Масоны и розенкрейцеры. Розенкрейцеры


Теософский словарь

РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ (Мас.) Это имя впервые было дано ученикам ученого Адепта по имени Христиан Розенкрейц, который жил в Германии около 1460 г. Он основал Орден изучающих мистику, раннюю историю которого можно найти в немецком труде "Fama Fraternitatis" (1614), изданном на нескольких языках. Члены Ордена сохраняли секретность, но с тех пор их следы обнаруживаются в разных местах каждые полвека. "Societfs Rosicruciana in Anglia" является масонским орденом, принимающим "внешних" членов; Хабрат Зере Аур Бохер, или Орден который имеет весьма полную схему посвящения в Каббалу и Высшую Магию Западного или Герметического толка и принимает членов обеих полов, является прямым потомком средневековых братств розенкрейцеров, которые произошли от египетских Мистерий. (у.у.у.)

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Тайная Доктрина

«Брама, в своей совокупности имеет, прежде всего, аспект Пракрити, как эволюционирующей, так и не эволюционирующей (Мулапракрити) и также аспект Духа и аспект Времени. Дух, о Дважды-рожденный, есть главный аспект Высочайшего Брамы. Следующий аспект двоякий – Пракрити, эволюционирующая и не эволюционирующая, и последним является Время». В орфической теогонии Кронос так же представлен, как рожденный бог или посредник.

В этой стадии пробуждения Вселенной, сокровенный символизм представляет ее, как совершенный Круг с Точкою (Корнем) в Центре. Этот знак был всемирным, потому мы находим его также в Каббале . Тем не менее, Западная Каббала, находясь теперь в руках христианских мистиков, совершенно не признает его, хотя он очень ясно указан в Зохаре. Эти сектанты начинают с конца и дают, как символ прегенетического Космоса , называя его «Союзом Розы и Креста», великой тайной оккультного зарождения, откуда и имя розенкрейцер (Крест Розы)! Это можно видеть на одном из их наиболее значительных и известных символов, который еще никогда не был понят, даже современными мистиками. Именно символ Пеликана, разрывающего свою грудь, чтобы накормить своих семерых птенцов – символизирует истинное верование Братьев Розенкрейцеров, являющееся прямым отпрыском Восточного Сокровенного Учения.

Согласно догмам Розенкрейцеров, как на сей раз правильно, хотя и частично, объяснено непосвященными, «Свет и Тьма сами по себе тождественны, они разделены лишь в человеческом уме»; и как говорит Роберт Флудд: «Тьма восприняла Озарение, чтобы стать видимой».

Среди мистиков и каббалистов, розенкрейцеры вернее других определили Огонь. «Возьми простую лампаду, держи ее наполненной маслом, и ты будешь в состоянии зажечь ее пламенем лампады, свечи и огни всего мира, не уменьшив этого пламени...

розенкрейцеры, которым тайный смысл предания [о падении Сатаны] был хорошо известен, сохранили его для себя, уча лишь, что все «творение» произошло и было следствием легендарной «Войны в Небесах», вызванной восстанием Ангелов» против Творящего Закона или же Демиурга. Это утверждение правильно, но внутреннее значение его и посейчас является тайной.

Среди Братьев Розенкрейцеров фигура креста или развернутого куба составляла тему диссертации для получения одной из теософических степеней Peuvret, и трактовалась на основании принципов света и тьмы или добра и зла .

«Братья Розы и Креста» средних веков были такими же добрыми христианами, как и другие в Европе, но тем не менее все их обряды были обоснованы на символах, значение которых было преимущественно фаллическим и сексуальным. Их летописец Харгрейв Дженнингс, лучший современный авторитет по Розенкрейцерству, говоря об этом мистическом Братстве, описывает как

Мучения и жертва Голгофы, Крестные Муки были в их (розенкрейцеров) знаменитой благословенной магии и торжестве протестом и призывом.

Протестом – от кого? Ответ: протестом от распятой Розы, величайших и наиболее раскрытых изо всех сексуальных символов – Ионы и Лингама, «жертвы» и «убийцы», женского и мужского принципа в Природе. Откройте последний труд этого автора, «фаллицизм», и посмотрите, в каких ярких выражениях он описывает половой символизм в том, что является наиболее священным для христиан:

Льющаяся кровь струилась с короны или прокалывающего венца адских шипов. Роза – женственная. Глянцевитые, карминовые лепестки ее охраняются шипами. Роза – самая прекрасная из цветов. Роза – это Царица Божьего Сада (Мария, Дева). Не просто Роза представляет собою магическую идею или истину. Но именно «распятая Роза» или «замученная Роза» (по величественному мистическому апокалиптическому образу) является талисманом, знаменем и предметом обожания всех «Сынов Мудрости», или истинных розенкрейцеров.

Совсем не всех «Сынов Мудрости», даже не истинных розенкрейцеров. Ибо последние никогда не стали бы вкладывать в такое тошнотворное изображение, выставлять в чисто чувственном и земном, чтобы не сказать в животном свете, величайшие благороднейшие символы Природы. Для розенкрейцера Роза была символом Природы, всегда плодородной и девственной Земли или Изиды, матери и кормилицы человека, считающейся женской, и представляемой египетскими Посвященными как девственная женщина. Подобно всем другим олицетворениям Природы и Земли, она есть сестра и жена Озириса, так как эти два персонажа отвечают олицетворенному символу Земли; как она так и Солнце являются потомством одного и того же таинственного Отца, потому что Земля оплодотворяется Солнцем – согласно самому раннему Мистицизму – посредством божественного вдувания. Именно чистый идеал мистической Природы олицетворялся в «Девах Мира», в «Небесных Девицах», и позднее в человеческой Деве, Марии, Матери Спасителя, Salvator Mundi, ныне избранного Христианским Миром. И именно персонаж еврейской девушки был приспособлен Богословием к древнему Символизму , а не языческий символ был переделан на новый лад.

Разоблачённая Изида

Персидская пословица говорит:

«Чем небо темнее, тем ярче будут сиять звезды».

Так на темном небосводе средних веков начали появляться таинственные братья Розы и Креста. Они не основывали обществ, не строили школ, ибо будучи преследуемы со всех сторон подобно диким зверям, если попадались в руки христианской церкви, они подвергались сожжению без всяких разговоров.

«Так как религия запрещает проливать кровь, – говорит Бейли, – поэтому обойдя положение Ecclesia non novit sanguinem, они сжигали человеческие существа, так как при сжигании человека не проливается его кровь!»

Многие из этих мистиков, следуя тому, чему их научили некоторые трактаты, сохраняли в тайне из одного поколения в другое свои открытия, которыми не пренебрегли бы и в наше время точных наук.

Герметисты и поздние розенкрейцеры считают, что все вещи видимые и невидимые были созданы соревнованием света с тьмою, и что каждая частица материи содержит в себе искру божественной субстанции или света, дух, который, благодаря своей тенденции освобождаться от пут и возвращаться к центральному источнику, создает движение частиц и из движения рождаются формы. Цитируя Роберта ди Флактиба, Харгрейв Дженнингс говорит:

«Так все минералы в этой вспышке жизни имеют рудиментарную возможность растений и растущих организмов, так все растения обладают рудиментарными чувствами, которые могут (через века) дать им возможность совершенствоваться и трансмутироваться в движущиеся новые создания низших или высших по своему развитию, обладающие добрыми или злыми функциями; так все растения и весь растительный мир может перейти (обходными путями) на более высокую ступень, чем они занимали, на независимое более совершенное продвижение, позволяющее их изначальной искре света разрастаться и трепетать более высокими вибрациями, гореть ярким пламенем и устремляться вперед к более обширной информации, будучи целиком захваченной планетными влияниями, управляемыми невидимыми духами (или работниками) великого Изначального Архитектора» [76 ].

«целью вначале... было ничто другое как поддержка и способствование католицизму. Когда эта религия проявила решимость полностью подавить свободу мысли... розенкрейцеры также соответственно расширили свои замыслы по воспрепятствованию, при возможности прогрессу этого широко распространяющегося просвещения».

Из «Sincerus Renatus» (истинно обращенный) С. Рихтера в Берлине (1714 г.) мы узнаем, что законы выдвигались по управлению «Золотых розенкрейцеров», «носившие на себе несомненные доказательства иезуитского вмешательства».

Мы начнем с тайнописи «Державных князей Розового креста», называемых также рыцарями Св. Андрея, рыцарями Орла и Пеликана, Heredom, Rosae Crucis , Розового креста, Тройного креста, Совершенного брата, Князя Масона, и т. д. «Heredom Rosy Cross» также претендует на происхождение от тамплиеров в 1314 г.

ШИФР

S P R C

Рыцари Кадош имеют еще один шифр или, скорее, иероглифическую систему, которая в данном случае взята от евреев, возможно, для того, чтобы больше походить на библейских кадешимов Храма.

ИЕРОГЛИФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К. ˚ . KAD . ˚ .

Что касается шифра Королевской Арки, он уже приводился до этого, но мы можем его представить в слегка расширенном виде.

Этот шифр состоит из определенных комбинаций прямых углов с точками или без них. Следующее является основою его Образования:


Теперь, алфавит состоит из двадцати шести букв, и эти две фигуры, будучи расчленены, образуют тринадцать определенных знаков:

Точка, помещенная внутри каждого из них, дает еще тринадцать знаков:

Вместе это дает двадцать шесть, равное количеству букв в английском алфавите.

Существуют, по меньшей мере, два способа сочетания и употребления этих знаков в целях тайной корреспонденции. Один способ заключается в том, чтобы назвать первый знак а; тот же знак с точкою b; и т. д. Другой способ – применить их, в обычном порядке, к первой половине алфавита а, b и т. д., до m, после чего повторить их с точкою, начиная с буквы n, o, и т. д. до z.

По первому методу алфавит выглядит так:


По второму методу это выглядит так:


Кроме этих знаков, французские масоны, по-видимому, под руководством своих достигших совершенства учителей – иезуитов, усовершенствовали этот шифр во всех подробностях. Так, например, у них есть знаки даже для запятых, дифтонгов, ударений, точек и т. д. Вот они:

Хватит этого. Мы могли бы, если бы решили, дать шифровые алфавиты, с их ключами, к еще одному методу масонов Королевской Арки, сильно напоминающему некоторые индусские письмена; к G . ˚ . El . ˚ Мистического Града; к хорошо известной форме деванагарского письма (французских) мудрецов пирамид; и верховного мастера Великого Труда, и других. Но мы воздерживаемся; по той причине, что только некоторые боковые ответвления первоначальной Голубой ложи франкмасонства содержат еще обещание быть полезными в будущем. Что касается остальных, то они могут и скоро уйдут в кучу праха, накапливаемого временем. Высшие масоны поймут, что мы подразумеваем.

Теперь мы должны привести несколько доказательств к тому, что мы изложили и продемонстрировать, что слово Иегова, если масонство будет держаться за него, навсегда останется заменителем и никогда не отождествится с утерянным чудодейственным именем. Это настолько известно каббалистам, что в своей осторожной этимологии слова הוהי они вне всякого сомнения показывают, что оно только одно из многих заменителей действительного имени и составлено из двойного имени первого андрогина – Адама и Евы, Иод (или Иодх), Bay и Хе-Ва – женского змея, как символа божественного Разума, исходящего из ЕДИНОГО-Порождающего или Творящего Духа. Поэтому Иегова совсем не является священным именем.

Древний Мистический Орден Розы и Креста, известный во всем мире под аббревиатурой А.М.О.R.С. (Д.М.О.Р.К.), не является недавно созданным философским движением. С точки зрения истории и традиции Д.М.О.Р.К. восходит к Школам Мистерий Древнего Египта, где просвещенные мистики собирались вместе для познания тайн существования. Именно поэтому их называли "Школами Мистерий" (или "Школами Таинств"). Они объединяли исследователей, стремящихся к лучшему пониманию законов природы и мироздания. В этом смысле слово "мистерии" в Античности, т.е. во времена древних египетской, греческой и римской цивилизаций, не имело принятого сегодня значения. Оно не прилагалось к "таинственному", "фантастическому" или "странному", но означало скорее гносис, сокровенное знание.

Школы мистерий

Одной из первых школ мистерий в Египте была школа Осириса. Ее учение касалось жизни, смерти и воскрешения бога Осириса. Оно было представлено в форме театральных действ или, точнее, ритуальных драм. Только людям, доказавшим свою искреннюю жажду знаний, могли быть открыты осирические мифы. С течением веков обряд посвящения в этих школах еще более усложнился. Их мистические занятия приобрели более закрытый характер и стали проходить исключительно в храмах, большое число которых было построено для этой цели. Розенкрейцерская Традиция донесла до нас, что наиболее почитаемым среди посвященных был комплекс пирамид в Гизе. И в противоположность тому, что утверждают историки, эти пирамиды никогда не были усыпальницами фараонов. Они были местами мистических занятий и посвящений.

Посвящение включало в себя обряд символической смерти кандидата. Уложенный в саркофаг и приведенный в состояние отстраненности сознания, он мог ощутить на мгновение разделение души и тела. Это разделение было призвано доказать ему его двойственность. После чего он давал торжественную клятву посвятить всю свою жизнь мистицизму, обретя внутреннюю уверенность в том, что цель человеческой жизни есть совершенствование души на пути земных воплощении. Дав клятву, он получал доступ к самому тайному знанию, какое только могло быть доступно смертному.

Посвященные Древнего Египта запечатлевали часть своих знаний на стенах храмов и на многочисленных папирусах. Другая, не менее важная ее часть тайно передавалась из уст в уста. Знаменитый египтолог Е.А.Уоллис Бадж с уважением отзывается в одной из своих работ о школах мистерий. Вот, что он пишет по этому поводу: "В этих "мистериях" должно было иметь место постепенное развитие, и некоторые из них, как представляется, были полностью неизвестны в период Древнего царства. Нет никакого сомнения в том, что эти мистерии являлись частью египетских ритуалов, и в таком случае, можно утверждать, что Орден, взращенный жрецами Кери-Хебс, обладал тайным эзотерическим знанием, ревниво хранимым Учителями. Каждый из них, если я правильно понимаю очевидное, обладал гносисом, то есть высшим знанием, которое никогда не доверялось письменному выражению; они же непосредственно расширяли или уменьшали поле его действия, согласно обстоятельствам. Следовательно, абсурдно было бы искать в египетских папирусах описание тайн, составляющих эзотерическое знание Кери-Хебс".

Фараоны - мистики

Фараон Тутмос III (1504 - 1447 годы до н. э.) объединил всех посвященных в единое братство, правила и основы которого воплощены сегодня в Д.М.О.Р.К. Во время церемонии, когда КериХебс назначили его наследовать трон отца, он пережил мистическое откровение, доказывающее, что ему полагалось стать Великим Магистром тайного братства. Традиция розенкрейцеров гласит, что он почувствовал себя "вознесенным" к небесам и доказал этим свою космическую избранность. Благодаря правилам, установленным Тутмосом III, это братство, члены которого трудились в различных школах мистерий, каждая из которых имела свой устав, стало настоящим мистическим Орденом с единым кодексом.

Почти семьдесят лет спустя в царском дворце Фив родился фараон Аменхотеп IV, ставший самым просвещенным человеком своего времени. Принятый очень рано в тайный Орден, он настолько проникся его учением, что сменил прежнее имя, назвавшись Эхнатоном, что означает "близкий Атону" или "слава Атону". В Египте он стал инициатором коренных преобразований в области религии, культуры и искусства. Бросив вызов жрецам Амона, он впервые объявил, что Бог един, и это было сказано в эпоху, когда политеизм господствовал повсеместно. Всю свою жизнь он отдал борьбе с тьмой невежества и распространению мистических идеалов Ордена. Вскоре после его смерти в 1350 году до н. э. фиванские жрецы восстановили культ Амона, но дело Эхнатона уже стало частью истории.

Распространение Ордена на Западе

Из Египта Орден распространился в Грецию через древнегреческих философов Фалеса и Пифагора (VII и VI в.в. до н. э.), затем в Италию под влиянием Плотина (203 - 270 гг.). В эпоху Карла Великого (742 - 814 гг.), благодаря философу Арно, Орден проник во Францию, а затем в Германию, Англию и Нидерланды. В течение следующих столетий алхимики и тамплиеры (храмовники) внесли вклад в распространение Ордена на Востоке и Западе. Из-за ограничения свободы совести порой он должен был скрываться под различными названиями. Однако во все эпохи и во всех странах он не прекращал своей деятельности, распространяя свои идеалы и учение, прямо или косвенно участвуя в развитии искусства, науки и цивилизации в целом, всегда провозглашая равенство полов и истинное братство людей.

Здесь уместно краткое пояснение. Часто в тесной связи с историей розенкрейцерства упоминается имя "Кристиана Розенкрейца" (1378 - 1484 гг.) как основателя Ордена, из чего делается вывод, что Орден появился только в ХIV веке. Это является заблуждением. В действительности, когда в каждой стране наступал момент, благоприятный для возрождения Ордена, осуществлялись необходимые действия для публикации манифеста или воззвания, возвещавшего об открытии "могилы", где покоилось "тело" Великого Магистра КРК вместе с редкими ценностями и манускриптами, дававшими право открывшим их начать новый цикл активности Ордена. Возвещение это было аллегорическим актом, и за инициалами "КРК" не скрывалось реальное лицо. Они были символическим титулом, которым наделялись некоторые руководители Ордена. В свете этих объяснений и следует воспринимать историю легендарного Кристиана Розенкрейца.

Циклическое возрождение

В ХVII веке Орден приобрел наибольшую известность после публикации и широкого распространения трактата "Fama Fraternitatis", ошибочно приписанного позднее Валентину Андреа (1586 - 1б54 гг.). Этот трактат на самом деле представлял собой один из элементов подготовки к очередному циклу активности Ордена, который, следуя собственному закону, после ставосьмилетнего периода активности уходит со сцены, чтобы через сто восемь лет возобновить свою общественную деятельность. В один из этих периодов Орден стал официально известен как Орден Розы и Креста.

В 1693 году переселенцы розенкрейцеры из многих стран Европы во главе с Великим Магистром Иоханнесом Кальпиусом (1673 - 1708 гг.) достигли Нового Света на борту "Сары Марии". В начале 1694 года они обосновались в Филадельфии. Несколько лет спустя некоторые из них перебрались на юг Пенсильвании, основав новую колонию. Создав собственную типографию, они издали большое число шедевров мистической литературы, и именно благодаря этим европейским розенкрейцерам истинное учение Розы и Креста распространилось в Америке. Под его влиянием родились многие американские политические институты и получили беспрецедентное развитие в США науки и искусства. Такие знаменитые личности, как Томас Джефферсон (1743 - 1826 гг.) и Бенджамин Франклин (1706 - 1790 гг.), тесно сотрудничали с этими розенкрейцерами.

Современный цикл Д.М.О.Р.К.

В 1801 году, в соответствии с установленными правилами, Орден в США вошел в период молчания. Вместе с тем он оставался активным в Германии, Франции, России и на Востоке. В 1909 году доктор Гарвей Спенсер Льюис отправляется во Францию, чтобы получить там сведения об Ордене. В течение нескольких лет он изучал там метафизику и эзотеризм. Пройдя много экзаменов и испытаний, он смог встретиться с одним из французских руководителей Ордена. Некоторое время спустя он получил посвящение в Тулузе и был официально уполномочен подготовить возрождение Ордена в Америке.

Когда все было готово к этому, манифестом, объявившим о новом цикле активности Ордена, послужила брошюра "Древний Мистический Орден Розы и Креста (Д.М.О.Р.К.)". В соответствии с уставом, Верховный Совет Ордена в США провозгласил доктора Льюиса Императором, и он с успехом выполнил свою миссию, распространяя традиционные знания Ордена и всячески развивая его деятельность в пределах своей юрисдикции. После кончины Гарвея Спенсера Льюиса в 1939 году был назначен Императором его сын Ральф Максвелл Льюис. После второй мировой войны руководители Ордена в Европе решили применить во всем мире методику обучения, принятую Орденом в США. В настоящее время Д.М.О.Р.К. является единственным хранителем розенкрейцерской традиции в тех странах, где его деятельность разрешена законом.

В настоящее время высшим должностным лицом Древнего Мистического Ордена Розы и Креста является Кристиан Бернар, избранный на Верховном Совете. Согласно данному титулу, он является гарантом Традиции розенкрейцеров во всех странах мира.

Орден розенкрейцеров история возникновения

Первая версия

Отец С.R.С.

История возникновения и, возможно, реального существования общества Розы и Креста соткана из загадок, над разрешением которых уже не первый век тщетно бьются исследователи розенкрейцерства. Увы, пока им не удалось найти ничего, основанного на неопровержимых фактах. Остаются версии.

Первая версия состоит в том, что Орден розенкрейцеров существовал на самом деле и целиком соответствовал тому, как описано его возникновение в манифесте «Fama fraternitatis» (Слава братства), который, как полагают, был написан в 1610 году. В нем говорится, что эгоизм, алчность и стяжательство побуждают людей идти за ложными пророками и тем самым они отвращаются от подлинных знаний, которые Бог по своей милости им открывает. Требуется коренная реформа человеческого общества, и Бог призвал к этой великой миссии лучших философов и мудрецов.

Для осуществления такой реформы явился таинственный человек, называемый Высочайше Просветленный Отец C.R.C., немец по рождению, отпрыск знатной семьи, но человек бедный, который и основал «Секретное общество Розы и Креста».

Оказавшись в пятилетнем возрасте в монастыре, он скоро поднял, что нужных ему глубоких знаний там не получит, и через некоторое время решил совершить паломничество в Святую землю. Он побывал в таинственном арабском городе Аамкар, где познакомился с братством мистиков и каббалистов, потом в Фесе и в Испании, где его научили обращаться со стихийными началами (духами природы).

Вернувшись в Германию, он возобновил свою работу по реформированию наук и искусств. Он призвал на помощь трех братьев из монастыря, в котором прошли его отроческие годы, и взял с них торжественную клятву хранить доверенные им секреты для будущих поколений. Вот эта четверка и стала основателями Братства Розы и Креста. Они разработали секретный шифр и составили словарь, в котором классифицировали все сокровенные формулы высочайшей мудрости во славу Господа. Увеличив число членов до восьми, они заложили новый Дом под названием Святой дух. Отсюда они расходились по всем странам мира, распространяя свое оккультное учение среди мудрецов. Вскоре основатель общества умер, и никто не знал, где он погребен. Только 120 лет спустя при перестройке Дома Святого духа была обнаружена его гробница. Старик выглядел так, словно его только вчера опустили в могилу. В одной руке он держал Библию, в другой – таинственный манускрипт из пергамента, в котором сообщалось, что вскоре будет подготовлен труд «Fama», который разошлют мудрецам Европы на пяти языках, чтобы все могли узнать и понять секреты братства. Такова, как считается, история «Fama fraternitatis».

Вторая версия розенкрейцеров

Орден розенкрейцеров. Тайна возникновения братства

Масонские братья признают историческим факт существования Братства Розы и Креста, но они расходятся во многом в отношении того, как возник этот орден. Одни считают, что он появился в средневековой Европе в результате алхимических поисков, вторые полагают, что основателем ордена был немецкий ученый-теолог Иоганн Валентин Андреа.

Третьи убеждены, что он лишь реформировал уже существовавшее общество, которое было создано еще Корнелием Агриппой.

Четвертые высказывают мысль, что розенкрейцерство возникло в результате первого вторжения в Европу браминской и буддийской культур.

Некоторые уверены в том, что общество Розы и Креста было основано в Египте, а его философы продолжали разработку мистерий древних персов и халдеев. Если такое общество существует, то приходится только удивляться, как ему удалось сохранить свою полную секретность на протяжении веков. В своем известном труде «Секретные символы розенкрейцерства» доктор Ф. Хартман описывает Братство как секретное сообщество людей, обладающих сверхъестественными силами. Говорят, они способны предсказывать события будущего, проникать в глубочайшие тайны природы, превращать железо, медь, олово в золото, знают секрет «Эликсира жизни», или «Универсальной панацеи», с помощью которого способны сохранить вечную молодость и жизнь.

Настоящий розенкрейцер – это тот, кто вручает свое сердце божественной власти. Было много споров о происхождении самого названия – розенкрейцер. На самом ли деле это символ Розы и Креста, или такое название придумано специально для того, чтобы обмануть, увести в сторону непосвященных, не дать им возможности постичь истинную природу и назначение ордена. Так, Годфри Хиггинс полагал, что слово «розенкрейцер» происходит не от всем знакомого красивого цветка, а от слова «ros», то есть «роса».

Ученый, возможно, прав, так как процесс образования философского камня с помощью росы был на самом деле секретом, скрытым в названии. Из розенкрейцерства, как полагают, вышло масонство. «Неизвестные философы» стали «известными», создав организацию, через которую они могли действовать в материальном мире, не открывая своей тайны. Согласно широко распространенной точке зрения, штаб-квартира Ордена розенкрейцеров находится неподалеку от Карлсбада в Австрии. Но многие утверждают, что существует отдельная, сохраняющая свою индивидуальность организация, которая называется Богемскими братьями и находится в Шварцвальде (Германия).

Третья версия розенкрейцеров

Орден розенкрейцеров. Миф или реальность?

Эта версия отрицает розенкрейцеров, утверждая, что Орден этот никем и никогда не учреждался и является целиком и полностью продуктом чьего-то богатого воображения. Исследователи постоянно задают себе один и тот же вопрос – где же скрывается эта неуловимая группа метафизиков и почему их нигде не видно? Не было ли Братство Розы и Креста мифом, изобретением какого-нибудь циничного насмешника, пожелавшего зло высмеять алхимию, да и весь герметизм заодно?

Не был ли таинственный Отец C.R.C. всего лишь литературным персонажем, созданным гениальным Иоганном Андреа, который, попытавшись покончить с алхимией, стал, наоборот, ее невольным пропагандистом? Нет никакого сомнения, что один из самых ранних документов розенкрейцеров «Слава Братства» вышел из-под его пера.

Тайна, давно окружающая Братство, породила огромное количество споров. Одни упрямо защищают тезис о существовании Братства, другие приводят веские аргументы в пользу существования Ордена розенкрейцеров.

Никто и никогда не заявлял о своем знакомстве ни с одним из его членов. Многие даже утверждают, что к манифесту «Fama fraternitatis» приложил руку Фрэнсис Бэкон,– уж больно схож ее стиль со стилем его «Новой Атлантиды».

Четвертая версия розенкрейцеров

Орден розенкрейцеров. Христиан Розенкрейц

В 1614 году повсюду в Европе стала распространяться крамольная по тем временам «Слава Братства» и впервые прозвучало имя некоего Христиана Розенкрейца, якобы основавшего в XIV веке тайное общество. Никаких других сведений об этом розенкрейиеровском прародителе не сохранилось. Остается только полагаться на легенду. Подобно рыцарям-крестоносцам и бесконечным мистикам разных эпох, Христиан Розенкрейц получил посвящение в мистические таинства на Востоке.

Он родился в Германии, но совершил паломничество в Палестину. Пробыв три года в Дамаске и Иерусалиме, перебрался в Каир, затем путешествовал по странам Магриба, где приобщался к сокровенной мудрости тамошних магов.

Название ордена и выводят из его фамилии, которая означает «Розовый крест».

Могила X. Розенкрейца была случайно обнаружена в подземелье братства. В ней нашли написанный золотом свод откровений и пророчество о грядущем конце света.

Розенкрейцеры обещали своим сторонникам открыть доступ к высшим мировым тайнам и наставляли всех, как уберечься от болезней с помощью точного соблюдения требований христианской религии и нравственного образа жизни. Получившие посвящение обязывались безвозмездно лечить больных, принимать участие в собраниях ордена и, уминая, назначать себе преемника, который должен хранить тайну сто лет.

Основополагающая теория розенкрейцеров утверждает, что они на самом деле обладают сверхъестественными способностями, что они – жители двух миров и имеют физическое, материальное тело, которое не подвержено никаким – ни временным, ни пространственным пределам. Благодаря своей «астральной» форме они способны проникать в невидимый мир Природы и именно там, в недостижимом для обыкновенных людей мире, они обитают.

Братство разделено на степени, через которые каждый должен проходить шаг за шагом, приближаясь к Великой тайне.

Посвященные, принадлежащие к высшим степеням, не подвержены законам смерти.

Цели розенкрейцеров

Перечислим три главные цели, поставленные братьями:

1.Устранение всех монархических форм управления и замена их управлением избранных.

2. Реформация науки, философии и этики.

3. Открытие универсального лечения, то есть панацеи от всех болезней.

Адепты ордена розенкрейцеров

Альфонс Луи Констан (1810 - 1875), писавший под псевдонимом Элиафас Леви, первым предпринял попытку объединить магов-одиночек в единый интернациональный орден по образу розенкрейцеров. Его первая (в двух томах) книга «История магии» сделала его кумиром нового поколения оккультистов. Во исполнение заветов учителя они основали «Французский каббалистический орден розенкрейцеров», ставший первой академией сущего сатанизма. Вскоре подобные институты возникли в других странах Европы и Северной Америке.

Адепты ордена обладали секретом философского камня и знали тайну превращения простых металлов в золото.

В книге «Конфессио фратернатис» («Признания братства») говорится, что истинное Братство розенкрейцеров состоит из сверхчеловеков (что-то весьма похожее на махатм в Индии) и в нем представлены только те, кто способен преодолеть ограничения материального мира. «Так что мы будем невидимы человеческому глазу, покуда он не достигнет «орлиной зоркости». В мистицизме орел – символ инициации, и этим-то и объясняется неспособность все еще не возрожденного мира понять секреты ордена Розы и Креста .

Сторонники такой теории считают графа Сен - Жермена высшим адептом братства и даже утверждают, что Христиан Розенкрейц и он были одним и тем же лицом.

Они носили названия «Fama Fraternitatis RC » (Слава Братства RC ) и «Confessio Fraternitatis » (Вероисповедание братства RC ). В 1616 г. к ним прибавился аллегорический трактат «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца ». Из этих текстов следовало, что в Европе издревле существует «наиболее чтимый орден» мистиков-философов-учёных, ставящих своей целью «всемирную реформацию человечества». Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства» , что отчасти символизируется эмблемой братства - розой , распускающейся на кресте .

В первые века своего существования розенкрейцерство было тесно связано с лютеранством и вообще с протестантизмом . Фрэнсис Йейтс видит в розенкрейцерах XVII века предшественников века Просвещения . Согласно историку Дэвиду Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества - масонства . В последующем многие тайные общества производили свою преемственность и обряды полностью или частично от немецких розенкрейцеров XVI-XVII вв. (а через их посредство - от храмовников или даже рыцарей Круглого стола).

Три манифеста

В тексте «Fama Fraternitatis» изложена легенда о немецком учёном и философе-мистике, именуемом «брат C.R.C.» (лишь в третьем манифесте его имя расшифровано как Христиан Розенкрейц , что значит буквально «Роза-Крест»). Утверждается, что «наш Отец Христиан» родился в 1378 году и прожил 106 лет. В первом манифесте говорилось, что Христиан первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако путешествию в Иерусалим он предпочёл общение с мудрецами Дамаска , Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину вместе с тремя учениками он создал «братство розы и креста», главной целью которого было постижение божественной мудрости, раскрытие тайн природы и оказание помощи людям. Традиционно датой создания братства считается 1407 год.

Согласно легенде, во время жизни Христиана Розенкрейца «орден розы и креста» состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктор или бакалавр. Все они поклялись не взимать плату за лечение больных, сохранять братство в тайне и найти себе замену прежде, чем умрут. В 1484 году Розенкрейц умер, и только через 120 лет его могила с секретными книгами (согласно его предсказанию) была обнаружена его последователями. На его мавзолее был выведен латинский девиз: «От Бога рождаемся. Во Христе умираем. Воскресаем в Духе Святом» .

Три манифеста розенкрейцеров, появившиеся в Германии начала XVII века, привлекли к себе живой интерес современников. Многие выдающиеся учёные и философы того времени пытались подтвердить реальное существование загадочного братства - и впоследствии некоторые из них (как, например, Михаэль Майер - лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II) уверяли, что им это удалось. Гораздо чаще манифесты расценивали в качестве мистификации или аллегории (таково, например, было отношение к ним Фрэнсиса Бэкона ), а реальное существование тайного общества отрицалось.

«Манифесты розенкрейцеров задумывались (по крайней мере, по словам их предполагаемых авторов) как интеллектуальная игра, более или менее шуточный литературный опыт в духе утопического жанра», - утверждает Умберто Эко . Авторство «Химической свадьбы» приписывал себе лютеранский богослов Иоганн Валентин Андреа (1586-1654), характеризовавший это сочинение как игралище праздного ума . В поздних работах он насмехается над алхимией и помещает её в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как дисциплинами самыми легковесными. Фрэнсис Йейтс оспаривает его авторство , и это мнение является наиболее распространённым .

Эмблема розы, распускающейся на кресте, использовалась более чем за 80 лет до публикации первого манифеста - в португальском монастыре ордена Христа (Конвенту-де-Кришту) . Этот орден является правопреемником тамплиеров на территории Португалии. В 1530 г. был издан второстепенный труд Парацельса «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi», где также присутствует образ двойного креста на распустившейся розе .

Розенкрейцеры в XVII и XVIII вв

В сочинениях розенкрейцерской тематики, появившихся в продолжение XVII века, в прямом и переносном смысле описываются девять стадий инволютивно-эволютивной трансмутации троичного тела человека, троичной души и троичного духа, что составляет традиционное для многих тайных учений понятие «посвятительного пути».

Манифесты начала XVII в. привлекли к себе внимание во многих уголках Европы. Идея существования тайного братства алхимиков и мудрецов, которые стремились совершенствовать искусства, науки, религию и умственную жизнь своих государств, казалась тогда новой и востребованной, ведь континент разоряли политические и религиозные раздоры. Манифесты неоднократно переиздавались, что стимулировало появление новых текстов, авторы которых стремились подтвердить или опровергнуть существование тайного братства. Пик интереса к тайному обществу был достигнут в 1622 году, когда на стенах зданий на центральной площади Парижа в течение нескольких дней последовательно появились две афиши. Первая гласила: «Мы, Представители Высшей коллегии розы-креста, действительно находимся, явно, и незримо, в этом городе(…)», а вторая афиша заканчивалась словами: «Мысли вместе с истинным желанием ищущего, приведут нас к нему, и его к нам» .

Для понимания реакции на манифесты розенкрейцеров наиболее важны сочинения Михаэля Майера (1568-1622) из Германии ; Роберта Фладда (1574-1637) и Элиаса Эшмола (1617-1692) из Англии . Среди прочих, о розенкрейцерстве рассуждали Даниэль Мёглинг , Готтхард Артузиус, Юлиус Спербер, Адриан фон Минсихт , Габриэль Нодэ , Томас Вон . Так, Эшмол был убеждён в реальном существовании тайного общества Розы и Креста . Другой видный апологет розенкрейцерства - Михаэль Майер. Он настаивал, что братья R.C. существуют для того, чтобы развивать священные искусства и науки, включая алхимию . Впрочем, сам Майер никогда не заявлял о собственных попытках получить драгоценные металлы (так же, как Генрих Кунрат и другие предполагаемые розенкрейцеры): в текстах розенкрейцерского круга акцент делается на алхимию духовную как своего рода символ преобразования (превращения) человеческой души.

С полной уверенностью говорить о существовании розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер под псевдонимом Sincerus Renatus («искренне обращенный») опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико - практическая теософия. Истинное и полное приготовление философского камня братства от Ордена злато-розового креста» . В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт . Братством управляет «император », в него принимаются лишь масоны в степени мастера . Две другие вехи в развитии розенкрейцерской доктрины XVIII века - «Opus magocabalisticum et theosophicum» Георга фон Веллинга (1719, рассмотрение алхимии и учения Парацельса) и «Aureum Vellus oder Goldenes Vliess» (1749, опубликовано под псевдонимом Герман Фиктульд ).

Писателей XVII века, благожелательно настроенных к розенкрейцерам, озадачивало отсутствие каких-либо реальных подтверждений существования тайного общества в современной им Европе. Автор памфлета «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis» (1618) объяснял это тем, что розенкрейцеры отбыли на Восток из-за потрясений, связанных с началом Тридцатилетней войны . Упомянутый выше Зигмунд Рихтер также повторяет эту легенду, равно как и исследователь оккультизма Рене Генон . Вместе с тем Артур Эдвард Уэйт (видный историк масонства и мартинист) относился к легендам о связи розенкрейцеров с Востоком крайне скептически . На почве спекуляций насчет преемственности в XIX-XX вв. образовалось много нео-розенкрейцерских обществ. Они претендуют на продолжение оккультной традиции, идущей якобы от «Коллегии незримых » или на преемственность от «Неведомых высших» (Supèrieur Inconnu), «тайных вождей» и т. п.

Орден золотого и розового креста

Наиболее ранний документ, свидетельствующий об интеграции розенкрейцеров с масонами, датирован в 1761 годом . Его обнаружил в конце XIX века историк масонства Людвиг Абафи, работая в архиве венгерских графов Фештетич. В этой записке некий член «пражского сообщества» излагает обряды ордена розенкрейцеров и перечисляет его «отцов», которые живут в Праге, Регенсбурге и Франкфурте ; многие из них одновременно являлись членами масонских лож. Приводимый им устав общества практически дословно совпадает с уставом общества неведомых философов (рhilosophes inconnus ), который был опубликован бароном де Чуди в 1766 г., и, вероятно, имеет французское происхождение .

После усовершенствования иерархии ордена розенкрейцеры объявляются в Силезии и со временем проникают в Берлин, Венгрию, Польшу и Россию . В 1767 и 1777 гг. были предприняты первые известные попытки преобразования ордена розенкрейцеров. Наиболее заметным апологетом обновлённого розенкрейцерства был марбургский профессор медицины Фридрих Шрёдер (1733-1778). По характеристике В. Н. Перцева , наивысший расцвет учения пришёлся на правление в Пруссии мистически настроенного короля Фридриха Вильгельма II : розенкрейцерство «умерло вместе с ним, и только жалкие остатки его всё ещё продолжали кое-где существовать» .

В конце XVIII века члены Ордена золотого и розового креста утверждали, что розенкрейцерство основано последователями египетского мудреца Ормуза (Ormusse) и «Licht-Weise», которые эмигрировали в Шотландию под именем «Строители с Востока» . После этого изначальный орден якобы исчез, пока не был восстановлен Оливером Кромвелем как франкмасонство. Общество золотого и розового креста разработало и современную символику розенкрейцерства, изложенную в трактате Geheime Figuren der Rosenkreuzer (Альтона, 1785 г.).

Степень розенкрейцера в масонстве

«Рыцарь розы и креста» - 18° в Древнем и принятом шотландском уставе . Первые упоминания об этом градусе относятся к 1765 году. Градус вошёл в ритуальную практику и получил широкое распространение после 1780 года.

После 1782 года масонство добавило в свою ритуальную практику египетские, греческие и друидические мистерии . Маркони де Негре со своим отцом Габриелем Маркони в 1839 году учредил масонский устав Мемфиса , отталкиваясь от более ранних алхимических и герметических изысканий розенкрейцерского учёного барона де Вестерода. Таким образом, степень Рыцаря розы и креста появилась и в египетском масонстве. Данная степень также как и в ДПШУ практикуется, либо в 18°, либо в 17° .

Степень Рыцаря розы и креста встречается в дополнительных орденах Французского устава . Так, посвящение в неё проходит в 4 ордене этого устава .

Избранные коэны и мартинизм

Основные составляющие Учения
Направления оккультной практики
Мартинисты
Деятели, оказавшие влияние
Мартинистские организации
† Основные символы и понятия †
Связанные с мартинизмом организации
Книги
Издательства

С 1754 года и до самой своей смерти в 1774 году Жак де Льерон Йоахим де ла Тур де ла Казе Дом Мартинес де Паскуалис - потомственный масон , унаследовавший от отца патент, якобы тому выданный Карлом Стюартом и наделявший его правом «возводить храмы во славу Великого Архитектора», неустанно работал над учреждением и продвижением своего Ордена Рыцарей-масонов избранных коэнов Вселенной .

Современные общества

Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа ; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis.

Эзотерические христианские розенкрейцерские общества содержат эзотерические знания, относящееся ко внутреннему учению христианства.

После смерти Шварца первенство во внутренних ступенях ордена перешло к московской группе Н. И. Новикова . Новиков утверждал, будто первым открыл ему, что «истинное масонство есть таинство розенкрейцеров» мистически настроенный фельдмаршал Репнин , предупредив, впрочем, что «истинных розенкрейцеров… весьма трудно найти, а вступление в их общество ещё труднее» .

«Вооружение Рыцарей формировало рыцарский круг: Круглый Стол, в котором появился Грааль ; сначала хранимый рыцарями Грааля, затем Рыцарями Тамплиерами, а в конечном счёте - розенкрейцерами. <…> Старшее поколение (Кунрат, ван Хельмонт и другие) вполне развито; линия ушла, как говорится, под землю; и это было Восточное Братство, которое на самом деле и посвятило Новикова. <…> Я вызван на помощь; вместе с Минцловой мы трое составим настоящий треугольник для строительства храма рыцарей; вокруг этих „двух“ соберутся кружки; Минцлова будет осуществлять связь с Братством Посвящённых».

Минцлова передала своим последователям в России и трёхчастный девиз розенкрейцеров: «Ex Deo Nascimur (E.D.N.) In Christo mortimur (I.C.M.) In Spiritu Sancto Renascimur (I.S.S.R.) ». Письма другим адептам тайного учения Иванов подписывал I.C.M., а Белый - I.S.S.R. Свою повесть «Котик Летаев» (1915-16) Белый закончил словами: «Во Христе умираем, чтоб в Духе воскреснуть» . В этот период мотив розы и креста стал одним из определяющих в поэзии Иванова , а Александр Блок , увлёкшись мистическими учениями, создал в 1912 г. своё любимейшее детище - пьесу «Роза и крест» .

Первый в России нового времени кружок последователей розенкрейцерского учения организовал в Озерках под Петербургом в 1907 г. аптекарский служащий Александр Кордиг . Теория заговора причисляет розенкрейцеров к числу движущих сил российской революции 1917 года . Прежде своего исчезнования в 1910 году Минцлова рассказывала, что «будто бы имела беседу с одним из великих князей и что будто бы этот последний поставил вопрос, как нам быть с нашей родиной и что делать с царём Николаем Вторым » .

Благодаря уцелевшим орденским документам и текстам известно духовное братство квази-розенкрейцеров «Lux Astralis», основанное поэтом Б. М. Зубакиным и существовавшее с 1912 по 1937 гг. С 1916 по 1933 гг. существовал орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов» (орионийцев), члены которого разработали церемониальную магию .

Под руководством В. К. Чеховского и Е. К. Тегера в общем кругу мистических, религиозных и оккультных движений, организаций и групп, действовавших в России в 1920-х годах, с 1925 по 1928 гг. существовал Розенкрейцерский орден «Эмиш редевивус», ставивший перед собой задачу опытным путём овладеть оккультными силами природы, на практике возродив утраченную за века полноту древнего посвящения и «проводивший постановку лабораторных опытов по передаче мысли на расстоянии, экстериоризации, культивированию элементалей, оперативной магии» .

Одним из последних розенкрейцеров в России был Д. С. Недович , о встрече с ним в Бутырской тюрьме пишет Лев Копелев в книге «Хранить вечно».

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание и знание всех секретов».
  2. В следующем столетии Уинн Уэсткотт (глава Общества розенкрейцеров в Англии и один из основателей Ордена золотой зари) утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного розенкрейцерского братства, основанного Христианом Розенкрейцем . Однако возглавляемое им общество является парамасонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов как система дополнительных степеней , в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза , который первый ввёл градуса розы-креста в масонство и был автором соответствующего посвятительного ритуала , который используется и поныне в Шотландском уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена золотой зари в вопросе действительных розенкрейцерских братств, а не их подражателей - сомнительна.
  3. Главой ордена он называет франкфуртского купца Шварца.
  4. Согласно этой традиции, розенкрейцерский орден был основан в 46 году н. э., когда александрийский мудрец-гностик Ормуз и шестеро его сторонников были обращены одним из апостолов Иисуса Марком . Их символом, как говорят, был красный крест, увенчанный розой, что указывает на розу-крест. Сторонники учения исходят из того, что розенкрейцерство появилось путём очищения египетских мистерий высшим учением раннего христианства .

Источники

  1. The Catholic Historical Review, Vol. 5, No. 2/3 (Jul. - Oct., 1919), pp. 265-270 by Joseph A. Murray; Review of New England and the Bavarian Illuminati by Vernon Stauffer; Vol. LXXXII of Studies in History, Economics and Public Law by The Faculty of Political Science; Columbia University Press (1918) (неопр.) . Catholic University of America Press.
  2. Rosicrucian Enlightenment - F.A. Yates - Google Книги
  3. Christianity: The First Three Thousand Years - Diarmaid MacCulloch - Google Книги
  4. О литературе. Эссе - Умберто Эко - Google Книги
  5. Macedo, António de (2000), Instruções Iniciáticas - Ensaios Espirituais , 2nd edition, Hughin Editores, Lisbon, ISBN 972-8534-00-0 , p.55
  6. Gandra, J. Manuel (1998), Portugal Misterioso (Os Templários ), Lisbon, pp. 348-349
  7. Stanislas de Guaïta . Au seuil du Mystère . Paris: Georges Carré, 1886.
  8. Cited by Sédir in Les Rose-Croix , Paris (1972), pp. 65-66
  9. Sédir (1972), Les Rose-Croix , Paris, p. 59 to 68
  10. См. «Theatrum Chemicum britannicum » 1650 г.
  11. The Rosicrucians: The History, Mythology, and Rituals of an Esoteric Order - Christopher McIntosh - Google Книги
  12. Guénon, René, Simboles de la Science Sacrée , Paris 1962, p.95ff
  13. Rose Cross and the Age of Reason, The: Eighteenth-Century Rosicrucianism in ... - Christopher McIntosh - Google Книги
  14. A Rosicrucian Utopia in Eighteenth-Century Russia: The Masonic Circle of N.I ... - Raffaella Faggionato - Google Книги
  15. Christopher McIntosh. Rose Cross and the Age of Reason: the Eighteenth-Century Rosicrucianism in Central Europe and its Relationship to the Enlightenment. The State University of New York Press, 2012. 2nd ed. ISBN 9781438435619 . P. 46-50.
  16. Arnold Marx. Die Gold- und Rosenkreuzer. Ein Mysterienbund des ausgehenden 18. Jahrhunderts in Deutschland . // Das Freimaurer-Museum, 1930, № 5. P. 16.

Орден розенкрейцеров

В своей антихристианской работе ХСМЛ находит мощного союзника в особом ответвлении мирового масонства - розенкрейцерстве. Как указывалось выше, все тайные организации, подобные масонству, имеют одну определенную цель и одно общее руководство. Цель эта - захват и порабощение мира под власть Великого Интернационала, которому безоговорочно подчинены и от которого зависят и масонство, и сродные ему организации.

Борьба идет разными путями, но объединяющая цель едина.

Масонские ложи ведут борьбу главным образом за захват политического влияния и власти в государствах, а розенкрейцеры, теософы и т. д. ведут борьбу за разложение духовного и нравственного мира человечества и разрушают главную основу жизни - религию.

Близость масонства и розенкрейцерства не отрицается ни масонами, ни розенкрейцерами, причем последние, т. е. розенкрейцеры, говорят, что масонство есть ветвь розенкрейцерства с уклоном в сторону политики и материализма, но что для масонов очень легко вернуться на истинный путь, т. е. путь розенкрейцерства. Масоны же считают розенкрейцерство ответвлением масонства с уклоном в сторону мистицизма.

В масонском ордене розенкрейцеры составляют 18-ую степень посвящения. «Так как к первым степеням масонства, - говорит масон Луи Блан, - принадлежало много людей, по своему положению и взглядам отрицательно относящихся к всякому проекту социального переворота, то реформаторы масонства умножили ступени мистической лестницы, по которой могли восходить посвященные; они создали закулисные ложи, предназначавшиеся для пылких душ, они учредили высшие степени: Избранных Рыцарей Солнца, Строгого Послушания, Калоша или возрожденного человека, и Розенкрейцеров».

Слово «розенкрейцер» означает сочетание двух слов: Роза и Крест.

С течением времени, для введения профанов (непосвященных) в заблуждение и для удобства работы было признано необходимым розенкрейцерство выделить в самостоятельную организацию. Таким образом осталась по-прежнему степень розенкрейцерства в масонстве, и возникли совершенно отдельные розенкрейцеровские ордена в разных частях света.

Розенкрейцерство имеет большую давность в происхождении. Орден или братство Розенкрейцеров (Розового Креста), как рассказывает легенда, основал в XIV веке дворянин Христиан Розенкрейц, который во время своих путешествий по Востоку познал все тайны персидских и египетских магов и по возвращении в Европу передал эти тайны своим ученикам вместе с которыми и образовал тайное общество. Историческое возникновение ордена Розенкрейцеров относится к XVII веку, инициатором его возникновения называют Иоганна Валентина Андрее. Целью своей орден Розенкрейцеров ставил «улучшение церкви» и духовное возрождение человека. Розенкрейцеры - по указанию масонской литературы - «свободные мыслители», которые «начали расчищать путь через лес церковной схоластики и фанатизма», т. е., выражаясь понятным языком, стали на путь борьбы с церковью.

«Из них, розенкрейцеров, - говорит масонский писатель Нис, - выходили новаторы в области мысли, с их учением связывались смелые теории, официальная правоверная наука зачастую даже резюмировала свое осуждение, обзывая розенкрейцером смелого мыслителя, отказавшегося склониться перед догматами. Здесь происходила битва между диалектикой и опытом, и последний должен был свергнуть с трона первую ради триумфа прогресса. Здесь же стали лицом к лицу религиозный фанатизм и терпимость. Розенкрейцеры заявили притязание на общение с Богом через посредство природы». (Э. Нис. Основные черты современного масонства)

После некоторого затишья в XVIII веке, в начале XIX века розенкрейцеры развивают усиленную деятельность и к концу XIX века приобретают большое число сторонников.

Около 1900 года в Германии проф. Рудольф Штейнер открывает свою розенкрейцерскую школу.

Штейнер с 1902 г. по 1912 г. работал совместно с Анни Безант и Ледбитером в теософическом обществе, в числе сугубо посвященных. В 1912 г. Штейнер покинул теософическое общество, учредил свое особое Антропософическое общество и выстроил около Базеля великолепный храм. В Антропософическом обществе Штейнер устроил внутренний кружок, называемый «франк-масонство», посвященные в который получали из его рук золотой крест с розой. Лекции Штейнера стали в некотором роде введением в систему розенкрейцеров. Популярность Штейнера очень быстро возросла, и последователи стали почитать его за пророка. Под влиянием учения Штейнера розенкрейцеровские группы, общества и содружества возникают в Америке, Англии и, наконец, проникают в Россию через близкую ученицу Рудольфа Штейнера А. Р. Минцлову, которая была послана от иностранных розенкрейцеров для пропаганды среди русских «богоискателей» и установления с ними связи.

На рубеже XX столетия центр розенкрейцерства - «Древний Мистический Орден Розен-Крейцеров» оказался в Америке, и с этой последней связывают с тех пор все данные о работе главных органов этой тайной мировой организации.

Розенкрейцер фон-Гинкель в предисловии к голландскому переводу сочинений Христиана Роэенкрейца говорит: «Настоящий орден братьев Креста и Розы есть просвященное духом сообщество, рассеянное по всему миру, но руководимое одним. Этот орден обладает одной центральной школой истинных Мистерий и многими внешними школами, которые различными способами подготовляют путь к центральной школе». Добавлю к этому слова бр. Виттеманса. Он говорит, что розенкрейцерство покровительствует образованию вокруг себя различных свободных групп, имеющих собственные цели и руководствующихся различными соображениями личными или зависящими от местных национальных условий.

Розенкрейцеровское движение, по его словам, очень разнообразно в своих проявлениях, само же братство Креста Розы, соблюдая традиции, установленные его основателем, работает преимущественно в тайне, не делая никаких призывов к неофитам. Такой образ действий не вредит распространению идей ордена, но наоборот, подготавляет почву к сбору обильной духовной жатвы в будущем. (История Розы Креста, стр. 176. Граф Грабе. Корни церковной смуты, стр. 13).

Орден розенкрейцеров, как и вообще все причастное к масонству - организация глубоко конспиративная. Сохранение тайны ордена есть священная обязанность каждого члена. «Молчаливость и сдержанность есть признак истинного мистика», и этому правилу должен следовать каждый правоверный розенкрейцер.

Вербовка новых членов в орден происходит среди лиц, заинтересованных мистикой и вопросами философии и оккультизма. В орден попадают и люди разочарованные, раздавленные житейскими неудачами, надеясь найти поддержку и ответы на свои душевные сомнения и переживания. Немалую роль в привлечении новых членов играет известный романтизм, стремление и желание попасть в тайную организацию, которая якобы обладает колоссальной силой, знаниями и способностью привести своих членов к добру и истинному свету. Многие, наконец, идут из-за денег или ради карьеры. Этот тип розенкрейцеров, которые готовы продать за деньги или теплое местечко своего Бога, Родину, совесть и честь, имеет распространение среди морально опустившейся части русской эмиграции.

Официальной задачей ордена является духовное совершенствование членов, проникновение их высшими знаниями и работа по пропаганде знаний ордена и применению этих знаний на пользу человечества.

Орден розенкрейцеров не признает никаких вероисповедных различий. В орден могут вступать лица всех вероисповеданий. Положительные религии, как, например, Православная Вера, для розенкрейцеров не только безразличны, но и определенно враждебны, так как всякий истинный розенкрейцер борется за «истину без догматизма». Понятие ордена розенкрейцеров о Боге резко отличается от понятия христианского и является чистым пантеизмом. Одна из молитв розенкрейцеров начинается с обращения: «О, ты, Великий Разум, проникающий все, влагающий бытие во всякое вещество».

Символ розенкрейцеров - золотой крест с розой. Крест, по объяснению розенкрейцеров, означает святость союза; роза - символ скромности; оба понятия вместе означают святую скромность. Но такое толкование дается или для непосвященных в высшие тайны ордена, или же для посторонних.

Исследователь этого вопроса Николай Скрынников так объясняет сочетание креста и розы: «Таинственное значение розы, как символа, нужно искать в каббалистических объяснениях. Пламень, или книга Авраама (комментарии на Каббалу), сделал розу иероглифическим знаком выполнения великой работы. Соединить розу с крестом, язычество с христианством, ложно понимаемым, являлось задачей, предложенною высоким Посвященным; и на самом деле оккультная философия, будучи всемирным синтезом, должна объяснять все явления бытия. Религия, принимаемая во внимание только как физиологический факт, является выявлением и насыщением души». (Николай Скрынников. Масонство. Париж. 1921 г.)

Ложа розенкрейцеров именуется «Верховным Капитулом». На одной из ее сторон (восточной) помещается треугольный алтарь. Под алтарем картина, изображающая Голгофу с тремя крестами. На двух боковых крестах ничего нет, на среднем же помещается надпись, бывшая на кресте Иисуса Христа. Ниже надписи висит роза.

В нижней части картины изображена могила, в которой из-под сдвинутого могильного камня виднеется саван. Около могилы - разбитые колонны. На них спящая стража.

Торжественный обряд посвящения в степень розенкрейцера, разработанный несколько веков тому назад, совершается обычно в Страстную Пятницу.

«При церемониале посвящения в 18-ую степень, т. е. рыцаря Розового Креста, - пишет Философов, - ложа обивается черным, в глубине ее возвышается жертвенник, а над ним, в прозрачной картине, изображаются три креста, из которых на среднем видна обыкновенная надпись I. N. К. I. Братья, облеченные в священнические одежды, должны сидеть на земле, с видом глубокого размышления и сетования, опустивши лицо на свои руки в знак горести. Венерабль (мастер ложи) спрашивает: «Который час?» На это новопосвящаемый должен отвечать: «Теперь у нас первый час дня, та самая минута, в которую завеса храма разорвалась надвое, в которую мрак и отчаяние покрыли всю землю, свет отразился, орудие франк-масонов сокрушилось и пламенеющая звезда скрылась». Тогда адепту объясняют, что Адонирамово слово (Адонирам - строитель Соломонова храма) было потеряно в ту минуту, когда совершилась на кресте смерть Спасителя, и, в свою очередь, требуют, чтобы адепт объяснил им, что такое по его мнению может означать над крестом надпись «I.М.К.I.». Заставивши произнести на это священное имя хулу, заключающуюся в торжественном признании Христа Спасителя - преступником, заслуживающим проклятия и казни, венерабль восклицает с радостью: «Братья, теперь мы нашли потерянное слово!» (А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонства, стр. 68, 69.)

Для недостаточно посвященных и посторонних обряд этот объясняют таким образом: неутешная скорбь участников, траурная драпировка, слова венерабля об «утерянном слове», «сокрытии пламенеющей звезды» и тьме, объявшей землю, - изображают Голгофу; братья-масоны при выполнении обряда посвящения в степень розенкрейцера, как это объясняется профанам, оплакивают страдания и крестную смерть Спасителя; превращение ложи из траурной в огненно-красную, залитую огнями, нужно понимать как прославление и радость по случаю Воскресения Христа.

Но эти разъяснения, как и все в масонстве, являются притворством и обманом: участники этого кощунственного обряда не смерть Спасителя оплакивают в своей траурной ложе и не Воскресению Его радуются, когда, убрав черные драпировки, освещают красную ложу ярким светом.

«Они, - пишет И. А. Бутми, - оплакивают крушение старинных лжеучений, низвергнутых во прах торжеством божественной истины, начало которому было положено крестной смертью Спасителя. В их глазах загоревшаяся заря Христианства была началом царства тьмы, суеверий и невежества. И вот почему они горестно восклицают, что слово утеряно, колонны и инструменты и кубический камень (эмблема природы) источает кровь и воду». Они ликуют ради приобретения потерянного слова. Они ликуют, найдя слово I.М.К.I. А эти слова, в их понимании, означают: «природа всецело возрождается огнем».

«Иначе говоря, - пишет Бутми, - они приветствуют те лжеучения, ту религию природы, которую разрушила торжествующая истина христианского учения, но которая вновь возродилась в масонстве и свято хранится там, как высшая истина, как тайное учение, предназначенное лишь для избранных».

Орден розенкрейцеров не только проповедует религию пантеизма (уничтожение личности Бога), но и является организацией антихристианской. Розенкрейцеры отрицают факт Воскресения Христова, как понимают его христиане, а Христос упоминается ими наряду с Зороастром, Буддой и др., как один из аватаров - высших воплощений, призванных вести мир.

Облекая свое учение в тогу «чистого мистицизма», орден розенкрейцеров стремится внедрить:

Символическое опорочивание Христианства и возвеличивание древних иудо-каббалистических учений.

Ненависть к Христу Спасителю и Его учению.

Искоренение этого учения путем приписывания ему тайного натуралистического смысла.

Кощунственное причисление Христа к «великим посвященным», которые тайно, и лишь для избранных явно, проповедуют совсем чуждую христианству религию, являющуюся лишь «физиологическим фактом».

Осуществление идеала ордена розенкрейцеров должно стать, в конечном счете, полной победой воинствующего иудаизма над христианством.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...