М а шолохов судьба человека проблемы. Cочинение «Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека


Авг 04 2015

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. В его основе лежит реальный случай. был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. отважился на запретную тему: русский в плену. Простить это или принять?

Одни писали о «реабилитации» пленных, другие видели в рассказе ложь. Рассказ построен в форме исповеди. Судьба Андрея Соколова до вполне типична. Работа, семья.

Соколов - строитель, человек мирной профессии. перечеркивает Соколова, как и жизнь всей страны. Человек становится одним из бойцов, одной частью войска.

В первый момент Соколов почти растворяется в общей массе, и это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Вся война для , весь путь унижений, испытаний, лагерей - это борьба all soch 2005 человеческого в человеке и бесчеловечной машины, с которой человек сталкивается. Лагерь для Соколова - испытание на человеческое достоинство. Там он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?» Это - испытание потерей «своего».

Попытка бегства - неудачна, так как таким способом из-под власти машины уйти нельзя. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя вызывающе, как человек, для которого высшее благо - смерть.

И сила человеческого духа побеждает. Соколов остается жив. После этого еще одно испытание, которое Соколов выдерживает: не предав в комендантской честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. «Как будем харчи делить?

» - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды».

После бегства попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут еще одно испытание - весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в , Соколов теряет своего сына, и самое большое, что дает ему судьба, - это увидеть своего мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле. И все-таки Соколов (по идее Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания) так себя и ведет.

В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя повести появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нем отца.

Так Шолохов вводит обновления человека после войны. В 1942 году Шолоховым был написан рассказ «Наука ненависти» - о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам, «за все то, что причинили они родине», и в то же время - о великой любви к родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Основные идеи этого рассказа получили развитие в рассказе «Судьба человека» , где Шолохов показывает красоту души и силу характера русского человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!

Произведение "Судьба человека" Шолохова впервые было опубликовано спустя десять лет после того, как закончилась Великая Отечественная вона, в 1956-1957 годах. Тематика рассказа нетипична для литературы того времени, посвященной войне. Автор впервые рассказал о солдатах, которые попали в плен к фашистам.

Затем мы узнаем судьбу этого персонажа уже из его уст. Андрей со случайным собеседником предельно откровенен - он не скрывает личных подробностей.

Можно смело утверждать, что жизнь у этого героя была счастливой. Ведь у него была любящая жена, дети, он занимался своим любимым делом. При этом жизнь Андрея является типичной для того времени. Соколов - это простой русский человек, каких в нашей стране в то время было миллионы.

Подвиг Андрея ("Судьба человека", Шолохов)

Сочинение "Война в жизни главного героя" можно построить на контрасте отношения к ней Андрея и других людей, которые встречаются на его жизненном пути. В сопоставлении с ними нам кажется еще величественнее и страшнее подвиг, которым, по сути, является вся его жизнь.

Герой, в отличие от других, проявляет патриотизм, отвагу. Это подтверждает анализ произведения "Судьба человека" Шолохова. Так, во время боя он задумывает осуществить почти невозможное - доставить русским войскам снаряды, прорвавшись через заслон врага. В эту минуту он не думает о грозящей опасности, о собственной жизни. Но план осуществить не удалось - Андрей попадает к фашистам плен. Но и тут он не падает духом, сохраняет собственного достоинства, спокойствие. Так, когда немецкий солдат ему приказал снять сапоги, которые тому приглянулись, Соколов, как бы издеваясь над ним, снимает еще и портянки.

В произведении раскрывает различные проблемы Шолохов. Судьба человека, любого, не только Андрея, была в то время трагической. Однако перед ее лицом разные люди ведут себя по-разному. Шолохов показывает ужасы, происходящие в плену у немцев. Многие люди в нечеловеческих условиях потеряли свое лицо: ради сохранения жизни или куска хлеба они готовы были пойти на любое предательство, унижение, даже убийство. Тем сильнее, чище, выше представляется личность Соколова, его поступки и мысли. Проблемы характера, мужества, стойкости, чести - вот что интересует писателя.

Беседа с Мюллером

И перед лицом грозящей Андрею смертельной опасности (беседа с Мюллером) он ведет себя очень достойно, чем даже у врага вызывает уважение. В конце концов немцы признают несгибаемый характер этого воина.

Интересно, что "противостояние" Мюллера и Соколова происходило как раз в тот момент, когда под Сталинградом шли бои. Нравственная победа Андрея в этом контексте становится как бы символом победы русских войск.

Поднимает и другие проблемы Шолохов ("Судьба человека"). Одна из них - проблема смысла жизни. Герой испытал на себе в полной мере отголоски войны: он узнал, что потерял всю свою семью. Надежды на счастливую жизнь исчезли. Он остается совсем один, потерявший смысл существования, опустошенный. Встреча с Ванюшей не позволила герою погибнуть, опуститься. В этом мальчике герой нашел сына, новый стимул жить.

Михаил Александрович считает, что стойкость, гуманизм, чувство собственного достоинства - черты, типичные для русского характера. Поэтому нашему народу удалось победить в этой великой и страшной войне, как полагает Шолохов ("Судьба человека"). Тема человека писателем раскрыта довольно подробно, она отражается даже в названии рассказа. Обратимся к нему.

Смысл названия рассказа

Рассказ "Судьба человека" назван так вовсе не случайно. Название это, с одной стороны, убеждает нас в том, что характер Андрея Соколова типичен, а с другой - подчеркивает также его величие, поскольку Соколов имеет полное право называться Человеком. Произведение это дало импульс к возрождению классической традиции в советской литературе. Она характеризуется вниманием к судьбе простого, "маленького человека", достойного уважения в полной мере.

С помощью разных приемов - рассказа-исповеди, портрета, речевой характеристики - автор раскрывает характер героя максимально полно. Это простой человек, величественный и прекрасный, обладающий чувством собственного достоинства, сильный. Его судьбу можно назвать трагической, поскольку на долю Андрея Соколова выпали серьезные испытания, но мы все-таки им невольно восхищаемся. Не смогли сломить его ни гибель близких, ни война. "Судьба человека" (Шолохов М. А.) - произведение очень гуманистическое. Главный герой обретает смысл жизни в том, чтобы помогать другому. Именно этого, прежде всего, требовало суровое послевоенное время.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1950-е годы. Жанр этого произведения является переходным. Небольшой объем, эпизод как сюжетная основа характерны для рассказа. Однако масштаб конфликта, участником которого становится герой, превращает новеллу о случае, происшедшем с «двумя осиротевшими людьми», в повесть о «русском человеке…несгибаемой воли», выдержавшем «военный ураган невиданной силы».

Гуманистическая идея заявлена уже в названии произведения. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе того, кто смог в нечеловеческих условиях остаться человеком, сохранить душу, способную к любви и состраданию. Война в рассказе не только описана глазами очевидца и участника, но и показана как разрушение самой жизни (образ оскорбленного, загубленного детства).

События в «Судьбе человека» происходят «первой послевоенной весной на Верхнем Дону». Рассказчик, пытаясь добраться в станицу Букановскую, на два часа остается на причале в ожидании своих спутников. Там он встречает «странную» пару – «высокого, сутуловатого мужчину» и «маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше». Из слов «случайного собеседника» выясняется, что он бывший «шофер…на грузовой», участник войны. С самого начала отец мальчика вызывает желание «спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу». Когда рассказчик внимательнее «взглянул на него», ему и вовсе становится «что-то не по себе» от глаз мужчины, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

В этом герое есть что-то необычное, привлекающее внимание, вызывающее удивление даже у рассказчика, прошедшего почти всю войну. Этим объясняется особый интерес рассказчика («…я весь превратился в слух») к исповеди «уроженца Воронежской губернии» Андрея Соколова.

В повествовании о жизни героя использован форма сказа. Соколов рассказывает свою биографию сам. Его история – это путь от одного страдания к другому. Герой уцелел в гражданской войне, единственный из всей семьи остался жив во время голода 1922 года («Родни…ни одной души»). Но жизнь продолжалась. У героя появляется жена («Смирная, веселая, угодливая и умница…»), дети («Сначала сынишка родился, через года еще две девочки…»), дом («За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко…»).

Жизнь, казалось бы, налаживалась, но все ломает война. «На третий день» Андрей Соколов уходит из дома, провожаемый «осиротелыми» детишками и рыдающей от предчувствия вечной разлуки женой. Поначалу ее слезы воспринимаются Соколовым как предвестники собственной смерти («Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!»), и только через три года он узнает, что «тогда подсказало ей бабье сердце» страшную правду о ней самой. Она и дочери были убиты прямым попаданием бомбы в их дом, «неловко» построенный «неподалеку от авиазавода».

За четыре года герою пришлось испытать все тяготы войны. Он был два раза ранен, в третий, тяжело контуженный, попал в плен, где смерть подстерегала его на каждом шагу. Героя чудом не расстреляли «шесть автоматчиков», заметивших в поле раненого русского солдата: «…ефрейтор…постарше» решил, что лучше отправить пленного «трудиться на…райх». Затем его задержали за попытку побега, били, травили собаками («Голого, всего в крови и привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой…живой я остался»).

За «горькие слова» о том, что «четыре кубометра выработки – это много, …а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит», Соколова хочет расстрелять лагерфюрер Мюллер. Но и тут героя спасает воля к жизни.

В сорок четвертом году Андрей Соколов оказывается шофером у «немца-инженера». Побег из плена не завершает череду его испытаний. Ненадолго «блеснула радость» в жизни, когда нашелся сын, за прошедшие годы ставший офицером– артиллеристом. Но Анатолий погибает в последний день войны, «и что-то оборвалось» в душе отца. Его существование потеряло смысл.

Однако проходит полгода, и жизнь возрождается. Герой берет «себе в дети» маленького сироту Ванюшку, случайно встреченного им «около чайной». Его закаменевшее от горя сердце «отходит», на душе становится радостно, «легко и как-то светло». У героя появляется стремление к будущему.

Рассказ Андрея Соколова вызывает не только «тяжелую грусть», но и восхищение «несгибаемой волей» русского человека.

Таким образом, в рассказе показана воля и характер русского человека. Он преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких, всегда сохраняя присутствие духа («Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын…убит сегодня…» Качнулся я, но на ногах устоял»), достоинство и гордость, открытое доброе сердце.

Финал произведения обращен к будущему, «к вечному утверждению живого в жизни», олицетворением которого становится машущая издали «ручонка» Ванюши. Подводя итог испытанию русского характера в войнах и бедах XX века, автор предчувствует «великие свершения», новую весну в жизни России.

ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА ШОЛОХОВА. Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. В его осно­ве лежит реальный случай. Рассказ был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. Писатель отва­жился на запретную тему: русский человек в плену. Простить это или принять? Одни писали о «реабилитации» пленных, другие ви­дели в рассказе ложь.

Рассказ построен в форме исповеди. Судьба Андрея Соколова до войны вполне типична. Работа, семья. Соколов - строитель, чело­век мирной профессии. Война перечеркивает жизнь Соколова, как и жизнь всей страны. Человек становится одним из бойцов, одной частью войска. В первый момент Соколов почти растворяется в общей массе, и это временное отступление от человеческого Соко­лов вспоминает потом с самой острой болью. Вся война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей - это борьба человеческо­го в человеке и бесчеловечной машины, с которой человек сталки­вается.

Лагерь для Соколова - испытание на человеческое достоин­ство. Там он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?» Это - испытание потерей «свое­го». Попытка бегства - неудачна, так как таким способом из-под власти машины уйти нельзя. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя вызывающе, как чело­век, для которого высшее благо - смерть. И сила человеческого духа побеждает. Соколов остается жив. После этого еще одно испы­тание, которое Соколов выдерживает: не предав в комендантской честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими то­варищами. «Как будем харчи делить?» - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды».

После бегства Андрей Соколов попадает не в лагерь, а в стрел­ковую часть. И тут еще одно испытание - весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына, и самое большое, что дает ему судьба, - это увидеть своего мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле.

И все-таки Соколов (по идее Шолохова, человек должен сохра­нить в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания) так себя и ведет.

В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя повести появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нем отца. Так Шолохов вводит тему обновления человека после войны.

В 1942 году Шолоховым был написан рассказ «Наука ненавис­ти» - о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фа­шистам, «за все то, что причинили они родине», и в то же время - о великой любви к родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Основные идеи этого рассказа получили развитие в рассказе «Судьба человека», где Шолохов показывает красоту души и силу характера русского человека.

1. Выбор человека.
2. Позиция главного героя.
3. Благородство и великодушие.

Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» - простой русский человек. Ему пришлось нелегко в юности; он участвовал в Гражданской войне, потом создал семью, строил свою жизнь, старался сделать счастливыми родных и детей. Война заставила его отказаться от надежд сегодняшнего дня. Необходимость защищать свою Родину с оружием в руках была воспринята Андреем Соколовым как что-то само собой разумеющееся. Главный герой делает свой выбор, идет защищать страну. Другого пути у него просто не было. Андрей стоически выносит все беды, выпавшие на его долю. О его позиции могут сказать слова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Для воина не может быть невыполнимых заданий. В трудных ситуациях проявляется готовность идти на смерть во имя высокой цели. Андрей Соколов должен был привезти снаряды, несмотря на то, что путь был очень опасен. Нравственный выбор Андрея - согласие на выполнение задания. «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду»; «Какой разговор!»; «Я должен проскочить, и баста!» Рискованная поездка оказалась причиной того, что Андрей попал в плен. Любой боец на войне внутренне готов к тому, что в любой момент его может ожидать смерть. Андрей не является исключением. Однако внутреннее примирение с возможной гибелью не имеет ничего общего с ситуацией плена.

В плену человек может легко потерять свое достоинство. Кто-то думает о том, как бы сохранить свою жизнь. Эпизод в церкви, когда Андрей Соколов убивает предателя Крыжнева, имеет огромное значение. Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора главного героя. Смерть предателя - это залог спасения других людей. Законы военного времени неумолимы, и Андрей прекрасно это понимает. Однако после убийства он все равно переживает содеянное. И успокаивает себя тем, что предатель не заслуживает иной участи.

Условия плена, а тем паче - фашистского - это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях - возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается. Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», - эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к прошлому, которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена. Однако даже в этих словах чувствуется сила характера, которая отличает Андрея Соколова. Эпизод, когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора человека. Русскому военнопленному совершенно нечего было терять.

Он уже приготовился к смерти, расстрел казался ему неминуемым. Однако сама мысль о том, что можно выпить за вражескую победу была для Соколова немыслимой. Здесь он снова с честью выдержал испытание. Смертельно голодный человек отказывается от еды, так как не хочет доставлять фашистам радость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Даже фашисты оценили стойкость и достоинство пленного. Андрей спасся от неминуемой смерти, и даже получил «в подарок» буханку хлеба и кусочек сала. И снова мы можем говорить о том, что шолоховский герой - человек высоконравственный, потому что жалкие крохи еды он делит с товарищами, несмотря на то, что практически умирает с голода. Нравственный выбор Андрея - решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами. На это также может решиться далеко не каждый. У Соколова достаточно сил, чтобы не думать о сиюминутном сохранении своей жизни.

Однако плен оказался далеко не последним испытанием в жизни Андрея. Гибель жены, дочерей, и как завершающий аккорд войны - гибель старшего сына-офицера - это страшные испытания. Но и после этого Андрей находит в себе силы, сделать благородный шаг - подарить тепло своего сердца маленькому беспризорному мальчишке. Андрей готов работать на благо Родины, готов растить приемного ребенка. В этом также проявляется душевное величие главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Выбор редакции
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...