Современные методы усвоения правописания слов с непроверяемыми написаниями. Методическая копилка


Слова с непроверяемым написанием

Иванова С.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 540 города Санкт-Петербурга

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребёнка эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти, обучающий характер учебной деятельности, регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Передовой опыт учителей и специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Над группой слов работа ведётся в течение недели, а иногда и больше.

На первом уроке дети знакомятся с новыми словами. Как известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. После того, как они определят ударный и безударный слоги, записывают слова в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали трудное место. Для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами на последующих уроках используют такие виды работ: выборочные диктанты, диктанты с использованием загадок, творческие диктанты (заменить развёрнутые определения одним словом), ребусы, составление словосочетаний, предложений, письмо сочинений-миниатюр.

Используя опыт Лысенковой С.Н., я сгруппировала словарные слова для учащихся 3 класса, обучающихся по традиционной программе.

Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) дли-тельностью от 7- 8 до 15 мин. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатываются быстрота и точность выбора слова. Систематическое использование данного материала на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функциони-рующей системе. Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к род-ному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.

Словарные слова (1-я группа)

Слова: одежда, пальто, варежки, валенки, фуражка, платок, костюм.

1 урок.

Одежда - совокупность предметов, которыми человек покрывает тело: пальто, платье, брюки и др.

Пальто - верхняя одежда. Слово появилось во второй половине 19 века от латинского «пала» - верхнее платье.

Варежки - вязанные или сшитые рукавицы.

Валенки - зимняя обувь, сапоги, свалянные из шерсти.

Фуражка - головной убор с околышем и козырьком.

Платок - предмет одежды, кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное, трикотажное изделие такой формы.

Костюм - одежда, платье. Мужской: пиджак, брюки. Женский: жакет и юбка.

2 урок.

Выборочный диктант.

Не одежда красит человека, а добрые дела. Зима на носу, майку на шубу пора менять, босоножки - на валенки. На чужой роток, не накинешь платок. Мама с бабушкой для Кати принесли пальто и платье. Снимай сей час же мой костюм.

На Павле была форменная железнодорожная фуражка. Маша схватила свои варежки и побежала на улицу.

3 урок.

1) На дворе мороз и стужа одеваться тепло нужно.

Это поймёт любой невежа зимняя нужна …… (одежда)

2) Две сестрёнки, две плетёнки из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать, чтоб не мёрзли пять да пять (варежки)

3) Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз, не забуду и про нос (платок)

4) Мужское и дамское верхнее платье, бывает театральный (костюм)

5) Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой: утром - в школу, днём - домой (валенки)

6) Верхняя одежда, обычно ниже колен (пальто)

7) Головной убор с околышем и козырьком (фуражка)

4 урок.

Составьте словосочетания.

…дежда драповое

п..льто ворсистые

вал..нки пуховый

вар..жки гимназическая

фура..ка модная

пл..ток мужской

к..стюм шерстяные

5 урок.

Подбери и запиши синоним к словам.

1) платье, наряд, облачение - одежда

2) верхняя одежда - пальто

3) предмет зимней одежды для ног - валенки

4) одежда для рук в зимнее время года - варежки

5) носовой, головной, пуховый…. Платок

6) мужская одежда, женская одежда, театральная - костюм

7) форменный головной убор - фуражка

Словарные слова (2-я группа)

Слова: горох, урожай, помидор, картофель, морковь, пшеница, крестьяне.

1 урок.

Горох - растение семейства бобовых, а также его семена, зёрна.

Урожай - то, что уродилось (выросло, созрело) на земле к известному сроку.

Помидор - огородное растение семейства паслёновых, а также его округлый сочный плод красного или, реже, жёлтого цвета, томат.

Картофель - клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также сами клубни.

Морковь - огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем. На Украине морковь называют «морква».

Пшеница - хлебный злак, а также его зёрна, из которых приготовляют белую муку.

Крестьяне - те, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледельцы.

2 урок.

1. В огороде вырастаю. А когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)

2.Есть красавица одна - и румяна, и стройна, хоть в землянке век живёт, а большой от всех почёт. Кто проходит близко - кланяется низко. (морковь)

3. В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (пшеница)

4. Испекли мы каравай, как собрали … (урожай)

5. Висят стручки - на концах крючки. (горох)

6. Синоним слова земледельцы. (крестьяне)

7. Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

3 урок.

Выборочный диктант.

Рассыпался горох на семьдесят дорог. Картофель - хлебу подспорье. Зёлен помидор не вкусен, млад человек не искусен. Урожай сам не придёт - за посевами нужен уход. В поле сажали пшеницу крестьяне . Держи хвост морковкой.

4 урок.

5 урок.

Письмо сочинения-миниатюры.

Крестьяне на своих огородах собирают урожай…….

Использовать все слова этой группы.

Словарные слова (3-я группа)

1 урок.

Слова: ветер, погода, горизонт, север, юг, запад, восток, заря.

Ветер - движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Погода - состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте в данное время.

Горизонт - 1) всё видимое вокруг наблюдателя пространство; 2) видимая граница неба и земной или водной поверхности. К истокам слова: слово горизонт восходит к греческим «горидзон» - предел, рубеж, «горидзо» - намечать границу.

Север - одна из четырёх сторон света и направление, противоположное югу.

Юг - сторона горизонта, противоположная северу.

Запад - одна из четырёх сторон света.

Восток - сторона, противоположная западу.

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2 урок.

Выборочный диктант.

Предложения: Там вдали, за рекой, зажигались огни, в небе ясном заря догорала. Ветер, ветерок, ветрище , ты чего по свету рыщешь? Румяной зарёю покрылся восток. И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге, на севере снега вокруг - там холода и вьюги. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевающей ржи. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Мы вышли на станции метро «Юго-западная».

3 урок.

Диктант с использованием загадок, творческий диктант.

1. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет (ветер).

2. Он и летом, и зимой - между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт).

3. Состояние атмосферы в данном месте в данное время (погода).

4. Сторона горизонта в направлении которой муравьи строят свой дом (юг)

5. Сторона, противоположная предыдущей (север).

6. Сторона горизонта, где восходит солнце (восток).

7. Сторона горизонта, где заходит солнце (запад).

8. Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом (заря).

4 урок.

1. Грамматический разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Раскинулась м…я стр..на от сев..ра до юга.

2. Записать по памяти остальные слова из этой группы (запад, восток, погода, горизонт, заря, ветер).

5 урок.

Словарные слова (4-я группа)

Слова: дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.

1 урок.

Дорога - узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дёрна. Видимо, поэтому дорога образовалось от «дёргать» - продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.

Шоссе - дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Слово заимствовано из французского языка.

Автомобиль - самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов. Автомобиль - слово, составленное из греческого местоимения «аутос», обозначающее «сам», и латинского прилагательного «любис», которое значит «подвижный». Автомобиль - «сам собою подвижный».

Шофёр - водитель автомобиля. Слово из французского языка.

Метро - городская электрическая ж/ дорога, обычно подземная. Слово из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую ж/дорогу «метрополитен» - «столичная». Парижане сократили слово до метро.

Улица - два ряда домов и пространство между ними для проезда и прохода.

Трамвай - поезд, состоящий из одного или нескольких вагонов. Это английское слово: «трам» - вагон, «уэй» - дорога. Это слово из Бельгии.

2 урок.

1. Бежит, гудит, в два глаза глядит. А станет - ярко красный глазок глянет. (автомобиль)

2. Неживая, а идёт. Неподвижна, а идёт. (дорога)

3. Многолюден, шумен, молод, под землёй грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (метро)

4. Дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. (шоссе)

5. Из края города в другой ходит домик под дугой. (трамвай)

6. Водитель автомобиля (шофёр)

7. В два ряда дома стоят - 10, 20, 100 подряд - и квадратными глазами друг на друга все глядят. (улица)

3 урок.

Составление словосочетаний.

шофёр легковой

метро извилистое

шоссе жёлтый

автомобиль московское

улица оживлённая

дорога гладкая

трамвай опытный

4 урок.

Письмо сочинения-миниатюры.

Учитель предлагает 2 варианта начала.

1) Мы поехали на автовокзал в автомобиле. Быстро мчалась по шоссе машина…..

2) Мой брат получил шофёрские права. Теперь он может водить автомобиль….

5 урок.

Словарные слова (5-я группа)

Слова: растение, овёс, земляника, малина, яблоко, орех, росли, осина.

1 урок.

Растение - организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии и питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха.

Овёс - яровой злак, зёрна которого обычно идут на корм лошадям, а также перерабатывают в крупу (овсянка, геркулес).

Земляника - многолетнее растение с белыми цветами, дающее душистые сладкие ягоды красного цвета.

Малина - кустарниковое растение со сладкими тёмно-красными ягодами, а также сами ягоды его.

Яблоко - плод яблони, чаще округлой формы с окраской кожицы от беловатой до зеленоватой, от жёлтой до красной.

Орех - 1) плод некоторых деревьев со съедобным ядром в твёрдой оболочке; 2) дерево, приносящее такие плоды, а также твёрдая древесина, идущая на столярные изделия.

Осина - лиственное дерево из семейства ивовых.

Росли - становиться больше, выше, длиннее в результате происходящих жизненных процессов.

2 урок.

1) Круглое, румяное, сочное и сладкое, очень ароматное,

Наливное, сладкое, тяжёлое, большое. Что это такое? (яблоко)

2) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

3) Я в скорлупке крепкой, расту, друзья, на ветке. (орех)

4) Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

5) Дышит и растёт, а ходить не может. (растение)

6) В поле метёлкой, в мешке золотом. (овёс)

7) Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться

А имя дала мне родная землица. (земляника)

8) Становиться длиннее, выше - росли.

3 урок.

Выборочный диктант.

Вдоль ручья росли осинки. Растение - земли украшение. Овёс к лошади не ходит. В лесу пахнет спелой душистой земляникой. Малина от семи недуг. Для потехи грызи орехи. Яблоко от яблони недалеко падает.

4 урок.

Составь словосочетания.

Р..стение зелёное

Вёс стройное

з..мл..ника полезный

м..лина в лесу

ябл..ко стройная

Рех спелая

р..сли сладкая

Сина земляной

5 урок.

Запись слов под диктовку: осина, росли, орех, яблоко, малина, растение, овёс, земляника.

Словарные слова (6-я группа)

Слова: завтрак, обед, ужин, тарелка, посуда, стакан, кастрюля.

1 урок.

Завтрак - 1) утренняя еда; 2) пища, приготовленная для утренней еды.

Обед - 1) приём пищи обычно в середине дня; 2) пища, приготовленная для этой еды.

Ужин - 1) вечерняя еда; 2) пища, приготовленная для вечерней еды.

Посуда - 1) хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов; 2) отдельный предмет из такой утвари.

Тарелка - 1) столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном; 2) ударный музыкальный инструмент - два металлических диска.

Стакан - 1) стеклянный цилиндрический сосуд без ручки, служащий для питья;

2) цилиндрическая металлическая оболочка, корпус артиллерийского снаряда;

3) название различных деталей в форме полного цилиндра.

Кастрюля - металлическая посуда для варки пищи.

2 урок.

1)Я сверкаю боком гладким,

Угощаю соком сладким. (стакан)

2) Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями (тарелка)

3) Помогать я маме буду

С ней я вымою ……..(посуду)

4) Стоит толстуха - металлическое брюхо (кастрюля)

5) Утренняя еда (завтрак)

6) Пища, приготовленная для вечерней еды (ужин)

7) Перерыв в работе для приёма пищи (обед)

3 урок.

Выборочный диктант.

А посуда вперёд и вперёд по полям, по болотам идёт. Сварила бы баба щи, да кастрюли поди поищи! И чашки ушли, и стаканы , остались одни тараканы. Эй вы глупые тарелки , что вы скачете, как белки? Кормить завтраками. Всякому нужен и обед , и ужин.

4 урок.

Составьте словосочетания.

П..суда вкусный

К..стрюля обильный

Ст..кан эмалированная

Т..релка чистая

Завтр..к стеклянный

Бед глубокая

Уж..н утренний

5 урок.

Запись слов под диктовку, выдели зелёным цветом: тарелка, завтрак, стакан, обед, кастрюля, ужин, обед.

Словарные слова (7-я группа)

Слова : столица, Родина, народ, русский, Красная площадь, герой, патриот.

1 урок.

Столица - главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Родина - 1) Отечество, родная страна; 2) место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо, возникновения чего-либо.

Народ - 1) население государства; 2) нация, национальность или народность; 3) люди, группа людей.

Русский - относящийся к коренному населению России (к русским), к России; народ, составляющий коренное население России.

Красная площадь - площадь перед Кремлём в Москве, мощёная булыжником. Красная площадь - главная площадь столицы России - города Москвы, один из символов России.

Герой - 1) выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги; 2) главное действующее лицо литературного произведения.

Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

2 урок.

Выборочный диктант.

Родина любимая - мать родимая. Москва - всемстолицам дорога. В песнях душа народа. Русский солдат не знает преград. На Красной площади парад, знамёна алые горят. Герой за славой не гонится. Он был патриотом своего народа.

3 урок.

Составь словосочетания.

П..тр..от златоглавая

Одина советский

ст..лица трудолюбивый

н..род любимая

…расная площадь главный

г..рой в Москве

4 урок.

Запиши однокоренные слова:

Герой - геройский, героиня.

Народ - народный.

Красная площадь - красивая.

Русский - обрусеть.

Родина - родители.

Патриот - патриотизм.

Столица - столичный.

5 урок.

Запись под диктовку: герой, Родина, народ, столица, патриот, Красная площадь, русский.

Словарные слова (8-я группа)

Слова: мебель, картина, диван, кровать, комната, квартира.

1 урок.

Мебель - предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта.

Картина - 1) произведение живописи в красках на холсте, доске, бумаге; 2) то же, что кинофильм; 3) то, что можно видеть или представлять себе в конкретных образах; 4) устное или письменное живое и яркое изображение.

Диван - мягкая мебель для сидения и лежания, со спинкой и ручками или валиками.

Кровать - предмет мебели для спанья - длинная рама с ножками и двумя боковыми спинками, на которую кладут матрац и постельные принадлежности.

Комната - отдельное помещение для жилья в квартире, в общежитии, а также отдельное служебное помещение.

Квартира - 1) жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с кухней, передней;2) помещение, снимаемое у кого-нибудь для жилья; 3) место временного расположения войск, а также вообще временного расположения членов какого-нибудь отряда, рабочей группы.

2 урок.

1) Если ты устал играть, то ложишься ….(на кровать)

2) Он работе первый враг, он лентяям очень рад:

Отдохнут пускай на нём, ну а дело подождёт.

Как на нём легко сидится, и приятно, сладко спится!

Спинка мягкая, подушки….. Что ещё для счастья нужно? (диван)

3) Произведение живописи, нарисованное красками (картина)

4)Нагулявшись, со двора я бегом спешу…куда?

И куда приходит мама, папа с Колей и сестрой?

Где мы красим, белим, моем, клеем на стену обои?

Как зовётся этот дом где мы всей семьёй живём? (квартира)

5) Предметы комнатной обстановки (мебель)

6) Отдельные помещения в квартире для жилья (комнаты)

3 урок.

Выборочный диктант.

В квартире над ними жил мальчик Андрюшка. По комнате всей раскидал он игрушки. Незнайка и Козлик очутились в комнате. Здесь была необходимая мебель и посуда. На стене висела картина в чёрной широкой раме. Незнайка лежал на кровати , утопая в перине, а Козлик расположился на диване.

4 урок.

Составьте словосочетания.

Меб..ль благоустроенная

К..ртина деревянная

Д..ван офисная

Кр..вать масляная

Комн..та кожаный

Кв..ртира чистая

5 урок.

Составьте мини-сочинение со словами этой группы.

Словарные слова (9-я группа)

Слова: город, завод, работа, магазин, библиотека.

1 урок.

Город - крупный населённый пункт, место большого поселения людей, административный, промышленный, торговый и культурный центр.

Завод - крупное промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный, судостроительный заводы) или разводят животных (конный, рыбоводный заводы).

Работа - 1) занятие, труд; 2) служба в каком-нибудь предприятии, учреждении как источник заработка; 3) продукт труда, готовое изделие; 4) качество, способ исполнения (превосходная работа)

Магазин - здание или помещение для торговли каким-нибудь товаром.

Библиотека - 1) учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования; 2) название книг определённой тематики (библиотека учителя); 3) место, помещение, комната для хранения книг: книгохранилище.

2 урок.

1) Живей отгадайте, девчонки, мальчишки -

Светланы, Татьяны, Артёмы и Кости;

Где ваши друзья живут добрые - книжки?

Куда вы частенько приходите в гости? (библиотека)

2) Величав, красив и молод, за плотиной вырос…..(город).

3) Трубы - громады, корпуса чуть ниже,

Мы выпускаем КамАЗы и Ижи

Как назовёшь ты такие дома,

Где может работать мама твоя? …. (завод)

4) Я беру в руки корзину,

Чтоб ходить по …. (магазину)

5) Каков мастер - такова и ….. (работа).

3 урок.

Выборочный диктант.

Без охоты нет работы. В магазине побывали, куклу Барби увидали. В библиотеке для ребят на полках книги в ряд стоят. Москва - всем городам мать. На нашем заводе брак не в моде.

4 урок.

Составление словосочетаний.

город умственная

завод школьная

работа древний

магазин автомобильный

библиотека продуктовый

5 урок.

Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.

Словарные слова (10-я группа)

Слова: ракета, месяц, корабль, космос, космонавт.

1 урок.

Ракета - 1) летательный аппарат, двигающийся под воздействием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива (боевые ракеты); 2) применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе (сигнальная ракета); 3) быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях.

Космос - мир, вселенная.

Космонавт - тот, кто совершает полёты в космическое пространство.

Корабль - 1) морское, военно-морское судно; 2) летательный аппарат большой мощности (космический корабль).

Месяц - 1) единица исчисления времени, равная 1/12 части года или 30 (31) суткам; 2) то же, что луна.

2 урок.

1) Чудо-птица - алый хвост - полетела в стаю звёзд (ракета)

2) То блин, то полблина, то та, то эта сторона (месяц)

3) Ходит город-великан на работу в океан (корабль)

4) Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт,

А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это?

5) Назовите по-другому вселенную.

3 урок.

Выборочный диктант.

12 апреля 1961 года взлетел ввысь космический корабль «Восток-1». На нём впервые в мире в космос полетел человек. Корабль облетел вокруг Земли. Управлял кораблём лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. До самого последнего мгновения Знайка надеялся, что увидит ракету. Над лесом месяц проглянул и выплыл понемногу.

4 урок.

Р..кета военный

К..смос сигнальная

К..см..навт молодой

К..раб..ль отважный

Мес..ц безграничный

5 урок.

Запись слов под диктовку. Зелёной ручкой выделить орфограммы.

Словарные слова (11 группа)

Слова : потом, вокруг, орудие, металл, молоток, топор, ремонт.

1 урок.

Потом - спустя некоторое время, после.

Вокруг - со всех сторон, поблизости, вблизи, невдалеке, по соседству, кругом,

около, на окружности круга.

Орудие - техническое приспособление, при помощи которого производится

работа или какое-нибудь действие.

Металл - химически простое вещество (или сплав, обладающий особым блеском,

Ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью).

Молоток - 1) инструмент для забивания чего-либо, для ударов - металлический

или деревянный брусок, насаженный под прямым углом на рукоятку

(сапожный молоток)

2) ручная машина ударного действия с механическим приводом

(отбойный молоток)

3) о деятельном и настойчивом, упорном человеке (переносное знач. - парень-молоток)

Топор - насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и

Ремонт - исправление повреждений, замена элементов, починка.

2 урок.

Выборочный диктант.

Сначала думай, а потом делай. Что напишешь пером, то не вырубишь топором. Дому требуется капитальный ремонт. Вокруг тебя добрых людей много. С высотки стреляло дальнобойное орудие. У Дмитрия был металл в голосе (фразеологизм; строго, требовательно, сурово). Без молотка и пилы не видеть избы.

3 урок.

Расположить слова в алфавитном порядке.

потом, вокруг, орудие, металл, молоток, топор, ремонт

4 урок.

Составь словосочетания.

молоток сельскохозяйственное

топор текущий

орудие драгоценный

металл «да около»

ремонт сапожный

вокруг говори

потом острый

5 урок.

Составить предложения со словами этой группы.

Запомнить большое количество слов с непроверяемыми написаниями и научиться писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учащимися начальной школы.

По сравнению с традиционной методикой усвоения словарных слов С.Н.Лысенкова считает, что через словарную работу надо провести не только слова из словаря учебника, но и некоторые группы слов по некоторым изучаемым темам, трудно усваиваемым младшими школьниками.

Отобранные слова распределены на блоки, помещенные в таблицы по 5-8 слов. Приведем примеры таких блоков, чтобы стал понятен принцип распределения слов.

город огород ягоды завтрак зима коллектив

улица овощи земляника обед мороз коллекция

завод капуста малина ужин коньки милиция

магазин морковь черника посуда каток лекция

работа огурец смородина кастрюля салазки акция

машина горох крыжовник тарелка иней

помидор стакан лопата

Работа с одним блоком занимает неделю. В понедельник – знакомство. В течение недели – усвоение с помощью различных видов словарных диктантов, занимательных игр и мнемотехнических приемов. В последний день – контроль и проверка. При этом учащимся предлагается вспомнить и те слова, которые были усвоены ранее.

В последнее время интересной работой, имеющей важное значение для лингвистического развития учащихся и дающей положительные результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями является этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным».

Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного трудного слова. Так, в III классе, работая со словами телефон, телеграф, телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко». Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов.

Работа по выяснению происхождения изучаемых слов делает процесс обучения увлекательным. В одном из рассказов К. Паустовского говорится о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать». Читает ребята стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно.

Сначала дети отгадывают загадку:

Под ярусом – ярусом

Висит зипун с красным гарусом.

Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и наконец проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина ряб – пёстрый, рябой

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Кроме того, в работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд».

Другое задание: «1. Ответь на вопросы, ответы записать. Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге? 2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм – это тысяча … 3). Смотр готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение, растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….

Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

На доске стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли ?

Что за мон ?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут?

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: «Что за ли ? Что за мон ?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной.

В последнее время популярностью пользуется способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву в словарном слове интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченной К.Д.Ушинским: «Ребенок мыслит образами».

Для этого нужно «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква О в слове «автомОбиль» превратится в колеса, в слове «шОссе» - в дорожный знак. А в тетрадях учащихся появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком-буквой. Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренируемым и лучшим для запоминания не смысловой информации. Непроверяемая буква в словарном слове соотносится с каким-либо предметом на основе ассоциации.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применяется прием «слово в слове». Например, слово «путешествие» можно запомнить так: учащиеся находят по заданию учителя слово «шест» и объясняют его лексическое значение. (Палка, посох, помогающий при ходьбе, особенно по неровной местности). Затем учащимся предлагается заранее написанное на доске стихотворение:

Шест в путеШЕСТвие возьмем, с шестом мы легче путь пройдем.

Можно использовать для запоминания и рифмованные строки. Например, для запоминания слова «хорошо»: «Хорошо, что хорошо пишется через три О: хОрОшО.

Обеспечить их качественное запоминание довольно сложно. Но если работу над непроверяемыми написаниями привести в систему и поэтапно проводить ее, можно облегчить усвоение детьми словарных слов и добиться хороших результатов в повышении грамотности учащихся.

На начальном этапе необходимо создать условия для наиболее яркого, полного восприятия слова, задействовав максимальное количество способов восприятия. Для запоминания дается сразу несколько слов, которые должны быть связаны между собой по каким-либо признакам.


Например: т релка

К стрюля

ст кан

Приемы работы и виды заданий для запоминания словарных слов:

1. Разгадать кроссворд.

2. Собрать слова из слогов:

ма за им ка

ран на вод ник

фель дам уче порт

1. Узнать слово по лексическому значению. Например: группа людей, занимающихся определенным общим делом (коллектив).

2. Разгадать загадки.

3. Найти среди записанных слов слова с непроверяемыми написаниями.

4. Объяснить значение слова: аллея - ?

5. Анаграммы: ОМОРЗ.

6. Найти на рисунке предметы, в названии которых есть непроверяемые написания.

7. Разгадать ребусы.

8. Объединить слова по каким-либо признакам (сорока, ворона, воробей).

9. Познакомить детей с этимологией слова.

10. Подобрать пословицы, поговорки, стихотворения с данными словами.

11. Составить новое словарное слово из букв, обозначающих орфограммы в словах: групп а, ве сна, весенн ий, ка рандаш, колл ектив → п е н а л.

12. Узнать слово по его синониму (антониму): медленно - … (быстро); здравствуй - … (до свидания); увлекательный - … (интересный).

13. Учить работе со словарями (орфографическим, толковым, словообразовательным, этимологическим).

На втором этапе нужно научить ребенка находить для изучаемого слова ассоциативный образ. Суть заключается в том, что трудная орфограмма связывается с ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова. Например: береза - белая. Ассоциативный образ должен быть связан со словом каким-то признаком: по цвету, по форме, по звучанию, по назначению, по вкусу, по действию и др. Он должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является в словарном слове сомнительной. Ассоциацию можно изобразить в рисунке.

Учитель не должен навязывать свой ассоциативный образ, а может показать образец его нахождения. Ценность заключается в том, чтобы каждый ребенок сам умел найти ассоциативный образ. После обсуждения и выявления правильности выбора ассоциации можно зафиксировать этот образ в авторской книжке ученика. Это блокнот, тетрадь, в которой ученики работают самостоятельно над творческими заданиями. Такие книги ученики ведут со второго класса.

Следующий образ – закрепительный. На нем осуществляется введение изучаемого слова в активный словарь учащихся для закрепления его написания. Учитель в течение недели составляет различные упражнения, в которые включает изученное слово, также сами дети предлагают свои задания.

Виды упражнений на данном этапе:

1. Запись слов в алфавитном порядке.

2. Запись слов цепочкой.

3. Подбор родственных слов.

4. Составление текста с данными словами.

5. Разбор слова: по составу, как часть речи, фонетический разбор.

6. Использование словарных слов для зрительного диктанта.

7.Включение слов в тексты для списывания (орфографическое проговаривание).

8. Восстановление деформированного текста:

м д в д е е и з л а л е и г в б р л г е о у

9. Группировка слов по схожести написания: -сс-; -оро-; -ете-.

10. Запись слов по какой-то теме. Например, по теме «Школа».

11. Выбор правильного ответа: п..ортрет (а/о), ко..ектив (лл/л ).

12. Составление статьи о слове.

13. Нахождение лишнего слова.

14. Выборочный диктант.

15. Словарный диктант.

16. Творческий диктант.

17. Подбор загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов.

18. Подбор синонимов, антонимов.

19. Списывание текстов с пропущенными буквами.

Последний этап – контрольно-оценочный. Цель этапа – диагностика качества запоминания. На этом этапе проводится проверочная работа, по анализу которой составляется таблица, где фиксируется, кто и как запомнил новые слова.

Эта таблица позволяет видеть картину усвоения каждого слова каждым учащимся и класса в целом. Также таблица помогает подобрать упражнения для коррекции индивидуально и фронтально.

Использование методики, разработанной Г.А.Бакулиной позволяет обеспечить качественное запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Знакомство с новым словарным словом включает следующие этапы:

1. Выполнение задания логического характера и самостоятельное определение учащимися слов, с которыми предстоит познакомиться на уроке.

2. Работа над лексическим значением слова, этимологическая справка.

3. Нахождение слова в орфографическом словаре и его выписывание в тетрадь.

4. Введение слова в активный словарь учащихся.

Каждый этап предусматривает совершенствование целого ряда интеллектуальных качеств личности младшего школьника. Выполнение предлагаемых учащимся заданий способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи и творческих способностей. Разнообразие предлагаемых Г.А.Бакулиной приемов способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации детей. Разработки уроков русского с подробным описанием словарно-орфографической работы предлагаются в пособии «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», разработанном Г.А.Бакулиной для каждого учебного года начального обучения.


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

В русском языке, как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями - запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями является, на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами. В учебниках русского языка Р.Н.Бунеева «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом, написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Программой начальных классов определен тот минимум слов, написание которых учащиеся должны усвоить. По системе Р.Н. Бунеева таких слов около 400. Мы вместе с учителем начальных классов И.А.Семёновой все слова распределили по небольшим группам и каждую из них изучаем с детьми четыре-пять уроков подряд. За это время работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:

  1. Первоначальное знакомство с группой слов, выявление общих черт этих слов.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слов.
  3. Проверка усвоения написания группы слов.

Покажу на примере изучение одной из групп.

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ (1 класс)

1-й день (знакомство с группой слов)

На доске висят изучаемые слова, но они закрыты от учащихся.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новую группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте попробуем отгадать, что это за слова. Первое слово зашифровано в виде ребуса: 40 А. (сорока) Правильно. Сорока – это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик – стрекотание. (вывешивается картинка с изображением сороки). Своё имя сорока получила от исходного слова сорка , передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё можно назвать «сорокой»? (человека, который много говорит). Как же пишется это слово? (открывается написанное слово) Какую непроверяемую гласную надо запомнить в этом слове? (первую О) Прочитайте хором это слово орфографически, то есть по слогам, как пишется (СО-РО-КА). Запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

Теперь отгадайте загадку:

Окраской – сероватая.
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (ворона)

Это птица с черно-серым оперением, родственная ворону. (вывешивается картинка вороны).

Ворона и ворон родственны слову вороной «чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение.

Вороной еще называют рассеянного и невнимательного человека. Как пишется это слово? (открывается слово). Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически. Запишите его в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.

Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь. «Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. (По Е.Чарушиной)»(корова) Это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. (вывешивается картинка коровы) Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор – «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

И последнее слово – снова отгадайте загадку:

Маленький мальчишка в сером армячке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (воробей)

Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. (вывешивается картинка) Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного вор – « воркует, издаёт переливчатые звуки». Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово хором орфографи чески, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение.

В 3-4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим высказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое слово. После знакомства с изучаемой группой слов учитель может задавать следующие вопросы и задания: «Что объединяет эти слова в одну группу? (в данном примере сочетание ОРО) Какое слово здесь «лишнее» и почему? На какие две группы можно классифицировать эти слова? (одушевленные-неодушевленные предметы, растения – животные, двусложные – трехсложные, с ударением на первый – второй слоги, начинаются на гласную – согласную букву и т.п.) Дома учащиеся новую группу слов записывают в индивидуальный «словарик», который дети заводят еще в период обучения грамоте и ведут его на протяжении всей начальной школы.

2 день (упражнения на запоминание слов).

На доске записана та же группа слов, но с пропущенными буквами, требующими запоминания.

с…рока
в…рона
к…рова
в…робей

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесенкой, чтобы ярче выделялись те части слова., которые пишутся одинаково:

сорока ворона корова воробей
сорочий воронушка коровка воробушек
сорочонок воронёнок коровушка воробьиха
вороньё коровник воробьёнок
вороний коровёнка воробьиный

Такая форма записи поможет лучшему запоминанию правописания изучаемых слов. К подобранным однокоренным словам можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они относятся.

Большую пользу приносят и упражнения в составлении словосочетаний с данными словами. Работу над словосочетанием можно усложнять по мере изучения программного материала, сочетая её с грамматическим заданием. Например, при изучении имени существительного можно предложить составить и записать словосочетание с изучаемыми существительными, употребляя их в творительном или предложном падеже, с предлогом или без, подчеркнуть окончания, указать склонение и падеж этих существительных.

Упражнения в составлении словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащимся быстро выделять словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.

В 3 день повтор изучаемых слов можно начать с отгадывания анаграмм.

На доске:

аоркос
рнооав
рокоав
йвореоб

Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме, вспоминают «словарные слова». Затем ребята составляют предложения с изучаемыми словами. Работа может проводится как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильное составление предложений указывает на понимание учащимися значений слов, учит употреблять их в речи. На дом ученикам 2-3 классов, а ученикам 4-х класса и на уроке дается задание составить рассказ, используя изучаемые на данном этапе «словарные слова».

В 4 день продолжается работа с группой слов. Здесь уже можно давать предложения под диктовку с последующей проверкой. Например:

«Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. Зачирикал воробей веселей на крыше.

Ворона каркнула во всё воронье горло. Ворона ущипнула Дружка за хвост.

Корова Буренка паслась на лугу. Очень полезно пить коровье молоко.

Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока приносит вести.»

На этом этапе можно « словарную работу» проводить совместно с работой над развитием речи. Например, вместо предложений вспоминать и записывать под диктовку пословицы и поговорки: « Корова черна, да молоко у ней бело. Сметанку любить, коровушку кормить.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Пуганая ворона и куста боится.»

Учитель может познакомить детей и с фразеологизмами и объяснить их значение:

«Стреляный воробей – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести;

Белая ворона – о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих;

Как корова языком слизала – что-нибудь быстро и бесследно исчезло;

Сорока на хвосте принесла – об известии, сведениях, неизвестно откуда взятых, полученных;

Трещит как сорока – говорит быстро, громко».

В 5 день изучения группы слов можно также дать разнообразные упражнения на закрепление написания слов: списать текст, вставить пропущенные буквы, отгадать кроссворд и т.д. Затем проводится проверка знаний учащихся. В качестве проверки написания слов с непроверяемыми написаниями используются как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, картинные диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написаний слов, так и с целью контроля. В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов. На уроках закрепления пройденного материала необходимо повторять изученные за это время группы слов.

Ниже приводятся слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой по учебникам Р.Н.Бунеева, распределенные по группам.

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые в 1 классе.

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
лимон рисунок сорока кросс сапоги
капуста картина ворона класс город
помидор карандаш корова тонна барабан
огород воробей суббота
осина
группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа 10
обед яблоня ребята ещё баран
корзина яблоко девочка шёл собака
ягода рябина учитель что заяц
стакан учительница хорошо медведь
молоко ученик петух
ученица
группа 11 группа 12
диван картон
багаж топор
чемодан коньки
машина ветер

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые во 2 классе.

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
мороз Россия граждане артист овощи
погода Отечество гражданин театр береза
Москва народ работа рябина
город человек
улица
группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа 10
алфавит ученик вдруг иногда только
язык учитель весело скоро столько
русский учительница громко потом сколько
тетрадь сначала
рассказ тогда
группа 11 группа 12 группа 13 группа 14
сегодня воробей ребята дорога
однажды собака мальчик карандаш
слева девочка ранец
вокруг трамвай

Берёза, быстро, весело, ветер, воробей, ворона, город, девоч-ка, дежурный, деревня, заяц, здравствуй (-те), капуста, каран-даш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пе-нал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Родина, русский, са-поги, скоро, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

Основные требования к знаниям и умениям к концу II класса

Обучающиеся должны знать:

названия букв русского алфавита;

признаки гласных и согласных звуков;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;

правила переноса.

Обучающиеся должны уметь:

каллиграфически правильно писать слова, предложения, тек-сты из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;

делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буква-ми и ь;

писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в назва-ниях городов, деревень, в кличках животных;

писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, чт;

правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие со-гласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в дву-сложных словах (мячи, река, окно);

писать слова с двойными согласными (типа Анна, группа, класс, суббота), слова с разделительным ь, слова с непроверяе-мыми написаниями по программе II класса);

писать раздельно предлоги со словами;

производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв (в словах типа конь, сова, стриж);

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие пред-мета;

различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отве-чающие на вопрос ч т о?;

устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов; выде-лять подлежащее и сказуемое;

составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;

употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце пред-ложения;

определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;

делить сплошной текст на предложения (3-4 предложе-ния);

устанавливать связь по смыслу между частями текста (вос-станавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);

составлять и записывать текст из 3-5 предложений на за-данную тему или по наблюдениям, по ситуации; употреблять при записи текста красную строку.

3 класс (170 ч)

повторение (16 ч)

Предложение, текст, слово - единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила пере-носа слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный ь и ь - показатель мягкости согласных. Сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, чт. Слова с двой-ными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путем из-менения формы слова и подбора однокоренных: доски - доска, соль - солить, площади - площадка.

предложение. словосочетание (12 ч)

Виды предложений по цели высказывания (повествователь-ное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклица-тельное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое - глав-ные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предло-жения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и за-висимое слово в словосочетании.

текст (3 ч)

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложе-ний в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: еж, зверек, ежик, колючий ко-мочек и т. п.). Виды текстов: повествование, описание, рассужде-ние (ознакомление). Опорные слова в тексте.

состав слова (66 ч)

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых час-тях слова - корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде-ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра-зованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокорен-ные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове-ряемых безударных гласных в корне слова. Правописание пар-ных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку- печь, лицо - личный, бег - бежать, верх - вершина, вязать - вяжет и др. (ознакомление).

Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ъ в словах с приставками. Со-поставление ъ и ь.

Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексиче-ским значением слов, образованных с помощью суффиксов. Пра-вописание суффиксов -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление)ю

лексика (Знакомство с лексическими понятиями проводится в процессе изучения имён существительных, прилагательных, глаголов, а также на уроках чтения).

Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Си-нонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

части речи (63 ч)

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числитель-ное, предлоги, союзы).

Имя существительное как часть речи: общее значение, вопро-сы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нари-цательные. Заглавная буква в собственных именах существитель-ных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам.

Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существитель-ных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, нож-ницы) 1 .

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро-сы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и про-тивоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в пред-ложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовер-шенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (ан-тонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выра-жения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Умение пользоваться толковым словарем, словарем синони-мов, антонимов.

текст. развитие связной речи

Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествова-ние, описание, рассуждение - и стилях речи (разговорный, дело-вой, художественный).

Изложение текста-повествования по коллективно или само-стоятельно составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близ-кие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскур-сиях и т. п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. На-писание короткого письма о своих делах с элементами рассужде-ния, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.

Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравле-ние, просьба, извинение.

повторение изученного за год (10 ч)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, во-просительные предложения. Состав слова. Правописание звон-ких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

чистописание

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения в письме по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо заглавных и строчных букв и их соедине-ний: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, 3, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, 3, з, У, у и др. Упражне-ния в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предло-жений и небольших текстов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вче-ра, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, кварти-ра, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, ком-ната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, мет-ро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, привет-ливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, со-вет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, чет-верг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

Основные требования к знаниям и умениям к концу III класса

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, гла-гол, предлог;

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфо-граммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безудар-ные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, вы-делять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилага-тельных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответст-вии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошед-шем времени - по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предло-жении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: опреде-лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или само-стоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение пове-ствовательного характера по сюжетной картинке, личным на-блюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

4 класс (170 ч)

повторение (16 ч)

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст - повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко-буквенный анализ слов 1 .

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание - зна-чимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки ор-фограмм в корне слова (обобщение правил правописания глас-ных и согласных в корне слова) 2 . Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставле-ние).

Части речи. Роль имен существительных, имен прилагатель-ных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаго-лов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и из-меняемые категории, роль в предложении. Правописание родо-вых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце су-ществительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопро-сы что делаешь? что сделаешь?

предложение (12 ч)

Главные и второстепенные члены предложения (общее поня-тие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых (ознакомление) 3 . Предложение с однородными чле-нами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложно-сочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (на-блюдения) 3 .

Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).

текст (5 ч)

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: те-ма и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную

мысль; части текста, связь между ними; связь между предложе-ниями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (пове-ствование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразитель-ные средства текста.

ЧАСТИ РЕЧИ

имя существительное (48 ч)

Склонение имен существительных в единственном числе. Осо-бенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существитель-ных на -мя, -им, -ие, -ил). Управление как вид связи слов в сло-восочетаниях (общее понятие) 1 .

Употребление предлогов с именами существительными в раз-личных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Кам-чатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.

Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и роди-тельного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.

имя прилагательное (33 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро-сы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен-ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие) 2 .

Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагатель-ных во множественном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

местоимение (7 ч)

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без пред-логов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Использование личных местоимений как средства связи пред-ложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

глагол (40 ч)

Особенности глаголов как части речи по сравнению с имена-ми существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и ро-дам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как началь-ной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и бу-дущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаго-лы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаго-лов». Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единст-венного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознава-ние глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать - слышал, увидеть - увидел.

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-анто-нимов. Наблюдение за употреблением при глаголах имен суще-ствительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать (что? о чем?) сочинение об экскурсии, описать (что?) экскурсию.

наречие

Наречие - неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосоче-таниях: летел высоко, двигались медленно и т. п. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами , -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, сле-ва, справа, издалека, издавна.

имя числительное (Наблюдение в течение учебного года за употреблением в речи).

Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях (типа два карандаша, пять дней, десять стра-ниц), их употребление в речи.

развитие связной речи (Работа по развитию речи проводится в течение всего учебного года).

Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или само-стоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-сино-нимов, прилагательных-синонимов и т. д.

Особенности построения устного ответа по учебному материа-лу (специфика учебно-деловой речи).

повторение изученного за год (9 ч)

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды пред-ложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово - единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прила-гательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непро-износимых согласных. Правописание безударных гласных в па-дежных окончаниях имен существительных и имен прилагатель-ных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рацио-нальных способов их соединений (по группам) в словах, предло-жениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности пись-ма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, бесе-да, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, зав-тра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, кален-дарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, порт-рет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешест-вие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, сво-бода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, теле-фон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электро-станция.

Обучающиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки;

признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

находить в словах орфограммы на изученные правила и обос-новывать их написание;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и пи-сать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограм-мами (падежные окончания имен существительных и имен при-лагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, б после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) 1 и знаками препинания между одно-родными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединен-ными союзами;

производить фонетический разбор слов (типа лодка, школь-ный, площадь);

производить разбор слова по составу: находить в слове окон-чание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, до-школьный, позвонит);

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (не-определенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;

производить синтаксический разбор предложения с однород-ными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;

составлять план текста;

распознавать тексты: повествование, описание, рассужде-ние - и использовать их в речи;

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, по-здравление;

писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

Щелково 2011 Структура основной образовательной программы начального общего образования МОУ... Федерации в 2010 2011 гг. указанного комплексного учебного курса. ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)

    2011г. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 -2015 годы Киров 2011 Оглавление Страницы 1. Пояснительная записка 4 1.1. Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (5)

    Основная образовательная программа

    ... 2011 года «Согласовано» Председатель Управляющего Совета __________ (______________) «___» ____________ 2011 года Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 -2015 годы ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования на 2010-2014 учебные годы

    Основная образовательная программа

    ... образования Славянский район на 2010 -2014 учебные годы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования ... образовательный стандарт начального общего образования в 2010 -2011 учебном году Учебные предметы...

  • Выбор редакции
    Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

    Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

    Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

    В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
    Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
    Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
    Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
    Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...