Международный фестиваль баян и баянисты. XXIX Международный фестиваль «Баян и баянисты


C 13 по 17 декабря 2017 года в Москве, в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится традиционный ежегодный Международный фестиваль «Баян и баянисты».

Это предъюбилейный фестиваль; ровно через год, в 2018-м фестиваль отметит свое 30-летие.

Среди международных мероприятий баянистов и аккордеонистов этот форум является одним из самых престижных и авторитетных: в нём принимают участие музыканты разных поколений и национальных школ, подтверждая тем самым его высокий статус. Художественным руководителем фестиваля является его основатель – народный артист России, профессор Фридрих Робертович Липс.

В разные годы афишу концертов фестиваля украшали имена Ю. Казакова, А. Беляева, В. Семёнова, А. Склярова, Ю. Дранги, О. Шарова, А. Дмитриева, Ю. Шишкина, В. Романько, М. Эллегарда (Дания), М. Рантанена (Финляндия), Х. Нота (Германия), Э. Мозер (Швейцария), М. Деккерс (Голландия), В. Зубицкого (Украина), М. Боннэ и М. Аззола (Франция), Арт Ван Дамма (США), Фрэнка Марокко (США); среди ансамблей – Уральское трио баянистов, Квартет Н. Ризоля (Украина), Квинтет «Русский тембр», трио В. Ковтуна, квартет А. Музикини (Франция)…

Фестиваль проводит большую просветительскую работу, предоставляя уникальную возможность услышать современные российские и мировые достижения в области баянного искусства. В то же время этот он открывает новые таланты – здесь демонстрируют своё искусство не только признанные мастера, но и яркие молодые исполнители.

На фестивале широко представлено сольное и ансамблевое музицирование; широкий охват репертуара отражает панораму всего многообразия баянного искусства: от классики до джаза, от популярной эстрады до авангарда…

13 декабря на открытии фестиваля выступят Оркестр МГИМ им. А. Г. Шнитке «Виват, аккордеон!», Художественный руководитель и дирижер – профессор Валентина Бобышева; лауреаты международных конкурсов: Макар Боголепов, Айдар Салахов; дуэт баянистов «Вдохновение»; ансамбли «Русский Ренессанс» и «Elegato».

14 декабря свое мастерство покажут студенты Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова – Никита Истомин и Алексей Дедюрин и студенты Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова – Дмитрий Боровиков, Евгения Чиркова, Артём Малхасьян, Владимир Ступников, Артур Адршин, Николай Телешенко, Аркадий Шкворов, Николай Овчинников, Ансамбль «Charm».

15 декабря – концерт Никиты Власова (аккордеон, Россия) и Владислава Плиговки (баян, Беларусь)

16 декабря состоится выступление Дмитрия Ходановича; в концерте принимает участие заслуженный артист России, композитор Владимир Бонаков и Андрей Дмитриенко (баян).

17 декабря – Торжественное закрытие ХХIX Международного фестиваля «Баян и Баянисты». Заключительный концерт станет красочным калейдоскопом разнообразных стилей и жанров; к тому же, это будет блестящий парад оригинальных гармоник!

Русскую, ливенскую, тальянку, черепашку, саратовскую гармоники представит Ансамбль гармонистов РАМ им. Гнесиных, Художественный руководитель Павел Уханов. У Трио кавказских национальных гармоник «Пшина» в репертуаре – обработки зажигательных кавказских песен и наигрышей.

В составе Квартета Tango en Vivo – известный бандонеонист, выпускник РАМ им. Гнесиных Иван Таланин. Ансамбль участвовал в эфире на старейшем танго-радио «La 2×4» и вызвал большой успех на популярном телеканале всей Латинской Америки «Telefe»…

Мюзетт в сочетании с латиноамериканскими – сальсой, танго и босса-новой, а также джаз, классическая музыка, музыка Балканов, Востока, цыган и славянская народная прозвучит в исполнении знаменитого Квартета «Добрек-бистро» (Австрия), в составе: Алексей Биц (скрипка), Кшиштов Добрек (аккордеон), Луис Рибейро (перкуссия), Александр Лакнер (контрабас).

В рамках ХХIХ Международного фестиваля «Баян и баянисты» проводится Конкурс учащихся музыкальных училищ и колледжей России; творческие встречи с известными педагогами-баянистами.

В программе фестиваля также заявлены заседание Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов; показ документального фильма «Музыка Софии Губайдулиной для баяна. Творческая встреча Софии Губайдулиной и Фридриха Липса со студентами Королевской академии музыки в Копенгагене (Дания, 2014)».

С 1993 года по инициативе РАМ им. Гнесиных и Оргкомитета фестиваля был учреждён специальный приз: «Серебряный диск» – за заслуги в баянном искусстве. Среди награждённых – ведущие исполнители, композиторы, педагоги, музыкальные деятели и мастера-конструкторы инструментов. Вручение Серебряных дисков 2017 года состоится на закрытии фестиваля.

Пресс-служба XXIX Международного фестиваля «Баян и баянисты»

Музыкальный инструмент: Баян

Тембровая палитра существующих ныне музыкальных инструментов чрезвычайно богата, ведь каждый из них обладает своим неповторимым голосом. Например, у скрипки он певуче чарующий, у трубы – пронзительно блестящий, у челесты – прозрачно хрустальный. Однако есть один инструмент, который имеет редкую способность имитации различных тембров. Он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Этот инструмент называется баян и его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют «душой русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.


Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.


Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой .

Фото :

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна - «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.

  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление - переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России - это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.


В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна


Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот , флейта, кларнет , гобой.

Применение и репертуар


Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Н. Чайкин - Концерт для баяна и оркестра (слушать)

П. Макконен - "Полёт над временем" (слушать)

Исполнители


Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна


У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.


В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

Видео: слушать баян

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборники «Баян и баянисты» получили заслуженное признание широкого круга читателей- -педагогов, студентов, концертирующих музыкантов, руководителей коллективов художественной самодеятельности. По сути, эта серия явилась осуществлением давней мечты баянистов о создании теоретической основы баянного искусства, которое за последние два-три десятилетия достигло значительных успехов. Материалы, публикуемые в сборниках, подводят итоги этих достижений и намечают пути дальнейшего совершенствования искусства игры на баяне.

В данный выпуск включены четыре статьи, авторами которых являются известные методисты, педагоги и исполнители.
Сборник открывается статьей В. Зиновьева «Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов». Владимир Михайлович Зиновьев родился в 1939 году в г. Горьком. Музыкальное образование получил в Пермском музыкальном училище, а затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, который окончил по классу баяна заслуженного деятеля искусств РСФСР доцента А. Е. Онегина и по классу дирижирования заслуженного деятеля искусств РСФСР и. о. профессора А. Б. Позднякова. Свою педагогическую деятельность Зиновьев начал в Новомосковском музыкальном училище, где руководил баянным оркестром и оркестром народных инструментов. В 1968 году он переходит на преподавательскую работу в Институт имени Гнесиных; в 1970 году становится художественным руководителем институтского оркестра баянистов. Деятельность Зиновьева получила высокую оценку на 2-м Московском молодежном фестивале русской народной и советской музыки: руководимому им оркестру была присуждена первая премия.
Работая с баянным оркестром, Зиновьев приобрел богатый опыт инструментовки, которым он и делится на страницах этой книги. Статья «Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов» содержит несколько глав: автор знакомит читателя с различными составами баянных оркестров и оформлением партитур, рассматривает оркестровые функции и приемы оркестровки, способствующие обогащению звучания одинаковых по тембру инструментов, и подробно анализирует особенности инструментовки фортепианных произведений. Все основные положения ярко иллюстрируются нотными примерами.

Следующая статья - «О переложениях и транскрипциях» - написана талантливым баянистом Фридрихом Робертовичем Липсом . Он родился в 1948 году в г. Еманжелинске Челябинской области. На баяне он начал играть в пятилетнем возрасте. Учился в детской музыкальной школе, потом в Магнитогорском музыкальном училище, которое окончил с отличием за три года; дальнейшее музыкальное образование получил в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс баяна заслуженного деятеля искусств РСФСР доцента С. М. Колобкова) и в ассистентуре. В настоящее время Липc совмещает преподавательскую работу в Институте имени Гнесиных с широкой концертной деятельностью. Он неоднократно выступал в различных городах нашей страны и за рубежом. В 1969 году он принимал участие в Международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в г. Клингентале (ГДР) и получил золотую медаль и звание лауреата.
Выдающееся исполнительское мастерство и отличное знание возможностей современного концертного баяна позволили молодому музыканту создать множество транскрипций, вошедших в его концертный репертуар.

В статье «О переложениях и транскрипциях» Липc делает краткий исторический обзор жанра транскрипций, анализирует его истоки и сущность и дает ценные рекомендации относительно переложения фортепианных произведений для баяна. С яркой доказательностью автор утверждает художественную ценность этого жанра и выступает страстным пропагандистом классического музыкального наследия.
Авторы статьи «Произведения Ю. Н. Шишакова в репертуаре баянистов» - В. Беляков и В. Морозов работают в Уфимском институте искусств. Вячеслав Филиппович Беляков родился в 1939 году в Москве. В 1959 году окончил училище, а в 1963-м - Институт имени Гнесиных по классу профессора Н. Я. Чайкина. В студенческие годы Беляков руководил художественной самодеятельностью, работал педагогом в детской музыкальной школе. По окончании учебы он едет в Уфу, где ему предлагают возглавить кафедру народных инструментов в Институте искусств; с 1974 года он проректор института. За большую научно-педагогическую работу ему было присвоено ученое звание доцента. Беляков известен и как талантливый исполнитель, выступавший не только в нашей стране, но и за рубежом - в Австрии, Италии, Франции, Швеции, Чехословакии, Индии, Непале, странах Латинской Америки и др.; он лауреат Международного конкурса в Клюнгентале (1962). В 1968 году Белякову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Башк. АССР, а в 1974-м заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Владимир Гаврилович Морозов родился в 1944 году в г. Уфе. Музыкальное образование получил в Уфимском музыкальном училище и в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. После окончания института работал в музыкальном училище г. Салавата; с 1974 года преподает в Уфимском институте искусств.

В своей статье авторы рассказывают о творческой биографии советского композитора заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Николаевича Шишакова , внесшего значительный вклад в баянную литературу, и подробно разбирают два его произведения - Концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов и Сонату для баяна.

Статья «Исполнение как форма существования музыкального произведения» принадлежит методисту и педагогу Юрию Тимофеевичу Акимову. Он родился в 1934 году в Москве. Учился в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции, потом в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс заслуженного деятеля искусств РCФСР доцента А. А. Суркова); в 1962 году окончил аспирантуру при Московском институте культуры. Во время учебы Акимов несколько лет преподавал в музыкальной школе; с 1059 года по 1970-й работал в Институте культуры-сначала преподавателем, а затем заведующим кафедрой народных инструментов. В 1968 году он был утвержден в ученом звании доцента. В 1970 году Акимов переходит на преподавательскую работу в Институт имени Гнесиных; с 1974 года он заведующий кафедрой народных инструментов этого института.

Имя Акимова широко известно среди баянистов: его знают как автора методических работ, в том числе «Прогрессивной школы игры на баяне », многих обработок, переложений, а также как составителя целого ряда репертуарных и педагогических сборников.
В статье «Исполнение как форма существования музыкального произведения» Акимов делает попытку раскрыть с позиций марксистско-ленинской философии один из сложных вопросов музыкальной эстетики - о понятии «музыкальное произведение» - и в этой связи определить роль исполнителя в его создании. Сопоставляя различные философские концепции, автор заключает, что, лишь «оставаясь верным идее композитора. и в то же время ощущая пульс современности», исполнитель может создать яркое творение и сделать произведение «достоянием общественного сознания». В связи с затронутой проблемой в статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы баянного искусства.
А. Басурманов

  • В. ЗИНОВЬЕВ. Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов
  • Ф. ЛИПС. О переложениях и транскрипциях
  • В. БЕЛЯКОВ, В. МОРОЗОВ. Произведения Ю. Н. Шишакова в репертуаре баянистов
  • Ю. АКИМОВ. Исполнение как форма существования музыкального произведения

Скачать пособие

Выбор редакции
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...