробах мечтать рано. Вот выйдет солнце – всё растает. А те, кто спал до обеда (если в деревне есть такие) и ничего знать не будут. Они пропустят всю эту свежесть и красоту. И опять увидят только грязь кругом. Будут ворчать… Сами виноваты!

Рано вставать хорошо ради рассвета. Розовые отблеска, роса сияет. Но первый снег даже ещё лучше. Значит, скоро будет второй, третий. Можно кататься на коньках и санках. И скоро Новый год.

В общем, это целый праздник. И ещё первый снег – он уж выпал, так выпал. Цветение, появление листьев (зеленых или желтых) оно всё происходит постепенно. А тут вышел из избы – и праздник.

На картин как раз такой момент восхищения. Дети просто застыли от радости. Может быть, в следующее мгновение они побегут будить родных, чтобы те не пропустили эту красоту. Или сами бросятся на снег – потрогать его, поиграть. Пока все смотрят на снег. И мы – зрители – тоже.

Мне очень нравится картина. И пейзаж, и персонажи – очень симпатичные ребята. И я прекрасно понимаю их чувства. Мне самому становится радостно от такой красоты. Значит, художник справился с задачей своей, значит Пластов сам так чувствовал природу, ждал первого снега. Вдруг сам он так выбегал в детстве? Или это его дети? В общем, здорово передано ощущение радости.

План сочинения для 7 класса

  1. Введение – первое впечатление от картины
  2. Художник Пластов Аркадий Александрович
  3. Название картины
  4. Картина - общее - детали - цвета
  5. Мои впечатления
  6. Вывод – о картине

Сочинение 4 и 5 класс

Я рассматриваю картину «Первый снег». Мне картина очень нравится. От неё ощущение радости, чего-то нового и чистого. Сам очень люблю, когда выпадает первый снег. И особенно это хорошо именно утром, когда снег нападал за ночь – как будто переносишься в сказочную зиму. Может быть, на картине снег растает к обеду, как в наше время бывает, но зима уже наступила – факт.

1. Введение – первое впечатление от картины 2. Художник 3. Название картины 4. Картина - общее - детали - цвета 5. Мои впечатления 6. Вывод – о картине в одном предложении

Первое впечатление от картины – очень приятное. Её хочется рассматривать.

Благодаря этой прекрасной картине я узнал о талантливом художнике – ещё при жизни в советскую эпоху признанном классике – Аркадии Александровиче. Самое интересное, что Пластов родом как раз из деревни, вот поэтому он всегда и старался передать свою любовь к сельской местности через картины. Жил он в большой семье, ходил в деревенскую школу… Взрослым он создал много известных картин – о быте крестьян, но и о новой жизни на селе, о колхозах. Умер он тоже в родной деревне. Эта картина написана сразу после долгой – второй Мировой войны. Это было тяжелое, голодное время, в которое никак нельзя было забывать о чуде. Сейчас это полотно на находится в музее Твери.

Даже не зная названия картины, можно понять, что выпал первый снег. Дети радуются какому-то приятному событию, смотрят с восхищением. Снега немного ещё и он очень белый. Тут ещё две сороки – одна на пока не заснеженных ветках, вторая решилась спуститься на снег. Кажется, она с любопытством оглядывает сверкающую поверхность. И она так увлеклась новыми впечатлениями, что даже людей не замечает.

Можно ли было назвать по-другому? «Приход зимы на двор» или «Первое зимнее утро»… Но нет – настоящее название лучше.

На этой картине изображен деревенский двор. В правом углу – дети на пороге дома. Почти всю картину занимает снег. Понятно, что дети именно выбежали из дома – девочка только в этот момент завязывает платок. Может, это мамин платок (он скрывает почти всю её фигуру), а девочка схватила его, потому что слишком спешила. Девочка лет восьми улыбается, смотря наверх. Мальчик лет пяти серьезно смотрит вокруг. Он явно младше – наверняка, её брат. На крыльце, кроме их следов, больше никаких, значит, дети сегодня ранние пташки. За детьми палисадник, где весной, летом и осенью точно были цветы, но зимой он тоже красив – из-за того, как красиво ложится снег. На берёзе, которая даже белой не кажется по сравнению с новым снегом, ещё даже не все листья опали. Там же кустарник, ветки которого из-за снега склонились до земли. Думаю, изображен здесь конец ноября – начало декабря.

Вдалеке ещё один дом – рядом с ним никого нет, даже окна не горят. Это ещё раз подтверждает догадку о том, что ещё достаточно рано. Кстати, крестьяне встают очень рано, чтобы, например, доить коров. То есть взрослые могли уйти по делам, когда было ещё темно.

По всей картине белый снежный пух – приятный и лёгкий. Он успел сформировать небольшие сугробы, но кое-где из-за теплой земли видны проталины. Основной цвет картины, всё-таки, не белый, а серый и ещё коричневый, но как будто с белой поволокой. Коричневый дом, серая берёза, серые фигуры. И как странно – даже при всём этом бледном сером цвете картина выглядит позитивной. Свет идёт от снега и восхищенного лица девочки. Солнечных лучей, самого солнца не видно – всё ещё в дымке. Хотя платок у девочки желтоватый… Возможно, это намёк на солнце. Цвета приглушенные – тут нет ни красного, даже на губах девочки, ни зеленого – никакая травинка не сохранилась.

И создаётся ощущение, что на картине довольно тихо. Там царит восхищенная тишина. Пахнет свежестью. Чувствуется лёгкость этого снега, мороз.

Рассмотрев картину как следует, я понял, что она понравилась мне ещё больше. Приятно искать детали! Очень здорово смотреть на улыбку девочки. Думаю, что эта девочка станет настоящей русской красавицей.

Больше всего на картине мне нравится именно момент восхищения. Вот-вот дети бросятся бегать по снегу, гонять сорок, играть в снежки, будут смеяться и галдеть. Но вот этот момент художник «поймал» восхищение перед новой зимой, перед всем миром… Здесь даже привычные ребятам вещи и растения – всё вокруг стало каким-то волшебным.

Сначала мне показалось, что радуется и фигура вдали – похоже было, что это соседский мальчишка бегает по снегу, а дети сейчас присоединятся. Приглядевшись, я понял, что это мужчина (или подросток?) катится на санях. Его фигура даже отклонилась назад от скорости! Наверняка, конь тоже просто радуется снегу.

И ещё – люди такой большой и крепкой стеной отгораживаются от мира с его переменчивой погодой, а вот дети всё равно спешат к природе. Они любуются снегом, радуются, наслаждаются. Можно представить, что из дома (дверь-то дети не успели закрыть) их зовёт обеспокоенная бабушка. Ей, может, уже не интересна очередная зима. Старая женщина только боится, что внуки замерзнут.

Впереди у них долгая-долгая зима с морозами, но они радостно приветствуют её. Белым прикрыло надоевшую грязь – всё чистое и радостное. Наверняка, думают о хорошем – о рождественских праздниках, о теплой печке с пирогами… А как они будут рады весне!

К слову, приход любого другого сезона не так заметен. За одну ночь не пожелтеют все листья, не распустятся все почки на деревьях, но первый снегопад, по-настоящему, проводит черту между осенью и зимой.

Это замечательная, позитивная и эмоционально очень тёплая и приятная картина, на которую приятно взглянуть мельком, но приятно и рассматривать её.

4 класс. 7 класс

  • Перов В.Г.

    Прекрасный живописец и портретист. Внебрачный сын прокурора Г.К. Криденера, родом из Тобольска. После болезни, перенесенной в детстве, у Перова ослабло зрение.

  • Сочинение по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой 6 класс

    Наступило раннее, летнее, солнечное утро. Проснувшись, девушка немного потянулась в кровати, и встав, подошла к туалетному столику. В зеркале она увидела точную копию себя – своё отражение

  • Юон К.Ф.

    Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

  • Сочинение по картине Хабарова Портрет милы, 7 класс (описание)
  • Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

    Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Пластова;

Развивать навыки анализа картины;

Способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства;

Воспитывать эстетический вкус;

Развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли;

Развивать образное мышление;

Обогатить словарный запас учащихся;

Развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.

Оборудование: репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, музыкальная запись концерта П. Чайковского "Времена года. Зима", кластер, таблица, словари.

Межпредметные связи : литература, ИЗО

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Учитель: Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины - настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

III. Работа с картиной

1) Знакомство с художником

На доске - репродукция картины А. Пластова "Первый снег".

Учитель : Вот эту картину нам предстоит исследовать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?

Учитель : Господа ученые. Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.

Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (В библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).

Демонстрация презентации.

Учитель : (Слайд № 1) Аркадий Александрович Пластов (1873 - 1972) родился в крестьянской семье в селе Прислониха (Ульяновская обл.) Свой талант живописца унаследовал от деда, который был иконописцем.

Рисовать Пластов начал еще в юном возрасте. Чаще всего изображал природу родного края. Будучи совсем юным, Пластов дал себе клятву "быть живописцем и никем более". И клятву сдержал.

До 1930 года Пластов рисовал политические плакаты, иллюстрировал произведения русских классиков. Но его ранние работы не сохранились, потому что в мастерской случился пожар, и все картины мастера сгорели.

С 1935 года художник стал создавать жанровые картины. И главной его темой навсегда станет природа России, деревенская жизнь, славный труд простых деревенских жителей, восхитительная красота Родины. (Слайды №№ 2-4)

А. Пластова часто называли "певцом крестьянства".

В творчестве художника нашли отражение и годы Великой Отечественной войны. (слайд № 5)

Но до конца жизни главной темой останется природа родного края, его красота и поэтичность, его хрупкость и очарование. (слайды №№ 6-8).

2) Подготовка к восприятию картины

Учитель : Господа ученые, посмотрите теперь на картину "Первый снег".

(Учащиеся рассматривают картину под музыку)

Скажите, соответствует ли она главной теме творчества художника? Почему вы так решили?

Учащиеся делают выводы, что картина также передает красоту природы и главной темой является изображение деревни, простых людей.

3) Анализ личных наблюдений учащихся

Учитель : Картина называется "Первый снег". Закройте на минуту глаза и вспомните тот день в году, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете?

Ответы учащихся (радость, изумление, удивление, восторг, грусть, восхищение)

Слова записываются на доске в виде кластера. (См. приложение)

Учитель : Послушайте, что писал о первом снеге В. Брюсов. (Стихотворение "Первый снег") А какие стихи помните вы о зиме, о первом снеге?

Учащиеся читают отрывки из произведений русских поэтов.

Рекомендации : Учащимся заранее дать задание найти стихотворения, отрывки из рассказов о первом снеге. Или можно привести тексты К. Паустовского, стихотворения А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета о зиме, попросить учащихся прочитать со слайдов на презентации)

4) Словарная работа

На доске - таблица, которая будет постепенно заполняться. Таблица послужит опорным материалом при написании сочинения (См. приложение)

Учитель : Найдите в произведениях поэтов и писателей образные выражения о снеге.

Заполняется первая строка таблицы.

5) Беседа по содержанию картины

Какое время года изображено на картине?

Как вы определили, что это начало зимы?

Какое время суток изображено на картине?

Знаменитый художник П. Пикассо заметил, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Когда вы перечисляли свои эмоции по поводу первого снега, вы говорили о радости, об удивлении, о восхищении.

Составление кластера (см. Приложение).

Глядя на эту картину, испытываете ли вы эти эмоции? Удалось ли художнику передать эти чувства?

6) Словарная подготовка к сочинению

Учитель : Теперь, господа ученые, и наступило время разобраться, какие приемы использует художник, чтобы так ярко передать чувства.

Вы знаете, что у каждой картины есть 2 плана: передний и задний. Что изображено на переднем плане? (девочка, мальчик, снег, крыльцо, береза). А на заднем фоне? (ворона, лошадь, дома, сани)

Попробуйте к каждому слову подбирать описания.

Например, снег - пушистый, укрыл землю, робкий, нарядил деревья, запорошил.

Береза: Изображена только часть березы, потому что главное в картине - дети и их восторг. Припорошена снегом, укуталась, нежная, большая, с раскидистыми ветвями.

(По ходу беседы идет заполнение таблицы. Попросите учащихся не повторяться в выборе слов, искать новые сравнения, эпитеты, составлять словосочетания и предложения.)

Учитель : Теперь давайте рассмотрим, какие чувства и эмоции испытывают герои картины.

Дети: удивлены, девочка запрокинула голову к небу, на ее лице восторг. Мальчик рад, видимо думает о том, что теперь можно будет вдоволь накататься на санках или слепить большого снеговика.

Ворона: удивлена такой разительной перемене, что-то ищет в снегу, хочет его попробовать.

(Заполняется третья графа таблицы)

Как вы думаете, удалось ли художнику передать единство живой и неживой природы? Как он этого достиг? (Снег покрывает деревья, крыши домов. Вдали уже виднеются сани. Кажется, что вся земля рада обновлению).

7) Анализ художественных приемов

Учитель : А теперь, господа ученые, мы с вами приоткроем тайну создания картины. Посмотрите внимательно. Какие краски использовал художник? (белый, коричневый, черный, синий, голубой).

Художник использует яркие цвета или оттенки? (оттенки: лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый).

Почему А. Пластов выбрал не яркие тона, а мягкие, пастельные? (Чтобы передать хрупкость, подчеркнуть свежеть и чистоту первого снега, теплое отношение к изображаемому.)

Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)

Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность. Он помогает ощутить наступление праздника)

А как художник передает белизну снега? (синими, голубыми оттенками)

Как вы думаете, почему А. Пластов выбрал вертикальный формат для картины? (Снег сыплется с неба. Так художник подчеркивает бездонность неба. Он хочет передать, что это лишь начало праздника, начало зимы.)

IV. Работа по развитию речи

Учитель : Вам, господа ученые, теперь предстоит написать сочинение, в котором вы отразите все свои находки. Но, чтобы сочинение было грамотным и интересным, важно, чтобы слова не повторялись. В этом нам помогут словари синонимов. Давайте поищем синонимы к совам, которые помогут нам избежать частых повторений одного и того же слова.

Работа со словарями. Ищут синонимы к словам: художник, нарисовал, картина. Запись синонимов на доске.

V. Составление плана

Учитель : Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:

1. Знакомство с художником.

2. Первый день зимы.

3. Первый снег глазами художника.

4. Дети - главные герои картины.

5. Изобразительные средства картины.

6. Мое отношение.

Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.

Учитель : Я предлагаю так закончить сочинение. (слайд № 9). Выберите тот вариант, который передает ваше отношение. А как бы вы закончили сочинение?

VI. Составление устного рассказа по картине

Учащиеся составляют рассказ по картине устно.

VII. Написание сочинений

Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.

VIII. Чтение и анализ сочинений

Она позволяет зрителю самому придумывать интересные сюжеты. Глядя на действо, которое изобразил художник, хочется хотя бы мысленно перенестись в эту деревню, поговорить с детишками - главными героями картины.

Автор

Чтобы понять, почему на картине изображена деревня, в каких годах это происходит, необходимо немного узнать об авторе.

Аркадий Александрович Пластов сам родом из деревни, он появился на свет в небольшом местечке под названием Прислониха. Произошло это еще в конце 19 века - 19.01.1983 года. Мальчик родился в крестьянской семье, поэтому совсем неудивительно, что его дальнейшее творчество посвящено простым русским людям.

Ребенку как будто на роду было написано стать художником, ведь его дедушка - иконописец. Профильное образование Аркадий Александрович получил в городе Симбирске. Здесь он учился в духовном училище, а затем в духовной семинарии.

Певец крестьянской деревни

После получения специальности Пластов не остался в городе, а вернулся на свою малую родину, в любимую деревню Прислониху. Люди, природа давали ему вдохновение, которое воплощалось в удивительных картинах. Какое бы время года ни отображал автор на своих полотнах, видно, что делает он это с большой любовью.

Глядя на «летние» полотна, чувствуешь, что они будто бы пропитаны солнечным светом, ощущается зной жаркого дня. Зимние пейзажи тоже прекрасны. На них нет ярких красок, но это не мешает восприятию. Напротив, при помощи пастельных тонов автор смог показать гармонию природы и ее величественное спокойствие, когда, например, падает первый снег. Пластова интересует не только природа, но и люди, живущие в таком живописном месте. Он запечатлел их отдых после трудов, показал, как весело отмечаются общие праздники. Интересно наблюдать за тем, как ребята купают коней, девушка наливает родниковую воду, крестьянская семья косит траву.

Кто изображен на полотне

Картина Пластова «Первый снег» посвящена ребятишкам, на ней изображена девочка лет восьми и мальчик, младше ее года на 2-3. Скорее всего, это брат и сестра, так как дети выбежали из одного дома, в котором жили. Что же заставило их быстро покинуть теплое помещение и выйти на улицу?

Картина Пластова «Первый снег» дает ответ на этот вопрос. После лета наступила осень - слякотная, с дождями. Небо, земля были серыми, невзрачными. И вот, наконец, случилось маленькое чудо - пошел первый снег. Он валил густыми белоснежными хлопьями и вскоре прикрыл землю светлым пушистым покрывалом.

Все вокруг быстро преобразилось и стало походить на сказку. Вот на это чудо и выбежали посмотреть ребятишки. Девочка помогла одеться маленькому братишке, а сама успела надеть только валенки и накинуть пуховой платок. Ведь ей не терпелось поскорее выбежать на улицу и увидеть это чудо своими глазами.

Пластова «Первый снег»

Девочка подняла голову и наблюдает, как красиво падают, кружась, снежинки. Она согревает руки под платком, одновременно придерживая его. Если бы этого не нужно было делать, девчушка наверняка подняла бы ладони кверху и ловила в них снежинки, похожие на легкие пуховые перья.

Мальчик в своей жизни видел меньше зим, чем его сестра. Поэтому он смотрит на все происходящее широко раскрытыми глазами, он замер, не в силах шевельнуться и оторваться от завораживающего зрелища.

А снег тем временем преображал все на своем пути. Он накрыл белым шатром крыши домов, те вмиг принарядились, стали выглядеть празднично. Даже ветхую крышу дома, где жили дети, он украсил по-особому. Картина Пластова «Первый снег» передает это, как и то, что строение уже не новое, так как бревна от времени успели сильно потемнеть. Эти и понятно. Полотно было написано в 1946 году, только-только закончилась Великая Отечественная война. Неизвестно, вернулись ли в эту семью с фронта мужчины или остались только в памяти. Если у детей есть отец, дед, со временем они подлатают старый дом или построят новый. Они починят и забор, которым окружена одинокая береза.

Тишь, безмолвье вокруг

Картина «Первый снег» не может похвастаться яркими красками. Она выполнена в бело-серых, иногда зеленоватых тонах. Такие пастельные краски не раздражают взгляд, а позволяют зрителю пребывать в обстановке спокойствия и умиротворения.

Глядя за тем, как медленно и тихо падают снежинки, все замирает. Дети стоят недвижимы, наблюдают за завораживающим природным явлением. Старая береза распушила свои ветви, которые тоже не шевелятся.

На заднем плане можно разглядеть человека. Он шел по своим делам, но тоже остановился, чтоб зрительно запечатлеть, как падает первый снег.

Сочинение для школьников по картине

Пластов А. А. написал картину «Первый снег» в 1946 году. Глядя на полотно, зритель видит, что из дома на крылечко выбежали двое детей - старшая сестренка и младший брат. Они завороженно и радостно смотрят, как падают снежинки и прикрывают землю легким белым пухом.

Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет, их кругозор, обогащает их словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения. Дети должны уметь себя контролировать, что бы их вымысел не противоречил действительности. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать произведения.

Задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
  • учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
  • привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
  • способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
  • совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;
  • формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Оборудование:

  • материал о жизни и творчестве Пластова,
  • литературные произведения известных авторов.

Ход урока

1. Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича Пластова (учитель может взять из справочных материалов о художниках).

2. Подготовка к восприятию картины.

Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.

4. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

6. Работа со словарем настроений.

Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого енвга. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9. Составление плана сочинения:

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Мое отношение к картине.

10. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)

11. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.

12. Самопроверка сочинений.

Варианты сочинений, написанных учащимися.

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь все вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Ноги успела сунуть в валенки. Она, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает ее лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Ее брат оделся потеплее: в черный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом. Рядом, в палисаднике, растет старая береза. Она стала пушистой и красивой. Тут же растет мелкий куст. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле. За углом избы видна часть деревенской улицы. Вдалеке человек с санями, он тоже остановился полюбоваться снежными укрытиями. Лишь у забора осталась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-черная ворона, тоже радуясь снегу.

Радостные, удивленные и счастливые дети смотрели на чудесную картину. Дети были рады зиме.

В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Картину написал человек, который любит родную природу.

С неба падают снежинки, словно белые пушинки,
Покрывая все кругом мягким бархатным ковром.

Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.

Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!

Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега.

Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.

На картине русского художника А.А. Пластова «Первый снег» изображен небольшой фрагмент из деревенской жизни.

На пороге деревянного дома двое крестьянских детишек. На заднем плане еще несколько похожих изб, из чего мы можем понять, что действие происходит в деревне.

На многих полотнах Пластова, центральное место занимают люди. Здесь это сестра и ее младший братишка. Проснувшись утром, они сквозь заиндевевшее стекло увидели снегопад и быстренько одевшись, выбежали на крыльцо, чтобы ощутить свою сопричастность такому событию. Желтую теплую шаль девочка даже не успела завязать, только набросила на легкое домашнее платьице. Но на ногах у нее валенки, чтобы не замерзли ноги. Девочка, точно струна, вся вытянулась, запрокинув голову, она смотрит на снег. На лице детский восторг преображением окружающего ее мира.

Ее братишка лет шести одет в теплый пиджак, на голове шапка. Он также с удивлением разглядывает улицу, крыши домов. Вместе с ними мы испытываем необъяснимую радость, наблюдая падающий из сизоватой тучки нежнейшей пух, который ласково укрывает остатки бурой травы и крыши. Может быть, дети хотели поиграть, но увидели кружащиеся, словно в медленном танце, снежинки и остановились, любуясь.

Картина написана художником в первый послевоенный 1946 год в безрадостное время, которое передано немного однообразными красками. Только дети придают полотну живость, радуясь простому явлению природы. Сочетание серебристых, сероватых и коричневых оттенков домов, деревьев, одежды и сверкающего снега создает у нас особое приподнятое настроение.

Первый снег – самое начало зимы, особое время, когда на опустевшую от травы землю легко ложатся снежинки. Судя по большим сугробам, снегопад шел, возможно, всю ночь. Но земля не успела остыть, поэтому в некоторых местах все еще проглядывают темные участки после растаявшего снега. На один из сугробов опустилась ворона.

В палисаднике, рядом с домом, стоит береза с редкими пожелтевшими и свернутыми в трубочку листьями, которые не успели облететь. На ее оголенную ветку всего на минутку присела белобокая красавица сорока. Она громко стрекочет. Но ворона, не обращает на нее внимания и важно вышагивает по снегу. Рядом с березой виден сухой кустарник, ветки которого, засыпанные снегом, под его тяжестью уже наклонились до самой земли.

На деревенскую улицу выбежал еще один мальчуган, порадоваться снежку.

Серо-сизое небо покрыто темными тучами. Особые чувства вызывает в душе первые снежинки, несущие с собой необъяснимое очищение и светлую радость после осенней грусти. Конечно, этот снег пролежит недолго. Видны незамерзшие бурые лужи: снег лишь прикрыл осеннюю грязь. Но это уже преддверие веселья и зимних игр для детей.

В своей картине Пластов словно сравнивает непосредственность детей со сверкающим первым снегом. Художник воспринимает как чудо и детей, не разучившихся радоваться и восхищаться, и сияющий снег.

В настоящее время полотно А.А. Пластова «Первый снег» находится в экспозиции Тверской областной картинной галереи.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...