Малоподвижные игры во второй группе раннего возраста. Подвижные игры малой интенсивности


следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Цель : повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Воспитатель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, Воспитатель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении. Вариант: Дети выполняют то, что показывает воспитатель, а не то, что он говорит.

«ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: Развитие координации движений в крупных и мелких мышцах рук.

Описание: Дети сидят или стоят, руки на коленях. Педагог показывает разные гимнастические движения последовательно для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. Дети повторяют все упражнения, кроме одного условленного заранее – «запрещённого». Игра усложняется с изменением правила: при показе ведущим «запрещённого» движения дети выполняют назначенное вместо него другое движение. Например, вместо запрещённого – вытягивание рук вперёд – дети должны выполнить заранее условленное движение – хлопнуть в ладоши или надуть щёки.

«ПЕРЕДАЛ И САДИСЬ»

Цель: Развитие навыка бросания и ловли мяча, координации движений; формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Описание: Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные друг другу шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана, которые становятся на расстоянии 5-6 шагов от своих команд. У капитанов в руках по мячу. По сигналу педагога капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан бросает мяч следующему игроку в своей команде. Тот бросает его обратно капитану и садится рядом с первым. Так же поступают и другие играющие. Игра заканчивается тогда, когда все игроки команды будут сидеть. Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать и вернуться на своё место.

«СНЕЖИНКИ»

Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.

Описание: Группу детей делят на «снежинки», «ветерки», ведущий - «Мороз». «Ветерки» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке (залу), «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом»: «ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на лёгкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз!», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками приговаривая: «Ахх-х-х», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ффф-у-у», «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. Игра повторяется: «снежинки» становятся «ветерками» и наоборот.

«РОВНЫМ КРУГОМ»

Цель: учить детей выполнять различные движения в соответствии с текстом, развивать внимание, память. Укреплять мышцы спины, ног.

Описание : Дети, взявшись за руки, рит­мично идут по кругу, читая сти­хотворение.

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавлива­ются и повторяют движение, ко­торое показывает воспитатель, например поворачиваются, накло­няются, приседают и т.п.

«Зимний хоровод»

Цель: Развитие согласованности движений, внимания, быстроты реакции.

Описание: Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Шире круг, шире круг, зимушка зовет. Шагают на месте, хлопают в ладоши.

Всех девчонок и ребят в зимний хоровод.

Дружно за руки возьмитесь, раз, два, три.

И по кругу все пройдитесь, раз, два, три! Шагают по кругу, держась за руки

А теперь вы повернитесь, раз, два, три! Дети поворачиваются в другую сторону

И по кругу все пройдитесь, раз, два, три! Шагают по кругу, держась за руки влево

А теперь шагайте вместе, раз, два, три!

На одном и том же месте, раз, два, три! Шагают на месте.

Как снежинки покружитесь, раз, два, три. Кружатся на месте, руки в стороны – вниз. И на землю опуститесь, раз, два, три! Присаживаются на корточки.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: выполнять движения в соответствии с текстом; услышав последние слова, ловить мяч двумя руками не прижимая к груди.

Описание игры: Дети передают мяч по кругу со словами:

«1,2,3 – мяч скорей беги,

4,5,6 – вот он, вот он здесь

7,8,9 – кто бросать умеет? Я!»

Тот, у кого на слово «Я» оказывается мяч выходит на середину круга и говорит:

«Раз, два, три – беги!» или просто подбрасывает мяч вверх и ловит его.

«ДОБРОЕ УТРО»

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать согласно тексту. Описание: дети свободно располагаются по залу и выполняют игровые движения. Доброе утро! - птицы запели. (дети машут руками) Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются) Прячется все темнота по углам,(приседают на корточки и закрывают глаза руками) Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

« Птички» Цель : учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым подражаниям птиц. Описание: Дети стоят по кругу или свободно располагаются по залу, выполняют движения в соответствии со словами: Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети приседают)

«ЗАМРИ»

Описание: Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы топаем ногами, (топают) Мы хлопаем руками, (хлопают) Качаем головой, (качают головой) Мы руки поднимаем, (руки вверх) Потом их опускаем, (руки вниз) Мы руки подаем (руки в «замок») И бегаем кругом, (покружиться на месте) Раз, два, три, (три хлопка) Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

«Собирайся, детвора!»

Цель : совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.

Описание : Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга.

Собирайся, детвора! Весна зовет: «Гулять пора!»

Хлопают в ладоши.

Будем по лесу гулять, свежим воздухом дышать.

Шагают на месте. Дышать носом.

На носочках по тропинке друг за другом мы пойдем.

Поворачиваются, идут на носочках, руки на поясе.

В маленькие лужицы не наступим, обойдем.

Идут, высоко поднимая колени, руки за спину.

Встали елки на пути. Нам их нужно обойти.

Идут змейкой друг за другом.

Идите, дети, осторожно: о ветки уколоться можно.

За весною вслед пойдем, хоровод мы заведем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Будем петь и плясать – Весну – веснушку встречать.

Остановиться, поднять руки вверх. Затем выполнить поклон – наклониться вниз, опустить руки.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Описание: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки. Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.


«ПОТЕРЯВШАЯСЯ ИГРУШКА»

Цель : развивать память и внимание, умение сосредоточиваться.
Описание :Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек.
Предложите детям запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите угадать, что вы спрятали.
Если детям трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число.
Развитие игры: Предложите детям запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит).
Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

«Иголка и нитка »

Задачи: развивать ориентировку в пространстве и в некоторой степени координацию движений и внимательность. Хорошо подходит для игры в садиках и на детских праздниках.

Описание: Дети становятся друг за другом, крепко держась за руки – это «длинная нитка» Педагог стоит первым - «иголка.» Он ходит на пятках, на носках, внешней стороне стопы или высоко поднимая колени, постоянно меняя направление. Остальные дети повторяют все движения за ним, стараясь не от­ставать.

Иголочка, иголочка по улице идёт

и ниточку и ниточку за собой ведёт.

Иголочка, иголочка на пяточках (как мишка, лошадкой и т.д) идёт и ниточку и ниточку за собой ведёт.

«Стоп! »

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Упражняться в построении в круг и ходьбе по кругу.

Описание : Дети идут по залу. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

«Много – один»



Цель: Учить ловить мяч, точно бросать в руки инструктору. Активизировать словарный запас ребенка

Описание: Дети строятся в круг, инструктор стоит в середине круга, бросает мяч каждому ребенку (разными способами) и называет слово в единственном числе – ребенок ловит мяч и, бросает его обратно и называет слово во множественном числе. 1,2,3 – мячик догони, дети разбегаются, ведущий ловит ребят мячом. Варианты: называет слово, например, дом, ребенок ловит мяч, бросает обратно ведущему, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - домик

Подвижные игры малой интенсивности

Пять шагов

Цель игры: воспитывать сообрази-тельность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 ша-гов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить лю-бое имя (женское или мужское в за-висимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с задани- ем.

Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, напри-мер, зверей, рыб, птиц и т. д.

Мяч соседу

Цель игры: закреплять быструю пере-дачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоя-нии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противопо-ложных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра по-вторяется.

Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

Воротца

Цель игры: закреплять ходьбу пара-ми, воспитывать организованность и коллективизм.

Игроки шагают по площадке в ко-лонне по два. По команде «Стоп! » останавливаются, поднимают сцеп-ленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово! ». По это-му сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.

Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

Запрещённое движение

Цель игры: развивать моторную па-мять.

Игроки строятся в круг, в центре - педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них - за-прещённое. Дети повторяют все дви-жения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмеча-ются игроки, которые не получили штрафных очков.

Запрещённое движение надо ме-нять через 4 - 5 повторений.

Зеркало

Цель игры: воспитывать артистич-ность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Дети - это отражение водящего в зеркале. Водя-щий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.) . Игроки одно-временно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

У кого мяч?

Цель игры:

Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В цен-тре - водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то стано-вится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра по-вторяется 3 - 4 раза.

Игрок, уронивший мяч при пере-даче, временно выбывает из игры.

Фантазёры

Цель игры:

Игроки шагают в колонне по одно-му, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.) . Дети останавлива-ются и позой, мимикой, жестами пы-таются изобразить то, что назвал пе-дагог. Отмечается самый интересный образ.

Каждый игрок старается приду-мать свою фигуру.

Повтори наоборот

Цель игры: развивать пространствен-ную координацию.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Он пока-зывает детям различные движения, которые они должны повторить нао-борот. Например, водящий выпрям-ляет руки вперёд - дети должны от-вести их назад, поднимает голову вверх - дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.

Летает - не летает

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Игроки шагают в колонне по одно-му, а педагог называет предметы. Ес- ли будут названы летающие предме-ты, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз.

Можно построить игроков в ше-ренгу или в круг.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки принимают и. п. - лёжа на спине, руки за головой. Педагог про-износит короткие предложения, а де-ти отвечают, как эхо протягивая по-следнее слово. Например, педагог го-ворит «Кто там? », а дети отвечают «Та-а-ам».

В игру можно включить дыхатель- ные упражнения или звуковую гим-настику.

Подвижные игры средней интенсивности

Приветики

Цель игры: развивать танцевальные движения, медленный бег врассып-ную.

Под спокойную музыку дети мед-ленно бегают врассыпную или вы-полняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается - иг- рающие должны поприветствовать друг друга в парах необычным спосо-бом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т. д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обры-вается; каждый ребёнок выбирает се-бе пару, чтобы поздороваться.

Игра проводится 5 - 6 мин.

Сбей грушу

Цель игры: упражнять в равновесии, бросках мяча, метании.

Игроки делятся на 2 команды. Пер-вая - «груши», дети встают на ска-мейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды - «метатели» берут по одному мячу и выстраива-ются в шеренгу на расстоянии 5 - 6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 - 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш») .

Сбитым считается тот игрок-«гру-ша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

Озорные гномы

Цель игры: развивать быстроту реак-ций.

Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 - 8 м, в середине зала стоит ведущий - «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, дру-гие выполняют разные движения. Во-дящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шерен-ге. Игра проводится 2 - 3 мин.

Слушай - танцуй

Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций.

Дети двигаются под музыку. Музы-ка обрывается - играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подби-рается музыка разная по ритму.

Во время движения дети не долж-ны задевать друг друга.

День и ночь

Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.

У каждого из детей в руках по мя-чу. По команде «День! » дети выпол-няют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в коль-цо, набивание мяча на месте, в дви-жении и др.) . По команде «Ночь! » - замереть в той позе, в которой заста-ла ночь.

Игра проводится 3 - 4 мин.

Дракон

Цель игры: развивать бег с увёртыва-нием, прыжки.

Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый - это «голова», последний - «хвост». По сигналу «голова» стара-ется достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голо-ва» становится «хвостом», а следую-щий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назна-чаются новые «голова» и «хвост».

Смелый охотник

Цель игры: развивать умение ползать и бегать.

Из детей выбирается смелый охот-ник, он находится за линией. На рас-стоянии 6 - 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, за-ходит в лес и, медленно обходя дра-конов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охот-ника.

Большая черепаха

Цель игры: развивать координацию движений, умение ползать.

Группа из 2 - 6 детей встаёт на чет-вереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить че-репаху двигаться в одном направле-нии. В качестве панциря использует-ся гимнастический мат или что под-скажет фантазия из подручных мате-риалов: большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас.

У ребят порядок строгий

Цель игры: учить находить своё мес-то в игре, воспитывать самоорганизо-ванность и внимание.

Игроки строятся в 3 - 4 круга в раз-ных частях площадки, берутся за ру-ки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

Горячая картошка

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг, один из иг-роков держит в руках мяч. Под музы-ку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только му-зыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из иг-ры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победите-ля.

При передаче мяч не бросать; уро-нившие мяч выбывают из игры

Кто внимательный?

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен - присед, 2 удара - стойка на одной ноге, 3 удара - подскоки на месте. Отмечаются са-

мые внимательные игроки.

Сигналы подаются в разной по-следовательности, после каждого сиг-нала дети продолжают ходьбу в ко-лонне. Можно придумать и другие упражнения.

Ручейки и озёра

Цель игры: учить детей бегать и вы-полнять перестроения.

Дети стоят в 2-3 колоннах с одина-ковым количеством играющих в раз-ных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали! » все бе-гут друг за другом в разных направ-лениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра! » игроки останавлива-ются, берутся за руки и строят круги-озёра.

Выигрывают те дети, которые быст-рее построят круг.

Быстро шагай

Цель игры: улучшать быстроту реак-ции на сигнал.

Игроки строятся в шеренгу на ли-нии старта на одной стороне площад-ки, на другой - водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой! » В это время игроки шагают вперёд, а на по-следнем слове останавливаются. Во-дящий быстро оглядывается, и тот иг-рок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий сно-ва произносит текст, а дети продол-жают движение. Игрок, который пер-вым пересечёт линию финиша, стано-вится водящим.

Нельзя бежать - шагать быстро.

Переправа на плотах

Цель игры: развивать равновесие.

Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу», в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро стано-вятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика). Затем направляю-щий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, пе-редавая первый коврик дальше. И т. д. вся группа переправляется через «ре-ку» на противоположный «берег», где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следу

Подвижные игры высокой интенсивности

Караси и щука

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Участвуют 2 группы. Одна строится в круг - это «камешки», другая - «ка-раси», которые «плавают» внутри круга. Водящий - «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука! » водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятна-ет. Пойманные караси временно вы-бывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий.

Карасям нельзя трогать камешки руками.

Линеечка

Цель игры:

Игроки строятся в 2 - 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигна-лу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построи-лась.

Строиться только в своей коман-де, очерёдность в шеренге значения не имеет.

Охотники и утки

Цель игры: воспитывать ловкость.

Игроки-«утки» находятся на пло-щадке. 2 водящих - «охотники», сто-ят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у од-ного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной сторо-ны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в кото-рых попали мячом, временно выбы-вают из игры. Игра длится 1, 5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.

Мяч бросать в спину или ноги иг-рокам.

Части тела

Цель игры: развивать быстроту реак-ции и сообразительность.

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, пры-гают, шагают). По команде педагога «Рука-голова! » каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

Педагог может придумывать раз-ные комбинации - «рука-рука», «ру-ка-нос» и др.

Совушка

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки (жучки, паучки, мышки, ба-бочки) находятся на площадке, водя-щий - «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает - всё ожи-вает! » игроки передвигаются по пло-щадке, выполняя имитационные дей-ствия. Со словами «Ночь наступает - всё замирает! » дети останавлива-ются и замирают в неподвижной по-зе. Совушка выходит на охоту и заби-рает с собой тех игроков, которые по-шевелились.

Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.

Рыбаки и рыбки

Цель игры: формировать согласован-ность двигательных действий.

Игроки-«рыбки» находятся на пло-щадке. Пара игроков - водящие, об-разуют «сеть» (берутся за руки - одна рука свободна). По сигналу рыбки бе-гают по площадке, а рыбаки догоня-ют рыбок и соединяют вокруг них ру-ки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра про-должается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойма-ны все игроки.

Плетень

Цель игры: воспитывать самооргани-зацию.

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторо-нах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки сосе-дей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в раз-ных направлениях, а по команде «Плетень! » строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается коман-да, которая быстрее построится.

Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.

Снежная королева

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на площадке, во-дящий - «Снежная королева» в сто-роне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и за-пятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

Предлагаем вам перечень подвижных игр для ребенка 6, 7 лет. Игры для отдыха.

Все подвижные игры для дружной детской компании требуют довольно большого пространства. Это должна быть просторная комната или детская площадка.

Море волнуется раз

◈ Выбирается водящий. Он произносит вслух:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три...

◈ В это время играющие делают разные затейливые движения (или раскачиваются, имитируя волны).

Морская фигура, замри!

◈ После этих слов играющие замирают на месте и никто не шевелится. Водящий ходит между замерших фигур и выбирает самую оригинальную. Теперь водящим становится игрок, изобразивший самую интересную фигуру. Игра продолжается.

◈ Делать фигуры может как один игрок, так и несколько объединившихся в группу. Тогда, в случае их выигрыша, они все становятся водящими и выбирают следующую фигуру коллективно.

Глухой телефон

◈ Участники рассаживаются кругом. Первый участник говорит что-либо шепотом на ухо ближайшему соседу. Тот — также шепотом — передает фразу своему соседу. По правилам игры дважды повторять фразу нельзя. Сообщение передается по кругу и должно возвратиться к первому участнику, который громко повторяет услышанное и то, что было в начале. Затем фразу придумывает следующий участник.

◈ Увлекателен как процесс, так и результат игры.

◈ Садиться можно не по кругу, а в линию. В этом случае последний участник повторяет вслух то, что он услышал, а первый участник — первоначальную фразу.

Ручеек

◈ Число участников нечетное.

◈ Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.

◈ Играть в эту игру лучше под музыку.

Совушка

Необходимый инвентарь: мел, скамейка.

◈ В углу площадки чертят круг — «гнездо совушки». Около круга ставится скамейка. Нужно выбрать руководителя и водящего — «сову». Остальные — «полевые мышки». Совушка становится в своем гнезде, а мышки — вдоль стен, в своих «норках».

◈ Руководитель говорит: «День!». Все мышки выбегают в центр игровой площадки, бегают, веселятся, а совушка в это время спит в своем гнезде.

◈ Когда руководитель говорит: «Ночь!» — все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, не шевелится ли кто из игроков. Пошевелившуюся мышку совушка забирает к себе в гнездо. Так она ловит мышек, пока руководитель не скажет: «День!». По этому сигналу совушка улетает к себе в гнездо, а мышки снова могут бегать и резвиться. Когда в гнезде у совушки окажется 3-5 мышат, выбирают новую сову и начинают игру с начала.

◈ Хотя мышкам и не разрешается шевелиться, когда сова выходит на площадку, за спиной совы они могут менять позы, но так, чтобы она этого не заметила. Пойманные мышки сидят на скамейке — в гнезде у совы — и не участвуют в игре до смены водящего.

◈ По команде «День!» совушка должна обязательно улетать к себе в гнездо.

Гонка мячей

Необходимый инвентарь: два мяча.

◈ Игра существует в нескольких вариантах. Все играющие делятся на две команды, которые выстраиваются шеренгами. Первые игроки в каждой шеренге держат по мячу.

Вариант 1

◈ По команде «Мяч!» мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются на 180°, широко расставляют ноги и обратно мяч прокатывают под ногами. На протяжении всей игры все остаются на своих местах. Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает. Если у какого-то игрока мяч упал или укатился из-под ног, то следующий за ним игрок должен поймать мяч, вернуться на свое место и продолжить игру.

Вариант 2

◈ По команде мяч передается над головой от начала шеренги до конца. Замыкающие игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в шеренге, после чего снова начинают передавать мяч. Когда игрок, начинавший игру, окажется последним, то он должен, получив мяч, пробежать вперед, стать первым в своей шеренге и поднять мяч над головой. Побеждает та команда, которая закончит первой.

Вариант 3

◈ Игра проходит так же, как в варианте 2, но мяч не передают над головой, а перекатывают под широко расставленными ногами. Расстояние между игроками должно быть не менее 40-60 см.

Попрыгунчики-воробушки

◈ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.

◈ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.

◈ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.

◈ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).

Два Мороза

◈ На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15 метров линиями отмечают дома. Выбирают двух водящих — Морозов. Остальные ребята выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза.

Морозы обращаются к ребятам со словами:

Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Я — Мороз, красный нос.

Я — Мороз, синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

◈ Ребята отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

◈ После этих слов ребята бегут из одного дома в другой (за черту на другом конце площадки). Морозы ловят и «замораживают» пробегающих. Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз. Затем Морозы опять обращаются с теми же словами к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваясь до них рукой и тем самым позволяя им опять войти в игру.

Прятки

◈ Выбирают водящего с помощью считалки или по жребию. Можно выбирать и так: все участники становятся в круг, и один начинает считать с себя до десяти (если играющих мало, то до пяти). Каждый, на кого выпадет число десять, выходит из круга. Водящим становится тот, кто останется последним.

◈ Водящий становится лицом к стене и медленно считает до определенного числа (если играют в квартире, то достаточно до 10). Остальные в это время прячутся.

◈ Со словами «Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват» водящий отправляется на поиски.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех игроков. Тот, кого нашли первым, становится водящим.

Поймай и угадай

◈ Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача — поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого он поймал. Если водящий ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

◈ Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в ладоши, привлекая его внимание.

Штандер

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Эта игра интересна, когда в ней участвуют от пяти человек и больше.

◈ Выбирают водящего. Затем все становятся в круг, и водящий, подбросив мяч вверх, выкрикивает имя одного из участников. Последний, поймав мяч, пытается попасть им в кого-нибудь из убегающих.

◈ Если названный водящим участник ловит мяч на лету, то у него две возможности: подбросить мяч вверх и выкрикнуть имя следующего игрока или крикнуть: «Штандер!» — после чего все замрут и можно будет спокойно запятнать какого-либо участника.

◈ Правила таковы, что тому, в кого целятся, нельзя сходить с места, однако он вправе по-другому уклоняться от мяча: приседать, подпрыгивать вверх и т. д. Если игрок, которого пытались запятнать, ловит мяч, то может запятнать другого играющего. Тогда этот игрок становится водящим.

Гуси-лебеди

◈ Выбирают вожака и волка. Остальные дети играют роль гусей. Волк прячется в сторонке: за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле. Вожак прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает. Завидев волка, он зовет гусей:

— Гуси-лебеди, домой!

— Волк под горой.

— А чего ему надо?

— Серых гусей пощипать да косточки глодать.

◈ Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га», — а волк их ловит. Кого поймает, того отводит за гору, и игра возобновляется.

Цвета

◈ Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд на одной стороне площадки или комнаты.

◈ Водящий отворачивается и загадывает какой-либо цвет. Например, красный. Он поворачивается и внимательно смотрит.

◈ Игроки, у которых в одежде присутствует названный цвет, могут спокойно перейти на другую сторону площадки.

◈ Остальные должны тоже перебраться на другую сторону, но водящий может любого из них поймать. Тогда пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

Снежный бой-2

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Активная игра для большой компании шумных детей. Нужна просторная комната. Поделите комнату пополам (можно длинной елочной мишурой) и разделитесь на две команды. Дайте каждой команде одинаковое количество листов бумаги для снежков.

◈ По команде начинайте перебрасываться снежками. Как только прозвучит команда «Стоп!» каждая команда начинает считать снежки на своей половине комнаты. Выигрывает та команда, у которой снежков меньше.

Перепрыгни

Необходимый инвентарь: скакалка.

◈ Выбирают водящего. Игроки встают вокруг водящего. Он приседает на корточки и начинает крутить вокруг себя скакалку чуть выше пола. Игроки должны перепрыгивать через нее.

◈ Есть два варианта ведения игры:

♦ Игрок, который не успел перепрыгнуть и скакалка задела его по ногам, становится водящим.

♦ Игрок, которого задело скакалкой, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок. Он и считается выигравшим. После этого выбирают нового водящего.

  1. Песочница. Да, песочница может стать настоящим увлечением. Итак, каковы же основные правила игры в песочнице. Вообще, в песке играть можно всяко-разно. Главное, чтобы песочек был чистым и закрывался на то время, когда вы не играете. В песочнице можно строить куличики, замки и даже целые песочные баталии разворачивать. Например, можно построить целый город из песка. С подземными переходами, дорогами, домами. В-общем, насколько позволит фантазия. Для игры в песочнице могут понадобиться разные дополнительные игрушки: горшочки, лопаточки, грабельки, формы для песка, мельницы и многое другое.
  2. Гуси-Гуси. Это подвижная игра. Отлично подойдет в том случае, если детей несколько. Один из детей становится волком и встает по одну сторону площадки. Остальные дети - гуси. Они встают во другую сторону игровой площадки. Ведущий спрашивает гусей:
    — Гуси-Гуси…
    — Га, га, га…
    — Есть хотите?
    — Да, да, да.
    — Дак летите же домой.
    — Нам нельзя лететь домой. Там злой волк под горой. Зубы точит, съесть нас хочет.
    — Дак летите как хотите, только крылья берегите.
    И здесь дети бегут в укрытие (или на выбранную площадку), а волк пытается поймать гусей. Тот, кого он поймал, становится волком.
    Игра очень увлекательная. Детям нравится бегать, они визжат и радуются. Так что рекомендую эту игру для улицы.
  3. Велосипед. Велосипед - это отличный тренажер. И если ребенок маленький, то пусть просто учится кататься. И рулить. Поверьте, чтобы научиться рулить, потребуется достаточно много времени. По крайней мере, моим детям потребовалось много времени, чтобы понять принцип действия руля и научиться «держать дорогу». Если ребенок уже умеет кататься на велосипеде, предложите ему проехать круг, заехать в гору, съехать с горы, проехать по линиям, нарисованным мелком на асфальте. Наконец, можно предложить объехать какие-нибудь препятствия на детской площадке.
  4. Ляпки. Игра простая и в нее могут играть дети с самого раннего возраста. Один галит и старается заляпать (задеть) другого. В эту игру можно играть уже тогда, когда детей всего двое. И пусть себе бегают, ляпают друг друга пока не надоест.
  5. Прятки. Выбирают водящего. Как правило, с помощью считалочки. В следующем посте обязательно выложу считалочки, которыми пользуется мой старший сын и его друзья. Водящий закрывает глаза и считает до 5 или до 10. В это время остальные прячутся на условленной территории. Водящий ищет тех, кто спрятался. Следующим водящим может стать или первый найденный, или последний. Это как дети договорятся между собой.
  6. Мелки. Играть с мелками нравится всем без исключения детям. Моим детям точно нравится играть с мелками. Итак, что же можно поделать. Прежде всего, можно просто порисовать на асфальте. Это радует. Особенно весной, когда растаял снег и появился первый асфальт. Правда, надо найти чистый кусочек асфальта. И там уже рисовать. Можно нарисовать простые рисунки: цветочек, кошечку, собачку, машинку, горку, радугу и т.д. А можно и придумывать разные лабиринты и потом по ним ходить. Например, можно прочертить линию и постараться пройти по ней точно и ровно. Или игра в классики. Начертите поле для классиков и пусть дети тренируются, прыгают.
  7. Ниточка-Иголочка. Игра простая, но захватывающая. Дети выбирают иголочку. Это водящий. За ним все встают в линию. Это ниточка. Иголочка бежит, а ниточка за ней. Нужно постараться ниточке не запутаться, а пробежать точно также, как и иголочка. Можно играть командами. Тогда побеждает та команда, которая не потеряет ниточку.
  8. Кочки. Чертим линию с одной стороны и с другой стороны. Это два берега. Нужно по кочкам перебраться с одного берега на другой. Кочки можно нарисовать мелом на асфальте. Или можно кочки сделать из дощечек. Тогда по ним можно допрыгать до другого берега. Тот, кто оступился и попал в воду, выбывает из игры.
  9. Берег реки. Очень активная игра. Дети набегаются и напрыгаются вдоволь. Итак, чертится линия. Она делит поле игровое на две части: берег и реку. Напишите, где будет берег, а где - река. Ведущий (это может быть ребенок или взрослый) говорит «берег» или «река». И дети должны перебежать или на берег или на реку. Тот, кто запутался, выбывает из игры. Если дети на берегу и ведущий назвал берег, то надо просто подпрыгнуть на месте.
  10. Светофор. Подойдет в том случае, если одежда у ребят яркая и разноцветная. Чертим или оговариваем поле игровое. Это будет дорога. За чертой поля стоят ребята. В середине дороги стоит светофор (ведущий). Он называет цвет и те, у кого на одежде этот цвет есть, берутся за него и спокойно переходят на другую сторону дороги. А если цвета не оказалось, то нужно быстро перебежать дорогу. А светофор будет ловить нарушителей. Тот, кого поймали, становится светофором. При этом за черту, за дорогу, нельзя выбегать.
  11. Змейка. Игра на самом деле похожа на игру в «ниточку-иголочку». Точно также водящий становится змейкой, а остальные - туловищем. Только в этом случае все должны держаться друг за другом. Тот, кто отцепился при беге, выходит из игры. А голова змеи должна круто менять направление и совершать разные действия, чтобы тело отцепилось.
  12. Дай руку. Определяется территория для игры. За нее выходить и выбегать нельзя. Ведущий и дети ходят по этой территории. Потом ведущий называет какое-нибудь оговоренное слово и начинает ловить детей. Дети должны найти себе пару и взяться за руки, и повернуться лицом друг к другу. Тогда их не поймают. Можно ловить только того, кто не нашел пары себе. И тогда этот ребенок становится ведущим.
  13. Полоса препятствий. Просто придумывается полоса препятствий. Это можно сделать на детской площадке. И пусть препятствий будет побольше. Это только не пользу. Дети делятся на команды и чья команда пройдет полосу препятствий быстрее остальных, та и выиграет. Только выбирайте безопасные для детей препятствия.
  14. Делай как я! Выбирается ведущий и становится в центр круга. Дети встают по кругу. Ведущий показывает движения, а все остальные должны повторить его. Тот, кто ошибся, или выбывает из игры, или становится ведущим.
  15. Сова. Дети выбирают сову и место для нее (гнездо). Сова уходит в гнездо, а ведущий (взрослый или ребенок) говорит: «День наступает, все расцветает». Все дети начинают ходить по площадке. Будет лучше, если каждый ребенок придумает для себя роль животного или птицы и будет изображать это животное. Потом ведущий говорит: « Ночь наступает, сова прилетает». В это время сова выходит (вылетает) из гнезда, а дети замирают (засыпают). Сова гуляет между детьми и смотрит. Если кто из детей шевельнулся, она его берет за руку и уводит как добычу в свое гнездо. Побеждает тот, кого ни разу не уводили.
  16. Съедобное - несъедобное. Ведущий берет мяч. Напротив ведущего все остальные дети. Ведущий кидает детям по очереди мяч и называет существительные. Если это несъедобные предметы, то ребенок должен отбросить мяч обратно. Если съедобный предмет был назван, то ребенок должен поймать мяч. Игра веселая. Побеждает тот, кто ни разу не перепутал съедобные и несъедобные предметы.
  17. Футбол. Эта игра популярна сегодня. Ее знают и любят многие дети. С маленькими детьми можно просто погонять мяч по полю. И потренироваться попадать в ворота. Если соберется команда, то можно поиграть в настоящий футбол. Или потренироваться в разных футбольных трюках.
  18. Веселая Эстафета. Просто придумайте соревнования для детей. И пусть они будут командными. Обязательно включите в соревнования: перетягивание каната, бег в мешках, конкурсы с мячом. А так, можно устраивать любые конкурсы и соревнования друг с другом. Детям от этого будет только веселее.
  19. Мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями очень захватывающие. Вы можете просто пускать мыльные пузыри. А можно и устроить конкурсы: самый большой пузырь, самый маленький пузырь, у кого больше всего пузырей. Кто поймает пузырь и не лопнет его. Чей пузырь дольше всех не лопнет. Можно пускать гигантские пузыри. В интернете можно найти и рецепты таких пузырей и способы их приготовления.
  20. Лазилки и качели. Вот где можно разгуляться-то. Но надо смотреть на то, насколько безопасны все эти качели и лазилки. Родителям сначала нужно проверить территорию на предмет безопасности, а потом уже разрешать ребенку бегать, ползать и лазить по всем снарядам. Поэтому лазилки и качели - это очень весело и интересно, но только в том случае, если это еще и безопасно для здоровья детей.
  21. Кораблики. Весна в самом разгаре. Летом будут идти дожди. Поэтому можно научиться уже сегодня делать кораблики. Кораблики можно делать из бумаги. Корабликом может стать и листик, или веточка. Главное, чтобы ручеек был достаточно сильным и можно было устроить гонку кораблей.

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор-ной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на-встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про-пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо-стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости-ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до-говориться о темпе движения, следить за синхроннос-тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этомобязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Ириш-ка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обя-зательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь этоигра. Завершать игру обя-зательно хорошими словами: «А ты, Маринка — кар-тинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго за-думываться.

Картотека подвижных и малоподвижных игр и игровых упражнений для старших и подготовительных групп

Карточка 1

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая часть детей образует замкнутый круг – «мышеловку». Остальные дети стоят за кругом – «мыши». Дети идут по кругу со словами:

Как нам мыши надоели,

Развилось их просто страсть.

(дети-мыши бегают вне круга )

Все прогрызли, все поели,

Вот поймаем их сейчас!

(дети останавливаются, поднимая руки вверх ).

Дети-«мыши» вбегают с одной стороны круга и выбегают с другой или рядом. По команде воспитателя: «Хлоп!» дети-«мышеловка» садятся на корточки, быстро опуская руки. Оставшиеся в кругу дети-«мыши» в кругу считаются пойманными. Игра продолжается, дети меняются местами.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает воспитатель, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, воспитатель отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Игровые упражнения

1. «Пингвины».

Игроки образуют круг. У каждого в руках по одному мешочку с песком. По команде воспитателя: «Начали!» дети зажимают мешочек между колен и прыгают на двух ногах вместе по кругу, соблюдая дистанцию 50 см, в одну, потом в другую сторону, у кого выпал мешочек, считается проигравшим (2-3 раза).

2. «Не промахнись!»

Дети выстраиваются в два-три круга, у каждого в руке по мешочку. В центре, на расстоянии 2,5 м от них на земле лежат обручи. По свистку воспитателя дети бросают мешочек с песком от плеча одной, потом другой рукой, стараясь попасть в обруч (2-3 раза).

3. «По мостику».

Из прыгалок или реек выкладывается дорожка шириной 15 см. Воспитатель предлагает пройти детям по ней на носках, руки на поясе, сохраняя равновесие и правильную осанку (2-3 раза).

Карточка 2

Подвижная игра «Ловишки»

Получить полный текст

С помощью считалочки выбирается водящий, который стоит в центре круга. Все остальные игроки стоят по большому кругу, за спиной у каждого игрока вешается атласная лента. Дети идут по кругу со словами:

Мы веселые ребята, любим прыгать и играть.

Ну, попробуй нас догнать! (и бегают по всей площадке ).

Водящий бегает за детьми, стараясь выдернуть ленту. Тем, кто в конце игры остался без ленты, считается проигравшим. В конце подсчитываются ленточки проигравших детей. Отмечается водящий, который собрал больше всего лент.

Игра повторяется 2-3 раза с другими водящими.

Малоподвижная игра «Найди и промолчи»

Начинает игру воспитатель по физкультуре. Он показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Воспитатель предлагает всем сесть на корточки в конце площадки лицом к стене, а сам быстро прячет игрушку и предупреждает детей о том, что тот, кто первым найдет игрушку, не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде воспитателя: «Ищем!» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым – подходит к воспитателю и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей – найдут игрушку. Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первым нашел игрушку. Он и прячет ее следующим. Игра повторяется 2 раза.

Игровые упражнения

1. «Передай мяч».

Играющие распределяются на 3-4 команды и выстраиваются у колонны. У первых игроков в руках по большому мячу. По сигналу свистка воспитателя дети начинают передавать мяч над головой, последний бежит с мячом и встает впереди колонны и снова передает мяч над головой и так до первого игрока в колонне.

2. «Не задень!»

Параллельно в два ряда на расстоянии 40-45 см друг от друга ставятся 6-7 кеглей от стартовой линии через 2 м. Все игроки выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя дети бегут друг за другом «змейкой» между кеглями, оббегая их с одной и другой стороны, возвращаясь к стартовой линии. Побеждает та команда, которая не задела ни одной кегли (2 раза).

Получить полный текст

Карточка 3

Подвижная игра «Сделай фигуру»

По сигналу воспитателя по физкультуре играющий принимают фигуру или позу какого-нибудь сказочного героя, животного, насекомого и т. п. Музыка прекращается, воспитатель отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.

Игровые упражнения

1. «Не попадись».

Из играющих с помощью считалочки выбирается 2-3 водящих, они становятся в центр круга. Остальные дети стоят по кругу и по сигналу воспитателя начинают прыгать в него и из него по мере приближения водящих. Отмечается самый быстрый водящий, который поймал больше всех играющих, и ловкий играющий, которого ни разу не поймали. Игра повторяется с переменой водящих 2 раза.

2. «Мяч в стену».

Игроки свободно выстраиваются перед стеной на расстоянии 3 м от нее с большим мячом в руках. По сигналу свистка воспитателя дети бросают мяч о стену и ловят его двумя руками после отскока от земли (8-10 раз).

Карточка 4

Подвижная игра «Удочка»

Игроки стоят по кругу, в центре – воспитатель по физической культуре. Он держит веревку с привязанным к ней мешочком с песком. По команде воспитателя: «Начали!» он начинает вращать веревкой по кругу над полом. Играющие по мере приближения веревки перепрыгивают через нее двумя ногами вместе, прыгают высоко, чтобы веревка не задела их ног. Описав 3-4 круга, воспитатель останавливается и подсчитывает количество задевших за мешочек игроков. Игра продолжается 2-3 раза.

Малоподвижная игра «Летает, не летает»

Дети стоят по кругу или в шеренге, воспитатель стоит так, чтобы его не было всем видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например:

Воспитатель по физкультуре: Парашютист (поднимает руки вверх ).

Дети поднимают руки вверх.

Воспитатель по физкультуре: Самолет (поднимает руки вверх ).

Дети поднимают руки вверх.

Воспитатель по физкультуре: Вертолет (поднимает руки вверх ).

Получить полный текст

Дети поднимают руки вверх.

Воспитатель по физкультуре: Дом (поднимает руки вверх ).

Дети не поднимают руки вверх и т. д.

Игровые упражнения

1. «Поймай мяч».

Игроки распределяются на группы по три человека. Двое встают друг от друга на расстоянии 2 м, у одного в руках большой мяч, а третий встает в центре. По сигналу воспитателя двое перекидывают мяч друг другу. Как только стоящий в центре коснется мяча или поймает его, игроки меняются местами (3 раза).

2. «Будь ловким».

Параллельно в два ряда на расстоянии 40-45 см друг от друга ставятся 6-7 кеглей. Все игроки выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах друг за другом «змейкой» между кеглями, возвращаясь к стартовой линии. Побеждает та команда, которая не задела ни одной кегли (2 раза).

3. «Найди свой цвет».

Все играющие распределяются на 3-4 маленьких круга вокруг кеглей какого-нибудь цвета, каждый круг запоминает цвет своей кегли. По первому сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке, воспитатель в это время меняет местами кегли, а по второму сигналу дети берут и становятся в круги вокруг кегли своего цвета. Отмечаются те дети, которые первыми построились в круг (3 раза).

Карточка 5

Подвижная игра «Быстро возьми»

Воспитатель по физкультуре раскладывает по всей площадке кубики, мячи, мешочки с песком, маленькие резиновые игрушки, шишки, которых должно быть на 1-2 меньше, чем количество играющих детей. Под музыку дети бегают вокруг, между предметами. Как только музыка прекращается, дети берут по одному предмету и поднимают его над головой. Тот, кто не успел поднять какой-нибудь предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

Малоподвижная игра «Затейник»

С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так!..

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником. Игра повторяется 2-3 раза.

Получить полный текст

Игровые упражнения

1. «Проведи мяч».

Все играющие стоят на стартовой линии. У каждого в руках большой мяч. Расстояние от стартовой линии до финиша - 5-6 м. По сигналу воспитателя дети бегут с мячом, отбивая его о пол, до финиша, затем так же возвращаются обратно. При беге тело слегка наклонено вперед, отбивая мяч, рука согнута в локте, кисть свободна, ладонь сверху мяча, пальцы расставлены.

2. «Не попадись».

Из играющих с помощью считалочки выбирается 2-3 водящих, они становятся в центр круга. Остальные дети стоят по кругу и по сигналу воспитателя начинают двумя ногами прыгать в него и из него по мере приближения водящих. Отмечается самый быстрый водящий, который поймал больше всех играющих, и ловкий играющий, которого ни разу не поймали. Игра повторяется с переменной водящих 2 раза.

3. «Мяч водящему».

Играющие распределяются по 2-3 команды и выстраиваются в круг. В центре каждого находится водящий с мячом. По сигналу воспитателя водящие перебрасывают мяч игрокам двумя руками от груди и получают его обратно.

Когда мяч обойдет всех игроков, водящий поднимает руки вверх со словами: «Готово!» Побеждает тот круг, в котором мяч быстрее обойдет всех игроков.

Карточка 6

Подвижная игра «Перелет птиц»

На одном конце зала находятся дети – они «птицы». На другом конце зала – гимнастические скамейки, кубы и т. п. – это «деревья». По команде воспитателя: «Птицы улетают!» дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу. По команде воспитателя: «Буря!» бегут к возвышенностям и прячутся там. Когда воспитатель скажет: «Буря прекратилась!», дети спускаются, («птицы» продолжают свой «полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске. Игра продолжается 2-3 раза.

Надежда Кузнецова
Консультация для воспитателей старшей группы «Подвижные игры»

Уважаемые коллеги!

Как мы знаем, подвижные игры играют важную роль в жизни ребёнка. Они укрепляют здоровье детей, способствуют их правильному физическому развитию, содействуют овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями, воспитывают необходимые морально-волевые и физические качества, прививают организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Чтобы детям было интересно, воспитателю надо :

Знать наизусть ход и правила игры ,

Помнить, что игра должны быть доступна детям,

Подбирать игру в соответствии с программными требованиями,

Вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, считалками, стихами и т. п.

Начинать обучение подвижным играм организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель ).

Переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм,

Следить за дозировкой физической нагрузки,

Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к переутомлению.

Обязательно подвести итог игры .

По степени нагрузки подвижные игры разделяются на :

Игры большой подвижности : одновременно участвует вся группа ; ведущие движения – бег и прыжки.

Игры средней подвижности : участвует вся группа , но характер движений играющих относительно спокойный или движения выполняются подгруппами ; ведущие движения – ходьба, передача предметов.

Игры малой подвижности : движения выполняются в медленном темпе; ведущие движения – ходьба, игры на внимание .

Хочу предложить игры разной подвижности для детей старшей группы .

Игры большой подвижности :

«Быстро возьми - быстро положи»

Задачи : упражнять в беге по прямой с ускорением.

На одной стороне площадки стоят 3 стула, на каждом по 3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5 м стоят 3 корзины. Играют 3 команды по 4 ребёнка. Детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в корзину. Детей подбирать примерно одинаковых по силам. Выигрывает команда , которая быстро и правильно выполнит задание.

«Зайцы и волк»

Задачи : упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед; учить действовать по сигналу.

На игровой площадке обозначается дом зайцев - линией, чертой, шнуром. Дети встают за линию на некотором расстоянии друг от друга. В стороне на расстоянии 3-3,5 м от зайцев находится волк. Звучат слова педагога :

Зайки скачут : скок, скок, скок

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Зайцы выбегают на полянку, прыгают, «щиплют» травку, резвятся. Через 30-45 секунд педагог говорит :

Торопитесь, зайки! Убегайте вы с лужайки!

Волк идет сюда, беда, Разбегайтесь кто куда!

После последних слов педагога зайки убегают от волка в свой дом, волк пытается зайцев поймать.

«Мыши в кладовой»

Задачи : упражнять в подлезании под веревку; упражнять в умении действовать по сигналу.

На площадке для игры обозначается линия (длина 3,5-4 м) . Дети встают за черту на некотором расстоянии друг от друга. Это - мыши, находящиеся в своем домике-норке. На противоположной стороне площадки между двумя деревьями педагог протягивает веревку на высоте 50-60 см от земли - это кладовая. Сбоку от играющих, примерно на равном расстоянии от домика мышей и от кладовой, находится кошка (выбрать считалкой) . Кошка говорит : Напилась я молока,

Спать прилягу я пока.

Мышей в кладовке не видать,

Могу я сладко-сладко спать.

Кошка «засыпает» , дети-мыши бегут в кладовую. Подбегая к кладовой, дети нагибаются, чтобы не задеть веревку и не упасть. В кладовой дети присаживаются на корточки и делают вид, что грызут продукты (сыр, печенье, сухари) . Кошка просыпается, потягивается, произносит :

Как я сладко поспала. Кладовая-то цела?

Ох, мышей полна кладовка, Убегайте-ка, плутовки!

После этих слов мыши убегают в свой дом-норку, а кошка ловит мышей (дотрагивается до ребёнка) . После игры надо посчитать пойманных «мышат» . Игра продолжается с другой кошкой. В конце игры отмечают самую быструю кошку.

САМОЛЕТЫ

Задачи : Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель . Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает , какая колонна построилась первой.

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Играющие стоят в шеренгу. Воспитатель дает каждому по ленте разного цвета. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По сигналу : «Найди себе пару!» , дети, имеющие ленты одинакового цвета, находят себе пару. Каждая пара, используя ленты, делает ту или иную фигуру. Дети меняют цвета лент и игра продолжается.

Анализ подобранных игр. Подвижные игры Данные подвижные игры , с высокой подвижностью , развивают у детей умение выполнять движения по сигналу, упражняют их в беге, быстроте, выносливости, развивают ориентировку в пространстве.

ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ .

ЛОХМАТЫЙ ПЕС Задачи : Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, говоря :

«Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо- смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?».

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту) . Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Варианты : Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути детей.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ Задачи : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения.

На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Считалкой выбирают медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит : «Идите гулять!» . Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят : У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит. Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Кого поймал- отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь. Для усложнения игры можно выбрать двух медведей.

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК.

Задачи : Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание : Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь» . Все дети должны перейти через ручей.

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

КОШКА И МЫШКА

Задачи : Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее . Они могут вбегать в круг, подлезая под руки стоящих в кругу. Дети идут по кругу и говорят : Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет.

После слов кошка начинает ловить мышку.

Анализ подобранных игр.

Подвижные игры подобраны с учётом возраста детей, их физиологических особенностей, двигательного опыта.

Игры со средней подвижностью развивают у детей умение выполнять движения по сигналу, развивают ориентировку в пространстве, упражняют их в умении быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга, развивают у детей выдержку, навык коллективного движения, внимание, ловкость.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ .

ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ.

Задачи : Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!» , все по очереди бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель . Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель вместе с детьми отмечают, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

Задачи : Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой.

Дети (3-4 ребёнка) становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит : «Поднимите мешочки!» . Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и дают другим детям, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки. Можно поставить ориентиры, чтобы было лучше видно, кто дальше бросил.

ПОПАДИ В ВОРОТЦА

Задачи : Развивать у детей ловкость, меткость.

Дети с мячами в руках строятся в 3 колонны и встают перед чертой, в 3 метрах от которой находятся дуги «воротца» . Друг за другом дети катят мяч, пытаясь попасть в воротца. Когда все дети выполнят упражнение, подсчитываем количество мячей, попавших в воротца.

УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ

Задачи : Развивать у детей слуховое внимание.

Дети стоят по кругу. В центре – водящий (выбирают считалкой) . Дети идут по кругу и говорят :

Маша, ты сейчас в лесу,

Мы зовём тебя : «Ау» ,

Ну-ка глазки закрывай, не робей,

Кто позвал тебя узнай поскорей!

Воспитатель предлагает водящему закрыть глаза, затем дотрагивается рукой до одного из играющих, который называет имя водящего. Если водящий отгадал, кто его позвал, то они меняются местами. Если нет - игра продолжается.

Анализ подобранных игр.

Подвижные игры подобраны с учётом возраста детей, их физиологических особенностей, двигательного опыта.

Игры малой подвижности развивают у детей умение выполнять движения по сигналу, развивают ориентировку в пространстве, развивают у детей выдержку, внимание, ловкость, меткость, слух.

Надеюсь, данный материал поможет Вам в работе.

Выбор редакции
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...