Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты. Михаил шолохов Творчество военных и послевоенных лет


томах. Т. III. - М., 2006.

Ввиду мифо-символической сложности языка Андреева, объясним значение некоторых его смыслообразов.

Даймоны в понимании Д. Л. Андреева - это высшее человечество Шаданакара, обитатели сакуалы миров с четырьмя пространственными координатами и различным числом временных координат. Даймоны проходят путь становления, схожий с нашим, но начали его раньше и совершают его успешнее. С нашим человечеством они связаны разнообразными нитями См.: 2, с. 530.

Дуггур - это один из слоев демонических стихиалей, имеющий для человечества особое значение. Существа, проходящие свои инкарнации в Дуггаре, восполняют убыль своих жизненных сил эйфосом - излучением похоти человечества.

Друккарг - это Шрастр Российской метакультуры.

Шрастр - это инопространственные материальные слои, связанные некоторыми зонами в физическом теле планеты Земли, а именно с «компенсационными выступами» Материков, опрокинутыми остриями к земному центру. Обиталища античеловечества, состоящего из двух совместно живущих рас - игв и раруггов. В шрастрах имеются своеобразные огромные

города и очень высокая демоническая техника. См.: 2, с.530, 533.

Синклиты - это обитающие в затомисах метакультур сонмы просветлённых человеческих душ. Затомисы - высшие слои всех метакультур человечества, их небесные страны, опора народоводительствующих сил, обители Синклитов. Вместе с созидающейся сейчас Аримоей - зато-мисом Розы Мира - их общее число достигает тридцати четырёх. См.: 2, с.530, 532.

3. Гоголь, Н. В. Мёртвые души // Гоголь Н. В. Сочинения в двух томах. Т. 2. - М., 1973.

4. Микушевич, В. В. Вестничество и самозванство гениальности // Даниил Андреев: pro et contra. Личность и творчество Д. Л. Андреева в оценке публицистов и исследователей. - СПб., 2010. - (Русский Путь).

Кренжолек Ольга Станиславовна, старший преподаватель университета Яна Кохановского в Кельце (Польша) (Jan Kochanowski University in Kielce), член Открытого Международного сообщества «Русская словесность: духовно-

культурные контексты».

РЕЦЕНЗИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТВОРЧЕСТВУ МИХАИЛА ШОЛОХОВА

На прилавках книжных магазинов появилась Шолоховская энциклопедия, выход которой был анонсирован в прошлом году. Энциклопедия обобщает многолетний шолоховедческий опыт, использует новые архивные данные, представляя палитру взглядов, оценок и суждений о жизни и художественном мире М. А. Шолохова, его бытовом и творческом окружении. В ней выстроена четкая исследовательская концепция, превращающая многообразный текстовой материал в свод современных знаний о писателе и человеке, ставшем культурным символом русского национального самосознания. Достоинством Шолоховской энциклопедии является открытость авторов статей и редколлегии,

предполагающая возможность дополнений и уточнений.

Литературные персональные энциклопедии, появившиеся в последние два десятилетия, не ставили масштабных задач. Булгаковская энциклопедия, Оренбургские биографические справочники, которые посвящены А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, Т. Г. Шевченко, другие современные энциклопедии-персоналии не объявляли своей целью представить полный свод знаний о всех произведениях и идейнохудожественном наследии писателей. Составители Шолоховской энциклопедии стараются идти по иному пути, располагая материал по-новому, сопровождая словарные статьи

иллюстративным материалом, подбирая сведения не только о творческом, но и бытовом окружении Шолохова, его родственниках, поездках по стране, экранизациях произведений и т. п. Статьи в ней построены по единому плану, информативны, и в своем большинстве объективны. Впервые предпринята попытка не только дать представление о судьбе писателя и его произведений, но и обобщить результаты изучения жизни и творческого наследия, текстологических и архивных поисков в энциклопедическом охвате.

Энциклопедия Шолохова выходит за границы жанра, призванного по своей природе быть жесткой в отборе фактов и объективной в изложении материала. Она становится яркой и живой уже в «Слове об отце» М.М. Шолохова, выполняющем роль предисловия. В нем открывается путь к постижению богатого внутреннего мира писателя, его душевного склада и сильному жизнелюбивому чувству, к крещённым редкостным изобразительным даром богатству природных картин, к «очарованию человека», к его духовной красоте, прозорливому слову и глубокой мысли.

Статьи в энциклопедии расположены в алфавитном порядке. Основную часть тысячестраничной книги занимают короткие статьи-справки, основанные на архивных фондах, малоизвестных или неопубликованных материалах. Порой, перечитывая то, что кажется давно знакомым, неожиданно замечаешь, как открывается новое в биографии, в изложении содержания рассказа (В. В. Васильев, Г. Н. Воронцова, О. В. Быстрова), истории создания, героях, хронотопах и текстологии романа («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за родину» - Ю. А. Дворяшин, Ф. Ф. Кузнецов, С. Г. Семенова, Г. С. Ермолаев, Г. Н. Воронцова), в комментариях и статьях о языке и стиле (Л. Б. Савенкова), народности и фольклорной основе эстетики Шолохова (Е. А. Костин), о любви и смерти, народно-смеховой культуре и поэтике (С. Г. Семенова), казачьей песне (Н. В. Корниенко), - своеобразном мировоззренческом коде произведений писателя, христианских мотивах шолоховского эпоса (А. А. Дырдин). Каждая статья снабжена библиографией, несущей читателю сведения о наиболее содержательных шолоховедческих исследованиях.

Хотя акцент в персональной энциклопедии смещен в сторону биографии, отношений Шолохова с близкими, с последователями, отечественными и зарубежными писателями, журналистами и общественными деятелями,

посетившими его в Вешенской, связей с другими видами искусства (кино, театр, музыка), текст книги - это единое целое. Книга стала наиболее полным и объективным отражением современных достижений науки о Шолохове. В ее состав входит пространный обзор материалов об изучении творчества писателя с конца 1920-х годов по настоящее время.

По уровню и форме представления научного знания статьи литературно-теоретического характера несколько отличаются от биографических справок. Поэтому при первом чтении возникает чувство, что они выпадают из общего справочно-информационного строя книги. Однако это поверхностное ощущение. Все разделы и статьи-справки, подготовленные, в основном, сотрудниками ГМЗ М. А. Шолохова, ценны своими местографическими деталями, пронизаны той же общей увлеченностью материалом и вниманием к источникам, критическим восприятием догадок и домыслов, что и статьи «теоретизирующих» авторов, адресованные подготовленному читателю.

Отмечая достоинства издания,- рецензии-руемый труд расширяет и обогащает наши представления о писателе, заглянувшем в самую сердцевину народной души, - вместе с тем, выскажем ряд пожеланий. Проделав огромную работу, коллектив авторов создал книгу, перелистав страницы которой мы приобщаемся к новой оптике познания шолоховского мира. Однако читателю, жаждущему полноты картины, не достает наглядного представления о контексте, историко-культурном фоне вызревания шолоховских шедевров. Например, в энциклопедии даны портреты русских писателей XIX - начала XX в., А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, и писателей-современников: И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, М. М. Пришвина, Л. М. Леонова, А. Н. Толстого, Б. А. Пильняка и др. Но в ней не нашлось места для представителей донской ветви отечественной литературы. Замечательные мастера слова - Р. П. Кумов, Ф. Д. Крюков, И. А. Родионов и др.- отобразили многие закономерности и противоречия казачьей жизни, столь ярко показанные Шолоховым. Краткие характеристики их художественного и журналистского творчества, а также книг П. Н. Краснова, этнографических материалов и сочинений по истории казачества, если бы они были помещены в текст энциклопедии, сняли бы всякие упреки в односторонности, пристрастности редколлегии и авторов статей.

Жанр энциклопедии предполагает сжатость и лапидарность представленных сведений. Тем не

менее, для статьи-биографии важны не только точные детали портрета и формулы отношений между предшественником и последователем-современником, но и оценки вклада художника в арсенал мировой литературы. Здесь можно вспомнить замечательные слова О. Гончара в его некрологе о Шолохове. «Высокая в своём трагизме любовь Григория и Аксиньи всегда будет звучать бессмертной песней в нравственном величии народной души, в глубине и красоте человеческого чувства. В мировой литературе нашей эпохи вряд ли можно назвать образы, равные по силе с этими. Шолоховские образы способны поистине возвышать и облагораживать человека» (Семейный архив

О. Гончара. Цит. по: Кунцевская О. С. Дискурс

саморедактирования публицистических текстов Олеся Гончара// Журналистика и медиа-

образование-2008. Белгород, 2008. Т. I. - С. 33).

Энциклопедическое издание требует от

редколлегии особой ответственности. Издательский процесс сложен и связан с наличием хорошей редакционно-издательской базы.

Сегодня издатели экономят на редакторах и корректорах. Листая страницы Шолоховской энциклопедии, порой испытываешь разочарование. Речь идет не о полноте словника или отсутствии именного указателя, указателя авторов, которые упомянуты в статьях и

библиографии. Хотелось бы увидеть в

готовящемся 2-м издании энциклопедии наряду с дополнениями текста (например, статьями о газете «Правда» и журнале «Дон», о ростовской областной газете «Молот» и др.) и следы более профессиональной подготовки текста к печати. Тогда в энциклопедии появится не только соответствующий её фундаментальному уровню справочный аппарат издания, но и список замеченных опечаток - errata.

Следует отметить некоторую небрежность в оформлении книги, имеющиеся в основном тексте энциклопедии и в приложениях неточности и погрешности. Так, в текст статьи о рассказе «Бахчевник» (1925) вкралась досадная опечатка. Его появление на страницах журнала «Комсомолия» датируется 1921 годом (с. 68). В «Основных датах жизни и творчества М. А. Шолохова» (с. 1094), как и в большинстве других источников, местонахождение семьи писателя в 1942 г. указывается неверно: «Северо-

Казахстанская обл.» (На самом деле - ЗападноКазахстанская). Там же местом гибели ростовских писателей в октябре 1941 г. названа не Вязьма, а Вятка.

Безусловно, все эти замечания не снижают познавательной и историко-литературной ценности рецензируемой энциклопедии. Ее выход в свет - значимый итог продуктивной работы российских и зарубежных ученых.

Книга, рассчитанная на самые широкие читательские слои - старшеклассников и студентов, библиотекарей и журналистов - станет, вне всякого сомнения, востребованным справочником не только для учителей-словесников и университетских преподавателей, но и для тех, кто захочет получить подробные сведения о жизни и творчестве классика пореволюционной русской литературы, создателя народной эпопеи «Тихий Дон».

А. П. Рассадин,

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Реферат по теме:

Творчество М.А. Шолохова

План

Введение

1. Биография М.А. Шолохова

2. Творческий путь писателя

3. Своеобразие творчества М.А. Шолохова

Заключение

Список литературы

Введение

Михаил Александрович Шолохов - один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события - революцию, становление советской власти, реалии нового быта, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне. Все написано, безусловно, с позиций идейных, коммунистических, классово, идеологически выверенных. Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий.

Цель работы - рассмотреть творчество М.А. Шолохова.

1. Биограф ия М.А. Шолохова

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской, области Войска Донского (теперь Ростовская область). Его официальная биография выглядит так. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской губернии, с молодых лет работал по найму, кочуя по донским хуторам и станицам. Мать Анастасия Даниловна, дочь крепостного украинского крестьянина Черниговской губернии, с двенадцати лет вплоть до замужества работала в помещичьем имении Ясеновка, находившемся неподалёку от хутора Кружилина. Малограмотная женщина обладала острым природным умом, живой, образной речью, душевным богатством, и эти качества унаследовал будущий писатель.

Однако в последние годы стали известны другие факты. На самом деле сын приказчика 1-го класса и внук купца 2-й гильдии (высшей для станицы Вешенской) в комсомол вовсе не мог быть принят как выходец из семьи эксплуататоров, оружие тогда давали только комсомольцам, естественно.

Его творчество автобиографично лишь в самой малой мере. И если верно предположение его старшего друга Е.Г. Левицкой: «В шатаниях Григория (Мелехова) есть, безусловно, много автобиографического...» - то уж совсем не приходится сомневаться в стремлении Шолохова оттолкнуться от прошлого, как бы начать совершенно новую жизнь; а такое стремление составляет основу коммунистической идеологии. В 1933 г., насмотревшись на безобразия и преступления периода коллективизации, Шолохов, далеко не все показавший в «Поднятой целине», лишь укрепляется в коммунистической вере и просит Сталина в письме прислать в край «доподлинных коммунистов, у которых хватило бы смелости, невзирая на лица, разоблачать всех, по чьей вине смертельно подорвано колхозное хозяйство района. Левицкая, член партии с 1903 г. (Шолохов - с 1932), в 1935 г. восхищается им: «Из травимого врагами и «друзьями» (в кавычках!) Шолохов превратился в писателя с мировым именем... Из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Это - после писем Шолохова о людях, умирающих от голода целыми хуторами. Шолохов действительно надеялся на лучшее.

В 17 лет он был назначен продовольственным комиссаром в станицу Букановскую Царицынской губернии. В 1923 году М.А. Шолохов приехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом домоуправлении и не оставлял мечту стать писателем. В комсомольской газете “Юношеская правда” появляются фельетоны, подписанные псевдонимом “М. Шолох”. Вскоре литература стала его основной профессией. В конце 1924 года был напечатан его первый рассказ “Родинка”, а затем повесть “Путь-дороженька”. Шолохов примкнул к литературной группе “Молодая гвардия”, в которую входили М. Светло, Ю. Лебединский, А. Фадеев и другие писатели. В 1925 г. Шолохов уже публикует рассказ за рассказом в периодике, пять из них выходят отдельными книжками. Всего рассказов набирается два с половиной десятка. В том же году Шолохов включает 19 из них в первый свой сборник «Донские рассказы», который немедленно переиздается с дополнениями под названием «Лазоревая степь» (1926). Шолохова признали. Осенью 1926 г. он начал «Тихий Дон» заново - с описания довоенной жизни донского казачества. Когда само слово «казак» вызывало ожесточение, и мало кто представлял себе, какие они, эти казаки, Шолохов решил показать их всем не как полицейскую силу царизма, а как целый мир, мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир интереснейших личностей и сложнейших человеческих отношений.

В 1932 году Шолохов начал писать «Поднятую целину». Во время Великой Отечественной войны полковой комиссар, затем полковник М.А. Шолохов - военный корреспондент, автор злободневных публицистических очерков и статей. Перу Шолохова принадлежит роман «Они сражались за Родину» (не закончен).

Шолохов не был безусловным фаворитом вождей. В 1944 г. управление пропаганды ЦК ВКП(б) выдвигало его на пост ответственного редактора «Нового мира», но от поста он отказался. Написанная в 60-ом вторая часть «Поднятой целины», по отзывам критиков, признается слабым произведением. Вершиной творчества писателя остается «Тихий Дон».

2. Творческий путь писателя

шолохов фельетон роман дон

Когда в 1925 году появились “Донские рассказы” двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришёл яркий талант. А первая и вторая книги “Тихого Дона”, напечатанные в 1928 году в журнале “Октябрь”, поставили его в ряд лучших писателей Советской страны. В «Тихом Доне» и довоенная жизнь далека от идилличности, а мировая и гражданская войны приводят к поистине катастрофическим последствиям. Роман создавался как бы в свете фольклорной песни о Тихом Доне, которую Шолохов не смог использовать непосредственно на его страницах, «В песне Тихий Дон изображается осиротевшим, оставшимся без „ясных соколов - донских казаков“». И это уже не было гиперболой. Шолохов. настольной книгой которого в то время была «Война и мир», с самого начала строил свое произведение как роман-эпопею, в которой «ширь» и «глубь» не исключает друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы.

Эпическое приятие мира неизбирательно, субстанциональные начала жизни устойчивы и проявляются во всем - в большом и в малом. Жизнь ценна сама по себе, вне проекции на какие-то отвлеченные идеалы. Связь событий в эпосе осуществляется не сюжетом, а всем мироотношением, в котором выражается примат общего над индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь, в отличие от романа с концентрическим сюжетом, нужны не только для чего-то последующего, но и в его собственном, самодостаточном содержании.

Роман «Тихий Дон» вызывал много кривотолков об авторстве Шолохова. Обнаруженные журналистом Л.Е. Колодным рукописные оригиналы первых частей «Тихого Дона» делают основания для сомнений в авторстве Шолохова, возникших сразу после появления в печати первых двух книг романа-эпопеи, крайне зыбкими. Сомнения вызывала способность 22-летнего провинциала с четырехклассным образованием (что, впрочем, больше, чем у первого русского нобелевского лауреата Бунина, не говоря уже о Горьком) написать столь масштабное произведение, требовавшее, помимо всего прочего, широчайших и разносторонних познаний. Но Шолохов действительно вырос - колоссально и стремительно. В то время были доступны многие источники, включая мемуары белоэмигрантов. Во всяком случае, до коллективизации можно было выспрашивать оставшихся участников первой мировой и гражданской войн, Верхнедонского восстания. Известный курьез - наличие, согласно роману, в Восточной Пруссии «города Столыпина», - использовавшийся как аргумент против авторства Шолохова, может говорить и в пользу такового: это типичный случай народной этимологии, какой-нибудь неграмотный казак переиначил на привычный лад непонятное название и так сообщил его любознательному юноше. Что же касается быта и нравов казаков, то до Шолохова просто не было писателя, который бы их так хорошо знал и понимал.

В 1930 г., сразу по завершении первого варианта третьей книги «Тихого Дона», Шолохов начал писать и в 1932 г. опубликовал первую книгу «Поднятой целины». В основу сюжета был положен конфликт явно архаичный, но объективно предваряющий будущие повсеместные поиски «врагов народа», - противостояние заговорщиков и строителей новой жизни. Первая книга начинается приездом в Гремячий Лог Половцева и Давыдова (по хронологии событий раньше приехал двадцатипятитысячник, но показан первым приезд врага),

Конечно, в первой книге колхозного романа немало крамольного для тех лет материала. Но довольно скоро «Поднятая целина» была объявлена произведением образцовым для всей советской литературы. Сталина устраивали смелость и острота в пределах дозволенного, а высокое художественное качество книги как бы доказывало плодотворность коммунистической идеологии в искусстве. Шолохов, несмотря ни на что, все-таки безусловно на стороне своих героев-коммунистов. Образы их рельефны, легко запоминаются со многими деталями, живут, подобно героям «Тихого Дона», в читательском сознании, как реальные люди. Очевидна авторская установка на сопереживание именно им. Утопическое, нормативное осмысление глобальных социально-исторических обстоятельств парадоксально сочетается с реализмом характеров и поступков персонажей.

В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны рассказывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм. Отношение советского народа к фашистам характеризует разговор, который передаёт писатель в очерки “На юге”. Во время перестрелки с окружённой немецкой частью молодой боец сказал: “Видно, это идейные фашисты, товарищ лейтенант. Смотрите, не хотят сдаваться, а вот прибьём их тогда и посмотрим что у них за идея, ответил лейтенант. После боя в захваченном обозе оказались тюки с детской обувью, отрезами материи, женскими пальто и другими награбленными вещами. На убитой территории врага лейтенант увидел хозяйничанья гитлеровцев и был ошеломлён проявлением неслыханного человеконенавистничества. “Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…” А рядом - залитые кровью ученические тетради и учебники…

Непередаваемые мучения перетерпел Герасимов, когда его раннего, взяли в плен гитлеровцы. Но он всё вынес, бежал из плена и вернулся в строй. Чтобы мстить врагам до победного конца. В самый разгар Великой Отечественной войны писатель начал работу над новым романом - “Они сражались за Родину”. С 1943 года главы романа печатались сначала в газетах, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах романа описан первый период войны когда, Советская Армия отступала под натиском превосходящих сил противника. С тяжёлыми боями отходили русские воины, насмерть стояли они на подступах к Сталинграду. В романе просто и правдиво воспроизведены героизм советских солдат, фронтовой быт товарищеской беседы, скрепление кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего - шахтёра Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетова, лейтенанта Голощекова, повара Петра Лисичко.

В романе “Они сражались за Родину” глубоко раскрыт русский национальны характер, ярко проявляющийся в дни тяжёлых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата “русский Иван”. Шолохов писал в одной статей: «Символический русский Иван - это человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару, осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели».

1 января 1957 г. в «Правде» появляется «Судьба человека». Этот рассказ - настоящая «целина», поднятая писателем. Здесь он в своей истинной стихии: показывает в трагических обстоятельствах человека, величественного в своей простоте. Как и в «Тихом Доне», в центре произведения один человек, а проблематика глобальная, общечеловеческая, и банальное заглавие рассказа разрастается до символа. Писатель вновь сумел показать, какую огромную - и непонятую - ценность может представлять собой самый обыкновенный, бесхитростный человек. Это истинный герой, но в отличие от привычного соцреалистического героя, который брал рекорды в труде и косил врагов как траву (вспомним шолоховского же Герасимова), героизм его едва ли не ярче всего проявляется в том, как он пьет водку на пиру немецких офицеров. Это было неслыханно ново для 1956 г. Судьба человека» - важнейшая веха на пути трансформаций представлений о герое литературы, концепции личности.

3. Своео бразие творчества М.А. Шолохова

Советская литература мыслилась, прежде всего, рабоче-крестьянской. Этому критерию творчество Шолохова отвечало в наибольшей степени. Его художественный мир демонстративно «антиинтеллигентен». В четырехтомном «Тихом Доне» среди центральных героев интеллигент (в широком смысле) только один - Евгений Листницкий, причем предполагается, что это герой скорее отрицательный, чем положительный. В двухтомной «Поднятой целине», где речь должна была идти о подъеме народного сознания, которое Шолохов был вынужден отождествить с «целиной», интеллигенция совершенно ни при чем, только мелькает не имеющий почти никакого значения образ учительницы. В незаконченном романе «Они сражались за родину» один из главных героев, Николай Стрельцов, - агроном, интеллигент от земли, и не случайно он абсолютно на своем месте в качестве рядового красноармейца, а образ его брата-генерала был присочинен позже и во многом сыграл роль рупора автора по отношению к проблеме «культа личности». В единственном рассказе Шолохова, имеющем очень большое литературное значение, - «Судьбе человека» - образ врача эпизодичен и человек этот дан в восприятии шофера. В большинстве своих произведений Шолохов старается не уводить действие далеко (или надолго) от берегов родного Дона, от мест, где он прожил почти всю жизнь и которые действительно хорошо знал.

Главная тема романа “Тихий Дон” - судьба народа в годы революции и гражданской войны. В предисловии к английскому изданию романа “Тихий Дон” Шолохов писал: “Я был бы счастлив, если бы за описанием чуждой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции”.

Эпопея Шолохова народна, прежде всего, в смысле «простонародности», но без упрощения, и при своей общезначимости она вместе с тем именно донская эпопея. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному. Не раз он (Григорий) в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях метелку полыни, нюхал и с тоской думал: «Нет, не то, чужое...».

Заслуга Шолохова именно в этом сохранении своеобразного, ни на что не похожего родного ему мира, который он смог сохранить на страницах своих произведений.

Заключение

Основная заслуга Шолохова-художника состоит в возведении на высшую степень искусства той творческой задачи, которую впервые поставил И.С. Тургенев в «Записках охотника», - выявления в самом простом человеке яркой индивидуальности, иногда выдающейся личности, превращения этого человека в запоминающийся до малейших черточек, легко представимый, убедительный, действительно живой образ. В «Тихом Доне», отчасти и в других произведениях это достижение успешно сопряжено с другим - наиболее масштабным и глубоким в литературе XX века воплощением грандиозных общественно-исторических событий.

Список литературы

1. Гордович К. История отечественной литературы ХХ века. СПб.:1997.

2. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. (Под редакцией С.И. Кормилова). М., 2003.

3. Лейдерман Н., Барковская Н., Липовецкий М. Русская литература ХХ века. Екатеринбург, 1995.

4. Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.

5. Огнев А.М. Шолохов и наше время. Тверь.:1996.

6. Очерки истории русской литературы ХХ века. Вып.1. М.: 1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм "Тихого Дона". Отражение гражданской войны в романе.

    реферат , добавлен 31.08.2007

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    "Тихий Дон" М. Шолохова – крупнейший эпический роман XX века. Последовательный историзм эпопеи. Широкая картина жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Боевые действия на фронтах войны 1914 года. Использование народных песен в романе.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

Михаил Александрович Шолохов

Родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия. Учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучаре. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова - «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927). Страницы „Донских рассказов“ густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. «Нахаленок», «Смертельный враг», «Алешкино сердце», «Обида», «Чужая кровь» -все эти рассказы объединяет тема революции и гражданской войны.

Рассказывая читателю о независимом, свободолюбивом народе – казаках и их нравственных ценностях: христианской вере, семье, собственном доме, мирной трудовой жизни на родной земле, любви к ней и готовности её защищать,- писатель показывает крушение вековых устоев человеческой жизни, подчёркивая трагический характер эпохи. Слово «казак», в переводе с тюркского означает: бродяга, свободный человек. Широкую известность Шолохову принес роман «Тихий Дон» (1928-1932). Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки. В романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохова изображена широкая панорама жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событиях 1917 года, Гражданской войны (с 1912 по 1922 годы). Судьба народная во время исторических испытаний и делает этот роман эпопеей. Автор глубоко переживает за судьбы своих героев и не терпит в них бессмысленной жестокости. Образцом для его создания послужил роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959) о временах коллективизации в двух томах на хуторе Гремячий Лог. В 1960 году этот роман получил Ленинскую премию.

С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие). Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942-1944, 1949, 1969).Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон». Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство. С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на постройку новых школ.

Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон. Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения действующей власти. Его называли «любимцем Сталина», хотя Шолохов - один из немногих, кто не боялся говорить правду.

Обзор романа «Тихий Дон».

«Тихий Дон» – самая длинная книга среди классических русских романов XX века, в ней четыре тома восемь частей.1 том-это рассказ о мирной жизни казачества, начало Первой мировой войны.2 том- это события революции 1917г.,неудачная попытка установления Советской власти на Дону.3 том-это изображение событий Верхнедонского восстания казаков против большевиков. Григорий поддерживает это восстание, потому что его оттолкнула политика расказачивания, проводимая на Дону с особой жестокостью.4 том-это разгром Верхнедонского восстания, служба Мелехова в коннице Буденного, демобилизация, возвращение на хутор, бегство в банду Фомина, распад семьи Мелеховых, окончательное возвращение Григория в родной дом.

C первой до последней страницы роман пронизан пословицами и поговорками, народными песнями, устойчивыми оборотами. Донской писатель М.А. Никулин говорит: «Перелистываю страницы «Тихого Дона» с мыслью о высокой музыкальности романа. Музыкальная ткань его, как и словесная, органически связана с устным народным творчеством».

Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами. В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую и Гражданскую войну. Семья-основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Часто односельчане называли Мелеховых «турками», потому что их бабка была турчанка. В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи – Пантелеем Прокофьевичем. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. Василиса Ильинична Мелехова,мать, – хранительница семейного очага – покоряет читателя трудолюбием, неиссякаемым терпением, милосердием и великодушием. Она самоотверженно щедра в своём материнстве, в котором, по мнению Шолохова, главное достоинство русской женщины. Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца – «так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.

«Дом» в романе – центр бытия, объединяющий героев, не дающий распасться разрушающемуся на их глазах миру. Природа, особенно земля, река Дон, степь, солнце – своеобразный герой романа, который один противопоставлен вражде, смерти, кровопролитию и символизирует «торжествующую жизнь» и созидание. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня. Исторический перелом, поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни.

Григорий мечется между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. Наталья трудолюбива, добра, красива. Она очень любит Григория. Когда Мелеховы пришли свататься к Коршуновым, Григорий очень понравился Наталье. «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!»,- заявляет она. Но жизнь сыграла с ней злую шутку. Она вышла замуж за человека, который так и не полюбил её. После ухода Григория к Аксинье, Наталья предпринимает попытку самоубийства. После этого она семь месяцев находится на грани жизни и смерти. Аксинья перенесла в жизни множество страданий. Она активно стремится к своему счастью. Однако не только холодный расчет и ум свойственны Аксинье. Ведь именно она после смерти Натальи ухаживает за детьми Григория. Дети даже начинают называть её мамой. Наталья, ещё задолго до смерти, захочет уйти к родителям. Но мать Григория, Ильинична, делать ей это категорически запрещает. Аксинья очень любит Григория и соглашается ехать с ним на Кубань. Григорий скрывается от властей и им приходится бежать от попавшегося на пути патруля. Тогда и гибнет Аксинья. Григорий очень тяжело переживает её смерть. Аксинья Астахова- образ, который выражает идею жертвенной, всепрощающей и всепретерпевающей любви. В своей неистовой любви Григорий обретает на страдание и Наталью, и Аксинью, но при этом не меньше страдает.

Сын «тихого Дона» - центральный герой романа - всей жизнью своей утверждает доброту, любовь, милосердие, мудрость, свойственную русскому народу. В Григории Мелехове сочетаются лучшие родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности, в трагической жизни Григория Мелехова прочитывается судьба всего донского казачества. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными или белыми. Мелехов из простых казаков дослужился до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться. В конце книги Григорий бросает всё и возвращается на родную землю, к сыну. Создавая эпическое полотно народной жизни, М. А. Шолохов показывает чудовищную бессмыслицу войны. Автор испытывает « боль по человеку », опускающемуся нравственно, звереющему на войне. Основным средством раскрытия внутреннего мира, психологии героев романа являются переживания того или иного персонажа показаны от третьего лица.

1 вариант

1. Большинство героев произведений М.А Шолохова принадлежат к одному сословию. Укажите, к какому именно:

А)купечеству Б)казачеству В)крестьянству Г)дворянству

2. Основная черта характера Григория Мелехова:

А) себялюбца и индивидуалиста

Б) любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли

В) потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить»

Г) глубокая привязанность к дому и земледельческому труду

А) как к бессмысленной, жестокой войне

Б) как к справедливой, ведущейся ради свободы и равенства всех сословий

В) как к противному человеческому разуму явлению

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

4. В романе «Тихий Дон» много заимствований из фольклора. Исключите лишнее:

А) пословицы и поговорки В) народные песни

Б) устойчивые обороты Г) былины

5. Укажите годы жизни М.А. Шолохова

А) 1905 – 1984 В)1895 – 1950

Б)1900 – 1985 Г) 1905 – 1990

6. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?

А)12 лет Б)10 лет В) 20 лет Г)5 лет

7. Назовите историческое событие, которое не стало предметом изображения в романе «Тихий Дон»

А) Первая мировая война Б) Первая русская революция 1905г

В Гражданская война Г)Верхнедонское восстание казачества против большевиков

8. В каком году М.А. Шолохов был удостоен Ленинской премии?

А) 1933 Б)1965 В)1940 Г)1960

9. Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?

А) тема установления Советской власти на Дону

Б) тема Первой мировой войны

В) судьба народная во время исторических испытаний

Г) тема Гражданской войны

10. Слово «казак» - тюркского происхождения. Что оно означает в переводе на русский язык?

А) разбойник Б) воин В) земледелец Г) вольный, свободный человек

11. Какую позицию занимает автор в романе?

А) бесстрастного наблюдателя

Б) участника происходящих событий

В) человека, глубоко переживающего описываемые события

Г)повествователя, перерывающего рассказ, чтобы поведать о себе

12. Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданны, вспыльчивый характер

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

Г)потому что мать вышла замуж за турка

13. Произведение какого писателя 19 в. послужило образцом для создания романа «Тихий Дон»?

А) «Война и мир» Л.Н. Толстого

Б) «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В) «Очарованный странник» Н.С. Лескова

Г) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

14.Какие события отражаются в 1 книге романа «Тихий Дон»?

15. Кто является женой Григория Мелехова?

А) Аксинья Б) Наталья В) Дарья Г) Дуняша

16. В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется первое произведение Шолохова

А)«Судьба человека» Б) «Родинка» В) «Чужая кровь» Г)Испытание

17.Как звали Шолохова?

А) Михаил Афанасьевич В) Михаил Александрович

Б) Михаил Алексеевич Г) Михаил Андреевич

18. В каком томе показано изображение событий Верхнедонского восстания казаков против большевиков?

А)1 Б)2 В)3 Г)4

19. Какой из этих сборников рассказов НЕ принадлежит Шолохову?

А) Голубая чаша В) О Колчаке, крапиве и прочем

Б) Лазоревая степь Г) Донские рассказы

А) Возник вопрос: как молодой писатель за такой краткий период мог создать столь объемное произведение?

Г) Стиль «Тихого Дона» существенно отличался от прочих произведений Шолохова

Тест по творчеству М.А. Шолохова

2 вариант

1. Какое утверждение об исторических событиях, изображённых в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова, неверно?

А)роман охватывает десятилетний исторический период: с 1912 по 1922 годы

Б)первым крупным историческим событием в романе явилось изображение казачества в Первую мировую войну

В)первым крупным историческим событием в романе явилось изображение казачества в Первую революцию 1905 года

Г) кроме прочих исторических событий, в романе изображено казачество, участвующее в Гражданской войне

2. Какой женский образ романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова является символом казачьего дома?

А)образ Аксиньи Б)образ Натальи В)образ Ильиничны Г)образ Дарьи

3. Важнейшие символические образы романа «Тихий Дон» - это…

А) солнце, Дон, конь, птица В) метель, лес, Дон, конь

Б) туча, Дон, степь, лес Г) Дон, дом, солнце, «торжествующая жизнь»

4. Укажите, какая премия была вручена М. А. Шолохову в 1965г?

А) Ленинская Б)Сталинская В) Государственная Г) Нобелевская

5. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А. Шолохова известным, назывался:

А) «Донские рассказы» В) «Лазоревая степь»

Б) «Чужая кровь» Г) «Наука ненависти»

6. Чего не принимает в героях романа автор?

А)гордости Б)бессмысленной жестокости В)предательства Г)лени

7. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?

А)Григорий Мелехов уезжает вместе с Аксиньей из родных мест

Б) Григорий Мелехов оказывается в эмиграции

В) Григорий Мелехов возвращается на родной хутор к сыну

Г) Григорий Мелехов погибает от случайной пули

8. Какой образ романа выражает идею жертвенной, всепрощающей и всепретерпевающей любви?

А)Дарья Мелехова В)Наталья Мелехова

Б)Аксинья Астахова Г) Василиса Ильинична

9. Какова судьба Аксиньи в романе?

А) Петра Мелехова погибает от случайной пули во время попытки бегства вместе с Григорием с хутора

Б) соединяет свою судьбу с Григорием

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

10. Где разворачивается действие семейных глав романа?

А) на хуторе Татарском Б) в станице Вёшенская

В) в селе Ягодное Г) на хуторе Гремячий Лог

11. Почему Григорий Мелехов поддерживает Верхнедонское восстание против большевиков?

А)разочаровался в новой власти

Б)не мог принять идею равенства всех сословий

В)не верил большевикам

Г)его оттолкнула политика расказачивания, проводимая на Дону с особой жестокостью

12. Что является основным средством раскрытия внутреннего мира, психологии героев романа?

А)портретная характеристика

Б) предметная детализация

В) переживания того или иного персонажа показаны от третьего лица

Г) внутренний монолог

13. Как звали старшего сына Мелеховых?

А) Григорий Б) Михаил В)Петр Г)Михаил

14. Какие события отражаются в 2 книге романа «Тихий Дон»?

А) события революций 1917г. и неудачная попытка установления Советской власти на Дону

Б) рассказ о мирной жизни казачества, начало Первой мировой войны

В) разгром Верхнедонского восстания, служба Григория Мелехова в коннице Буденного, демобилизация, возвращение на хутор, бегство в банду Фомина, распад семьи Мелеховых, окончательное возвращение Григория в родной дом

Г) изображение событий Верхнедонского восстания казаков против большевиков

А) Стиль «Тихого Дона» существенно отличался от прочих произведений Шолохова

Б) Шолохов сам признавался в том, что заимствовал для своей книги материал из разных источников

В) Были найдены дневники белогвардейского офицера, которые Шолохов переделал в свою книгу

Г) Возник вопрос: как молодой писатель за такой краткий период мог создать столь объемное произведение?

16. Какого рассказа нет в сборнике «Донские рассказы»?

А)Чужая кровь В)Родинка

Б)Они сражались за Родину Г)Алешкино сердце

17. Основная тема большинства рассказов сборника "Донские рассказы" связана с событиями:

А) Октябрьская революция и гражданская война В) революция 1905 г

Б) мирного труда казаков Г) Великая Отечественная война

18. Выберите верный вариант и продолжите фразу: «”Тихий Дон” – самая длинная

книга среди классических русских романов XX века, в ней…».

А) Четыре тома четыре части В) Два тома восемь частей

Б) Четыре тома восемь частей Г) Четыре тома двенадцать частей

19 В каком томе показаны разгром Верхнедонского восстания и служба Мелехова в коннице Буденного?

А) 1 Б)2 В) 3 Г) 4

20. Какое высшее учебное заведение окончил Шолохов?

А) Московский университет Б)Казанский университет

В) Ленинградский университет Г) Шолохов не смог поступить в высшее учебное заведение

Мир, который представляет Шолохов Михаил Александрович, поистине до сих пор является воплощением таких качеств русского народа как патриотизм, человечность и любовь к правде. Это хорошо заметно в тех идеях, которые он передавал читателям через свои литературные произведения. Если вам вдруг заблагорассудилось узнать настоящую и ничем не прикрытую правду о Гражданской войне, тогда стоит взяться за чтение Тихого Дона. А, если вам интересен весь процесс становления коллективизма в советском государстве, тогда, помимо другой литературы, лучше почитайте его «Поднятую целину».

Ну и, конечно же, проявляющие интерес к периоду в истории Советского Союза – Великой Отечественной войне – любят читать его неоконченный роман «Они сражались за Родину». Все эти и другие произведения Михаила Александровича являются действительным отражением исторических переворотов, которые переживала тогда вся страна, и свидетелем которых был сам автор, о чем повествует его биография.

Краткая биография Шолохова

Михаил Александрович Шолохов является известным русским прозаиком, который увлекательнейшим образом открыл свету жизнь и культуру донского казачества. Советский писатель заслуженно является дважды Героем Социалистического Труда (1967,1980), Лауреатом премий: Сталинская (1941), Ленинская (1960), а также и Нобелевская (1965). А в 1939 году Михаил Александрович получил ученую степень – Академик АН СССР.

Детство и юность Шолохова М.А.

Шолохов Михаил Александрович родился в 1905 году 11 (24) мая на хуторе под названием Кружилин Вёшенской станицы, которая относилась к области войска Донского (современное название – станица Вёшенская Ростовской области). Рожден был Шолохов в семье крестьян. Его мать Анастасия Даниловна Кузнецова была женой донского казака и работала горничной у помещика Попова, а отец Михаила, Александр Михайлович Шолохов – богатый приказчик. В начале своего детства Михаил Александрович носил фамилию своего отчима Кузнецова и по праву наследования мог бы получить земельный надел, как «сын казачий». Однако после смерти отчима мать, взяв с собой маленького Михаила, ушла жить к его родному отцу Шолохову А.М., который его и усыновил. И теперь вместо «сына казачьего» малолетний Михаил Шолохов стал «сыном мещанина», вынужден был с детства терпеть явную двусмысленность положения его семьи (мать – казачка, а отец – приезжий из Рязанщины, сын купца). Пожалуй, такая атмосфера и закрепила еще с ранних лет в характере Михаила Александровича тяготение к справедливости, правде и некоторой скрытности об истинном своем происхождении.

Учился Михаил Шолохов сначала в церковноприходской школе, затем, после переезда в хутор Каргин (1910), а когда ему исполнилось семь лет, был принят в мужское одноклассное училище, после него он оканчивает четыре класса мужской Богучарской гимназии. На этом его детское образование и закончилось.

В 1919 году Шолохов был свидетелем Верхнедонского казачьего восстания, которое он позже опишет в своем романе «Тихий Дон». А год спустя, после этого восстания, Михаил Шолохов идет уже работать: был учителем школы (направление – ликвидация безграмотности), служил ревкомом станицы, работал также счетоводом и даже журналистом. Когда в стране начались распри между «красными» и «белыми», то юный Шолохов, в конечном счете принял сторону победившей стороны, которая, по его мнению, способствовала становлению хотя бы относительного мира между братьями. Ему все казалось, что это великое зло поднимать руку на своего же односельчанина или брата по крови или духу – до такой степени он ненавидел Гражданскую войну! Поэтому Шолохов, когда служил в продотряде инспектором Букановской станицы (1921), без разрешения командования существенно снижал налоговое обложение людей, особенно тех, кто был ближе к нему и беднее всех. За это он находился под судом новой власти и был приговорен сначала к расстрелу, но сменив приговор, сторонники власти дали ему небольшой условный срок тюремного заключения.

Приезд в Москву, женитьба, возвращение на родину и начало писательской карьеры

В 1922 году М.А. Шолохов, писательская биография которого здесь только начинается, приезжает в Москву для поступления на рабочий факультет, но его не принимают из-за того, что он не является комсомольцем. Тогда Михаил не отчаивается и все равно пробует остаться в Москве, тяжело при этом работая несколько лет. Ему приходилось работать на таких тяжелых и мелких работах как грузчик, каменщик, счетовод и других случайных заработках. Но именно здесь он пробует писать и публиковать свои очерки в журналах и газетах. Также становится активным участником литературного кружка «Молодая гвардия». В «Юношеской правде» публикуют его фельетоны: «Испытание», «Три» (1923).

Через год Шолохов женится на Марии Петровне, с которой жил до конца своих дней. А в 1925 году он, вместе с женой, возвращается на родину. Именно воздух родного хутора, просторные красоты и степные дали, и мирно текущий Дон вдохновили его дальше писать. На родине он публикует свои «Донские рассказы», которые сразу привлекли внимание читателей. Также приступает к работе над знаменитым своим романом «Тихий Дон».

В 1926 году издается сборник «Лазоревая степь». В 1928 году – выход в свет, в журнале «Октябрь» первых двух книг «Тихого Дона», которые тут же вызвали бурные противоречия среди мнений критиков и известных литераторов, таких как М.Горький, потому что их, прежде всего, смущал юный возраст Шолохова – 23 года, и неправдоподобно талантливо написанный роман. По поводу третьей книги «Тихого Дона», цензура новой власти придралась к его сентиментальному отображению Верхнедонского казачьего восстания, мол, нужно было бы описывать такие события посуше и не так сочувственно по отношению к казакам. Видимо, по этой причине Шолохов временно оставляет написание «Тихого Дона» и приступает к новому – «Поднятая целина», где он с большим энтузиазмом описывал становление и коллективизации земель на Дону. Издание «Поднятой целины» было в 1932 году. А в 1940 году выходит уже дописанная, по приказу И.В. Сталина, последняя книга «Тихого Дона» и в первый год Великой Отечественной войны (1941) награждается орденом Ленина и присуждается Сталинская премия.

В довольно длительный период Второй мировой войны М.А. Шолохов поступает на службу военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». А в конце 1942 года начинает писать роман «Они сражались за Родину», которое публиковать пришлось отрывками на протяжении длительного периода с 1943 года по 1954.

Продолжение творчества, звания, награды и кончина русского литератора Шолохова М.А.

Как и любая биография, биография Шолохова Мехаила Александровича подходит к концу, хотя его творческое наследие живет до сих пор. Во время работы военным корреспондентом, писателю пришлось побывать на пяти фронтах и описывать происходящие там события. Именно за подобного рода военные заслуги он был награжден званием кавалера ордена Славы (1945). А в 1955 году его награждают еще одним орденом Ленина. Через пару лет Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», а в 1960 году ему вручают Ленинскую премию за вторую книгу «Поднятой целины». В 1965 году ему присуждают Нобелевскую премию, и он получает признание его одним из лучших русских литературных писателей. В этом же году Шолохову присваивают ученую степень – доктора филологических наук Ростовского Государственного университета, а в Германии, Лейпцигском университете его избирают Почетным доктором. И снова награды – присуждение ордена героя Социалистического труда в 1967 и 1980 годы. В Болгарии – орден Кирилла и Мефодия I степени (1973). 1975 год – премия мирового значения за выдающийся вклад примирения между народами в области культуры в Стокгольме. 23 мая 1981 года в станице Вешенской открывается памятник-бюст М.А. Шолохова.

Двадцать первого февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умирает на родной земле, в станице Вешенской, где и был похоронен.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ШОЛОХОВА

1905, 24 мая - на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Вёшенская Ростовской области) у Александра Михайловича Шолохова и Анастасии Даниловны Кузнецовой (фамилия по первому мужу; в девичестве Черникова) родился сын Михаил. Отец - из купцов, родом с Рязанщины, из города Зарайска; мать - родом с Черниговщины, служила горничной в барском доме. Родители состояли в гражданском браке.

1910 - Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переезжают в хутор Каргинский.

1912 - Миша принят в Каргинское мужское приходское училище по второму году обучения.

1913 - А. М. Шолохов и А. Д. Кузнецова обвенчались (после кончины ее официального мужа, казака-атаманца). Миша «усыновлен» собственным отцом и записан как «сын мещанина».

1914 - из-за болезни глаз А. М. Шолохов увозит сына в Москву в глазную клинику доктора Снегирева. В столице Михаила определяют в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

1915 - отец переводит сына в Богучарскую мужскую гимназию в Воронежской губернии.

1918, июнь - немецкие войска подошли к Богучару, отец забирает сына из гимназии.

Осень - отдает сына в Вёшенскую гимназию.

1919, март - июнь - в Вёшенской вспыхивает Верхне-Донское контрреволюционное казачье восстание. Семья Шолоховых вновь переселяется в станицу Каргинскую, где в январе устанавливается советская власть.

1920 - будущий писатель работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, делопроизводителем в Каргинском станичном исполкоме. Играет в спектаклях Каргинского народного театра, пишет для него пьесы.

1921 - Михаил зачислен помощником бухгалтера Каргинской заготконторы.

1922, февраль - распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохов командирован в Ростов на продкурсы.

Май - после окончания курсов направлен на продовольственную работу в станицу Букановскую.

Октябрь - Михаил уезжает в Москву, чтобы продолжить образование. Поступить на рабфак не удается - не был комсомольцем и не имел комсомольской путевки. Работает в столице грузчиком, с артелью каменщиков мостит дороги, служит счетоводом, пробует свои силы в литературном творчестве.

1923 - начал посещать литературное объединение при журнале «Молодая гвардия» в литобъединении журнала «Молодая гвардия».

Сентябрь - первая публикация в газете «Юношеская правда»: фельетон «Испытание».

1924, январь - возвращается на Дон, в станицу Букановскую, женится на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчаются в церкви. Уезжают в Москву, где живут некоторое время.

Декабрь - в газете «Молодой ленинец» опубликован рассказ Шолохова «Родинка».

1925 - умер отец писателя. Знакомство с А. Серафимовичем, перешедшее в творческое содружество. В комсомольской периодике выходят рассказы Шолохова «Бахчевник», «Пастух», «Нахаленок» и др.

1926 - выходит первый сборник Шолохова «Донские рассказы», затем - «Лазоревая степь» с напутственным словом Серафимовича. Семья Шолоховых навсегда поселяется в станице Вёшенской. Писатель приступает к созданию романа «Тихий Дон».

1928, январь - журнал «Октябрь» при поддержке Серафимовича начинает публиковать первую книгу «Тихого Дона» (№ 1–4); в этом же году там печатается вторая книга романа (№ 5–10).

1929 - начало публикации третьей книги «Тихого Дона». Распространяются слухи о плагиате. Шолохов представляет черновики романа для ознакомления специальной комиссии.

Апрель - газеты «Рабочая трибуна» (24 апр.) и «Правда» (29 апр.) публикуют заявление комиссии, что слухи являются ложью и клеветой на Шолохова. Приостановлена публикация третьей книги романа - вожди РАППа обвинили писателя в оправдании Верхне-Донского восстания; на предлагаемые сокращения и исправления писатель не пошел.

1930 - Шолохов получает приглашение Горького посетить его в Сорренто. Выезжает вместе с Артемом Веселым и В. Кудашовым. Не дождавшись визы в Берлине, возвращается в Вёшенскую.

1931, январь - Шолохов посылает письмо Сталину о злодеяниях на Дону в ходе коллективизации.

Июнь - встреча Шолохова со Сталиным при посредничестве Горького, на которой положительно решилась судьба дальнейшей публикации третьей книги «Тихого Дона».

Запрещение первого фильма «Тихий Дон» по идейным соображениям.

1932, январь - завершается публикация третьей книги «Тихого Дона». Журнал «Новый мир» начинает печатать первую книгу романа «Поднятая целина».

Шолохов вступает в ВКП(б), принимает участие в борьбе с грубыми нарушениями в колхозном строительстве на Дону, обращается с письмом к Сталину, требуя расследовать дела тех, кто «издевался над колхозниками и над советской властью», и тех, кто направлял эти действия.

1933 - голод на Дону. В стремлении спасти земляков от гибели Шолохов шлет письма Сталину с просьбой о помощи.

1934, сентябрь - как делегат участвует в первом съезде Союза советских писателей, избран членом правления.

Поездка в Швецию, Данию, Англию и Францию.

1936, март - в Большом театре премьера оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» (либретто редактировал М. Булгаков). Критика Сталиным формализма в постановке.

Ноябрь - «Новый мир» начинает публиковать седьмую часть четвертой книги «Тихого Дона» (завершит в марте следующего года).

Шолохов включен в бюро Международной ассоциации писателей в защиту культуры. Избран депутатом Верховного Совета СССР.

1939, март - на XVIII съезде партии Шолохов в речи высказал несогласие с установками власти на оправдание репрессий.

Декабрь - Шолохов избран действительным членом Академии наук СССР.

Февраль-март - последние главы романа публикуются в «Новом мире».

1941 - Шолохову присуждается Сталинская премия за «Тихий Дон» вопреки несогласию многих членов Комитета по премии.

Июнь - на второй день Великой Отечественной войны писатель перечисляет премию в Фонд обороны страны.

Июль - полковой комиссар запаса М. А. Шолохов становится военным корреспондентом газеты «Красная звезда».

Сотрудничал с «Правдой» и Совинформбюро.

1942 - Шолохов получает контузию при аварии самолета; многомесячное лечение.

Июнь - публикует рассказ «Наука ненависти».

Июль - при бомбежке Вёшенской погибла мать писателя; почти полностью утрачен архив (часть рукописей двух романов и письма).

1943, май - Шолохов начинает печатать в «Правде» главы из романа «Они сражались за родину».

1945 - Шолохов заканчивает войну в Восточной Пруссии. В мае выходят две его статьи: «Обращение к советской молодежи» и «Победа, которой не знала история».

1946 - отказывается от предложения Сталина возглавить Союз писателей. Избран депутатом Верховного Совета СССР. В Швеции выходит статья с предложением выдвинуть Шолохова на соискание Нобелевской премии.

1949 - обнародовано письмо Сталина 1929 года с критикой некоторых положений при описании Гражданской войны в «Тихом Доне», что повлекло за собой ряд насильственных переделок романа при переиздании, с которыми автор согласиться не смог.

1954, декабрь - как делегат второго Всесоюзного съезда советских писателей Шолохов выступает с программной речью об улучшении деятельности Союза писателей.

Февраль - речь на XX съезде партии с критикой отживших традиций в деятельности Союза писателей.

Начинают издаваться собрания сочинений Шолохова в «Молодой гвардии» и Гослитиздате. Выходит рассказ «Судьба человека».

1957 - на экраны выходит фильм «Тихий Дон» режиссера С. Герасимова.

1958, сентябрь - Шолохов начинает печатать в «Правде» главы из второй книги романа «Поднятая целина».

1959, сентябрь - поездка в США в составе делегации, сопровождавшей Н. С. Хрущева; отказ что-либо написать для сборника по итогам поездки. Выходит фильм «Судьба человека» режиссера С. Бондарчука.

1960 - в начале года отдельным изданием выпущена вторая книга «Поднятой целины». За роман Шолохову присуждена Ленинская премия.

1961, октябрь - речь Шолохова на XXII партийном съезде с острыми критическими замечаниями. Избран членом ЦК КПСС.

1962–1963 - Шолохов поддержал публикации лагерной повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете».

1965, декабрь - присуждение Шолохову Нобелевской премии за роман «Тихий Дон»; вручена в Стокгольме 11 декабря.

1967, июль - принимает в Вёшенской большую группу молодых писателей вместе с первым космонавтом Ю. Гагариным.

Писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1968, октябрь - направил Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу письмо с просьбой не задерживать по цензурным соображениям публикацию новых глав романа «Они сражались за родину».

1974, лето - встреча со съемочной группой фильма «Они сражались за родину»: режиссером С. Бондарчуком, исполнителями главных ролей В. Шукшиным, Ю. Никулиным, В. Тихоновым и др.

А. Солженицын разворачивает за рубежом кампанию по обвинению Шолохова в плагиате.

1975, май - торжественный вечер в Большом театре в Москве в честь 70-летия М. А. Шолохова; юбиляр отсутствует - инсульт.

1978, март - письмо Л. И. Брежневу с критикой положения дел в культуре; комиссия ЦК партии резко осудила это обращение.

1980 - присвоение Шолохову второго звания Героя Социалистического Труда.

1981–1982 - писатель ведет активную общественную деятельность, не оставляет мечты о создании военной трилогии. Ухудшение здоровья.

1983, июль - несмотря на тяжелую болезнь, завершает публицистические статьи и литературные заметки: «Читателям библиотеки „Родные нивы“» и «Обращение к болгарским читателям».

Сентябрь - последняя прижизненная публикация: обращение к писателям мира «Защитим жизнь пока не поздно!», опубликованное в журнале «Иностранная литература».

1984, январь - писатель находится в московской больнице с диагнозом «рак». Здесь же дает «добро» на издание собрания сочинений в издательстве «Художественная литература».

Февраль - возвращается домой в Вёшенскую. Отсылает в издательство телеграмму о назначении составителем издания младшей дочери М. М. Шолоховой-Манохиной с полномочиями восстановления некоторых политических купюр в «Тихом Доне».

23 февраля - Михаил Александрович Шолохов погребен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тургенев автора Лебедев Юрий Владимирович

Основные даты жизни и творчества И.С. Тургенева 1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) - Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».1833, 20 сентября - Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Денис Давыдов автора Серебряков Геннадий Викторович

Основные даты жизни и творчества Д. В. Давыдова 1784, 16 июля - В дворянской семье Василия Денисовича Давыдова иего супруги Елены Евдокимовны, урожденной Щербининой, родился сын Денис.1793, лето- Встреча 9-летнего Дениса с А. В. Суворовым.1798-1802- Жизнь в Москве. Первые

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Брюсов автора Ашукин Николай Сергеевич

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Державин автора Западнов Александр Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА 1743, 3 июля - в семье небогатых казанских помещиков подполковника Романа Николаевича Державина и его жены Феклы Андреевны родился сын Гавриил - будущий поэт.1750 - «Явлен» в Оренбурге вместе с другими дворянскими сыновьями

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого автора Васильев Виктор Дмитриевич

Основные даты жизни и творчества С. Я. Лемешева 10 июля 1902 г. – родился в деревне Князево Тверской губернии.1911–1914 гг. – учеба в Старокнязевской церковно-приходской школе.1914–1917 гг. – Петроград, обучение сапожному ремеслу.1917–1919 гг. – возвращение домой, работа в артели

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...